Научная статья на тему 'ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ / БУДУЩИЕ МОРСКИЕ СПЕЦИАЛИСТЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Головко Александр Викторович

Статья посвящена проблеме использования задачного подхода в процессе обучения будущих морских специалистов. Учебные задачи в профессиональной дидактике рассматриваются как средство развития профессиональной компетентности будущих специалистов, а также как онтологический концепт процесса обучения. В статье представлены инструментальные особенности теории задачного обучения, а также приведены отдельные примеры решения учебных задач при подготовке будущих морских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гордиенко Татьяна Петровна, Головко Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A TASK-BASED APPROACH TO THE FUTURE MARINE SPECIALISTS TRAINING AS A PROFESSIONAL TRAINING COMPONENT

The article is devoted to the problem of using a problem-based approach in the future marine specialists´ training process. Educational tasks in professional didactics are considered as future specialists’ professional competence developing means, as well as an ontological learning process concept. The article presents the problem-based learning theory instrumental features, as well as solving educational tasks individual examples in the future marine specialists´ preparation.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378:371.134

Доктор педагогических наук, профессор Гордиенко Татьяна Петровна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь); старший преподаватель кафедры кораблевождения Головко Александр Викторович Черноморское высшее военно-морское ордена Красной Звезды училище имени П.С. Нахимова (г. Севастополь)

ЗАДАЧНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ МОРСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме использования задачного подхода в процессе обучения будущих морских специалистов. Учебные задачи в профессиональной дидактике рассматриваются как средство развития профессиональной компетентности будущих специалистов, а также как онтологический концепт процесса обучения. В статье представлены инструментальные особенности теории задачного обучения, а также приведены отдельные примеры решения учебных задач при подготовке будущих морских специалистов.

Ключевые слова: задачный подход в процессе обучения, будущие морские специалисты, профессиональная компетентность, образовательный процесс.

Annotation. The article is devoted to the problem of using a problem-based approach in the future marine specialists' training process. Educational tasks in professional didactics are considered as future specialists' professional competence developing means, as well as an ontological learning process concept. The article presents the problem-based learning theory instrumental features, as well as solving educational tasks individual examples in the future marine specialists' preparation.

Keywords: task approach in the learning process, future marine specialists, professional competence, educational process, future marine specialists, professional competence, educational process.

Введение. Реформа высшего профессионального образования в системе военно-морского флота (ВМФ), согласно ФГОС нового поколения, направлена на реализацию компетентностного подхода за счет активного применения в образовательном процессе познавательных заданий, содержание и структура которых должны соответствовать индикаторам формируемых профессиональных компетенций.

Профессиональная подготовка будущих специалистов ВМФ определяется четкой направленностью содержания ФГОС, предусматривающей сохранение и развитие военно-морского образования с учетом всех видов морской деятельности. Поэтому особое внимание, в этой связи, уделяется организации образовательного процесса в военно-морских учебных организациях, как гаранту качественной подготовки будущих морских специалистов.

Специфика подготовки обучающихся заключается в том, что содержание учебной информации, методы и технологии, формы и приемы организации образовательного процесса, научные и образовательные системы, используемые при этом, являются инструментарием развития качества профессионального образования будущих морских специалистов. Таким образом, целесообразно говорить о расстановке акцентов в сторону научного осознания проблем профессиональной подготовки обучающихся в новой образовательной среде с учетом развития технического и математического мышления курсантов.

Цель работы - рассмотреть инструментальные особенности теории задачного обучения, а также привести отдельные примеры решения учебных задач при подготовке будущих морских специалистов.

Изложение основного материала статьи. Задачей системы профессиональной подготовки будущих морских специалистов, в первую очередь, является развитие фундаментальных знаний, связанных с владением основами данной отрасли, развитие творческой деятельности, критического мышления и других качеств обучающихся. Вместе с тем, преподаватель должен учитывать возможность активизации познавательной деятельности и, при необходимости, нейтрализации определенных затруднений в обучении, повышать мотивацию учения. Изучение источников и опыт работы показывают, что в данном случае, задачный подход является наиболее эффективным средством в подготовке будущих морских специалистов в высших военно-морских училищах. Данный подход требует от педагога четкости в подборе учебных задач как дидактической единицы в структуре профессионального становления будущих специалистов.

Современные авторы, характеризуя задачный подход в подготовке специалистов, (В.А. Адольф, В.И Бахмат, Л.В. Васяк, Н.А. Глузман, В.А. Далингер и др.), приравнивают его к педагогической технологии, а (Г.Д. Бухарова, Л.Л. Гурова, Е.И. Машбиц, Н.Н. Тулькибаева и др.) отдают предпочтение построению целостной системы учебных задач в образовательном процессе учебной организации; отдельным действиям с учебными задачами в профессиональной педагогике посвящаются работы (А.У. Арзикулов, С.С. Бакулевская, Г.А. Балл, М.И. Башмаков, А.О. Бурдин, В.И. Громов, О.Б. Епишева, Ю.М Колягин, В.И. Крупич, Е.В. Оспенникова, Г.И. Саранцев, М.В. Таранова, Л.М. Фридман, И.Ф. Шарыгин, П.М. Эрдниев и др.).

Выдающийся отечественный методолог, в своей работе «Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект», Г.А. Балл, уделяя особое внимание учебным задачам, отмечал, что «Учебная (познавательная) задача органически связана со всеми компонентами познавательной деятельности обучаемых» [1].

Необходимо отметить и работы Н.А. Глузман, которая обобщая современные исследования на предмет «учебной задачи», рассматривает её как «Дидактическое средство с определенным исходным предметом и заданным требованием, ориентирующим обучаемого на самостоятельный поиск недостающей информации, познавательную активность и систему целеполагания информационно-когнитивного плана» [2, С. 224].

Учебная задача, в современных образовательных условиях профессионального образования, является дидактической составляющей системы формирования профессиональных компетенций будущего специалиста. Она трактуется отдельными учеными как реализация проблемного обучения, а также как единица задачной технологии обучения [5, С. 110].

Исходя из этого, технология задачного обучения представлена взаимосвязью структурных компонентов: диагностическим; управленческим; содержательным; методическим; мониторингом и коррекцией.

Так в исследовании А.Х. Курашиновой «...для эффективного развития профессионального мышления будущего специалиста, в процессе решения любой мыслительной задачи, предлагается определенный алгоритм действий:

- на начальном этапе на основе восприятия исходных данных происходит осознание проблемы (задачи) и соответственно ее формулировка;

- далее следует анализ условий задачи;

- апробация известных способов решения задачи, соотношение ее возможного решения с имеющимися знаниями;

- составление нового плана решения (если ни один из известных способов не подошел);

- выявление новых задач;

- решение задачи новым способом;

- прогнозирование развития системы деятельности;

- проверка решения путем внедрения в практику и использования полученного решения в других задачах» [4, С. 159].

Применяя в образовательном процессе задачный подход, после серии выполненных однотипных задач преподаватель,

иногда, предлагает будущим морским специалистам самостоятельно искать способы решения учебной задачи, не имея готовых ответов, но в то же время, с учетом того, что у курсантов достаточно базовых и профессиональных знаний, используя которые они могут найти правильные пути и варианты её решения.

Применяя в образовательном процессе данный подход, важно сформировать у курсантов способность правильно задавать вопросы и давать полные ответы на них, умения слушать и слышать высказывания своих товарищей, держать в памяти варианты решения задачи и учитывать их в дальнейшей работе над задачей.

Опыт работы в Черноморском высшем военно-морском училище имени П.С. Нахимова показывает, что в ходе подготовки к практическому занятию курсанты должны изучить и твердо усвоить теоретические вопросы данной темы и знать соответствующие формулы, и определения.

Перед выполнением задания необходимо ознакомить их с содержанием и изучить следующие организационно-методические указания:

1. «На практических занятиях курсанты должны иметь при себе пособия и принадлежности, указанные в задании.

2. Практические занятия начинаются с опроса нескольких курсантов по теме для проверки подготовленности класса к выполнению практической работы с выставлением оценок в классный журнал.

3. При решении задач и упражнений необходимо обращать внимание на аккуратность записей и на соблюдение принятых условных обозначений и сокращений.

Рекомендуется следующая последовательность решения отдельных задач:

- записываются исходные данные (что дано);

- выписываются искомые элементы (что требуется определить);

- производится графическое решение задачи (строится чертеж);

- выписываются формулы для расчета искомых величин;

- производится решение задачи по формулам;

- сверяются расчетные величины с их ориентировочными значениями на чертеже;

- записывается ответ.

4. При выполнении задания на карте необходимо прежде всего подготовить карту и стереть старую прокладку.

5. Ознакомиться с картой: район, масштаб, разбивка рамок (определить цену деления одной минуты широты и одной минуты долготы), предупреждения, примечания и условные обозначения.

6. Каждая точка на карте должна быть сразу же обозначена соответствующими значениями времени и отсчета лага. Невыполнение этого правила ведет к появлению промахов. Каждая линия курса (пути) корабля должна иметь надписи в соответствии с ПШС-27.

7. Параллельно с ведением навигационной прокладки заполняется навигационный журнал. Навигационный журнал является юридическим документом. Несвоевременное его заполнение является грубым нарушением существующих правил и ведет к ошибкам и просчетам в прокладке.

При отработке практических задач с целью тренировки необходимо учитывать не только правильность решения задачи, но и время ее выполнения» [3, C. 8-10].

Таким образом, задачный подход к подготовке будущих морских специалистов используется в образовательном процессе с целью формирования способов получения продуктивного профессионального мышления за счет развития способности у обучающихся ставить стратегические цели и умения рефлексировать на каждом этапе движения решения учебной профессиональной задачи с учетом соответствия поставленных целей полученному результату.

Выводы. Подводя итог, отметим, что задачный подход как составляющая профессиональной подготовки будущих морских специалистов способствует развитию продуктивного профессионального мышления, межличностной коммуникации в условиях социальной изоляции и развитию будущей профессиональной деятельности.

Применение задачного подхода в образовательном процессе образовательной организации позволяет:

- осуществлять текущую диагностику компетенций обучающихся;

- организовывать процессы развития профессионального мышления обучающихся;

- активизировать и повысить успеваемость;

- развить формы коммуникации и рефлексии у будущих морских специалистов;

- развивать умения планирования, конструирования и проектирования.

Кроме того, на наш взгляд, процесс решения учебных задач по морской навигации способствует формированию мотивации к успешному обучению, развитию желания стать настоящим профессионалом и здесь педагог и наставник-профессионал должны найти необходимые средства для поддержания интереса к будущей профессии. Необходимо развивать у обучающихся интерес к учебным предметам, самостоятельно и творчески находить познавательную информацию, активно участвовать в образовательном процессе, уметь самостоятельно анализировать свои достижения.

Задачный подход в образовательном процессе способствует успешному обучению и подготовке будущих морских специалистов к самостоятельной творческой профессиональной деятельности.

Литература:

1. Балл, Г.А. Теория учебных задач / Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

2. Глузман, Н.А. Педагогические задачи как дидактическое средство формирования профессиональных умений будущих учителей начальных классов / Н.А. Глузман, Т.В. Неженская // Вектор науки Тольятинского государственного университета. - 2015. - № 1 (31). - С. 218-224.

3. Головко, А.В. Сборник задач по морской навигации / А.В. Головко, Г.В. Худяков. - Севастополь: ЧВВМУ им. П.С. Нахимова, 2019. - 208 с.

4. Курашинова, А.Х. Решение задач как условие формирования профессионального мышления / А.Х. Курашинова // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2016. - № 4/2. - С. 157-159

5. Шингарева, М.В. Компетентностно-ориентированная задача как интегративная дидактическая единица учебного процесса в вузе / М.В. Шингарева, А.Н. Скороходова // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. - 2013. - № 4. - С. 107-110.

УДК 371

кандидат педагогических наук, доцент Горшкова Марина Абдуловна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Аннотация. Статья посвящена изучению сущности информационных технологий, применяемых в системе образования, форм и методов цифровой педагогики. В работе проанализированы термины и понятия «цифровая педагогика», «образовательная среда», «информационные технологии». В работе проведен анализ основных педагогических технологий, реализуемых в рамках осуществления образования в контексте цифровой образовательной среды, обоснован воспитательный потенциал информационных технологий.

Ключевые слова: цифровая педагогика, методы и формы цифрового обучения, компьютерные технологии, мультимедийные технологии, телекоммуникативные технологии, воспитательная работа.

Annotation. The article is devoted to the study of the essence of information technologies used in the education system, forms and methods of digital pedagogy. The paper analyzes the terms and concepts of «digital pedagogy», «educational environment», «information technology». The paper analyzes the main pedagogical technologies implemented in the framework of education in the context of digital educational.

Keywords: digital pedagogy, methods and forms of digital learning, computer technologies, multimedia technologies, telecommunication technologies, educational work.

Введение. Проблема цифровизации образования является одной из наиболее актуальных в современной педагогической науке, так как средства цифровой педагогики рассматриваются сегодня представителями философии образования и образовательного маркетинга как ведущие относительно реализации путей модернизации образования и повышения качества образовательных услуг.

Как отдельная отрасль знания цифровая педагогика, включающая такие компоненты как электронная дидактика и проектирование педагогических процессов [8], в рамках педагогической науки обладает рядом специфических форм и методов обучения, посредством использования которых строиться образовательный процесс. Прежде чем обратиться к рассмотрению указанных форм и методов обучения, рассмотрим сущность цифровой педагогики в современном научном понимании.

Мы определяем данный термин как «педагогический процесс, включающий в себя различные цифровые технологии, обеспечивающий на этой основе более высокое качество образовательных услуг» [4, С. 340]. Однако, по словам И.В. Сергеевой, «суть цифровой педагогики состоит не столько в непосредственном использовании цифровых технологий в преподавании, а, скорее, в применении этих инструментов с точки зрения критической педагогики» [5, С. 113].

На практике построение образовательного процесса на основах цифровой педагогики происходит в контексте условного пересечения цифровых и общепедагогических методов и форм обучения. Реализация цифрового подхода в чистом виде происходит путем применения цифровых инструментов и технологий с целью модернизации и оптимизации самого механизма учебно-воспитательного процесса и повышения качества представляемых образовательных услуг. Цифровые инструменты могут быть представлены программными продуктами для управления образовательным процессом, организации учебного процесса, представления учебного материала, фиксации профессиональных действий, учёта достижений в цифровом формате [2].

Наряду с этим, невозможным является игнорирование традиционных и инновационных технологий, методов и форм обучения, среди которых сегодня превалируют те, которые составляют сущность личностно-ориентированного обучения в рамках гуманистической парадигмы образования.

Среди ведущих форм и методов работы - те, которые построены на применении информационных и Интернет-технологий (Power Point, социальные медиа, сети, блоги, сайты, средства цифрового дистанционного общения и т.п.) для обучения слушателей разных возрастных групп и различных профессиональных направлений. В рамках цифровой педагогики ИКТ понимается не только как современное средство наглядности учебной информации. С помощью ИКТ реализуется ряд важных учебно-дидактических и организационно-творческих функций в образовании:

- расширение каналов передачи и восприятия информации;

- стимулирование и развитие у обучающихся когнитивных процессов;

- обеспечение демократизации, открытости, индивидуализации, интерактивности, гибкости и доступности обучения;

- достижение высокого уровня творческой самореализации и саморазвития личности.

Внедрение новейших информационных технологий в образовательной области создает существенные возможности для интенсификации учебно-воспитательного процесса, а также для создания методик, ориентированных на развитие личности обучающегося.

На современном этапе развития системы образования его информатизация, внедрение инновационных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс утверждены действующими государственными документами.

Информатизация образования реализуется по таким направлениям, как:

1. Преобразования в целях реализации идеи личностной ориентации обучения, включающие следующие компоненты:

- ориентация на потребности и интересы обучающегося;

- предоставление обучающимся условий для свободы выбора маршрута образования;

- расширение субъект-субъектных отношений.

2. Усиление интегративности образования в содержании, во взаимодействии всех компонентов образовательного процесса и его функциональных воздействий на личностное развитие субъектов образования.

3. Интенсификация информатизации образования с целью повышения его эффективности [7].

В учебном процессе вузов использование информационных технологий представляет собой комплекс мер, включающий:

1) обучать студентов социальному мировоззрению, открытой информации;

2) развивать творческое, независимое, критическое мышление, навыки и умения анализировать и оценивать информацию, навыки использования информационных технологий для решения профессиональных и личных проблем;

3) развивать мышление и творческие способности;

4) обучение коммуникативным навыкам и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.