Научная статья на тему 'ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПО ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ 1980 ГОДА: ОФЕРТА И АКЦЕПТ'

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПО ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ 1980 ГОДА: ОФЕРТА И АКЦЕПТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
547
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ДОГОВОРА / CONCLUSION OF CONTRACT / КОНТРАКТ КУПЛИ-ПРОДАЖИ / CONTRACT OF SALE / ВЕНСКАЯ КОНВЕНЦИЯ / VIENNA CONVENTION / ОФЕРТА / OFFER / АКЦЕПТ / ACCEPTANCE / ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / CIVIL LEGISLATION / КОНТРАКТНОЕ ПРАВО / CONTRACT LAW / МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО / PRIVATE INTERNATIONAL LAW / УНИФИЦИРОВАННОЕ ПРАВО / UNIFIED LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Турицын Дмитрий Александрович

В статье рассматривается нормативное регулирование процесса заключения контракта купли-продажи, согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года), в частности - оферты и акцепта. Автор анализирует положения Части II данной Конвенции. Особо отмечаются понятия оферты и акцепта, а также проблемы вопросы регулирования. Обоснован вывод об универсальности норм Венской конвенции 1980 г. перед национальным гражданским контрактным законодательством. Также автор отмечает необходимость исключения ст. 92 Конвенции, как нарушающей весь смысл унификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCLUSION OF CONTRACT OF SALE BY THE VIENNA CONVENTION 1980: OFFER AND ACCEPTANCE

In the article the author considers the regulatory regulation of the process of concluding a sales contract in accordance with the provisions of the United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods (The Vienna Convention, 1980), in particular - offers and acceptance. The author analyzes the provisions of Part II of this Convention. Particular mention is made for the concepts of offer and acceptance, as well as problems of regulation. The author concludes that the norms of the The Vienna Convention of 1980 are universal before the national civil contract law. The author also notes the need to exclude Art. 92 of the Convention as violating the whole meaning of unification.

Текст научной работы на тему «ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПО ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ 1980 ГОДА: ОФЕРТА И АКЦЕПТ»

работы Волгоградской академии МВД РФ.

ЧХВИМИАНИ ЭДУАРД ЖЮЛЬЕНОВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры специальных дисциплин Краснодарского университета МВД России (Eduard-1981@yandex.ru).

SKOGOREVA, TATIANA F. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Investigative Work, Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of the Russian Federation.

CHKHVIMINI, EDUARD J. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of Special Disciplines, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Eduard-1981@yandex.ru).

УДК 341(96)

ТУРИЦЫН Д.А.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ КОНТРАКТА КУПЛИ-ПРОДАЖИ ПО ВЕНСКОЙ КОНВЕНЦИИ

1980 ГОДА: ОФЕРТА И АКЦЕПТ

Ключевые слова: заключение договора, контракт купли-продажи, Конвенция Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года), оферта, акцепт, гражданское законодательство, контрактное право, международное частное право, унифицированное право.

В статье рассматривается нормативное регулирование процесса заключения контракта купли-продажи, согласно положениям Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (Венская конвенция 1980 года), в частности - оферты и акцепта. Автор анализирует положения Части II данной Конвенции. Особо отмечаются понятия оферты и акцепта, а также проблемы вопросы регулирования. Обоснован вывод об универсальности норм Венской конвенции 1980 г. перед национальным гражданским контрактным законодательством. Также автор отмечает необходимость исключения ст. 92 Конвенции, как нарушающей весь смысл унификации.

TURITSYN, D.A.

CONCLUSION OF CONTRACT OF SALE BY THE VIENNA CONVENTION 1980: OFFER AND

ACCEPTANCE

Keywords: conclusion of contract, contract of sale, United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods (The Vienna Convention 1980), offer, acceptance, civil legislation, contract law, private international law, unified law.

In the article the author considers the regulatory regulation of the process of concluding a sales contract in accordance with the provisions of the United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods (The Vienna Convention, 1980), in particular - offers and acceptance. The author analyzes the provisions of Part II of this Convention. Particular mention is made for the concepts of offer and acceptance, as well as problems of regulation. The author concludes that the norms of the The Vienna Convention of 1980 are universal before the national civil contract law. The author also notes the need to exclude Art. 92 of the Convention as violating the whole meaning of unification.

Наиболее популярным контрактом, используемым в мировой практике, является договор купли-продажи (далее по тексту договор и контракт являются аналогичными словами). Данный контракт используется как в частноправовых сделках физических лиц, так и обеспечивает торговые операции юридических лиц. В дополнение ко всему, именно этот вид контрактов регулирует отношения между сторонами в процессе экспорта и импорта.

Не удивительно, что столь сложный институт требует соответствующего регулирования. В настоящее время положения, определяющие договор купли-продажи содержатся в гражданском законодательстве всех стран мира. Также соответствующее внимание ему уделено и в международных актах.

Однако наибольший интерес вызывает не материально-правовое регулирование отдельных особенностей договора купли-продажи, сколько вопрос заключения данного договора. В частности, мы говорим о вопросах предъявления оферты и ее акцепта.

На наш взгляд, именно эти положения определяют возможность возникновения исследуемого контракта, поскольку предъявление оферты и ее дальнейшее акцептирования является основным условием заключения самого контракта. Данная позиция разделяется всеми правовыми системами мира [1; с. 116].

В первую очередь отметим, что в национальном гражданском законодательстве

Российской Федерации вопросы регулирования договора купли-продажи содержатся в п. 1 гл. 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) [2]. В параграфе содержатся основные материально-правовые нормы, содержащие понятие данного института, обязанности сторон по контракту; положения о количестве, качестве, ассортименте товара и т.п. Основные же положения о заключении договора содержатся в гл. 28 ГК РФ.

В данной связи отметим, что в соответствии со ст. 432 ГК РФ, «договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора [3]». Следует также учитывать положение ст. 433 ГК РФ, которая гласит, что «договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта [3]». Иными словами, российское законодательство прямо указывает на то, что договор считается заключенным после акцепта оферты, но при соблюдении формы сделки и достижения согласия по существенным условиям такой сделки. На наш взгляд, правила, содержащиеся в ст. 432 и ст. 433 ГК РФ противоречат по своей природе друг другу. Признание договора заключенным неразрывно связано с возникновением факта заключения такого договора.

Однако в силу ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации [4] в правовое поле Российской Федерации включаются общепризнанные принципы и нормы международного права. Отметим также, что данная статья устанавливает примат международных норм над нормами национальными. В данной связи, вопросы регулирования договора купли-продажи в Российской Федерации подчиняются не только соответствующим положения ГК РФ, но и международным конвенциям, участницей которых является Российская Федерация.

В частности, мы говорим о Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров (United Nations Convention on Contracts for the International Sale of Goods), более известной в отечественной правовой мысли как Венская конвенция 1980 года. Отметим, что данный международный акт является документом, унифицирующим правила международной торговли. Российская Федерация является участницей данного соглашения как правоприемница Союза Советских Социалистических Республик.

Вопросам заключения договора в Венской конвенции 1980 г. (далее - Конвенция) разработчики уделили достаточное внимание. Соответствующие нормы содержатся в Части II [5]. В частности, согласно ч. 1 ст. 14 Конвенции «предложение о заключении договора, адресованное одному или нескольким конкретным лицам, является офертой, если оно достаточно определенно и выражает намерение оферента считать себя связанным в случае акцепта [5]». Иными словами, Конвенция предусматривает наличие оферты только в случае, если в данной оферте усматриваются цели оферента на заключение сделки. В свою очередь, понятие акцепта содержится в ч. 1 ст. 18 Конвенции: «заявление или иное поведение адресата оферты, выражающее согласие с офертой, является акцептом. Молчание или бездействие само по себе не является акцептом [5]». Таким образом, конвенция не допускает заключения сделки посредствам конклюдентных действий.

Следует отметить, что Конвенция не регулирует отношения, складывающиеся относительно публичной оферты, о чем свидетельствует ч. 2 ст. 14: «предложение, адресованное неопределенному кругу лиц, рассматривается лишь как приглашение делать оферты, если только иное прямо не указано лицом, сделавшим такое предложение [5]». Отметим, что степень определенности публичного предложения, как и намерения оферента в данном случае не будут являться критерием отнесения такого предложения к оферте. Единственным критерием подобного отнесения может быть прямое указания, «Однако из этого не следует, что Конвенция рассматривает в качестве публичной оферты всякое предложение, в котором просто обозначен его официальный характер [1; с. 115]».

Согласно правилу, содержащемуся в ст. 15 Конвенции, оферта вступает в юридическую силу с момента ее получения адресатом. Следовательно, оферент может отозвать оферту (даже безотзывную), в случае если сообщение, содержащее отмену оферты поступило адресату до, либо одновременно с самой офертой [5]. Аналогичное правило в

отношении акцепта устанавливается ст. 22 Конвенции. Данные правила, на наш взгляд, полностью соответствует характеру международных отношений по торговле товарами, поскольку защищают как оферента, так и адресата оферты от ошибочных действий либо иных причин, служащих причиной нежелания одной из сторон заключать сделку.

Положения ч. ст. 16 Конвенции, напротив, защищают сторону адресата оферты: «оферта не может быть отозвана если в оферте указывается путем установления определенного срока для акцепта или иным образом, что она является безотзывной; или если для адресата оферты было разумным рассматривать оферту как безотзывную и адресат оферты действовал соответственно [5]». Таким образом, контрагент, получающий оферту, будет защищен от недобросовестных действий оферента в случае незаконного желания оферента отозвать предложенную оферту.

Отметим также правило, содержащееся в ст. 17 Конвенции, согласно которой «оферта, даже когда она является безотзывной, утрачивает силу по получении оферентом сообщения об отклонении оферты [5]». Данное положение является логической констатацией отсутствия договорных отношений между сторонами в случае отсутствия согласия на заключение сделки со стороны адресата сделки. Иными словами, Конвенция определяет императивную причину невозможности заключения контракта.

Положение ч. 2 ст. 18 Конвенции устанавливает условия действия акцепта: «акцепт оферты вступает в силу в момент, когда указанное согласие получено оферентом. Акцепт не имеет силы, если оферент не получает указанное согласие в установленный им срок, а если срок не установлен, то в разумный срок, принимая при этом во внимание обстоятельства сделки, в том числе скорость использованных оферентом средств связи. Устная оферта должна быть акцептована немедленно, если из обстоятельств не следует иное [5]». Иными словами, акцепт имеет силу лишь при соблюдении условий, прямо указанных в оферте (срок ответа и т.п.).

Важными, на наш взгляд, являются положения ч. 3 ст. 18 Конвенции, которая предусматривает вступление акцепта в силу путем совершения адресатом оферты каких-либо действий, направленных на исполнение контракта (отправка товара и т.п.). Однако такие действия допускаются только в случае наличия устоявшейся торговой практики между сторонами, прямого указания такой возможности в оферте либо действия торгового обычая [6].

Следует отметить, что в торговой практике существует идеальная модель акцепта оферты (так называемое, «правило зеркального отражения»), при которой акцепт полностью соответствует оферте [7]. Отметим, что при применении данного правила договор будет считаться заключенным, что полностью соответствует ст. 23 Конвенции.

Сложности возникают, в случае, когда акцепт видоизменяет оферту, что, согласно правилу ч. 1 ст. 19 Конвенции рассматривается как отмена оферты и предложение встречной оферты [5]. В данной связи, отметим позицию Н.Г. Вилковой, которая отмечает, что «на практике стороны часто обсуждают условия поэтапно, так что акцепт начинает включать в себя дополнения и иные изменения... если такие изменения имеют несущественное значение, оферент зачастую забывает или не соблюдает их, так что обе стороны исходят из того, что договор был заключен и, как следствие, действуют соответствующим образом [8; с. 36]». Таким образом, происходит подмена стороны-оферента и стороны-адресата оферты, что влечет за собой усложнение данных отношений и усложняет работу судей в случае возникновения споров относительно такой сделки.

Тем не менее, Конвенция в ч. 2 ст. 19 позволяет несущественное изменение оферты акцептом, если оферент не возражает относительно подобных изменений. Причем, «дополнительные или отличные условия в отношении, среди прочего, цены, платежа, качества и количества товара, места и срока поставки, объема ответственности одной из сторон перед другой или разрешения споров считаются существенно изменяющими условия оферты [5]».

Вопрос течения срока для внесения акцепта на поступившую оферту определяется ст.

2G Конвенции, которая устанавливает течение таких сроков в зависимости от способа получения оферты. В частности, «для акцепта, установленного оферентом в телеграмме или письме, начинается с момента сдачи телеграммы для отправки или с даты, указанной в письме, или, если такая дата не указана, с даты, указанной на конверте. Течение срока для акцепта, установленного оферентом по телефону, телетайпу или при помощи других средств моментальной связи, начинается с момента получения оферты ее адресатом [5]». Отдельно затрагивается вопрос течения сроков в праздничные и выходные дни. Согласно общему правилу, они не исключаются из срока ответа на оферту, кроме случаев, когда «извещение об акцепте не может быть доставлено по адресу оферента в последний день указанного срока вследствие того, что этот день в месте нахождения коммерческого предприятия оферента приходится на государственный праздник или нерабочий день [5]». В таком случае моментом начала течения срока будет считаться следующий за праздничным либо выходным рабочий день.

Таким образом, рассмотренный международный нормативный акт может расцениваться как универсальная модель построения контрактных отношений в отношении купли-продажи товаров с момента предъявления оферты и до реального исполнения договора. Однако в силу ст. 92 Конвенции, ее страны-участницы вправе отказаться от применения Частей II и III при подписании, ратификации, принятии, утверждения или присоединения. Отметим, что ряд скандинавских стран сделали подобное заявление в отношении Части II, мотивировав это тем, что правила Конвенции «значительно отличаются от тех, что содержатся в скандинавских законах о договорах, в особенности, в части скандинавских принципов о том, что письменная оферта является обязательной, даже если оферент не говорит об этом, и что измененный акцепт может рассматриваться как акцепт оферты только в том случае, если адресат оферты по ошибке посчитал, что акцепт соответствует оферте и что оферент не мог не знать этого, но, тем не менее, не успел выдвинуть никаких возражений в течение разумного срока [В; с. 37]». Иными словами, положение ст. 92 Конвенции полностью, либо частично рушит суть самой Конвенции, ставящей своей целью унификацию норм, касающихся торгового оборота товарами. На наш взгляд, требуется исключение данного положения из текста Конвенции.

Литература и источники

1. Елисеев И.В. Гражданско-правовое регулирование международной купли-продажи товаров. - СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2002.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.G1.1996 N 14-ФЗ (ред. от 23.G5.2G18) // СПС «Консультант Плюс»

3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 3G.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.G5.2G18) (с изм. и доп., вступ. в силу с G3.G6.2G18) // СПС «Консультант Плюс»

4. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

5. Конвенции Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров. Вена. 198G год // [Электронный ресурс] URL: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/sales/cisg/V1056999-CISG-e-book-r.pdf (дата обращения: 15 июня 2G18)

6. РозенбергМ.Г. Международная купля-продажа товаров: Комментарий к правовому регулированию и практике разрешения споров. 4-е изд., испр. и доп. - М.: Статут, 2G1G. - С. ВВ.

7. Гражданское и торговое право зарубежных стран. Учебник / Под. ред. Р. А. Курбанова. - М.: ООО «Проспект», 2015.

8. Бамберг Ян. Международные коммерческие транзакции. Четвертое издание / Пер. с англ. под ред. Н.Г. Вилковой. - М.: Инфотропик Медиа, 2G11.

References and Sources

1. Eliseev I.V. Grazhdansko-pravovoe regulirovanie mezhdunarodnoj kupli-prodazhi tovarov. - SPb.: Izdatel'stvo «YUridicheskij centr Press», 2002.

2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraya) ot 26.01.1996 N 14-FZ (red. ot 23.05.2018) // SPS «Konsul'tant Plyus»

3. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 30.11.1994 N 51-FZ (red. ot 23.05.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 03.06.2018) // SPS «Konsul'tant Plyus»

4. Konstituciya Rossijskoj Federacii prinyata vsenarodnym golosovaniem 12 dekabrya 1993 goda.

5. Konvencii Organizacii Ob"edinennyh Nacij o dogovorah mezhdunarodnoj kupli-prodazhi tovarov. Vena. 1980 god // [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.uncitral.org/pdf/russian/texts/sales/cisg/V1056999-CISG-e-book-r.pdf (data obrashcheniya: 15 iyunya 2018)

6. Rozenberg M.G. Mezhdunarodnaya kuplya-prodazha tovarov: Kommentarij k pravovomu regulirovaniyu i praktike razresheniya sporov. 4-e izd., ispr. i dop. - M.: Statut, 2010. - S. 88.

7. Grazhdanskoe i torgovoe pravo zarubezhnyh stran. Uchebnik / Pod. red. R.A. Kurbanova. - M.: OOO «Prospekt», 2015.

8. Bamberg YAn. Mezhdunarodnye kommercheskie tranzakcii. CHetvertoe izdanie / Per. s angl. pod red. N.G. Vilkovoj. - M.: Infotropik Media, 2011.

ТУРИЦЫН ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант кафедры трудового, земельного и экологического права Кубанского государственного аграрного университета.

TURITSYN, DMITRY A. - graduate student of Department of labour, land and ecological law of the Kuban State Agrarian University. (i.am.newbie@hotmail.com)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.