Научная статья на тему 'Задуматься, над чем она молчит'

Задуматься, над чем она молчит Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вопросы театра
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ирина Купченко / Театр им. Евг. Вахтангова / «Дядя Ваня» / «Обыкновенное чудо» / «Звезда пленительного счастья» / «Дело» / Татьяна Ларина / Лиза Калитина / «Сирано де Бержерак» / «Филумена Мартурано» / «Пристань» / «Последние луны» / «Суббота / воскресенье / понедельник» / Irina Kupchenko / Vakhtangov Theatre / Uncle Vanya / Ordinary Miracle / Star of Captivating Happiness / The Case / Tatyana Larina / Lisa Kalitina / Cyrano de Bergerac / Filumena Marturano / The Haven / Last Moons / Saturday / Sunday Monday

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лизавета Боровикова

Ирина Купченко, актриса Театра им. Евг. Вахтангова, равно органичная в ролях лирического и комедийного репертуара, – героиня этой статьи, портрета воистину народной актрисы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What She is Silent About

The article is devoted to Irina Kupchenko, the actress of the Vakhtangov Theatre, equally organic in the lyrical and comedic roles.

Текст научной работы на тему «Задуматься, над чем она молчит»

Лизавета Боровикова

Задуматься,

над чем она молчит

Внешность этой актрисы можно досочинять бесконечно - неброская, простая красота. Высокая, с тонким станом, чуть вздернутым носиком и небесно-голубыми глазами. Мягкость и женственность очертаний, неповторимость линий. Есть в ней нечто, пробуждающее обещание тайны, нерусская строгость и одновременно славянская нежность.

И. Купченко - графиня Ростова. «Война и мир». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

Ирина Купченко была принята в Театр им. Евг. Вахтангова в 1970 г. сразу после окончания Щукинского училища. В 2020-м отмечалось пятидесятилетие актерского выпуска и полувековое служение актрисы прославленному театру. Влиться в мощную труппу, отвоевать право на премьеру, на первый состав, когда рядом такие самобытные индивидуальности, как Галина Пашкова, Алла Казанская, Юлия Борисова, Людмила Максакова - задача не из легких. Купченко работала с замечательными режиссерами - Адольфом Шапиро, Романом Виктюком, Владимиром Мирзоевым, Петром Фоменко, Валерием Фокиным, Петером Штайном... Ни для одного из них не стала полностью «своей» актрисой, однако, училась у каждого, расширяя собственный профессиональный горизонт. За пятьдесят лет службы в родном театре воплотила всего двадцать образов и долго оставалась одной из самых малоиграющих актрис. Признанный мастер, она практически не получала возможности представить зрителю работы, положенные ей по дарованию, а те, в которых могла раскрыться с неожиданной стороны, доставались другим.

Кинематограф оказался куда благосклоннее к Ирине Купченко. Лиза Калитина, воплощенная еще в студенческие годы, получила от актрисы ее личную, доселе неизведанную «тургеневской девушкой» силу и страсть. За час с небольшим экранного времени героиня прожила историю женщины, на долю которой выпало счастье познать истинную

любовь, сумевшей от нее отказаться, при этом оставшись верной и своему чувству, и себе.

«То, что на экране появилась настоящая тургеневская девушка, с этим своим проникающим в душу серьезным доверчивым взором, могло стать удачей одного конкретного фильма. Но в сгущающейся удушливой атмосфере торжествующих ничтожеств именно эта юная женщина с несовременным леонардовым обликом, тайной мечтательной полуулыбкой и тихой непреклонностью внезапно оказалась чем-то вроде "нерушимого бастиона" молчаливого сопротивления пошлости, бесчестию и хамству. Ее трепетная податливость и утонченность вовсе не была признаком слабости, а алмазная хрупкость совершеннейшим образом сочеталась с алмазной же твердостью. Она так умела стиснуть губы, так полыхнуть взглядом, так - молча - осадить зарвавшееся ничтожество, как до нее, пожалуй, никогда не умели наши экранные героини. Вот эта-то внутренняя ее защищенность, скрытая сила характера и гордое нежелание опускаться до каких угодно резонов чужой низости не только моментально сделали ее звездой первой величины, но и в немалой степени способствовали тому, что едва ли не впервые за все послевоенные годы центр тяжести в отечественном кино переместился к женскому характеру, к женской судьбе»1.

После Сони в чеховском «Дяде Ване» - с ее интеллигентностью, несгибаемостью воли, внутренним негаснущим светом - Купченко почитали за идеальную чеховскую героиню. Актрисе удалось передать и безответную любовь, и сдержанность, и смирение - ее Соня исполнена русской поэзией Серебряного века.

«Классические кинороли Купченко, роли на современном литературном материале дают почувствовать редкий и столь потребный нынешнему времени новой российской смуты трагедийный потенциал актрисы. (Надрыв, истерика, измученность души - в финале фильма Никиты Михалкова «Без свидетелей»!.. И умиротворение, очищение...)»2.

Говоря об Ирине Купченко, нельзя не вспомнить о самой сказочной ее героине - Хозяйке из телефильма «Обыкновенное чудо». С виду неприметная на фоне эксцентричных, гротескных персонажей, жена Волшебника то и дело призывает нерадивого мужа «жить как все». На первый взгляд бытовая, спокойная, самая земная, от Ирины Купченко она получает яркий, с прищуром, взгляд голубых глаз, ловкость движений, неиссякаемое обаяние и драматический лиризм. Свойствен-

ное актрисе умение делать образы живыми, с двойным дном, прятать загадки помогает донести до зрителя хитрый замысел Шварца. Лишь ей одной удается сделать бессмертного Волшебника счастливым. Ведь все происходящее создано, и все персонажи сказочной страны собраны Волшебником так, чтобы смеялась и плакала именно она.

Ирине Купченко интересно играть женщин, в которых есть боль и изломанность, но при этом и свет, и любовь, и прощение. Такой была ее княгиня Трубецкая в «Звезде пленительного счастья» Владимира Мотыля. Вначале, в аристократически бледной русской француженке, хрупкой, с по-детски распахнутыми глазами и мягкой улыбкой, было сложно угадать решительную, бесстрашную личность. «Она истинно русская женщина, верующая и верная, полная величественного достоинства. С невозмутимой твердостью ведет она разговор с иркутским губернатором Цейдлером: «Пожалуйста! Велите дать лошадей!.. Все? Теперь я могу ехать к мужу? Потрудитесь распорядиться о лошадях. Велите нести кандалы.»3.

Если бы кто-то в свое время задумал поставить «Евгения Онегина», лучшей Татьяны, чем Купченко, невозможно было придумать.

«Дика, печальна, молчалива, Как лань лесная боязлива, Она в семье своей родной Казалась девочкой чужой. Она ласкаться не умела К отцу, ни к матери своей; Дитя сама, в толпе детей Играть и прыгать не хотела И часто целый день одна Сидела молча у окна».

Спустя годы, Римас Туминас в своей «вахтанговской» постановке подарил Купченко небольшой эпизод - «Сон Татьяны» - и признал: «Она и есть та самая Татьяна». Действительно, в героине Купченко, присевшей на миг у изголовья молодой девушки, зрители видят не добрую нарядную даму-рассказчицу, как это было у Юлии Борисовой (игравшей роль постаревшей героини в первом составе), а мудрую, взрослую и строгую женщину, которой обязательно станет юная наивная девочка. Она предсказывает печальные события - жизнь в медвежьих тисках обязательств, морального долга и неразделенной любви. Призрак из будущего, она

И. Купченко - Роксана. «Сирано де Бержерак». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

точно знает, что говорит, ведь для нее все это - в прошлом, уже произошло. В каждом жесте, повороте головы, в переливающихся интонациях низкого, богатого обертонами, виолончельного голоса, в ее таинственном молчании есть истинно пушкинские величие и благородство.

Изменчивым Протеем называет нашу героиню Инна Вишневская: «актриса без возраста, без амплуа, без радостей и печалей, некрасивая красавица, грустная клоунесса, принимающая любой грим, модная в любом парике, бесстрастная в любой страсти, страстная в холоде разрушения, наша Катрин Денев, наша Ирина Купченко»4.

Актерский диапазон Купченко не ограничивается образами лирического репертуара. В постановке Петра Наумовича Фоменко по пьесе Сухово-Кобылина «Дело» она раскрылась как актриса характерная и комедийная, остро чувствующая природу трагифарса. «Ее Анна Антоновна Атуева находилась на той стадии женского старения, когда старость только-только явилась перед ней в своем неприглядном обличье. <...>Атуева становится смешной в своем порыве, теряет свое очарование, сереет, но сквозь эту серость светятся глаза, яркие, страстные и страдающие. Душа живая, а сердце умное. Она все еще готова на героические жертвы, тем более главное, что заботит ее, - дворянская честь. До декабристки далеко, конечно, но и при внешней убогости гордость ее все-таки не убита»5.

И. Купченко - Сон Татьяны. «Евгений Онегин». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

Даже самые преданные поклонники Ирины Купченко, посмотрев фотографии Роксаны из спектакля «Сирано де Бержерак» (режиссер -В. Мирзоев), вряд ли сразу узнают актрису. Здесь необычно все: сценический костюм, белые кудри, разница в возрасте между персонажем пьесы и самой исполнительницей. Чаще всего на сцене Роксана - второстепенный персонаж, Купченко выводит ее в центр. Письма Сирано (Максима Суханова) меняют ее характер: из наивной кокетки она превращается в сильную самоотверженную женщину. Критика отмечала: «.удивительным образом Ирине Купченко - актрисе совсем иной актерской манеры - удалось совпасть с этим лунным Сирано. Изысканно-кокетливая, стильная звезда в изобретательных костюмах Павла Каплевича, она так же причастна лунному свету, тонким вибрациям астральных тел, как и сам Сирано. Эта тайная магия влечет ее к Сирано не меньше, чем красота — к Кристиану»6. Над этой Роксаной время не властно, ей до самого финала удается сохранить привлекательность и магнетизм.

«Пристань» - благодарный жест Римаса Туминаса вахтанговскому театру, который действительно остается пристанью, убежищем, островом для творчества. К 90-летию театра режиссер выпустил спектакль, в котором отрывки из пьес мирового репертуара играли актеры-легенды, ведущие мастера сцены. Среди них была и Ирина Купченко. В комедии

И. Купченко - Мать, С. Юшкевич - Сын. «Последние луны». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

Эдуардо Де Филиппо она в первый раз вышла на сцену в дуэте с Евгением Князевым: ее героиня жаждет обвенчаться со своим любовником, рожает тайком от него детей и разыгрывает умирающую, чтобы добиться своей цели.

Уверенная, авантюрная, одновременно - беззащитная и уязвимая Филумена Ирины Купченко борется за свое счастье. Пока ее муж безвольно причитает, что Филумена обвела его вокруг пальца, она с победоносной улыбкой отстукивает ритм веселой мелодии. Актриса умеет менять регистры: от комедии к лирике, от драмы к водевилю. Филумена идет на венчание с блаженной улыбкой и слезами, которых прежде Доменико не видел на ее глазах. Как много сыграно Ириной Купченко между слов: здесь и драма прошлого, и счастье ее преодоления.

Благодаря роли донны Розы в спектакле итальянского режиссера Луки де Фуско «Суббота, воскресенье, понедельник» обычная мелодрама превращается в трагикомедию. Актриса играет простую итальянскую женщину, на которой держится большая семья. В ней много истинно неаполитанского - шумного, взрывного, но в то же время - молчаливого и загадочно-русского. В страстной донне Розе словно проступает утонченная Раневская из «Вишневого сада». Сценический дуэт Евгения Князева и Ирины Купченко виртуозен. Они вроде бы всерьез выясняют

И. Купченко - графиня Ростова, К. Трейстер - Наташа. «Война и мир». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

отношения: дон Пеппино испуганно вжался в кресло, но строит из себя Манфреда, не меньше. Правда, романтический герой очень боится шумной жены. А донна Роза входит в раж, вспоминая свои подвиги на ниве домашнего хозяйства за все тридцать лет брака. «Эти полы я, харкая кровью, натирала до блеска каждый день», - возопит актриса, упадет на колени и для пущей убедительности станет истерично натирать начищенный до блеска пол, стаскивать с себя и швырять со всех сил драгоценные подарки мужа: кольцо, брошь, браслет, подвеску. Трое повисших на ней взрослых детей - не помеха. Сопротивляясь, она опасно приблизится к креслу, в котором пробует укрыться неблагодарный супруг, и мелкими, частыми пинками выместит на нем свою злость.

В этой шумной «итальянской сцене» веселья куда больше, чем серьезных переживаний, поскольку дон Пеппино затеял скандал, в глубине души не сомневаясь в верности жены: ему мало ее любви, поэтому он и затеял игру в ревнивца. Донна Роза прекрасно чует эту притворную ревность, несерьезность подозрений мужа. Сцены, в которых они состязаются в надуманном противостоянии оскорбленного благородства, идут под аплодисменты.

После скандала и обморока героиня изображает слабость: сидя в кресле под пледом, наша «больная» вьет веревки из раскаявшегося мужа.

А. Домская - Варя, И. Купченко - графиня Ростова, С. Маковецкий - граф Ростов. «Война и мир». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

Только лукавый взгляд выдает, что он уже прощен. Она выслушивает его извинения с достоинством истинной королевы, когда же дон Пеппино хочет ретироваться, умело его удерживает и продолжает доигрывать сцену прощения поверженного супруга. И тот, как покорная и счастливая собачонка, уже сидит счастливый-счастливый у ее ног.

«Пока театралы наши до хрипоты спорят, каким быть театру, - молодые - вперед, старые - в тень, Туминас работает с театром, который есть, и, не рассуждая, у кого рассвет, у кого закат, - дает бенефисы двоим известным актерам вахтанговской сцены - Василию Лановому и Ирине Купченко. Он лидирует в первой истории, она - во второй. И прекрасно. Им тоже нужен не пересмотр былой славы, а живые минуты нынешнего творческого бытия. Им тоже нужны теплые слезы, а не холодные воспоминания»,7 - так пишет И. Вишневская о спектакле «Последние луны» (пьеса Гаральда Мюллера). В нем Купченко предстает зрителям совсем иной. Глядя на седую, старую женщину со скрюченными ногами в толстых грубых носках, невозможно узнать актрису, которая играла полную жизни и энергии красивую темпераментную итальянку. Здесь -горечь неумолимо подступающего отчаяния и тщетные попытки его подавить. Смутно догадываясь, что собирается сказать ей сын, она пытается его переубедить, смотрит на него с застенчивой лаской и слов-

Поклоны после спектакля «Евгений Онегин». Государственный Академический театр им. Евг. Вахтангова. Фото предоставлены пресс-службой театра

но поет, протягивая гласные, с высоких мажорных нот опускается до низких альтовых. Купченко играет открытое отрицание, возмущение, ее героиня манипулирует человеком, угрожая своей смертью, как дети шантажируют родителей в стремлении получить желаемое. Практически каждую фразу сына мать останавливает, переводя разговор в другое русло, она словно оттягивает момент, чтобы не услышать безжалостных для нее слов «важного разговора». Она почти сходит с ума от надежды, что ее заберут, что она нужна, что ее любят. Последняя сцена, где сын сообщает, что на праздники ей придется остаться в приюте, а заодно выбивает из нее согласие на продажу имущества, сыграна Купченко пронзительно. Как написано у Ахматовой, «После отчаяния наступает покой, а от надежды сходят с ума». Надежды больше нет. Улыбка застывает на ее лице. Как ребенок она сворачивается калачиком на холодной металлической кровати и молча уходит из этого мира.

«Чуть ли не десяток ролей сыграла актриса в одной этой роли. Вот она - бесчувственная старуха на казенной железной кровати, и ноги, короткие скрюченные ноги в грубых теплых носках, словно толстые серые мыши. Вроде никогда и не встанет эта узница холодного дома, спит - не спит, ждет - не ждет. Но вот приезжает сын. Минута - и перед нами светская львица в чем-то Коко Шанель, в чем-то маленько-обтя-

гивающем, черненько-пестром, одновременно и мини и макси, и жалко роскошная лиса вокруг тонкой шеи. И откуда ни возьмись - длинные, длинные, словно спагетти, - прекрасные молодые ноги. Такой, наверное, ее видел в лучшие дни сын, гордившийся матерью. Еще минута - и перед нами жесткая деловая женщина, богатейшая вдова, сведенные брови, узкий рот и целое ущелье морщин - тропинок-морщин - борьбы за капитал без идеала. Это западная миссис Сэвидж, это наша Васса Железнова - любовь растрачена, долги заплачены. Роли актрисы в этом спектакле - целый собственный театр, театр в фантазиях Туминаса на родной вахтанговской сцене»8.

Ирина Купченко по сей день находится в прекрасной профессиональной форме. Об этом говорит многое, в частности, кропотливая работа над образом графини Ростовой в спектакле Римаса Туминаса «Война и мир». Здесь актриса примеряет на себя задачу, которая не совпадает с привычным эмоциональным фоном всех ее предыдущих ролей. В сцене отъезда Ростовых, когда офицеры просят у хозяев «хотя бы пару подвод» для раненых, графиня, казалось бы, думает исключительно о своем благосостоянии, что за дом уже «не дают ни гроша», но за всем этим стоит материнский инстинкт, желание сохранить имущество для своих детей. Героиня под натиском мужа и младшей дочери сдается и уходит в слезах, в их глазах она выглядит эгоистичным монстром, а ее искреннее намерение остается не понятым. В одной из самых проникновенных сцен, где графиня Ростова заставляет приемную дочь Соню отказаться от любви к ее сыну Николя, чтобы тот женился на богатой наследнице княжне Марье, Купченко удается показать внутренний перелом. Ее героиня пересиливает свою любовь к девочке-сироте, чтобы ее родные дети были «счастливее», и видно, что это решение дается ей тяжело. На глазах у актрисы появляются слезы, хотя она всеми силами пытается их сдерживать, она не должна казаться сентиментальной. Любви в этой женщине больше, чем может показаться на первый взгляд, на прощание она украдкой гладит Соню по голове, но тут же отдергивает руку, чтобы никто не заметил ее слабости. В интерпретации Римаса Туминаса старшая Ростова должна была быть жестокой, властной и безэмоциональной, но актрисе удалось смягчить этот образ, придать ему объем.

Череда воплощенных Ириной Купченко образов играет контрастами: нарочито-театральными, обезоруживающе-искренними. Актриса-художник набрасывает на полотно тонкие, изящные, мягкие краски, подобно импрессионистам. Чтобы разглядеть картину во всей

ее полноте - нужно приглядеться. Это искусство изящное - для обладающего вкусом зрителя, способного видеть второй, третий план той или иной роли. «В Ирине Купченко невероятно гармонично соединяются воедино хрупкость и твердость, нежность и сила, приземленность и возвышенность, ирония и трагизм, что присуще истинно русской натуре. С ее переменчивостью настроения, хандрой и юмором, убогостью и величественностью»9.

1 Павлова Ирина. https://vk.com/wall49780117_8831

2 Максимова В.А. Строгий талант. Ирина Купченко // Максимова В.А. Театра радостные тени: актерские портреты, биографии актеров, эссе, диалоги с актерами. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. С. 113.

3 Лиштванова О. Ирина Купченко //Поюровский Б.М. Звезды московской сцены. Театр Вахтангова. М.: Центрполиграф, 2001. С. 193

4 Вишневская Инна. Повесть о непогашенной луне. Планета красоты. 5 января 2009 г. http://www.smotr.ru/2008/2008_vaht_luna.htm (дата обращения 22.09.2022)

5 Лиштванова О. Ирина Купченко //Поюровский Б.М. Звезды московской сцены. Театр Вахтангова. М.: Центрполиграф, 2001. С. 195

6 Карась А. Человек с Луны // Независимая газета. - 2001, 6 марта.

7 Вишневская Инна. Повесть о непогашенной луне. Планета красоты. 5 января 2009 г. http://www.smotr.ru/2008/2008_vaht_luna.htm (дата обращения 22.09.2022)

8 Там же.

9 Лиштванова О. Ирина Купченко //Поюровский Б.М. Звезды московской сцены. Театр Вахтангова. М.: Центрполиграф, 2001. С. 198.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.