«ЗАКОН ДИМЫ ЯКОВЛЕВА»: СОЦИАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИНЯТИЯ
И.И. КУБАРЬ
кандидат юридических наук М.Г. МУСАЕВ
Научная специальность: 12.00.03 — Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;
международное частное право E-mail: [email protected]
Аннотация. На основе анализа общедоступных сообщений средств массовой информации, данных официальных информационных источников и нормативных правовых актов рассматриваются социальные и правовые последствия принятия Федерального закона от 28 декабря 2012 г. N° 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации».
Ключевые слова: усыновление, дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, «Закон Димы Яковлева», иностранное усыновление, «акт Магнитского».
«DIMA YAKOVLEV'S LAW»: SOCIAL AND LEGAL CONSEQUENCES OF ACCEPTANCE
I.I. KUBAR
candidate of jurisprudence M.G. MUSAEV
Annotation. On the basis of the analysis of public messages of mass media, these official information sources and regulations social and legal consequences of adoption of the Federal law of 28.12.2012 No. 272-FZ «About measures of impact on the persons involved in violations of the fundamental rights and freedoms of the person, the rights and freedoms of citizens of the Russian Federation» are considered.
Key words: adoption, children of the orphan, children without parental support, «Dima Yakovlev's Law», foreign adoption, «Magnitsky's act».
1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»1 (далее также — Закон, «Закон Димы Яковлева»).
Данный Закон принят в ответ2 на принятие в США так называемого «акта Магнитского»3, который предусматривает введение финансовых и визовых санкций в отношении россиян, причастных, по мнению американских конгрессменов, к смерти в российском СИЗО аудитора фонда Hermitage Capital Сергея Магнитского4.
Представители государственной власти России с публичными обвинениями представителей государственной власти США не согласились. В связи с чем, и видимо5 с целью опровергнуть данные обви-
нения, учредили аналогичный (но уже в отношении граждан США) список в России путем принятия указанного выше Закона.
Однако, небывалая известность в России «Закона Димы Яковлева» и его непринятие значительной частью граждан России вызваны не этим. Общественный резонанс и возмущение6 у людей вызвала ст. 4 Закона, согласно которой российским детям запрещено быть усыновленными гражданами США.
Вопрос о соответствии логике и целесообразности лишения детей России права быть усыновленными гражданами США в знак несогласия с обвинениями США в совершении российским гражданами преступлений и с целью опровержения таких обвинений уже был предметом небольшого иссле-дования7 и едва ли нуждается в дополнительных комментариях. В настоящей работе предлагается
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
обратить внимание на социальные и правовые по- РФ «Усыновите.ру»8, с 2004 г.9 США неизменно следствия, вызванные принятием указанного Закона. входило в тройку иностранных государств, гражда-Социальные последствия. Согласно статисти- не которых ежегодно усыновляли наибольшее чис-ке, размещенной на Информационно-консультаци- ло российских детей. Статистика выглядит следую-онном портале Министерства образования и науки щим образом.
Таблица № 1
Год Страны с наибольшим числом усыновлений Численность детей Численность детей-инвалидов Соотношение числа усыновленных детей и детей инвалидов в %
2012
Италия 762 53 7,0
США 646 71 11,0
Испания 502 28 5,6
2011
США 956 89 9,3
Италия 798 30 3,8
Испания 685 28 4,1
2010
США 1016 44 4,3
Испания 792 43 5,4
Италия 686 26 3,8
2009
США 1432 81 5,7
Испания 826 39 4,7
Италия 745 37 5,0
2008
США 1773 97 5,5
Испания 904 37 4,1
Италия 496 35 7,1
2007
США 2012 53 2,6
Испания 947 47 5,0
Италия 438 8 1,8
2006
США 3468 80 2,3
Испания 1294 38 2,9
Италия 704 21 3,0
2005
США 3966 стат. отсутствует
Испания 1263 стат. отсутствует
Италия 653 стат. отсутствует
Общее число усыновленных гражданами США российских детей с 2005 г. (детей-инвалидов с 2006 г) 15 269 515
Итого в год 1 909 64
Из приведенной выше таблицы видно, что ежегодно гражданами США усыновлялось в среднем 1909 детей, из них 64 ребенка-инвалида.
В этой связи следует особо обратить внимания на следующие разъяснения, которые дал Верховный суд в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 апреля 2006 г. № 8 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел об усыновлении (удочерении) детей»10: «усыновление детей иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представилось возможным передать этих детей на воспитание (усыновление, опека, попечительство, приемная семья или иные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации) в семьи граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, или на усыновление родственникам детей независимо от места жительства и гражданства этих родственников (п. 1 ст. 123, п. 4 ст. 124 СК РФ). Данные ограничения соответствуют положениям ст. 21 Конвенции о правах ребенка, которой признано, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком только тогда, когда ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая в состоянии была бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
Таким образом, почти две тысячи детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей ежегодно не могли быть усыновлены в России. Российские суды признали, что усыновление их в России было невозможным11.
Исходя из вышеизложенного в результате принятия «Закона Димы Яковлева» начиная с января 2013 г. число российских детей, усыновление которых российскими гражданами невозможно, увеличится на сотни, а возможно и тысячи.
Таковы социальные последствия принятия «Закона Димы Яковлева».
Крайне маловероятно, что запрет усыновления российских детей гражданами США автоматически повлечет за собой рост числа усыновлений другими иностранными государствами. В такой ситуации законодатель обязан был принять оперативные меры
для защиты прав российских детей. И в этом аспекте необходимо обратиться к правовым последствиям принятия рассматриваемого Закона.
Правовые последствия можно разделить на две группы. Первая — это негативные последствия, вторая — последствия положительные. При этом, следуя логике, «Закон Димы Яковлева» можно считать оправданным только в том случае, если положительные последствия компенсируют все негативные.
В качестве основного негативного последствия (по описанным выше основаниям) можно назвать лишение детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей права быть усыновленными гражданами США. Конечно можно учитывать и официальную позицию по этому вопросу, апеллирующую статистикой смертей усыновленных российских детей в США. Так, по словам заместителя министра образования и науки РФ Игоря Реморенко в США с 1996 г. по 2012 г. погибли девятнадцать усыновленных российских детей12. 21 января 2013 г. в США в результате несчастного случая погиб еще один российский ребенок — Максим Кузьмин13.
Однако, во-первых, при чем тут Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», если запрет распространяется и на законопослушных граждан США?
Во-вторы, нельзя также забывать о том, что в среднем (см. Табл. № 1) граждане США усыновили с 2005 г. по 2012 г.г. 13363 (тринадцать тысяч триста шестьдесят три) российских ребенка (1909 человек в год х 7 лет). Примерный процент усыновлений, приведших к смерти детей, таким образом, равен 0,1% (20 х 100/13363). При этом, как указал Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Павел Астахов, статистика смертности детей, усыновленных российскими гражданами не ведется вообще14. Сведения о смертности усыновленных российских детей в других иностранных государствах в СМИ отсутствует.
Вторым существенным негативным правовым последствием можно назвать отмену от имени Российской Федерации Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 г. (п. 2 ст. 4 «Закона Димы Яковлева»). Указанное Соглашение не только по-новому и весьма обстоятельно регулировало процедуру и условия усыновления российских детей гражданами США, но и закрепляло важные права усыновленных детей, в том числе и тех, которые были усыновлены до введения в действие Соглашения. В частности на специализированные органы и организации США Соглашением возлагались обязанности по контролю за условиями жизни и воспитания усыновленного ребенка, а также по сообщению региональному органу государства происхождения и исполнительным органам государства происхождения и принимающего государства о новом усыновлении о том, что усыновление больше не отвечает наилучшим интересам ребенка и что существует необходимость отмены этого усыновления и/или переустройства ребенка в другую семью (включая усыновления, осуществленные до вступления в силу настоящего Соглашения) и др.
После принятия «Закона Димы Яковлева» указанные обязанности отменены и предоставлять России информацию об усыновленных российских детях, их условиях жизни и воспитания в США принимающая страна больше не обязана. Вместе с тем, как было указано выше, в США сейчас проживают тысячи усыновленных российских детей.
Касательно положительного аспекта принятия «Закона Димы Яковлева» можно назвать существенный рост внимания государства к правовому регулированию правоотношений с участием детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Начало активной правотворческой деятельности в указанной сфере было положено15 Указом Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»16.
Каковы же обозначенные меры и в какой степени они реализованы на данный момент можно увидеть на примере нижеследующей таблицы.
Таблица № 2
Меры, направленные на улучшение правового и социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей согласно Указу Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
№ Исполнитель и срок исполнения Содержание поручения Выполнено/ Не выполнено в срок Приняты меры (на июнь 2013 г.)
1 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей. Выполнено 16 апреля 2013 г. принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении Проект Федерального закона № 229781-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
2 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: упрощение процедур передачи на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Выполнено Принято Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 118 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи» Принято Постановление Правительства РФ от 12 мая 2012 г. № 474 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам передачи детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью»
3 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: совершенствование оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в случае выявления у них заболеваний медицинской помощи всех видов Выполнено Проект Федерального закона № 217151-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»
4 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: осуществление контроля за качеством проведения медицинских осмотров, диспансеризации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за качеством последующего оказания медицинской помощи таким категориям детей Сведения о выполнении отсутствуют в СМИ Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2013 г. № 116 «О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» поручения Президента перепоручены Министерству Здравоохранения РФ и Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения. Кроме этого даны рекомендации органам исполнительной власти субъектов РФ
5 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Выполнено Минздравом России подготовлен проект соответствующего приказа
6 Правительство РФ — до 15 марта 2013 г. Принять решения, обеспечивающие: установление порядка медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Выполнено 15 февраля 2013 г. принят Приказ Минздрава России № 72н «О проведении диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», который на конец первого квартала 2013 г. опубликован не был и в силу не вступил. 11 апреля 2013 г. принят Приказ Минздрава России от № 216н «Об утверждении Порядка диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе усыновленных (удочеренных), принятых под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью»
7 Правительство РФ — до 1 марта 2013 г. Внести в ГД СФ РФ проект ФЗ о предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей; Выполнено 26 апреля 2013 г. принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении Проект Федерального закона № 229790-6 «О внесении изменения в ст. 218 ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации»
8 Правительство РФ — до 1 марта 2013 г. Внести в ГД СФ РФ проект ФЗ об увеличении с 1 января 2013 г. размера социальной пенсии, назначенной в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 руб. в месяц Выполнено Принят Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 51-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
9 Правительство РФ — до 1 марта 2013 г. Внести в ГД СФ РФ проект ФЗ об увеличении с 1 января 2013 г. размера единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, предусмотренного Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»; Выполнено Подготовлен и 16 апреля 2013 г. принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении Проект Федерального закона № 229781-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
10 Правительство РФ — до 1 марта 2013 г. Внести в ГД СФ РФ проект ФЗ об изменении установленной разницы в возрасте между усыновителем, не состоящим в браке, и усыновляемым ребенком, оставив принятие окончательного решения на усмотрение суда Выполнено
11 Правительство РФ — до 15 февраля 2013 г. Представить предложения об увеличении с 1 января 2013 г. размера компенсационной выплаты, установленной Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 г. № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами», лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет Выполнено Указ Президента РФ от 26 февраля 2013 г. № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» Постановление Правительства РФ от 2 мая 2013 г. № 397 «Об осуществлении ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы» (вместе с «Правилами осуществления ежемесячных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет или инвалидами с детства I группы»)
12 Правительство РФ — до 15 февраля 2013 г. Представить предложения о механизмах стимулирования субъектов Российской Федерации к установлению и выплате ежемесячного денежного вознаграждения и к осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей опекунам (попечителям), приемным родителям, патронатным воспитателям, дифференцированного в зависимости от критериев, перечисленных в Указе Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688. Не выполнено
13 Правительство РФ — до 15 февраля 2013 г. Представить предложения о доведении к 2018 г. средней заработной платы педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации Выполнено частично О применении данного пункта Указа даны разъяснения в Письме Минтруда России от 16 апреля 2013 г. № 12-3/10/2-2125 «О заработной плате педагогических работников образовательных, медицинских организаций или организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей» Данная задача отражена в «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г.» (утв. Правительством РФ 31 января 2013 г.). За месяц до принятия Указа Распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. № 2190-р была утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012—2018 г.г.
14 Правительство РФ — до 15 февраля 2013 г. Представить предложения об уточнении содержания информации, представляемой органами опеки и попечительства в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и о периодичности обновления информации, содержащейся в названном банке Не выполнено
15 Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (рекомендовано) без указания срока В приоритетном порядке доработать проекты федеральных законов «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства», предусмотрев в том числе уточнение порядка приема ребенка в патронатную семью и форм его воспитания Не выполнено Законопроект № 3138-6 «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (внесен на рассмотрение 28 ноября 2011 г.; принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении 16 марта 2012 г.) — на рассмотрении более полутора лет; Законопроект № 42197-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства» (внесен на рассмотрение 23 марта 2012 г.; принят Государственной Думой ФС РФ в I чтении 25 сентября 2012 г.) — на рассмотрении более года;
16 Верховному Суду Российской Федерации — без указания срока Рекомендовано дать судам разъяснения о применении норм законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере усыновления (удочерения) детей, по делам об усыновлении (удочерении) детей с учетом вступления в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», устанавливающего запрет на усыновление (удочерение) детей, имеющих российское гражданство, гражданами Соединенных Штатов Америки. Выполнено Письмо Верховного Суда РФ от 22 января 2013 г. № 7-ВС-224/13 «О решениях судов Российской Федерации об усыновлении гражданами Соединенных Штатов Америки детей, являющихся гражданами Российской Федерации»
17 Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и институтами гражданского общества — без указания срока Реализовать комплекс мер, направленных на формирование в обществе ценностей семьи, ребенка, ответственного родительства, в том числе на позитивное восприятие института устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, а также предусматривающих расширение доступа граждан к информации об этой категории детей. Сведения о выполнении отсутствуют в СМИ Результаты должны содержаться в докладах в Правительство РФ с 2013 г. в соответствии с Планом первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 г.г., утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
18 Высшим а) обеспечить выполнение Сведения
должностным и контроль за реализацией о выполнении
лицам переданных субъектам отсутствуют
(руководителям Российской Федерации полномочий в СМИ
высших по организации
исполнительных и осуществлению деятельности
органов по опеке и попечительству,
государственной социальной поддержке
власти) субъектов и социальному обслуживанию
Российской детей-сирот и детей,
Федерации — оставшихся без попечения
без указания родителей;
срока б) обеспечить подготовку квалифицированных кадров для привлечения их в сферу опеки и попечительства, а также развитие системы дополнительного образования, реализацию программ повышения квалификации, профессиональной переподготовки и переобучения работников указанной сферы.
Кроме того, рассматриваемым Указом внесены изменения в перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 г. № 1199 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»17, следующего содержания: «12. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том числе переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи), находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.»
Подведем итоги нормотворческой деятельности в сфере правового регулирования правоотношений с участием детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей за истекшие с момента принятия «Закона Димы Яковлева» шесть с лишним месяцев.
Из восемнадцати поручений, данных Президентом РФ государственным органам власти, формально выполненными можно считать одиннадцать. Сведений о выполнении оставшихся семи поручений автору настоящей работы найти не удалось.
Так какие же положительные правовые последствия принятия «Закона Димы Яковлева» могут ощутить дети-сироты, дети оставшиеся без попечения родителей, усыновители и россияне, намеревающиеся усыновить детей?
Во-первых, с 1 января 2013 г. размер социальных пенсий детям-инвалидам и инвалидам с детства 1-й группы увеличен на 20% или на 1451 руб. (до 8704 руб.).
Во-вторых, назначение ежемесячных выплат трудоспособным лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами или инвалидами с детства I группы, регламентировано новыми Правилами. При этом ежемесячная выплата указанным лицам установлена в следующих размерах: родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) — 5500 рублей (увеличено на 4300 руб.18), другим лицам — 1200 рублей (размер остался прежним).
В-третьих, определен порядок проведения диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Все остальные меры в сфере улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей вот уже спустя полгода со дня принятия «Закона Димы Яковлева» находятся в планах и перспективах.
Думается, что едва ли три указанные меры способны стать необходимым стимулом для усыно-
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права
вителей, который позволит увеличить число усыновлений детей в России на несколько сотен или даже тысяч. Остается только надеяться, что хотя бы к концу года все существующие законодательные инициативы получат, наконец, нормативное и действенное воплощение, что позволит улучшить существующую ситуацию с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей в России, а также увеличит число усыновлений российских детей российскими гражданами. А пока вопрос о компенсации негативных последствий принятия «Закона Димы Яковлева» положительными последствиями его принятия остается открытым.
1 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7597.
2 Так, например, заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Вячеслав Никонов и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков открыто заявили, что «Закон Димы Яковлева» является «российским ответом на принятый сенатом США закон о «списке Магнитского». См.: Ответ на закон о «списке Магнитско-го» назовут именем Димы Яковлева [Электронный ресурс] — Российская газета. 2012, 11 декабря — Электрон. текст. данн. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2012/12/11/ yakovlev-anons.html, свободный. — Загл. с экрана; Голодец написала Путину про акт [Электронный ресурс] — Сетевое издание «Интерфакс», 25.12.2012. — Электрон. текст. и граф. дан. — Режим доступа: http://interfax.ru/russia/txt.asp ?id=282651&sw=%E7%E0%EA%EE0/oED+0/oC4%E8%EC%F B+%DF%EA%EE%E2%EB%E5%E2%E0&bd=24&bm=2&b y=2012&ed=24&em=3&ey=2013&secid=0&mp=2&p=1, свободный. — Загл. с экрана.
3 Официальное название закона: Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012 (Акт Сергея Магнитского о верховенстве закона и ответственности от 2012 г.). См.: H.R. 4405 (112th): Sergei Magnitsky Rule of Law Accountability Act of 2012 [Электронный ресурс] — Электрон. текст. данн. — Режим доступа: http://www.govtrack.us/congress/bills/112/ hr4405/text, свободный. — Загл. с экрана.
4 Вступил в силу резонансный «закон Димы Яковлева» [Электронный ресурс] — Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» (РБК). 2013, 1 января — Электрон. текст. и граф. дан. — Режим доступа: http://top.rbc.ru/ politics/01/01/2013/839221.shtml, свободный. — Загл. с экра-
5 К сожалению, до официальных разъяснений цель «Закона Димы Яковлева» можно лишь предполагать, т.к. в самом Законе ни предмет регулирования, ни цели, ни задачи не указаны. Исходя из его названия можно было бы предположить, что целью данного закона являются меры воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации. Однако, к сожалению, ст.ст. 3 и 4 Закона прямо противоречат указанной цели, так как представляют собой меры, применяемые к гражданам США и организациям независимо от совершения ими каких-либо правонарушений.
См. об этом подробнее: Заключение Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека на федеральный закон «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ 21 декабря 2012 г. [Электронный ресурс] — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.president-sovet.ru/news/3314/, свободный. — Загл. с экрана.
6 В воскресном марше в Москве принимают участие 7 тысяч человек [Электронный ресурс] — Российская газета. 2013, 13 января — Электрон. текст. данн. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/13/tsifri-site-anons.html, свободный. — Загл. с экрана.; В Москве начался марш в защиту права американцев усыновлять детей из РФ [Электронный ресурс] — Российская газета. 2013, 13 января — Электрон. текст. данн. — Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/01/13/ marsh-anons.html, свободный. — Загл. с экрана.; В Петербурге на митинг против «закона Димы Яковлева» вышли 2 тысячи человек; в ГУ МВД насчитали тысячу [Электронный ресурс] — «Газетами», 13.01.2013 — Электрон. текст. данн. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/ ^^43/2013/01/13/^2704593^^, свободный. — Загл. с экрана.
7 Кубарь И.И., Мусаев М.Г., «Закон Димы Яковлева»: основные положения Федерального закона от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Защити меня. 2013. № 1. С. 5—10.
8 http://www.usynovite.ru
9 Статистика за более ранние периоды не представлена.
10 Российская газета, 2006. № 92.
11 Согласно ст.ст. 125, 165 СК РФ усыновление иностранными гражданами производится только судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора.
12 Дневное пленарное заседание Госдумы 22 марта 2012 г. [Электронный ресурс] — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/news/273/249964/, свободный. — Загл. с экрана.
13 Максим Кузьмин умер в результате несчастного случая -итоги экспертизы [Электронный ресурс] — Электрон. текст. дан. — Режим доступа: http://www.dallastelegraph.com/50937, свободный. — Загл. с экрана.
14 Состоялся Координационный совет региональных Уполномоченных по правам ребенка в ЦФО — [Электронный ресурс] — Электрон. текст. и граф. дан. — Режим доступа: http://www.rfdeti.ru/display.php?id=4479, свободный. — Загл. с экрана.
15 Следует отметить, что Распоряжением Правительства РФ от 15 октября 2012 г. № 1916-р был утвержден План первоочередных мероприятий до 2014 г. по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 г.г.. Кроме того, 26 декабря 2012 г. было принято Постановление СФ ФС РФ № 462-СФ «О мерах по совершенствованию механизма усыновления детей гражданами Российской Федерации» Однако указанные нормативные акты не способствовали существенному повышению нормотворческой активности на федеральном уровне.
16 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7860.
17 СЗ РФ. 2012. № 35. Ст. 4774.
18 До 1 января 2013 г. неработающим трудоспособным лицам, в том числе родителям (усыновителям), а так же опекунам (попечителям), осуществляющим уход за указанной категорией нетрудоспособных граждан, платилась компенсационная выплата в размере 1200 руб..