ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АССАМБЛЕЯ
Г. А. Бордовский,
ректор Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена
Уважаемые коллеги!
Прежде всего хотел бы поблагодарить всех, начиная с нашего министерства, которое прониклось идеей открытия Года учителя в форме Педагогической ассамблеи, подсказало нам многие формы нашего взаимодействия, без этого ничего бы не было. Естественно, я бы хотел поблагодарить и Представительство Президента в Санкт-Петербурге за активное продвижение идеи о проведении открытия Года учителя у нас в Санкт-Петербурге на базе нашего университета. Я безмерно благодарен нашему Президенту за участие в Педагогической ассамблее несмотря на его крайнюю занятость. Мне как обычному человеку даже трудно представить, насколько интенсивен его жизненный ритм, как много переключе-
ний ему приходится ежеминутно производить в своем сознании. На меня произвело огромное впечатление общение Дмитрия Анатольевича со студентами во время посещения экзаменов.
Я хочу поблагодарить всех участников Педагогической ассамблеи, руководство нашего города и руководство нашей области, которые являются нашими стратегическими партнерами, вас, уважаемые коллеги, приехавшие из всех уголков нашей страны. Своих коллег-ректоров я еще буду иметь возможность благодарить на пленуме УМО, который мы сегодня проводим.
Признателен всем, кто, не имея возможности приехать, прислал приветствия в адрес Педагогической ассамблеи. Среди них — две правительственные телеграммы.
Дорогие друзья!
От имени правительства Москвы и от себя лично горячо и сердечно поздравляю вас с торжественным открытием Года учителя в Российской Федерации!
Это знаменательное и масштабное событие в жизни российского педагогического сообщества, имеющее общенациональное звучание. Год учителя закрепляет безусловный приоритет образования в государственной политике нашей страны, будущее которой связано с экономикой знаний, утверждением высоких нравственных ценностей в обществе. Профессионализм и талант российского учительского корпуса — важные слагаемые успешной модернизации государства.
Москва активно включилась в проведение Года учителя. Мы будем и впредь всемерно развивать систему столичного образования, приумножать лучшие традиции отечественного просвещения, продвигать инновации, повышать авторитет и социальный статус профессии учителя.
Желаю всем российским педагогам новых ярких достижений в благородном и творческом труде, душевного тепла, терпения, здоровья и большого счастья!
Мэр Москвы Ю. М. Лужков
От имени Министерства культуры Российской Федерации сердечно приветствую участников церемонии торжественного открытия Года учителя. Продолжая традиции отечественного образования, внедряя инновации, совершенствуя свое педагогическое мастерство, преподаватели трудятся на благо Отечества, посвящают свою жизнь образованию и духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Надеюсь, что Год учителя откроет новые перспективы для развития профессионального потенциала преподавателей, поможет в реализации творческих и научно-исследовательских проектов, подарит много ярких впечатлений. Желаю всем больших успехов, радости, крепкого здоровья, благополучия, свершений и побед.
Министр культуры Российской Федерации А. А. Авдеев
Выступление Г. А. Бордовского
Я бы еще хотел сказать, что в нашей ассамблее принимали участие зарубежные друзья, которые не по обязанности к нам приехали, а именно как друзья и коллеги. Я имею в виду делегации Ереванского национального университета, Абхазского государственного университета, Педагогического университета имени Абая. Должен доложить, что сегодня в отношениях с Абхазским государственным университетом сделан очень важный шаг: мы подписали договор о сотрудничестве, более того, наметили обширную программу, которая будет продолжаться в ближайшее время. Мне чрезвычайно приятно, что эта программа начнется с подготовки учителей физики. Я уверен, что это событие позволит нам расширить наше международное сотрудничество, которое, я надеюсь, будет плодотворным.
Я бы хотел, чтобы все мы были солидарны в том, что образование — это абсолютный приоритет на все времена, если мы хотим быть развитой страной. Не было еще примера динамичного развития страны, которое не начиналось бы с колоссального приоритетного развития образования. Мы можем посмотреть на восток (это Япония, Южная Корея, Китай), мы можем посмотреть на наших ближайших соседей (Финляндия является безусловным мировым лидером по высоким технологиям, по высокотехнологичному производству) — все они начинали с приоритета в области образования. Если мы обратимся к нашей истории, то убедимся, что великой державой наша страна стала прежде всего потому, что произвела революцию в образовании, когда предоставила доступ к образованию всем без исключения слоям населения, когда были открыты основные и поныне существующие педагогические институты, подготовлены новые педагоги, а не церковноприходские учителя или случайно попавшие в школу, поскольку не могли найти другую работу, интеллигенты прежнего времени. Была создана система, на которой была построена индустриализация. Мне кажется, если бы мы серьезно относились к
перестройке, то, конечно, надо было начинать с перестройки нашего образования. Я думаю, что неудачи перестройки и весь произошедший сумбур — следствие того, что страна не занималась проблемами образования как реально приоритетными. Если мы сегодня в полной мере не используем шанс Года учителя, глубокое понимание нашим Президентом и Правительством значимости образования, нельзя будет провести модернизацию, стать в современном понимании передовой технологической державой. От нас зависит очень многое.
Я бы хотел сказать, что одним из главных недостатков нашего сообщества (может быть, даже всей страны) является постоянное ожидание того, что кто-то придет и кто-то сделает. Мне не хотелось бы, чтобы в Год учителя мы по-прежнему надеялись на то, что Президент сделает, Правительство сделает. Если мы не будем сами своим ежедневным трудом, своей общественной деятельностью, своей позицией, своим общением с родителями, с депутатами, со всем нашим обществом защищать наше образование и образовывать этих людей в нужном направлении, нам очень трудно будет получить качественно новую ситуацию в нашей системе. Я призываю нас всех к тому, чтобы мы в Год учителя были активны не только на профессиональном уровне, но и на общественно-профессиональном, ссылаясь и на нашу ассамблею, и на слова Президента, на его позицию, доказывали, что образование — это безусловный приоритет в нашей стране от сегодняшнего дня и на всю оставшуюся жизнь.
Спасибо вам всем за ваше участие, за активную, заинтересованную позицию. В учительской аудитории мне приходится бывать часто, и не всегда эта аудитория так внимательно слушает выступающих. Попадая в учительскую аудиторию, нередко видишь внутреннее отчуждение, а в вашем лице я увидел очень внимательных слушателей, я понял, что вы — учителя с большой буквы, поскольку для вас важны суть и смысл того, чем мы занимаемся.
Спасибо большое.