Научная статья на тему 'Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ'

Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
746
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРАКТЫ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ КОНТРАКТЫ / ЗАКАЗЧИК / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Горшкова Л. Л.

В статье на практических примерах рассмотрен порядок заключения муниципальных договоров в соответствии со Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заключение муниципальных контрактов на выполнение работ»

Бухгалтер и закон

ЗАКЛЮЧЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ

КОНТРАКТОВ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ

Л. Л. ГОРШКОВА, руководитель ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94) под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный заказчиком от имени РФ, субъекта РФ или муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Государственный (муниципальный) контракт заключается органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения муниципальных нужд, предусмотренных в расходах местного бюджета.

Рассмотрим на практических примерах сложные вопросы, с которыми сталкиваются заказчики, бюджетные учреждения, уполномоченные органы при заключении государственных (муниципальных) контрактов.

Ситуация 1. По результатам проведенного администрацией муниципального образования конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок главой администрации муниципального образования издано постановление об отмене результатов открытого конкурса. Были аннулированы протокол заседания комиссии и протокол заседания конкурсной комиссии по рассмотрению документов, направленных

участниками конкурса, и определению победителя. Одновременно организации, осуществляющей пассажирские перевозки, вручено уведомление о досрочном расторжении договора на осуществление перевозок.

Победитель полагает, что постановление главы администрации противоречит действующему законодательству и нарушает его права и законные интересы.

Обоснованна ли позиция победителя?

По мнению автора, оспариваемое постановление принято главой администрации муниципального образования с превышением полномочий в нарушение требований действующего законодательства. В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными ст. 12 ГК РФ.

В соответствии с пп. 1, 2 и 4 ст. 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.

В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель иного имущественного права на нее. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу — лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.

В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.

В пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъясняется, что в силу п. 1 ст. 449 ГК РФ публичные торги, проведенные в порядке, установленном для исполнения судебных актов, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в случае нарушения правил, установленных законом. Споры о признании таких торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.

Согласно ст. 13 ГК РФ, п. 6 постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой

Гражданского кодекса Российской Федерации» ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления может быть признан судом недействительным, в том случае если он не соответствует закону или иным правовым актам и одновременно указанным актом нарушены гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица.

На основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № 131-Ф3) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Закону № 131-Ф3, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

В силу п. 1 ст. 48 Закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления обладает полномочиями по устранению нарушений законодательства путем отмены ранее принятых им ненормативных правовых актов. В то же время, если такое решение направлено в итоге на возникновение и прекращение гражданских прав, то возникшие в данном случае гражданские права могут быть оспорены только в судебном порядке. Возможность решения этого вопроса в административном порядке законодательством не допускается. Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2010 № 15951/09.

Таким образом, реализация органом местного самоуправления полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. По общему правилу, предусмотренному ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ, орган местного самоуправления должен доказать наличие правовых оснований для принятия им оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия). Принятый органом местного самоуправления акт должен соответствовать закону и не нарушать прав и законных интересов граждан и организаций. Следовательно, глава администрации муниципального района не обладает полномочиями по отмене результатов открытого конкурса.

Данная точка зрения разделяется и правоприменителями (например, см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 № 17АП-9830/2011-АК по делу № А60-11966/2011).

Исходя из вышеизложенных норм, оспариваемое постановление принято главой администрации муниципального образования с превышением полномочий в нарушение требований действующего законодательства.

Ситуация 2. Администрация муниципального образования (заказчик) разместила заказ в форме открытого конкурса на право заключения государственных контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ.

В качестве нарушений антимонопольный орган по жалобе, поданной в установленном порядке заинтересованным лицом, признал, что установление в конкурсной документации требования об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц неправомерно.

Обоснованна ли позиция антимонопольного органа?

По мнению автора, установление в конкурсной документации требования об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц правомерно, поскольку данное положение вытекает из сути договора на выполнение научно-исследовательских работ, прямо установлено ГК РФ и как следствие — не подлежит трактовке в качестве требования в соответствии с Законом № 94-ФЗ. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.

В соответствии с п. 1 ст. 770 ГК РФ исполнитель обязан провести научные исследования лично. Он вправе привлекать к исполнению договора на выполнение научно-исследовательских работ третьих лиц только с согласия заказчика.

В соответствии с п. 4 ст. 11 Закона № 94-ФЗ при размещении заказа путем проведения торгов устанавливаются следующие обязательные требования к участникам размещения заказа:

• соответствие участников размещения заказа требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом торгов;

• неприостановление деятельности участника размещения заказа в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в конкурсе или заявки на участие в аукционе.

В соответствии с ч. 1, 2 и 5 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация разрабатывается заказчиком, уполномоченным органом, специализированной организацией и утверждается заказчиком, уполномоченным органом.

Конкурсная документация должна содержать:

• требования, установленные заказчиком, уполномоченным органом, к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требования к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара;

• требования к размерам, упаковке, отгрузке товара;

• требования к результатам работ;

• иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг потребностям заказчика.

При этом, если иное не предусмотрено конкурсной документацией, поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, не прошел ремонта, в том числе восстановление, замену составных частей, восстановление потребительских свойств).

К конкурсной документации должен быть приложен проект контракта (в случае проведения конкурса по нескольким лотам — проект контракта в отношении каждого лота), который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

В соответствии с ч. 1 и 4 ст. 25 Закона № 94-ФЗ для участия в конкурсе участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе в срок и по форме, которые установлены конкурсной документацией.

Требовать от участника размещения заказа иного, за исключением предусмотренных подп. «а» — «в», «д» и «е» п. 1, пп. 2 и 3 ч. 3 ст. 25 Закона № 94-ФЗ документов и сведений, не допускается. Не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления оригиналов документов.

В соответствии с ч. 13 ст. 28 Закона № 94-ФЗ любой участник конкурса после размещения протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе вправе направить заказчику, в уполномоченный орган в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, запрос о разъяснении результатов конкурса. Заказчик, уполномоченный орган в течение двух рабочих дней со дня поступления такого запроса обязаны представить участнику конкурса в письменной форме или в

форме электронного документа соответствующие разъяснения.

Поскольку требование об обязательном согласовании с заказчиком привлекаемых к исполнению государственного контракта третьих лиц прямо установлено ГК РФ в отношении исполнения договора на выполнение научно-исследовательских работ, его включение в конкурсную документацию не может свидетельствовать об установлении дополнительного требования к участнику размещения заказа и ограничении его прав в контексте ст. 11 Закона № 94-ФЗ. Изложенная точка зрения содержится и в постановлении ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4894-11 по делу № А40-97840/10-21-535.

Ситуация 3. Муниципальным заказчиком был размещен заказ в виде открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на выполнение работ. Один из участников подал заявку на выполнение отдельных позиций лота. Правомерно ли выполнение отдельной позиции лота по муниципальному контракту?

В соответствии с Законом № 94-ФЗ при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг путем проведения торгов могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении о проведении конкурса или аукциона, в конкурсной документации, документации об аукционе отдельно указываются: ^ предмет;

^ начальная (максимальная) цена; ^ сроки и иные условия поставки товаров, выполнения работ или оказания услуг. Участник размещения заказа подает заявку на участие в конкурсе или аукционе в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный государственный или муниципальный контракт. Решение о способе размещения заказа принимается заказчиком, уполномоченным органом.

При размещении заказа заказчик наделен: ^ правом самостоятельного выделения отдельных лотов (по группам, классам, видам и иным единицам);

^ правом выставления предмета торгов единым лотом;

> правом определения его содержания (с обязательным указанием отдельных условий оказания соответствующих услуг). Кроме того, допускается возможность объединения в состав одного лота технологически и

функционально связанных между собой товаров, работ, услуг.

В соответствии с ч. 3 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация не должна содержать требований к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с ч. 3.1 ст. 34 Закона № 94-ФЗ документация об аукционе не может содержать: ^ указания на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя;

^ требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.

В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Закона № 94-ФЗ под открытым аукционом в электронной форме на право заключить контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 и 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее — запрос котировок) запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Наряду с установленными ч. 1 и 2 ст. 17 Закона № 135-ФЗ запретами при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок.

В соответствии со ст. 47 Градостроительного кодекса РФ виды работ по инженерным изысканиям, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией (СРО)

свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по инженерным изысканиям могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с ч. 4 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные СРО свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.11.2008 № 864 «О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утверждается Минрегионом России.

Перечнем видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, утвержденным приказом Минрегиона России от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», установлено, что для работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации требуется получение различных свидетельств о допуске к работам, выданных соответствующими СРО.

По мнению автора, объединение в один лот различных по функциональным характеристикам услуг влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, которые могут принять участие в торгах по отдельным товарам или группам таких товаров.

Участник размещения заказа не допускается к участию в аукционе, в случае если его заявка не

соответствует требованиям документации об аукционе. При этом заключение контракта на поставку отдельных позиций лота не допускается.

Поскольку потенциальный участник аукциона в предложенной ситуации должен иметь два свидетельства на осуществление двух различных видов деятельности — на проектирование и осуществление инженерных изысканий, а данные виды работ не являются технологически и функционально связанными между собой, одновременное включение их в один лот является неправомерным.

Аналогичной точки зрения придерживается и правоприменитель (см. постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 № 17АП-3707/2008-АК по делу № А60-1730/2008).

Таким образом, выполнение отдельной позиции лота по муниципальному контракту неправомерно, так как противоречит Закону № 94-ФЗ.

Ситуация 4. Администрация муниципального образования (казенное учреждение) провела конкурс на заключение договора (контракта) на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования в соответствии с положением о соответствующем конкурсе, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования.

Организация считает, что проведение конкурса на заключение договора (контракта) на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на регулярных (постоянных) городских автобусных маршрутах на территории муниципального образования является неправомерным, поскольку он был проведен не в порядке, установленном Законом № 94-ФЗ, а в соответствии с положением о соответствующем конкурсе, утвержденным постановлением главы администрации муниципального образования. Правомерны ли действия администрации?

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона № 94-ФЗ данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и нужд бюджетных учреждений, за исключением тех случаев, когда такие услуги оказываются международными финансовыми организациями, созданными в соответствии с международными договорами, участником которых является РФ, а также международными финансовыми организациями, с

которыми РФ заключила международные договоры. Перечень указанных международных финансовых организаций утверждается Правительством РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 94-ФЗ под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств РФ, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует РФ (далее — федеральные нужды), либо потребности субъектов РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов РФ, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее — нужды субъектов РФ).

Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов РФ понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов РФ (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения отнесены к вопросам местного значения поселения.

Согласно п. 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 101 иск о признании публичных торгов недействительными, заявленный лицом, права и законные интересы которого не были нарушены вследствие отступления от установленного законом порядка проведения торгов, не подлежит удовлетворению.

Поскольку организация пассажирских перевозок осуществлялась администрацией в силу указания закона, а не в целях заказа услуг для муниципальных нужд, действия администрации являются правомерными, поскольку пассажирские перевозки в рамках общественного коммерческого заказа не относятся непосредственно к услугам, являющимся муниципальными нуждами.

Ситуация 5. Государственным заказчиком (казенным учреждением) в установленном по-

рядке осуществлено размещение документации об открытом аукционе в электронной форме (на выполнение работ) на официальном сайте. В документации предусмотрена выплата победителю аванса в размере 15 % от суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года. Организация, желающая участвовать в данном аукционе, просит разъяснить, правомерно ли данное положение?

В соответствии с ч. 1 ст. 41.7 Закона № 94-ФЗ в случае проведения открытого аукциона в электронной форме заказчик, уполномоченный орган, специализированная организация обеспечивают размещение документации об открытом аукционе в электронной форме на официальном сайте в срок, предусмотренный соответственно ч. 1 и 2 ст. 41.5 Закона № 94-ФЗ, одновременно с размещением извещения о проведении открытого аукциона.

Согласно п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ документация об открытом аукционе в электронной форме должна содержать сведения о товарах, работах, услугах, соответственно на поставку, выполнение, оказание которых размещается заказ, и об условиях исполнения контракта, в частности форме, сроках и порядке оплаты товара, работ, услуг.

Анализ п. 11 ч. 3 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ позволяет заключить, что контрактом может быть предусмотрена выплата аванса.

Как установлено ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, лимит бюджетных обязательств — объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).

Учитывая приведенные нормы, следует заключить, что условие документации об открытом аукционе в электронной форме о выплате аванса в размере 15 % от суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года не позволяет установить конкретное числовое значение размера аванса. Исходя из такого условия непонятно, сколько конкретно будет составлять размер аванса и будет ли он выплачиваться победителю на самом деле?

Следовательно, в рассматриваемой ситуации в документации об открытом аукционе в электронной форме не установлен порядок оплаты аванса, что свидетельствует и о неустановлении в целом в документации об открытом аукционе в электронной форме в нарушение п. 8 ч. 4 ст. 41.6 Закона № 94-ФЗ условия о порядке оплаты работ.

Таким образом, положение документации об открытом аукционе в электронной форме, которым предусмотрена выплата победителю аванса в размере 15 % от суммы лимита бюджетных обязательств текущего финансового года, неправомерно.

Ситуация 6. Обязана ли организация — участник размещения заказа, размещенного государственным заказчиком в установленном порядке в форме открытого аукциона в электронной форме, представлять заказчику, уполномоченному органу или аукционной комиссии документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки на участие в аукционе?

В соответствии с ч. 1 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ для участия в открытом аукционе в электронной форме участник размещения заказа, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Согласно ч. 3 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ заявка на участие в открытом аукционе в электронной форме состоит из двух частей. Часть 4 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ устанавливает перечень сведений, которые должна содержать первая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, ч. 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ — перечень документов и сведений, которые должна содержать вторая часть заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

На основании ч. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ требовать от участника размещения заказа иных документов и сведений, за исключением предусмотренных ч. 4 и 6 данной статьи документов и сведений, не допускается.

Части 4 и 6 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ не устанавливают обязанности участника размещения заказа представлять заказчику, уполномоченному органу или аукционной комиссии документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки на участие в аукционе. Следует отметить, что по смыслу приведенной ч. 1 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ получение аккредитации на электронной площадке предшествует подаче заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме.

Как указано в п. 5 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, для получения аккредитации участник размещения заказа представляет оператору электронной площадки копии документов, подтверждающих полномочия руководителя. В случае если от имени участника размещения заказа действует иное лицо, также представляются доверенности, выданные

физическому лицу или физическим лицам на осуществление действий от имени участника размещения заказа по участию в открытых аукционах в электронной форме (в том числе на регистрацию на открытых аукционах), заверенные печатью участника размещения заказа и подписанные руководителем или уполномоченным им лицом. Если такая доверенность подписана лицом, уполномоченным руководителем, должна представляться копия документа, подтверждающего полномочия данного лица, заверенная печатью участника размещения заказа и подписанная руководителем участника размещения заказа.

Следовательно, указание в гл. 3.1 Закона № 94-ФЗ, регулирующей размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме, об обязанно сти представить документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки на участие в открытом аукционе в электронной форме, сформулировано применительно к обязанности представить его оператору электронной площадки, а не в адрес заказчика, уполномоченного органа, аукционной комиссии. Кроме того, представление такого документа необходимо для соблюдения оператором электронной площадки процедуры аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке, а не для участия в конкретном размещении заказа.

Таким образом, обязанность участника размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме представлять заказчику, уполномоченному органу или аукционной комиссии документ, подтверждающий полномочия лица на подписание заявки на участие в аукционе, не установлена.

Список литературы

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ: Федеральный закон от 24.07.2002 № 95-ФЗ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.

3. Градостроительный кодекс РФ: Федеральный закон от 29.12.2004 № 190-ФЗ.

4. Гражданский кодекс (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

5. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.12.2005 № 101.

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ.

7. О защите конкуренции: Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ.

8. О мерах по реализации Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»: постановление Правительства РФ от 19.11.2008 № 864.

9. О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации: постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8.

10. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

11. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ.

12. Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной

документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: приказ Минрегиона России от 30.12.2009 № 624.

13. Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 № 22.

14. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25.02.2010 № 15951/09.

15. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2008 № 17АП-3707/2008-АК по делу № А60-1730/2008.

16. Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 № 17АП-9830/2011-АК по делу № А60-11966/2011.

17. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 23.01.2012 № А11-1560/2011.

18. Постановление ФАС Московского округа от 31.05.2011 № КА-А40/4894-11 по делу № А40-97840/10-21-535.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.