Научная статья на тему 'Задушевное воспитание: серия популярных очерков, лекций и статей издательства Вольфа'

Задушевное воспитание: серия популярных очерков, лекций и статей издательства Вольфа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
#Ученичество
Область наук
Ключевые слова
детская литература / журнал для детей / «Задушевное слово» / М. О. Вольф / С. Ф. Либрович / children's literature / magazine for children / "Soulful Word" / Bolesław Maurycy Wolff / Zygmunt Librowicz

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ромашина Е. Ю.

В статье рассмотрено одно из приложений к детскому журналу «Задушевное слово» (1876-1918) серия очерков, статей, лекций, адресованных родителям маленьких читателей. Брошюры «Задушевного воспитания» выходили в свет с 1909 по 1917 г., всего 44 выпуска. В качестве приложения к статье предлагается каталог серии, составленный автором.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

‘Heart-to-heart education’: a series of popular essays, lectures and articles from Wolff publishing house

The article examines one of the supplements to the children's magazine "Heart-toHeart Word" (1876-1918) a series of essays, articles, and lectures addressed to parents of young readers. The booklets of "Heart-to-Heart Education" were published from 1909 to 1917, 44 issues in total. As an appendix to the article, a catalog of the series compiled by the author is offered.

Текст научной работы на тему «Задушевное воспитание: серия популярных очерков, лекций и статей издательства Вольфа»

#Ученичество. 2024. Вып. 2. С. 10-19. #Apprenticeship. 2024. Issue 2. P. 10-19.

Научная статья УДК 82-93_ (47+57) Р

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-10-19

ЗАДУШЕВНОЕ ВОСПИТАНИЕ: СЕРИЯ ПОПУЛЯРНЫХ ОЧЕРКОВ, ЛЕКЦИЙ И СТАТЕЙ ИЗДАТЕЛЬСТВА ВОЛЬФА

доктор педагогических наук, профессор Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого Тула, Россия katerinro@yandex.ru

Аннотация: В статье рассмотрено одно из приложений к детскому журналу «Задушевное слово» (1876-1918) - серия очерков, статей, лекций, адресованных родителям маленьких читателей. Брошюры «Задушевного воспитания» выходили в свет с 1909 по 1917 г., всего 44 выпуска. В качестве приложения к статье предлагается каталог серии, составленный автором.

Ключевые слова: детская литература, журнал для детей, «Задушевное слово», М. О. Вольф, С. Ф. Либрович

Ромашина Екатерина Юрьевна

Scientific Article UDC 82-93_ (47+57) Р

https://doi.org/10.22405/2949-1061-2024-2-10-19

'HEART-TO-HEART EDUCATION': A SERIES OF POPULAR ESSAYS, LECTURES AND ARTICLES FROM WOLFF PUBLISHING HOUSE

Romashina Dr. of Sc. (Education), Prof

. Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University, Ekaterina Yurievna Tuk, Russia_

Abstract.: The article examines one of the supplements to the children's magazine "Heart-to-Heart Word" (1876-1918) - a series of essays, articles, and lectures addressed to parents of young readers. The booklets of "Heart-to-Heart Education" were published from 1909 to 1917, 44 issues in total. As an appendix to the article, a catalog of the series compiled by the author is offered.

Keywords: children's literature, magazine for children, "Soulful Word", Boleslaw Maurycy Wolff, Zygmunt Librowicz

© Ромашина Е. Ю., 2024 © Romashina E. Yu., 2024

Избрав однажды литературу для детей и юношества в качестве своей «специальности», издатель и книготорговец Маврикий Осипович Вольф (18251883), следовал этому направлению неукоснительно. Поле его профессиональной деятельности в этой сфере было весьма разнообразным: хорошо известны не только изданные книги, но и периодические издания, прежде всего, журнал «Задушевное слово». На всем протяжении своего существования (с ноября 1876 по июнь 1919 г.) издание отличалось выпуском множества бесплатных приложений:

«Детские моды», «Русская библиотека Вольфа», «Календарь для учащихся», «Библиотека полезных знаний», настольные игры, цветные картины и т. д. Безусловно, большое количество дополнительных материалов делало журнал особо привлекательным для публики.

Первоначальная программа издания предполагала 48 выпусков в год, каждый по «16 страниц в 4 д. л. с черными и крашеными рисунками», в первую субботу месяца предполагалось публиковать отдел для детей от 5 до 8 лет, во вторую - от 8 до 12 лет, в третью - старше 12 лет и в четвертую - для семейного чтения. Однако уже в марте 1878 г. Вольф писал, что «по независимым от редакции и издательства обстоятельствам, №№ "Задушевного слова" не могли выходить аккуратно в прошедшем 1877 году», и теперь журнал будет выходить не в четырех, а в двух частях: для детей от 5 до 10 лет и для юношества [3]. Но, отказавшись от раздела, ориентированного на взрослых читателей, Вольф не оставил идею педагогического наставления родителей.

Уже в 1877 г. каждом номере журнала имелся «Листок для воспитателей», который представлял собой краткий пересказ всех опубликованных текстов и методические советы взрослому, занимающемуся с ребенком:

«Котофей Иванович. Народная сказка о коте, жене его лисице и смешной рассказ о том, как они напугали медведя и волка».

«И я учусь! ... упражнения дать прежде несколько раз списать, заставить подчеркнуть, какие буквы на какие изменяются, и затем заставить писать несколько раз под диктовку» [7, с. 10-11].

В период с 1881 по 1883 г. в делах издательства случилась заминка, связанная с болезнью и смертью его основателя. В 1882 г. оно поменяло форму собственности и превратилось в Торгово-промышленное товарищество, пайщиками которого стали жена Маврикия Вольфа Леония Августовна (урожденная Глюкберг), его сыновья Александр, Евгений, Людвиг и племянник Юзеф (Осип).

В 1884 г. был возобновлен регулярный выпуск журнала - начала выходить новая серия «Задушевного слова». В ней появился «целый ряд новых отделов, имевших целью сделать журнал возможно интересным и отвечающим всем справедливым педагогическим требованиям» [5, с. 5]. «Листок для воспитателей» получил название «Педагогический листок», в 1902 г. появилось приложение к нему - «Книжки Педагогического листка "Задушевного слова"» [9], на рекламных страницах журнала их перечень значился как «Педагогическая библиотечка» (рис. 1 и 2).

Рис. 1. Устав первого русского детского майского союза. СПб., 1903.

Рис. 2. Рейх М. Новейшие учебные столы. СПб. 1904.

В 1909 г. параллельно стала выходить еще одна серия брошюр - «Задушевное воспитание: собрание популярных очерков, лекций и статей по педагогическим вопросам под редакцией Виктора Русакова». Эти две линейки изданий «пересекались» по авторам и темам, имели одинаковый объем и очень похожее оформление (рис. 3 и 4).

Рис. 3. Соваж Л. Нравственность, как предмет обучения. СПб., 1908. (Педагогическая библиотека «Задушевного слова»).

Рис. 4. Павловцев Г. Память и ее воспитание. СПб., 1910. (Задушевное воспитание).

Пока невозможно сказать, чем было вызвано такое дублирование функций. Возможно, причина кроется во взаимоотношениях и противоречиях внутри издательства. Мы не знаем, кто и как подбирал тематику «книжек Педагогического листка», а вот у новой серии имелся общий редактор - Виктор Русаков, он же Сигизмунд Феликсович Либрович, с 1875 г. личный помощник Маврикия Вольфа и бессменный секретарь правления фирмы вплоть до 1918 г.

Новый проект издательства был анонсирован в журнале следующим образом: «"Задушевное воспитание" ставит себе целью в небольших книжках, принадлежащих перу русских и иностранных авторов, знакомить широкие круги интеллигентных родителей с наиболее существенными вопросами воспитательного дела и родственных этому делу областей, изложенном в возможно сжатой, и в то же время доступной и понятной всем форме».

Брошюры выпускались форматом в Vs листа, на дешевой бумаге, объем, как правило, составлял 16 страниц (исключения редки), подписчики получали их бесплатно, прочие могли приобретать по цене 15 копеек каждая.

Выпуски имели сквозную нумерацию, всего с 1909 по 1917 г. их вышло 44. Однако некоторые книжечки имели 2 и даже 3 переиздания, таким образом, всего их было выпущено 53. В случае переиздания номер выпуска на обложке указывался прежний, а год издания - новый. Кроме того, некоторые брошюры ранее издавались в серии «Книжки Педагогического листка», и в этом случае выпуск был помечен как второе (и даже третье) издание, но номер ему присваивался новый, очередной в рамках серии «Задушевное воспитание». Все это затрудняет идентификацию брошюр (в каталогах библиотек довольно много ошибок с датировкой) и создает определенные сложности для исследователя. Целостно выявить выпуски серии мешает и то, что частично они значатся в каталогах как приложения к номерам «Задушевного слова», иногда - как самостоятельные издания, а в ряде случаев как сборники с общим названием (например, подшивка приложений за год). Преодолев (как нам представляется) эти сложности, мы составили каталог всех выпусков серии (см. Приложение к настоящей статье).

Каким же было содержание этих книжечек?

Прежде всего отметим, что в России начала XX в. общий фон интереса к семейному воспитанию был весьма интенсивным и разнообразным [8]. Причем высока была активность как «интеллигентных родителей», так и профессиональных воспитателей, и учителей. «Как-то сразу, в течение немногих лет Россия, в особенности ее столицы, покрылась целой сетью подобных учреждений», - писал об этом явлении С. Ф. Либрович [6, с. 3].

30 декабря 1912 - 6 января 1913 г. в Петербурге с успехом прошел I Всероссийский съезд по вопросам семейного воспитания [1].

С января 1884 г. и вплоть до 1917 г. при Педагогическом музее военно-учебных заведений (директор генерал С. П. Каховский) действовал кружок, на собраниях которого заинтересованные лица обсуждали «вопрос о пользе наблюдений над физической и психической жизнью детей», советовались друг с другом, «как лучше вести дело воспитания», занимались психолого-педагогическим просвещением, способствовали «распространению в русском обществе здравых педагогических идей» [6, с. 4, 9]. Какой-либо стройной и последовательной программы не существовало, работа строилась следующим образом: «Наметив тот или другой вопрос для обсуждения в кружке, совет кружка приглашал специалиста и предлагал ему прочесть по данному вопросу доклад или сообщение (иногда, впрочем, сами докладчики предлагали темы, которые они считали в данное время наиболее интересными). После доклада присутствовавшим предлагалось высказать свои мнения и взгляды по поводу затронутых в докладе

вопросов, подвергнуть их обсуждению, критике, указать, в чем они не согласны с докладчиком, какие на основании личных наблюдений усматривают в докладе ошибки. И прения по докладу <...> продолжались иногда до поздней ночи» [6, с. 10-11]. В собраниях кружка принимали участие П. Ф. Каптерев, А. С. Вирениус, А. Н. Острогорский, А. П. Нечаев, А. Н. Альмединген, Н. С. Карцов и другие известные деятели просвещения того времени.

С. Ф. Либрович был активным и постоянным членом кружка, возможно, именно в этом проблемном поле и зародилась идея серии «Задушевного воспитания», во всяком случае многие из авторов брошюр первоначально читали свои доклады в собраниях Педагогического музея.

Тематически все 44 выпуска серии можно распределить следующим образом (деление несколько условно, поскольку в одной брошюре могли быть затронуты две более темы):

книга и чтение в жизни ребенка - 12,

возрастные и индивидуальные особенности детей - 11,

развитие психических процессов и способностей - 6,

домашнее образование - 5,

нравственное воспитание - 5,

просвещение родителей - 4,

физическое здоровье - 2.

Приоритет вопросов чтения, книги, детской литературы понятен - это реализация непосредственной задачи журнала; далее по значимости следовали проблемы развития ребенка с учетом его природных особенностей; проблемы нравственности вышли на первый план в годы Русско-японской и мировой войн; просвещение родителей адресовалось главным образом матерям.

11 выпусков серии удостоились переиздания, 2 из них были переизданы дважды. Тематически переиздания распределяются примерно с той же частотностью, что и брошюры, выпущенные по одному разу. В 1915 г. из 13 опубликованных книжечек 9 были переизданиями. Это, конечно, можно объяснить трудностями военного времени, но в 1912 г. были выпущены 6 номеров приложения, в 1913 - 7, потому не очень ясно, чем был вызван «всплеск вторичности» 1915 года.

Перу С. Ф. Либровича принадлежали 7 выпусков «Задушевного воспитания», причем публиковал он материалы под собственным именем, а редактировал серию под псевдонимом - Виктор Русаков. Четыре брошюры авторства Либровича были посвящены детской книге и чтению. На одной из них мы и остановимся подробнее.

Статья «Книга - как подарок детям» была опубликована в 1910 г., она имела подзаголовок «Какие книги дарить юному поколению».

Опустим банальные рассуждения о пользе чтения, так же, как и вполне очевидные и оправданные рекламные намеки издателя потенциальным покупателям. Остановимся на тех аспектах, которые могут показаться необычными современному читателю.

В статье Либрович подробно писал о дидактическом значении художественной литературы, причем устанавливал прямую взаимосвязь между индивидуальными особенностями ребенка, воспитанием у него желаемых личностных качеств и ролью в этом процессе правильно выбранной книги. «Нужно ли расшевелить чересчур спокойного и тихого ребенка или сдержать подвижность слишком живого, следует ли разбудить дремлющее воображение в головке маленького реалиста или, наоборот, привлечь к действительности увлекающегося крошку-мечтателя, требуется ли направить вкус юного читателя на что-нибудь научное, сообщающее какие-либо познания или, наоборот, желательно отвлечь его

от чрезмерного переутомления научными сведениями, - вот к каким особенностям приходится приспособлять подарки» [4, с. 3]. Вера автора в педагогическую всесильность литературы сегодня восхищает.

Кроме того, подобные рассуждения (пусть даже декларативные) редактора серии и постоянного сотрудника товарищества подтверждают осознанность воспитательной миссии, которую приняло на себя и последовательно продвигало издательство Вольфа на всем протяжении своего существования: детская литература должна не только развлекать, но и воспитывать. Подобная дидактическая позиция обычна для педагогов, но в пространстве книгоиздательской деятельности, конечно, непривычна.

«Книга, которую мы дарим ребенку, - продолжал Либрович, - должна отвечать его возрасту, его умственному развитию, его уровню понимания» [4, с. 23]. «Искусство дарить подходящую книгу и состоит именно в том, чтобы из той лавины детских книг, которую представляет в настоящее время русская детская литература, выбрать <...> книгу, которая <...> отвечала бы индивидуальным особенностям данного ребенка» [4, с. 15]. Только в этом случае, по мнению Либровича, чтение принесет ребенку настоящую пользу.

Интересно, что автор подчеркивал разницу между книгой для чтения и книгой для подарка: «даря книгу ребенку, всяк желает, чтобы книга была не только прочитана и затем брошена или поставлена на полку, но чтобы она была прочитана несколько раз, чтобы она стала истинным другом юного читателя, его, так сказать, привязанностью, чтобы ребенок хранил ее, как нечто ценное» [4, с. 5]. Либрович специально оговаривает свое понимание того, что регулярно покупать детям книги могут только состоятельные родители, но тем более существенно, по его мнению, «точное попадание» весьма недешевого подарка.

Давая совет родителям справляться о книгах в каталогах и критических статьях профессиональных литераторов и педагогов, Либрович приводит читателя к непростой дилемме: а что делать, если детям нравится книга, которая не получила одобрения критики, если они увлекаются литературой, которую не одобряют взрослые? «В этом отношении я стою за детей, - признается Либрович, - нахожу, что при выборе книг необходимо прислушиваться к голосу детей. Вполне здоровые дети никогда не увлекутся заведомо скверными книгами» [4, с. 12].

Однако, как мы узнаем дальше, из этого гуманного правила есть исключение. «Как же быть, если юный читатель проявит особенную любовь к книгам новейшего уголовно-сыщнического жанра, вроде Шерлока Холмса или Ната Пинкертона? Неужели, удовлетворяя вкусу таких детей, потакать ему, дарить ему этого рода книги?» [4, с. 12]. Обеспокоенным родителям Либрович отвечает словами своей знакомой - матери гимназиста 1-го класса:

«Когда мой сын откровенно заявил мне, что его больше всего интересуют рассказы Шерлока Холмса, что он на покупку этих рассказов тратит все свои карманные деньги и желал бы в подарок получить новую серию этих именно рассказов, я спокойно ответила ему: "Что ж, если ты предпочитаешь книги о подвигах сыщика всем другим, я куплю тебе их. Но давай подумаем и обсудим сначала вместе, достойны ли эти книги твоего внимания". И я начала ему разъяснять всю художественную ничтожность Шерлоков Холмсов, весь вред увлечения ими и т. д. Конечно, мальчик значительную часть моих доводов пропустил мимо ушей, но все же кое-какие из приведенных мотивов запали ему в сердце - и, прочитав еще три-четыре брошюрки о Шерлоке Холмсе и Нате Пинкертоне, он пожелал вернуться опять к более ценной художественной литературе.

Но, конечно, - продолжает Либрович, - <...> встречаются дети, которые раз увлекшись Шерлоком Холмсом, уже не отстают от него и поглощают один за другим всю сотню томов этой заведомо вредной литературы. Большей частью - это дети от природы не совсем нормальные в нравственном отношении - и вообще очень трудно бороться с их вкусом к сыщнической литературе. Если вы запретите им читать Шерлока Холмса, они с удвоенным интересом будут его читать тайком...» [4, с. 13].

Пожалуй, зря Либрович не был последователен в своей вере в детскую интуицию и вкус к хорошей литературе. То, что в начале XX в. считалось «вредной литературой», сегодня стало уважаемой классикой. Однако не будем забывать, что в то время педагоги еще боролись с «запойным» детским чтением, в том числе, опираясь на авторитет К. Д. Ушинского, утверждавшего, что «всякое чтение, не имеющее отношения к учению ребенка и потому остающееся без повторения, действует ослабляющим образом на память» и «нравственно развращает юношество»; «воспитатель должен знать действие чтения на душу детей и ослаблять его дурные влияния, оставляя хорошие» [10, с. 372]. Сотрудник издательства Либрович, конечно, был не столько категоричен, как педагог Ушинский, но, как мы видим, детективный жанр тоже не одобрял. Товарищество Вольфа подобных книг не издавало. В отличие, кстати, от приключенческих романов Вальтера Скотта и Жюля Верна, которые тоже совсем недавно считались чтением, недопустимым для детей, но к концу XIX в. уже завоевали прочные позиции в издательском деле, и у того же Вольфа входили в состав «Золотой библиотеки» для юношества.

Следовали ли родителя советам авторов «Задушевного воспитания»? Этого мы не знаем. Редакция многократно проводила опросы родителей, желая выяснить их мнение о журнале, чтобы по мере сил совершенствовать его. Но в предлагаемых анкетах нам ни разу не встретился вопрос о педагогических приложениях издания. Так что можем только заключить в самом общем виде вслед за Либровичем: «редакция идет верным путем, ... ее программа отвечает справедливым требованиям» [2, с. 17].

Косвенным подтверждением такого заявления является то, что ряд брошюр получил гриф «допущено» официальными ведомствами Российской империи -Главного управления военно-учебных заведений для фундаментальных библиотек кадетских корпусов, Ученого комитета Министерства народного просвещения для народных читален и учительских библиотек начальных училищ и т. д. Кроме того, переиздание отдельных трудов также свидетельствует о желании «интеллигентных родителей» сделать воспитание их детей по возможности «задушевным».

Литература

1. Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912-1913, Петербург). Труды Первого Всероссийского съезда по семейному воспитанию. СПб., 1914. Т. 1. XV, 672 с.; Т. 2. VIII, 775 с.

2. Голоса родителей: Итоги опроса ред. журнала «Задушевное слово». СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. 19 с.

3. Задушевное слово. 1878. Отдел III (для юношества от 12-16 лет). Вып. 11-12.

4. Либрович С. Ф. Книга - как подарок детям : (Какие книги дарить юному поколению). СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1910]. 26 с.

5. Либрович С. Ф. О чем и как пишут дети: история «Почтового ящика» «Задушевного слова». СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1907. 18 с.

6. Либрович С. Ф. Школа для родителей. СПб.; М.: Изд. Т-ва М. О. Вольф, 1912. 36 с.

7. Листок для воспитателей. Задушевное слово. 1877. Отдел II. № 6. С. 10-11.

8. Михайлова М. В. Общественные педагогические и просветительные организации дореволюционной России (сер. XIX - нач. XX в.) / РАО. М.: ИТПИМИО, 1993. 163 с.

9. Рукавишников Г. П. Воспитание ленивых детей. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, ценз. 1902. 19 с. (Книжки Педагогического листка «Задушевного слова»).

10. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. Т. 8: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Т. 1 / редкол.: А. М. Еголин (гл. ред.), Е. Н. Медынский и В. Я. Струминский. М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 776 с.

Приложение

Задушевное воспитание:

собрание популярных очерков, лекций и статей по педагогическим вопросам

под редакцией Виктора Русакова

1909

Гельмунд В. Искусство в детской / проф. Гельмунд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. [2], 16 с. [Вып. 1].

Димар М. Первые уроки ребенка / М. Димар. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. [2], 11 с. [Вып. 2].

Волкович В. А. Воспитательное значение детской книги / Вера Акинфиевна Волкович. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1909. 16 с. [Вып. 3].

Марион А. Самодеятельность в обучении / Анри Марион, проф. Лицея Генриха IV в Париже; Пер. А. Налимова. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 15 с. [Вып. 4]. Мюнц Б. Логика ребенка / проф. Бернгард Мюнц. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 16 с. [Вып. 5].

Либрович С. Ф. Детский смех, его психологическое, педагогическое и гигиеническое значение / Сигизмунд Феликсович Либрович. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 16 с. [Вып. 6].

Рукавишников Г. П. Воспитание капризных детей / Г. Рукавишников. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 16 с. [Вып. 7].

Чарская Л. А. Профанация стыда / Лидия Алексеевна Чарская. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 15 с. [Вып. 8].

Угловина М. Н. Искусство учить / М. Н. Угловина. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 16 с. [Вып. 9].

Рукавишников Г. П. Воспитание даровитого ребенка / Г. Рукавишников. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909]. 17 с. [Вып. 10].

Либрович С. Ф. Что нужно знать родителям : (докл., чит. в С.-Петерб. родит. кружке). СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1909] (Санкт-Петербург). 20 с. [Вып. 11].

1910

Рукавишников Г. П. Воспитание вялых детей / Г. Рукавишников. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. 16 с. [Вып. 12].

Либрович С. Ф. Книга - как подарок детям : (Какие книги дарить юному поколению) / Сигизмунд Феликсович Либрович. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, [1910]. 26 с. [Вып. 13]. Павловцев Г. Память и ее воспитание / Г. Павловцев. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1910. 16 с. [Вып. 14].

1911

Васильевский М. Н. Нужен ли детям детский журнал / М. Н. Васильевский. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911. 23 с. [Вып. 15].

Панов А. Ф. Следует ли детям читать стихи / Александр Федорович Панов. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911. 20 с. [Вып. 16].

Бок К. Э. Гимнастика мозга / проф. д-р Карл Эрнст Бок. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911. 14 с. [Вып. 17].

Пудор Г. О первых книжках-картинках для малюток / проф. Генрих Пудор. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1911. 14 с. [Вып. 18].

1912

Рукавишников Г. П. О веселых детях и веселых книгах / Г. П. Рукавишников. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. 15 с. [Вып. 19].

Деспик. Шведская гимнастика для маленьких детей: таблица первоначальных упражнений, с объяснением / д-р Деспик. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. [2], 6 с., 1 л. ил. [Вып. 20].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мартэн А. О злых и раздражительных детях / проф. Александр Мартэн ; пер. А. Налимова. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. 17 с. [Вып. 21].

Тюлелиев К. А. Темпераменты и их значение в воспитании / Константин Александрович Тюлелиев, и. о. инспектора СПб. гимназии насл. цесаревича и вел. кн. Алексея Николаевича. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. 19 с. [Вып. 22].

Тюлелиев К. А. Характер, его сущность и разновидности / Константин Александрович Тюлелиев, и. о. инспектора СПб. гимназии насл. цесаревича и вел. кн. Алексея Николаевича. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. 24 с. [Вып. 23].

Либрович С. Ф. Школа для родителей / Сигизмунд Феликсович Либрович. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1912. 36 с. [Вып. 24].

1913

Либрович С. Ф. За что дети любят Чарскую? / Сигизмунд Феликсович Либрович. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 40 с. [Вып. 25 и 26].

Геннадиев Г. Ф. Годовалый ребенок и его воспитание / Геннадий Федорович Геннадиев. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 15 с. [Вып. 27].

Джунковская Е. В. Воспитание жизнерадостного ребенка / Елена Васильевна Джунковская. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 15 с. [Вып. 28].

Джунковская Е. В. Семья - первая школа для детей / Елена Васильевна Джунковская. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 15 с. [Вып. 29].

Либрович С. Ф. Великий народный педагог: [О значении рус. яз.] / Сигизмунд Феликсович Либрович. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 24 с. [Вып. 30].

Пруст А. А. Слабонервные дети и их воспитание / Проф. Ахилл Адриан Пруст и проф. Ж. Балле. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1913. 15 с. [Вып. 31].

Рукавишников Г.П. Воспитание нравственного инстинкта / Г. Рукавишников. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, ценз. 1913. 14 с. [Вып. 32].

1914

Джунковская Е. В. Воспитание жизнерадостного ребенка / Елена Васильевна Джунковская. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1914. 15 с. [Вып. 28].

Багинский А. Борьба с детской простудой / Проф. д-р Адольф Багинский, дир. Дет. больницы в Берлине. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1914. 12 с. [Вып. 33]. Тюлелиев К. А. Образовательная ценность латинского языка перед судом современной педагогической науки / Константин Александрович Тюлелиев. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1914. 23 с. [Вып. 34].

Свободников В. Воспитание дара слова / В. Свободников. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1914 (Санкт-Петербург). 20 с. [Вып. 35].

Соколовский М. К. Героическая детская литература / Михаил Константинович Соколовский. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1914. 21 с. [Вып. 36].

1915

Джунковская Е. В. Война и воспитание / Елена Васильевна Джунковская. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 14 с. [Вып. 37].

Милевская-Шмидт Е. И. Пробелы в образовании интеллигентных матерей : по данным 1 Всерос. съезда по семейному воспитанию / Ельвира Ивановна Милевская-Шмидт. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 23 с. [Вып. 38].

Фрумкин Е. В. Как воспитывать душу ребенка и малолетних детей / д-р Фрумкин. 2-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 13 с. [Вып. 39].

Рукавишников Г. П. Самообразование среди природы для детей / Г. Рукавишников. 2-е изд. СПб.; М.: т-во М. О. Вольф, 1915. 14 с. [Вып. 40].

Дессуар М. Ораторское искусство для всех / проф. Макс Дессуар. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 41].

Рукавишников Г. П. Воспитание даровитого ребенка / Г. Рукавишников. 2-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 17 с. [Вып. 10].

Рукавишников Г. П. Воспитание вялых детей / Г. Рукавишников. 2-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 12].

Угловина М. Н. Искусство учить / М. Н. Угловина. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 9].

Димар М. Первые уроки ребенка / М. Димар. 2-е изд. СПб.; М.: Т-во М.О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 2].

Волкович В. А. Воспитательное значение детской книги / Вера Акинфиевна Волкович. 2-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 3].

Либрович С. Ф. Детский смех, его психологическое, педагогическое и гигиеническое значение / Сигизмунд Феликсович Либрович. 3-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 16 с. [Вып. 6].

Деспик. Шведская гимнастика для маленьких детей: Таблица первоначальных упражнений с объяснением / д-р Деспик. 2-е изд. Пг.: Т-во М. О. Вольф, 1915. [2], 6 с., 1 л. ил. [Вып. 20].

Бок К. Э. Гимнастика мозга / проф. д-р Карл Эрнст Бок. 3-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1915. 14 с. [Вып. 17].

1916

Либрович С. Ф. Книга - университет для всех / Сигизмунд Феликсович Либрович. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. 16 с. [Вып. 42].

Штрайх С. Я. Задачи матери-воспитательницы по Н. И. Пирогову / Соломон Яковлевич Штрайх. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. 15 с. [Вып. 43].

Павловцев Г. Память и ее воспитание: Гимнастика памяти / Г. Павловцев. 2-е изд. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1916. 16 с. [Вып. 14].

1917

Радецкий В. Воспитание патриотического чувства / Вадим Радецкий. Пг.; М.: Т-во М. О. Вольф, 1917. 12 с. [Вып. 44].

Статья поступила в редакцию: 10.07.2024 Одобрена после рецензирования: 14.08.2024 Принята к публикации: 28.08.2024

The article was submitted: 10.07.2024 Approved after reviewing: 14.08.2024 Accepted for publication: 28.08.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.