ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ РИСКА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В ГОРОДЕ КРАСНОЯРСКЕ
ВЛАСОВ Валерий Александрович,
кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного права и экологических экспертиз
Красноярского государственного аграрного университета, доцент кафедры гражданского права и процесса
Сибирского юридического института МВД России, действительный член РАЕН, член РАЮН,
член Общественной палаты г. Красноярска, член Совета Красноярского регионального отделения
общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России».
E-mail: vav.70@mail.ru;
ВОЛОГДИНА Яна Вячеславовна,
курсант Сибирского юридического института МВД России.
E-mail: vologdina01@inbox.ru;
ЛЕБЕДЕВА Виктория Андреевна,
курсант Сибирского юридического института МВД России.
E-mail: vi ktoria_lebedeva.888@mail.ru
Краткая аннотация: В настоящей статье авторы рассматривают отдельные проблемы правового регулирования отношений в области загрязнение атмосферного воздуха в городском округе город Красноярск. Анализируют изменения действующего законодательства Российской Федерации, практику его применения на уровне данного муниципального образования, а также исследуют последствия негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности коммерческих организаций, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на здоровье граждан. В статье с целью снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха в исследуемом населенном пункте авторы предлагают принять комплекс мер, которые будут способствовать улучшению экологической ситуации. Целесообразно применять опрос граждан через социальные сети по экологической ситуации в муниципальных образованиях.
Abstract: In this article, the authors consider individual problems of legal regulation of relations in the field of air pollution in the
urban district of the city of Krasnoyarsk. They analyze the changes in the current legislation of the Russian Federation, the practice of its application at the level of the given municipality, and also examine the consequences of the negative impact of economic and other activities of commercial organizations, natural and man-made emergencies on the health of citizens. In order to reduce the level of atmospheric air pollution in the studied settlement, the authors propose to take a set of measures that will contribute to improving the environmental situation. It is advisable to apply a survey of citizens through social networks on the environmental situation in municipalities.
Ключевые слова: экологическая безопасность, благоприятная окружающая среда, экологическое благополучие,
загрязнение атмосферного воздуха, негативное воздействие хозяйственной деятельности, угрозы, здоровье граждан, трудоспособность граждан, муниципальное образование, город Красноярск.
Keywords: ecological safety, favorable environment, ecological well-being, air pollution, negative impact of economic activity, threats, citizens' health, working capacity of citizens, municipality, city of Krasnoyarsk.
Постоянное увеличение различного рода и вида
вует нормам, если выпадает чёрный снег, как в Красноярске».[16] Общеизвестно, что на развитие института местного самоуправления как публично-властной системы значительное влияние оказывают различные факторы: политические, экономические, социальные, правовые, национальные, демографические и некоторые иные, в том числе и экологические.[8] В юридической литературе специалисты неоднократно указывали на отдельные недостатки и упущения в системе непосредственного взаимодействия органов местного самоуправления и граждан, их объединений при решении наиболее значимых вопросов местного значения,[17] на перспективы поддержания общественного порядка на местном уровне,[14] на отдельные правовые аспекты экологического инжиниринга. [13]
угроз и опасностей для здоровья населения, в том числе и в экологической сфере - это современная негативная тенденция, которая для некоторых муниципальных образований имеет важное не только теоретическое, но и практическое значение в целях улучшения экологического благополучия граждан, проживающих в соответствующих населенных пунктах. В Основах государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, [4] констатируется следующий факт: «экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности».
В сегодняшних реалиях загрязнение атмосферно-
Право каждого гражданина на благоприятную ок-
го воздуха в городе Красноярске является одной из главных экологических проблем, о которой неоднократно говорил непосредственно Президент РФ В.В. Путин. Например, он сказал следующее, выступая с очередным посланием к Федеральному собранию РФ 1 марта 2018 года: «трудно говорить о долгой и здоровой жизни, если до сих пор миллионы людей вынуждены пить воду, которая не соответст-
ружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции РФ.[1] Развивая это положение, Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»[2] вводит понятие экологической безопасности, которая понимается как состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера, их последствий. Важнейшей составляющей природной среды является атмосфера. Любой человек находится в постоянном контакте с атмосферным воздухом, и его загрязнение вызывает серьезные негативные последствия, в первую очередь, связанные с нарушением здоровья. Не случайно Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» определяет атмосферный воздух в качестве «жизненно важного компонента окружающей сре-ды».[3] Более того, п. 2 ст. 29 указанного нормативного правового акта граждане и общественные объединения вправе предъявлять иски о возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, окружающей среде, причиненного именно загрязнением атмосферного воздуха.
Красноярск - один из крупнейших городов Сибирского федерального округа с населением более 1 млн. человек. На его территории по состоянию на 2019 год действовало более 800 различных промышленных объектов, [9] в том числе таких, как: Красноярский алюминиевый завод, Красноярский завод цветных металлов, Красноярский машиностроительный завод, Красноярский цементный завод, Красноярский металлургический завод и целый ряд других крупных и средних предприятий. Также в г. Красноярске действуют две крупных теплоэлектростанции, ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Количество выбросов в атмосферу от стационарных источников (это, в первую очередь, промышленность и энергетика) в в данном городском округе составляет примерно 146 тысяч тонн в год.
Значительный вклад в загрязнение воздуха в г. Красноярске вносят автомобили, количество которых в городе - более 400 тысяч (при этом учитываются только автомобили, находящихся в личной собственности).[7] Следует отметить, что автомобили наносят вред не только воздушной среде, но и рекам Енисей и Кача, протекающим по территории исследуемого муниципального образования. К основным загрязнениям относят: тетраэтилсвинец, нефтепродукты, органические растворители, продукты коррозии, грязевые отложения и т.д.
Одним из факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на загрязнение атмосферного воздуха в г. Красноярске, является повышение выбросов от индивидуального отопления в жилом секторе и в секторе малого и среднего бизнеса. Данные выбросы представляют серьезную опасность вследствие расположения в приземном слое жилой зоны города. Указанные выше факторы в совокупности обусловливает значительную антропогенную нагрузку на атмосферный воздух в исследуемом муниципальном образовании.
В 2018 году в г. Красноярске уровень загрязнения атмосферного воздуха характеризовался как «очень высо-
кий» (ИЗА5 > 14). Основной вклад в уровень загрязнения внесли бенз(а)пирен, формальдегид, взвешенные вещества, диоксид азота, аммиак. В атмосфере города в 2018 г. зафиксированы случаи превышений ПДК по взвешенным веществам, оксиду углерода, диоксиду и оксиду азота, фенолу, гидрофториду, гидрохлориду, формальдегиду, ксилолу, этилбензолу и кумолу. При этом, согласно официальным данным, по сравнению с 2017 г. общегородской уровень загрязнения атмосферного воздуха не изменился.[11] При этом, по информации КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края» уровень загрязнения г. Красноярска характеризовался уже только как «высокий» (ИЗА5 в диапазоне 5-10).[6] Снижение годовых показателей загрязнений атмосферы объясняется, в частности, мерами, принимаемыми в последние годы властями города и края во взаимодействии с городской общественностью.
Тем не менее, необходимо учитывать, что годовые показатели ИЗА5 не раскрывают в полной мере экологическую обстановку, т.к. в г. Красноярске она находится в сильной зависимости от метеорологических условий. В последние годы в городе все чаще объявляется режим НМУ (неблагоприятных метеорологических условий), который получил название режим «черного неба». НМУ, или «черное небо» - это ситуация, при которой взвешенные частицы смога начинают накапливаться над данным городом, тем самым препятствуя рассеиванию вредных выбросов. В 2019 году, по данным городской администрации, режим НМУ был объявлен восемь раз, а за первые два месяца 2020 года - уже 4 раза (последний режим НМУ текущей зимой был объявлен 25.02.2020 г.).[15]
Кроме того, следует принять во внимание значительную неравномерность антропогенной нагрузки на различные районы города, что связано с особенностями расположения крупных промышленных предприятий и транспортных развязок.
Все вышесказанное позволяет оценить экологическую обстановку в г. Красноярске как крайне неблагоприятную. 17 февраля 2020 года он оказался первым в мире по уровню загрязнений. По данным международного сервиса Air Visual, в городе был зафиксирован уровень загрязнения 199 единиц. Жителям было рекомендовано отказаться от проветривания жилых помещений, не проводить спортивные занятия на открытом воздухе, пользоваться масками и очистителями воздуха.[12] В таких условиях официальные данные по загрязнению воздуха, демонстрирующие позитивные тенденции, все чаще подвергаются сомнению - как независимыми экспертами, так и широкой общественностью.
Исходя из анализа экологических проблем в сто-
лице Красноярского края в настоящем научном исследовании выявлено, что главные риски здоровью населения города Красноярска связаны с химическим и шумовым загрязнением атмосферного воздуха, химическим загрязнением канцерогенными и не канцерогенными веществами питьевой воды, а также с загрязнением почв данного муниципального образования химическими веществами. Сложившуюся в г. Красноярске экологическую ситуацию можно рассматривать как нарушение экологических прав граждан, закрепленных в Конституции РФ, Федеральных законов «Об охране окружающей среды» №7-ФЗ и «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» №52-ФЗ, а также в ряде международных договоров.
Отрицательное влияние неблагоприятной экологической обстановки, в частности - загрязнения воздуха, на состояние здоровья и трудоспособности населения общеизвестно. В свою очередь, здоровье и трудоспособность граждан - залог успешного функционирования экономики и благополучия государства в целом. Органы власти всех уровней сегодня все отчетливее осознают, что нарушение экологических прав граждан может обернуться серьезными последствиями - от протестов и забастовок до сбоев в социально-экономическом механизме вследствие значительного роста заболеваний и снижения активности трудоспособного населения.
Основным документом, определяющим направления деятельности по улучшению экологической обстановки Красноярском крае является Концепция государственной политики Красноярского края в области экологической безопасности и охраны окружающей среды до 2030 года, утвержденная Указом губернатора Красноярского края от 25 ноября 2013 года № 225-уг. Кроме того, 10 апреля 2017 г. Правительством Красноярского края было принято распоряжение № 255-р «Об утверждении комплексного плана первоочередных мероприятий, направленных на улучшение экологической ситуации в г. Красноярске», в котором, в частности, определены меры, направленные на снижение негативного воздействия на окружающую среду промышленными предприятиями, транспортными средствами, теплоэнергетическими предприятиями г. Красноярска, на повышение эффективности мониторинга атмосферного воздуха и контрольно-надзорной деятельности, на развитие общественного контроля в области охраны окружающей среды.
Согласно принятой в 2018 году региональной программе «Чистый воздух», загрязнение воздуха в г. Красноярске планируется снизить на 22,33% к 2024 году. Программа предусматривает снижение выбросов от промышленности, автотранспорта, тепловых электростанций, печного отопления. Красноярские перевозчики уже сегодня пе-
реходят на транспортные средства, работающие на топливе экологического класса Евро-4, сносятся аварийные дома с печным отоплением, создается лесопарковая зона вокруг города. Очень важно, что крупные красноярские организации также участвуют в этой программе. Размер годового финансирования данной программы - 149,73 млрд. руб., при этом большая часть средств привлекается из внебюджетных источников.
В последние годы экологическая ситуация в г. Красноярске привлекает повышенное внимание не только региональных и местных, но и федеральных органов власти. Так, на согласовании в настоящее время находится проект красноярского метро, которое должно внести существенный вклад в снижение автомобильных выбросов. Но, как считают многие эксперты и специалисты в области экологии, предпринимаемых мер все же недостаточно.
25 февраля 2020 года во исполнение поручения Президента РФ в г. Красноярск приезжала глава Роспот-ребнадзора - главный государственный экологический инспектор Российской Федерации Светлана Радионова и непосредственно встречалась с Губернатором Красноярского края А.В. Уссом.[5] Целью ее визита стала неблагоприятная обстановка окружающей среды, вызванная высоким уровнем загрязнения. Также по ее поручению были взяты анализы для более детального исследования показателей окружающей среды и принятие дальнейшего решения по разработке мер, направленных на улучшения состояние экологической обстановки в городе Красноярске.
Обращает на себя внимание тот факт, что точный и действенный правовой механизм, обеспечивающий ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, направленный на обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, в настоящее время отсутствует в современной России[18]. Применительно к совершенствованию форм непосредственной демократии целесообразно чаще применять такую ее разновидность, как опрос граждан через социальные сети по экологической ситуации в том или ином муниципальном образовании. В целях совершенствования муниципального законодательства необходимо внести дополнения в ст. 31 «Опрос граждан» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и дополнить ее такой его разновидностью, как «опрос граждан через социальные сети»[10].
Для реального улучшения экологической ситуации в г. Красноярске, и, в первую очередь - снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха, мы считаем целесообразным принятие следующих эффективных мер:
усиление контроля за загрязнением воздуха от
различных источников, с широким привлечением независимых экспертов и общественности;
- модернизация очистного оборудования на промышленных предприятиях;
повышение штрафов за превышение природоохранных нормативов до уровня, финансово чувствительного для нарушителей;
прекращение практики временного согласования сверхнормативных выбросов;
разработка комплекса мер по постепенному переводу городского теплоснабжения преимущественно на природный газ;
поэтапный постепенный перенос производст-
венных мощностей наиболее крупных загрязнителей атмосферного воздуха за пределы города;
широкое информирование населения по заболеваниям, вызванным неблагоприятной экологической обстановкой;
запрет на вырубку зеленых насаждений как в черте, так и за пределами города.
Эффективная реализация перечисленных выше мероприятий в комплексе позволит радикально решить проблему загрязнения атмосферного воздуха в г. Красноярске, обеспечить население данного муниципального образования полноценными условиями для сохранения здоровья и трудовой активности.
Библиография:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство (дата обращения: 09.05.2020).
2. Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ред. от 27.12.2019) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство (дата обращения: 09.05.2020).
3. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство (дата обращения: 09.05.2020).
4. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утв. Президентом РФ от 30.04.2012 [Электронный ресурс] // Консультант плюс: Законодательство (дата обращения: 09.05.2020).
5. Александр Усс и руководитель Росприроднадзора Светлана Радионова обсудили экологическую ситуацию в Красноярске // http://www.krskstate.ru/press/news (дата обращения: 09.05.2020).
6. Аналитический обзор состояния загрязнения атмосферного воздуха за 2019 год [Электронный ресурс] // КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края». Режим доступа: http://www.krasecology.ru. (дата обращения: 09.05.2020).
7. Бадмаева, С.Э. Состояние атмосферного воздуха в г. Красноярск / С.Э. Бадмаева, Е.А. Максимов // Знание. 2018. № 2-3 (54). С. 27-29.
8. Власов, В.А. Некоторые актуальные направления модернизации развития института местного самоуправления как публично-властной системы / В.А. Власов, О.Ю. Маслова, А.А. Макарова // Право и государство: теория и практика. 2019. № 4 (172). С. 34-38.
9. Власов, В.А. К вопросу о некоторых мерах, принимаемых для улучшения состояния атмосферного воздуха в Красноярском крае / В.А. Власов, К.А. Шевцова // Аграрное и земельное право. 2019. № 11 (179). С. 4-6.
10. Власов, В.А. Опрос граждан как одна из важнейших форм взаимодействия органов местного самоуправления с населением муниципального образования через социальные сети / В.А. Власов, И.Д. Яковлев, А.А. Шатунова // Право и государство: теория и практика.
2019. № 9 (177). С. 9-11.
11. Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды в Красноярском крае в 2018 году». Красноярск, 2019 [Электронный ресурс] // КГБУ «Центр реализации мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды Красноярского края». Режим доступа: http://www.krasecology.ru. (дата обращения: 09.05.2020).
12. Красноярск вышел на первое место по загрязнению в международном рейтинге [Электронный ресурс] // NGS24.ru. 17.02.2020. Режим доступа: https://ngs24.ru/news. (дата обращения: 09.05.2020).
13. Курбатова, С.М. Некоторые правовые аспекты экологического инжиниринга / С.М. Курбатова, Л.Ю. Айснер // Аграрное и земельное право.
2020. № 1(181). С. 23-25.
14. Навальный, С.В. Пути и перспективы поддержания общественного порядка на местном уровне: поиск консенсуса (философско-правовой аспект) / С.В. Навальный, Т.В. Шитова, В.В. Плисова // Право и политика. 2020. № 2. С. 1-7.
15. Оповещение о наступлении неблагоприятных метеоусловий на территории г. Красноярска [Электронный ресурс] // Красноярск. Администрация города. Режим доступа: http://www.admkrsk.ru. (дата обращения: 09.05.2020).
16. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию) [Электронный ресурс] // http://kremlin.ru/events/president/news (дата обращения: 09.05.2020).
17. Тепляшин, И.В. Система взаимодействия общественности и органов местного самоуправления как условие развития предпринимательства на муниципальном уровне / И.В. Тепляшин, В.А. Власов // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2019. № 2. С. 25-28.
18. Фастович, Г.Г. К вопросу о регулировании института местного самоуправления в современной России / Г.Г. Фастович // Евразийский юридический журнал. 2020. № 1 (140). С. 81-82.