Научная статья на тему 'Заимствования из мифологии и христианские символы в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф»'

Заимствования из мифологии и христианские символы в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3783
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЗКА / FAIRY TALE / МИФ / MYTH / ДОБРО / GOOD / ЗЛО / EVIL / ВЫБОР / CHOICE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даглдиян А.С.

Статья посвящена сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф». Показано, что эта книга несет в себе глубокий философский смысл и отвечает на многочисленные вечные вопросы. Так же, сказка содержит много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BORROWING FROM MYTHOLOGY AND CHRISTIAN SYMBOLS IN THE STORY "THE LION, THE WITCH AND THE WARDROBE"

Article is devoted to the fairy tale "The Lion, the Witch and the Wardrobe." It is shown that this book has a deep philosophical meaning and answers numerous eternal questions. Just tale contains many allusions to Christian ideas accessible to young readers form.

Текст научной работы на тему «Заимствования из мифологии и христианские символы в сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф»»

УДК 740

ЗАИМСТВОВАНИЯ ИЗ МИФОЛОГИИ И ХРИСТИАНСКИЕ СИМВОЛЫ В СКАЗКЕ «ЛЕВ, КОЛДУНЬЯ И ПЛАТЯНОЙ ШКАФ» BORROWING FROM MYTHOLOGY AND CHRISTIAN SYMBOLS IN THE STORY "THE LION, THE WITCH AND THE

WARDROBE"

Даглдиян А. С.

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Dagldiyan A.S.

South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential

Academy of

National Economy and Public Administration

Аннотация: Статья посвящена сказке «Лев, колдунья и платяной шкаф». Показано, что эта книга несет в себе глубокий философский смысл и отвечает на многочисленные вечные вопросы. Так же, сказка содержит много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.

Ключевые слова: Сказка, миф, добро, зло, выбор.

Annotation: Article is devoted to the fairy tale "The Lion, the Witch and the Wardrobe." It is shown that this book has a deep philosophical meaning and answers numerous eternal questions. Just tale contains many allusions to Christian ideas accessible to young readers form.

Key words: Fairy tale, myth, good, evil, choice.

«Лев, колдунья и платяной шкаф» - первая книга серии «Хроники Нарнии», выпущенная в 1950 году. Автор - английский писатель, Клайв Стейплз Льюис. В них рассказывается о приключениях детей в волшебной стране под названием Нарния, где животные могут разговаривать, магия никого не удивляет, а добро борется со злом. «Хроники Нарнии» содержат много намёков на христианские идеи в доступном для юных читателей виде.

Для создания своего мира Льюис обращается к древневосточной, античной, германо-скандинавской, славянской, средневековой европейской, христианской традициям.

«Лев, Колдунья и Платяной шкаф» повествует о четырёх детях Пэвэнси - Питере, Сьюзен, Эдмунде и Люси. Их отправляют к другу семьи профессору Дигори Керку из-за бомбёжек Лондона. Во время игры в прятки Люси прячется в Платяном шкафу, через который попадает в Нарнию, где знакомится с фавном Тумнусом. Фавн взят из римской мифологии. Верховный фавн - бог лесов, полей, пастбищ, животных. Он ей рассказывает, что Нарния находится под властью злой Белой Колдуньи. Вернувшись к братьям и сестре, Люси рассказывает, где была, однако они ей не верят. Позже она во второй раз попадает в Нарнию. За ней идет следом Эдмунд. Однако он встречает Белую Колдунью и её слугу -Могрима. Слуга Белой колдуньи волк Могрим восходит к скандинавскому Фенриру - громадному волку, сыну бога Локи и великанши Ангрбоды. Легенда повествует, что пока Фенрир был маленьким, боги держали его у себя. Боги решили посадить Фенрира на цепь, но тот вырос таким сильным, что рвал любые цепи, которые надевали на него под предлогом испытания его силы. Тогда карлики-цверги по просьбе богов сделали волшебную цепь из звука кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, медвежьих жил, рыбьего дыхания и птичьей слюны. Цепь получилась тонкой и легкой. Волчонок не сумел порвать цепь и остался сидеть на ней.

По пророчеству, перед концом мира он сорвется с цепи. Колдунья угощает Эдмунда заколдованным Рахат-Лукумом и подчиняет мальчика себе. Она приказывает ему привести всех четырех детей ей в замок. Позже все четверо детей попадают в Нарнию, обнаруживают, что Тумнуса забрала полиция (это Эдмунд повторил колдунье рассказ Люси и тем самым выдал фавна). Детей встречает мистер Бобр и рассказывает о том, что Аслан уже в пути, а значит, начинает сбываться древнее пророчество о том, что придет Аслан, кончится Долгая зима и четыре человека станут правителями Нарнии. Долгая зима позаимствована из скандинавской мифологии, в которой существует «Фимбулвинтер», которая предшествует концу мира. Во время рассказа Эдмунд сбегает и направляется к замку Белой Колдуньи. А Питер, Сьюзен, Люси и Бобры отправляются к Аслану. По дороге их встречает Санта-Клаус и вручает им подарки, которые должны им помочь: Питеру — меч и щит, Сьюзен лук, стрелы и рог, Люси — кинжал и волшебное снадобье, капля которого излечивает от любой болезни и любых ран. Дети встречаются с Асланом у Каменного Стола, средоточия магии в Нарнии и с его помощью вызволяют Эдмунда из плена Белой Колдуньи. Аслан посвящает Питера и Эдмунда в рыцари и нарнийцы начинают готовиться к битве. Но Джадис желает забрать душу предателя Эдмунда себе по Законам Древней Магии. Аслан и колдунья вступают в переговоры, и предатель оказывается спасён. Никто, кроме Люси и Сьюзен так и не узнал, что Великий Лев был убит за предателя Эдмунда на Каменном Столе воскрес по Законам «Ещё более Древней Магии». Аслан и девочки появляются только в конце битвы, но именно они приносят победу и укрепляют боевой дух воинов. Люси излечивает волшебным эликсиром тяжело раненных воинов и своего брата, который окончательно исцеляется не только от ран, но и от своих дурных наклонностей, которые как мы узнаём, он перенял у «мальчишек из плохой компании». Дети остаются в Нарнии и становятся её королями и

королевами - Питером Великолепным, Эдмундом Справедливым, Сьюзен Великодушной и Люси Отважной. Они забывают о мире, из которого пришли, но однажды уже взрослые братья и сёстры устраивают охоту за белым оленем, исполняющим желания, и случайно натыкаются на нарнийский фонарь и дверцу платяного шкафа. Влекомые оленем, Пэвенси пробираются сквозь еловую чащу и попадают в ту самую комнату и в тот самый момент, с которого начиналось их путешествие.

Основным источником создания произведения для Льюиса стало, конечно, Евангелие. Недаром его книгу иногда называют детским христианским катехизисом.

Льюис пишет о "царственном и миролюбивом и в то же время печальном" взгляде Аслана, что он был "добрый и грозный" одновременно. Золотистое сияние гривы Аслана, о котором постоянно упоминает автор, ассоциируется с золотом нимба. В Нарнии именем Аслана клянутся, герои произносят: "Во имя Аслана", "Асланом тебя прошу", а отшельник даже восклицает "Аслане милостивый!" Из следа Аслана берет начало ручеек, что напоминает многочисленные средневековые легенды об истечении источников. Великий Лев своей песней создает Нарнию и дает ее жителям основную заповедь: "И все любите друг друга". Он определяет, что Нарнией могут управлять только сыновья Адама и дочери Евы. Все это является перифразом соответствующих строк Книги Бытия (Быт. 1, 2627). Заповеди, которые дает Аслан нарнийцам, идут от заповедей Моисея и Нагорной проповеди. Аслан требует от жителей своей страны любви, смирения и покаяния. Он осуждает любую попытку переложить свою вину на кого-то другого.

Поведение Аслана имеет чёткие параллели с евангельским образом Христа. Великий Лев никому не навязывается, не старается понравиться, его поступки зачастую выходят за рамки справедливости в обычном понимании этого слова. Аслан испытывает героев сверх необходимости,

сознательно провоцируя их. Особенно строг он с Люси, которая на первый взгляд кажется нам его любимицей. Он сурово восклицает: «Сколько же ещё раненых должно погибнуть из-за тебя?!», когда Люси с тревогой смотрит в лицо едва живому брату, после того как она исцелила его чудесным эликсиром. Аслан прощает Эдмунду предательство, ни разу не упрекнув его, но с удовольствием слушает покаяния Питера и Сьюзен, виновных в куда меньших проступках. Читатель, знакомый с христианством, непременно вспомнит евангельское «...и от всякого, кому дано много, много и потребуется; и кому много вверено, с того больше взыщут» (Лк. 12, 48). Аслан не торопится спасать Нарнию, оставив её на сто лет во власти Белой Колдуньи, он никогда никого не хвалит и не делает комплиментов, никогда не выражает свою любовь к своему народу каким-то широким, понятным абсолютно каждому жестом. Одно из немногих свидетельств его любви к своему творению, подвиг самопожертвования, становится известным Сьюзен и Люси как бы случайно. Но величие Аслана становятся мощным отстраняющим фактором - дети ни одной секунды не видят в нём обычного льва, которого можно было бы в чём-то укорить. Даже его беззащитная голова, лишённая густой гривы, кажется девочкам красивой после нескольких мгновений жалости и ужаса. Герои Льюиса мучаются сомнениями в выборе правильного пути - внешность зачастую оказывается обманчива, и далеко не все поступки можно однозначно оценить, но Аслан редко помогает героям разрешить эти вопросы. Он вообще появляется на страницах книги нечасто, не всегда показывается в своем истинном облике и предпочитает говорить загадками, как и Сын Божий. Ибо только избранные могут услышать Слово Божье: "Ваши же блаженны очи, что видят, и уши, что слышат" (Мф. 13, 16).

Герои Льюиса в конце концов совершают правильный выбор. Но если человек сам не желает видеть истины, если он запер себя в темнице

своего воображения, то никто, даже Бог, не в силах ему помочь. "Ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули" (Мф. 13, 15). Увидеть чудо по Льюису невозможно, сначала не поверив в него. Более того, даже попасть в Нарнию вооружившись земной логикой и запланировав заранее, невозможно.

Льюис оказывается не только ортодоксальным христианином, но и в остальном остаётся консерватором: он осуждает новые школы, в которых не изучают классическую философию, Закон Божий и хорошие манеры. Свои возмущения по данному поводу автор вкладываетв уста профессора Дигори Керка: «И чему только учат в нынешних школах....».

Список литературы:

1. К. С. Льюис, «Хроники Нарнии», М.: Стрекоза-Пресс, 2006.

2. Большакова О. Хроники Льюиса. Газета «Новый Завет», 2004, №

08

3. Дашевский Г. Клайв Стейплз Льюис. Журнал «Weekend» , 2008. № 18 (64).

4. Карпентер Х. Джон Р. Р. Толкин - биография. Пер. с англ. А. Хромовой под ред. С. Лихачевой. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002.

5. Курий С. Льюис, Нарния и распятый Лев. Журнал «Время Z», 2006, № 02.

6. Кошелев С. Клайв Стейплз Льюис и его «Страна чудес». Предисловие к книге «Хроники Нарнии» Льюис К. С.; Пер. с англ. - М.: СП " Космополис", 1991.

7. Кротов Я. Вступительная статья к романам К. С. Льюиса «За пределами безмолвной планеты» и «Пепеландра». Клайв Стейплз Льюис. Собрание сочинений в 8 томах. Том 3. За пределы безмолвной планеты. Пепеландра. Фонд имени Александра Меня, Библия для всех, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.