Научная статья на тему 'ЗАКОН'

ЗАКОН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
191
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАКОН»

ЛОНГ М. ЗАКОН

LONG M.

LA LOI // Rev. administrative. - P., 2001. -N 324.- P. 566-572.

Автор статьи рассматривает порядок принятия и применения закона как основного источника права в современной Франции, его соотношение с другими законодательными актами.

Понятие закона как источника неотъемлемых прав было дано в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1789 г., хотя существовали и другие подходы к определению этого термина. Так Фома Аквинский признавал основным содержанием закона всеобщие благо и справедливость, видел в нем не продукт деятельности государственных структур, а воплощение божественных заветов по устройству жизни в обществе. Вольтер развел понятия закона и справедливости, отмечая тот факт, что справедливость является естественной потребностью человека, она универсальна и поэтому не может содержаться ни в законе, ни в ином нормативно-правовом акте.

Но наиболее близкой к юридическому определению была философская доктрина закона Ж.-Ж. Руссо, который трактовал его как выражение интересов общества, как результат политической активности граждан. Сегодня закон обладает наивысшей юридической силой, что закреплено в Конституции Франции в соответствии с принципом разделения властей и системой сдержек и противовесов, позволяющих не допустить абсолютной монополии законодательной либо исполнительной власти. В истории Франции были примеры, когда сильная исполнительная власть практически свела к нулю процесс правотворчества (кризис Третьей республики 1877 г.). С установлением Четвертой республики была сделана попытка легализации так называемых декретов-законов, т.е. законодательных актов, обладающих силой закона, но издаваемых органами исполнительной власти. Национальная ассамблея стремилась делегировать часть своих полномочий правительству. Государственный совет дал следующие разъяснения по данному вопросу: «Исполнительные органы власти также являются субъектами законодательной инициативы и вправе издавать подзаконные нормативные акты, развивающие или конкретизирующие положения

законов. Только закон вправе давать толкование положений, содержащихся в Конституции и Декларации прав и свобод человека и гражданина». Таким образом, уравнивание юридической силы закона и декрета приводит к нарушению основного закона государства - Конституции. Но в то же время необходимо отметить, что устранение пробелов в законодательстве путем издания соответствующих декретов является более оперативным способом, нежели ожидание необходимого закона.

Конституционный совет предложил для решения этого вопроса развести два понятия, а именно: «конституционные положения» и «основные принципы права». Для законодательного регулирования первого блока вопросов необходимы только законы, а в сфере «основных принципов права» могут быть использованы как законы, так и декреты. Это позволяет сохранить принцип верховенства закона и наделить органы исполнительной власти правомочиями в соответствии с конституционным принципом сдержек и противовесов.

В законодательной системе Франции важную роль играет Конституционный совет, как на стадии формирования законодательных актов, так и при определении их соответствия положениям Конституции и Декларации прав и свобод человека и гражданина. Около 70% проектов законов, представленных на рассмотрение Конституционному совету, содержат явные ошибки или противоречия действующему законодательству. Участие Конституционного совета в рассмотрении проектов законов может быть инициировано президентом, премьер-министром, председателем Национального собрания и Сената или не менее чем 60 членами ассамблеи или сенаторами. В рамках согласительной законодательной процедуры авторы законопроекта, если он разрабатывается органами исполнительной власти, обязаны пройти согласование с Государственным советом. Стадия согласования с Государственным советом является обязательной, но его предложения по внесению изменений и дополнений в законопроект носят факультативный характер. Таким образом, автор формулирует следующие понятия: «закон» - источник права, обладающий наивысший силой, и «законодательное регулирование» - процедура создания законодательного акта.

Автор уделяет внимание и проблеме соотношения внутренних законов государства с международными договорами. Так, в ст. 55 Конституции Франции закреплен принцип верховенства

международных пактов и договоров после их подписания Францией и официального опубликования на территории страны. В 1999 г. во Франции были опубликованы 99 законов, из них 57 противоречили международным актам. Сегодня основными источниками международного правового регулирования являются акты Европейского сообщества, Устав Организации Объединенных Наций, Европейская конвенция о защите основных прав и свобод человека. В 2001 г. общее количество международных договоров и конвенций, действующих во Франции, составило 118 тыс., не считая рекомендации GATT и Международной торговой организации.

Сегодня международные суды (Европейский суд по правам человека в Страсбурге и Суд Европейского сообщества в Люксембурге) рассматривают многочисленные дела, связанные с нарушением внутренними законами норм и положений международного права. Но есть и специальные случаи, такие как восстановление юридической силы законодательных актов, признанных судами недействительными. Например, по делу Zielinsky Европейский Суд по правам человека в 1999 г. восстановил действие законодательного акта 1994 г., определяющего специальный статус эльзасцев. При разрешении этого дела Суд руководствовался ст. 6-1 Европейской конвенции о правах человека - «каждый имеет право на справедливый суд». Но эта процедура обладает и обратным эффектом. Как можно говорить о суверенности закона, его высшей власти, если суды могут отменять его действие или восстанавливать его в зависимости от конкретных условий. Во избежание повсеместного умаления роли внутреннего закона на фоне формирующегося законодательства Европейского сообщества была создана многоступенчатая система разработки и принятия актов Европейского сообщества. Предложения по законопроектам представляются Европейской комиссией только после их согласования с органами исполнительной власти и Государственным советом Франции как одной из стран - участниц Европейского сообщества. В то же время, если законодательные органы (Национальная ассамблея или Сенат) имеют свои предложения по внесению изменений в предлагаемый законопроект, они могут представить их в Брюссель на согласование с другими участниками сообщества.

Подводя итог, автор подчеркивает, что основное содержание закона - это права и свободы человека и гражданина, основная функция государства - это их защита и обеспечение соблюдения. Поэтому действия органов государственной власти в процессе за-

конодательного урегулирования не должны заменять сам закон как источник права. Руссо сказал: «Стоит бороться ради жизни, а не ради борьбы»; так и законы стоит принимать, чтобы их применять, а не оспаривать и отменять.

А.Н. Лужина

КАМБИ Ж.-П.

СООТНОШЕНИЕ ЗАКОНА И ПРАВОВОЙ НОРМЫ

CAMBY J.- P.

LA LOI ET LA NORME (б propos de la diïcision n° 2005-512 DC du 21 avril 2005) // Rev. du droit public. - P., 2005. - N 4. -

P. 849-867.

Основная роль Конституционного совета состоит в создании средств, поддерживающих иерархию законов, пишет автор. Одним из негативных последствий системы конституционного контроля является то, что Конституционный совет может попытаться выступить в качестве законодателя, вкладывая в нормативно-правовой акт иной смысл, когда он не рассматривает текст нормативного акта непосредственно, а прислушивается к общественным дискуссиям, присоединяется к одной из спорящих сторон.

До настоящего времени конституционный контроль заключался в проверке соблюдения законодательной компетенции органом (п. 2 ст. 37 Конституции Франции), издавшим рассматриваемый правовой акт. Правительство позволяло парламенту (законодательная компетенции парламента предусмотрена ст. 3 Конституции Франции) включать в проект закона поправки к нему или положения, которые должны быть оформлены регламентом, при условии, что парламент не искажает смысла вопроса, проводит парламентские дебаты и исходит из общей пользы. При желании правительство может ограничить вмешательство парламента в сферу своих полномочий. Оно вправе на стадии обсуждения проекта закона обратиться в Конституционный совет с жалобой о нарушении п. 2 ст. 37 Конституции Франции. В соответствии с обычаем Совет, отступая от точного смысла текста Конституции, удовлетворяет это требование.

В результате вмешательства парламента в сферу деятельности правительства законы часто перегружаются лишними подроб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.