УДК 336.22
DOI 10.17150/2072-0904.2015.6(21.5
С. В. Дашибылова
Байкальский государственный университет экономики и права,
г. Иркутск, Российская Федерация
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ: ПОКАЗАТЕЛИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА (НА ПРИМЕРЕ СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА)
Аннотация. В настоящее время активно развиваются электронный документооборот и межведомственное информационное взаимодействие, стал привычным контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, и при этом не снимается с повестки дня внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в целях дальнейшего совершенствования налогового администрирования. Необходимость этого подтверждают, в частности, динамика и структура налоговой задолженности Сибирского федерального округа и Республики Бурятия перед бюджетной системой Российской Федерации за рассматриваемый период. Обобщенные данные позволили определить среднюю налоговую задолженность по различным видам налогов и сборов в разрезе общих налоговых доходов по Сибирскому федеральному округу за 5 лет и сделать вывод о недостаточной эффективности существующего организационно-экономического механизма регулирования налоговой задолженности.
Ключевые слова. Налоговая задолженность; налоговые поступления; уровень задолженности; налог на прибыль организаций; налог на добавленную стоимость.
Информация о статье. Дата поступления 30 января 2015 г.; дата принятия к печати 10 февраля 2015 г.; дата онлайн-размещения 25 марта 2015 г.
Финансирование. Государственное задание № 26.1348.2014/К на выполнение научно-исследовательских работ в сфере научной деятельности в рамках базовой части проекта № 1348 «Влияние теневого сектора экономики на качество жизни населения в России и Украине: сравнительный анализ» (номер регистрации в ФГАНУ ЦИТиС 114091140015).
S. V. Dashibylova
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
LEVIES INDEBTEDNESS: INDICATORS AND THEIR CHARACTERISTIC (USING THE EXAMPLE OF THE SIBERIAN FEDERAL DISTRICT)
Abstract. At the present time, an active development is seen in electronic flow of documents and in interdepartmental information interaction, the control of the levies legislation compliance has become customary, while there is no removal from the agenda of introducing alterations into the Tax Code of the Russian Federation in order to further improve the tax administration. The necessity of this is proved, in particular, by the dynamics and the structure of tax indebtedness of the Siberian Federal District and Republic of Buryatia to the budget system of the Russian Federation over the period of 2010 — Janury 1, 2014. The generalized data allow to determine the average tax indebtedness of various levies types in terms of general tax incomes in the Siberian Federal District over the period of five years and to make a conclusion about insufficient efficiency of the existing organizational and economic mechanism of regulating tax indebtedness.
Keywords. Tax indebtedness; tax revenues; level of indebtedness; corporate income tax; value added tax.
Article info. Received January 30, 2015; accepted February 10, 2015; available online March 25, 2015.
Financing. Public contract № 26.1348.2014/K for performance of research works in the sphere of scientific activity in the framework of the basic part of Project № 1348 «Influence of shadow sector of economy on public living standards in Russia and Ukraine: a comparative analysis» (registration number in FGANU TSITandS 114091140015).
© С. В. Дашибылова, 2015
В современных условиях наиболее остро стоят вопросы формирования финансовых ресурсов страны, основным источником которых являются налоговые поступления. Не выполненные своевременно обязанности налогоплательщиков по уплате налогов и сборов приводят к образованию налоговой задолженности, которая является негативным экономическим фактором. Несмотря на то, что удельный вес задолженности в налоговых поступлениях ежегодно уменьшается, ее абсолютное значение постоянно растет, оставаясь серьезной проблемой, ограничивающей финансовые возможности государства по выполнению целого ряда социальных функций.
Налоговая задолженность формируется под воздействием различных факторов, которые в разное время в той или иной степени влияют на ее величину. В экономической литературе наиболее детально исследованы общие факторы, влияющие на образование налоговой задолженности, но помимо этого действует целый ряд специфических факторов [5, с. 11]. Анализ причин образования налоговой задолженности дает возможность выработать эффективные способы ее снижения и наметить меры по стабилизации ситуации.
Безусловно, данные меры сами по себе не приведут к полной ликвидации налоговой задолженности, но в совокупности с совершенствованием налогового администрирования, а именно формированием механизма урегулирования налоговой задолженности, позволят снизить риски невыполнения налоговых обязательств.
Одной из главных причин образования налоговой задолженности перед бюджетами всех уровней является ухудшения финансового состояния налогоплательщиков и плательщиков сборов вследствие общего экономического кризиса в стране. Росту неплатежей способствуют также слабая эффективность деятельности налоговых органов и судебной системы, низкий уровень налоговой дисциплины налогоплательщиков и другие социально-экономические причины.
В России существуют региональные различия как по уровню сбора налогов, так и по динамике и структуре налоговых поступлений по отдельным субъектам Российской Федерации. Это связано со значительной дифференциацией между отдельными регионами по уровню развития, экономическому состоянию и множеству субъективных факторов, воздействующих на собираемость налогов [4, с. 41].
В условиях экономического кризиса наиболее благополучными оказались регионы, где развиты выгодные экспортно-ориентированные отрасли производства, в первую очередь нефте- и газодобыча, топливная промышленность, черная и цветная металлургия. В худшем положении находятся территории с преобладанием аграрного производства, а также депрессивных отраслей — машиностроения, легкой и химической промышленности [3, с. 88]. Здесь имеет место хроническое неисполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, в ряде случаев признанное безнадежной задолженностью [2].
Рассмотрим налоговые поступления и уровень задолженности по налогам и сборам в налоговых доходах Сибирского федерального округа (СФО) (табл. 1).
Задолженность по налогам и сборам в СФО по состоянию на 1 января 2014 г. составила 103 183 935 тыс. р., или 9,9 % от суммы налоговых платежей, поступивших в бюджетную систему РФ.
В течение анализируемого периода доля налоговой задолженности в фактических налоговых поступлениях по СФО значительно выше аналогичного общероссийского показателя. К числу положительных моментов относится тот факт, что если на начало 2010 г. задолженность по СФО фактически в 2 раза превышала общероссийский показатель, то на 1 января 2014 г. снизилась до 9,9 % (в целом по России на этот период — 6,8 %). Доля задолженности в налоговых поступлениях по Республике Бурятия в среднем за 5 лет меньше общероссийского показателя и практически в 2 раза ниже, чем в СФО.
Таблица 1
Динамика доли задолженности по налогам и сборам в налоговых поступлениях в 2010-2014 гг. (на начало года), %
Субъект Федерации 2010 2011 2012 2013 2014 В среднем за 5 лет
Республика Алтай 15,7 20,1 22,0 21,1 19,3 19,6
Республика Бурятия 5,9 6,1 6,5 7,7 7,7 6,8
Республика Тыва 27,3 22,8 16,1 16,6 13,2 19,2
Республика Хакасия 10,3 11,5 9,0 8,8 10,8 10,1
Алтайский край 32,3 20,8 17,6 17,0 15,6 20,6
Красноярский край 16,3 8,4 5,5 6,7 6,0 8,6
Иркутская область 17,3 17,1 7,3 7,2 8,7 11,5
Кемеровская область 23,5 18,7 15,4 18,4 23,3 19,9
Новосибирская область 14,9 13,0 12,3 15,5 20,5 15,2
Омская область 9,6 8,0 6,1 5,6 5,3 6,9
Томская область 4,9 3,8 2,7 2,7 2,5 3,3
Забайкальский край 119,5 15,3 12,2 11,8 12,1 34,2
Всего по Сибирскому федеральному 19,6 11,9 8,7 9,2 9,9 11,9
округу
Всего по Российской Федерации 11,1 9,2 7,0 6,6 6,8 8,1
Составлено по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. http://www.nalog.ru/rn77/related activities/statistics and analytics/forms/.
URL :
На протяжении 2010-2012 гг. в СФО произошло снижение налоговой задолженности на 23,99 %, с 101 796 043 тыс. р. на 1 января 2010 г. до 77 373 337 тыс. р. на эту же дату 2012 г. (по России уменьшение составило 3,38 %). Такое снижение может быть связано с частичным погашением задолженности либо ее списанием вследствие признания безнадежной к взысканию.
В течение 2013-2014 гг. наблюдается незначительное увеличение налоговой задолженности в бюджетную систему РФ. На 1 января 2014 г. на территории СФО она составила 103 183 935 тыс. р., что на 10,52 % больше по сравнению с предыдущим годом. Это вызвано ростом задолженности по текущим обязательствам, а также снижением ликвидности и платежеспособности организаций.
По Республике Бурятия на протяжении рассматриваемого периода доля задолженности в фактических налоговых поступлениях также ежегодно возрастает и к началу 2014 г. в абсолютных показателях составила 1 616 766 тыс. р., что соответствует 1,6 % от общей задолженности по СФО — т. е., доля очень незначительна.
Анализируя показатели в среднем за 5 лет (рис. 1), можно подразделить регионы СФО в зависимости от доли налоговой задолженности следующим образом:
- Забайкальский край (34,2 %), Алтайский край (20,6 %), Кемеровская область (19,9 %), Республика Алтай (19,6 %), Республика Тыва (19,2 %), Новосибирская область (15,2 %);
- Иркутская область (11,5 %);
- Республика Хакасия (10,1 %), Красноярский край (8,6 %);
- Омская область (6,9 %), Республика Бурятия (6,8 %), Томская область (3,3 %).
Такое деление наглядно показывает, что наиболее стабильная ситуация с мобилизацией налоговых доходов складывается в Омской и Томской областях и Республике Бурятия. Что касается неполноты налоговых поступлений, то, видимо, налоговым органам данных регионов необходимо обратить более пристальное внимание на достижение плановых показателей собираемости налогов.
35 и 3025 -20 15 -10 5 0
34,2
Рис. 1. Доля задолженности по налогам и сборам в налоговых поступлениях в 2010-2014 гг. (в среднем за 5 лет на начало года), %
Доля задолженности по налогам и сборам в Республике Хакасия и Красноярском крае составляет соответственно 10,1 % и 8,6 %, то есть, в этих регионах на протяжении анализируемого периода сформировалась положительная структура задолженности, при которой вероятность взыскания невыплаченных налогоплательщиком сумм очень высока.
Наибольший уровень задолженности по налогам и сборам в Забайкальском и Алтайском краях, республиках Алтай и Тыва, в Кемеровской области.
По состоянию на 1 января 2014 г. основной удельный вес в общей структуре задолженности составляют федеральные налоги — 79,21 % (табл. 2, рис. 2). Данный показатель по СФО составляет 82,39 %, по Республике Бурятия — 65,15 %.
Доля задолженности в налоговых доходах в 2010-2014 гг. (в среднем за 5 лет на начало года), %о
Таблица 2
Субъект Федерации Виды налогов и сборов Всего
Феде- Регио- Мест- Со специаль-
ральные нальные ные ным режимом
Республика Алтай 17,2 1,2 0,5 0,7 19,6
Республика Бурятия 5,1 0,8 0,5 0,4 6,8
Республика Тыва 15,3 1,9 1,1 0,9 19,2
Республика Хакасия 7,9 1,1 0,6 0,5 10,1
Алтайский край 15,5 3,1 1,5 0,5 20,6
Красноярский край 7,4 0,7 0,4 0,1 8,6
Иркутская область 9,3 1,1 0,7 0,4 11,5
Кемеровская область 17,8 1,1 0,7 0,3 19,9
Новосибирская область 12,8 1,5 0,5 0,4 15,2
Омская область 4,7 0,8 1,2 0,2 6,9
Томская область 2,6 0,3 0,3 0,1 3,3
Забайкальский край 31,4 1,3 0,9 0,6 34,2
Всего по Сибирскому федеральному 9,9 1,1 0,6 0,3 11,9
округу
Всего по Российской Федерации 6,7 0,8 0,4 0,2 8,1
Составлено по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. URL: http:// www.nalog.ru/rn77/related activities/statistics and analytics/forms/.
>я к я к >я >я Л Л hQ
CÖ я г я я я г- г-
н н W а а W CÖ ч с « S ч 1С
- < я ^ Ея CÖ - я а >я а >я X Ч С
я а И а Я X я а я а о к О о
я CÖ - а о о X
ч а 1С а >я а sc ££ а
1С я я я к V О о
¡Л ч я ч н - о г- Г а
с 1С о VC I >> О я
о ¡Л ф ¡Л < S а а ю
ф я Он я а Ф я
Он о о а Я s о
ф ф ы Ф с
Он Он И г о аз
CÖ
Ч «
о я я а
S
ч «
о я я а
о Ен
I Все налоги Региональные налоги и сборы Налоги со специальным налоговым режимам
I Федеральные налоги и сборы I Местные налоги и сборы
Рис. 2. Доля задолженности в налоговых поступлениях по видам налогов и сборов в среднем за 5 лет (2010-2014, на начало года), %
Основную долю в задолженности СФО перед бюджетной системой занимают налог на прибыль организаций и налог на добавленную стоимость (табл. 3).
Таблица 3
Доля налоговой задолженности по федеральным налогам в 2010-2014 гг.
(в среднем за 5 лет), %о
Субъект Федерации Налог Все налоги
на прибыль организаций на добавленную стоимость
Республика Алтай 38,5 38,0 19,6
Республика Бурятия 7,0 -17,5 6,8
Республика Тыва 16,7 166,1 19,2
Республика Хакасия 6,5 -38,8 10,1
Алтайский край 23,2 53,1 20,6
Красноярский край 5,3 72,1 8,6
Иркутская область 7,4 -505,4 11,5
Кемеровская область 14,3 -47,0 19,9
Новосибирская область 16,9 32,0 15,2
Омская область 8,7 24,5 6,9
Томская область 4,3 6,7 3,3
Забайкальский край 12,3 136,0 34,2
Всего по Сибирскому федеральному округу Всего по Российской Федерации 9,3 38,8 11,9
8,8 20,7 8,1
Составлено по данным Федеральной налоговой службы Российской Федерации. http:// www.nalog.ru/m77/related_activities/statistics_and_analvtics/forms/.
URL :
Показатель задолженности СФО по налогу на прибыль организаций незначительно выше аналогичного показателя по России, тогда как в Республике Бурятия он ниже общероссийского. Задолженность по налогу на добавленную стоимость в субъектах СФО различна. Некоторые регионы демонстрируют отрицательный показатель, что связано с применением методики исчисления
данного налога, позволяющей использовать налоговые вычеты и возмещение налога по методу начислений. При этом создаются различные схемы уклонения от налогообложения, а в некоторых случаях происходит незаконное прямое субсидирование из бюджета.
Анализируя общий уровень задолженности по федеральным налогам (рис. 3) и показатель доли налоговой задолженности в фактических налоговых поступлениях, можно косвенно оценить соответствие начисленных сумм налоговых платежей фактической экономической ситуации в регионе и судить о качестве работы налоговых органов [1, с. 84].
100
80 60 40 20
-20
-40
-60
-80
100
20,7
8,8
8,1
38,8
я В И й
а
^
ч
е
и й и
>в
В о
0ч
9,3
11,9
38,
;|,5
19
166
s ^ и и а° В jB
Ü Я
ч
ч ■6<
>в й г
ч <
й и
s
ч
ю
^
в
7,0 6,8
17,
6,5 10,1 20,6
й Е 3
Н
й И
В -
38
53,1
23,2
32,
й в В н ч и ю а в 0ч ■ й И й н
В и ч й (О и
S* й
0ч §Х
ф
0ч
>в й а и >в
В
и
>в
й -
<
72,1
■
>в й а и >в в и
а
И
0
1
й а И
7.4
1.5
505
14,3 19,9
47
16,9 15,2
24,
8,7 6,9
и л й ^ к й ¡ ч § «о
а о
^
S ^
И
й ч ю о и й
V
а в
й ч ю о и й и
й ч ю о и й
о Ен
о г о
к
136
12,3 34,2
>в й а и >в
В
и -с
ч й
>В й ю й со
И Л й ^ и й
Н ч
И ° а
■ Все налоги ■ Налог на прибыль организаций К Налог на добавленную стоимость
Рис. 3. Доля задолженности по налогам на прибыль организаций и добавленную стоимость в поступлениях по этим налогам в 2010-2014 гг. (в среднем за 5 лет на начало года), %о
Приведенные данные говорят о существенной сумме налоговой задолженности и сохраняющейся тенденции к ее увеличению на протяжении последних лет как по Российской Федерации в целом, так и по СФО. Отсюда следует однозначный вывод о недостаточной эффективности существующего организационно-экономического механизма регулирования налоговой задолженности. Различные причины формирования задолженности требуют комплексного подхода к их изучению и устранению и соответствующих изменений в налоговом законодательстве. Государство, используя различные механизмы регулирования, должно адекватно и своевременно реагировать на социально-экономические изменения во избежание отрицательных последствий для общей финансовой устойчивости.
Список использованной литературы
1. Гомбожапова С. В. Совершенствование налогового контроля с учетом исторического опыта : дис. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / С. В. Гомбожапова. — Иркутск, 2012. — 209 с.
2. Комарова Г. П. Безнадежная задолженность по налогам и сборам и ее списание / Г. П. Комарова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права) (электронный журнал). — URL : http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=18593.
0
0
1
0
5
8
4
3. Комарова Г. П. Организация работы с недоимкой по налогам в налоговых органах / Г. П. Комарова, Т. П. Сизова // Налоговая система: современное состояние и перспективы развития : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Иркутск, 22-23 апр. 2010 г. / под науч. ред. В. И. Самарухи. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. — С. 83-95.
4. Комарова Г. П. Собираемость налогов и сборов на региональном уровне: теория и практика : монография / Г. П. Комарова, А. В. Цыдыпова. — Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2009. — 149 с.
5. Пирогова А. В. Налоговая задолженность в условиях несостоятельности организаций : автореф. ... канд. экон. наук : 08.00.10 / А. В. Пирогова. — Иркутск, 2009. — 24 с.
References
1. Gombozhapova S. V. Sovershenstvovanie nalogovogo kontrolya s uchetom istorich-eskogo opyta. Kand. Diss. [Improving tax control with regard for historical experience. Cand. Diss.]. Irkutsk, 2012. 209 p.
2. Komarova G. P. Beznadezhnaya zadolzhennost' po nalogam i sboram i ee spisanie [Uncollectible taxes and levies, and debt amortization]. Izvestiya Irkutskoy gosudarst-vennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law). 2013, no. 5. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx-?id=18593. (In Russian).
3. Komarova G. P., Sizova T. P. Activity management of arrears in respect of taxes and levies in tax authorities. In V. I. Samarukha (ed.). Nalogovaya sistema: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya [The tax system: today's state and development prospects, Irkutsk, 22-23 Apr. 2010]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2010, pp. 83-95. (In Russian).
4. Komarova G. P., Tsydypova A. V. Sobiraemost' nalogov i sborov na regional'nom urovne: teoriya i praktika [Fiscal performance at the regional level: theory and practice]. Ulan-Ude, Buryat State Agriculture Academy by V.R. Philippov Publ., 2009. 149 p.
5. Pirogova A. V. Nalogovaya zadolzhennost' v usloviyakh nesostoyatel'nosti organi-zatsii. Avtoref. Kand. Diss. [Tax indebtedness in terms of business failure of organizations. Cand. Diss. Thesis]. Irkutsk, 2009. 24 p.
Информация об авторе
Дашибылова Сэсэг Викторовна — аспирант, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Библиографическое описание статьи
Дашибылова С. В. Задолженность по налогам и сборам: показатели и их характеристика (на примере Сибирского федерального округа) / С. В. Дашибылова // Известия Иркутской государственной экономической академии (Байкальский государственный университет экономики и права). — 2015. — Т. 6, № 2. — URL : http://eizvestia.isea. ru/reader/article.aspx?id=20017. — DOI : 10.17150/2072-0904.2015.6(2).5.
Author
Seseg V. Dashibylova — PhD student, Chair of Taxes and Customs Regulations, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russian Federation; e-mail: [email protected].
Reference to article
Dashibylova S. V. Levies indebtedness: indicators and their characteristic (using the example of the Siberian federal district). Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii (Baykalskiy gosudarstvennyy universitet ekonomiki i prava) = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy (Baikal State University of Economics and Law), 2015, vol. 6, no. 2. Available at: http://eizvestia.isea.ru/reader/article.aspx?id=20017. DOI: 10.17150/2072-0904.2015.6(2).5. (In Russian).