Научная статья на тему 'ЗАКАЛИВАНИЕ – КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ'

ЗАКАЛИВАНИЕ – КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1391
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
закаливание / виды закаливания / здоровье детей / факторы укрепления здоровья / солнце / воздух / вода / хождение босиком / обтирание / обливание туловища. / hardening / types of hardening / children's health / health promoting factors / Sun / air / water / walking barefoot / rubdown / pouring over the body.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мальченко Е.В., Гришенков А.В.

Состояние здоровья детей важнейшая составляющая потенциала здоровья нации, поэтому поддержание и развитие здоровья ребенка, и формирование здорового образа жизни являются сегодня приоритетными направлениями. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закалять себя, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, достигать истинной гармонии здоровья разумными способами, среди которых закаливание занимает не последнее место. В данной статье речь пойдет о закаливании и влиянии его на здоровье детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HARDENING AS A WAY TO STRENGTHEN THE HEALTH OF CHILDREN

The state of children's health is the most important component of the nation's health potential, therefore the maintenance and development of the child's health, and the formation of a healthy lifestyle are priority areas today. From an early age, it is necessary to lead an active lifestyle, harden yourself, go in for sports, observe the rules of personal hygiene, in a word, achieve true harmony of health in reasonable ways, among which hardening is not the last place. This article will focus on hardening and its impact on the health of children.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЛИВАНИЕ – КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

The scientific heritage No 83 (2022) 15

ЗАКАЛИВАНИЕ - КАК СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

Мальченко Е.В.

старший преподаватель Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь Гришенков А.В. старший преподаватель Федеральное государственное

бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» Крымский филиал, г. Симферополь

HARDENING - AS A WAY TO STRENGTHEN THE HEALTH OF CHILDREN

Malchenko E.

Senior Lecturer

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice"

Crimean Branch, Simferopol Grishenkov А., Senior Lecturer

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Russian State University of Justice"

Crimean Branch, Simferopol

Аннотация

Состояние здоровья детей - важнейшая составляющая потенциала здоровья нации, поэтому поддержание и развитие здоровья ребенка, и формирование здорового образа жизни являются сегодня приоритетными направлениями. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закалять себя, заниматься спортом, соблюдать правила личной гигиены, словом, достигать истинной гармонии здоровья разумными способами, среди которых закаливание занимает не последнее место. В данной статье речь пойдет о закаливании и влиянии его на здоровье детей.

Abstract

The state of children's health is the most important component of the nation's health potential, therefore the maintenance and development of the child's health, and the formation of a healthy lifestyle are priority areas today. From an early age, it is necessary to lead an active lifestyle, harden yourself, go in for sports, observe the rules of personal hygiene, in a word, achieve true harmony of health in reasonable ways, among which hardening is not the last place. This article will focus on hardening and its impact on the health of children.

Ключевые слова: закаливание, виды закаливания, здоровье детей, факторы укрепления здоровья, солнце, воздух, вода, хождение босиком, обтирание, обливание туловища.

Keywords: hardening, types of hardening, children's health, health promoting factors, Sun, air, water, walking barefoot, rubdown, pouring over the body.

Сегодня в нашей стране забота о здоровье детей возведена в ранг важнейшей государственной задачи. Для ее успешной реализации созданы все необходимые условия. Постоянно осуществляется широкий комплекс мер по оздоровлению внешней среды, по созданию оптимальных условий учебы и отдыха детей, по дальнейшему развитию детского здравоохранения и физического воспитания. В настоящее время резко уменьшилась распространенность эпидемических, инфекционных и паразитарных заболеваний. Угроза со стороны таких болезней, как чума, оспа, холера, малярия, паразитарные тифы и им подобных, почти полностью исключена. Вместе с тем сегодня все большее распространение получают хронические, неинфекционные заболевания, такие, как сердечно сосуди-

стые, онкологические, нервно-психические, болезни органов дыхания. В их профилактике важное место принадлежит сознательному, высококультурному отношению людей к своему здоровью, правильному образу жизни и физической культуре и еще, немаловажная роль в воспитании здоровых детей принадлежит закаливанию организма. Об этом и моя сегодняшняя статья.

Закаливание укрепляет здоровье, делает человека способным без каких-либо отрицательных воздействий переносить жару и холод, значительные перепады внешней температуры, сохраняя при этом хорошее самочувствие и высокую работоспособность. Впечатляющие успехи в развитии науки и техники могут создать иллюзию полной независимости человека от климата. Сегодня он не пассивно

приспосабливается к внешней среде, а активно воздействует на нее, изменяя и приспосабливая для своих нужд. «Лишь человеку, — указывал Фридрих Энгельс, — удалось наложить свою печать на природу: он не только переместил различные виды растений и животных, но изменил также внешний вид и климат своего местожительства...». Широкое использование искусственных средств защиты от холода значительно расширило диапазон внешних температур, при которых человек может жить и трудиться. Но одновременно это вызвало и негативный эффект: демобилизовало его собственные защитные механизмы, обеспечивающие постоянство температуры тела. Они «отвыкли и разучились» самостоятельно противостоять охлаждению, организм человека стал чрезвычайно чувствительным к нему, легко подвергается различным нарушениям под влиянием холода. Единственным и самым эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения его устойчивости к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше это начинать с самого раннего детства. Закаливание не только повышает устойчивость к холоду, но и является могучим средством, обеспечивающим нормальное протекание роста и развития ребенка. Поэтому оно должно занимать прочное место в режиме дня всех детей и подростков. При этом надо помнить, что закаливание предполагает не одну какую-либо закаливающую процедуру, а целый комплекс мероприятий, тесно увязанный со всеми другими, составляющими режим дня.

Человек использует закаливание на протяжении тысячелетий. Учение о закаливании прошло длинный и сложный путь. К настоящему времени, накоплен большой фактический материал, который позволяет расширить и уточнить представления о нем, модифицировать формы и методы его применения.

Практически во всех культурах разных стран мира закаливание использовалось как профилактическое средство укрепления человеческого духа и тела. Большое внимание физическим упражнениям, закаливанию и гигиене тела уделялось в Древней Греции и Древнем Риме. Здесь существовал культ здоровья и красоты тела, поэтому в систему физического воспитания закаливание входило как неотъемлемая составная часть. Закаливание в этих странах преследовало цель укрепления здоровья, так и выработку у человека способности переносить всевозможные лишения. По свидетельству Плутарха, закаливание мальчиков в Древней Спарте начиналось с самого раннего возраста. С семи лет воспитание продолжалось в общественных домах во все более суровых условиях: их стригли наголо, заставляли ходить босиком в любую погоду, а в теплое время года обнаженными. Когда детям исполнялось 12 лет, им выдавали плащ, который они должны были носить круглый год. Горячей водой им разрешали мыться всего несколько раз в году. И в зрелые годы люди должны были жить так, как предписывал обычай.

Древние римляне в значительной степени заимствовали и трансформировали древнегреческую культуру. У них важнейшим закаливающим средством была баня. Римские бани, или термы, представляли собой просторные и весьма вместительные здания, построенные из великолепных сортов мрамора (термы Диоклетиана (505-506 гг.) вмещали 3500 купающихся). В термах имелись помещения для раздевания, гимнастических упражнений и массажа, здесь были горячая баня, бассейны с теплой и холодной водой, души, широко использовались песочные и грязевые ванны. На крышах многих терм устраивались площадки для приема солнечных ванн. Закаливание как профилактическое средство широко рекомендовали такие видные ученые древности, как Гиппократ, Демокрит, Ас-клепиад и другие. Гиппократ писал: «Что касается состояния погоды на каждый день, то холодные дни укрепляют тело, делают его упругим и удобопо-движным».

Одним из средств закаливания является пребывание под солнечными лучами. Целительное действие солнечных лучей было хорошо известно в Древнем Египте, о чем свидетельствуют надписи на стенах древних храмов. Первым же врачом, рекомендовавшим применение с лечебной целью солнечных ванн, был Гиппократ.

В Древнем Китае профилактика болезней и укрепление здоровья носили государственный характер. «Мудрый, — говорилось в «Трактате о внутреннем», — лечит ту болезнь, которой еще нет в теле человека, потому что применять лекарства, когда болезнь уже началась, это все равно, что начинать копать колодец, когда человека уже мучит жажда, или ковать оружие, когда противник уже начал бой. Разве это не слишком поздно?». Поэтому в древнекитайской медицине большое внимание уделялось мероприятиям, способствовавшим укреплению здоровья. Важнейшими средствами для этого считались физические упражнения, водные процедуры, солнечное облучение, массаж, лечебная гимнастика, диета.

Одним из важнейших направлений в медицине Древней Индии было предупреждение заболеваний, использование различных упражнений, например йоги, направленных на поддержание и укрепление здоровья, достижение нравственного и психологического равновесия. Об использовании воды в Древней Индии с целью укрепления здоровья человека говорится в священных индусских книгах «Веды»: «Целебен поток воды, вода охлаждает жар лихорадки, целебна от всех болезней, излечение приносит тебе течение воды».

Особое значение закаливанию придавалось на Руси. Здесь оно носило массовый характер. «Русские - крепкий, сильный, выносливый народ, способный легко переносить и стужу, и жару. Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие», — писал секретарь гольштейнского посольства в Москве Адам Оле-арий.

Издавна славянские народы Древней Руси использовали для укрепления здоровья баню с последующим растиранием снегом или купанием в реке или озере в любое время года. Баня выполняла лечебную и оздоровительную функции. Особое внимание закаливанию уделялось в русской армии, где для «крепости и здравия тела» также широко использовалась русская баня. Русские детишки с детства бегали в одних рубашках без шапки, босиком по снегу в трескучие морозы. Детей начинали парить в бане и купать в холодной воде сразу после рождения. Даже при каждом не здоровье и каждом крике.

Что же такое закаливание? К сожалению, и до настоящего времени еще нет четкого определения его. Это обстоятельство затрудняет применение закаливания, существенно снижает его эффективность. На практике применение какой-либо одной специальной закаливающей процедуры, например воздушной ванны или душа, служит уже основанием для того, чтобы считать закаливание проводящимся. Однако применение только одной, хотя бы и очень сильнодействующей закаливающей процедуры не обеспечивает должного эффекта: устойчивость к холоду при этом повышается, но незначительно. Это объясняется следующими обстоятельствами. Человека окружают как бы две внешние среды — естественная и искусственная. Естественная среда — это природная среда обитания со всеми присущими ей особенностями, климатом, ландшафтом и т. д. Ее условия не всегда благоприятны для человека. Искусственная среда — это среда, создаваемая человеком. Она значительно отличается от естественной. За счет жилища, одежды, различных видов отопления и кондиционирования воздуха человек создает для себя «желаемый» микроклимат, значительно отличающийся от климата данной местности. Именно этот климат и является для него постоянным. Иными словами, температурный режим помещений, в которых человек находится большую часть времени, не способствует закаливанию, тренировке защитных механизмов против холода, а, напротив, детренирует их. Любая специальная закаливающая процедура имеет максимальную длительность не более 1 ч (солнечная или воздушная ванна). Водные процедуры длятся и того меньше — считанные минуты. Если в среднем принять длительность закаливающей процедуры за 30 мин, то это составит приблизительно 2% времени суток. В тоже время длительность воздействия термонейтральных температур составит около 90% времени суток. Легко представить, что тренировка защитных механизмов в течение получаса не дает эффекта при условии, что примерно 20 ч они будут бездействовать, детренироваться. Поэтому применения только одной какой-либо специальной закаливающей процедуры недостаточно.

Средствами закаливания служат естественные природные факторы: солнце, воздух, вода. Еще в туманной дали минувших тысячелетий люди узнали их целебные свойства и начали использовать для укрепления здоровья, для излечения вся-

кого рода недугов. И сегодня ни одно искусственное средство не может сравниться с ними по эффекту благотворного воздействия на человеческий организм.

Солнечная радиация. Животворные свойства солнечных лучей человек узнал давно. «Куда часто заходит Солнце, туда редко заглядывает врач», — говорит народная мудрость. Каждый вид лучей оказывает на организм человека специфическое действие. Световые лучи обеспечивают возможность зрительных восприятий, усиливают протекание биохимических процессов в организме, повышают его иммунобиологическую реактивность. Ультрафиолетовые лучи вызывают в организме очень широкий спектр биологических эффектов. Они обладают бактерицидным действием: убивают многие микроорганизмы, бактерии и вирусы. Ультрафиолетовые лучи необходимы для образования в организме витамина D, без которого нарушаются рост и развитие костей и нормальная деятельность нервной и мышечной систем. Поэтому витамин D называют антирахитическим. При использовании, солнечных лучей для закаливания необходимо помнить, что их избыток вреден для организма. «Солнце друг, если правильно пользоваться его животворными лучами. Но оно может стать врагом, если нарушены правила пользования ими».

Воздух. «Воздух не только жизнь хранит, но и здравие наблюдает», — писал почти 200 лет назад С.Г. Зыбелин. Воздух оказывает влияние практически на все функции организма: улучшает работу сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, выделительной и других систем организма. Особенно ярко его влияние проявляется в состоянии центральной нервной системы. Влияние воздуха на организм складывается из его температуры, влажности и скорости движения. Влажность воздуха зависит от содержания в нем водяных паров. В гигиене используется понятие «относительная влажность». Оно выражается отношением абсолютной влажности к максимально возможной при данной температуре и выражается в процентах. При относительной влажности менее 55% воздух считается сухим, от 55 до 70% — умеренно сухим, от 71 до 85% — умеренно влажным, а свыше 86% — сильно влажным. Влажность воздуха существенно влияет на теплообмен организма. Низкая относительная влажность воздуха при его высокой температуре облегчает теплоотдачу, а высокая при той же температуре затрудняет ее.

Вода. Как средство закаливания используется с древнейших времен. Вода характеризуется ярко выраженным охлаждающим действием. Ее теплоемкость и теплопроводность во много раз больше, чем воздуха. Эффект воздействия воды складывается из ее температуры, скорости движения (течения), минерального состава, механических влияний. В процессе закаливания целесообразно использовать все средства закаливания в комплексе.

Различают пассивное и активное закаливание. Проживание в холодном климате оказывает некоторое тренирующее влияние на терморегуляторные

механизмы, и устойчивость к холоду несколько повышается, но эффективность пассивного закаливания невелика. Активное закаливание предусматривает систематическое применение искусственно создаваемых и строго дозируемых температурных воздействий. К этому относятся все специальные закаливающие процедуры, например солнечные и воздушные ванны, купания и т. д.

Закаливание может быть общим или местным. При общем закаливании температурный раздражитель действует на всю поверхность тела, например при солнечных ваннах, купании, душе, обливании. При местном закаливании температурному воздействию подвергается лишь ограниченный участок поверхности тела, например ножные ванны, обтирание шеи и т. д. Оно используется для закаливания наиболее холодоуязвимых участков тела или когда общее закаливание невозможно по каким-либо причинам.

При закаливании надо соблюдать определенные правила. Воспитать у детей потребность в систематическом закаливании. Сознательное отношение их к закаливанию, заинтересованность в нем создадут нужный психологический настрой и тем самым обеспечат успех закаливания. Для этого нужна действенная пропаганда закаливания. Закаливание должно быть систематичным, т. е. ежедневным и без перерывов. Понижать температуру воды или воздуха, а также увеличивать длительность процедуры нужно постепенно. Соблюдать при закаливании индивидуальный подход к каждому ребенку. Каждая закаливающая процедура должна проходить на положительном эмоциональном фоне. Ребенок или подросток должен подходить к ним в хорошем настроении, испытывать при этом удовольствие. При закаливании надо использовать все средства. Это обеспечит эффективность самого закаливания и достижение хорошего здоровья.

Закаливание подразумевает широкое использование целого ряда закаливающих мероприятий, которые можно проводить дома и в школе. Регулирование температуры помещений. Это важный прием закаливания. Для того чтобы он способствовал закаливанию, оказывал тренирующее воздействие на терморегуляторные физиологические механизмы, необходимо сделать его «пульсирующим». Это подразумевает систематические колебания температуры помещения с оптимальной амплитудой.

Регулирование теплозащитных свойств одежды. Говоря об одежде, следует сделать следующее замечание. К сожалению, еще имеет место ее оценка не столько с гигиенической точки зрения, сколько с эстетической — «модно — немодно», «красиво — некрасиво». Зачастую именно эстетическая оценка и служит главным аргументом при выборе той или иной одежды; гигиеническая оценка, оценка ее теплозащитных свойств отходят на второй план. Ежедневное пребывание на открытом воздухе (прогулки). Активный отдых на воздухе — мощный оздоровительный фактор. Он способствует и закаливанию при условии, что одежда

соответствует погодным условиям. Общая длительность пребывания детей на открытом воздухе не должна быть меньше 3 — 3,5 ч. В результате прогулки у детей исчезает утомление, кровь обогащается кислородом, улучшается работа головного мозга.

Помимо основных мероприятий необходимо использовать специальные закаливающие процедуры. Они являются важным элементом программы закаливания. Рассмотрим некоторые из них.

Солнечные ванны. При их проведении нужно строго соблюдать основные правила и строго дозировать их интенсивность. Солнечные ванны принимаются не позже чем за 1 ч до еды и не раньше чем через 1,5 ч после еды. Нельзя их принимать натощак. Во время солнечной ванны рекомендуется защитить голову от прямых солнечных лучей. Солнечные ванны лучше принимать в движении — ходьбе, работе в саду или огороде, и т. п. Это облегчит работу механизмов терморегуляции. После солнечной ванны рекомендуется выкупаться или облить тело прохладной водой (20 — 25°С), а затем на 20 — 30 мин перейти в тень и отдохнуть. Нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Оптимальным временем для солнечных ванн являются утренние часы: в южных районах — от 7 до 10, в средней полосе — от 8 до 11, в северных районах — от 9 до 12 ч. Соблюдение указанных правил важно потому, что злоупотребление солнечными лучами может вызвать нарушения в организме, а именно, солнечный и тепловой удары, ожоги, расстройства центральной нервной системы и т. п. Возникают головные боли, пропадает аппетит, расстраивается сон, резко падает работоспособность, человек испытывает общее недомогание. Для нормализации же этих изменений требуется длительное время.

Воздушные ванны. Их применение требует соблюдения определенных правил. Они принимаются не позже чем за 1 ч до и не раньше чем через 1,5 ч после еды; нельзя принимать их натощак. Воздушные ванны можно принимать практически в любое время; оптимальным является время от 8 до 18 ч. Рекомендуется сочетать их с умеренной мышечной активностью — ходьбой, работой на пришкольном участке, подвижными играми и т. п. Место для приема воздушных ванн должно быть защищено от резкого ветра. Для школьников не рекомендуется более двух воздушных ванн в один день.

Водные процедуры. Рассмотрим наиболее доступные и распространенные. Обливание стоп. Производится из лейки или кувшина. Ребенок садится на стул или на табурет, ноги ставит в таз. Воду льют на нижнюю треть голеней и на стопы. Длительность обливания — 25 — 30 с. Температура воды вначале 28 — 27°С, через каждые 10 дней ее снижают на 1 — 2°С; конечная температура не должна быть ниже 10°С. После обливания ноги тщательно вытирают досуха, особенно между пальцами. Эту процедуру рекомендуется проводить вечером не позже чем за 1 час до отхода ко сну. Нож-

ные ванны. Ноги погружают в ведро или таз с водой. Начальная температура воды — 30 — 28°С, конечная — 15 — 13°С; она снижается через каждые 10 дней на 1 — 2°С. Длительность первых ванн — не более 1 мин, а в конце — до 5 мин; она возрастает постепенно. Во время ванны рекомендуется слегка двигать ногами, выполняя «топтание» в воде, движения пальцами и стопами. После ванны ноги досуха вытирают. Ножные ванны целесообразно проводить незадолго до сна. Контрастные ножные ванны. В одно ведро (можно и в таз) наливают горячую (38 — 40°С), а в другое — холодную (30 — 32°С) воду. Сперва ноги погружают в горячую воду на 1,5 — 2 мин, а затем, не вытирая, переставляют в холодную на 5 — 10 с. Такую смену произвести 4 — 5 раз. Через каждые 10 дней температуру холодной воды снижают на 1 — 2° и к концу курса закаливания доводят до 15 — 12°. Температура горячей воды остается неизменной, так же как и длительность погружения в нее ног. Длительность погружения ног в холодную воду постепенно возрастает до 20 с. Количество смен горячей и холодной воды достигает постепенно 8 — 10 раз за процедуру. Эффект этих ванн состоит в увеличении контраста температур и количества их смен. Их целесообразно проводить также незадолго до сна.

Хождение босиком. Это один из древнейших приемов закаливания. Он широко практикуется и сегодня во многих странах. Хождение босиком рекомендуется для детей поздней весной, летом и ранней осенью. Его длительность зависит от, температуры земли. Особенно оно полезно по росе и после дождей, по воде. Кроме закаливающего эффекта, ходьба босиком надежно предохраняет от плоскостопия. Она тренирует мышцы стопы, поддерживающие продольный и поперечный своды стопы. В этом плане рекомендуется ходить босиком по скошенной траве, по опавшей хвое в лесу и т. д.

Обтирание. Оно проводится махровой рукавицей или махровым полотенцем, смоченным в воде, в такой последовательности: руки, ноги, грудь, живот, спина. Направление движений при обтирании — от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к бедру и т. д.). Каждую часть тела обтирают отдельно, после чего вытирают досуха. Длительность всей процедуры — от 1 до 2 мин. Температура воды снижается на 1 — 2°С через каждые 10 дней. Обтирание рекомендуется проводить утром после зарядки: зимой — в помещении, летом — на открытом воздухе (при открытых окнах).

Обливание туловища. Его производят из кувшина или лейки, держа их не дальше 20 — 25 см от тела, чтобы избежать сильного механического воздействия потока воды, в следующем порядке: спина, грудь, живот, левая, правая рука, левая, правая нога. Голову обливать не рекомендуется. Начальная температура воды для младших школьников зимой не ниже 30°С, летом — не ниже 28°С, а конечная (предельная) соответственно 20 и 18°С. Ее снижение производят постепенно через каждые 10 дней. После обливания надо насухо вытереть тело. Для детей ослабленных или перенесших тяжелое заболевание, для подростков в период полового

созревания рекомендуется обливание заменить обтиранием.

Бани. Они являются могучим средством укрепления здоровья и закаливания. Банная процедура оказывает влияние на весь организм, на все его функции. Объем и направленность возникающих в организме изменений под влиянием бани зависят от дозирования этих влияний — температуры и влажности воздуха, длительности пребывания в ней. В случае даже незначительных нарушений в дозировании банной процедуры в организме могут возникнуть отрицательные явления. Поэтому чрезмерное увлечение банями в качестве средства укрепления здоровья и закаливания детей не оправдано. Использование бани для них требует очень строгого контроля.

Закаливающий эффект бани заключается в многократном воздействии контрастных температур. Это происходит при переходе из одного банного помещения в другое, при смене горячей и холодной воды. Однако нельзя забывать, что банная процедура оказывает очень сильное влияние на организм.

Таким образом, подведем итоги, закаливание -важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их.

Закаливание организма важно начинать в детском возрасте, когда терморегуляция находится в стадии формирования, и развиваются механизмы иммунобиологической защиты. Для полноценного закаливания необходимо использовать комплекс закаливающих процедур, соблюдая принципы комплексности, постепенности, систематичности и учёта индивидуальных особенностей организма. В закаливании организма очень важна систематичность. При недостаточном закреплении эффект закаливания снимается. Так, при проведении закаливающих процедур в течение 2-3 мес. с последующим их прекращением закалённость организма исчезает через 1-1,5 мес. При длительных перерывах закаливающие процедуры начинают вновь с исходных температур воды и воздуха. Учёт индивидуальных особенностей организма (очаги дремлющей инфекции, состояние реконвалесценции, анемии, пороки сердца, астма и др.) особенно важен у детей. Закаливания проводят без снижения индифферентных температур воды и воздуха. Необходимо учитывать, что легковозбудимые дети нуждаются в успокаивающих процедурах (воздушные ванны, обтирание и др.), исключаются солнечно-воздушные ванны. Детям с преобладанием процессов торможения рекомендуют обливания и контрастные процедуры; вялым - обливание непосредственно после сна; спокойным и уравновешенным -после утренней гимнастики. Закаливание не следует проводить больным до полного выздоровления, а также страдающим врождёнными и приобретёнными пороками сердца в стадии декомпенсации, хроническими заболеваниями почек.

Список литературы

1. Антипова Е.П. Формирование физического воспитания учащихся аудиовизуальными средствами // Теория и практика физического воспитания. - 2011.

2. Аристотель. Собрание сочинений. Собрание сочинений, том 1, - книга 8/Аристотель. - M., 1977.

3. Артюхова Ю. Как закалить свой организм. - Минск, Изд-во «Харвест», 1999.

4. Березин И.П., Дергачев Ю.В. Школа здоровья. СПб, 2001.

5. Бирюков С.В. Модернизация физической культуры в учебных заведениях страны / С. В. Бирюков // Материалы 4-й Всероссийской научной конференции, Воскресенск, 7-8 декабря 2006 г. -М., 2008.

6. Большой энциклопедический словарь. - М., 1998.

7. Виноградов П.А., Душанин А.П., Жолдак В.И. Основы физической культуры

ДЕЯК1 ОСОБЛИВОСТ1 ОСВ1ТНЬО1 Д1ЯЛЬНОСТ1 ПОЧАТКОВО1 ШКОЛИ велико!

БРИТАНП

Козубовська 1.В.

доктор педагоггчних наук, професор, завгдувач кафедри загально'1 педагог1ки та педагог1ки вищо'1 школи Ужгородський нацюнальний унгверситет, Украша,

Милян Ж.1. провгдний спецгалют Ужгородський нацюнальний унгверситет, Украша,

Сивохоп Я.М. кандидат педагоггчних наук, доцент директор Закарпатського тституту п1слядипломно'1 педагог1чно'1 освгти, Украша

1ваць О.М.

кандидат соцюлоггчних наук, доцент заступник директора Закарпатського тституту п1слядипломно'1 педагог1чно'1 освгти, Украша

8. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 1990.

9. Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. - М., Интел, 2002.

10. Зотова Ф.Р. Коррекция психического состояния молодежи с помощью физической культуры // Теория и практика физической культуры. -2008.

11. Коростелев Н.Б. От А до Я. - М., Издательство «Физкультура и спорт», 2002.

12. Лещинский Л.А. Берегите здоровье. - М., ИНФРА-М, 2001.

13. Лопатина Т.Н. У вас растёт ребёнок. Владивосток, 1991 г.;

14. Лубышева Л.И. Концепция физической культуры человека - М.: ГЦИФК, 1993.

15. Чусов Ю.Н. Закаливание школьников // Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1985. -128с., ил.

SOME PECULIARITIES OF EDUCATIONAL ACTIVITY OF THE BRITISH PRIMARY SCHOOLS

Kozubovska I.

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Head of the Department of General Pedagogy and Pedagogy of Higher School,

Uzhorod National University, Ukraine,

Mylian Z. Seniour specialist Uzhhorod National University, Ukraine,

SivohopY.

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Head of Transcarpathian Institute of Postgraduate Pedagogic Educatation, Ukraine, Ivats O.

Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor, Vice-head of Transcarpathian Institute of Postgraduate Pedagogic Educatation, Ukraine

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.