ния всех сторон интересующего нас вопроса путем хорошо оснащенных и широко поставленных экспериментов.
Такое изучение, несомненно, приведет к разработке надежных мероприятий против указанных выше отрицательных сторон сооружения дамбы, если только экспериментальное изучение подтвердит, что они действительно могут иметь место. Эти мероприятия могут состоять в устройстве особого канала поблизости от южного берега, дополнительных отверстий в дамбе у берегов и др.
А. Д. КИРПИЧНИКОВ и А. С. ИРКОБРАЖЕНСКАЯ
Загрязнение грунтов под компостной кучей
Из Центрального санитарного института им. Эрисмана и Центральной научно-исследовательской лаборатории гигиены н эпидемиологии Министерства, путей сообщения
В поселениях с редкой застройкой и на участках при отдельно стоящих зданиях домовые отбросы (и навоз) обычно хранятся весьма примитивным образом, прямо на земле; в лучшем случае их закладывают в компостные кучи. На компостные и мусорные кучи выливаются жидкие отбросы и падают атмосферные воды, которыми растворенные вещества отбросов выносятся на поверхность земли и проникают в почву. В то же время в поселениях указанного типа часто приходится использовать для водоснабжения грунтовые воды и, в частности, первый водоносный горизонт.
Следовательно, важно знать, на какую глубину распространяется загрязнение из таких мест скопления нечистот и мусора, как компостные кучи, и доходит ли оно до грунтовых вод. При этом надо иметь в виду, что компостные кучи обычно устраивают на поверхности земли, не нарушая верхнего слоя почвы, богатого гумусом и подвергающегося усиленной аэрации.
Много работ посвящено изучению общего загрязнения почвы в городах: работы Фодора' (1882), Бубнова (1886), Головацкого (1888), Лялина (1895), Лащенкова (1896), Орлова (1905), Горовиц-Власовон (1927), Лося (1929), Лукьянова (1931), Кострицина, Талдыкина и Гро-мыхиной (1932), Винокурова (1938) и пр.
В этих работах изучены химические и бактериологические показатели загрязнения почвы в различных частях города, динамика загрязнения за десятки лет (для Москвы), толщина «культурного слоя» городской почвы и пр., но в них нет ответа на поставленный выше вопрос: на какую глубину и за какой срок проходит загрязнение от данного источника загрязнений?
Приступая к экспериментальному изучению загрязнения грунтов под компостной кучей, постараемся предварительно представить себе, как происходит такое загрязнение.
Все ингредиенты загрязнения продвигаются в почву с водами, вытекающими из компостной кучи или из мусора, и на своем пути в большей или меньшей степени задерживаются почвой. Следовательно, длина пути, который проходят эти ингредиенты, может быть только меньшей (или равной), но никак не большей, чем длина пути проникновения несущей их воды.
Время, потребное воде, попавшей на поверхность земли, для проникновения на глубину 1—2—3 м, очень трудно определить; можно только полагать, что оно обычно велико и измеряется месяцами и годами. Наряду со сравнительно быстрым проникновением вод в глубину, воз-
можны и такие случаи, когда эти воды просачиваются крайне медленно и даже вовсе не доходят до уровня грунтовых вод, оставаясь и колеблясь все время в «зоне испарения».
В 1882 г. Гофман (по Орлову) нашел, что глинистая кладбищенская почва в Лейпциге может пропустить через свои поры на глубину в 3 м воду ' атмосферных осадков или раствор загрязняющих веществ в течение 1 года 9 месяцев, тогда как при сильно загрязненной уличной почве, обладающей значительно большей водоемкостью, тот же процесс потребует более 21/г лет, причем этот срок, в зависимости от условий, может увеличиваться или уменьшаться приблизительно на одну треть.
Примерно такую же цифру дает Ротмистров, который на опытном поле близ Одессы определил скорость инфильтрации 2 м в год (по Кене, 1932).
Проникая с водой в грунт, взвешенные и растворенные в ней вещества задерживаются в нем различными способами (по Гедройцу): 1) механически, 2) физически (главным образом под влиянием сил поверхностного натяжения), 3) физико-химически — путем «обменного поглощения», 4) химически, когда получаются нерастворимые соли, выпадающие в осадок, и 5) биологически—путем усвоения микроорганизмами, корнями растений и пр.
Бактерии поглощаются (абсорбируются) почвой, именно ее твердой фазой, под влиянием сил поверхностной энергии (по Н. Н. Худякову, и др.) тем сильнее, чем больше в почве мелкой и средней пыли, чем выше ее коллоидальность (по Богопольскому). Некоторые авторы видят причину абсорбции бактерий в действии электрических зарядов бактерий и частиц абсорбента (Михаэлис, Салюс), другие — в прилипании под влиянием клеющих веществ клеток бактерий (Айзенберг, Мальчев-ская). Поглощение бактерий зависит, кроме того, от их подвижности и рН среды (по Дикуссар), влагоемкости ¡(по Новогрудскому), вида бактерий. Поглощение бактерий влечет за собой сильное понижение их химической деятельности (по Диановой и Ворошиловой) и, возможно, частичное их отмирание (по Карпинской).
Я. П. Худяков считает, что причиной непроницаемости почвы для бактерий служат гидрофильные органические и минеральные коллоиды, которые, находясь в состоянии геля, заполняют пространство между твердыми частицами почвы, устраняя тем самым непрерывность жидкой фазы.
Таким образом, во взглядах на сущность явления абсорбции существуют некоторые расхождения, но сам факт абсорбции бактерий почвы давно известен и не вызывает сомнений.
Для экспериментального изучения была выбрана компостная куча на участке № 9 по Парковой ул. в Бабушкине (б. Лосиноостровске), расположенная на ровном месте. Куча диаметром около 2,25 м была заложена первый раз летом 1923 г. и затем ежегодно возобновлялась на том же самом месте; в нее вносились нечистоты, смешанные с низинным полуразложившимся торфом. На расстоянии около 7 м (к югу) от кучи находился проницаемый выгреб уборной. Уборная ликвидирована в 1933 г., выгреб засыпан сверху землей (без очистки). После 14 лет работы куча была удалена, вырыто 4 «разреза» (ямы) до глубины грунтовых вод, и из этих разрезов взяты образцы грунтов и грунтовых вод. Местность имеет небольшой уклон (~1|%> к северо-западу) .
Разрез № 1 был вырыт на месте бывшей компостной кучи, в центре ее, на глубину 1,3 м. Разрез № 2 — на расстоянии 2,75 м к северу от него, глубиной 1,25 м. Разрез № 5 — на расстоянии 2,75 м к югу от разреза № 1, по направлению к упомянутому выше бывшему выгребу, на расстоянии 4,25 м от него; глубина разреза 1,56 м. Разрез № 6, кон-
трольный, глубиной 1,6 м на расстоянии 12,4 м к северо-западу от разреза № 2, на незагрязненном месте.
На всей территории расположения разрезов почва представлена подзолистым суглинком, лежащим на песке. В разрезе № 1 в поверхностном слое имеются остатки разложившегося компоста — черная торфо-образная однородная масса.
Во всех разрезах для химических и бактериологических анализов были взяты образцы грунтов: с поверхности — один образец, затем с глубины 10, 20, 30, 40, 50, 75, 100 и 115 см (всего по 9 проб грунта) и, кроме того, пробы грунтовой воды. В разрезе ,№ 5 был еще взят образец грунта с глубины 156 см для химического анализа.
Из образцов, взятых для химического анализа, производились водные вытяжки концентрации 1 : 4, в которых определялись: окисляемость, ЫН4, N02, N03 и С1. Для получения водных вытяжек почва бралась в состоянии естественной влажности.
( \
с \
- Кат! \пуа
«й Вт..** '.РлгтИЛ РлтМ? • РпЗО./Гб
Рис. 1. Окисляемость
Результаты анализа представлены в виде диаграмм — продольных профилей через разрезы № 5 —1—2—6, дающих Е/сзможность сравнить (по тому или другому показателю) грунты из разрезов, находящихся в сфере влияния компостной кучи, с грунтами из контрольного разреза.
Диаграмма 1 изображает окисляемость как показатель распространения в почве растворенного органического вещества и дает ясную картину загрязнения грунтов компостной кучей.
Наиболее высокие цифры юкисляемости отмечаются в .разрезе № 1 непосредственно под компостной кучей; они уменьшаются с глубиной, в основном загрязнение доходит до глубины 40—50 см. В разрезе № 5 загрязнены глубокие слои (156 см), повидимому, соседним выгребом; поверхностное же загрязнение от компостной кучи доходит примерно до глубины 40 ом. В разрезе № 2 более значительные цифры окисляе-мости можно отметить лишь до глубины 10 см, а с 40 см эти показатели следует считать нормальными для данной почвы.
Распространение аммиака в почве, характеризующее свеже.; загрязнение, напоминает картину распространения органического веще
'МЛ
'У/,
'У/Л 75
Мсгяий
суглиноп
/7 ТЯЖСУ!*/й
суглиноп
'SmW ШШт,
Песон J __
Холич С/ S /яг a Sc. сух грунта
больш! JOOMS
Колич. /У 0. 0 /яг а 6с. сух. гр.
от 0 до Z0 мг
» го ■■ too "
•WO "300 - '&SS.
-300'/ООО' и
больше W0С мг
ства. В разрезе № 1 на глубине до 40 см показатели аммиака довольно высоки (от 18 до 7 и 3 мг), а с увеличением глубины они падают до 1,19—1,53 мг. В разрезе № 5 загрязнение идет как бы в обратном направлении— снизу вверх: от 16 мг внизу до 2—3 мг (кроме самого по-
Рис. 2. Нитраты
верхностного слоя) наверху. Повидимому, компостная куча оказывает некоторое влияние на верхние слои почвы, а на глубине 140—150 см большее влияние оказывает уже соседний выгреб. Показатели аммиака в разрезе № 2 подобны показателям контроля и несколько увеличиваются лишь на глубине грунтовых вод.
Рис. 3. Хлор
Начало окислительного процесса, представленное нитритами, дает «артину, аналогичную распространению аммиака и окисляемости,— -понижение показателей с глубиной (в разрезе № 1) и заметное влияние выгреба (в разрезе № 5).
Совершенно другой характер имеет диаграмма 2, изображающая распространение нитратов — показателя в полной мере развиваю-
щегося окислительного процесса. Здесь получается как бы «язык», показывающий сильное загрязнение почвы под компостной кучей. Количество ЫОз в разрезе № 1 в поверхностных слоях достигает очень высокой цифры — 5 819 см; постепенно уменьшаясь книзу, оно доходит до 105 мг.
В разрезе № 5 содержание Ы03 значительно ниже, чем в разрезе № 1, и также уменьшается книзу. Отсутствие Ы03 на глубине 156 см (при значительных количествах ЫН4 и Й02) свидетельствует о свежем загрязнении от выгреба. По разрезу № 2 более высокие цифры нитратов наблюдаются с поверхности, а также в середине разреза в виде небольшой полулинзы.
Распространение хлора (диаграмма 3) очень напоминает диаграмму 2 с той, однако, разницей, что в разрезах № 5 и 1 на глубине 75—115 см (и глубже) отмечаются повышенные цифры хлора, что можно объяснить некоторым влиянием выгреба.
Анализы грунтовых вод представлены в табл. 1.
Таблица 1
№ разреза Уровень грунтовых вод в см Окисля-емость в мг О, nh4 в мг на 1 л NOa в мг на 1 л NOs в мг на 1 л С1 в мг на 1 л
1 125 22,63 22,16 7,29 1 051, ?6 206,55
2 125 5,90 0,85 0,82 204,43 54,90
5 156 15,76 17,43 0,03 91,54 245,76
6 160 6,63 0,12 0,04 29,41 3,8 3
HKS ю з so
Число колоний И!г обе.
от О до Г. С 00
ШО - 5000
•5000 "30.00и
•зиово-тш
больше WO. ООО
Рис. 4. Число колоний
При бактериологическом анализе1 определялось количество бактерий по общему счету колоний в аэробных условиях, коли чество В. coli, термофилов и анаэробов.
1 Бактериологический анализ проводился М. Н. Туколевской.
Наибольшее загрязнение воды почти по всем показателям отмечается под самой компостной кучей. Влияние кучи сказывается и на воде-разреза № 2. В разрезе № 5 вода загрязнена больше, чем в разрезе № 2, а содержание хлора даже выше, чем в разрезе № 1; невидимому, кроме компостной кучи, здесь имеется (влияние выгреба.
В самом компосте найдено следующее бактериальное население: общее число колоний в 1 г — 11 450 ООО; количество В. coli в 1 кг — 10 млрд.; количество термофилов в 1 г — 80 000; количество анаэробоЬ в 1 г —97 000.
Распространение бактерий в глубину показано на диаграмме 4, из которой видно, что общее число колоний в грунтах значительно меньше, чем в компосте, и резко понижается с глубиной; проникновение бактерий под самой компостной кучей, а также в разрезах № 2 и 6 доходит до глубины 30—40 см; в разрезе № 5 ясно заметно влияние выгреба.
Диаграмма 5 показывает, что В. coli проходит до глубины 10—30 см, причем под компостной кучей это проникновение очень мало (меньше
Число R Coli Штабе, сух г р.
от Odo г00
- гоо~юоо
• 1000-Ю ООО
■■10000-t.000.000
больше 1.000.000 ЙШ
Рис. 5. В. coli
10 см), хотя в верхнем слое В. coli присутствуют в значительных количествах (10 млн.). Влияние соседнего выгреба заметно и на этой диаграмме.
На последних двух диаграммах очень похожи распространения термофилов и анаэробов: проникновение с поверхности достигает 20— 30 и 30—40 см и видно влияние ¡выгреба.
Результаты бактериологического анализа грунтовых вод приведены в табл. 2.
Таблица 2
№ разреза Глубина уровня грунтовых вод в см Расстояние от разреза № 1 в м Общее число колоний в 1 мл Количество В. coll в 1 л
1 325 2 280 50
2 125 2 75 82 600 13,3
5 156 2.75 36 500 1 000 С 00
6 160 12,40 16 500 667
Из этой таблицы видно, что грунтовые воды контрольного разреза № 6 находятся вне влияния компостной кучи. Наименьшее количество В. coli обнаружено в воде разрезав № 2 и 1; громадное количество В. coli в разрезе № 5, т. е. ближайшем к выгребу. Наибольшее количество колоний (по общему их счету) найдено в воде соседних с компостной кучей разрезов № 5 и 2. Наименьшее общее загрязнение (по обоим показателям) наблюдается в воде разреза № 1, т. е. под самой компостной кучей.
4 Гигиена и санитария, № 4
Виды грунтов по профилю разрезов № 5—1—2—6 показаны на диаграмме 3. Рассматривая расположение грунтов, можно считать, что горизонтальное распространение загрязнений от выгреба происходило более интенсивно ло пескам, чем по суглинкам; это видно по всем бактериологическим и химическим показателям, за исключением нитратов.
Приведенные результаты анализов позволяют сделать следующие выводы:
1. Влияние компостной кучи на грунты в отношении химических показателей свежего загрязнения (аммиак и нитраты), а также окисляе-мости под самой компостной кучей заметно в основном до глубины около 40 см и менее сильно по сторонам от компостной кучи.
Нитраты и хлор проникают под самой компостной кучей на глубину свыше 1 м; по сторонам от кучи (на расстоянии 2,75 м) их проникновение значительно слабее.
2. Влияние компостной кучи в отношении бактериологических показателей наблюдается до глубины 30—40 см как под компостной кучей, так и по сторонам от нее.
3. Ясно выражено загрязняющее влияние соседнего выгреба на грунты и грунтовые воды в ближайших к выгребу разрезах.
4. Влияния компостной кучи на грунтовые воды, 'находящиеся на глубине 125—156 см, по бактериологическим показателям не наблюдается. По химическим показателям такое влияние ясно видно главным образом под самой компостной кучей, а по сторонам ее оно менее сильно, но еще заметно (по сравнению с контрольным разрезом); при этом следует иметь в виду, что загрязнение воды в разрезе № 5 происходит., повидимому, под влиянием как компостной кучи, так и выгреба.
С. В. МИЛЛЕР
Влияние санитарных условий труда на заболеваемость крупозной пневмонией1
Из Свердловского института гигиены труда и профзаболеваний и кафедры общей гигиены Свердловского медицинского института
В основу работы положены 2 182 истории болезни рабочих и служащих одного завода, болевших крупозной пневмонией. Истории болезни были получены нами в больницах, обслуживающих завод, за 21/г года (с января 1942 г. по июль 1944 г.). Исходя из условий госпитализации больных крупозной пневмонией в этот период, следует признать, что наш материал охватывает свыше ЭО'/« всех болевших крупозной пневмонией на заводе, т. е. является достаточно полным.
Хорошая постановка медицинской работы в этих больницах создает уверенность в правильности диагностики крупозной пневмонии и, следовательно, в доброкачественности исходных материалов.
Для сопоставления частоты и тяжести заболевания крупозной пневмонией среди рабочих отдельных цехов и участков с различными санитарными условиями труда были получены данные о количестве рабочих (отдельно мужчин и женщин) по основным цехам завода на первое число каждого месяца; на основе этих данных вычислялось среднее число рабочих по цехам за отдельные годы.
1 Доложено на конференции санитарно-гигиенических институтов РСФСР в Москве-в декабре 1946 г.