Научная статья на тему 'Захоронения женщин ямной культуры на территории Волго-Уралья'

Захоронения женщин ямной культуры на территории Волго-Уралья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
284
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯМНАЯ КУЛЬТУРА / PIT GRAVE CULTURE / ЖЕНСКИЕ ПОГРЕБЕНИЯ / WOMEN'S BURIALS / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА / SOCIAL STRUCTURE / ПОЛОВОЗРАСТНАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ / GENDER AND AGE DIFFERENTIATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Файзуллин Айрат Асхатович

Статья посвящена роли женщин в скотоводческом обществе раннего и среднего бронзового века на территории Волго-Уральского междуречья. На основе анализа трудовых затрат на сооружение насыпи и погребальной камеры проанализированы женские захоронения ямной культуры Волго-Уралья. Проведено исследование женских погребений трех возрастных групп: возмужалой, зрелой и старческой. Исследование показало наличие полярного подхода к погребению женщин по возрастному признаку. Молодых женщин хоронили чаще в небольших курганах и без инвентаря. Захоронения женщин зрелого и старческого возраста встречаются в крупных курганах с престижным инвентарем (украшения, жреческие символы). Видимо это связано с тем, что в обществе ямной культуры социальный статус мог изменяться с возрастом человека. Таким образом, археологические источники, данные антропологии и этнографии, позволяют сделать вывод о том, что женщины (особенно взрослые)в скотоводческом обществе занимали значимые для общества социальные роли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with a women’s role in the cattle-breeding society in the Volga and Ural Region in the Early and Middle Bronze Age. 55 women’s burials were studied in the light of analysis of the labor efforts which were spend for the constructing funeral chambers. They are divided into three groups: young women, mature, old. The study revealed different approaches to women’s death customs. Young women were often buried without grave goods in small barrows. Old and mature women were buried with prestige grave goods (a jewellery and priest signs) in big barrows. This difference is possibly explained with dependence of the social status from the age of the individual. Thus, archaeological, anthropological and ethnographic evidences let the author to conclude that adult women played important social role in the cattle-breeding society.

Текст научной работы на тему «Захоронения женщин ямной культуры на территории Волго-Уралья»

© 2015 Проблемы истории,

филологии, культуры 2015, №4, с. 26-32

А. А. Файзуллин

ЗАХОРОНЕНИЯ ЖЕНЩИН ЯМНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ

ВОЛГО-УРАЛЬЯ*

Статья посвящена роли женщин в скотоводческом обществе раннего и среднего бронзового века на территории Волго-Уральского междуречья. На основе анализа трудовых затрат на сооружение насыпи и погребальной камеры проанализированы женские захоронения ямной культуры Волго-Уралья. Проведено исследование 55 женских погребений трех возрастных групп: возмужалой, зрелой и старческой. Исследование показало наличие полярного подхода к погребению женщин по возрастному признаку. Молодых женщин хоронили чаще в небольших курганах и без инвентаря. Захоронения женщин зрелого и старческого возраста встречаются в крупных курганах с престижным инвентарем (украшения, жреческие символы). Видимо это связано с тем, что в обществе ямной культуры социальный статус мог изменяться с возрастом человека. Таким образом, археологические источники, данные антропологии и этнографии, позволяют сделать вывод о том, что женщины (особенно взрослые) в скотоводческом обществе занимали значимые для общества социальные роли.

Ключевые слова: ямная культура, женские погребения, социальная структура, половозрастная дифференциация

В советской историографии доминировала точка зрения, что с развитием патриархальных отношений социальная престижность женских занятий, а, следовательно, и их роль в обществе падает1. Отчасти с этим можно согласиться, но в то же время нельзя относить женщин к бесправному населению, особенно в обществе скотоводов. Рассмотрев погребения женщин ямной культуры Волго-Ураль -ского междуречья, учитывая трудовые затраты и погребальный инвентарь, можно подойти к вопросу об их роли в ямном обществе.

На территории Волго-Уралья, в результате антропологического анализа, исследовано 289 погребений ямной культуры, которые отражают все основные возрастные категории: погребения подростков и детей с рождения до 16 лет; возраст возмужалый от 20 до 35 лет; зрелый возраст от 30 до 50 лет; старческий возраст — 50 лет и старше. В исследованных погребениях было определено: 147 мужских, 55 женских, 87 детских и подростковых костяков2. Из 55 женских погребений: 16 возмужалой, 16 зрелой, 11 старческой возрастной категории, а в 12 погребениях возраст захороненных женщин определить не удалось.

Трудовые затраты на погребения женщин возмужалой возрастной категории небольшие. Большая часть курганов этой возрастной категории до 20 м в диа-

Файзуллин Айрат Асхатович — младший научный сотрудник археологической лаборатории Оренбургского государственного педагогического университета. E-mail: faizullin.airat@yandex.ru

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ: проект № 14-01-00127 и при поддержке Задания № 33.1471.2014К на выполнение научно-исследовательской работы в рамках проектной части государственного задания в сфере научной деятельности.

1 Семенов 1974, 309.

2 Хохлов 2010, 133-167.

метре (13 погребений из 17). Инвентарь был обнаружен в 3 погребениях. В КМ

Тамар — Уткуль VIII 3/1 — галька белого цвета3, а в КМ Гвардейцы II К1П2 —

сосуд4. Интерес в плане инвентаря вызывает погребение 2 черепов в КМ Гераси-мовка II К4П2, один из которых принадлежит женщине 25-30 лет. Рядом с черепами был обнаружен богатый инвентарь: круглодонный сосуд, 5 костяных рогаток,

6 обойм из меди, медный нож, 2 пронизки из раковин моллюска, четырехгранное шило с упором, обломок подобного шила, костяная трубочка, кремневый скребок, железистая конкреция, кварцитовый отщеп, куски охры, подвески из зуба лошади. Сложно определить принадлежность предметов в парном погребении, но нахождение черепа в таком культовом комплексе является прямым свидетельством участия женщин в религиозной сфере общества.

Погребения молодых женщин также были найдены в крупных насыпях до 40 м в диаметре (КМ Курманаевский III 1/2 и Тамбовка 2/2), но сами погребения были не основными в кургане, а погребальные камеры простой конструкции. Поэтому нельзя связывать сооружение больших курганов с погребениями молодых женщин (в данном случае они сопровождающие), т.к. центральные погребения являлись мужскими.

Интерес в плане трудовых затрат вызывает погребение молодой женщины в КМ Тамар — Уткуль VII 3/25. Погребение было совершено в кургане диаметром 40м. Наряду с высокими трудовыми затратами в могиле был найден инвентарь: небольшое долото, два фрагмента такого же долота, железистая конкреция. Нахождение в погребении женщины плотницкого инструментария наводит на мысль о том, что она при жизни могла использовать их в производстве. С другой стороны, присутствие в престижного инвентаря в погребении молодой женщины и трудовые затраты на совершение захоронения позволяют предполагать, что данный инвентарь был положен в связи с прижизненным статусом (рангом погребенной женщины).

Курганные могильники, в которых были захоронены женщины зрелого возраста отличаются наличием больших трудовых затрат на совершение захоронения. Они обнаружены в курганах диаметром от 30 до 100м. В КМ Уваровка 2/2 в погребении женщины 40-45 был найден разнообразный инвентарь (рис. 1,4). Украшения - кольцо из серебра, бронзовая подвеска, орудие мастера - бронзовое тесло, воинский арсенал - кремневые наконечники стрел и сосуд6.

Наибольший интерес в плане трудовых затрат на совершение захоронения вызывает погребение в КМ Золотой 3/5 (рис. 1,1). Инвентарь, который был найден в погребении женщины 30-40 лет, позволяет выделить это погребения из состава рядовых. В захоронении был обнаружен медный нож, медное шило, костяное орудие, каменные абразивы, каменный растиральник, отщеп кремня с ретушью, предмет из биллона неясного назначения, раковина амонит, еще одно костяное орудие, развал баночного сосуда, медное шильце, серебряные пружинные пронизи 12 шт, серебряное височное кольцо в 1,5 оборота, отщеп7. Стоит отметить, что данное погребение зрелой женщины было совершено в периферийной части

3 Моргунова, Кравцов 1990, 22.

4 Крамарев, Мышкин, Турецкий 2002, 101-122.

5 Моргунова, Кравцов 1990, 14.

6 Кузьмина, Михайлов, Фадеев 2003, 198-216.

7 Мимоход 2009, 100.

большого кургана и, видимо, являлось сопровождающим основное захоронение. Но, к сожалению, центральная часть насыпи была не исследована, что затрудняет интерпретацию данного комплекса.

Самое большое количество погребений (14 из 17) женщин зрелого возраста было обнаружено в небольших курганах диаметром до 30 м. Инвентарь обнаружен в 5 погребениях и представлен: створками раковин, костяным предметом, костяными булавками, бронзовым ножом, и железным кольцом в полтора оборота, медной пластиной, речной галькой и сосудом.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что в ямном обществе были различные подходы к захоронению женщин зрелого возраста. Женщины данной возрастной категории были захоронены как под большими насыпями и в объемных погребальных камерах, так и под небольшими насыпями, в ямах простой кон -струкции. Видимо это свидетельство того, что при жизни женщины могли занимать различные социальные позиции или быть причислены к определенной сословной или производственной группе, которые пользовались в обществе авторитетом. Необходимо также отметить, что в обществе каждой возрастной группе соответствуют определенные права, обязанности, поведенческие нормы и т.д. Часто с возрастом тесно связано накопление богатства и приобретение высокого общественного положения. Переход из одной возрастной категории в другую мог маркироваться инициацией и, как правило, сопровождался изменениями в социальном статусе8.

Погребения женщин старческого возраста, которые были захоронены под небольшими насыпями и в могилах простой конструкции, обнаружены в 9 случаях. Инвентарь, который присутствовал в 3 погребениях, представлен заполированным костяным кольцом, тупиком из лопатки, речной раковиной, терочником из камня, бронзовым шилом и сосудом.

Интерес вызывает погребение женщины в КМ Тамар — Уткуль VII 6/1 (рис. 1, 3). Трудовые затраты на совершение погребения небольшие (диаметр насыпи 18м, высота 0.25 м), но инвентарь положенный в могилу (4 бусины, подвеска в 4 оборота из медной проволки и 4 медных обоймы),9 позволяет сделать предположение о высоком статусе погребенной с украшениями. Основываясь на материалах Днепровского Левобережного Предстепья, З. П. Марина также отмечает, что погребения женщин с украшениями и «масками» отражают существование социальной иерархии10.

Неординарное захоронение было обнаружено в КМ Скворцовка 6/1. Оно было совершено в широкой и глубокой яме с забутовкой. В первом ярусе были обнаружены развал сосуда, череп, кости рук, альчик барана. Во втором ярусе могилы найдены медное шило, медная руда, раковина каури11.

Захоронения женщин старческого возраста в больших курганах были обнаружены в 2 случаях. Интерес в плане трудовых затрат и инвентаря здесь вызывает погребение в КМ Тамар-Уткуль VII 1/1 , так как данное погребение пожилой женщины было основным и единственным погребением в кургане, диаметр которого 30 м, а высота 1,8 м. Данное захоронение отличается богатым инвентарем. Он

8 Бочаров 2001, 196.

9 Моргунова, Кравцов 1990, 15.

10 Марина 1997, 16.

11 Моргунова и др. 2010, 55.

состоял из медного ножа, костяной булавки, медной бляшки, костяной подвески, кольца из кости, кварцитового отщепа, 4 медных обоймы (рис. 1, 2). Трудовые затраты и инвентарь, найденный в погребении, говорит об особой роли данного индивида в обществе. И. Ф. Ковалева, считает, что роль женщины с возрастом не умалялась, т.к. общество в отношении старых женщин сохраняло матриархальный пиетет, основанный на незаменимости в домашней работе12.

Таким образом, рассмотрев погребения женщин ямной культуры, можно сделать вывод о том, что различие наблюдается в соответствии с возрастом и социальной ролью индивида в обществе. Погребения первой возрастной категории не отличаются высокими трудовыми затратами, наверняка это связано с возрастом погребенных. Исключением для этой группы является захоронение молодой женщины в КМ Тамар — Уткуль VII 3/2, где социальный статус молодой женщины подчеркивали трудовые затраты и предметы из металла.

Погребения же 2 и 3 возрастной группы отличаются высокими трудовыми затратами и наличием инвентаря. В этих возрастных группах есть погребения, которые отличаются большими трудовыми затратами и разнообразным инвентарем, указывающие на связь погребенных с определенной социальной ролью. Погребения КМ Мустаево V 9/2, КМ Тамар-Уткуль VII 1/1, КМ Скворцовка 6/1, КМ Курманаевка 3/1 можно отнести к лицам, которые либо были жрицами, либо участвовали в религиозной жизни социума. Необходимо отметить, что это погребения женщин уже взрослых или старческого возраста. На этом основании можно сделать предположение, что выполнять данную социальную функцию могли только старшие женщины в общине. Этому есть аналогии в Северном Причерноморье, где выделяют захоронения женщин-жриц, маркированных антропоморфными стелами13. Этнографические материалы кочевников Тувы говорят о том, что шаманами могли быть не только мужчины, но и опытные женщины. Именно женщины занимались ритуальными действиями камланием (Хамнаар), цель которых было врачевание людей14. В скифской религии роль женского божества была довольно значительной. В V веке до н. э. у скифов существовал пантеон из 7 богов, из них 3 были женскими. По мнению С. С. Бессоновой, шаманство у скифов было женским занятием. Единственный ритуал с участием женщин запечатлен в изобразительном искусстве скифов — экстатический ритуал с участием так называемых менад15. Уникальными можно назвать погребения в КМ Тамар-Уткуль VII 1/1 и КМ Золотой 3/5, которые выделяются размерами насыпи и престижным инвентарем. Нахождение в погребении престижных орудий из меди, украшений из кости, меди и серебра позволяет отнести эти погребения к социально значимым членам общества. Из этого следует вывод, что не только мужчины могли играть важные социальные роли в жизни общества, но и женщины.

12 Ковалева 1989, 11.

13 Иванова 2001, 125.

14 Ванштейн 1991, 124

15 Бессонова 1983, 60.

Рис, 1. Инвентарь в погребениях женщин ямной культуры Волго-Уралья 1 - КМ Золотой 3/5; 2 - КМ Тамар-Уткуль VI! 1/1, 3 - Тамар-Уткуль VII 6/1; 4 - КМ Уваровка 2/2

Таким образом, рассмотрев погребения женщин на территории Волго-Ура-лья, можно сделать вывод, что они играли важную роль в жизни ямного социума. Исследователи считают, что в древних обществах ткачество и гончарство были женскими занятиями16. О существовании в бронзовом веке ткачества отмечает в своем исследовании Н. И. Шишлина. Исследователь делает вывод о том, что переплетенные из растительных волокон циновки использовались не только в погребальном обряде, но и в быту, для строительства и обустройства жилищ17. То есть женщины в скотоводческом типе хозяйства не были отлучены от производства, они могли заниматься производством разнообразных предметов материальной культуры (изготовлением одежды, ткачеством, рукоделием), женщины занимались приготовлением пищи во время ритуальных обрядов, дойке скота и конечно следили за «домашним очагом» и воспитывали детей. Этнографы отмечали, что у масаев глиняную посуду изготавливали лишь несколько женщин, которые снабжали ею остальное население. У племен кикуйю женщины из общин, которые находились рядом с залежами высокосортной глины, занимались изготовлением горшков на рынок. Зарождение ткацкого ремесла тоже связано с женским трудом. Например, этим славились женщины апатани, создававшие ткани не только для себя, но и для обмена с соседними горцами дафла18. Роль женщин в хозяйстве кочевого общества была немаловажной. Женщина хранила домашний очаг, готовила пищу, занималась воспитанием детей. Так в семейных традициях кочевников западной Тувы существует правило, что женщина вставала утром первой для того чтобы подоить скот, вскипятить молоко и согреть чай. Также существовало правило, что мужчина никогда не доил крупный и мелкий рогатый скот, а помогал лишь при необходимости в дойке кобыл19.

Погребения женщин под курганами, на наш взгляд не случайное явление в погребальной практике ямного населения, а прямое доказательство их социальной роли в различных сферах общества, в том числе и производственной. П. Ф Кузнецов, основываясь на материалах ямной культуры Самарского Поволжья, делает вывод, что курганный способ захоронения являлся для ямной культуры нерядовой практикой. На основе этого он предполагает, что могли существовать и другие формы захоронений20. В этом вопросе необходимо также учесть мнение М. Д. Хлобыстиной. Она отмечает, основываясь на материале Нижнего Поволжья, что захоронения женщин исключительно редки и относятся к финальной поре развития культуры, как и единичные парные погребения. Она считает, что женская часть коллектива захоранивалась не в курганах, а на грунтовых кладбищах, пока не изученных21. Учитывая мнения ученых, необходимо ещё раз отметить, что женских погребений на территории Волго-Уралья немного, поэтому погребения женщин в могилах под курганами уже свидетельствует об их большой социальной роли, а инвентарь и трудовые затраты только дополняют данный факт.

16 Бромлей 1988, 56.

17 Шишлина 1999, 31.

18 Бромлей 1988, 90.

19 Ванштейн 1991, 296.

20 Кузнецов 2003, 46.

21 Хлобыстина 1976, 31.

ЛИТЕРАТУРА

Бессонова С.С. 1983: Религиозные представления скифов. Киев.

Бочаров В.В. 2001: Антропология возраста. СПб.

Бромлей Ю.В. (ред.) 1988: История первобытного общества: эпоха классообразова-ния. М.

Ванштейн С.И. 1991: Мир кочевников центра Азии. М.

Иванова С.В. 2001: Социальная структура населения ямной культуры Северо-Западного Причерноморья. Одесса.

Ковалева И.Ф. 1989: Социальная и духовная культура племен бронзового века. Днепропетровск.

Крамарев А.И., Мышкин В.Н., Турецкий М.А. 2002: Курганный могильник Гвардейцы // Вопросы археологии Поволжья. 2, 101-122.

Кузнецов П. Ф. 2003: Особенности курганных обрядов населения Самарской долины в первой половине бронзового века // Материальная культура населения бассейна реки Самары в бронзовом веке. Самара, 43-52.

Кузьмина О.В., Михайлов О.В., Фадеев В.Г. 2003: Уваровский курганный могильник // Вопросы археологии Поволжья. 3, 198-216.

Марина З.П. 1997: Ямные погребения Левобережного Предстепья с металлическими украшениями // Проблема истории и археологии Украины. 16.

Мимоход Р.А. 2009: Курганы эпохи бронзы — раннего железного века в Саратовском Поволжье // Материалы охранных археологических исследований. 10. М.

Моргунова Н.Л., Гольева А.А., Дегтярева А.Д., Евгеньев А.А., Купцова Л.В., Салуги-на Н.П., Хохлова О. С., Хохлов А.А. 2010: Скворцовский курганный могильник. Оренбург.

Моргунова Н.Л., Кравцов А.Ю. 1990: Памятники древнеямной культуры на Илеке. Екатеринбург.

Семенов Ю.И. 1974: Происхождение брака и семьи. М.

Хлобыстина М.Д. 1976: Древнейшие могильники Нижнего Поволжья как палеосоци-ологические объекты // Проблемы археологии Поволжья и Приуралья. Куйбышев, 30-31.

Хохлов А.А. 2010: Демографические процессы в северной половине Волго-Уралья в эпохи энеолита и бронзы // Кони, колесницы и колесничие степей Евразии, Екатеринбург; Самара; Донецк, 133-167.

Шишлина Н. И. 1999: Текстиль эпохи бронзы Прикаспийских степей // Текстиль эпохи бронзы Евразийских степей. М., 7-58.

WOMEN'S BURIAL PIT GRAVE CULTURE IN THE VOLGA AND URAL AREA

A. A. Faizullin

The article deals with a women's role in the cattle-breeding society in the Volga and Ural Region in the Early and Middle Bronze Age. 55 women's burials were studied in the light of analysis of the labor efforts which were spend for the constructing funeral chambers. They are divided into three groups: young women, mature, old. The study revealed different approaches to women's death customs. Young women were often buried without grave goods in small barrows. Old and mature women were buried with prestige grave goods (a jewellery and priest signs) in big barrows. This difference is possibly explained with dependence of the social status from the age of the individual. Thus, archaeological, anthropological and ethnographic evidences let the author to conclude that adult women played important social role in the cattle-breeding society.

Key words: Pit Grave Culture, women's burials, social structure, gender and age differentiation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.