Научная статья на тему 'ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА'

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
137
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / занятия физической культурой / заинтересованность / мотив / оздоровление / здоровье / зачет / students / physical culture lessons / interest / motive / health improvement / health / credit

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Татаров Вадим Борисович, Падалец Александр Александрович, Прохор Нина Михайловна

Рассмотрена проблема заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и мотивации их посещения. Представлены результаты исследования, которые позволили выявить основные мотивы посещения занятий: поддержание состояния здоровья, желание иметь красивую фигуру и гармоничное строение тела. Установлен предопределяющий фактор, побуждающий студентов посещать занятия физической культурой – нежелание иметь неудовлетворительные оценки или неаттестацию по данной дисциплине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Татарова Светлана Юрьевна, Татаров Вадим Борисович, Падалец Александр Александрович, Прохор Нина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE INTEREST OF STUDENTS IN SPORTS ON THE EXAMPLE OF THE PLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS

The problem of students' interest in physical culture lessons and the motivation of their attendance is considered. The results of the study are presented, which made it possible to identify the main motives for attending classes: maintaining health, the desire to have a beautiful figure and good body condition. A predetermining factor has been established that encourages students to attend physical education classes – unwillingness to have unsatisfactory grades or non-attestation in this discipline.

Текст научной работы на тему «ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-2-41-48

ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ЗАНЯТИЯХ СПОРТОМ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМЕНИ Г.В. ПЛЕХАНОВА

С.Ю. Татарова, В.Б. Татаров, А.А. Падалец, Н.М. Прохор

Рассмотрена проблема заинтересованности студентов в занятиях физической культурой и мотивации их посещения. Представлены результаты исследования, которые позволили выявить основные мотивы посещения занятий: поддержание состояния здоровья, желание иметь красивую фигуру и гармоничное строение тела. Установлен предопределяющий фактор, побуждающий студентов посещать занятия физической культурой - нежелание иметь неудовлетворительные оценки или неаттестацию по данной дисциплине.

Ключевые слова: студенты, занятия физической культурой, заинтересованность, мотив, оздоровление, здоровье, зачет.

Татарова Светлана Юрьевна, канд. пед. наук, доц., SYT66@yandex.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, МИРЭА - Российский технологический университет,

Татаров Вадим Борисович, старший преподаватель, TatarovVB@yandex.ru, Россия, Москва, МИРЭА -Российский технологический университет,

Падалец Александр Александрович, старший преподаватель, raixs84@gmail.com, Россия, Москва, МИ-РЭА - Российский технологический университет,

Прохор Нина Михайловна, студент, nuni.suni @gmail.com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

На сегодняшний день проблема низкой мотивации у студентов в занятиях спортом является по-прежнему актуальной. Низкий уровень заинтересованности наблюдается и в ведении правильного образа жизни, отказе от вредных привычек и укреплении здоровья. В настоящее время во всех странах мира ведется активная пропаганда здорового образа жизни и объяснение его значения в жизни человека, ведь именно этот элемент играет ключевую роль в здоровье нации. Несмотря на это, все чаще именно молодое поколение сталкивается с различными заболеваниями хронического и инфекционного характера. Заметен также рост числа молодых людей, имеющих

ASSESSMENT OF THE INTEREST OF STUDENTS IN SPORTS ON THE EXAMPLE OF THEPLEKHANOV RUSSIAN UNIVERSITY OF ECONOMICS

Tatarova S.Y., candidate of pedagogical sciences, associate professor, SYT66@yan-dex.ru, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics, MIREA - Russian Technological University, Tatarov V.B., senior lecturer, TatarovVB@ yandex.ru, Russia, Moscow, MIREA - Russian Technological University, Padalets A.A., senior lecturer, raixs84@gma-il.com, Russia, Moscow, MIREA - Russian Technological University, Prokhor N.M., student, nuni. suni@ gmail. com, Russia, Moscow, Plekhanov Russian University of Economics

The problem of students' interest in physical culture lessons and the motivation of their attendance is considered. The results of the study are presented, which made it possible to identify the main motives for attending classes: maintaining health, the desire to have a beautiful figure and good body condition. A predetermining factor has been established that encourages students to attend physical education classes - unwillingness to have unsatisfactory grades or non-attestation in this discipline.

Key words: students, physical culture lessons, interest, motive, health improvement, health, credit.

проблемы с сердечно-сосудистой системой. Стоит также сказать, что находящиеся на довольно высоком уровне урбанизация и научно-технический процесс являются причинами недостаточной двигательной активности. Молодежь все больше времени проводит в сидячем положении, находясь перед экраном компьютера, ввиду дистанционного обучения и современных условий учебного процесса. Вследствие этого молодые люди ведут малоактивный образ жизни [7].

Учеными доказано, что занятия физической культурой в жизни человека имеют большое значение. Они способствуют повышению естественного сопротивления организма внешним негативным факторам и раз -личным заболеваниям [10]. Ежедневная физическая активность позитивно влияет на иммунитет, работоспособность и продолжительность жизни, а также ее качество. Обучающиеся высших учебных заведений, не уделяющие должного внимания занятиям спортом или же не занимающиеся им вовсе, чаще остальных страдают от быстро появляющейся усталости, нев -нимательности, низкой умственной работоспособности и имеют плохую успеваемость. Именно по этим причинам физическая активность играет важную роль в студенческой жизни. Занятия спортом способны укрепить иммунитет и улучшить состояние здоровья студента [9].

Поскольку учебная нагрузка в высших учебных заведениях гораздо больше, чем в школах, обучающиеся именно вузов относятся к наиболее уязвимой группе, восприимчивой к стрессу. Учеба в университете на сего -дняшний день вызывает длительные напряжения, в том числе и нервного характера, что требует высокой устойчивости психики. В такой обстановке очень важно умение управления своим телом и его ментальной составляющей, в чем могут помочь занятия спортом и физическая активность.

С давних времен люди огромное значение придавали занятиям физическими упражнениями. В русском народном устном творчестве есть поговорки, указывающие на позитивное влияние занятий физической культурой и спортом на организм человека. К такой форме народного творчества можно отнести пословицы: «В здоровом теле здоровый дух», «Кто спортом занимается, тот силы набирается», «Движение - спутник здоровья» и т. д. [5].

Социальные организации и государственные учреждения в настоящее время стараются популяризировать физическую активность и занятия спортом при помощи проведения различных бесплатных спортивных акций. Например, современное движение «Рагкгип» занимается организацией забегов длиной в 5 км в парках Москвы каждую неделю. Участвовать в забеге может каждый желающий абсолютно бесплатно. Забеги про -водятся при сопровождении профессиональных спортсменов [4]. В учеб -ных заведениях проводятся различные спортивные мероприятия, соревнования, а также учреждены «Дни спорта и активности». Различные учреждения спортивного характера стараются привлечь молодежь с помощью

льгот, скидок на абонементы учащимся в вузах и школах. К сожалению, все еще большая доля молодых людей не обращает должного внимания на важность занятий спортивной направленности и ведения правильного образа жизни без вредных привычек. Многочисленные исследования показывают тесную взаимосвязь здоровья и образа жизни, однако и сегодня встречаются люди, которые сомневаются в этом. Регулярные занятия спортом способны укрепить физическое здоровье человека и поддерживать его тело в тонусе [1].

Большое значение имеет изучение мотивов, преследуемых челове -ком, так как мотив является побуждением к действию. Мотивация чело -века зависит от эмоционального состояния человека, его психических и физических способностей, а также от характера. Непосредственно от мо -тивации зависит подход человека к определенному действию. Мотив действий определяет, сколько человек потратит времени, его заинтересованность, качество действий и содержательную динамику процесса [6].

Именно по вышеописанным причинам необходимо изучение отношения обучающихся образовательных учреждений высшего образования к занятиям физической культурой и спортом (ФКиС) обязательного характера, которые предусмотрены программой высшего учебного заведения в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Конечной целью внедрения данного предмета в учебный план явля -ется формирование привычки ведения здорового образа жизни и потребности в физическом совершенствовании.

На текущий момент низкая мотивация и заинтересованность в такой дисциплине, как физическая культура, является серьезной проблемой. Об этом свидетельствует проведенное исследование в Российском экономическом университете имени Г.В. Плеханова (РЭУ им. Г.В. Плеханова).

Целью исследования является установление наиболее мотиви-рующих факторов у студентов РЭУ им. Г.В. Плеханова и оценка полученных результатов, касающихся мотивации студентов посещать занятия физической культурой и спортом в целом.

Задачи исследования:

- определить основные существующие мотивы для посещения занятий по ФКиС;

- провести опрос обучающихся 2-го курса разных факультетов РЭУ им. Г. В. Плеханова,

- проанализировать результаты проведенного опроса и выявить основные типы мотивации.

Методика и организация исследования. Исследование включало анонимное анкетирование на платформе Googleforms, которое обучающиеся могли пройти онлайн. Опрос состоял из 5 вопросов: пол обучающегося, его степень удовлетворенности организацией учебного процесса, основная мотивация к посещениям учебных занятий по ФКиС, любимый вид спорта и предложения по улучшению занятий в вузе.

Исследование было проведено в РЭУ имени Г.В. Плеханова на нескольких факультетах второго курса, а именно в Высшей школе экономики и бизнеса (ВШЭиБ), Высшей школе социально-гуманитарных наук (ВШСГН), Высшей школе финансов (ВШФ), Высшей школе менеджмента (ВШМ), Высшей школе права (ВШП). Исследование проводилось в форме опроса обучающихся на предмет мотивационных факторов, влияющих на посещение занятий физической культурой, а также для изучения мнения студентов об изменении структуры занятий.

Результаты исследования и их обсуждение. По результатам анкетного опроса, проведенного в Высшей школе экономики и бизнеса, оказалось, что преобладающими мотивациями являются желание обладать красивым телом и поддерживать себя в хорошей физической форме, а также укреплять свое здоровье. Менее популярными были ответы, связанные с похудением и вынужденной потребностью в получении зачета. Подавляющее большинство студентов (90 %) данной высшей школы удовлетворены занятиями ФКиС в вузе. Согласно результатам опроса обучающиеся недовольны монотонностью учебной деятельности. Студенты хотели бы разнообразить занятия с помощью творческого компонента. Также молодые люди хотели бы добавить в занятия больше игр соревнова -тельного характера, а девушки - фитнес. Студенты ВШЭиБ считают введение выполнения норм комплекса ГТО необходимым для улучшения фи -зической подготовленности [8].

У студентов Высшей школы социально-гуманитарных наук в основном преобладают административные мотивы, для них наиболее важным является сдача сессии вовремя, поэтому занятия по физической культуре они посещают, чтобы получить зачет. Около 70 % студентов не проявляют интереса к занятиям по ФКиС. В основном посещаемость занятий физической культурой на данном факультете зависит от обязательности посещения и программного выполнения этой учебной дисциплины. Однако стоит отметить, что следующими по популярности идут эстетические и оздоровительные мотивы, которые подразумевают эстетику красивого тела и поддержание хорошего состояния здоровья.

В Высшей школе финансов анкетный опрос позволил выявить, что более 85 % студентов считают занятия по ФКиС необходимыми, однако 10 % придерживаются мнения, что такие занятия не являются столь необ -ходимыми в учебной программе высшего учебного заведения. Из наиболее популярных ответов по мотивации у студентов 2-го курса ВШФ можно выделить желание иметь спортивное тело и, соответственно, быть привлекательным физически. Кроме того, обучающихся мотивирует поддержание собственной физической подготовки на хорошем уровне. Основным мотивом для посещения занятий является возможность развивать свои физические качества, - так посчитали 20 % опрошенных. Выразили желание

повысить умственную работоспособность за счет физической активности 15 % студентов. Однако для 25 % обучающихся ВШФ главной мотивацией является аттестация по ФКиС. Следует отметить, что для девушек главным мотивом стало желание обладать красивой фигурой, а для юношей - поддерживать свою физическую форму и состояние здоровья. Таким образом, главная мотивация носит эстетический и административный характер.

Студенты Высшей школы менеджмента считают занятия физической культурой и спортом важными и полезными, из них 70 % с удовольствием посещают занятия ФКиС, им нравится эта учебная дисциплина. Касательно видов спорта, практикуемых на занятиях по ФКиС, наиболь -шей популярностью у студентов этой высшей школы пользуются баскетбол и плавание. Мотивирует обучающихся ВШМ к посещению занятий в основном желание хорошо себя чувствовать, иметь крепкое здоровье и спортивное тело. Для повышения посещаемости занятий ФКиС и их привлекательности обучающиеся второго курса ВШМ предлагают сделать больше спортивно-оздоровительных мероприятий, а также использовать на занятиях современное спортивное оборудование [2].

Среди студентов Высшей школы права также было проведено анкетирование. Проанализировав результаты, можно сказать, что доминирующим мотивом посещения занятий по ФКиС стал оздоровительный, поскольку 40 % студентов ходят на занятия, чтобы поддерживать состоя -ние здоровья. Эстетический мотив имеют 32 % опрошенных, из-за административного мотива занятия посещают 17 % обучающихся, а имеют желание физически совершенствоваться посредством занятий 11 %. Занятия по ФКиС считают важной дисциплиной и на постоянной основе посещают 85 % опрошенных. Разделяя мотивы по гендерной принадлежности, можно отметить, что для девушек наиболее важной считается возможность совершенствования внешнего вида и поддержание фигуры, а для юношей -улучшение физической подготовки. Однако как для девушек, так и для юношей желание быть здоровыми является общим мотивом [3].

Заключение. На основе результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что проблема заинтересованности студентов в по -сещении занятий по ФКиС по-прежнему остается актуальной, несмотря на прикладываемые усилия со стороны общественных организаций и государственных структур. Анкетный опрос студентов второго курса пяти разных факультетов РЭУ им. Г.В. Плеханова показал, что в основном обучающиеся вуза имеют положительный настрой на посещение обязательных занятий по ФКиС. Основными мотивами для их посещения в настоящее время являются эстетический и оздоровительный, так как большинство студентов хотят иметь красивое подтянутое тело и хорошее состояние здоровья. Однако для некоторых студентов посещение физической культуры все еще является добровольно-принудительным, и они придерживаются административного мотива, так как желают сдать сессию вовремя.

Стоит отметить, что среди мотивов выделялись и различия по ген -дерному признаку. Основной мотивацией у девушек является желание иметь красивую фигуру, у юношей - поддержание физической формы.

На сегодняшний день наиболее популярными у обучающихся оста -ются виды спорта соревновательного и игрового характера. Фаворитами среди них являются баскетбол и плавание. Фактический уровень развития различных занятий спортом молодежь находит, в основном, привлекательным, однако, по мнению студентов, желательна модернизация данного направления.

Активность проведения различных исследований в области мотива -ционной составляющей при занятиях физическими упражнениями законо -мерно ежегодно возрастает, так как в современных условиях требуется улучшение организации процесса занятий ФКиС в вузах. Данную про -блему можно решить за счет опроса мнения и анализа предпочтений обу -чающихся.

Список литературы

1. Алемасов Е.П., Хабибуллин А.Б. Важность физического образования для студентов // Вопросы педагогики. 2021. № 10-1. С. 12-14.

2. Андрющенко Л.Б. Развитие потенциала физической культуры и спорта в РЭУ им.Г.В. Плеханова // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2022. С. 1069-1075.

3. Афанасьева А.С., Уколова Г.Б. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в условиях вуза // Молодежь и наука: шаг к успеху: сб. науч. статей 4-й Всерос. науч. конф. перспективных разработок молодых ученых. Т. 1. Курск: Изд-вл ЮЗГУ, 2020. С. 210-213.

4. Бесплатные занятия спортом в московских парках // Seasons [Электронный ресурс]. URL: https ://seasons-project.ru/besplatnye-zanyatiya-sportom-v-moskovs/ (дата обращения: 25.12.2022).

5. Жерлицына О. Пословицы и поговорки о физической культуре и здоровом образе жизни // Современные технологии физического воспита -ния и спорта в практике деятельности физкультурно-спортивных организаций: сб. науч. трудов Всерос. науч.-практ. конф. Елец: Изд-во ЕГУ им. И.А. Бунина, 2019. С. 39-41.

6. Леонтьев Д.А. От инстинктов - к выбору, смыслу и саморегуляции: психология мотивации вчера, сегодня и завтра // Современная психология мотивации (сборник) [Электронный ресурс]. URL: https://www. litres.ru/raznoe/sovremennaya-psihologiya-motivacii/chitat-onlayn/ (дата обращения: 25.12.2022).

7. Логвина А.И., Матвеева И.С. Влияние сидячего образа жизни и условий работы студентов на их физическое здоровье // Физическая культура и спорт в высших учебных заведениях: актуальные вопросы теории и практики: сб. статей по материалам национал. науч.-практ. конф. Краснодар: Изд-во КГАУ им. И.Т. Трубилина, 2020. С. 547-552.

8. Остапенко С.С., Александров С.Г. Особенности реализации ВФСК ГТО на базе КФ РЭУ им. Г.В. Плеханова // Студенческий спорт: состояние и перспективы развития: сб. материалов IV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Ж.И. Бушевой. Сургут: Изд-во СурГУ, 2022. С. 66-68.

9. Покровская Т.Ю., Ларионов И.С. Влияние двигательной активности и самостоятельных занятий на здоровье студентов // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 2 (9). С. 75-83.

10. Шакула К.В., Лукьянова Л.М. Влияние спорта на здоровье человека // Наука-2020. 2021. № 7 (52). С. 77-81.

References

1. Alemasov E.P., Habibullin A.B. Vazhnost' fizicheskogo obrazovaniya dlya stu-dentov [Importance of physical education for students] // Voprosy pedagogiki [Questions of Pedagogy]. 2021. No. 10-1. P. 12-14.

2. Andryushchenko L.B. Razvitie potenciala fizicheskoj kul'tury i sporta v REU im.G.V. Plekhanova [Development of the potential of physical culture and sports in the Russian University of Economics named after G.V. Plekhanova] // Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects: sat. materials of the IV All-Russia. scientific-practical. conf. with international participation M.: Publishing House of the Russian University of Economics. G.V. Plekhanova, 2022. P. 1069-1075.

3. Afanas'eva A.S., Ukolova G.B. Motivaciya studentov k zanyatiyam fizicheskoj kul'turoj v usloviyah vuza [Motivation of students to engage in physical culture in the conditions of the university] // Youth and science: a step towards success: sat. scientific articles of the 4th All-Russian. scientific conf. promising developments of young scientists. T. 1. Kursk: Publishing House of SWGU, 2020. P. 210-213.

4. Besplatnye zanyatiya sportom v moskovskih parkah [Free sports in Moscow parks] // Seasons [Electronic resource]. URL: https://seasons-project.ru/besplatnye-zanyatiya-sportom-v-moskovs/ (date of access: 12/25/2022).

5. Zherlicyna O. Poslovicy i pogovorki o fizicheskoj kul'ture i zdorovom obraze zhizni [Proverbs and sayings about physical culture and a healthy lifestyle] // Modern technologies of physical education and sports in the practice of physical culture and sports organizations: sat. scientific proceedings of Vseros. scientific-practical. conf. Yelets: YSU Publishing House. I.A. Bunina, 2019. P. 39-41.

6. Leont'ev D.A. Ot instinktov - k vyboru, smyslu i samoregulyacii: psihologiya mo-tivacii vchera, segodnya i zavtra [From instincts to choice, meaning and self-regulation: psychology of motivation yesterday, today and tomorrow] // Modern psychology of motivation (collection) [Electronic resource]. URL: https://www.litres.ru/raznoe/ sovremennaya-psiholo-giya-motivacii/chitat-onlayn/ (date of access: 12/25/2022).

7. Logvina A.I., Matveeva I.S. Vliyanie sidyachego obraza zhizni i uslovij raboty studentov na ih fizicheskoe zdorov'e [Influence of a sedentary lifestyle and working conditions of students on their physical health] // Physical culture and sport in higher educational institutions: topical issues of theory and practice: sat. articles based on national. scientific-practical. conf. Krasnodar: Publishing house of KSAU im. I.T. Trubilina, 2020. P. 547-552.

8. Ostapenko S.S., Aleksandrov S.G. Osobennosti realizacii VFSK GTO na baze KF REU im. G.V. Plekhanova [Features of the implementation of the VFSK GTO on the basis of the KF PRUE. G.V. Plekhanov] // Student sport: state and development prospects: sat. materials of the IV All-Russia. scientific-practical. conf. / ed. Zh.I. Busheva. Surgut: Publishing House of SurGU, 2022. P. 66-68.

9. Pokrovskaya T.Yu., Larionov I.S. Vliyanie dvigatel'noj aktivnosti i samostoya-tel'nyh zanyatij na zdorov'e studentov [Influence of motor activity and self-study on the health of students] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. 2018. No. 2(9). P. 75-83.

10. Shakula K.V., Luk'yanova L.M. Vliyanie sporta na zdorov'e cheloveka [The impact of sports on human health] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2021. No. 7 (52). P. 77-81.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.