Научная статья на тему 'Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья)'

Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
9
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛИТА / ЭЛИТНОСТЬ / МЕРИТОКРАТИЯ / ТВОРЧЕСТВО / ДОМИНАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ МОГУЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ ПРЕВОСХОДСТВО / ИЕРАРХИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Карабущенко Павел Леонидович

Официальная сторона профессиональной деятельности политической элиты всегда бывает приукрашена PR и имиджиологией, поэтому не может считаться достаточно достоверной, удовлетворяющей критическое научное мышление. За кулисами большой политики скрывается большая ложь элиты о себе самой. В отличие от конспирологии заговор элит носит объективный характер и заключается в сокрытии самой элитой правде о себе, т.е. заговор элиты, направлен, прежде всего, против самой элиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Заговор элит (элиты по ту сторону политического зазеркалья)»

9. Самарина А. Путин-3 - креативный деструктор: Кандидат в президенты представил журналистам и политологам свои «дорожные карты» / А. Самарина, П. Твердов // Независимая газета. - 2012. - 1 марта. - С. 4.

10. Щеглова JL Разговор с экраном. Десуверенизация России / JL Щеглова // Новая газета.-2008.-№68.-С. 14.

11. Ющенко Ю. А. Власть бюрократов и власть народа: российские элиты в условиях нового авторитаризма / Ю. А. Ющенко, П. JL Карабущенко // Вопросы элитологии: философия, культура, политика. - 2008. - Т. 5.

12. Ясин Е. Не сильная рука, а сильные мозги / Е. Ясин // Аргументы и факты. - 2009. -№ 7. - С. 9.

ЗАГОВОР ЭЛИТ (элиты по ту сторону политического зазеркалья)

П.Л. Карабущенко (Россия, Астрахань)

Официальная сторона профессиональной деятельности политической элиты всегда бывает приукрашена PR и имиджиологией, поэтому не может считаться достаточно достоверной, удовлетворяющей критическое научное мышление. За кулисами большой политики скрывается большая ложь элиты о себе самой. В отличие от конспирологии заговор элит носит объективный характер и заключается в сокрытии самой элитой правде о себе, т.е. заговор элиты, направлен, прежде всего, против самой элиты.

The official side of the professional activities of the political elite is always embellished by image makers and PR, therefore it can’t be considered sufficiently reliable, satisfying the critical scientific thinking. Behind the scenes of big politics is hiding a big lie about the elite itself. In contrast to the conspiracy the plot of the elites has objective character and consists in hiding the truth about themselves, that is the conspiracy of the elite is directed primarily against the elite itself.

Ключевые слова: элита, элитность, меритократия, творчество, доминация, политическое могущество, интеллектуальное превосходство, иерархия.

Key words: elite, elitism, meritocracy, creativity, domination, political power, the intellectual superiority, hierarchy.

Там, где существует власть, есть и тайна, а где тайна, там всегда заговор. Заговор элит - самая типичная тайна, направленная на сохранения её власти и упрочения политического господства и могущества. Что скрывают элиты от общества и других элит? Прежде всего, они скрывают великую ложь о себе: прячут свои хвосты, рога и копыта; выставляют напоказ фальшивые нимбы мнимой святости, наспех приклеены ангельские крылья и якобы пламенные сердца, готовые дотла сгореть ради любимого Отечества, народа и веры. На поверке выясняется, что элиты оказываются настолько далеки от выполнения своих декларированных намерений, что требовать от них быть «белыми, пушистыми и мягкими» практически не представляется возможным.

Политические элиты вынуждены каждодневно заниматься политической косметикой, дабы оставить видимость того, что они все еще являются той элитой, которая имеет право на власть и превосходство над всеми остальными неэлитными членами общества. Следует отметить, что в истории развития политического мышления сталкиваются два диаметрально противоположных мнения: 1) мнение о том, что элита -это самые лучшие представители человечества и 2) мнение о том, что власть захватили люди её недостойные и весьма порочные. Первое мнение выражает надежду на лучшее, второе выражает критику худшего. Первое утверждает идеологический принцип элитологии, второй - критический. Но и тот, и другой принцип важны и необходимы в диагностике элит и их элитности. Ведь изучая элиты, мы не можем пройти мимо её элитности, которая носит порой формальный, надуманный, т.е. фальсифицированный характер. Поэтому об элите одновременно существуют два разнонаправленных суждение. Сама элита естественно заинтересована в поддержании и усилении первого суждения и всяческой маскировки (превращая её в апологетику) и опровержения последнего. Теория заговора элит утверждает, что сам по себе заговор это многократно самовозобновляющийся акт, в котором принимает участия существующая здесь-и-сейчас элита, с целью доказывания своих прав называться элитой и

именоваться властью. В начале мы должны самым решительным образом отделить наш концепт заговора элит от теории заговора (конспирологии).

Конспирология и элитология - точки размежевания. В отношении элитологии существует преступная несправедливость. Она заключается в том, что в околонаучной литературе очень часто отождествляются теории элит с теориями заговора (conspiracy theory). Более того, некоторые политологи берут на себя смелость рассматривать теорию заговора как один из крайних вариантов теории элит [10]. Данный подход, по нашему мнению, контрпродуктивен, поскольку пытается соединить в нечто единое целое науку и квазинаучные теории-мифы. Конспирологическая теория выигрывает только тогда, когда спекулирует на тайном, и очень боится, когда к ней прикасается герменевтика. Когда всё важное объявляется заговором неких тайных сил, тогда из научной объективности мы переходим в мифологическую субъективность. В подобных случаях мифология пытается стать наукой, точнее пытается выдать себя за неё.

Заговор элит касается фундаментальной сущности правящего меньшинства и отвечает на вопрос: является ли элита элитой или есть её имитация? Конспирология же напротив, рассматривает всю деятельность элит, как сплошную диверсию против «мирного человечества». В последнем случае мы сталкиваемся с мифом, в первом -имеем дело с наукой. Конспирология это погружение нашего разума в пучину герметического мышления. Заговор элит - это «тихие воды герменевтики», поставленной на службу элитологии. Отличие герменевтики от герметизма есть отличие заговора элит от теории заговоров1.

Теория заговора - это попытка объяснить событие, или ряд событий как результат чьего-то коварного заговора. Поэтому «конспиративизм как менталитет рассматривает все существенные события с позиций теорий заговора. Для людей с таким менталитетом заговор - единственная модель перемен в истории, а теории заговора -единственная форма исторических объяснений» [12]. Конспирологи «считают, что исторические события и их собственные жизни контролируются невидимыми и непостижимыми силами» [12]. С точки зрения социальной психологии теории заговоров является наиболее эффективным средством для самоуспокоения, поскольку они дают их сторонникам целостную картину мира, в которой нет противоречий, неточных деталей и вопросов без ответов [13]. История (особенно политическая) никогда такого сто процентного результате не давала и дать не может. Следовательно, теории заговора носят изначально лженаучный характер. Они могут содержать намеки на достоверность, но не саму истину. Но элитам бывает психологически крайне важно показать и доказать всем остальным свое превосходство в знании, даже если это превосходство мнимое [3]. Именно поэтому они столь охотно идут на фальсификацию своей истории, которую критики принимают за их коварный заговор. Главная цель заговора (по базовой конспирологической модели) состоит в создании антиреальности, способной уничтожить «естественный», «нормальный» порядок вещей [2, с. 22].

Самым уязвимым местом теории заговора является то, что оно несет бесконечные добавления в интерпретации исторического эпизода и большое количество усложнений. Это нарушает логику суждения и входит в противоречие с принципом Бритвы Хэнлона2. При этом тотальная конспирация событий является самым сомни-

Архетипичная формула теории заговора', «в нашей среде существует некое тайное общество, которому чуждо все, во что мы верим, и которое стремится завладеть миром... оно контролирует все сферы нашей жизни... оно имеет извращенную сексуальную ориентацию... самые чудовищные преступления в истории человечества совершаются им» [8, с. 7].

2 «Бритва Хэнлона» (Hanlon's Razor) - утверждение о вероятной роли человеческих ошибок в причинах неприятных событий, которое гласит: «Никогда не приписывайте злому умыслу то, что вполне можно объяснить глупостью» {«Never attribute to malice that which can be adequately explained by stupidity»). Сама идея восходит еще к Наполеону, который как-то сказал, что: «Никогда не приписывай злонамеренности тому, что вполне объясняется некомпетентностью» и Гёте («Страдание юного Вертера», 1774): «...недоразумения и небрежность создают больше путаницы в этом мире, чем хитрость и злоба. В любом случае, последние два, безусловно, встречаются гораздо реже».

тельным звеном в цепи выстраиваемых конспирологами суждений. Они забывают главную формулу исторического познания: «нет ничего тайного, что не сделалась бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» (Евангелие от Луки, 8:17). Это правило относится и к самой конспирологии. Тем более, что теория заговоров опирается на двойные стандарты, оценивая все официальные факты как недоказанные (поддельные) и вместо них утверждается своя система координат, которая не требует уже никаких доказательств или проверки.

Анализ политического закулисья может разочаровать конспирологов, так как может оказаться, что никакого коварного и тотального заговора там нет, а есть всего лишь заговор элит, с целью сокрытия своей неэлитной сущности. Всё оказывается намного прозаичнее и обыденнее. И весь заговор кроется вокруг тайны о том, что король голый. Это оказывается «секрет - на весь свет» (Секрет Полишинеля). Поэтому образно можно сказать, что в любой теории заговора просматривается голый зад власти. «Вера в теорию заговора - это не просто вера в то, что тайное общество эпизодически осуществляет где-то заговор. Это система взглядов, основанная на убеждении, что все мировые события имеют между собой связь и являются звеньями одной цепи, поскольку совершаются по приказу никому не известной сверхмогущест-венной группы лиц. Они, как кукловоды, находятся за сценой событий, но управляют ими» [8]. Заговор же элит касается сомнения во внутреннем качестве, законности и могуществе элиты.

Мы отделяем наш взгляд от конспирологии (теории / мифологии заговора), так как считаем последнее навязчивой идеей паронаидальных исследователей, видящих во всем и везде чей-то коварный заговор1. Механизм возникновения заговора был описан в сатирической для конспирологии форме Умберто Эко в романе «Маятник Фуко» [11]. Механизм возникновения настоящей элиты был описан в мифе о пещере Платоном в его работе «Государство» [6]. Мы указываем на то, что политические элиты тем неохотнее говорят о себе правду, чем яснее осознают свою неполноценность в элитности.

В основе бытия всякой элиты должна находиться какая-нибудь тайна. Если этой тайны в элите нет, то её следует придумать, дабы поддерживать имидж элиты на подобающем уровне. Даже если эта тайна является пустой и всем известной, элиты должны делать вид, что она на самом деле более значительна, чем есть на самом деле. Поэтому элиты часто выдумывают о себе всякий вздор, с одной единственной целью - доказать что они являются на самом деле теми за кого они себя выдают, т.е. элитами. В противном случае у элиты будет статус (де-юре), но не реальность (де-факто).

Понятно, что политика обойтись без секретов не может. И политические элиты все погрязли в своих больших и малых секретах. Иной раз эти секреты не стоят даже и нашего внимания, так как касаются персонального комплекса неполноценности конкретного субъекта элиты. Но делать на этой почве глобальную тайну - смешно и нелепо. «Политические действия часто требуют секретности и планируются заранее. Поэтому порой нелегко провести черту между обычной политикой и заговором. Имеется один важный показатель: для приверженца теории заговоров предстоящее изме-

1 Критики конспирологии часто приводят ставшую классической цитату американского ученого Ричарда Хофштадтера, которую и нам не избежать в качестве авторитетнейшего мнения: «Отличительная черта параноидного стиля заключается не в том, что его приверженцы видят заговоры повсюду в истории, а в том, что они рассуждают об "огромном" или "глобальном" заговоре как движущей силе исторических событий. Сама история является заговором, составленным демоническими силами почти трансцендентной мощи, и чтобы нанести им поражение, нужны не обычные политические компромиссы, а всеобщий крестовый поход. Писатель-параноик рассматривает судьбу такого заговора в апокалиптических терминах- он торгует рождением и смертью целых миров, политических укладов, целых систем человеческих ценностей. Он всегда на баррикадах цивилизации. Он постоянно живет на поворотном пункте: время организовать сопротивление заговору - сейчас или никогда. Времени становится все меньше. Подобно предсказателям конца света, он выражает беспокойство тех, кто живет последние дни, а иногда и назначает дату апокалипсиса» [14, Р. 29-30].

нение имеет глобальное значение; на карту поставлены судьбы народов и всего мира. К тому же у страдающих паранойей отдельных лиц могут быть настоящие враги, а приверженцы теорий заговоров могут быть душевнобольными людьми» [12].

Мы не должны превращать элитологию в конспирологию, как это делают некоторые любители всего тайного [4]. Для нас элитология - это открытая книга, на закрытые властью темы. Элитология придерживается мнения евангелиста Луки о том, что «нет ничего тайного, что не сделалось бы явным». Поэтому все тайное элит должно стать достоянием сначала элитологии, а затем через нее и всего гражданского общества. Элита как форма и элитное как содержание как раз и различаются по их характеру отношения к тайному. Тайного в элите (как форе) не должно быть. Тайное должно быть всегда только в элитном (содержании), как тайна ее творчества, и высокого качества.

Элиты в системе молчания. Для элитологии представляет особый интерес не только то, что говорят сами о себе элиты, но и то, что они умалчивают. Элиты в системе умолчания могут быть столь же красноречивыми, как и во время жарких предвыборных дебатов. В истории политических элит мы вправе выделить два их типа: «элита договора» (это элита порядка и согласия с массами и со своей собственной совестью) и «элита притвора» (это элита лжи и лицемерия, когда субъекты элит лгут даже самим себе). Первый тип элиты - желаемый (идеальный), второй - действительный (реальный). Вся история человечества есть история исправления этой несправедливости. Народы потому и страдают от своих политических элит, что верят им, ибо эта вера является основой их государства.

С точки зрения политического идеализма (Платон) элиты должны быть основаны на разуме, и к этому должны стремиться все - и массы, и сами элиты. Но правильный разум требует честности, а честность и политика оказываются несовместимыми настолько, что между ними постоянно возникает конфликт, чаще всего оказывающийся разрешимый в пользу политической целесообразности, а не честности. Всякий раз объяснять массам, почему элиты поступают так, а не иначе, власти не могут или не хотят. Они боятся показаться банальными и непрофессиональными. Все дело в том, что то, чем элиты политиков занимаются, имеет весьма далекое отношение к самой политике. Политикой как таковой занимаются лишь государственные деятели, а политики занимаются тем, что делят собственность1. Из-за этого проистекают и большинство конфликтов внутри самих элит.

Чаще всего элиты враждуют из-за собственности. Чем сомнительнее по происхождению их собственность, тем жарче вокруг неё разгорается спор. Если собственность действительно спорна, то такая элита в глазах других элит нелегитимна и номинальна. Элиты враждуют потому, что среди них нет консенсуса. Но общество (массы + культурные элиты) еще не научились управлять этим процессом в своих интересах. Поэтому сами страдают в первую очередь, неся неоправданные потери из-за своей неорганизованности, перед лицом более организованной элиты власти.

Многие элиты живут по умолчанию своего элитного качества. Хвастаться им, собственно говоря, бывает нечем. Элиты всегда молчат о природе своего происхождения, поскольку им просто нечего бываем о себе правдивого и позитивного сказать. Прошлое такой элиты туманное, настоящее - неоднозначно и сомнительно, будущее -спорно. Такая элита существовать в достоверно информационном пространстве просто не может, она в нем не выживет. Поэтому элиты и вынуждены создавать о себе ложное (идеологизированное) представление, в котором правда заменяется целесообразностью.

В истории политика всегда ассоциировалась с умением плести заговор. Но заговор, который устроили в истории элиты, превосходит все политическое коварство

1 Уинстон Черчилль'. «Государственные деятели отличаются от политиков тем, что первые думают о будущем страны, а вторые - о предстоящих выборах» (еще один вариант: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение»),

всех времен и народов. Заговор их состоит в том, что они убедили всех в необходимости своего существования, но скрыли от всех то обстоятельство, что править должны действительно самые лучшие, самые достойные, а не те, кто выдает себя за них. Миром правят мнимые элиты. Поэтому элита - это группа самозванцев, обманывающих свой народ, ради достижения своих корыстных целей. На их месте должны быть другие люди и иные идеи. Какие?

Об элите мы должны говорить только правду и ничего кроме правды, как бы страшна и ужасна она не была. Но правда об элите может стать самым страшным откровением, с которым может только столкнуться человечество в своей общественной практике. Главная тайна элиты заключается в том, что она содержит в себе максимально разрешенное в этом обществе зло и по-своему им распоряжается. Эго зло -право на насилие. Причем узаконенное государственным правом. Элита такое право имеет. Массы - нет. Именно в этом мы и усматриваем главную причину разрыва этики и политики.

Прежде всего, мы должны уточнить, что такое элита? Элита - это концентрация ценностей в одном месте и в конкретное время, когда качество начинает властвовать (управлять) количеством. Если этого не происходит или происходящее носит формальный характер, то перед нами псевдоэлита, успешно имитирующая что она настоящая элита.

Заговор элиты - ложь об её элитности. Заговор элит в первую очередь выражается в сокрытии элитой правды о себе самой. Это упорное молчание по поводу своей неполноценности. Обратной («теневой») стороной общественного договора является фактор элитного сговора. Власть скрыла от общества то, что она с ним договорилась на равных (партнерских) началах совместно управлять общественной жизнью. Когда «крестные отцы» теории общественного договора (Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк и др.) формулировали свою концепцию, они забыли упомянуть о заговоре элит (суверенов) против тех, кто им делегировал часть своих властных полномочий. Сегодня, думается, настало время, когда об этом заговоре следует сказать во всеуслышание. Настало время разоблачения элит, установление их подлинной сущности. До этого времени об элите говорили смутно и неясно. Используя больше мифологию, чем науку. Наше время (время господства информационных технологий) позволяет свести субъективное представление об элитах к минимуму. Поэтому теория общественного договора должна быть дополнена концепцией «заговора элит».

Многие выдающиеся политологи прошлого уже писали о заговоре элит, но писали о нем фрагментарно и бессистемно. Своей работой мы всего лишь вносим некую системность в эту традицию критического анализа природы и сущности элит и пытаемся назвать вещи своими именами (т.е. ввести и обосновать сам термин). Тайное необходимо элите для того, чтобы выступать в качестве сплоченной группы. На уровне группы элиты может иметь как объединяющее, так и разъединяющее ее начала. Если бы мнение и предпочтение элиты были бы однородны (т.е. едины), то мы бы никогда не узнали о существующем заговоре элиты. Именно благодаря наличию противоречий внутри этой высшей политической страты, существующей внутри неё борьбы за власть, мы и знаем о существовании заговора элит.

Панацеей от заговора элит может стать самодостаточное гражданское общество, взявшее под свой контроль процесс формирования и функционирования своих властных элит. Но это все еще пока остается в идеале. Только «философ на троне» может полностью гарантировать общество от того, что элиты вновь соблазнились очередным заговором. Поскольку заговор элит скрывает самую темную сторону деятельности элиты, в его анализе сосредоточено все самое негативное, что только может быть обнаружено в её природе. Мы фактически с Вами копаемся в «грязном белье» элиты, причем это «бельё» оставалось не стираным веками. И здесь всплывает тема какократи. А самым действенным противоядием против дурного правления может быть как раз развитое гражданское общество.

У всех элит без исключения главная цель - это власть. Власть в области политики, экономики, культуры, науки... Ради власти субъекты элиты готовы пойти на лю-

бые преступления, а иногда и на подвиг ради отстаивания своих корпоративных интересов или ценностей. У всех правящих элит есть одна общая (для кого коллективная, для кого персональная) тайна - это тайна природы происхождения и сущность их власти. Никто из публичных политиков никогда откровенно не расскажет публике, кто он является на самом деле и что собой представляет его политическая власть? То, как субъекты элиты пришли в элиту (т.е. во власть), как правило «тайна за семью печатями». Надеяться, что они сами чистосердечно расскажут нам об этом не приходится. Все так называемые «мемуары» великих политиков представляют собой апологетику их вхождения во власть и пребывания на вершине власти. Но достоверность этих сведений всегда должна проверяться другими независимыми источниками.

В чем сущность заговора элит? Прежде всего, в том, что они никогда не говорят

о себе правду. Сам термин «элита» оказывается почему-то больше сопричастным с терминами «ложь» и «тайна», чем с понятиями «истина» и «открытость». Поэтому наш первый тезис о заговоре элит будет звучать так: все элиты (все без исключения) нам лгут, и лгут давно и основательно. Поэтому вся официальная история есть история лжи. Почему ложь и тайна стали повседневностью политических элит? Это проистекает из самой природы политической власти: большинство само управлять не может; управляют всегда избранные единицы. Но в чем состоит эта избранность, мало кто знает. Вы не найдете ни одного политика, который говорил бы правду и ничего кроме правды. В суде от нас это требуют. В политике это требование стыдливо умалчивается. Элита считает, что массам правду знать не обязательно. Массам - да. Но гражданскому обществу - нет. Элиты ныне потому так бояться становления в России гражданского общества, что им тогда придется говорить правду. А такой правде сами элиты оказываются неготовыми. Элиты молчат о том, что нужно говорить и говорят о том, о чем им можно было бы и промолчать.

Никто не требует от элит 100 % гласности (публикации всей имеющейся у них секретной информации), но им общечеловеческой моралью категорически запрещено лгать хотя бы своему обществу. Тем не мене элиты этот запрет систематически нарушают. Более того, элиты власти постоянно нарушают все 10 заповедей Моисея (особенно три из них: не убей, не укради и не солги). Вместо них они выдвинули свои контр заповеди, столь удачно сформулированные Н. Макиавелли в его книге «Государь». И хотя Н. Макиавелли всего лишь научно описал то, что уже задолго до него существовало в политической природе, его труд до сих пор остается катехизисом власти.

То, что к социально-политическим элитам применяют обычно функциональный принцип анализа, указывает на то, что политологи и социологи маскируют недостатками этого принципа обнаруживающиеся недостатки у самих элит. Только тогда, когда функциональный принцип исследования добавляется и логически продолжается ценностным (аксиологическим), мы вправе говорить о полноценном (т.е. полном) анализе элит. Без этого продолжения все рассуждения об элите будут ошибочными, вследствие ограниченности примененных приемов анализа.

Родовая характеристика заговора элит - это необходимость субъекта власти постоянно идти на сделку со своей совестью. Причем для такого политика принципиально важным становится то, чтобы заставить и всех других (и других субъектов власти и все общество в целом) пойти на подобную сделку с совестью. Сделка с совестью - это подавление личности, есть сужение её границ. И напротив - укоренение нравственного начала является дорогой к расширению личности, утверждение её свободы, творческого начала и движения в сторону совершенства её духа. Называть многих субъектов элиты «личностями» невозможно именно в силу того, что они не обладают должным качеством Разума и необходимым уровнем Нравственности. Они глупы и безнравственны, но компенсируют отсутствие этих добродетелей коварством, упрямством и умением творить зло. Такие субъекты действительно всего лишь «субъекты» (индивиды), но не личности.

Элиты сговорились для того, что бы лучше подавлять инициативу масс, которая идет в разрез их собственных интересов. Разоблачая заговор элит, мы тем самым вы-

ступаем в роли адвокатов гражданского общества. Элиты сговариваются против масс, для того, чтобы они всегда оставались массами и не лезли во власть. Миф о том, что элиты заботятся о том, чтобы социальный лифт всегда работал и находился в рабочем состоянии, как раз и существует для того, чтобы скрыть от народа эгоизм элит. Заговор элит это постоянно возобновляющаяся процедура. Она сама себя всегда воспроизводит. Так, где из массы выделяется элита, непременно возникает и сам её заговор против этой массы. Без заговора (т.е. установления определенных «правил игры») ни одна элита как элита существовать не может. Любая историческая страница отражает тот или иной этап заговора элиты. Это своего рода «вещь в себе»: мы видим лишь внешнее проявление факта, но ничего не знаем о его сущности. Сущность чаще всего оказывается доступной элитам, но не массам.

Заговор элит - это самая настоящая «черная месса». Она насквозь пронизана духом правового нигилизма и аморализма властвующих субъектов. Она просто бьёт отрицательной энергетикой по всем, кто пытается в ней критически разобраться и разоблачить её заговор. Она фактически узаконивает отступление политики от морали, делает аморализм нормой поведения правящей элиты.

Сговор интересов. Элиты формируются в зависимости от потребностей своих интересов. Заговор элит устанавливает правила, по которым внутренне живут все субъекты элиты. Сговор же лишь отчасти корректирует эти общие правила, выдавливая во власть наиболее удачные ее элементы. Заговору элит всегда предшествует сговор отдельных лиц, заинтересованных в совместном получении власти. Так формируется элитная группа, обладающая потенциальной возможностью стать элитой власти. Уже на этом этапе политической элитизации они скрывают от своих конкурентов и соперников достоверную информацию о себе и стараются любой ценой заручиться симпатиями и поддержкой определенной части масс. Сговор есть отдельный элемент общего заговора элит.

У заговора элит есть свои правила. В заговоре элит принимают участи все, кто имеет хоть какое-то отношение к элите. Поскольку те, кто находится в «предэлитной зоне» стремятся попасть непосредственно в саму элиту, они тоже весьма охотно идут на сговор с действующими субъектами элит. Сговор этот напоминает собой торг, где субъекты элиты покупают лояльность будущих своих сменщиков и партнеров. И сговор этот делает всех его участников соучастниками неких преступлений (переход через некую черту / грань), уводящую их в ненормативную практику.

Но у заговора элит есть и свои положительные стороны, которые в некоторой степени оправдывают его необходимость. Заговор элит - это цивилизационно знаковое событие. Когда впервые произошел такой заговор, родилась сама идея политического устройства общества и перспектива ее государственного оформления. Сей заговор превратил дикое первобытное общество, где действовал известный принцип «война всех против всех» (Т. Гоббс) в некое подобие цивилизованного общества, в котором действует уже принцип «господства организованного меньшинства над неорганизованным большинством» (Г. Моска). Этот заговор / сговор стал той самой тайной, которая отделила впервые в истории родившуюся элиту от родившей ее массы. Поэтому заговор элит представляется как преступный сговор властвующих над подвластными.

Заговор элит представляет собой своего рода систему политических мифов. Это миф о: 1) скромности элит (то, что она существует исключительно на свои честно заработанные средства); 2) альтруизме элит (то, что элиты заботятся (пекутся) о благе масс); 3) игры в демократию (то, что элиты являются солью своей земли и совестью своего народа); 4) честность элит (то, что они не причастны к коррупционным схемам и не участвуют в контроле теневой экономики); 5) всезнайство элит (культивирование себя как творческого и образованного меньшинства, лучше всех знающих суть своей эпохи); 6) открытость публичной политики (то, что они проводят честные выборы и не ведут никаких закулисных интриг); 7) поборники правды (то, что именно они одни борются с фальсификацией истории, хотя на самом деле сами являются постоянным источником фальсификации своего времени) и т.д. Все эти сферы деятельности требуют от элит их сговора против всех.

Если бы отследить деятельность политиков по отпечаткам их пальцев, то открылась бы шокирующие подробности, о которых сами они постарались уже давно позабыть. Если бы обществу удалось создать единый мониторинг политической подлости своей элиты, то власть морально очистилась и обновилась свежими и действительно самыми лучшими представителями своего общества. Но, к сожалению, это до сих пор остается утопией.

Создание ложного образа власти через идеологические мифы (при тоталитаризме), СМИ (при авторитаризме) и РЯ-технологии (при демократии) указывает на то, что элитам есть чего скрывать и бывает нечего сказать своему обществу. В таких условиях заговор элит становится очевидным условием их существования и поведения. Заговор элит - это когда элиты скрывают от народа правду о себе; это когда они не могут сказать о себе то, чем они есть в действительности, ибо эта откровение станет их разоблачением.

Обманом является также и то, что субъекты власти (депутаты, министры, президенты) существуют исключительно на одну лишь зарплату. Пора вернуться к традиции «доброго римского права», когда не должность содержала чиновника, а сам чиновник оплачивал содержание своей должности. Современные российские чиновники, принадлежащие к высшим эшелонам власти, являются самыми состоятельными (после российских олигархов) людьми. Зачем им еще платить зарплату? На кой она им нужна?! Те, кто действительно нуждается в повышении зарплаты это повышение как раз и не получают.

Игры властей в демократию тоже относятся к числу заговорщических тем элит. Отношения с реальными демократическими институтами требуют от элиты более зрелых культурно-цивилизованных качеств, в то время как манипуляция демократическими ценностями лишь умения искусно использовать в своих интересах РЯ-технологии. Незрелая демократия как раз и позволяет элитам так себя с нею вести, при этом самим выдавать себя за демократические элиты. Так под личиной мнимой демократии они скрывают свой подлинный авторитарный характер.

Благоприятной средой для заговора элит является борьба за власть. Ни одна победа конкурирующих элитных групп не обходилась без заговора против конкурирующей стороны. Признаки заговора элит - когда власть начинает обещать невыполнимое, когда она дает массам понять, что в управлении государством (в принятии решений) может обойтись без его участия, когда для выполнения своих задач, мобилизуют массы на политическую борьбу.

Заинтересованность субъектов элит в извлечении из факта обладания властью определенных материальных и моральных выгод. Для них власть не просто источник политического бытия, но и основание для материального существования. Они извлекают из власти определенную материальную выгоду. Причем ненормативная оплата труда у них может в несколько раз превышать те официальные средства, которые они якобы получают за выполнение своей профессиональной работы. Базовым законом (правилом) заговора элит является постоянное наличие коррупции. Без коррупции ни одна власть обойтись не может. Коррупция - это тень всякой власти. Власть может публично бороться с коррупцией, но побороть её она не в состоянии. Если исключить из власти коррупцию, изменится вся ее природа.

Элитам также свойственно выдавать себя за так называемое «творческое меньшинство» и делать вид, что они трудятся над самой главной свое задачей - выражаясь языком А. Тойнби, они упорно ищут ответ на вызов своего времени и поэтому отвлекаться на какие-то иные мелочные вопросы им недосуг [9]. То, что этого вызова никто никогда не увидит и не поймет, их совершенно не смущает. Главное создать видимость активной творческой трудовой деятельности на благо всего человечества или на худой конец своего общества. Тем самым они тоже предают своей деятельности большую значимость, чем она есть на самом деле.

Заговор элит проявляется и во время выборов, когда ею фальсифицируются их итоги, в манипуляции общественного мнения, в коррупционных практиках и т.д. Выборы это не только решение вопроса, кто должен быть у рычагов власти, но и то, ка-

кой должна быть страна, что она собой представляет? Коррупция - это фактически материальное ограбление своего народа. Элиты, которые всячески скрывают и маскируют эту свою деятельность, не могут отвечать за национальные интересы своей страны. Следующий пункт - насколько мы можем доверять тому, что говорят нам о себе и о нас наши элиты? Насколько они вообще компетентны? Мы сегодня живем в очередную «эпоху глобальных перемен» - трансформации индустриального общества в постиндустриальное. В условиях информационной экспансии мы станем или свидетелями разоблачения заговора элит, или соучастниками создания нового мифа о них. Собственно говоря, разоблачения заговора элит это и есть своего рода новая политическая мифология. Поверить в искренность элит, значит, перестать верить самому себе.

Глупость и некомпетентность правящей политической элиты проявляется в её профессиональной деятельности. Если элита не может создать нормальные условия для социальной, культурной, экономической и политической жизни своего народа, то это не правильная элита. Эго даже не элита вовсе, а ее узурпаторы. Отвратительный менеджмент современной элиты в России делает ее уязвимой для критики, а страну ставит в положение государства с пониженным уровнем национальной безопасности.

Следующим важнейшим элементом заговора элит является ее патологическая тяга к фальсификации своей истории и культуры. В сущности своей фальсификация представляет собой защитную реакцию элит на свою общую неполноценность. Сокрытие истины и активная реклама мнимых достоинств и ложных достижений приводит к поддержанию позитивного парадного портрета, маскирующего подпольную деятельность элиты, в которой она себя проявляет и выглядит далеко не как элита. Было замечено, что ни одна элита в истории без фальсификации истории обойтись не смогла. Фальсификация истории - это тайный след заговора элит. Но именно в нём скрывается истина об этой элите, которая саму элиту при её жизни по понятным причинам не устраивала. Всё, что касается политического закулисья элит, подвергается цензуре, подвергается фальсификации. Это дает нам право утверждать, что ни одна политическая элита не может обойтись без фальсификации себя, и ни одна культурная элита не может пройти мимо того, чтобы не разоблачить эту фальсификацию (попросту обман).

Таким образом, заговор элит состоит из четырех базовых элемента и скрывает: 1) отсутствие элитности в элите; 2) «черный нал» элиты (её «черную кассу», подпольную финансовую деятельность); 3) ненормативные способы решения публичных проблем и 4) повышенную тягу к фальсификации своей культуры и истории. При этом следует подчеркнуть, что заговор элит - это не одномоментный (разовый) акт, а постоянно творящееся действие, напоминающее карнавал. Причем его отличие от обычных заговоров состоит в том, что заговоры чаще всего разоблачаются1, а о заговоре элит мы все догадываемся, но разоблачить его и привлечь их (заговорщиков) к судебной ответственности не можем. Все элиты всегда находились лишь под судом истории, да своей собственной совести, суд которой они редко когда принимали во внимание.

Список литературы

1. Апшн Г. К. Элитология и обществознание / Г. К. Апшн // Каспийский регион: политика, экономика, культура. - 2010. - № 4 (25). - С. 91-98.

2. Дугин А. Г. Конспирология (Наука о заговорах, сокровенных обществах и тайной войне) / А. Г. Дугин. - М. : Евразия, 2005. - 624 с.

3. Карабущенко Н. Б. Психология элит: миф или реальность (историко-психологические основания) : монография / Н. Б. Карабущенко. - Germany : Lap Lambert Academic Publishing, 2011.-251c.

1 Свидетель многих политических интриг и заговоров Н. Макиавелли замечает, что заговор «всегда сопряжен с бесчисленными трудностями и опасностями», и указывает на повсеместные неудачи: «Немало заговоров имело место, но история показывает, что лишь немногие увенчались успехом» [5].

4. Кургинян С. В. Качели. Конфликт элит - или развал России? / С. В. Кургинян. - М. : МОФ ЭТЦ, 2008. - 772 с.

5. Макиавелли Н. Государь: сочинения / Н. Макиавелли. - М. : ЭКСМО-Пресс - Харьков : Фолио, 2001. - 656 с.

6. Платон. Государство / Платон // Платон : собр. соч. : в 4 т. - М. : Мысль, 1994. - Т. 3.

7. Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Прокопий Кесарийский. - М. : Наука, 1993. - 570 с.

8. Теория заговора: тайны и сенсации / под ред. К. Такетт ; пер. с англ. И. В. Гаврилова. -М. : ФАИР-ПРЕСС, 1999. - 336 с.

9. Тойнби А. Д. Постижение истории / А. Д. Тойнби. - М. : Прогресс. Культура, 1996. -

606 с.

10. Цыганков А. П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика : учеб. пос. / А. П. Цыганков // Ин-т «Открытое о-во». - М. : Интерпракс, 1995. - 295 с.

11. Эко У. Маятник Фуко / У. Эко ; пер. с итал. Е. А. Костюкович. - СПб. : Симпозиум, 2006. - 736 с.

12. Энтин Дж. Теории заговоров и конспиративистский менталитет / Дж. Энтин // Новая и новейшая история. - 2000. - № 1.

13. Billig М. Ideology and Opinions: Studies in Rhetorical Psychology / M. Billig. - London,

1991.

14. Hofstadter R. The Paranoid Style in American Politics and other Essays / R. Hofstadter. -New York, 1965.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.