Научная статья на тему 'Закон 1901 года "Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири", как попытка преодоления кризиса дворянского землевладения'

Закон 1901 года "Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири", как попытка преодоления кризиса дворянского землевладения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
150
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВОРЯНСКОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ / КАЗЕННЫЕ ЗЕМЛИ / ПОМЕСТНОЕ ДВОРЯНСТВО / ЗЕМЕЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / АРЕНДА / УЧАСТОК / NOBLE LAND TENURE / PUBLIC LANDS / LOCAL NOBILITY / LAND OWNERSHIP / LEASE / LAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федосеев Роман Васильевич

Статья посвящена изучению вопроса, связанного с принятием в начале XX века закона «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири». Данный правовой акт проанализирован в свете предпринимаемых тогда попыток стабилизации дворянского землевладения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ADOPTION OF THE LAW OF 1901 "ON THE WITHDRAWAL OF PRIVATE INDIVIDUALS STATE-OWNED LANDS IN SIBERIA", AS AN ATTEMPT TO OVERCOME THE CRISIS OF NOBLE LANDOWNING

The article examines the issue of adoption in the early twentieth century of the law «On the withdrawal of private individuals state-owned lands in Siberia». This legal act is analyzed in the light of the then ongoing attempts of stabilization of a noble tenure.

Текст научной работы на тему «Закон 1901 года "Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири", как попытка преодоления кризиса дворянского землевладения»

УДК 346

ЗАКОН 1901 ГОДА «ОБ ОТВОДЕ ЧАСТНЫМ ЛИЦАМ КАЗЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ В СИБИРИ», КАК ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕНИЯ КРИЗИСА ДВОРЯНСКОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ

Федосеев Р. В.

докт. истор. наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Мордовский гуманитарный институт, г. Саранск

E-mail: fedoseevrv@gmail. com

THE ADOPTION OF THE LAW OF 1901 «ON THE WITHDRAWAL OF PRIVATE INDIVIDUALS STATE-OWNED LANDS IN SIBERIA», AS AN ATTEMPT TO OVERCOME THE CRISIS OF NOBLE LANDOWNING

Fedoseev R. V.

Doctor in History, Associate Professor Theory and History of State and Law Department, Mordovian Humanitarian Institute, Saransk

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена изучению вопроса, связанного с принятием в начале XX века закона «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири». Данный правовой акт проанализирован в свете предпринимаемых тогда попыток стабилизации дворянского землевладения.

ABSTRACT

The article examines the issue of adoption in the early twentieth century of the law «On the withdrawal of private individuals state-owned lands in Siberia». This legal act is analyzed in the light of the then ongoing attempts of stabilization of a noble tenure.

Ключевые слова: дворянское землевладение; казенные земли; поместное дворянство; земельная собственность; аренда; участок.

Keywords: noble land tenure; public lands; local nobility; land ownership; lease;

land.

Дворянское хозяйство в результате реформ середины XIX в. и последовавшей за ними модернизации экономической системы вынуждено было встало на путь эволюционного развития. Перемены в правовом статусе высшего сословия и его корпоративной организации негативно отразились на экономической составляющей, и большинство дворянских хозяйств в тот период пришло

в упадок. Дворянские имения стали постепенно распродаваться, закладываться, сдаваться в аренду. Из-за этого земельный фонд дворянства быстрыми темпами сокращался, что вызывало серьезную озабоченность у неравнодушных к дворянству общественных кругов, считавших высшее сословие опорой самодержавной власти, а разорение дворян-землевладельцев - угрозой государственному строю.

Для того чтобы спасти дворянство от неминуемого разорения, а так же от потери его исключительного положения, при котором оно наряду со своим служилым характером, имело еще и характер главного собственника земли, в конце XIX века предлагались разнообразные меры [4, с. 33]. Для решения данного вопроса была создана комиссия под руководством члена государственного совета Н. С. Абазы, действовавшая с 1891 по 1895 гг., а в последствии Особое совещание по делам дворянского сословия, образованное в 1897 г. под председательством председателя комитета министров И. Н. Дурново. Самыми распространенными предложениями были известные еще из дореформенной эпохи планы насаждения заповедных имений, майоратов и т.п. наследственных дворянских имений [7, с. 163].

Правительство с целью стабилизации положения дворянства и дворянского землевладения издало ряд законов. Так, 3 июня 1885 г. было принято положение о Государственном Дворянском Земельном Банке, который учреждался «для выдачи долгосрочных ссуд потомственным дворянам - землевладельцам под залог принадлежащей им земельной собственности» [3, с. 263-268]. В 1899 г. было принято Положение о временно-заповедных имениях, согласно которому потомственным дворянам было предоставлено право «учреждать из принадлежащих им как родовых, так и благоприобретенных земельных имуществ временно-заповедные имения» [2, с. 529]. Подобное имение «ни в полном составе, ни в его части, не могло быть отчуждаемо владельцем его посредством какого бы то ни было акта или сделки или подвергаемо разделу, даже если бы и все находящиеся в живых потомки владельца были на то согласны [2, с. 531-532].

Наконец в 1901 г. принимается закон «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири» [1, с. 614-617], более известное как «О насаждении дворянского землевладения в Сибири».

Закон предусмотрел два способа наделения казенными землями:

- продажа казенных земель частным лицам для образования частных хозяйств;

- отвод казенных земель частным лицам для образования частных хозяйств на правах аренды (в последующем с гарантированной возможностью приобретения данных земель в собственность).

Выделение земель в данных целях предполагало необходимость определить территориальные зоны расположения соответствующих владений с желательной возможностью их максимально удобного дробления с учетом наличия плодородных почв. Исходя из этого критерия, выбор пал на Томскую и Тобольскую губернии, а также такие генерал-губернаторства, как Степное, Иркутское и Приамурское [1, ст. 1].

Предлагался и способ определения общей площади казенных земель: по мере необходимости в соответствии с мнением Государственного Совета, по представлению министра земледелия и государственных имуществ, а также по согласованию с министрами внутренних дел и финансов и государственным контролером. Все это диктовалось необходимостью пространственного определения границ действия закона [1, ст. 2].

Законом также были определены конкретные категории земель, подлежащие отведению в целях ведения частного хозяйства: участки из «казенных оброчных статей», т.е. земель предназначенных для продажи, но не реализованных с торгов, из запасных участков и других свободных казенных земель. Не подлежали передаче земли необходимые для государства в лесохозяйственных, горнопромышленных и иных целях, располагались в непосредственной близости к государственной границе, либо находились в устьях или в верховьях

крупных рек. [1, ст. 3]. Стоит сказать, что данное положение существенно увеличивало возможность контроля со стороны государства.

В целях максимально эффективной реализации экономического потенциала отводимых под развитие хозяйства земель было закреплено положение о том, что указанные земли должны были распределяться, по возможности, вперемешку с крестьянскими наделами [1, ст. 4]. Данная норма была направлена, прежде всего, на обеспечение насаждаемых частновладельческих хозяйств рабочей силой и еще раз подчеркивало, что дворянское и крестьянское хозяйства категории взаимозависимые.

Установлен в данном акте максимальный размер площади земельного участка в 3 тыс. дес. указывает на то, что закон был направлен в большей степени на мелкопоместное дворянство, которое в результате мобилизационных процессов, проходивших в рассматриваемый период, потеряло почти все свои земли и которых такое количество земли могло устроить. Впрочем, допускались и исключения: так, превышать установленный размер площади могли землевладения, имевшие крупные по меркам соответствующей местности сельскохозяйственные и промышленные предприятия, а также при наличии разрешения от Комитета Министров на освоение земельного участка много большего размера, чем было установлено ст. 5 соответствующего анализируемого акта [1, ст. 5-6].

В то же время ст. 7 закона установила ограничения в отношении «инородцев» и лиц, которые не принадлежали к русскому подданству, в частности, им запрещалось передача земель не только в собственность и аренду, но и в залог и пожизненное владение [1, ст. 7].

Положения закона, регулирующие вопросы продажи предусматривали формы реализации земли:

- продажа с публичного торга по установленным тогда правилам проведения торгов;

- продажа по рыночной цене (в основном данный вид продажи применялся в случаях приобретения земель с целью создания сельскохозяйственного или промышленного предприятия, фабрики или завода). При этом приобретение земли по «вольной» цене должно было быть признано объективно необходимым и обоснованным государственными органами [1, ст. 8-9].

Кроме того, ст. с 11 по 19 данного закона регламентировали субъектный состав и порядок передачи в аренду земельных участков. Особо оговаривался сословный характер данного нормативного акта. Так, статья 11 указывает, что земли на правах аренды предоставляются исключительно лицам дворянского происхождения, которые «по хозяйственной благонадежности своей, являются желательными, в правительственных видах, землевладельцами в Сибири». Земля предоставлялась в зависимости от размера и трудностей обработки на срок до 99 лет [1, ст. 11, 13]. Данным положением подчеркивалось особое значение дворянского сословия в области укрепления власти и авторитета, выражалось особое доверие и надежда в его силы со стороны государства.

При передаче земельного участка на правах аренды, Управление государственных имуществ регистрировало соответствующий договор, в котором должны были быть указаны размеры и границы земельного участка, условия передачи земли, размер ежегодной арендной платы, сроки платежей, подлежащие выполнению на данном участке работы, сроки их выполнения [1, ст. 1415]. Подробной регламентации подвергается арендная плата и порядок ее уплаты, размер которой ставился в зависимость от доходности земли. В данном контексте, особое значение имело местоположение участка: наиболее пригодные для ведения хозяйства участки находились в менее отдаленных от центральной части государства районах с более развитой инфраструктурой. В то же время, некоторые участки, изначально считавшиеся наиболее рентабельными для ведения хозяйства, не приносили никакого дохода, что усложняло положение лиц, владеющих ими, ведь арендная плата должна была быть размером не меньшим суммы оброчной подати в данной местности [1, ст. 16-17].

В целях своевременного и в полно объеме получения выплат за аренду земли, государство установило систему санкций за неуплату платежей [1, ст. 18]. Хотя, устанавливались и исключения для лиц, неуплата арендных платежей которыми была вызвана «особо уважительными случаями» [1, ст. 19].

Таким образом, закон «Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири» явился одним из звеньев в системе мер, ориентированных на поддержание дворянского землевладения, которое в результате реформ 1861 г. находилось в кризисном положении. Данный акт, имевший явно продворянский характер, направленный на увеличение площади дворянских земель в Сибири, как и другие подобные акты, практически не помог дворянскому землевладению, которое продолжило активно сокращаться и в начале XX века.

Список литературы:

1. Об отводе частным лицам казенных земель в Сибири от 08.06. 1901 г. // ПСЗ-Ш. Т. XXI. № 20338. С. 614-617.

2. Положение о временно-заповедных имениях от 25.05.1899 г. // ПСЗ-Ш. Т. XIX. № 16949.

3. Положение о Государственном Дворянском земельном банке от 03.06.1885 г. // ПСЗ-Ш. Т. V. № 3016. С. 263-268.

4. Богатырев Э. Д., Федосеев Р. В. Кризис дворянского землевладения в конце XIX в. и проекты его преодоления // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. 2015. № 4 (32). С. 31-36.

5. Марискин О. И. Государево тягло. Налогообложение крестьянства России во второй половине XIX - первой трети XX в.: (по материалам Среднего Поволжья). Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 2005.

6. Федосеев Р. В. Дворянское хозяйство Среднего Поволжья во второй половине XIX - начале XX века. Саранск: Изд. центр ИнСтИтут, 2016. 404 с.

References:

1. Ob otvode chastnyim litsam kazennyih zemel v Sibiri ot 08.06. 1901 g. [On the disqualification of public lands for private individuals in Siberia from 08.06. 1901] // PSZ-III. T. XXI. № 20338. S. 614-617.

2. Polozhenie o vremenno-zapovednyh imeniyah ot 25.05.1899 g. [The situation of temporarily protected the estates from 25.05.1899] // PSZ-III. T. XIX. № 16949.

3. Polozhenie o Gosudarstvennom Dvoryanskom zemel'nom banke ot 03.06.1885 g. [The regulation of the State Noble land Bank from 03.06.1885] // PSZ-III. T. V. № 3016. S. 263-268.

4. Bogatyirev E. D., Fedoseev R. V. Krizis dvoryanskogo zemlevladeniya v kontse XIX v. i proektyi ego preodoleniya [Crisis of noble landownership in the late XIX century. And projects to overcome it] // Gumanitariy: aktualnyie problemyi nauki i obrazovaniya. 2015. no. 4 (32). P. 31-36.

5. Mariskin O. I. Gosudarevo tyaglo. Nalogooblozhenie krestyanstva Rossii vo vtoroy polovine XIX - pervoy treti XX v. : (po materialam Sred. Povolzhya) [Sovereignty is a tax. Taxation of the peasantry of Russia in the second half of the XIX - first third of the XX century: (Based on materials from the Middle Volga Region)]. Saransk: Izd-vo Mordovskogo un-ta, 2005.

6. Fedoseev R. V. Dvoryanskoe hozyaystvo Srednego Povolzhya vo vtoroy polovine XIX - nachale XX veka [The nobility of the Middle Volga region in the second half of the XIX - beginning of the XX century]. Saransk: Izd. tsentr InStItut, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.