Научная статья на тему 'ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1403
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мисунов С.Н., Яникина М.А.

В этой статье рассматривается психолого-педагогический диагноз, который ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мисунов С.Н., Яникина М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPAIRED MENTAL FUNCTION

In this article examines the psychological and pedagogical diagnosis, which made only in preschool and primary school age.

Текст научной работы на тему «ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

УДК 1

Мисунов С.Н.

студент кафедры «Технологии и биотехнологии продуктов питания животного происхождения» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых

производств» (Россия, г. Москва)

Яникина М.А.

студент кафедры «Ветеринарная медицина» ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых

производств» (Россия, г. Москва)

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация в этой статье рассматривается психолого-педагогический диагноз, который ставится только в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ключевые слова: психология, задержка психического развития, младший школьный возраст.

В школах есть дети, которые уже в младших классах не справляются с учебной программой и испытывают трудности в общении. Проблема трудностей в обучении для этих детей выступает как одна из наиболее значимых психолого-педагогических проблем.

Задержка психического развития - идея, сложившаяся в психологии в 60-х г. Самая первая публикация о детях с ЗПР была описана в научных трудах А.Штрауса и Л.Летинен «Психология и обучение ребёнка с повреждением мозга», которая вышла в США в 1947 году. Термин «задержка психического

развития» ввели Т.А.Власова и М.С.Певзнер в 60-70 годах. [5, с 111] Задержка психического развития - нарушение нормального ритма психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста. Задержка психического развития, как психолого-педагогический диагноз ребенку ставится в дошкольном и младшем школьном возрасте, и если к окончанию этого периода остаются признаки незрелости психических функций, то можно смело говорить о конституциональном инфантилизме или же об умственной отсталости. [2, с 145] ЗПР чаще выражается в недостаточном общем запасе знаний, незрелости мышления, низкой интеллектуальной ориентированности, преобладании игровых интересов.

Диапазон определений ЗПР достаточно широк: от «специфической неспособности к обучению», «медленной обучаемости» до «пограничной интеллектуальной недостаточности» [1, с 76].

К психическому дизонтогенезу относят замедленный темп психического развития, интеллектуальную недостаточность, стойкое состояние незрелости эмоционально-волевой сферы. Для задержки психического развития характерна не тотальность, а мозаичность нарушений мозговых функций. [4, с 233]

У детей с ЗПР наблюдаются проблемы с речью, нарушение способности планировать свою деятельность при помощи речи, нарушение логического мышления, так же у них выявляется скудный, недифференцированный словарный запас. Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. [3, с 187-188].

При ЗПР психическое развитие ребенка отличается неравномерностью нарушений различных психических функций. При этом логическое мышление может быть лучше, чем если сравнивать с памятью, вниманием и умственной работоспособностью. Основная их трудность - обучение из-за отсутствия интереса к учебной деятельности, нежелания выполнять задания, при

преодолении трудностей. При переутомлении ответы на вопросы такого ребенка становятся бессвязными, абсурдными, и впоследствии могут появиться головные боли, боли в животе, все это ребенок использует как отговорку, чтобы не выполнить задание. Дети очень болезненно переживают свои неудачи в учебной деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Абрамова, Г. С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов/ Г. С.Абрамова. - 5-е изд. - М.: Академический проект: Алма Матер, 2005. Большой психологический словарь. Под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. -М.: Прайм-Еврознак, 2009.

Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте, (психологическое исследование). - М.: Просвещение, 2008. Винник М.О. Задержка психического развития. / М. О. Винник. Методологические принципы и технологии диагностической и коррекционной работы. - Ростов - на - Дону: Феникс, 2007.

Misunov S.N.

student of the Department of Technology and Biotechnology food of animal origin " Moscow State University of Food Production (Russia, Moscow)

Yanikina M.A.

student of the Department of Veterinary Medicine Moscow State University of Food Production (Russia, Moscow)

IMPAIRED MENTAL FUNCTION

Abstract: in this article examines the psychological and pedagogical diagnosis, which made only in preschool and primary school age.

Keywords: psychology, mental retardation, primary school age.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.