Педагогические науки
107
2. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития / В.И. Андреев. -Казань: изд-во Казанского ун-та, 1996. - 568 с.
3. Бочкарев А.И. Проектирование синергетической среды в образовании: автореф. дисс. ... докт. пед. наук / А.И. Бочкарев. - М., 2000. - С. 3-52.
4. Ворожбитова А.А. Синергетический аспект вузовского образования в свете лингвориторического подхода / А.А. Ворожбитова // Вестник высшей школы. - 1999. - № 2. - С. 22-26.
5. Герман И.А. Лингвосинергетика: монография. - Барнаул: изд-во Алтайской академии экономического права, 2000. - 168 с.
6. Добронравова И.С. Синергетика: становление нелинейного мышления / И.С. Добронравова. - Киев: «Либидь», 1990. - 217 с.
7. Игнатова В.А. Педагогические аспекты синергетики / В.А. Игнатова // Педагогика. - 2001. - № 8. - С. 26-31.
8. Климонтович Ю.Л. Проблемы статической теории самоорганизации синергетики // Философское об-во АН СССР. Сер. 2. - М., 1987.
9. Князева Е.Н. Синергетика: начала нелинейного мышления / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Общественные науки и современность. - 1993. -№ 2. - С. 38-47.
10. Пригожин И.Г. Природа, общество и новая рациональность. В поисках нового миропонимания // Философия и жизнь. - 1991. - № 7. - C. 3-19.
11. Пушкин В.Г. Кибернетический принцип саморегуляции / В.Г. Пушкин. - Л., 1974. - 227 с.
12. Щербаков А.С. Самоорганизация материи в неживой природе / А.С. Щербаков. - М.: МГУ, 1990. - 240 с.
13. Хакен Г. Синергетика: Иерархии неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах: пер. с англ. / Г. Хакен. - М.: Мир, 1985. -423 с.
ЗАГОРОДНЫЕ ЭКСКУРСИИ:
КАК УДЕРЖАТЬ ВНИМАНИЕ ГРУППЫ
© Хайретдинова Н.Э.*, Хайретдинова О.А.*
Уфимский государственный университет экономики и сервиса, г. Уфа
В статье анализируются способы преодоления кризисов внимания во время многочасовых загородных экскурсий. Описаны особенности подбора объектов показа на маршрутах, заданных трассой, и подготовки путевой информации. Рассмотрены способы привязки рассказа к придорожным объектам. Исследован вопрос о целесообразности, частот-
* Доцент кафедры «Туризм и гостеприимство», кандидат исторических наук.
* Ассистент кафедры «Туризм и гостеприимство».
108 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
ности и продолжительности пауз в речи экскурсовода во время поездок на большие расстояния.
Ключевые слова загородные экскурсии, внимание, объекты показа, паузы в экскурсии, технические средства передачи информации.
Разработка и проведение различных видов экскурсий базируются на методике, разработанной и опубликованной в 1970-е годы Центральным советом по туризму и экскурсиям ВЦСПС, точнее, группой специалистов под руководством Б.В. Емельянова [1, 2 и др.]. Эти методические положения в дальнейшем легли в основу учебников, предназначенных для подготовки новых поколений экскурсоводов [3, 4 и др.]. Казалось бы, ничего нового в экскурсионную методику не добавишь. Между тем, практика подготовки экскурсоводов ставит перед необходимостью искать ответы на вопросы, которым в учебниках и методических указаниях должное внимание не уделено. В настоящей статье описаны некоторые сходства и отличия подготовки и проведения городских и загородных экскурсий. Сразу отметим, что традиционные положения экскурсионной методики «подстроены» под городские мероприятия. Загородная специфика упоминается эпизодически, поэтому информация собиралась по крупицам. Использованы опубликованные источники и собственный опыт.
С методической точки зрения городские и загородные экскурсии имеют много общего. Последовательные действия по подготовке тех и других похожи: нужно определить цель и тему мероприятия, накопить и изучить материалы по теме, выявить объекты показа, составить текст и т.д. Методика проведения тех и других базируется на традиционных приемах показа и рассказа. Классификация по содержанию тоже сходна: загородные экскурсии подразделяют на обзорные и тематические. Обзорные загородные экскурсии касаются экономических, историко-культурных, природоведческих и др. тем, и в соответствии с ними формируются подтемы. Тематические посвящаются одной теме, и все подтемы подчиняются ей. В этом плане загородные экскурсии схожи с городскими.
Вместе с тем есть некоторые отличия. В ходе подготовки городской экскурсии разработчик сначала выявляет объекты показа и только потом по своему усмотрению, стремясь достичь цели, конструирует маршрут. В загородной экскурсии значительная часть маршрута задается трассой. Поэтому сначала необходимо изучить придорожные объекты и найти «зацепки», которые помогут раскрыть тему. Подготовка путевой информации - сложная задача, ведь загородная дорога проходит в основном через поля или леса. О них можно что-то рассказать, но на этом «материале» трудно энергично развивать тему, даже если она связана с природой.
Ценные советы по проведению загородных экскурсий дал опытный экскурсовод-методист из Санкт-Петербурга Роман Зубатин в статье «Некоторые размышления о методике проведения экскурсий» [5]. С одной стороны,
Педагогические науки
109
Роман Анатольевич советует: «Методически правильно показать и рассказать экскурсантам все то, что они видят по обе стороны дороги». С другой -рекомендует запасаться знаниями и упорством [5, с. 5-6]. Действительно, по обе стороны дороги экскурсанты могут долгое время видеть однообразный пейзаж, описывать который на всем пути следования нет смысла. Зато можно занять внимание экскурсантов историями, связанными с местами, мелькающими за окнами транспорта.
В упомянутой статье приведен фрагмент авторского текста загородной искусствоведческой экскурсии (по местам жизни и деятельности деятелей культуры) на небольшом участке дороги от Солнечногорска до Клина. Текст полезно внимательно изучить, чтобы понять, как филигранно можно привязать вид за окном автобуса к теме мероприятия. Сам текст мы приводить не будем (он опубликован), но поделимся выводами.
Первое. В данном случае речь идет об искусствоведческой экскурсии, но за окном туристы видят отнюдь не музеи или памятники, поэтому автор не исключает художественное описание природы. Он задает повествованию романтичный тон и подводит к мысли, что среднерусские пейзажи во все времена были источником вдохновения.
Второе. Экскурсовод не нарушает главное правило профессии - он все время что-то показывает. И неважно, что в поле зрения оказываются лишь тропинки да рощицы. С ними связана жизнь великих людей. И рассказ превращает осмотр в интересное для экскурсантов занятие.
Конечно, Подмосковье может гордиться изобилием усадеб известных представителей культуры, чего не скажешь о большинстве регионов. Так ведь и экскурсии планируются, исходя из имеющегося потенциала. Они не обязательно должны посвящаться жизни и деятельности прославленных соотечественников. Целью экскурсии может быть, к примеру, знакомство экскурсантов с историческими событиями или природой.
В Башкирии можно проработать темы многонациональности населения республики; бытовых и религиозных традиций башкир; Крестьянской войны 1773-1775 годов; Октябрьской революции и гражданской войны; трудового подвига народа во время Великой Отечественной войны. Можно вооружиться биологическими и географическими знаниями и в доступной форме с приведением интересных фактов проанализировать особенности рельефа, флоры и фауны, влияния на жизнь человека климата. Целесообразно делать занимательный обзор топонимов. Объектами показа могут быть постройки вдоль дороги. Требуется уточнить, когда и с какой целью строились эти объекты, и они тоже будут способствовать раскрытию темы. История есть и у самой дороги, поэтому нелишней становится информация о времени ее появления, упоминаниях в литературе или об эксплуатации трассы в прошлом и настоящем. Для обзорной экскурсии можно и нужно собрать комплексную информацию.
110 ПРИОРИТЕТНЫЕ НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ: ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ
Привязка к тропинкам, взгорьям или рощам на трассе требует тщательной проработки информационных источников. Это большая исследовательская задача. Но чем сложнее задача, тем больше авторитет и удовлетворение автора, достигшего результата.
Заботясь о внимании группы, не следует забывать о технических средствах передачи информации, например, аудиогидах, или фонограммах. Их часто используют туристы, изучающие объекты самостоятельно (аудиофрагменты нумеруются и привязываются к схеме маршрута). При наличии экскурсовода аудиогид тоже используется, например, для музыкального сопровождения эмоциональных фрагментов рассказа или озвучивания воспоминаний участников событий. Во время длительных переездов большую помощь также оказывает телеаппаратура [6, с. 89].
Чрезвычайно важен вопрос о целесообразности пауз в речи экскурсовода. В загородной экскурсии многое зависит от расстояния между начальным и конечным пунктами. Если это расстояние преодолевается максимум за час-полтора, экскурсовод может позволить себе незначительные перерывы (а лучше их вовсе не делать). Но конечный пункт может оказаться на значительном расстоянии, которое преодолевается за 5-6 и более часов. Говорить столько времени сложно. Кроме того, столько времени сложно слушать. Чрезмерная активность экскурсовода утомляет группу и снижает ее внимание. Поэтому перерывы неизбежны. На длинных маршрутах рекомендуются 15-минутные паузы после каждого академического часа. К перерывам следует отнести остановки, в том числе санитарные. Иногда целесообразно совершать небольшие прогулки. В методических рекомендациях Центрального совета по туризму и экскурсиям говорится, что в загородной поездке необходимо делать остановки через каждые 50 км на 2-3 мин. без выхода из автобуса и через 100-150 км на 8-10 мин. с выходом из автобуса [2, с. 6].
Возможны и более длительные перерывы, если, например, на пути следования находятся объекты, достойные более детального ознакомления, чем беглый осмотр из окна автобуса (такие экскурсии, причем не только автобусные, но и конные, практикуют санатории Республики Башкортостан [7, с. 86-87]).
Еще одной проблемой является обратный путь по тому же маршруту. В этом вопросе многое зависит от инициативы экскурсовода. Формально экскурсовод может ограничиться информационным сопровождением на пути в одну сторону. Действительно, группа, получив определенный объем знаний и впечатлений, нуждается в отдыхе. Но полное расслабление на обратном пути приемлемо на коротких маршрутах. Многочасовое возвращение без экскурсионной «встряски» становится утомительным. Есть разные способы занять внимание экскурсантов. Оптимально, если информация распределена так, чтобы и для обратного пути остался нужный объем интересных сведений. Скажем, по дороге в одну сторону экскурсовод раскрывает запланированные подтемы, пропуская объекты, посредством которых можно раскрыть другие подтемы на обратном пути.
Педагогические науки
111
Еще один способ поддержки внимания - анимационная программа. Можно придумать конкурсы, викторины (хорошо, если они привязаны к теме экскурсии). Конечно, анимация лучше срабатывает с детской аудиторией. Но это не значит, что взрослая публика предпочитает путевую скуку.
Это лишь часть нюансов, определяющих качество организации загородной экскурсии. Мы надеемся на отклик опытных экскурсоводов и дальнейший обмен опытом.
Список использованной литературы:
1. Подготовка и проведение экскурсий: методические рекомендации [Электронный ресурс] / Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. - М.: Центральн. рекламно-информ. бюро «Турист», 1974. - Режим доступа: http://www.skitalets.ru (дата обращения: 02.08.2012).
2. Требования к методической разработке экскурсии: методические рекомендации / Центральный совет по туризму и экскурсиям ВЦСПС. - М.: Центральн. рекламно-информ. бюро «Турист», 1979. - 24 с.
3. Емельянов Б.В. Экскурсоведение: учебник / Б.В. Емельянов. - М.: Советский спорт, 2007. - 216 с.
4. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: учебное пособие для бакалавров и магистров / Г.П. Долженко. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 308 с.
5. Зубатин Р. Некоторые размышления о методике проведения экскурсий / Р. Зубатин // МИР экскурсий. - 2008. - № 5. - С. 5-11.
6. Зарипова Д.Ф. К вопросу о проведении загородных экскурсий для иностранных гостей / Д.Ф. Зарипова // Туризм: гостеприимство, спорт, индустрия питания: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Сочи: РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2015. - С. 87-89.
7. Хизбуллина Р. З. Организация экскурсионного обслуживания в санаторно-курортных учреждениях Республики Башкортостан / Р.З. Хизбуллина, А.Ф. Хисамутдинова // Вестник БИСТ. Уфа. - 2013. - № 1. - С. 86-88.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ
© Харисова А.Ф.*
Российская академия образования, г. Москва
В статье обосновывается проблема формирования гражданской идентичности у обучающихся и раскрываются принципы.
Ключевые слова: гражданская идентичность, этнокультура, образование, принципы.
Аспирант.