Научная статья на тему 'Загрязнение придорожной зоны выбросами автотранспорта на примере Оренбургской области'

Загрязнение придорожной зоны выбросами автотранспорта на примере Оренбургской области Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
642
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГРЯЗНЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА / ТЯЖЁЛЫЕ МЕТАЛЛЫ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ПРИДОРОЖНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / MOTOR TRANSPORT / ROADSIDE TERRITORIES / POLLUTANTS / HEAVY METALS

Аннотация научной статьи по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству, автор научной работы — Абузярова Юлия Викторовна, Чикенёва Ирина Валерьевна, Колесников Павел Владимирович

Современный транспорт является особым источником воздействия на природу и человека, так как он связан с дорогами, относящимися к линейным инженерным сооружениям. То есть на экосистемы в промышленном городе и у его территории воздействует тандем «автомобильный транспорт автомобильная дорога». Оренбургская область обладает развитой транспортной сетью, обеспечивающей как внутриобластные перевозки, так и внешние транспортные связи области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по сельскому хозяйству, лесному хозяйству, рыбному хозяйству , автор научной работы — Абузярова Юлия Викторовна, Чикенёва Ирина Валерьевна, Колесников Павел Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POLLUTION OF ROADSIDE ZONES WITH MOTOR TRANSPORT EMISSIONS (ON THE PATTERN OF ORENBURG REGION)

It is pointed out that modern transport is a specific source of impact on man and nature because it is connected with roads belonging to linear engineering constructions. This means that the ecosystems in an industrial city and its nearby territory are being exposed to the «motor transport motor-road» tandem. The Orenburg region possesses a widely developed transport network providing for both the intraregional transportations and outer transport connections of the region as well.

Текст научной работы на тему «Загрязнение придорожной зоны выбросами автотранспорта на примере Оренбургской области»

Загрязнение придорожной зоны выбросами автотранспорта на примере Оренбургской области

Ю.В. Абузярова, аспирантка, Институт степи УрО РАН; И.В. Чикенёва, к.б.н., П.В. Колесников, соискатель, Оренбургский ГПУ

Тяжёлая экологическая ситуация на большей части территорий России, где выбросы составляют 22 млн т в год, требует принятия серьёзных мер по защите окружающей среды. В Оренбургской области зарегистрировано около 600 тыс. единиц автотранспорта, из них индивидуального пользования — 83,6%. Общее количество автомобильного транспорта, зарегистрированного в Оренбурге, превышает 150 тыс. ед., т.е. более 350 ед. автотранспорта на одну тысячу городского населения. Доля вредных выбросов от автотранспорта в Оренбурге составляет 63% от суммарного выброса веществ, загрязняющих воздух. Отработавшие газы двигателей внутреннего сгорания (ДВС) содержат более 200 наименований вредных веществ и соединений, в том числе и канцерогенных. «Вклад» автомобильного транспорта в атмосферу составляет до 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота [1].

Население, проживающее вблизи автомагистралей, испытывает вредное воздействие высоких концентраций таких веществ, как диоксид азота, взвешенные вещества, сероводород, формальдегид, окись углерода и др. Нефтепродукты, продукты износа шин, тормозных накладок, сыпучие и пылящие грузы, хлориды, используемые в качестве антиобледенителей дорожных покрытий, загрязняют придорожные полосы и водные объекты [2].

Угарный газ и окислы азота, интенсивно выделяемые глушителем автомобиля, — одна из основных причин головной боли, усталости, немотивированного раздражения, низкой трудоспособности. Сернистый газ способен воздействовать на генетический аппарат, способствуя бесплодию и врождённым уродствам, а все вместе эти факторы ведут к стрессам, нервным проявлениям, стремлению к уединению, безразличию к самым близким людям. В больших городах также более широко распространены заболевания органов кровообращения и дыхания, инфаркты, гипертония и новообразования [3].

Один автомобиль при пробеге 15 тыс. км сжигает в среднем 2 т топлива, около 26—30 т воздуха, в том числе 4—5 т кислорода, что в 50 раз больше потребностей человека. При этом выбросы в атмосферу составляют: угарного газа — 700 кг/год, диоксида азота — 40 кг/год, несгоревших углеводородов — 230, твёрдых веществ — 2—5 кг/год [4].

Основными источниками загрязнения воздушной среды являются отработавшие газы ДВС автомобилей, картерные газы, топливные испарения. ДВС — это тепловой двигатель, в котором химическая энергия топлива преобразуется в механическую работу. По виду применяемого топлива двигатели подразделяют на, работающие на бензине, газе и дизельном топливе [5].

Количество загрязняющих веществ, выбрасываемых в атмосферу, зависит от целого ряда факторов: отношения в смеси воздуха и топлива;

режимов движения автотранспорта; рельефа и качества дорог; технического состояния автотранспорта и др. Состав и объёмы выбросов зависят также от типа двигателя. Выбросы основных загрязняющих веществ значительно ниже в дизельных двигателях. Поэтому принято считать их более экологически чистыми, но такие двигатели отличаются повышенными выбросами сажи, и их выбросы в атмосферу недопустимы [6].

На прилегающей территории к автомагистралям вода, почва и растительность являются носителями ряда канцерогенных веществ, а местность представляет собой опасную зону. По мере удаления от автомагистрали концентрация накопления канцерогенных веществ снижается [7, 8].

Объекты и методы. Нами был заложен поперечный профиль дороги Сыртинского участка шириной 50 м, длиной 500 м; местного значения; с твёрдым покрытием; охватывающий обрезы сельскохозяйственных угодий и лесополос, а также резервы и непосредственно само дорожное полотно, на расстоянии 50 км от Оренбурга (рис.). В течение вегетационного периода (с мая по сентябрь) 2008 и 2009 гг. провели отбор проб растительных образцов на определение содержания в них тяжёлых металлов. Сыртинский участок, расположенный по трассе Оренбург — Самара, нагружен автотранспортом, т.к. является связующим между областным центром с городами западной части области (Сорочинском, Бугурусланом, Бузулуком), соседним Самарским регионом. Также эта трасса соединяет Среднюю Азию с Москвой.

Основное дорожное полотно — 7,8 м — представляет собой асфальтированное покрытие с большим количеством микротрещин. Левая и правая обочины — по 2,25 м. Резервная зона располагается ниже уровня полотна дороги с нарушенным почвенным и растительным покровом. Последний представлен травянистой растительностью в стадии бурьянистой сукцессии с элементами коренных степных сообществ.

В 10 м от правой обочины по направлению от Оренбурга находится лесополоса в удовлетворительном состоянии, за которой проложено железнодорожное полотно. В составе насаждений развиваются такие древесно-кустарниковые породы, как Acer tatаrika, Acer negundo, Querqus юЬш, Ulmus pumila, Betula pendula, Lonicera tatarika, ШЬш aureum.

В 15 м от левой обочины лесополоса сильно разрежена и находится в угнетённом состоянии. Здесь развиваются Acer tatаrika, Lonicera tatarika, ШЬш aureum. За лесными насаждениями располагается агроценоз.

Технические данные дороги соответствуют требованиям, предъявляемым ГОСТом Р 52575—2006 к автомобильным трассам.

С целью установления воздействия выбросов автотранспорта на растительный покров отбирали пробы наземных и подземных органов растений для химического анализа. Подготовку проб растительных образцов проводили в соответствии с требованиями к отбору проб при общих и локальных загрязнениях, изложенными в ГОСТ 17.4.3.01-83; ГОСТ 17.4.4.02-84 и в «Методических указаниях по проведению полевых и лабораторных исследований при контроле загрязнения окружающей среды металлами» (1981) [9—11]. Минерализацию образцов проводили в соответствии с «Методическими указаниями по определению токсичных элементов в сырье и продуктах пищевых» (ГОСТ 26929-94) [12]. В полученных вытяжках определяли содержание тяжёлых металлов (/и, Си, РЬ) на атомно-адсорбционном спектрофотометре типа С-115 ТМ в ФГУ САС «Бузулукская». Полученные данные выражали через мг/кг.

Результаты исследований. Наиболее опасными среди тяжёлых металлов, выбрасываемых транспортным потоком, являются свинец, цинк и медь [4].

По полученным данным следует отметить, что в мае РЬ на Сыртинском участке более активно накапливается в растениях с левой стороны от дороги, принимая наибольшее значение в лесо-

Рис. - Основные элементы поперечного профиля автомобильной дороги: а - проезжая часть; б - обочины для временной остановки автомобилей; в - резервы, из которых берут грунт для возведения земляного полотна; г - обрезы, части дорожной полосы для размещения лесополос, а также сельскохозяйственных или залежных земель

полосе, где зафиксировано превышение по ПДК более чем в четыре раза (табл. 1).

В июне содержание свинца было наибольшим в левой стороне от дороги. Причём количество металла по сравнению с маем увеличилось более чем в 3 раза. В лесополосе левого обреза, напротив, отмечено уменьшение содержания РЬ по сравнению с предыдущим месяцем в восемь раз. С правой стороны количество накопления в растениях увеличивается в резерве в 2,5 раза, хотя в лесополосе и залежи отмечено уменьшение содержания металла (в 13 и в 4 раза соответственно). В июле содержание РЬ в растениях левого обреза в сельскохозяйственных угодьях увеличилось в 46 раз, но снизилось в резерве больше чем в 7 раз, а в лесополосе — в 8 раз. С правой стороны накопление по содержанию металла в растениях выросло в лесополосе и залежи (в 21 раз и более чем в 11 раз соответственно). В августе в левой стороне произошло увеличение накоплений РЬ в растениях, что особенно заметно в резерве (больше чем в 3 раза) и лесополосе (в 10 раз). На правой стороне в то же время отмечено незначительное снижение содержания металла во всех исследуемых площадках, по сравнению с предыдущим месяцем. Наибольшее уменьшение составляет 2,5 раза. В сентябре содержание накопления свинца в растениях сократилось по всем площадкам с обеих сторон от дороги. С левой стороны уменьшение составляет от 1,8 до 1,2. С правой стороны значительное снижение отмечено в резерве (в 2,8 раза) и лесополосе (в 2 раза; табл. 1).

Полученные данные позволили отметить, что 7и в мае на Сыртинском участке накапливается в растениях в левой стороне со значительным

показателем обреза лесополосы, с правой — отмечено высокое содержание в обрезе на залежи. В июне содержание металла снизилось с левой стороны от дороги в растениях, особенно в обрезе лесополосы, в 2,8 раза. В правой стороне было также отмечено снижение накопления 7и в обрезе. Тем не менее следует заметить увеличение металла в растениях в резерве в 1,6 раза. В июле с левой стороны по сравнению с предыдущим месяцем было зафиксировано увеличение накопления металла на всех участках, особенно в сельхозугодьях обреза — в 1,5 раза. В правом обрезе содержание /и увеличилось в 1,7 раза в лесополосе и 2,3 раза на залежи, в резерве отмечено снижение накопления 7и в растениях в 2,3 раза. В августе в резерве левой стороны растения накапливают металл с незначительным превышением ПДК — в 1,1 раза. В лесополосе выявлено увеличение показателя по сравнению с июлем в 1,8 раза, а в сельхозугодьях — уменьшение в 1,9 раза. В правом резерве прослеживается увеличение накопления металла в растениях, а в лесополосе и залежи — снижение в 1,5 и 1,4 раза соответственно. В сентябре установлено значительное снижение /и в левом резерве (почти в 4 раза), в правой стороне — незначительное увеличение в лесополосе и залежи по сравнению с предыдущим месяцем (табл. 2).

Из полученных данных на исследуемом участке в мае самый высокий показатель накопления Си отмечен в обрезе лесополосы левой стороны и обрезе залежи правой. В июне содержание Си в растительных образцах оставалось наибольшим и в левом обрезе лесополосы, хотя уменьшилось с мая в 1,7 раза. В правой стороне дороги более высокое накопление Си выявлено в лесополо-

1. Содержание РЬ в растительной массе на Сыртинском участке в зависимости от времени вегетации и расположения относительно дорожного полотна

Участок дороги Месяц отбора растений

май июнь июль август сентябрь

резерв 0,8 2,9 0,4 1,5 0,8

левая обрез лесополосы 21,6 2,6 0,3 3,0 2,3

обрез с.-х. угодий 0,9 1,0 4,6 1,8 1,4

резерв 1,0 2,5 2,2 2,0 0,7

правая обрез лесополосы 1,3 0,1 2,1 2,0 1,0

обрез залежи 0,8 0,2 2,3 0,9 0,5

Примечание: ПДК—5,0 мг/кг

2. Содержание /и в растительной массе на Сыртинском участке в зависимости от времени вегетации и расположения относительно дорожного полотна

Участок дороги Месяц отбора растений

май июнь июль август сентябрь

резерв 13,8 11,8 13,6 53,2 13,4

левая обрез лесополосы 50,5 18,0 18,4 33,6 16,9

обрез с.-х. угодий 15,0 16,9 26,8 14,2 31,6

резерв 14,5 24,3 10,5 15,0 20,0

правая обрез лесополосы 15,2 8,8 15,6 10,4 15,0

обрез залежи 25,8 10,9 25,6 18,4 18,4

Примечание: ПДК — 50,0 мг/кг

3. Содержание Си в растительной массе на Сыртинском участке в зависимости от времени вегетации и расположения относительно дорожного полотна

Участок дороги Месяц отбора растений

май июнь июль август сентябрь

резерв 6,0 4,2 2,2 5,6 1,9

левая обрез лесополосы 13,2 8,0 2,8 11,2 4,2

обрез с.-х. угодий 5,8 5,0 9,1 5,3 4,3

резерв 2,3 6,4 1,5 6,0 2,3

правая обрез лесополосы 5,8 10,9 6,0 3,2 22,3

обрез залежи 7,4 3,8 5,9 3,9 3,0

Примечание: ПДК — 30,0 мг/кг

се; содержание этого металла по сравнению с предыдущим месяцем выросло почти в 2 раза, но уменьшилось в обрезе залежи практически в 2 раза. В июле содержание металла в левой стороне дороги снизилось в резерве почти в 2 раза, в обрезе лесополосы — в 2,9 раза, а в сельхозугодьях, наоборот, увеличилось. С правой стороны накопление металла сократилось в резерве и обрезе лесополосы в 4,3 и 1,8 раза соответственно, хотя было зарегистрировано небольшое повышение накопления металла в растениях в обрезе залежи. В августе наибольшее накопление с левой стороны по сравнению с предыдущим месяцем приходится на обрез лесополосы, а с правой стороны — на резерв. Значительное снижение установлено в резерве — в 4 раза. В сентябре с левой и правой сторон было отмечено уменьшение накопления металла в растениях на всех участках, кроме правого обреза лесополосы, где накопление превысило показатель предыдущего месяца почти в 7 раз (табл. 3).

Выводы. Автомобильный транспорт удовлетворяет потребности в грузовых и пассажирских перевозках и является неотъемлемым звеном многих технологических процессов. При этом он представляет собой один из основных источников загрязнения, которое происходит по всему пространству составляющих нашей био-

сферы, а именно воздушного, водного бассейна, растительного покрова и плодородного слоя почвы. Количество автотранспортных средств неуклонно растёт, увеличивается интенсивность движения, это приводит к увеличению валового выброса токсичных веществ на придорожные территории.

Литература

1. www.vedomosti.ru

2. Величковский Б. Т. и др. Здоровье человека и окружающая среда. М.: Новая школа, 1997. С. 233—250.

3. Малов Р.В. Автомобильный транспорт и защита окружающей среды. М.: Транспорт, 1988. С. 180—185.

4. Лобанов А.И. Оценка воздействия выбросов автотранспортных средств на воздушную среду города и их минимизация: дисс. ... канд. технич. наук. Красноярск, 2004. 150 с.

5. Бабков В.Ф. Ландшафтное проектирование автомобильных дорог. М.: Транспорт, 1980. 189 с.

6. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: учеб. пос. в 2 кн. / под ред. проф. В.И. Данилова-Данильяна. М.: МНЭПУ, 1997. С. 503-510.

7. Кавтарадзе Д.Н., Николаева Л.Ф., Поршнёва Е.Б. и др. Автомобильные дороги в экологических системах (проблемы взаимодействия). М.: ЧеРо, 1999. 240 с.

8. Евгеньев И.Е., Каримов Б.Р. Автомобильные дороги и окружающая среда. М., 1997. С. 18-46.

9. ГОСТ 17.4.3.01-83. Методы отбора проб почвенных и растительных образцов при общих и локальных загрязнениях.

10. ГОСТ 17.4.4.02-84. Методы отбора проб почвенных и растительных образцов при общих и локальных загрязнениях.

11. Методические указания по проведению полевых и лабораторных исследований при контроле загрязнения окружающей среды металлами. М.: Гидрометеоиздат, 1981. 108 с.

12. ГОСТ 26929-94. Сырьё и продукты пищевые. Подготовка проб. Минерализация для определения содержания токсичных элементов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.