Научная статья на тему 'ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КАМНЕЙ (к 200-летию Ф.М. Достоевского)'

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КАМНЕЙ (к 200-летию Ф.М. Достоевского) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
162
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КАМНЕЙ (к 200-летию Ф.М. Достоевского)»

6. Тюрин А.М. Отбитый нос Сфинкса и хронология средневекового Египта. - http: //supernovum.ru/ public/index.php?doc=172 Supernovum.ru http://supernovum.ru/

7. Тюрин А.М. Датирование рукотворных объектов из камня по скорости геологических процессов. - http://supernovum.ru/public/index.php?doc=173 Supernovum.ru http: //supernovum.ru/

ЗАГАДОЧНЫЙ МИР КАМНЕЙ (к 200-летию Ф.М. Достоевского)

© 2012 г. О.Д. Смилевец

Саратовский государственный технический университет

Достоевский и геология... Темы на первый взгляд не совместимые, но автору, геологу по профессии, хотелось бы внести скромное дополнение в анализ творчества великого писателя именно с точки зрения геологии.

Еще будучи студентом геологического факультета Саратовского университета, изучая биографию Достоевского и его творчество, я обратил внимание на следующие два обстоятельства и пытался установить связь между ними. Во-первых, обучаясь в главном инженерном училище, среди множества точных наук и технических дисциплин великий писатель изучал геологию и минералогию, экзамен по которым держал 14 декабря 1843 года. Во-вторых, служба Ф.М. Достоевского в линейном батальоне проходила в г. Семипалатинске, входившем тогда в Алтайский округ. Здесь у него появились знакомства среди горных инженеров. И еще один заинтересовавший меня факт. Привожу цитату из "Братьев Карамазовых" : "Свежая и тихая до неподвижности ночь облегла землю. Белые башни и золотые главы собора сверкали на яхонтовом небе <.. .> Тишина земная как бы сливалась с небесною, тайна земная соприкасалась со звездною. Алёша стоял, смотрел и вдруг как подкошенный повергся на землю" (14, 328). Читая этот отрывок, мало, наверное, кто задумывается над сочетанием слов "яхонтовое небо". Яхонт - древнерусское название рубина ("яхонт червончат"). Что это? Ошибка великого писателя или какой-то определенный смысл, знак? Ночное небо рубинового цвета? Но если копнуть глубже, то найдем давно уже забытое и малоизвестное современным геологам второе определение яхонта - "яхонт синь", что означает: сапфир - камень синего цвета. Значит, небо было синего цвета! Данная информация является как бы отправной точкой в моем исследовании на тему о том, как изучение геологии и минералогии отразилось в творчестве Ф.М. Достоевского.

Из книг по минералогии, которыми пользовался Ф.М. Достоевский во время учебы в инженерном училище, на данный момент удалось разыскать только три. Это труды известного российского ученого-минералога Василия Севергина, которые, с точки зрения современных знаний о геологии, представляют очень серьезный вклад в науку, т.к. содержат подробное описание нескольких сотен минералов и характеристику геолого-минералогических провинций. Кроме того, в 1819 году в переводе академика В.М. Севергина в Санкт-Петербурге вышли книги "Естественной истории" Кая Плиния старшего, жившего в первом столетии нашей эры в Римской империи. Книги Плиния наряду с фантастическими домыслами, суевериями и анекдотами содержат много данных о камнях и их магических свойствах. Есть все основания утверждать, что при малом количестве отечественных трудов по геологии и минералогии преподаватели рекомендовали слушателям обращаться к томам "Естественной истории" Плиния, из которых и Ф.М. Достоевский мог получить сведения о свойствах различных камней, использованные им при написании своих произведений.

В 1845 году вышел в свет первый роман Ф.М. Достоевского "Бедные люди", в котором можно найти три геологических термина, всего же в различных вариантах (для характеристики бытовых ситуаций) они упоминают 22 раза. О хорошем знании автором магических свойств различных камней свидетельствует следующий отрывок: "Ради бога, бегите сейчас к брильянтщику. Скажите ему, что серьги с жемчугом и изумрудами делать не нужно" (1, 104). Здесь обращает на себя внимание отказ Вареньки Доброселовой от серег с изумрудами, которые ей предлагал вначале ее "благодетель", а потом отказал в них. Изумруд - это камень, охраняющий юношей и девушек от разврата и защищающий целомудрие, из чего следует предполагать, что у Вареньки не будет никакой защиты перед наступающей жизнью.

В последних романах и повестях, написанных до 1849 года - "Двойник", "Роман в девяти письмах", "Ползунков", "Слабое сердце", "Чужая жена и муж под кроватью", "Честный двор", "Ёлка и свадьба", "Белые ночи", "Неточка Незванова", "Маленький герой", термины, относящиеся к геологии, мы встречаем только в метафорах ("золотое сердце", "слезинка-жемчужина", "хрустальная слезинка", "серебряный голос" и т.д.). Таким образом, можно утверждать, что в ранних произведениях Ф.М. Достоевского, написанных до 1849 года, геологические и минералогические термины употребляются крайне редко.

В марте 1854 года Достоевский попадает в Семипалатинск, где у него появляется много знакомств среди горных инженеров, служащих в Алтайском горном округе. А какой горный инженер, ведающий разработками полезных ископаемых, да тем более в таком уникальном геологическом регионе, как Алтай, откажет себе в удовольствии иметь несколько примечательных образцов минералов и горных пород, которыми можно похвалиться перед гостем?! Так, вероятно, было и при встречах Достоевского с геологами, на что указывают исследования В.Ф. Гришаева.

В 1859 году Достоевский начинает писать роман "Село Степанчиково и его обитатели". В романе в 10 случаях употребляются непосредственно геологические термины "минералогия", "золотая россыпь", "белый мрамор" и т.д., и в 23 случаях термины употребляются как метафоры: "золотая ручка", "золотое сердечко", "золотое время" и т.д. Так, Сергей Александрович, повествователь романа, сообщает своему дяде С.Я. Ростаневу о том, что он изучал "минералогию". Здесь автор как бы характеризует Сергея Александровича - его усидчивость, терпение и багаж знаний, поскольку минералогия требует всех этих качеств плюс знание химии, кристаллографии, физики и геологии. О минералогии упоминается также в повести "Крокодил. Необыкновенное событие, или Пассаж в Пассаже". Из недр крокодила Иван Матвеевич произносит фразу: "Ученые, поэты, философы, заезжие минералоги, государственные мужи после утренней беседы со мной будут посещать по вечерам ее салон" (5, 195). Следует отметить, что минералоги входят в список "образованнейших людей столицы", с которыми хотел бы вести беседы герой повести. В следующем монологе Иван Матвеевич говорит: "Прожить же надеюсь по крайней мере тысячу лет, если справедливо, что по стольку лет живут крокодилы, о чем, благо напомнил, справься завтра же в какой-нибудь естественной истории (выделено мною - О.С.) и сообщи мне, ибо я мог ошибиться, смешав крокодила с каким-нибудь другим ископаемым" (5, 198). Есть все основания утверждать, что в данной цитате подразумевается одна из 37 книг "Естественной истории" Кая Плиния старшего, по которым учился Ф.М. Достоевский и где он мог получить данные о палеонтологии, изучающей по ископаемым остаткам организмов историю прошлых геологических эпох. Известно, что Фёдор Михайлович в момент работы над повестью вел полемику с журналом "Русское слово" по поводу статьи историка А.П. Щапова "О влиянии гор и моря на характер поселений", в которой большое значение придается

географической среде. Эта полемика могла потребовать от писателя вновь обратиться к "Естественной истории" Плиния, где также затрагивались интересующие его вопросы.

Одно из самык известных произведений Ф.М. Достоевского - роман "Преступление и наказание". Здесь можно найти восемь геологических терминов; всего же в различных вариантах, большей частью при описании быгтовыгх ситуаций, геологические термины упоминают 20 раз. Постараемся проанализировать их. В главе VI части первой находим: "<...> у него были две вещи, годные к закладу: старые отцовские серебряные часы и маленькое колечко с тремя какими-то красными камешками, подаренное ему при прощании сестрой на память" (6, 52-53). Обратим внимание на "колечко с тремя какими-то красными камешками". Писатель не конкретизирует, какие это именно камешки, а акцентирует внимание на их окраске и количестве. Читая роман, мы понимаем, что цвет красных камешков есть предвестье неизбежного пролития крови, а цифра "три" соответствует первым трем жертвам -старухе-процентщице и ее беременной племяннице Лизавете. Что же это за три красныгх камешка? В геологической литературе и книгах по ювелирному делу отмечается, что в украшениях нередко применяют сочетание желтого цвета с красным, и предлагается наиболее часто встречаемый вариант - золото с рубином. То есть мы с большой степенью достоверности можем утверждать, что, акцентируя наше внимание на этом кольце, Ф.М. Достоевский имел в виду кольцо с рубином. Рубин - алый прозрачный камень, порой ценившийся на Востоке выше алмаза. Его главное мистическое свойство - рождать влечение к великому. Вместе с тем ему свойственно усиливать природную жестокость, и, слившись со злым от природы человеком, он превращает того в злого и рокового демона. Некоторые из описанныгх черт свойственны и Родиону Раскольникову, в тот момент владевшему этим кольцом. На этом примере мы можем убедиться, как, используя на первый взгляд такие мелкие "дополнительные" средства, писатель открывает новые грани мира своих героев.

Рассмотрим другой пример. В главе III части четвертой описаны переживания Петра Петровича Лужина по поводу его объяснения с Дунечкой - он не выдал им "тысячи полторы на приданое, да на подарки, на коробочки там разные, несессеры, сердолики, материи и на всю эту дрянь от Кнопа да из английского магазина.". В данной цитате упоминается камень сердолик. Лужин желал, чтобы этот камень в виде какого-то украшения был у Дуни Раскольниковой. И в этом примере, как и везде у Достоевского, все имеет глубокий, скрытый смысл и подтекст. Сердолик - тонковолокнистая разновидность кварца оранжево-темно-красного и ярко-буро-желтого цветов. Он предохраняет от споров и ссор, регулирует у женщин кровь, усмиряет лихорадки и нервные болезни, однако главное предназначение этого камня - хранить человека от злых чар и молний. Вообще он считается чрезвычайно счастливым и оздоравливающим камнем и способен ограничить опасную растрату сил. Как видно из перечисленных свойств камня, Лужин не зря остановил свой выбор на сердолике для Авдотьи Романовны (так как знал о "худой молве", следующей за его избранницей). Сердолик, по его мнению, мог бы избавить ее от некоторых скверных черт.

В 1861-1862 годах вышел в свет роман "Записки из Мертвого дома", в котором упоминаются в девяти случаях названия минералов и раскрывается процесс их обработки. В романе находим упоминание о том, что "арестанты обжигали и толкли алебастр". Обратившись к геологическому словарю, находим такое определение: "Алебастр - продукт, получаемый при умеренном обжиге природного гипса. Иногда алебастром называют зернистый гипс, что неправильно". Из этого определения следует, что Достоевский допустил небольшую ошибку в описании производственного процесса. Следовало бы написать: "обжигали гипс и толкли алебастр". К этому можно добавить, что при небольших объемах обжига мастерская работала на местном сырье. Значит, где-то рядом, в окрестностях Ом-

ского острога, располагалось месторождение гипса. Находим и упоминание о процессе обжига кирпичей: "Кирпичный завод находился от крепости верстах в трех или четырех <.. .> надо было накопать и вывести глину, наносить самому воду, самому вытоптать глину в глиномятной яме <.. .> иные ходили туда даже с некоторою охотою: место было открытое, привольное, на берегу Иртыша" (4, 178). По обстановке осадконакопления данные глины относятся к аллювиальным, речным. При ремонтных работах в острожной больнице использовалась "вохра" (охра - в современной транскрипции). Охра - минерал, имеющий желтую природную окраску, представленную глинистыми частицами и лимонитом, которым слагаются озерно-болотные руды. Таким образом, можно высказать предположение, что Достоевский в своем романе косвенно, возможно, сам того не предполагая, охарактеризовал геологическую обстановку места своего пребывания. По геологической карте окрестностей Омска можно получить подтверждение этой догадке.

В романе "Идиот" находим только пять названий минералов и горных пород - алмаз (бриллиант), жемчуг, золото, изумруды и мрамор, которые в общей сложности упоминаются 33 раза. В главе 15 части первой этого романа мы встречаем такое описание внешнего вида Парфёна Рогожина: "Костюм его был совершенно давешний, кроме совсем нового шелкового шарфа на шее, ярко-зеленого с красным с огромною бриллиантовою булавкой, изображавшею жука, и массивного бриллиантового перстня на грязном пальце правой руки". Еще вчера Парфён Рогожин не имел ни копейки за душой, а сегодня, разбогатев, купил, удовлетворяя свою широкую, разгульную натуру, бриллиантовые брошь и перстень. По поверьям древних, алмаз дарует добродетель, мужество и победу, но на руке преступника действует против него. Он никогда не приносит пользу тому, кто сам его купил. И еще одна небольшая деталь - в качестве талисмана бриллиант носят на левой руке, а из отрывка становится ясно, что бриллиантовые украшения Парфён Рогожин купил сам, причем перстень надел на правую руку. Можно сделать вывод о том, что фигура Рогожина изначально трагическая, впереди его ждут большие несчастья. Так что и здесь мы встречаем небольшую черточку, характеризующую героя романа через применение геологических терминов и характеристик.

Теперь перейдем к главной героине романа - Настасье Филипповне. Из главы 4 можно привести цитату о подарках для нее: "Известно было, что генерал приготовил ко дню рождения Настасьи Филипповны от себя в подарок удивительный жемчуг, стоивший огромной суммы." Использование Ф.М. Достоевским жемчуга в качестве подарка для Настасьи Филипповны не случайно. Тут опять есть скрытый смысл. Как известно, жемчуг считается несчастливой драгоценностью. Он приносит владельцу слезы, утраты иллюзий и надежд. Он тускнеет и "умирает" от контакта с человеческим телом. Женщине, потерявшей чистоту, дарят драгоценность белого цвета, который сам по себе олицетворяет у христиан чистоту и невинность, тогда как жемчуг приносит несчастье и имеет тенденцию к умиранию. Не известно, знал ли об этом генерал, но Достоевский вновь изумительно точен в деталях. Уже в начале чтения романа можно предположить, что и Настасье Филипповне предстоит пройти через большие несчастья и разочарования с возможным трагическим концом.

Обратимся теперь к одному из самых значительных произведений Ф.М. Достоевского "Братья Карамазовы". В романе в 26 случаях употребляются непосредственно геологические термины (такие, как недра, мрамор, геологический переворот, золотые прииски, дымчатый топаз и т.д.), и в 67 случаях термины употребляются как метафоры. Следует вновь подчеркнуть, что Достоевский не только знал свойства камней, но придерживался убежде-

ния, что различным житейским ситуациям должен соответствовать определенный камень. Обратим внимание на описание черта, который явился к Ивану Карамазову: "На среднем пальце правой руки красовался массивный золотой перстень с недорогим опалом". В данной ситуации опал характеризует совсем особенные качества его владельца. С древних времен считается, что опал имеет прямое отношение ко лжи. Он приводит владельца к черной магии и отдает его во власть сатаны. Так что с первого взгляда можно судить о связи посетителя Ивана Карамазова с нечистой силой. Или другой пример. У судебного следователя Николая Парфёновича Нелюдова во время допроса в Мокром Дмитрий Карамазов замечает на пальцах правой руки три перстня. "Мите же вдруг, он помнил это, ужасно любопытны стали его большие перстни, один аметистовый, а другой какой-то ярко-желтый, прозрачный и такого прекрасного блеска.

- Да, вот этот.. .вот на среднем пальце, с жилочками, какой это камень? - как-то раздражительно, словно упрямый ребенок, настаивал Митя.

- Это дымчатый топаз, - улыбался Николай Парфёнович".

Итак, у нас три драгоценных камня, среди которых ярко-желтый дымчатый топаз и аметист. По третьему камню никаких описаний в тексте не приводится - вероятно, писатель большим числом перстней хотел показать тщеславие и снобизм их владельца. Нелю-дов - это молодой человек, всего как два месяца приехавший в Скотопригоньевск из Петербурга. С виду он был маленького роста, слабого и нежного сложения. Когда же он исполнял свою должность, то становился необыкновенно важен, как бы до святыни понимая свое значение и свои обязанности. Как видим, это типичная характеристика человека, приехавшего искать "своё место под солнцем", стремящегося сделать себе имя и карьеру, самолюбивого, с большим самомнением и к тому же не очень сильного здоровьем. Камни в его перстнях именно для таких людей. Топаз, по поверьям, помогает снискать благосклонность начальства, приносит богатство. Его влияние позволяет увидеть намерение врага, разгадать недоброжелателей и подсказывает вариант и совет в делах, он укрощает ярость и успокаивает страсти, дарует мужчинам мудрость. Служит амулетом для отправляющихся в дальний путь, исцеляет астму, подагру, бессонницу. Аметист приносит удачу в охоте и спортивных состязаниях. Охраняет от пьянства. Приносит покой и благо, успокаивает нервные расстройства, улаживает распри.

Мы еще раз можем убедиться в том, насколько полно Достоевский проработал характеры своих героев, даже не первостепенных, используя при этом маленькие штрихи, на которые неподготовленный читатель может не обратить внимание.

Оставаясь в пределах моего исследования, считаю мотивированными и обоснованными следующие положения.

1. Ф.М. Достоевский хорошо знал основы важнейших геологических наук - геологии и минералогии, о чем свидетельствует предложенный и далеко не полный анализ его произведений.

2. Пребывание великого писателя в ссылке, служба в Семипалатинске, встречи с горными инженерами, служащими на Алтае, отразились в его дальнейшем творчестве, что доказывается также и достаточно широким введением в романы геолого-минералогической информации (описание минералов, драгоценностей, геологических процессов).

3. Минералы и горные породы, использованные для описаний различных черт характеров героев и ситуаций, несут в романе большую смысловую нагрузку. Фёдор Михайлович прекрасно знал магические свойства минералов и использовал их в своих произведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.