Научная статья на тему 'Заглавия в поэтическом пространстве З. Н. Гиппиус: структурно-компонентный и грамматический аспекты'

Заглавия в поэтическом пространстве З. Н. Гиппиус: структурно-компонентный и грамматический аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
227
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГЛАВИЯ / СУБТЕКСТЫ / ТЕКСТЫ-ПРИМИТИВЫ / МЕНТАЛЬНЫЕ МИНИКОНСТРУКТЫ / ЯЗЫКОВОЕ / АВТОРСКОЕ СОЗНАНИЕ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ / СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / THE AUTHOR'S LANGUAGE CONSCIOUSNESS / TITLES / SUBTEXTS / PRIMITIVE TEXTS / MENTAL MINI-CONSTRUCTIONS / PECULIARITIES OF GRAMMAR / STRUCTURAL COMPOSITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Данилова Ю. Ю.

В данной статье рассмотрены заглавия стихотворений З. Н. Гиппиус в нескольких ракурсах: с точки зрения морфологической выраженности, структурно-компонентной организации, пунктуационного оформления. Основное положение статьи: заглавия лингвоментальные единицы, ментальные миниконструкты, которые обладают относительной самостоятельностью и являются одним из ведущих способов репрезентации авторского языкового сознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The titles in the poetic space of Z.N. Gippius: structural and component and grammar aspects

The article is a linguistic analysis on the titles of Z.N. Gippius's poems. The analysis has been carried out from the following angles: according to their morphological arrangement, structural composition and from the viewpoint of their punctuation. The principle of the article is: titles are linguistic-mental units, mental mini-constructions, possessing a relative independence and they are one of leading methods of the representation of the author's language consciousness.

Текст научной работы на тему «Заглавия в поэтическом пространстве З. Н. Гиппиус: структурно-компонентный и грамматический аспекты»

УДК 482

ЗАГЛАВИЯ В ПОЭТИЧЕСКОМ ПРОСРАНСТВЕ З. Н. ГИППИУС: СТРУКТУРНО-КОМПОНЕНТНЫЙ И ГРАММАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ

© Ю. Ю. Данилова

Елабужский государственный педагогический университет Россия, Республика Татарстан, г. Елабуга, 423600, ул. Казанская, S9.

Тел./факс: +7 (S3337) 4 13 61.

E-mail: [email protected]

В данной статье рассмотрены заглавия стихотворений З. Н. Гиппиус в нескольких ракурсах: с точки зрения морфологической выраженности, структурно-компонентной организации, пунктуационного оформления. Основное положение статьи: заглавия — лингвоментальные единицы, ментальные миниконструкты, которые обладают

относительной самостоятельностью и являются одним из ведущих способов репрезентации авторского языкового сознания.

Ключевые слова: заглавия, субтексты, тексты-примитивы, ментальные

миниконструкты, языковое авторское сознание, грамматические особенности, структурнокомпонентная организация.

В данной статье мы поставили цель провести морфолого-структурный анализ заглавий стихотворных текстов З. Н. Гиппиус, поэта, язык которого исследован лингвистами, на наш взгляд, совершенно недостаточно. Это обусловлено в первую очередь тем, что по вполне понятным причинам ее имя достаточно долгое время практически не упоминалось в научной литературе и зачастую ограничивалось сноской «и др.». Отметим, в последние годы интерес к творчеству и жизнедеятельности З. Н. Гиппиус особенно возрос, поэтому в отечественном языкознании имеют место исследования, касающиеся различных аспектов творчества художника слова. Тем не менее в большинстве своем подобного рода работы носят литературоведческий, религиозно-философский, историко-культурологический характер, или их авторы ограничиваются отдельными наблюдениями, следовательно, они зачастую не представляют собой целостной лингвистической картины особенностей художественного мастерства З. Н. Гиппиус [1-6].

Специфика художественного наследия З. Н. Гиппиус в лингво-функциональном аспекте, тем более в плане структурном, морфолого-граммати-ческом, учеными специально не исследовалась (хотя нельзя отказать в актуальности и приоритетности вопросам, обозначенным в данном ряде диссертационных работ). Поэтому вполне логично, что угол нашего зрения направлен на исследование многомерного лингвоментального существования З. Н. Гиппиус в целом и заглавий как ментальных миниконструктов, текстов-примитивов в плане лингвистических классификационных категорий - в частности.

Следует заострить внимание на том, что практически все (за малым исключением) поэтические тексты автора имеют заглавия (вспомним, к примеру, что в большинстве случаев у М. Лермонтова,

М. Цветаевой, С. Есенина, А. Блока названия стихотворений отсутствуют, в качестве таковых выступают обычно первые стихотворные строки). Более того, отметим, что З. Гиппиус уделяет самое серьезное внимание как семантической насыщенности, так и языковому оформлениию заглавий к своим произведениям.

Учитывая опыт предшествующих исследований [4,7], мы рассматриваем заглавия в контексте понятия «тексты-примитивы» как целостную языковую единицу, являющуюся названием конкретного текста, выражающую в конденсированной форме его основное содержание, организующую цельность и связность художественного произведения и в условиях своего непосредственного положения (сильная позиция, предваряющая текст) выступающую в качестве пресуппозиции.

Стихотворное заглавие, на наш взгляд, это своего рода мини-зеркало языкового авторского сознания, которое позволяет постичь глубинные значения, закодированные в названии художественного произведения, в понимании его структурной целостности и завершенности, то есть текстовое пространство, определяющее, в конечном счете, лингвоментальность поэта [8].

В этом плане заглавие представляется как самодостаточный однофразовый текст-субтекст, следовательно, заглавие является не только важнейшим структурным компонентом текста, но самостоятельной структурной единицей (хотя, конечно, абсолютной независимостью от контекста в плане семантической и структурной организации текстового пространства заглавие не обладает). Данный факт позволяет не ограничиваться только морфо-лого-грамматическими показателями заглавия, но и выделить его наиболее типичные структурно-компонентные характеристики.

Заглавия с точки зрения своего морфологического выражения в поэзии З. Н. Гиппиус весьма разнообразны. В первую очередь, все заглавия можно разделить в соответствии с традиционной частеречной классификацией на две группы - номинативные и релятивные.

В состав первой входит лексико-грамматический класс имен существительных - Посвящение, Отрада, Пыль, Лестница, Стук, Пьявки, Электричество, Нелюбовь, Мережи, Женскость, Звездо-убийца, Сложности, Прорезы, Лягушка, Возня, Перебои, Земле и т.д., представляющих большинство, что вполне закономерно и обусловлено их основной функцией - номинативной.

Отдельную группу в данном разделе составляют субстантивы, которые также в роли заглавий представлены в немалом количестве: Женское, Черненькому, Неотступное, Вечноженственное, Горное, Красноглазое, Отрывочное, Крылатое, Тройное, Рыдательное и др. Семантическая и функциональная нагрузка подобных заглавий определенно усложняется: наряду с номинативной появляется функция качественной, дополнительной характеристики носителя признака. На наш взгляд, вполне уместным кажется наличие в данном случае прагматической функции, то есть подобного рода заглавия используются автором как средство формирования у читателя определенного эмоционального состояния и создания соответствующего отношения к рассматриваемым реалиям.

В качестве названий поэтических текстов также имеют место глаголы: Иметь, Берегись..., Прошла, Завяжи, Вспоминаю, Сбудется и пр. Количественное соотношение данных грамматических единиц достаточно высокое, они придают заглавиям, да и самим стихотворным текстам, особенный колорит и смысловую заостренность, а также подчеркивают стиль писателя, основными чертами которого являются действие, динамизм, постоянное движение.

Наречия и адвербиализованные конструкции также функционируют в качестве заглавий поэтических текстов З. Н. Гиппиус: Никогда, Между, Сызнова, Переменно, ма, ЛетомНеразнимчато, Непоправимо, Втайне, Здесь, Рано?, До и т.п. Специфику данных единиц составляют семантические коннотации, вызванные содержанием в них качественно-обстоятельственной оценки, что приводит читателя к ощущению отсутствия логических ограничений представленного значения.

Следующую группу составляют местоимения, среди которых превалирует разряд личных местоимений (Они, Она, Ему, Он, Тебе, Свое, Ты и пр.), что, несомненно, свидетельствует об особенностях ментального восприятия поэтом действительности и принципов бытия: в центре поэтического миро-

устройства Гиппиус «я» лирического субъекта, его отношения, его настроения, его эмоции. Вообще, поэтическое гиппиусовское пространство можно обозначить как антропоцентрическое, где «эго» -точка отсчета и «соединение всех начал» одновременно.

Встречается в качестве заглавий и лексикограмматический класс числительных: Две, Двое, Обе и т. п., среди которых выделяются и особо оформленные числительные, такие, как 13, 16, 14 декабря, 1917, 8 ноября и т.п. Хотя число их довольно ограничено, тем не менее такие заглавия отличаются особой функциональной значимостью, а тексты проникнуты особенной поэтикой. Отметим, что числа вообще в поэтическом сознании Гиппиус зачастую наделяются ценностными характеристиками - трансцендентностью, непостижимостью, в некотором смысле и абсолютным началом, определяющими линии судеб человеческих.

Вторая группа представлена релятивными частями речи - предлогами, союзами, частицами: Пока, Нет, Пусть, Если, О: и т.п. Естественно, что релятивов в качестве заглавий ограниченное количество, тем не менее это ничуть не умаляет их значимость. В связи с этим подчеркнем нашу позицию относительно признания или непризнания служебных слов лексико-грамматическим классом: мы считаем и предлоги, и союзы, и частицы полновесными «частицами речи», возражая тезисам типа «незначимые», «неглавные» части речи, «вспомогательные слова» и т.д. Уже сам факт функционирования релятивных слов в роли стихотворных заглавий свидетельствует об их семантико-функцио-нальной нагрузке.

Следует отметить, что зачастую З. Н. Гиппиус экспериментирует с формой слова. Если это существительные, то они находятся в форме косвенных падежей (Земле, К пруду, В гостиной, Банальностям, Над забвеньем и др.), или изменения происходят в категории числа: существительные, чаще абстрактные, для которых предпочтительна соотносительная форма единственного числа (а некоторые из них - з^и1апа 1апШш), употребляются в форме множественного числа (Победы, Слова и молчанья и пр.). Если это глаголы, то автором изменена временная форма или наклонение, в качестве дополнительных характеристик, конкретизирующих семантическое наполнение, выступают категории рода и лица и т.п., более того, эти глаголы, как правило, являются грамматической основой односоставных, эллиптических или контекстуально неполных предложений (Липнет, Тише!, Боятся, Прошла, Смотрю, Шел... и д.п.). Это, несомненно, является особенностью художественного авторского идиостиля.

Заглавия, проанализированные нами в морфологическом аспекте (с точки зрения грамматической принадлежности), мы рассматривали и в аспекте их структурной организации.

Заглавия в структурном отношении также отличаются своим разнообразием и отражаются в поэтических текстах З. Н. Гиппиус весьма своеобразно. Они обычно выражены однословно: Мученица, Числа, Противоречия, Ничего, Опустошение, Богиня, Сообщники, Пауки, Петухи, Победы, Перебои, Малинка, Довольно, Псалмопевцу, Тщета, Пробуждение, Предел, Опять и т. п. Здесь же в качестве отдельной можно выделить группу примеров, представляющую собой сочетание «слово + релятивная часть речи», хотя по сути своей это всего лишь грамматическая форма одного слова, репрезентированная смешанным, синтетическим и аналитическим одновременно способом выражения грамматического значения: К пруду, Не знаю, О другом, О вере, В гостиной, К Ней, В черту, До дна, У порога, Без оправданья, На Сергиевской, За копьями, С варевом, В новой и пр. Отметим, однако, что для Гиппиус большое значение имеет и сама форма слова, которая служит не столько способом выражения грамматического значения, сколько формой существования предметного мира и отражает свойства обозначенных объектов и их отношения с другими реалиями окружающей действительности.

Широко представлены заглавия, по структуре своей соответствующие словосочетанию, причем с разными видами связи - сочинительной и подчинительной. Сочинительные словосочетания в качестве заглавий представлены в ограниченном количестве: Страх и смерть, Луна и туман, Зеленое, желтое и голубое, Овен и Стрелец, Там и здесь, Тогда и опять, Слова и молчания, Прежде. Теперь и др. Группа заглавий, выраженная подчинительными сочетаниями слов, имеет довольно широкий спектр своего функционирования. Более того, в контексте поэтического пространства З. Гиппиус встречаются все способы подчинительной связи - согласование (Апельсинные цветы, Час третий, Росное имя, Тяжелый снег, Серое платьице и т.д.), управление (Надпись на книге, На поле чести, Стихи о луне, Тема для стихотворения, Тоске времен, Сад двух, Страны уныния и др.) и примыкание (Идущий мимо, Всё кругом, Быть может, Прогулка вдвоем и пр.).

Отдельную группу представляют заглавия, с точки зрения структурных признаков которые соответствуют предложениям, поскольку отличаются предикативностью, модальностью и относительной смысловой законченностью. Привлекает внимание разнообразие структурно-организационных особенностей заглавий, свойственных характерным

синтаксическим признакам предложений. Таким образом, заглавия-предложения различаются по цели высказывания: повествовательные (Иди за мной, Любовь — одна, Берегись., Часы стоят и т.д.), побудительные (Знайте!, Тише! и пр.) и вопросительные (Истина или счастье?, Не здесь ли?, Успокойся?, Когда?, Где он? и т.п.); по эмоциональной окраске: восклицательные (Свет! и др.) и невосклицательные (Не будем как солнце, А потом..? Есть речи... и т.д.); по строению предикативной основы: односоставные (Иди за мной, Тише!, «Говори о радостном», Свет! и т.д.) и двусоставные (Любовь — одна, Ты любишь?, Что есть грех?, Кто он?, Есть речи... и др.); по структуре и семантике: полные (Три сына — три сердца, Истина — счастье?, Не будем как солнце, Знайте! и т. п.) и неполные, чаще - контекстуально неполные (Берегись., Оттуда?, За что? и др.) и эллиптические (Он — ей, Где он? и пр.).

Следует отметить еще одну особенность структурно-композиционной организации заглавий: речь идет о пунктуационных характеристиках текстов-примитивов поэтических произведений З. Н. Гиппиус. Как известно, названия стихотворений никакими знаками препинания не завершаются (не фиксируются). У Гиппиус же есть несколько случаев использования в заглавиях пунктуационных знаков. Прежде всего это двоеточие, тире, восклицательный и вопросительный знаки: Ты:, Боль:, О:, На — крест, Он — ей, Ты любишь?, Истина или счастье?, А потом..? и т.п.

Таким образом, заглавия поэтических текстов

З. Н. Гиппиус наряду с семантически-концептуаль-ным наполнением и морфолого-грамматическим выражением отличаются разнообразием использования автором языковых средств, приемов и способов их структурно-композиционного оформления. Отметим, однако, что в поэтическом идиолекте Гиппиус в наименовании текстов преобладают однословные заглавия или ограничивающиеся синтаксической формой словосочетания. Это, на наш взгляд, связано с общей тенденцией художественной манеры поэта к аналитизму, лаконичности, что «делает» заглавие семантически более сжатым и емким.

Таким образом, даже поверхностный анализ (структурный, морфологический, композиционнопунктуационный и т. д. в совокупности) стихотворных заглавий позволяет сделать вывод о том, что З.

Н. Гиппиус - поэт с уникальным видением мира, с тонкой духовной организацией, с чутким ментальным мировосприятием, поэт, неординарно мыслящий и умеющий всем комплексом художественных средств и приемов продемонстрировать это своеобразие языковым оформлением и смысловыраже-нием как стихотворных текстов в целом, так и их

заглавий в частности. При этом первые представляют собой макросистемы, вторые - минисистемы, которые постоянно пересекаются на различных языковых уровнях, что в итоге приводит нас к пониманию художественного текста как своеобразной формы выражения лингвоментального континуума.

В данной работе мы ограничились замечаниями относительно морфологической выраженности и структурных особенностей заглавий. Большой научный интерес представляет также аспект композиционного моделирования самих заглавий как достаточно сложной системы. Имеются в виду своего рода мини-циклы Гиппиус в контексте общепринятого понятия «лирический цикл», состоящие из сегментов, оформленные следующим образом:

Два сонета Южные стихи Стихи о луне

I. Спасение 1. За что? 1. Пятно

II. Нить 2. Лягушка 2. Стена

3. Жара

4. Дождь

Более того, особо следует отметить случаи, когда автором не выработана специальная, четкая композиционная организация стихотворных текстов в художественно-цикловом пространстве, однако проявляется некоторая специфика в их структурировании: встречаются текстовые названия,

представляющие собой языковые минисистемы, составные части которых - смысловые фрагменты - позволяют осмыслить значимость, содержание, смысл этих фрагментов, установить глубинные связи части и целого, получить наиболее полную лингвистическую концептуальную картину. К таковым минисистемам, на наш взгляд, относятся заглавия Числа и 13; Ничего и Опустошение; Ночью и Днем; Может быть и Не бывает и т. п. Можно у Гиппиус найти и примеры идентичных заглавий текстов, следующих друг за другом (например, Она и Она), при детальном анализе контекстов которых выявляется один и тот же объект авторского исследования (в данном случае - душа), в результате чего обнаруживается диаметрально противоположное логико-понятийное и эмоционально-оценочное на-

полнение. Одним словом, эта область композиционных свойств заглавий в поэзии З. Н. Гиппиус актуальна и претендует на дальнейшее самостоятельное исследование.

Таким образом, лингвистический анализ заглавий как субтекстов позволяет сделать следующие выводы: поэтические тексты З. Н. Гиппиус как уникальные функционально-эстетические системы обладают целым рядом отличительных черт; в их числе выполнение в стихотворном тексте функций смысловыражения одновременно разноуровневыми единицами языка и их особая текстовая организация, которые вносят элементы художественной интриги, вовлекая читателя в смысловое поле и языковую игру. Мы можем заметить, что, возможно, это является одним из проявлений поэтического прагматизма. Говоря по-иному, в заглавиях З.

H. Гиппиус осуществляет особый тип поэтической номинации, которой свойственен и особый вид языковой энергии - поэтической энергии.

ЛИТЕРАТУРА

I. Алексеев К. В. Дилогия З. Н. Гиппиус (романы «Чертова кукла» и «Роман-царевич») в контексте развития русского социально-политического романа XIX - начала XX века: дис. ... канд. филол. наук. М., 2004. - 169 с.

2. Архипова О. Ю. З. Н. Гиппиус: поэзия как «текст культуры»: дис. ... канд. филол. наук. Горно-Алтайск, 2004. -190 с.

3. Криволапова Е. М. Литературное творчество З.Н. Гиппиус конца XIX - XX века (1893 - 1904 гг.): религиозно-философские аспекты: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003. -230 с.

4. Орлова М. В. Литературная критика З.Н. Гиппиус (К вопросу об эстетических позициях): дис. ... канд. филол. наук. Коломна, 2006. - 233 с.

5. Чистова М. В. Концепт андрогина в жизнетворчестве З.Н. Гиппиус: дис. ... канд. культурологических наук. Кострома, 2004. - 188 с.

6. Яцуга Т. Е. Ключевые концепты и их вербализация в аспекте регулятивности в поэтических текстах З.Гиппиус. Томск, 2006. - 299 с.

7. Вежбицкая А. Семантические примитивы. М., 1983. - 269 с.

8. Данилова Ю. Ю. // III Международные Бодуэновские чтения: И.А. Бодуэн де Куртенэ и современные проблемы теоретического и прикладного языкознания. Казань: Казан. гос. ун-т, 2006. Т.1. С. 211-214.

Поступила в редакцию 23.03.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.