Научная статья на тему 'ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В США'

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В США Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
184
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В США»

Для получения стандартизованных показателей при расчетах косвенным и обратным методами следует ввести дополнительно операторы 14—17. Под переменным у и з в операторе 14 следует соответственно понимать значение коэффициента смертности стандарта и действительное количество умерших для косвенного метода и соответственно значение коэффициента смертности стандарта и фактическую численность населения для обратного метода. При этом машина выдаст на печать искомый показатель р.

Поступила 20/1 1971 г.

ОБЗОРЫ

УДК 614.71/.73(73)

ЗАГРЯЗНЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В США

Канд. биол. наук В. Д. Фокина

Всесоюзный научно-исследовательский институт информации и технико-экономических

исследований по сельскому хозяйству, Москва

В США загрязненность воздуха с каждым годом принимает все большие размеры (см. таблицу), причиняя большой ущерб здоровью людей, сельскому хозяйству и промышленности.

Основным источником загрязнения воздуха продуктами сгорания топлива является транспорт. По данным Haagen-Smit, в настоящее время в США насчитывается 90 млн. автомобилей, которые в год выбрасывают в воздух 94,6 млн. т выхлопных газов (по сравнению с 20 млн. т в 1965 г.). Кроме того, часть топлива (8—15%), теряемая за счет испарения, также поступает в воздух.

Основные источники загрязнения воздуха в США (в млн. т в год), по данным

Н. Е. ЬапсЬЬе^

Источники загрязнения окись углерода двуокись серы Загряз • § о О) 3 ее и о Р^СХ X X окислы н азота ь S дымовые частицы другие Всего

Транспорт ........... 66 1 12 6 1 1 87

Промышленность........ 2 9 4 2 6 2 25

Производство электроэнергии 1 12 1 3 3 1 21

Отопление ........... 2 3 1 1 1 1 9

Отбросы (свалки)........ 1 1 1 1 1 1 6

Итого . . . 72 26 19 13 12 6 148

Примечание. В графу «другие» входят соединения свинца, бериллия, фтора и др.

Наиболее остро проблема выхлопных газов стоит в таких крупных городах США, как Лос-Анджелес, в котором на 7 млн. жителей приходится 4 млн. автомобилей (Mosher и соавт.) или Нью-Йорк, где в течение суток в атмосферу попадает 4,8 тыс. т выхлопных газов и в том числе 4140 т угарного газа, 560 т углеводородов и 106 т окислов азота (Johnson и соавт.). В городах с населением более 50 тыс. человек, в которых в общей сложности

проживает более половины всего населения страны, среди всех загрязнителей, поступающих в атмосферу, выхлопные газы автотранспорта составляют 60%, тогда как промышленность — 17%, электростанции — 14%, источники тепла — 6%, мусороперерабатывающие установки — 3% (Achenbach).

Наряду с автотранспортом серьезным загрязнителем воздуха становится воздушный транспорт. Так, реактивный самолет, пересекающий Атлантический океан, потребляет за 8 часов полета количество кислорода, производимое за то же время 25 тыс. га леса 1. По данным национальной администрации по авиации, самолеты, взлетающие и делающие посадку в Вашингтонском аэропорту, выбрасывают в окружающее пространство 35 m различных загрязнителей только за 1 день 2. Среди промышленных предприятий в наибольшей степени загрязняют воздух химические, сталелитейные, целлюлозно-бумажные, нефтеперегонные и другие предприятия.

С каждым годом увеличивается ущерб, приносимый сельскому хозяйству США загрязнением воздуха. Так, если в 1965 г. он составлял, по данным Национальной Академии наук, 325 млн. долларов,'то к 1969 г. возрос до 500 млн. долларов (Green). Загрязнение атмосферы и нарушение кислородного баланса в сторону уменьшения содержания кислорода и увеличения количества углекислого газа влечет за собой ряд устойчивых изменений погоды и, кроме того, влияет на глобальную экологию в целом.

В целях борьбы с загрязнением воздушной среды в США в 1955 г. была разработана федеральная программа научных исследований. В течение 8 лет изучалось влияние загрязненного воздуха на здоровье людей и создавались методы борьбы с промышленными выбросами. Во многих случаях была обнаружена необходимость разработки более совершенной технологии производственных процессов, снижающей поступление вредных примесей в атмосферу.

Наряду с оказанием технической помощи для выполнения этой программы был принят ряд законодательных актов, направленных на сохранение воздушной среды.

До 1967 г. законодательство о контроле загрязнения существовало только в 16 штатах.

Были проведены специальные исследования по установлению зон с наиболее высокой загрязненностью воздуха и разработке методов определения в воздухе различных вредных примесей. Законом установлены специальные штрафы за превышение допустимых содержаний вредных веществ в воздухе, которые налагались на предприятия (в размере до 1000 долларов) с привлечением их к судебной ответственности (Manek).

В специальном разделе закона 1967 г. было уделено внимание разработке стандартов на содержание вредных примесей в дымовых выбросах разных предприятий, выхлопных газах автотранспорта, а также в различных видах топлива. Проведено соответствующее районирование территории страны с учетом существующего фона загрязнения, степени индустриального развития, плотности населения, перспектив развития района, административных границ, метеорологических и климатических условий. Меры, предусмотренные законом, включают также выявление отраслей промышленности, существенно загрязняющих воздух, и регламентацию выбросов по каждой отрасли. Предусматривается также создание региональных комиссий для осуществления контроля над выбросами.

Общее руководство организацией борьбы за чистоту воздуха в США осуществляет созданный при Министерстве здравоохранения, образования и социального обеспечения Национальный центр поборьбе с загрязнением воздуха.

1 L'Agriculture et la defence de Tenvirounement. Colloque International CENECA, les 4, 5 et 6 mars 1970. Paris, France.

2 From sea to shining sea. A report on the American environment — our natural heri-toge, 1968.

С 1965 г. усилилась деятельность местных организаций по охране воздуха. Если в 1965 г. такие организации существовали только в 20 штатах, то в конце 1967 г. их насчитывалось уже 45. Было разработано более 140 местных программ по охране воздуха. В создании некоторых из них принимали участие специалисты нескольких штатов, при этом учитывались общие интересы. Примером могут служить совместные программы штатов Индианы и Иллинойса, Западной Виргинии и Огайо, Нью-Йорка, Нью-Джерси и Коннектикута.

Помимо федеральных органов, исследованиями, направленными на борьбу с загрязнением воздуха, заняты более 20 промышленных групп, фирм и других организаций. В 1961 г. в США был организован первый институт гигиены. (Ю. Е. Корнеев). Под руководством Национального центра по борьбе с загрязнением воздуха проводятся исследования по установлению критериев качества воздуха, разрабатываются проекты по допустимым концентрациям некоторых токсических веществ (оксидантов, двуокиси серы, фтористых соединений) в атмосферном воздухе.

Так, по нормам, регламентированным в США, максимально допустимая концентрация двуокиси серы в воздухе не должна превышать 0,15 частей на 1 млн., в связи с этим содержание серы в угле, используемом в промышленности,—2%. Однако электрические компании все еще продолжают сжигать уголь с 3,5% содержанием серы. Одна из основных мер по снижению загрязненности воздуха соединениями серы —снижение ее содержания в топливе —десульфуризация угля и нефти (Carlson). Другой важной мерой по снижению загрязненности воздуха является уменьшение выбросов отработанных газов автомобилями путем изменения конструкций их и установки приспособлений, снижающих содержание вредных веществ в выхлопных газах.

По закону 1967 г. все автотранспортные средства должны быть оборудованы аппаратурой на карбюраторе и выхлопной трубе для уменьшения выброса токсических веществ в атмосферу. Разрабатываются различные виды присадок к топливу, способствующих более полному его сгоранию и уменьшению токсичности выхлопов. Усовершенствуются двигатели и виды топлива. Изучаются перспективы перехода на газотурбинные и электрические двигатели.

В борьбе за оздоровление воздуха принимают участие различные американские фирмы.

Система мероприятий по контролю за источниками загрязнения воздуха, по мнению ряда ученых, позволяет рассчитывать, что к 2000 г. состояние воздуха в стране должно быть на уровне 1965 г., хотя за предстоящий период ожидается рост населения на 100%, увеличение производства автомобилей на 400%, бензина на 400%, электроэнергии на 600% (Acheubach).

Однако в настоящее время состояние воздушной среды в США, несмотря на принятые меры, продолжает оставаться неудовлетворительным, а в большинстве городов оценивается как «очень плохое». Ущерб, причиняемый загрязнением атмосферного воздуха хозяйству США, продолжает с каждым

годом увеличиваться. Так, в 1966 г. он составлял 7,5 млрд. долларов (Ю. Е. Корнеев), а к 1969 г. возрос до 12 млрд. долларов (Green).

На практике оуществление программ по сохранению чистоты воздуха встречает ряд трудностей, так как владельцы многих предприятий выполняют требования организаций по охране природы только в тех случаях, когда они не идут в разрез с интересами получения прибыли.

Основные препятствия в проведении политики охраны природных ресурсов США, в частности сохранении чистоты воздушной среды, обусловливаются причинами социально-экономического характера. При наличии частной собственности на землю и средства производства даже принятие специальных законов и программ не гарантирует полного успеха. Ассиг-

нования правительства не дают возможности организовать проведение этих мероприятий в широких масштабах, как того требуют интересы борьбы с возросшим уровнем загрязнения среды, кроме того, в последние годы в США отмечается тенденция к сокращению фактических расходов (по сравнению с предполагаемыми) на мероприятия по охране природы, в частности по очистке воздуха.

ЛИТЕРАТУРА

Корнеев Ю. Е. Гиг. и сан., 1968, №4, с. 78. — Achenbach P. R., ASL Res Rep., 1969, v. И, p. 33. — С а 1 1 i s о n Ch. H., Audubon, 1968, v. 70, p. 56; p. 92. — Carlson J. W., J. Soil. Wat. Conserv., 1969, v. 42, p. 3. — Daley A. C., J. Air Pollut. Control Ass., 1969, v. 19, p. 77. — Green K. D., Pollute or purify? Aqua, 1970, march, 6—11. — Haagen-Smit A. J., Scientia, 1968, v. 103, p. 5. — Johnson K. L. et al. Science, 1968, v. 160, p. 67. — Landsberg H. E., J. N. Y. botgan, 1969, v. 19, p. 54. — L e b u s E. C., J. Air Pollut. Control Ass., 1968, v. 18, p. 733. — M a n e k A., Vod. Hospod., 1969, т. 19, с. 113. — M a r s h a 1 1 J. R., Chem. Eng., 1968, v. 75, p. 14. — Mosher J. C. et al. J. Air Pollut. Control Ass., 1970, v. 20, p. 35. — S p a i t e P. W., Ibid., 1968, v. 75, p. 2.

Поступила 26/X 1970 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.