УДК 657
ЗАКОН ОБ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ БАЗЫ АУДИТА
Аннотация. Представлены аргументы, обосновывающие, что в России существует сформировавшийся правовой механизм регулирования аудиторской деятельности. Дана характеристика организации аудита в России как особой разновидности отношений в условиях современной рыночной экономики с учетом специфики субъектного состава, в том числе профессиональных участников аудиторского рынка, и динамики их развития. Ключевые слова: аудиторская деятельность (аудиторские услуги), аудитор, аудит, аудиторское заключение, саморегулируемая организация аудиторов.
AUDIT LAW AND ITS IMPORTANCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE LEGAL FRAMEWORK OF THE AUDIT
Annotation. Presents arguments justifying that in Russia there is an established legal mechanism of regulation of auditor activity. The characteristic organization of audit in Russia as special types of coherence relations in the conditions of modern market economy with regard to the special-fics subject composition, including professional participants of the auditor-ski market, and the dynamics of their development.
Keywords: auditing activities (audit services), the Audi-tor, audit, audit report, self-regulatory organization of auditors.
Среди видов финансового контроля аудит является независимым видом контроля. Аудит - это независимая экспертиза финансовой отчетности организации на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности организации.
Аудит в России не начинался с «чистого» лица. Аудиторская деятельность в России начала формироваться на основе российского опыта ведомственного и государственного контроля, сложившегося в реальной экономике. Отсутствие четкого правового регулирования аудиторской деятельности отождествляло ее в общественном создании с ведомственными видами финансово-хозяйственной деятельности, усложняло становление рыночных отношений в стране. Поэтому в законодательном порядке должны быть определены принципиальные границы государственного регулирования и саморегулирования аудиторской деятельности. Для формирования негосударственной независимой формы финансового контроля была взята за основу мировая практика аудита.
Развитие и совершенствование законодательной основы аудиторской деятельности происходило под влиянием ее тенденций, которые были направлены на отход от государственного контроля. В настоящее время почти во всех странах рыночной экономики, в том числе и в России, широко используется негосударственный контроль. Принятие Федерального закона от 30 декабря 2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности», было направлено, в первую очередь, на законодательное обеспечение существенного снижения административного вмешательства в аудиторскую профессию, освобождение государства от выполнения избыточных функций по регулированию аудиторской деятельности, создание механизмов профессионального и общественного надзора за деятельностью аудиторов.
Этот процесс происходил постепенно. Целый ряд важнейших функций регулирования аудиторской деятельности, таких как предоставление права заниматься аудиторской деятельностью, разработка федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодекса профессиональной этики,
З.В. Чеботарева О.В. Шкапова
Zoya Chebotareva Olga Shkapova
© Чеботарева З.В., Шкапова О.В., 2015
внешний контроль качества работы аудиторских организаций и аудиторов, организация системы непрерывного повышения квалификации аудиторов и контроль за соблюдением ими соответствующих требований, принятие мер дисциплинарного воздействия к аудиторским организациям и аудиторам от Минфина России был передан саморегулируемым организациям (СРО) аудиторов, начиная с 1 января 2009 г. Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном было сведено к выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере, ведению госреестра саморегулируемых организаций аудиторов, анализу состояния рынка аудиторских услуг в РФ.
Когда с 1 января 2010 г было отменено лицензирование аудиторской деятельности, то одновременно было введено обязательное членство аудиторов и аудиторских организаций в СРО. В противном случае они были не вправе проводить аудит и оказывать сопутствующие аудиту услуги. В соответствии с пп. 2-3 ст. 1 Федерального закона № 307-ФЗ под аудиторской деятельностью понимается деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].
Помимо этого Федеральным законом № 307-ФЗ были установлены дополнительные требования к аудиторам и аудиторским организациям, которые были призваны повысить качество аудиторских услуг и обеспечить независимость аудиторов и аудиторских организаций. В целях поддержки малого бизнеса были снижены требования к численности аудиторов в аудиторской организации, индивидуальные аудиторы допущены к проведению обязательного аудита. Также был введен единый квалификационный аттестат аудитора, который дает право аудиторам проводить аудит в любых отраслях экономики.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» был подготовлен на базе четырех ранее разработанных проектов. В нем также были использованы положительные позиции Временных правил, а также были учтены особенности перехода России к рыночной экономике, практика российских аудиторских компаний и, в некоторой степени, зарубежный опыт осуществления аудиторской деятельности [11, с. 32]. Подготовленный законопроект, с учетом поправок в первом чтении, расширил полномочия профессиональных аудиторских объединений в решении отдельных вопросов, определил основные понятия аудита, а также общероссийские правила (стандарты) аудиторской деятельности. Впервые Закон «Об аудиторской деятельности» № 119-ФЗ вступил в силу 9 сентября 2001 года, обозначил новый этап аудиторской деятельности в Российской Федерации. Условия и правила аудиторской деятельности, требования, предъявляемые к аудиторам и аудируемым лицам, были им законодательно установлены. Новый Федеральный закон от 30.12.2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обновил, скорректировал некоторые реалии для аудиторов, внес кардинальные изменения в их деятельность и в подход к существующим понятиям и категориям аудита.
Прежде всего, это касается независимости аудита. С одной стороны, имеются требования к независимости аудитора, под понятие конфликта интересов подпадает наличие практически любых совместных финансовых интересов у клиента и аудитора, а также же любых иных стимулов, которые могут влиять на выражение аудитором своего мнения в интересах клиента. С другой стороны вырастает ценность аудиторского заключения для пользователей финансовой отчетности аудируемого лица, как мнения, выражаемого действительно независимым аудитором, действующим в общественных интересах.
Пользователь аудиторских услуг должен также учитывать, что помимо требований о независимости в соответствии с п .1 и п.3 статьи 7 ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторы в своей профессиональной деятельности обязаны руководствоваться требованиями федеральных стандартов аудиторской деятельности и кодексом профессиональной этики аудиторов, под которым подразумевается свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями, аудито-
рами при осуществлении ими аудиторской деятельности. Для качественного и успешного проведения аудиторских проверок, а также оказания аудиторских услуг возникла необходимость применения и совершенствования в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.
В части 9 статьи 23 Федерального закона до утверждения уполномоченным федеральным органом соответствующих федеральных стандартов аудиторской деятельности обязательными для аудиторских организаций, аудиторов являлись федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные до дня вступления в силу Федерального закона № 307-ФЗ. Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. № 696. Пунктом 10 ст. 23 было предусмотрено, что до одобрения совета по аудиторской деятельности обязательным является Кодекс этики аудиторов России, одобренный Советом по аудиторской деятельности при Минфине России 31 мая 2007 г.
Становление рыночной экономики, передача в частную собственность средств производства, развитие банковского, страхового дела и инвестиционной активности привело к необходимости изменять и адаптировать к ней аудиторскую деятельность. Аудит стал осуществляться в первую очередь в интересах собственников с целью защиты их имущественных интересов. Для успешного развития аудита была создана соответствующая нормативная база, которая продолжает развиваться, выходят новые нормативно-правовые акты, которые все четче регулируют аудиторскую деятельность. Минфин России приказом от 20.05.2010 № 46н утвердил и ввел в действие три федеральных стандарта аудиторской деятельности:
- ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения о ее достоверности» определяет требования к форме, содержанию, порядку подписания и представления аудиторского заключения, а также к порядку формирования мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» устанавливает требования к порядку формирования модифицированного мнения, а также определяет требования к аудиторскому заключению, содержащему модифицированное мнение;
- ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» определяет требования к форме и содержанию информации, которая призвана привлечь внимание пользователей отчетности к обстоятельствам, которые, в частности, могут являться основополагающими для понимания (способствовать пониманию) отчетности, аудиторского заключения, ответственности аудитора.
По аналогии с международными стандартами, аудиторскую деятельность в РФ теперь регулируют 3 стандарта. При этом ФСАД 1/2010 «Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности и формирование мнения об ее достоверности» раскрывает общие принципы и структуру аудиторских заключений и приводит примеры немодифицированных мнений. ФСАД 2/2010 «Модифицированное мнение в аудиторском заключении» раскрывает виды модифицированных мнений и предоставляет аудитору детальный алгоритм для выбора вида аудиторского заключения. ФСАД 3/2010 «Дополнительная информация в аудиторском заключении» раскрывает порядок включения в аудиторское заключение дополнительной информации (обстоятельств, не влияющих на аудиторское мнение, но имеющих существенное значение с точки зрения формирования достоверной информации для пользователей отчетности). Поскольку модифицированные мнения в заключениях раскрываются отдельным стандартом, подход данного стандарта к модифицированным мнениям существенно более детализирован. В сравнении с ранее действовавшим ФПСАД 6, в ФСАД 2/2010 более детально раскрываются обстоятельства, являющиеся основанием для выражения отрицательного мнения, отказа от выражения мнения и мнения с оговорками.
Необходимость нормативно-правового регулирования аудита была вызвана важностью ауди-
торской деятельности для государства и общества в целом, поскольку пользователями информации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности того или иного экономического субъекта является широкий круг лиц. Всегда имеется потребность к повышению объективности показателей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответственно имеется необходимость совершенствования регулирования порядка проведения аудиторской проверки для обеспечения названной объективности. В этой связи следует обратить внимание на п. 2 ст. 14 Федерального закона № 307- ФЗ, в котором указано, что при проведении аудита аудируемое лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано не предпринимать каких бы то ни было действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудита, а также на сокрытие (ограничение доступа) информации и документации, запрашиваемых аудиторской организацией или индивидуальным аудитором [1]. В законе № 307- ФЗ особо указано, что наличие в запрашиваемой аудиторской организацией или индивидуальным аудитором для проведения аудита информации и документации сведений, содержащих коммерческую тайну, не может являться основанием для отказа в их предоставлении. Если же аудируемое лицо будет отказывать аудитору в предоставлении необходимой информации и документации, то аудитор будет обязан в соответствии с п. 4 ст. 13 Закона № 307- ФЗ отказаться от проведения аудита или от выражения своего мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности. Анализ действующего законодательства по регулированию аудиторской деятельности в России позволяет выделить некоторые аспекты, которые требуют дальнейшей разработки. В этой связи важным аспектом аудиторской деятельности является ответственность аудитора как субъекта профессиональной деятельности. Аудитор несет ответственность за составление аудиторского заключения. Аудиторы помимо общегражданской ответственности несут и профессиональную ответственность. Профессиональная ответственность - это ответственность, возникающая в связи с выполнением профессиональных обязанностей. Подобная ответственность характерна для профессии врача, адвоката, бухгалтера, аудитора. Частным случаем профессиональной ответственности аудитора является ответственность за неквалифицированное проведение проверки.
Оценивая современное состояние нормативной и методической базы аудита и результаты практической деятельности аудиторских организаций в Российской Федерации, можно говорить об устойчивых положительных тенденциях в сфере формирования цивилизованного рынка аудиторских услуг. Сейчас при принятии новых нормативных актов, регулирующих отношения в той или иной области хозяйственной деятельности, часто ссылаются на необходимость сближения российской и мировой практики. Однако, учитывая существенные отличия нашей экономики от экономики развитых стран, можно сказать, что этот процесс будет достаточно продолжительным. По мере развития рыночной экономики и аудита в России и создания профессиональных аудиторских объединений они должны взять на себя основную работу по созданию аудиторских стандартов, профессиональной подготовке и аттестации специалистов, осуществлению контроля за профессиональной деятельностью аудиторов. Тогда, на первое место выйдут интересы экономических субъектов, затем аудиторов и аудиторских фирм и уж затем государства.
Таким образом, за последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый, вневедомственный финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства. По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание консалтинговых услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования. Таким образом, аудит приобретает все
большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны. Это позволит повысить качество аудиторской деятельности, защитить интересы аудиторов и аудируемых лиц, а также интересы заинтересованных пользователей экономической информации.
И значит, в процессе законотворчества наука и практика являются основополагающими, потому что законы - это определенная ступень, позволяющая развиваться аудиту в России. А развитие аудита в сфере экономики всегда будет предоставлять новые предпосылки для совершенствования законодательной базы по регулированию аудиторской деятельности. Поэтому, недалеко то время, когда закон «Об аудиторской деятельности» будет изменен, потому что с введением МСФО в России бухгалтерский учет и аудит получат новые импульсы для динамического роста и расширения.
Библиографический список
1. Федеральный закон РФ от 30.12.2008 г. № 307-ФЭ «Об аудиторской деятельности» (в ред. от 23.07.2013 г.) // Российская Газета - Федеральный выпуск № 4824.
2. Подольский, В. И. Аудит: учебное пособие / В. И. Подольский. - Москва, Юнити, 2010. - 432 с.
3. Подольский, В. И. Аудит: учебник для вузов / В. И. Подольский, Г. Б. Поляк, А. А. Савин [и др.]; Под ред. проф. Подольского В.И. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 665 с.
4. Барышников, Н. П. Организация и методика проведения аудита / учебное пособие. - М. : Информационный издательский дом «ФИЛИН», 2011. - 512 с.
5. Рожкова, Н. К. Аудит государственных прндприятий: теория, методология, практика / Н. К. Рожкова. -Хабаровск, 2009 - 98 с.
6. Юдина, Г. А. Теоретические, организационно-правовые и методические основы аудита: учебное пособие / Г. А. Юдина, М. Н. Черных. - Красноярск, 2011. - 112 с.
7. Чеботарева, З. В. Роль экспресс аудита в повышении достоверности информационной системы / З. В. Чеботарева. - Донецк, 2012. - 5 с.