© Коллектив авторов, 2015 г УДК 613.15+613.11+614.715
Л.В. Веремчук, В.И. Янькова, Т.И. Виткина, К.С. Голохваст1, Л.С. Барскова
загрязнение атмосферы урбанизированной территории,
как системный процесс взаимодействия факторов окружающей среды
Владивостокский филиал Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» - Научно-исследовательский институт медицинской климатологии и восстановительного лечения, Владивосток; 1 Дальневосточный федеральный университет Министерства образования и науки РФ, Владивосток.
В работе представлены результаты изучения системного формирования качества воздушной среды Владивостока. Использование статистических методов оценки системной зависимости (канонический анализ) и индивидуальных парных корреляций (множественная корреляция) позволили выявить региональные особенности формирования качества атмосферы города. Уровень загрязнения атмосферы Владивостока во многом определяется особенностями муссонного климата города и общим загрязнением окружающей среды автомобильным транспортом, выбросами теплоэлектростанций, котельных, а также загрязнением почвы и воды предприятиями с различным классом опасности. Эти источники обеспечивают формирование воздушных пылевых частиц разного размерного ряда, в том числе и микровзвесей, адсорбирующих тяжелые металлы, оказывающих негативное влияние на органы дыхания человека.
Ключевые слова: оценка качества воздушной среды, микровзвеси атмосферного воздуха, влияние климатических факторов на загрязнение атмосферного воздуха, Владивосток.
Цитировать: Веремчук Л.В., Янькова В.И., Виткина Т.И., Голохваст К.С., Барскова Л.С. Загрязнение атмосферы урбанизированной территории как системный процесс взаимодействия факторов окружающей среды // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2015. №3(61). С. 35-42. URL: https://yadi.sk/i/Uh_DVOtQhdKt6.
В последние годы значительно возросло понимание роли влияния воздушной среды, как важнейшего фактора, определяющего здоровье городского населения, активно реагирующего на системное воздействие неблагоприятных природно-климатических условий и техногенного загрязнения атмосферы. Отечественные исследования по оценке влияния сре-довых факторов на здоровье населения установили тесную зависимость формирования неинфекционных заболеваний (70%) с качеством атмосферного воздуха, загрязненного различными химическими соединениями, главным источником которых в Российской Федерации является автотранспорт [6, 8, 14]. Качество воздушной среды во многом определяется метеорологическими параметрами, которые формируют условия рассеивания и накопления загрязняющих веществ в атмосферном воздухе [10, 12, 13, 15].
Мониторинг за качеством атмосферного воздуха является одной из важных проблем политики государства в области санитарно-гигиенического контроля. Полноценный мониторинг (с длинными рядами наблюдений) связан с техническими и экономическими проблемами, поэтому поиск эффективных методов интерполяции, позволяющих сформировать трендовую направленность характера и степени загрязнения воздушной среды города, в настоящее время является актуальным.
Целью работы являлось изучение межсистемных зависимостей факторов окружающей среды в процессе формирования качества воздушной среды урбанизированной территории (на примере г. Владивосток).
Материалы и методы
Для изучения качества воздушной среды использовались данные Приморского гидрометеоинститута, учитывающие фактические климатические параметры (месячные и сезонные показатели температуры воздуха, скорости и направления ветра, атмосферного давления) и аналогичные предшествующие метеорологические данные. Резкое изменение предшествующих климатических параметров относительно фактических показателей вызывает погодные явления, проявляющиеся в виде сильных дождей, снега, штормовых ветров, которые максимально влияют на качество атмосферы города и, как следствие, на здоровье человека, особенно на органы дыхания.
В группу веществ загрязняющих атмосферу, связанных с работой автотранспорта, входят наиболее распространенные техногенные выбросы (взвешенные вещества, диоксиды азота и серы, оксиды азота и углерода, аммиак, формальдегид и др.). Уровень этих загрязнителей регулярно отслеживается шестью стационарными постами наблюдения ФГБУ «Приморский УГМС» и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Приморском крае» в районах города Владивосток с высокими экологическими нагрузками [9, 16].
Согласно ежегодным докладам о состоянии окружающей природной среды Приморского края оценивалось «общее загрязнение среды» города, которое учитывало среднегодовые воздушные выбросы (в т/ год) промышленных предприятий [5]. Для работы использовались косвенные показатели: суммарный показатель загрязнения (СПЗ), характеризующий
уровень загрязнения почв с возможным негативным действием на контактирующие среды и объекты; «выбросы по классу опасности предприятий», «количество труб» котельных на обследуемой территории, «характер застройки территории» (плотная квартальная, застройка укрупненными кварталами, блокированная застройка и т.д.). Одним из наиболее информативных для г. Владивостока является показатель «плотности автомобильных дорог» как соотношение площади дорог к общей территории района (%) [5]. В систему «общего загрязнения среды» вошел разработанный авторами «интегральный показатель загрязнения территории» [1]. Данный показатель учел комплексное разнонаправленное (неблагоприятное и благоприятное) действие загрязняющих факторов (канализационные, промышленные выбросы в море, загрязнение химическими компонентами территорий организованных и стихийных свалок и др.) и факторов природной среды, обладающих саногенными свойствами (площадь зеленой зоны города, характер растительности, длина открытой морской береговой полосы), что позволило оценить результирующее качественное состояние городской среды относительно ее влияния на организм человека.
Проведены работы по изучению аэрозольных взвесей твердых частиц, которые собирались в виде атмосферных осадков (снег) и проб воздуха, прокачиваемого через пробоотборник. Снег собирался в моменты снегопада в 14 районах города с разным уровнем техногенной нагрузки. Чтобы исключить вторичное загрязнение антропогенными аэрозолями, собирался верхний слой (5-10 см) свежевыпавшего снега, талые воды из которого анализировали на лаС
Анализ межсистемных взаимоотношений позволил выявить наличие статистически значимой зависимости «климатических параметров» с системой показателей «общего загрязнения атмосферы» (К=0,51 при р<0,05), свидетельствующей о весомом вкладе климатических условий в состояние воздушной среды города (рис.1).
зерном анализаторе частиц Апа^ейе 22 NanoTech (Германия), позволяющем в ходе одного измерения установить распределение частиц по размеру и форме [4]. Определение размерности твердых взвешенных частиц (ТВЧ) и их процентного содержания в пробах приземного слоя атмосферы проводили методом лазерной гранулометрии с предварительной аспирацией заданного объема воздуха в жидкую среду для предотвращения склеивания и агрегации твердых частиц по оригинальной методике разработанной авторами [3]. Был проведен фракционный анализ ТВЧ воздуха в наиболее загрязненном районе города (Мусоросжигательный завод, ТЦ Северная 1,2, автотрассы) [3].
Сформирована база данных (2008-2014 гг.), включающая климатические параметры и показатели техногенного загрязнения атмосферного воздуха, которые для дальнейших исследований разделены по системам. Анализ системных зависимостей (К) осуществляли с использованием модуля «Канонический анализ» программы STAПSTICA 8. Оценку индивидуальных приоритетных связей проводили с помощью «Множественной корреляции», определяющей парную корреляцию (г) между отдельными показателями систем.
Результаты и обсуждение
Проведенный канонический анализ между списками переменных, характеризующих системы (климатические параметры, общее загрязнение среды, общее загрязнение атмосферы, фракции ТВЧ и токсичные компоненты в воздухе), позволил оценить степень межсистемных зависимостей (К при р<0,05) при формировании качества воздушной среды Владивостока (рис. 1).
Климат Владивостока, расположенного на полуострове Муравьева-Амурского, относится к мус-сонному типу с сезонной циркуляцией атмосферы, главной особенностью которого является преобладание южных направлений ветра со стороны моря летом и северных со стороны континента зимой.
Рис. 1. Системные зависимости (Я при р<0,05) климатических и техногенных факторов в процессе формирования загрязнения воздуха г. Владивосток
Атмосферные явления характеризуются преимуществом и обилием осадков (дождь, морось, туман) в летний сезон и их незначительностью в зимний. Влияние моря сказывается на увеличении скорости ветра (особенно на мысах), влажности воздуха (летом до 100%) и сглаживании, смягчении температурного режима. Сложный возвышенный рельеф города создает локальные участки ветрового затишья и воздушных «труб» с сильными ветрами. Вышеперечисленные климатические особенности во многом определяют характер и степень самоочищения воздушной среды города.
Другие системы («общее загрязнение среды», «фракции ТВЧ», «токсичные компоненты (металлы) в воздухе» не связаны напрямую с климатическими условиями, однако косвенно через «общее загрязнение атмосферы» они находятся в системном взаимодействии (Я= 0,57; 0,38; 0,85 при р<0,05) (рис.1).
Состояние системы «общего загрязнения атмосферы» во многом определяется общим загрязнением среды (Л=0,57 при р<0,05). Слабая межсистемная зависимость Л=0,38 (р<0,05) «общего загрязнения среды» с «фракциями твердых взвешенных частиц» связана с активностью происходящих в атмосфере физико-химических процессов, изменяющих размерность фракций ТВЧ. Сильная зависимость (Л=0,85 при р<0,05) «общего загрязнения среды» с содержанием «токсичных компонентов (металлы) в воздухе» указывает на преимущественный вклад техногенного и антропогенного загрязнения среды в качественный состав взвешенных частиц.
Согласно статистике, количество веществ, загрязняющих городскую среду Владивостока, составляет 59,9 тысяч тонн в год, 80% из которых - автомобильные выбросы. По числу автомобилей Владивосток занимает первое место в России - более 600 машин на 1000 жителей [2]. Наличие большого количества узких дорог в некачественном техническом состоянии, сложный рельеф, отсутствие многоуровневых парковок, дорожные пробки усугубляют загрязнение атмосферы продуктами неполного сгорания топлива. Изношенный парк автомобильных средств, среди которого 80% автомобилей эксплуатируется более 10 лет и вследствие чего имеют характерный повышенный выброс вредных отработанных газов и твердых частиц в атмосферу, способствует формированию напряженной экологической обстановки. Помимо автомобильного транспорта активно загрязняют воздух города тепловые станции (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЦ Северная 1, 2, котельная Пивиндустрии Приморья) и большое количество котельных (около 200) разной производительности с более чем 25-летней эксплуатацией технологического оборудования. Энергетические объекты работают преимущественно на бурых и каменных углях, мазуте, дизельном топливе и лишь единичные - на газе [11].
Органы дыхания человека особенно чувствительны к воздействию автомобильных выбросов, которые формируют патологические изменения в бронхо-легочной системе и способствуют росту общей заболеваемости. Наиболее вредным действием обладают ряд компонентов выхлопных газов -твердые нано- и микрочастицы сажи, угарный газ, оксиды серы, формальдегид, тяжелые металлы, и, как недавно было показано, углеродные наномате-риалы с адсорбированными на них токсическими компонентами [17, 18, 19]. Токсичными компонентами выхлопных газов и фракций твердых взвешенных частиц атмосферы являются частицы металлов. Наиболее весомыми источниками металлов ^е, РЬ, 2п, Мп, №, Сг, Си, Sn) являются механический и химический износ двигателя внутреннего сгорания (высоко- и низкоуглеродистые стали, чугун), покрышек шин и тормозной системы [7].
Для определения приоритетных факторов загрязнения, использовался метод «Множественной корреляции» ^ТЛГКТГСА 8), который позволил выявить причинно-следственную специфику формирования качественного состояния воздушной среды Владивостока. Рассматривали парные корреляционные связи (г) между показателями зависимых систем (системы «климатические параметры» - «общее загрязнение атмосферы»; «общее загрязнение среды» - «общее загрязнение атмосферы»; «общее загрязнение среды» - «фракции твердых взвешенных частиц» и «общее загрязнение среды» - «токсичные компоненты (металлы) в воздухе»).
Проведенные расчеты корреляционных связей (г) между показателями систем «климатические параметры» и «общее загрязнение атмосферы» позволили из 29 исходных климатических параметров выделить только 15 статистически значимых метеофакторов. В системе «общее загрязнение атмосферы» из 7 исходных выделились четыре показателя (табл. 1).
Следует отметить, что парные корреляционные связи (г) оказались значительно ниже (г=0,16-0,31) (табл. 1) межсистемной канонической зависимости Л=0,51 (р<0,05) (рис.1), что свидетельствует о си-нергическом действии климатических факторов в формировании качества воздушной среды.
Из рассматриваемых климатических параметров наибольшее влияние на представленные загрязнители атмосферы оказывают сезон, влажность воздуха (ф) и предшествующее направление ветра (нв 2) (табл. 1). Эти параметры обусловливают перераспределение воздушных масс и, как следствие, степень осаждения токсических компонентов. Влияние сезона года является определяющим фактором воздействия, связанным с муссонным типом климата и характерными особенностями сезонной циркуляции атмосферы в городе.
Таблица 1
Парные корреляционные связи (г) климатических параметров с показателями общего загрязнения атмосферы Владивостока
Климатические параметры Показатели «общего загрязнения атмосферы», мг/м3
Оксид азота N0 Диоксид азота N02 Взвешенные вещества Формальдегид
Сезон (зима, весна, лето, осень) 0,25 0,20 0,21
Атмосферные явления (дождь, снег и т.д.) 0,27
Облачность, баллы 0,19
Влажность воздуха, ф % 0,25 0,17 0,16
Фактическая температура воздуха (М), °С 0,23 0,24
Предшествующая температура( t2), °С 0,22 0,24
Разница температур ^2-М), °С 0,19
Точка росы, °С 0,23 0,23
Фактическое атмосферное давление (Р1), мм рт. ст. 0,20
Разница давления (Р2-Р1), мм рт. ст. 0,26 0,28
Предшествующая скорость ветра (У2), м/с 0,21
Разница скоростей (У2-У1), м/с 0,20 0,25
Фактическое направление ветра (нв 1), румбы 0,18 0,24
Предшествующее направление ветра (нв 2), румбы 0,19 0,17 0,31
Разница направлений ветра (нв 1-нв 2), румбы 0,18
Примечание: курсив - р<0,05; полужирный курсив - р<0,01
Из газообразных загрязнителей воздуха содержание оксидов азота (N0^ и формальдегида наиболее тесно связано с показателями изменения климатических параметров. Уровень оксида азота (N0) в воздухе наиболее зависим от изменений атмосферного давления (Р2-Р1) и скорости ветра (У2-У1). Содержание диоксида азота (N0^ помимо вышеуказанных градиентных показателей зависит от сезона года, атмосферных явлений, влажности воздуха и др. (табл. 1).
Формальдегид - газ, обладающий канцерогенными свойствами, является важным компонентом загрязнения воздуха в г. Владивосток. Содержание формальдегида в атмосфере коррелирует почти со всеми климатическими показателями, включая температуру, влажность, давление воздуха, скорость и направление ветра. Изменение преобладающих сезонных направлений ветра (муссон-ный климат) вызывает колебание температурного режима (ветер с моря снижает температуру воздуха и - наоборот), давления воздуха и влажности. В результате содержание формальдегида в воздухе непосредственно зависит от сезонных изменений климатических параметров, поэтому в летний период с устойчивым ветровым режимом формируется максимальное загрязнение атмосферного воздуха города формальдегидом.
Загрязнение воздуха взвешенными веществами и пылевыми аэрозолями во многом зависит от температурного режима - низкие температуры уменьшают содержание аэрозолей в воздухе,
уплотняя их, и наоборот. Пылевые аэрозоли, в свою очередь, уменьшают поступление солнечной радиации на подстилающую поверхность и, как следствие, изменять температурный режим. Связь содержания взвешенных веществ в атмосферном воздухе с направлением ветра обусловлена характерным для муссонного климата типом циркуляции воздушных масс, способствующих очищению атмосферы.
Состояние атмосферы города достаточно активно (К= 0,57 при р<0,05) формируется общим загрязнением среды (рис. 1). Главными свойствами системы «общее загрязнение среды» являются ее куммуля-тивность и стационарность, что при определенных климатических условиях способствует поступлению в атмосферный воздух техногенных компонентов.
Системы «общее загрязнение среды» и «общее загрязнение атмосферы» в расчетах представлены пятью факторами, как с одной, так и другой стороны (табл. 2). Значительная по величине связь выявлена между показателями взвешенных частиц и формальдегида с классом опасности предприятий (г=0,25; 0,38 при р<0,01). Однако наибольшая корреляция (г=0,40 при р<0,01) отмечается у показателей «взвешенные вещества» и «плотность автомобильных дорог» (табл. 2). Суммарный показатель загрязнения почвы (СПЗ) в одинаковой степени связан с большинством основных загрязнителей воздуха, которые за счет вступления их в химические реакции или переносе частиц вносят значительный вклад в изменение характера загрязнения атмосферы.
Таблица 2
Парные корреляционные связи (г) факторов общего загрязнения среды и показателей общего загрязнения атмосферы Владивостока
Показатели «общего загрязнения среды» Показатели «общего загрязнения атмосферы», мг/м3
Оксид азота Диоксид азота Формальдегид Взвешенные вещества Оксид углерода
СПЗ - суммарный показатель загрязнения почвы, % площади 0,17 0,19 0,18 0,19
Выбросы по классу опасности предприятий, т/год 0,18 0,38 0,25
Характер застройки, % 0,19
Плотность автомобильных дорог, % 0,40
Интегральный показатель загрязнения, усл. ед. 0,17
Примечание: курсив - р<0,05; полужирный курсив - р<0,01
Органы дыхания человека наиболее активно реагируют на взвешенные вещества в воздухе, причем уровень воздействия меняется в зависимости от величины воздушных фракций с токсичными компонентами. Наиболее патогенными для органов дыхания являются мелкие частицы 0-1 мкм (РМ1) и 1-10 мкм (РМ10), поэтому потребовалось более детальное изучение особенностей формирования фракционного состава твер-
Полученные результаты показывают, что уровень высоко патогенных мелких частиц РМ1 и РМ10 в атмосферном воздухе зависит от характера застройки территории города (г = 0,41; 0,48 при р<0,01) (табл. 3). Плотная застройка, как правило, препятствует активной циркуляции воздуха, минимально проветривается, что способствует сохранению и накоплению большего количества взвешенных частиц мелких фракций и наоборот. Интегральный показатель загрязнения, учитывающий соотношение патогенных и саногенных свойств среды, также влияет на распространение
дых взвешенных частиц в атмосферном воздухе.
Детальное и пофакторное изучение парных корреляционных связей (г) показателей общего загрязнения среды с содержанием фракций ТВЧ выявило статистически значимые (р<0,01; р<0,05) связи трех показателей системы «общего загрязнения среды» с фракциями 0-1 (РМ1), 1-10 (РМ10), 1050, 50-100, 400-700, > 700 мкм (табл. 3).
мелких фракций (г=0,42; 0,44 при р<0,01). Содержание крупных фракций ТВЧ (> 700 мкм) в воздушной среде г. Владивостока зависит от плотности автомобильных дорог, как косвенного фактора, характеризующего интенсивность загрязнения воздуха от автомобильного транспорта.
Твердые частицы, сорбируя тяжелые металлы (в том числе высокотоксичные), негативно воздействуют на органы дыхания человека. Пофакторные связи (г) показателей «общего загрязнения среды» с содержанием тяжелых металлов оказались значительными (г=0,15-0,59) (табл. 4).
Таблица 4
Корреляционные связи (г) факторов «общего загрязнения среды» с содержанием токсических компонентов в ТВЧ г Владивосток
Показатели «общего загрязнения среды» Токсичные компоненты (металлы) (мкг/л)
РЬ Мп Ре № Со Си Сг
СПЗ - суммарный показатель загрязнения почвы, % площади 0,17 0,59 0,55 0,45
Количество труб (котельных) 0,18 0,23
Выбросы (по классу опасности предприятий) 0,18 0,26 0,27
Плотность автомобильных дорог, % 0,15 0,35 0,34 0,18
Характер застройки, % 0,25 0,43 0,29 0,30
Примечание: курсив - р<0,05; полужирный курсив - р<0,01
Таблица 3
Корреляционные связи (г) показателей общего загрязнения среды с фракциями твердых взвешенных частиц различной размерности в атмосферном воздухе г. Владивосток
Показатели «общего загрязнения среды» Содержание (%) твердых взвешенных частиц различной размерности (диаметр, мкм)
0-1(РМ1) 1-10 (РМ10) 10-50 50-100 400-700 > 700
Характер застройки, % 0,48 0,41 0,38 0,33
Интегральный показатель
загрязнения (усл. ед) 0,42 0,44 0,31 0,28
Плотность автомобильных дорог, % 0,33
Примечание: курсив - р<0,05; полужирный курсив - р<0,01
Так, твердые взвешенные частицы с адсорбированными металлами Mn, Fe, Ni максимально взаимосвязаны с суммарным показателем загрязнения почвы города (СПЗ) (г=0,59; 0,55; 0,45 при р<0,01, соответственно) (табл. 4). Именно почвенный слой поставляет (за счет климатических особенностей) наибольшее количество твердых частиц в воздух. В то же время ТВЧ воздуха антропогенного и природного происхождения с адсорбированными на них тяжелыми металлами при осаждении на поверхность могут также загрязнять обширные почвенные покровы. Определенный вклад на качественный состав ТВЧ (Mn, Fe, Ni, Со, Cu, Cr) вносят косвенные показатели «характер селитебной застройки» (г=0,25-0,43 при р<0,01) и «плотность автомобильных дорог» (г=0,34-0,35 при р<0,01).
Выводы
Таким образом, изучение взаимодействия факторов окружающей среды на уровне системных процессов позволяет установить особенности формирования качества воздушной среды урбанизированной территории с высокой транспортной нагрузкой в условиях муссонного климата. Характер загрязнения воздушной среды урбанизированной территории (города-порта Владивосток) определяется многофакторностью его формирования. В первую очередь, загрязнение атмосферы города происходит за счет общего загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом, выбросами теплоэлектростанций, котельных, а также загрязнением почвы и воды предприятиями с различным классом опасности. В целом эти источники обеспечивают формирование воздушных пылевых частиц разных фракций, в том числе микроразмерного ряда, адсорбирующих на себе тяжелые металлы. При этом муссонный тип погодно-климатических условий с характерным влажностным, температурным, ветровым режимом, повышает уровень самоочищения атмосферы города, снижая экологическую напряженность урбанизированной территории.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ананьев В.Ю., Жигаев Д.С., Кислицина Л.В., Кику П.Ф. Оценка влияния атмосферного воздуха на здоровье населения Владивостока и ее особенности // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2012. № 3-4. С. 79-82.
Anan>ev V.YU., ZHigaev D.S., Kislicina L.V., Kiku P.F. Ocenka vliyaniya atmosfernogo vozduha na zdorov>e naseleniya Vladivostoka i ee osobennosti // Zdorov>e. Medicinskaya ehkologiya. Nauka. 2012. № 3-4. S. 79-82. Russian.
2. Веремчук Л.В., Кику П.Ф. Методология комплексной медико-экологической оценки распространения болезней органов дыхания в Приморском крае // Бюл. физиол. и патол. дыхания. 2007. Вып. 25. С. 18-22.
Veremchuk L.V., Kiku P.F. Metodologiya kompleksnoj mediko-ehkologicheskoj ocenki rasprostraneniya boleznej organov dyhaniya v Primorskom krae // Byul. fiziol. i patol. dyhaniya. 2007. Vyp. 25. S. 18-22. Russian.
3. В Приморье самое большое количество автомобилей в ДВФО [Электронный ресурс]// Коммерсантъ (Владивосток). 2012. № 24. С. 8. URL:http:// www.kommersant.ru/doc-rss/1869261 (дата обращения: 13.05.2015).
V Primor>e samoe bol>shoe kolichestvo avtomobilej v DVFO [EHlektronnyj resurs]// Kommersant» (Vladivostok). 2012. № 24. S. 8. URL:http://www.kommersant.ru/doc-rss/1869261 (data obrashcheniya: 13.05.2015). Russian.
4. Голохваст К.С. Атмосферные взвеси городов Дальнего Востока России. Владивосток: Дальне-вост. федерал.ун-т, 2013. 178 с.
Golohvast K.S. Atmosfernye vzvesi gorodov Dal>nego Vostoka Rossii. Vladivostok: Dabnevost. federal.un-t, 2013. 178 s. Russian.
5. Доклад о состоянии окружающей природной среды Приморского края в 2000-2008 гг.// Приморский край / Комитет охраны окружающей среды и природных ресурсов; ред. ком. М.Н. Бибиков, К.М. Кученко, С.А. Киселев. Владивосток, 2009.
Doklad o sostoyanii okruzhayushchej prirodnoj sredy Primorskogo kraya v 2000-2008 gg.// Primorskij kraj / Komitet ohrany okruzhayushchej sredy i prirodnyh resursov; red. kom. M.N. Bibikov, K.M. Kuchenko, S.A. Kiselev. Vladivostok, 2009. Russian.
6. Иванов А.В., Тафеева Е.А. Автотранспорт как основной источник загрязнения воздушного бассейна на территории Юго-Восточного региона Республики Татарстан // Вестник НЦБЖД. 2011. № 1. С. 95-99.
Ivanov A.V., Tafeeva E.A. Avtotransport kak osnovnoj istochnik zagryazneniya vozdushnogo bassejna na territorii YUgo-Vostochnogo regiona Respubliki Tatarstan // Vestnik NCBZHD. 2011. № 1. S. 95-99. Russian.
7. Леванчук А.В. Загрязнение окружающей среды продуктами эксплуатационного износа автомобильно-дорожного комплекса // Гигиена и санитария. 2014. Т. 93, № 6. С. 17-21.
Levanchuk A.V. Zagryaznenie okruzhayushchej sredy produktami ehkspluatacionnogo iznosa avtomobil>no-dorozhnogo kompleksa // Gigiena i sanitariya. 2014. T. 93, № 6. S. 17-21. Russian.
8. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды // Гигиена и санитария. 2013. № 2. С. 4-10.
Onishchenko G.G. O sanitarno-ehpidemiologicheskom sostoyanii okruzhayushchej sredy // Gigiena i sanitariya. 2013. № 2. S. 4-10. Russian.
9. Природно-климатические условия и состояние атмосферного воздуха в городе Казани [Элек-
тронный ресурс] / Н.Н. Шамсияров, А.Н. Галиул-лин, MÄ Tимерзянов, Е.А. Tафеева // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. URL: www.science-education.ru/119-15182 (дата обращения: 30.04.2015).
Prirodno-klimaticheskie usloviya i sostoyanie atmosfernogo vozduha v gorode Kazani [EHlektronnyj resurs] / N.N. SHamsiyarov, A.N. Galiullin, M.I. Timerzyanov, E.A. Tafeeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. № 5. URL: www.science-education. ru/119-15182 (data obrashcheniya: 30.04.2015). Russian.
10. Региональный интернет ресурс. URL: http:// vestiregion.ru. (дата обращения 30.04.2015).
Regional>nyj internet resurs. URL: http:// vestiregion.ru. (data obrashcheniya 30.04.2015). Russian.
11. Ревич Б.А., Шапошников Д.А., Семутникова Е.Г. Климатические условия и качество атмосферного воздуха как факторы риска смертности населения Mосквы // Mедицина труда и промышленная экология. 2008. №7. С. 29-35.
Revich B.A., SHaposhnikov D.A., Semutnikova E.G. Klimaticheskie usloviya i kachestvo atmosfernogo vozduha kak faktory riska smertnosti naseleniya Moskvy // Medicina truda i promyshlennaya ehkologiya. 2008. №7. S. 29-35. Russian.
12. Ревич Б.А. О необходимости защиты здоровья населения от климатических изменений // Гигиена и санитария. 2009. № 5. С. б0-5.
Revich B.A. O neobhodimosti zashchity zdorov>ya naseleniya ot klimaticheskih izmenenij // Gigiena i sanitariya. 2009. № 5. S. б0-5. Russian.
13. Фридман К.Б., Лим T.E., Шусталов С.Н. Концептуальная модель оценки и управления риском здоровью населения от транспортных загрязнений // Гигиена и санитария. 2011. № 3. С. 25-8.
Fridman K.B., Lim T.E., SHustalov S.N. Konceptual>naya model> ocenki i upravleniya riskom
zdorov>yu naseleniya ot transportnyh zagryaznenij // Gigiena i sanitariya. 2011. № 3. S. 25-8. Russian.
14. Характеристики климата Казани и состояние окружающей среды / Ю.П. Переведенцев, Р.Х. Салахова, Н.В. Исмагилов др. // Проблемы анализа риска. 2007. Т. 4. №2. С. 152-64.
Harakteristiki klimata Kazani i sostoyanie okruzhayushchej sredy / YU.P. Perevedencev, R.H. Salahova, N.V. Ismagilov dr. // Problemy analiza riska. 2007. T. 4. №2. S. 152-64. Russian.
15. Чем дышал Владивосток [Электронный ресурс]. URL: http://www.Primpogoda.ru (дата обращения: 12.05.2013).
Chem dyshal Vladivostok [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.Primpogoda.ru (data obrashcheniya: 12.05.2013). Russian.
16. Янькова В.И., Гвозденко Т.А., Голохваст К.С. и др. Гранулометрический анализ атмосферных взвесей экологически благополучного и неблагополучного районов Владивостока // Здоровье. Медицинская экология. Наука. 2014. № 2(56). С. 62-66.
Yan>kova V.I., Gvozdenko T.A., Golohvast K.S. i dr. Granulometricheskij analiz atmosfernyh vzvesej ehkologicheski blagopoluchnogo i neblagopoluchnogo rajonov Vladivostoka // Zdorov>e. Medicinskaya ehkologiya. Nauka. 2014. № 2(56). S. 62-66. Russian.
17. Jung H.S., Miller A., Park K., Kittelson D.B. Carbon nanotubes among diesel exhaust particles: real samples or contaminants? J. Air Waste Manag. Assoc. 2013; 63(10): 1199-204.
18. Characterization and heterogeneity of coarse particles across an urban area / P. Kumar, Ph. K. Hopke, S. Raja et al. Atmospheric Environment. 2012; 46: 449-59.
19. Wang J., Pui D.Y.H. Dispersion and filtration of carbon nanotubes (CNTs) and measurement of nanoparticle agglomerates in diesel exhaust. Chem. Eng. Sci. 2013; 85: 69-76.
L.V. Veremchuk, V.I. Yankova, T.I. Vitkina, K.S. Golokhvast, L.S. Barskova
the atmospheric pollution in urbanized territories as a system
process of the interaction of environmental factors
Vladivostok Branch of Far Eastern Scientific Center of Physiology and Pathology of Respiration - Research Institute of Medical Climatology and Rehabilitation Treatment, Vladivostok; Russia;
Far Eastern Federal University (The Ministry of Education and Science of the Russian Federation), Vladivostok, Russia.
In this article there are presented the results of the study concerning the systemic formation of air quality in Vladivostok. The statistical assessment of the systemic dependence (canonical analysis) and the individual pair correlations (multiple correlation) revealed the regional peculiarities of air quality formation in the city. The level of air pollution in Vladivostok is largely determined by the features of the monsoon climate and the general air pollution caused by road traffic, emissions from power and boiler plants, as well as by the contamination of soil and water by industrial enterprises of different hazard classes. These sources provide the formation of air dust particles with different size range, including microparticles that can adsorb heavy metals causing negative effect on respiratory system.
Keywords: air quality assessment, atmospheric air microparticles, impact of climatic factors on air pollution, Vladivostok.
Citation: Veremchuk L.V., Yankova VI., Vitkina T.I., Golokhvast K.S., Barskova L.S. The atmospheric pollution in urbanized territories as a system process of the interaction of environmental factors. Health. Medical ecology. Science. 2015; 3(61): 35-42. URL: https://yadi.sk/i/Uh_DVOtQhdKt6.
сведения об авторах
Веремчук Людмила Васильевна, д.б.н., в.н.с., лаб. медицинской экологии и рекреационных ресурсов, Владивостокский филиал ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения; тел.: 8 (423) 278-82-01, vfdnz_nch@mail.ru;
Янькова Вера Иннокентьевна, к.б.н., доцент, с.н.с. лаборатории медицинской экологии и рекреационных ресурсов, Владивостокский филиал ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения; тел.: 8(423)278-82-05, e-mail: jankova_nch@list.ru;
Виткина Татьяна Исааковна - д. б. н., зав. лаб. медицинской экологии и рекреационных ресурсов, Владивостокский филиал ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН -НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения; тел.: 8 (423) 278-82-01, e-mail: tash30@mail.ru;
Голохваст Кирилл Сергеевич - к. б. н., с.н.с., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности в техносфере Инженерной школы ФГАОУ «Дальневосточный федеральный университет» Министерства образования и науки РФ, e-mail: droopy@mail.ru;
Барскова Людмила Сергеевна - м.н.с. лаборатории медицинской экологии и рекреационных ресурсов, Владивостокский филиал ФГБНУ «Дальневосточный научный центр физиологии и патологии дыхания» СО РАМН - НИИ медицинской климатологии и восстановительного лечения; тел.: 8(423)278-82-02, e-mail: vfdnz_nch@mail.ru.
в россии до конца года может быть принята стратегия экологической безопасности
Общий объем выбросов загрязняющих веществ к 2025 году по сравнению с 2014 годом должен быть снижен на 15-25%, а объем сброса загрязненных сточных вод и парниковых газов - на треть.
Промышленность России каждый год, помимо полезного продукта, производит до 5 млрд тонн отходов и 15 млн кубометров сточных вод. Мало того, что сама по себе эффективность промпроизводства, по словам экспертов, оставляет желать лучшего, так еще и загрязнение окружающей среды в результате техногенного воздействия ставит под угрозу благополучие будущих поколений. Сами по себе природные богатства страны также не в лучшем состоянии. Российские леса на больших территориях поражены болезнями, зачастую прямо под сенью деревьев возникают стихийные свалки, плюс к этому - незаконная вырубка, ползущая застройка лесных участков и, конечно, лесные пожары. Словом, экологическая безопасность страны, без всякого пафоса, под угрозой. Заниматься этой проблемой в России начали более десяти лет назад. В 2002 году были приняты закон «Об охране окружающей среды», Экологическая доктрина, а в 2009 году - Климатическая. Затем в 2012 году появились Основы госполитики в области экологического развития до 2030 года, а с 2013 года началась разработка Стратегии экологической безопасности. Задача была поставлена президентом Владимиром Путиным по итогам заседания Совета безопасности в ноябре 2013 года. Тогда глава государства заявил: «Считаю, что нам нужно уже в ближайшее время разработать и принять Стратегию экологической безопасности России. Она должна содержать оценки внешних и внутренних угроз в этой сфере, а также пороговые показатели безопасности».
В свою очередь секретарь Совета безопасности Николай Патрушев в беседе с журналистами подчеркнул значимость экологических проблем: «Очень важно, что этому направлению будет уделяться самое серьезное внимание». Проект стратегии был готов к лету 2014 года. Затем проходило ее общественное обсуждение и согласование с министерствами и ведомствами. Теперь принятие документа выходит на завершающий этап. Глава Минприроды России Сергей Донской направил стратегию в Правительство РФ, пояснили в пресс-службе ведомства. Специалисты связывают с принятием Стратегии завершение формирования основ современного правового поля в области охраны окружающей среды и эффективного использования природных ресурсов. Основное назначение Стратегии экологической безопасности - формулирование национальных интересов в сфере экологии. А они заключаются в своевременном выявлении и прогнозировании как глобальных, так и внутренних экологических угроз на базе научных исследований, улучшении экологической обстановки в стране и сохранении ее эколого-ресурсного потенциала. Угроз в современном глобальном мире хватает. Это и распространение загрязняющих веществ из других частей света, и изменения климата, и техногенные катастрофы. Чего, например, стоит одна только авария на японской АЭС «Фукусима-2», в результате которой был нанесен ущерб экологии Тихого океана.
Воплощение положений стратегии на практике потребует принятия ряда других нормативных правовых актов. Реализация стратегии, по расчетам специалистов, позволит перейти к экологически ориентированной модели экономического развития, снизить техногенную нагрузку на природу и поддерживать благоприятную окружающую среду. Впрочем, какие законы ни принимай, в конечном итоге придется научить каждого гражданина в отдельности и все население в целом ответственно относиться к окружающей среде. Иными словами, наряду с совершенствованием действующего законодательства необходимо сформировать экологическую культуру в обществе. На этом сходятся политики, ученые и экологи.
Источник: http://q99.it/lucKGhp