Научная статья на тему 'Загадки южнокитайской династии Поздняя Лян'

Загадки южнокитайской династии Поздняя Лян Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
449
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHINA / HISTORY / LATE LIANG DYNASTY / PUZZLES / ИСТОРИЯ / ДИНАСТИЯ ПОЗДНЯЯ ЛЯН / ЗАГАДКИ / КИТАЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Загадки южнокитайской династии Поздняя Лян»

М.Е. Кравцова

СПб ГУ

Загадки южнокитайской династии Поздняя Лян

В III-VI вв. на территории Китая существовало, как известно, множество различных государственных образований (династий-чао ^ и царств-го И), и все они, даже самые кратковременные и маломощные, так или и иначе фигурируют в источниках и в научной литературе. Единственным исключением является южнокитайская династия Поздняя Лян (Хоу Лян ШШ, 555-587; другие названия - Западная Лян, Си Лян ШШ [23, с. 94] и Северная Лян, Бэй Лян ^Ш [2, с. 150]). О такой династии умалчивается и в Лян шу ШШ («Книга [об эпохе/династии] Лян» / «История [династии] Лян», далее ЛШ), и в Нань ши («История Южных [династий]» / «История Юга», далее НШ) - официальных историографических сочинениях («ди-настийные истории», чжэн ши Ш^.), посвященных династии Лян Ш (502-557) и всем южнокитайским государствам периода Южных и Северных династий (Нань-бэй-чао ИЬВД, 420-579) соответственно. Напомню, что работу над ЛШ начал историк Яо Ча ШШ (533-606), служивший при дворе последней южнокитайской династии Чэнь № (557-589; его жизнеописание см. в [22, т. 2, гл. 27, с. 348-354]), а завершил его сын - Яо Сы-лян ШШЖ (?-637; см. [14, т. 13, гл. 102, с. 3978-3979; 18, т. 8, гл. 73, с. 2592-2593]). Сохранились сведения, что они использовали внушительное число анналистических и историографических сочинений VI в., в т.ч. Лян ши Ш

(«История [династии] Лян», 58 глав-цзюаней) Сюй Тина Лян шу (49 цзюа-ней) Се У [11, т. 1, с. 1; 21, с. 99]. Перед составителем НШ - Ли Янь-шоу Щ (618?-678?, см. [14, т. 13, гл. 102, с. 3985-3986; 18, т. 8, гл. 73, с. 2600-2601]), завершившим работу над этим сочинением к 659 г., стояла задача компенсировать лакуны, имевшиеся, по мнению историков того времени, в уже созданных дина-стийных историях [4, с. 48-49; 12, т. 1, с. 2; 21, с. 115-116]. Он тоже использовал наработки и сочинения своего отца - Ли Дай-ши (кон. VI - нач.'УП в.), а за

композиционный образец принял Ши цзи («Исторические записи» / «Записки историка») Сыма Цяня ^ЩМ (145-87/86 гг. до н.э.). Однако состоящая только из двух разделов - «Основные записи» (Бэнь цзи ФЙЕ) и «Жизнеописания» (Ле-чжуань ЩЩ), НШ по содержанию откровенно вторит соответствующим разделам из чжэн ши, посвященным южнокитайским династиям (начиная с династии Лю Сун Ш'М, 420-479). Следовательно, есть все основания полагать, что в обоих названных памятниках запечатлены взгляды на исторические события и отдельных лиц, присущие «южной» историографической традиции. Неудивительно, что во многих работах по истории Китая и непосредственно Нань-бэй-чао о Поздней Лян тоже не упоминается (напр., [5; 10; 13; 17]). Вместе с тем есть и немало изданий, в которых она внесена в список южнокитайских государств (напр., [3, с. 38; 9, т. 2, с. 421; 23, с. 94]) и приведена хронологическая таблица её правителей (в т.ч. [1, с. 862; 2, с. 150]). В попытке разобраться в этом противоречии логично обратиться к образу Сяо Ча (519-563), считающегося основателем и первым монархом Поздней Лян (Сюань-хуан-ди ж^ф, прав. 555-562). Выясняется, что о нём, но исключительно как о принце крови, под титулом Юэян-ван (Юэянский принц/князь), неоднократно упоминается в ЛШ и НШ, прежде всего в жизнеописаниях Сяо И Ж»?

© Кравцова М.Е., 2011

107

(508-555) - третьего монарха династии Лян (Юань-ди жф, прав. 552-555) [11, т. 1, гл. 5; 12, т. 1, гл. 8, с. 234-246], и Хэдунского принца (Хэдун-ван МЖ1) Сяо Юя Ж Щ [11, т. 3, гл. 55, с. 829-830; 12, т. 5, гл. 53, с. 1314-1315]. Правда, в НШ оговаривается, что он самовольно провозгласил себя «царём Лян» (Лян-ван [12, т. 1, гл. 8, с. 235]. О Сяо Ча как о «царе Лян» упоминается и в Чэнь шу («Книга [об эпохе/династии] Чэнь» / «История [династии] Чэнь»), тоже составленной Яо Ча. В жизнеописании второго монарха Чэнь (Чэнь Цянь ЩШ, Вэнь-ди ^ф, прав. 560-566), в записях о третьем годе правления под девизом Тянь-цзя ^Ш (560-566), сообщается о смерти Сяо Ча и о воцарении его сына (подробно см. далее), но без каких-либо подробностей о том, что представляло собой их владение [22, т. 1, гл. 3, с. 55]. В отличие от «южных» династийных историй, достаточно пространное жизнеописание Сяо Ча присутствует в Чжоу шу ДШ («Книга [об эпохе/династии Северная] Чжоу» / «История [династии Северная] Чжоу», далее - ЧШ) - сочинении о династии Северная Чжоу (Бэй Чжоу ^ЬД, 557-581), возникшей в результате переворота, осуществлённого кланом Юйвэнь ^^ в государстве Западное Вэй (Си Вэй ШШ, 534556), которое, в свою очередь, образовалось после распада тобийской державы Северная / Тоба Вэй (Бэй/Тоба Вэй ^Ь/ЙШШ, 386-534). Однако и здесь монарший статус Сяо Ча никак не оговаривается ни в названии соответствующего раздела [20, т. 3, гл. 48, с. 859-860], ни в традиционной преамбуле, начинающейся с его имени: «Сяо Ча, второе имя Ли-сунь ШШ, уроженец Ланьлина М^». Важно, что ЧШ, созданная в 636 г., следует, подобно ЛШ, предшествующей, но на этот раз «северной» историографической традиции. Её составитель Линху-дэфэнь ФШШЖ (583-666) был выходцем из племенной знати народности дэфэнь ШЖ, обитавшей на территории совр. пров. Шэньси и ещё в середине VI в. принявшей строну клана Юйвэнь. В дальнейшем его дед и отец служили при дворе империи Суй Ш (581-618), сам он вошёл в окружение Ли Юаня ^^ (566-635), будущего основателя (Гао-цзу ДШ, прав. 618-626) империи Тан Й (618-906), и достиг наивысшего карьерного успеха при Ли Ши-мине ^Щй (599-649, Тай-цзун Жж, прав. 626-649), по личной рекомендации которого и был включён в коллектив историков (под руководством Фан Сюань-лина Ш^Ш, 579-645), работавших над составлением и редактированием чжэн ши предшествующих династий [14, т. 13, гл. 102, с. 3981-3982; 18, т. 8, гл. 73, с. 2596; 20, т. 1, с. 2]. Линху-дэфэнь также широко использовал более ранние сочинения, в т.ч. «Чжоу цзи» ДЙЕ («Записи [о династии] Чжоу») Ню Хуна ^ Ц (1-я пол. VI в.) [21, с. 113].

Впервые о Поздней Лян (с употреблением именно такого названия) сказано в «Бэй ши» («История северных [династий]» / «История Севера», далее - БШ) -ещё одном труде Ли Янь-шоу, посвящённом всем государствам, существовавшим в ГУ-Ш вв. в Северном Китае. Однако указанный раздел (где присутствует и очередная версия жизнеописания Сяо Ча [8, т. 10, гл. 93, с. 3086-3088]) помещён в главу «Цзянь-вэй ле-чжуань» ШЩЩЩ («Жизнеописания узурпаторов»), в которой содержатся сведения о «северных» государствах (из списка «16 царств») IV в. [там же, с. 3061-3100]. То есть, признавая факт существования Поздней Лян, Ли Янь-шоу отказывал ей в легитимности и, более того, причислял не к южнокитайским династиям, а к «северным» царствам-го.

Несмотря на указанные противоречия, а также многочисленные расхождения в деталях, во всех перечисленных сочинениях воспроизведён в целом общий сюжет. Сяо Ча был внуком основателя династии Лян - Сяо Яня Ж® (464549, император У-ди ЙФ, прав. 502-549) и третьим сыном первенца и наследника последнего - Сяо Туна ЖШ (наследный принц Чжао-мин, Чжао-мин-тай-цзы ИВДЖ^, 501-531). По уверению БШ [8, т. 10, гл. 93, с. 3086], он пользовался особыми любовью и доверием деда, который назначил его в 547 г. (в первый год под девизом Чжун-да-тун Ф^й) на пост губернатора (цы-ши $№)

108

приграничной провинции Юнчжоу (на границе совр. пров. Хэнань и Хубэй [19, с. 33-34]), бывшей важнейшим военно-стратегическим пунктом империи Лян (равно как и предшествующих ей южнокитайских империй), граничащим с Тоба Вэй и затем с Западным Вэй. Понятно, что там располагалось и одно из самых боеспособных воинских подразделений Лян. Приблизительно через два года аналогичное назначение получил старший брат Сяо Ча - упоминавшийся ранее Хэдунский принц Сяо Юй (второй сын Сяо Туна), возглавивший провинцию Сянчжоу Ш^'Н (на территории совр. пров. Хунань). Оба брата подчинялись своему дяде (будущему императору Юань-ди) - Сяо И (7-й сын императора У-ди и единоутробный брат Сяо Туна), носившему в то время титул Цзиньаньского принца (Цзиньань-ван Кроме

поста губернатора ещё одной южной провинции Цзинчжоу Ж^'Н (большая часть совр. пров. Хубэй), он обладал полномочиями генерала-инспектора (ду-ду ставившими его над руководителями местных провинций [11, т. 1, гл. 5, с. 113]). Такой статус делал его потенциальным лидером клана Сяо после трагических событий 549-550 гг.: мятежа генерала Хоу Цзина (503-552), захватившего в апреле 549 г. столицу Лян - Цзянькан ШШ (на месте совр. г. Нанкина, пров. Цзянсу), заточения императора У-ди (умер предположительно в середине июня голодной смертью) и возведения на трон официального на тот момент наследника престола - Сяо Гана ЖЯ (503-551, император Цзянь-вэнь-ди прав. 549-551). Но вместо

создания коалиции в регионе среднего течения Янцзы вспыхнула братоубийственная борьба (подробно см. также [6, гл. 7; 7; 10, с. 417-429; 17, с. 154-156]). По версии ЛШ и НШ [11, т. 1. гл. 5, с. 113-114; 12, т. 1, гл. 8, с. 234-235], её истинными инициаторами стали Сяо Ча и Сяо Юй, замыслившие заговор против Цзиньаньского принца, о чем того тайно уведомил один из бывших свитских Сяо Туна. Участие в этом заговоре Сяо Ча было особенно опасным, так как за время пребывания в Юн-чжоу он успел установить сепаратные дружеские отношения с Юйвэнь Таем ^^^ (507-556), реальным правителем Западного Вэй, и мог получить его поддержку. Возможно, поэтому Сяо И нанес первый удар по Сяо Юю. Сяо Юй сопротивлялся почти год, но потерпел полное поражение (в июне 550 г.) и был казнён прямо на поле боя (его голову отослали в ставку Сяо И, который всё же счел уместным совершить над ней обряд погребения [11, т. 3, гл. 55, с. 830; 12, т. 5, гл. 53, с. 13141315]). Гражданская война, во время которой Сяо И расправился с ещё несколькими своими родственниками, продолжалась до февраля 551 г. Сяо Ча, судя по всему, воздерживался от активного участия в ней, не отозвавшись даже на просьбу о помощи родного брата. Но гибель последнего сделала его лютым врагом Цзиньаньско-го принца [20, т. 3, гл. 48, с. 857] и, добавлю от себя, подтолкнула к дальнейшему сближению с властями Западного Вэй. Между тем военные действия перешли в новую фазу. Весной 551 г. Хоу Цзин, предупреждая готовящийся поход на Цзянькан, выслал армию против Сяо И. На этот раз военная удача оказалась на стороне принцев Сяо, продвигавшихся всё ближе к столице. В начале октября того же года Хоу Цзин низложил и затем приказал убить Сяо Гана (вместе с ним погибли все его 12 сыновей) и возвёл на престол малолетнего принца (внука Сяо Туна) [11, т.1, гл. 4, с. 108]. В начале следующего года, сместив и его, он провозгласил собственную династию - Хань Щ [11, т. 3, гл. 56, с. 859]. Ещё через 2 месяца (в марте 552 г.) к Цзянькану подошли два воинских соединения под командованием лучших полководцев Сяо И - Ван Сэн-бяня (?-555) и Чэнь Ба-сяня ШШ^ (503-559), будущего основателя династии Чэнь. 28 апреля 552 г. Цзянькан в очередной раз пал, Хоу Цзин бежал на восток и, в конце концов, был убит своими же соратниками. Эти события привели к новому обострению распрей среди принцев Сяо. Едва узнав о взятии столицы и гибели Сяо Гана, императором объявил себя 8-й сын У-ди - Улин-ский принц (Улин-ван Сяо Цзи Ж&Е, генерал-губернатор провинции Ичжоу М'Н (на территории совр. пров. Сычуань) [11, т. 3, гл. 55, с. 829-830; 12, т. 5, гл. 54,

109

с. 1328-1331]. Сяо И потребовался почти целый год, чтобы устранить неожиданного конкурента. Его коронация состоялась только в декабре 552 г., причём не в столице, а в административном центре Цзинчжоу - г. Цзянлине Хотя Сяо И признан полноценным монархом Лян, в действительности под его властью находилась небольшая территория - площадью, по некоторым данным, менее тысячи кв. км и с населением около 30 тыс. семей. Во всех остальных районах Юга хозяйничали местные властители, нередко просто шайки бандитов. Главная же для Сяо И угроза исходила от Западного Вэй. Используя конфликт между ним и Сяо Ча, вэйская армия оккупировала большую часть Сычуани, создав там плацдарм для наступления на Цзинчжоу. По версии БШ и ЧШ, «царём Лян» Сяо Ча объявил Юйвэнь Тая ещё в начале 554 г., и уже в таком статусе тот принял участие в походе на Цзинчжоу, состоявшемся в конце того же года [8, т. 10, гл. 93, с. 8088; 20, т. 3, гл. 48, с. 859]. Сяо И погиб, более 100 тыс. человек были угнаны в плен. Сяо Ча был назначен Юйвэнем правителем Цзинчжоу и получил титул правителя-чжу ^ династии Лян.

Понятно, что для «южан» Сяо Ча выглядел предателем и мятежником, лично повинным в смерти законного монарха и в скорой гибели династии Лян. Однако и отношение к нему «северян» явно было неоднозначным, что и нашло, думается, отражение в ЧШ. Дело в том, что в феврале 555 г., Сяо Ча самочинно провозгласил себя императором (хуанди ^.ф) Лян [8, т. 10, гл. 93, с. 8088; 20, т. 3, гл. 48, с. 859], т.е. формально отказался от каких-либо суверенных обязательств по отношению к Западному Вэй. Неизвестно, чем бы могла обернуться для него такая «самостоятельность», если бы не изменение политической ситуации на Севере. После смерти Юйвэнь Тая бразды правления оказались в руках его племянника -Юйвэнь Ху (Цзиньский герцог, Цзинь-гун [8, т. 7, гл. 57, с. 2060-

2067; 20, т. 1, гл. 11, с. 165-177]. Именно он низверг государя тобийских кровей и провозгласил династию Чжоу, но затем последовательно сместил и двух государей из клана Юйвэнь - Юйвэнь Цзюэ (Сяо-минь-ди ФШф, прав. 557) и Юйвэнь Юя (Мин-ди ВДф, прав. 577-560). Только в 572 г. третий ставленник Юйвэнь Ху - Юйвэнь Юн (У-ди Йф, прав. 561-578) смог устранить всемогущего регента [8, т. 7, гл. 57, с. 2066; 20, т. 1, гл. 11, с. 167]. Одновременно после покорения второго государства, возникшего из осколков Северного Вэй -Северного Ци (Бэй Ци ^ЬЩ, 550-557), власти Чжоу были вынуждены вести постоянные боевые действия против соседних кочевых народностей. Кроме того, и сам Сяо Ча, вопреки недавнему политическому демаршу, на деле продолжал сохранять лояльность (или её видимость) властям Северного Чжоу.

После семи-/ восьмилетнего царствования Сяо Ча ему наследовали вначале его сын Сяо Куй ЖЙ (Сяо-мин-диФЩф, прав. 562-585), затем внук - Сяо Цун (Сяо-цзин-ди ^^ф, прав. 585-587), о которых также достаточно подробно говорится в БШ и ЧШ [8, т. 10, гл. 93, с. 3090-3093; 20, т. 3, гл. 48, с. 862-866]. Последний добровольно перешёл на сторону властей империи Суй при завоевании Юга, получив от них аристократический титул Цзюй-гун Ж^. Оговаривается также, что Сяо Цун дожил до воцарения Ян Гуана ШШ (569-518, Ян-хуанди ф, прав. 605-618) и неизменно находился у него в фаворе.

Новые подробности в историю семейства Сяо Ча и Поздней Лян вносит Суй шу ШШ («Книга [об эпохе/династии] Суй» / «История [династии] Суй», далее - СШ). Оказывается, внучка Сяо Ча и дочь Сяо Куя стала супругой Ян Гуана и императрицей Суй - Сяо-хуанхоу Ж^Й. В её жизнеописании [15, т. 4, гл. 36, с. 1111-1113] подробно говорится об этом браке - благодаря желанию основателя династии Суй -Ян Цзяня ШШ (Вэнь-ди ^ф, прав. 581-618) ввести в гарем его старшего сына «красавицу с Юга». И о том, как «принцесса дома Лян» настолько очаровала семейство Ян своей внешностью, добродетелями, образованностью и умелостью в женских искусствах, что Ян Цзянь лично настоял на возведении её в статус старшей

110

супруги наследного принца. Так Сяо Куй превратился в одного из «внешних родственников» августейшего клана Суй. Его жизнеописание и пространный рассказ о «правителях Лян» введены в соответствующий раздел (Вай ци ^ЬД) Суй шу [15, т. 6, гл. 79, с. 1791-1793]. Дополнительные детали приведены и в описании завершения существования Поздней Лян. Готовя наступление на Юг, но стремясь при этом избежать военного конфликта со столь почитаемым сродственником, Ян Цзянь пригласил Сяо Цуна осенью 587 г. посетить свой двор. И пока брат супруги наследного принца наслаждался гостеприимством, его государство было захвачено суйской армией. В качестве компенсации Сяо Цуну был дарован, наряду с аристократическим титулом, почётный титул «столп государства» (чжу-го йй) [15, т. 6, гл. 79, с. 1793]. Мать двух старших сыновей Ян Гуана - Чжао И, наследного принца Юань-дэ (Юань-дэ-тай-цзы ЖШЖ^), скончавшегося от болезни в 606 г. (во второй год под девизом Да-е ^М, 605-618), и Жэнь-аня ^^ (Янь-ван Тань погибше-

го в 16 лет [15, т. 5, гл. 59, с. 1435-1436, 1438], императрица Сяо была возведена в сан хуанхоу сразу же после воцарения своего супруга [15, т. 1, гл. 3, с. 62]. Судя по материалам жизнеописания последнего [там же, гл. 3-4], она не играла сколько-нибудь заметной роли в дворцовой и политической жизни страны. Но и это не уберегло её от монаршего гнева и казни (точная дата не указана). Важно, что её убийство ставится в СШ в отдельную вину Ян Гуану [15, т. 4, гл. 36, с. 1113]. Вырисовывается логическая цепочка: акцентируя достоинства правителей Поздней Лян (о которых повествуется в подчёркнуто уважительном тоне), авторы СШ подчёркивали благородство происхождения и добродетели императрицы Сяо, и чем привлекательнее выглядит её образ, тем страшнее оказывается злодеяние Ян Гуана.

Завершающие штрихи в историографию Поздней Лян внёс Сыма Гуан (1019-1086). В главах Цзы чжи тун цзянь Й^пЖЖ («Всепроницающее зерцало, управлению помогающее»), повествующих о событиях второй половины VI в. [16, т. 11, гл. 166-176], он кратко повторяет сведения о Сяо Ча (называя его, правда, Сяо Юй, т.е. явно путая со старшим братом [там же, гл. 166, с. 2125]) и его преемниках из ЧШ, БШ и СШ. Но здесь эти сведения вписаны в общее повествование так, что у читателя создаётся впечатление не просто историчности Поздней Лян, но и её особой политической привлекательности. Подчёркивается прямая линия преемственности верховной власти - от Сяо Ча к Сяо Кую и затем к Сяо Цуну [там же, гл. 168, с. 5222, гл. 176, с. 5428], что выглядит поистине уникальным прецедентом на фоне постоянных для Ш-У[ вв. дворцовых переворотов и указывает на удивительную стабильность местного правящего режима. В результате Поздняя Лян оказывается своего рода «оазисом благополучия» среди царившего на Юге во второй половине VI в. хаоса. Не исключено, что такая её идеализация, развивавшая трактовки, данные в СШ, вновь преследовала определённую идеологическую цель, на этот раз - показать возможность «мудрого правления» даже в условиях глобального историко-политического кризиса.

Итак, Поздняя Лян в действительности представляла собой в лучшем случае карликовое (в масштабах Китая) владение, занимавшее крайне незначительное место в истории Китая второй половины VI в. Её «превращение» в самостоятельное государственное образование служит наглядным примером механизма переосмысления в китайской историографии национальных историко-политических реалий.

Литература

1. Духовная культура Китая. Энциклопедия в пяти томах. Т. 4: Историческая мысль, политическая и правовая культура. М., 2009.

2. Концевич Л.Р. Хронология стран Восточной и Центральной Азии. М., 2010.

3. Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китайский этнос на пороге средних веков. М., 1979.

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.