Научная статья на тему 'ЗАДАНИЯ ПО ПОЗИЦИОННЫМ РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ'

ЗАДАНИЯ ПО ПОЗИЦИОННЫМ РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗИЦИОННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ / ПОЗИЦИОННЫЕ РОЛИ / ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / УРОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Монастырева С.Л., Винокурова С.З.

В данной статье рассмотрен вопрос достижения предметных результатов учащихся посредством заданий с разными позиционными ролями на уроках геометрии по теме «Четыре замечательные точки треугольника».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗАДАНИЯ ПО ПОЗИЦИОННЫМ РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ»

сти // «Твори добро другим во благо»: матер. IX Междунар. студенч. форума. -М.: Перемена, 2015. - С. 51-52.

2. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. - М., 1975. - 111 с.

3. Краснощёкова Н.В. Сюжетно-ролевые игры для детей младшего школьного возраста. - 2007.

4. Осипова Н.В., Головинская И.А., Брюханова С.В. Показатели сформированное™ универсальных учебных действий, обучающихся // Управление начальной школой. - 2010.

ЗАДАНИЯ ПО ПОЗИЦИОННЫМ РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА НА УРОКАХ ГЕОМЕТРИИ

1 2 © Монастырева С.Л. , Винокурова С.З.

Институт математики и информатики Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

В данной статье рассмотрен вопрос достижения предметных результатов учащихся посредством заданий с разными позиционными ролями на уроках геометрии по теме «Четыре замечательные точки треугольника».

Ключевые слова: позиционный метод обучения, позиционные роли, предметные результаты, урок.

Общественный договор между обществом и государством выражает федеральный образовательный стандарт второго поколения. В нем особое значение отводится качеству образования, выражающееся в предметных, метапредметных и личностных результатах обучающихся, образующихся в процессе обучения и воспитания на основе системно-деятельностного подхода с активным использованием инновационных педагогических технологий, подталкивающих к самостоятельному овладению учащимися новыми компетенциями.

Предметные результаты - усвоение обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности.

1 Студент 4 курса кафедры Методики преподавания математики. Научный руководитель: Винокурова С.З.

2 Старший преподаватель кафедры Методики преподавания математики.

Достижение предметных результатов - часть широкой проблемы воспитания всесторонне развитой личности. Эту проблему можно сформулировать так: должен быть путь, с помощью которого можно, добиваясь полноценного усвоения учащимися школьной программы, достичь предметные результаты учащихся [3].

Одним из средств, путей организации такой деятельности является разработанная теория позиционного метода обучения. Один из основателей позиционной метода обучения, доктор психологических наук, профессор Н.Е. Веракса. Позиционный метод обучения, содержание которого представлено в заданиях для учащихся, может иметь место в организации обучения на отдельных уроках математики или в целом учебном процессе [1].

Важнейшая особенность обучения: процесс обучения происходит в групповой совместной деятельности. Смысл групповой работы заключается в том, чтобы приобретаемый в специально созданной среде опыт, человек смог перенести во внешний мир и успешно использовать его. Для этого в группе должны осуществляться две основные функции, необходимые для успешной деятельности:

- решение поставленных задач;

- оказание поддержки членам группы в ходе совместной работы.

У каждой группы поставлены следующие задачи по позиционным ролям:

- «тезис» - выделить и обосновать основные тезисы текста параграфа;

- «понятие» - определить основные понятия данного параграфа;

- «схема» - представить текст в виде схемы, отразить смысловые связи;

- «историк» - выделить основные исторические события по данной теме, какие ученые работали над данной темой;

- «пример» - подобрать типовые упражнения для демонстрации основных понятий параграфа;

- «практик» - привести примеры, в каких сферах деятельности человека может использоваться изучаемый материал параграфа;

- «символ» - выразить понятия, содержащиеся в параграфе с помощью визуального образа, представить символом;

- «вопрос» - подобрать или придумать вопросы и примеры для зачёта по материалу параграфа;

- «эксперт» - оценить, дать анализ ответов групп.

- «творчество» - придумать в стихотворной форме правила, определения, свойства понятий, содержащихся в параграфе;

- «критик» - найти ошибки учащихся и аргументировать правильный ответ;

- «логико-конструктор» - используя определенный материал, показать и объяснить смысл данной темы;

- «апологет» - выявить и сформулировать оригинальные, интересные, перспективные способы решений, доказательства [4].

На табл. 1 приведены общие предметные результаты обучения геометрии и их связь с заданиями по позиционным ролям [3].

Таблица 1

Связь предметных результатов и задания по позиционным ролям

Предметные результаты Позиционные роли

Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (геометрическая фигура, свойства, признаки, теоремы, доказательство); Понятие, схема, тезис, историк.

Умение вычислять значения геометрических величин (длин, углов, площадей), в том числе: определять значение тригонометрических функций по заданным значениям углов; находить значения тригонометрических функций по значению одной из них; находить стороны, углы и площади треугольников, дуг окружности, площадей основных геометрических фигур. Пример, практик, символ.

Развить у учащихся пространственное воображение и логическое мышление путем систематического изучения свойств геометрических фигур на плоскости и в пространстве и применения этих свойств. Апологет, творчество, логико-кон-структор.

Умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений; Вопрос, эксперт, критик.

Достижение предметных результатов по геометрии во многом зависит от уровня общего развития учащихся, от их умения решать задания с позиционными ролями.

На первых уроках, где применяем позиционный метод обучения, учитель подводит учащихся к работе с информацией, а ученики принимают участие в поиске способа решения заданий.

На следующем этапе учитель задает задания с позиционными ролями, а ученики проводят поиск необходимой информации по теме урока и провести исследуют найденную информацию, чтобы подобрать ту, которую они будут использовать для представления своей позиции.

Наконец, о достижении предметных результатов можно говорить тогда, когда они сами могут находить нужную информацию по теме урока, исследовать, решить, защитить свою позицию и сделать анализ своей работы. Но в любом случае совместная деятельность ученика и учителя должна постепенно достичь предметных результатов школьника за счет уменьшения доли объясняемого материала и увеличения доли заданий с позиционными ролями на групповое совместное решение.

Обучение теме «Четыре замечательные точки треугольника» в курсе геометрии 8 класса традиционно сводится к изучению свойств биссектрисы треугольника, серединный перпендикуляр, теорема о точке пересечения высот, пересечение медиан треугольника. Только на изучение этих теорем и свойств направлена большая часть задания, представленных в школьных

учебниках. Однако существуют и другие задания на изучение этих тем, которые в большинстве случаев остаются учащимся неизвестными.

Приведенные ниже задания с позиционными ролями направлены как на выявление и формулирование учащимися этих свойств, теорем, так и на их применение. Они могут быть использованы на разных этапах урока.

1. Позиция «Понятие».

Задание. Дайте определение основным понятиям, необходимым при изучении темы «Четыре замечательные точки треугольника» (высота треугольника, медиана треугольника, биссектриса треугольника, серединный перпендикуляр), напишите основные понятия на бланке (табл. 2).

Таблица 2

Бланк заполнения позиции «Понятие»

Позиция Высота Медиана Биссектриса Серединный перпендикуляр

Понятие

2. Позиция «Историки».

Задание. Проанализируйте статью и заполните бланк, отражающую изученный материал (табл. 3).

В четвёртой книге Евклид решает задачу «Вписать круг в данный треугольник». Из решения вытекает, что три биссектрисы внутренних углов треугольника пересекаются в одной точке - центре вписанного круга (ицентр). Из решения другой задачи вытекает, что перпендикуляры, восстановленные к сторонам треугольника в их серединах, тоже пересекаются в одной точке - центре описанного круга. В книге не говорится о том, что и три высоты треугольника пересекаются в одной точке, называемой ортоцентром. Это предложение было, однако, известно Паппу. Четвёртой особенной точкой треугольника является точка пересечения медиан. Архимед доказал, что она является центром тяжести треугольника. Они были названы «замечательными» или «особенными точками треугольника».

Таблица 3

Бланк заполнения позиции «Историки»

№ Название точки Ученый Что пересекается

Выполняя задания с позициями «Теоретики», «Историки», у учащихся развивается знание исторических происхождений точек пересечения медиан, биссектрисы, высоты, серединного перпендикуляра в треугольнике.

3. «Творчество».

Задание. Придумать синквэйн(ы) по теме «Четыре замечательные точки треугольника» (например, треугольник, точка, медиана и др.). Правило написания синквэйна: в первой строчке тема называется одним словом (обыч-

но существительным). Вторая строчка - это описание темы в двух словах (2 прилагательных). Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, деепричастия). Четвёртая строчка - это фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме. Последняя строчка - это синоним (метафора) из одного слова, который повторяет суть темы. (Слова с близким значением).

4. Позиция «Логики-конструкторы».

Задание. Используя треугольные листы бумаги, построить сгибанием точки пересечения медиан, высот, биссектрис, серединных перпендикуляров.

После выполнения позиций «Творчество», «Логико-конструкторы» у учащихся развивается пространственное воображение и логическое мышление, интерес к работе, умение находить необходимой информации из разных источников, развиваются творческие навыки, умение обменяться опытами своей работы.

5. Позиция «Практик».

Задание. Решить задачу и аргументировать решение.

1. Отрезок BD является биссектрисой треугольника ABC. Найдите DC, если АВ = 30, AD = 20, ВС = 16.

2. Серединный перпендикуляр к стороне ВС треугольника ABC пересекает сторону АС в точке D. Найдите: АС, если BD = 11,4 AD = 3,2 см.

3. Медиана AM треугольника ABC равна отрезку ВМ. Докажите, что один из углов треугольника ABC равен сумме двух других углов.

4. Острые углы прямоугольного треугольника равны 29 и 61. Найдите угол между высотой и биссектрисой, проведенными из вершины прямого угла. Ответ дайте в градусах.

Решая задачи из позиции «Практик», у учащихся развивается умение вычислять значения геометрических величин (длин, углов), владение умственными операциями. Находя из разных источников свойства биссектрисы, медианы, высоты и серединного перпендикуляра, учащиеся решают задания и аргументируют свое решение.

6. Позиция «Эксперты».

Задание. Заполните таблицу, в которой вы оцените работу каждой группы (участие каждого ученика в работе своей группы). На каких заданиях у вас появилось больше интереса, какие задании были более сложные и легкие. Вы должны отметить позитивные и негативные моменты в деятельности каждой группы.

Таблица 4

Бланк заполнения итог урока

Название позиции Участие каждого ученика в группе Интерес Сложные и легкие задании Итог

Применение позиционного метода обучения на уроках геометрии посредством использования заданий с позиционными ролями способствует достижению предметных результатов учащихся, так как главным звеном всей учебной деятельности является поиск информации для выполнения заданий.

В результате учащиеся должны знать, понимать:

- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника;

- теоремы о биссектрисе угла и о серединном перпендикуляре к отрезку, их следствия, а также теорему о пересечении высот треугольника.

Список литературы:

1. Алешина Н.И. Поисково-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики по технологии позиционного обучения.

2. Атанасян Л.С. Геометрия. Учебник для 7-9 классов средней школы. -М.: «Просвещение», 2006.

3. Васильева Т.С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: матер. IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Занев-ская площадь, 2014. - С. 74-76.

4. Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. - 1994.

ИЗУЧЕНИЕ АСПЕКТОВ БУЛЛИНГА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ, ПРЕДСТАВЛЕННЫХ В ЗАРУБЕЖНЫХ РАБОТАХ

© Полякова Е.Л.1

Средняя общеобразовательная школа № 17, г. Владивосток

В работе изучается буллинг в младшем школьном возрасте. В западных зарубежных работах тенденции буллинга выявляются с разных сторон, в зависимости от того, какое воздействие оказывается на ребёнка со стороны и какие особенности в поведении самого ребёнка могут способствовать проявлениям тенденций буллинга.

Ключевые слова буллинг, младший школьный возраст.

Тема буллинга актуальна тем, что тенденции буллинга в поведении ребёнка младшего школьного возраста не всегда замечаются со стороны роди-

1 Учитель физической культуры высшей категории, руководитель методического отдела учителей физической культуры Фрунзенского района г. Владивостока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.