Научная статья на тему 'Задачи ветеринарной службы ФСИН России'

Задачи ветеринарной службы ФСИН России Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
814
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи ветеринарной службы ФСИН России»

В. С. ЛОИКО

начальник ветеринарной службы ФСИН России, полковник внутренней службы

Л. В. ЛАЗАРЕНКО

доцент кафедры зоотехнии

ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России,

кандидат ветеринарных наук,

майор внутренней службы

Задачи ветеринарной службы ФСИН России

В повседневной деятельности учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний наряду с правоохранительными задачами и функциями выполняются и иные задачи, непосредственно связанные с обеспечением функционирования уголовно-исполнительной системы (УИС). Так, более 640 учреждений УИС занимаются животноводством, в том числе содержанием крупного и мелкого рогатого скота, свиноводством и птицеводством, производством продукции животного и растительного происхождения с целью повышения самообеспеченности основными видами продовольствия и обеспечения независимости уголовно-исполнительной системы от конъюнктурных колебаний рынка.

Производство продовольственного сырья и пищевой продукции базируется на наличии собственной производственной базы, которая представлена как объектами по содержанию и разведению сельскохозяйственных животных и птицы, так и объектами, на которых производится переработка, хранение и оборот продовольственного сырья и продукции. Повседневная служебная деятельность УИС неразрывно связана с использованием служебных собак, которые применяются при организации охраны объектов уголовно-исполнительной системы. На основании данных, представленных территориальными органами ФСИН России, на 01.01.2017 поголовье животных в учреждениях УИС составляло: 13,5 тыс. служебных собак; 126,4 тыс. голов свиней; 23 тыс. голов крупного рогатого скота; 14,4 тыс. голов мел-

кого рогатого скота; 1,6 тыс. голов лошадей и 287,4 тыс. голов птицы.

В целях обеспечения задач, связанных с обеспечением продовольствием, в учреждениях УИС функционирует 1 066 продовольственных складов и баз, 1 028 овощехранилищ, 15 федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России и 822 кинологических городка.

Таким образом, значительное количество учреждений уголовно-исполнительной системы, являясь владельцами служебных и сельскохозяйственных животных, а также производителями продукции животного и растительного происхождения, ее потребителями, обязаны обеспечивать на подконтрольных объектах выполнение требований законодательства Российской Федерации в сфере ветеринарии. Законом Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979Л «О ветеринарии» предусмотрено наличие во ФСИН России ветеринарной службы, входящей в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации, за которой закреплены соответствующие полномочия, функции и задачи в сфере ветеринарии [1].

Следует отметить, что Федеральным законом от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» к полномочиям органов государственной власти в сфере ветеринарии, в том числе ветеринарной службы ФСИН России, отнесены и вопросы в сфере надзора за обеспечением качества и безопасности пищевых продуктов.

В целях совершенствования ветеринарного обеспечения учреждений и органов УИС приказом ФСИН России от 06.11.2014 № 596 «О внесении изменений в структуры и штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказания» в 79 аппаратах территориальных органов ФСИН России были созданы структурные подразделения «Ветеринарная служба». В штатных расписаниях территориальных органов ФСИН России введена должность «начальник ветеринарной службы» категории старшего начальствующего состава с непосредственным подчинением начальнику территориального органа. В соответствии с приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 698 «Об утверждении типовых структур и типовых штатных расписаний территориальных органов» подразделение ветеринарной службы территориального органа Федеральной службы исполнения наказаний непосредственно подчинено его руководителю. Кроме того, в результате проведенных в 2015 году во исполнение решений руководства ФСИН России мероприятий по совершенствованию организации ветеринарного обеспечения УИС в отдельных подведомственных территориальным органам учреждениях по зональному (кустовому) принципу были созданы структурные подразделения «Ветеринарная служба», в которых введена должность «главный ветеринарный врач». Следует также отметить, что в ряде учреждений, занимающихся содержанием сельскохозяйственных животных и птицы, штатными расписаниями предусмотрены должности ветеринарных специалистов, содержащихся за счет средств от приносящей доход деятельности, которые также входят в состав ветеринарной службы ФСИН России. Образование ветеринарной службы ФСИН России как самостоятельной структуры, предусмотренное законодательством, призвано улучшить государственный ветеринарный надзор на подконтрольных ФСИН России объектах, контроль за безопасностью пищевой продукции и сырья животного происхождения, производимых в учреждениях уголовно-исполнительной системы, повысить эффективность профилактических мероприятий против заразных и незаразных болезней животных на объектах УИС.

В соответствии с приказом ФСИН России от 14.10.2016 № 829 «О внесении изменений в штатное расписание Федеральной службы ис-

полнения наказаний, утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 22.03.2016 № 182 „Об организационно-штатных вопросах по Федеральной службе исполнений наказаний"» в центральном аппарате ФСИН России в составе управления тылового обеспечения было создано структурное подразделение «Ветеринарная служба», представленное должностью начальника ветеринарной службы ФСИН России. Кроме того, в составе ФКУ ЦНТЛ ФСИН России на основании приказа ФСИН России от 20.10.2016 № 854 «О внесении изменений в штатное расписание федерального казенного учреждения „Центральная нормативно-техническая лаборатория Федеральной службы исполнения наказаний", утвержденное приказом Федеральной службы исполнения наказаний от 28 декабря 2012 года № 650 „Об утверждении штатных расписаний учреждений, непосредственно подчиненных Федеральной службе исполнения наказаний"» создан отдел ветеринарного надзора и организации деятельности ветеринарной службы ФСИН России.

В результате реализации положений Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» и проведенных организационно-штатных мероприятий подразделения ветеринарной службы ФСИН России созданы на всех уровнях управления учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации основными задачами ветеринарной службы ФСИН России являются: осуществление государственного ветеринарного надзора на объектах УИС, контроль за безопасностью в ветеринарном отношении пищевой продукции и сырья, кормов для животных, организация проведения ветеринар-но-санитарной экспертизы подконтрольных товаров, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, защита населения от болезней, общих для человека и животных, и др.

Организация и проведение мероприятий по государственному ветеринарному надзору на объектах УИС осуществляются в соответствии с положениями Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» путем реализации мероприятий по контролю за качеством и безопасностью продукции. При этом следует отметить, что необходимые мероприятия должны проводиться поэтапно, начиная с контроля здоровья животных в процессе их

выращивания и эксплуатации и завершая контролем продукции при передаче потребителю.

Повышение опасности продуктов животноводства для здоровья потребителей может быть связано не только с распространением инфекционных и инвазионных болезней, в особенности антропозоонозов (болезней, общих для животных и человека). Причиной может быть нарушение технологий кормления и содержания, что значительно отражается на состоянии здоровья животных. Аналитический обзор результатов исследований, посвященных данной проблеме, указывает на объективные данные о влиянии заболеваний на качество и безопасность продуктов животноводства. В частности, «в условиях хозяйств от 48,8 до 89,4 % животных переносят болезни различной этиологии, а медикаментозное лечение, в том числе с применением антибиотиков, через продукты животноводства негативно влияет на здоровье людей» [2].

Обеспечение качества и безопасности продуктов животного происхождения, производимых на объектах УИС, осуществляется при контроле состояния убойных пунктов и технологии убоя, включая предубойный осмотр продуктивных животных и проведение ветеринарно-санитарной экспертизы продуктов убоя. Данные мероприятия позволяют производить изолированную переработку продуктов, получаемых от заведомо здоровых животных, и гарантировать снижение риска попадания к потребителю продукции сомнительного качества.

Таким образом, надлежащий ветеринарный контроль за безопасностью и качеством продукции животного происхождения, производимой на объектах УИС, является одним из факторов профилактики особо опасных болезней, пищевых токсикоинфекций и токсикозов среди ее потребителей.

Помимо контроля продукции собственного производства ветеринарные специалисты УИС осуществляют контроль за пищевой продукцией и продовольственным сырьем, кормами для животных, поступающими от сторонних производителей, а также за продукцией растительного происхождения.

Задачи ветеринарной службы, связанные с защитой людей от болезней, общих для человека и животных, и предупреждением заразных болезней животных, реализуются путем организации и выполнения на объектах УИС комплекса противоэпизоотических, профилак-

тических и лечебных мероприятий. Решение этих задач требует наличия информации об эпизоотической ситуации на территории расположения объектов УИС, анализа информации и прогнозирования ее развития, организации проведения необходимых мероприятий, использования методов диагностики болезней и специфической профилактики. Представленное направление деятельности является ежедневной работой специалистов ветеринарной службы ФСИН России.

В настоящее время данная проблема является актуальной, поскольку связана со сложной эпизоотической ситуацией в стране и циркуляцией возбудителей болезней животных в трудно контролируемой среде (почва, дикие животные, перелетные птицы, насекомые). В Российской Федерации ежегодно регистрируется значительное количество случаев инфекционных болезней животных, «которые оказывают отрицательное влияние на состояние животноводства и представляют серьезную угрозу здоровью и жизни людей, при этом наибольшую угрозу представляют карантинные и особо опасные болезни» [3]. По данным Россельхознадзора, в 2016 году наибольшее количество неблагополучных пунктов (территорий, на которых установлена заразная болезнь животных) было зарегистрировано по бешенству, нодулярному (узелковому) дерматиту, африканской чуме свиней (АЧС), по которой, в частности, на 31.12.2016 зарегистрировано 298 неблагополучных пунктов [4].

Распространение АЧС является особой проблемой для свиноводческих хозяйств, поскольку специальной профилактики против вируса АЧС не разработано, а при заражении происходит гибель всех животных. При возникновении заболевания на свиноводческих объектах вводятся строгие карантинные меры: в целях оздоровления хозяйства производится уничтожение всего поголовья свиней, что влечет значительные материальные потери. Прогноз развития эпизоотии АЧС на территории страны остается неблагоприятным, с тенденцией к нарастанию.

Эпизоотическая обстановка на подконтрольной ФСИН России территории остается нестабильной по ряду заразных заболеваний. В 2016 году на свиноводческих объектах в УФСИН России по Республике Адыгея и УФСИН России по Пензенской области было зарегистрировано заболевание свиней АЧС. Несмотря на принятые меры, возникновение

заболевания было допущено в ФКУ ИК-8 и ИК-4 УФСИН России по Пензенской области, а также на арендуемом ФКУ ИК-1 УФСИН России по Республике Адыгея свинокомплексе, располагавшемся в Краснодарском крае. В ходе проведения карантинных мероприятий было уничтожено 2 043 свиньи.

Кроме случаев АЧС, в 2016 году на объектах ФСИН России отмечались вспышки других инфекционных заболеваний сельскохозяйственных животных: бешенство у крупного рогатого скота (УФСИН России по Брянской области), дерматомикоз крупного рогатого скота (УФСИН России по Волгоградской области), псевдомоноз свиней (ГУФСИН России по Красноярскому краю и ГУФСИН России по Кемеровской области), пастереллез свиней (ГУФСИН России по Красноярскому краю, УФСИН России по Рязанской области, УФСИН России по Чувашской Республике), сальмонел-лез свиней (УФСИН России по Республике Тыва), хламидиоз и бруцеллез мелкого рогатого скота (УФСИН России по Пензенской области), мик-соматоз кроликов (УФСИН России по Владимирской области), колибактериоз, стрептокок-коз кур (УФСИН России по Самарской области), лейкоз крупного рогатого скота (ГУФСИН России по Пермскому краю, УФСИН России по Тюменской области, УФСИН России по Чувашской Республике), отечная болезнь свиней (УФСИН России по Чувашской Республике). У служебных собак в 2016 году были зарегистрированы: аденовироз (ГУФСИН России по Новосибирской области и УФСИН России по Владимирской области), хламидиоз (УФСИН России по Пензенской области и УФСИН России по Ульяновской области), дерматомикоз (УФСИН России по Тверской области), «питомниковый кашель» (ГУФСИН России по Челябинской области).

Выявление инфекционных заболеваний и проведение мероприятий по их ликвидации осуществлялось специалистами ветеринарной службы территориальных органов УИС в тесном взаимодействии со специалистами ветеринарной службы субъектов Российской Федерации.

Не теряют своего значения в возникновении заболеваний у человека инвазионные болезни, в частности гельминтозы, появление которых обусловлено тем, что их возбудители являются общими для человека и животных. Сложность решения проблемы ликвидации паразитозов заключается, по мнению П. Н. Си-

сягина, в многообразии видов паразитов и высокой их резистентности к факторам внешней среды. Ухудшение эпизоотической ситуации по ряду паразитарных болезней связано с тем, что прекращение работ по окультуриванию пастбищ способствует сохранению переносчиков возбудителей болезней и промежуточных хозяев паразитов [3].

В последние годы широкое распространение получило такое гельминтозное заболевание собак, как дирофиляриоз. По наблюдению О. В. Бякова и соавторов, в настоящее время оно регистрируется на ранее благополучных территориях, в частности в Кировской области и Пермском крае [5]. Возбудитель - крупный гельминт, относящийся к классу нематод, который паразитирует в полости сердца и легочных сосудах собаки, а личинки - микро-филярии - циркулируют в крови. Собака заражается во время укуса комара, при высокой степени инвазии животное погибает. Лечение дирофиляриоза требует комплексного подхода и в некоторых случаях является неэффективным. Возбудитель дирофиляриоза опасен и для человека.

К распространенным паразитозам также относится бабезиоз (пироплазмоз) собак. Возбудитель - простейшее, переносчиками которого являются иксодовые клещи, размножается в эритроцитах крови. При несвоевременном лечении заболевания возникают тяжелые последствия для здоровья собаки, вплоть до гибели. В 2016 году бабезиоз был зарегистрирован на кинологических объектах в УФСИН России по Владимирской области, УФСИН России по Республике Татарстан, ГУФСИН России по Новосибирской области и УФСИН России по Ярославской области.

Для предупреждения заразных болезней, в том числе болезней, общих для человека и животных, специалистами ветслужбы ФСИН России проводится мониторинг эпизоотической ситуации, целью которого является прогнозирование опасности заражения животных. Контроль эпизоотической ситуации производится во взаимодействии с региональными управлениями Россельхознадзора и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ветеринарии.

В целях оценки выполнения на объектах УИС мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний и мониторинга эпизоотической обстановки специалистами ветеринарной службы ФСИН России проводятся надзор-

ные мероприятия. Так, в 2016 году проведено более 3,5 тыс. проверок объектов УИС, в ходе которых выявлено более 13,2 тыс. нарушений.

Немало проблем в работе ветеринарной службы связано с болезнями животных, которые относятся к группе незаразных. Широко распространены болезни обмена веществ, маститы у коров, нарушения воспроизводительной функции у маточного поголовья, желудочно-кишечные болезни у молодняка в раннем возрасте и респираторные болезни, возникающие в следующие периоды выращивания, сопровождающиеся большим отходом. Основными причинами высокого уровня заболеваемости и падежа животных, как правило, являются несбалансированное кормление животных, недоброкачественные корма, грубые нарушения технологии содержания и ветеринарных требований.

Согласно поступившей информации, в 2016 году на животноводческих объектах УИС зарегистрирован падеж 3 101 сельскохозяйственного животного (без учета кроликов) и 24,5 тыс. птиц. Основными причинами падежа были незаразные болезни, в том числе бронхопневмония, гастроэнтерит, кахексия, каннибализм, травматизм. При анализе выявлено, что факторами, которые привели к развитию заболеваний животных и птицы, являлись нарушения зоотехнических и ветеринарных требований к их содержанию и кормлению.

Организация и проведение противоэпизоо-тических, профилактических и надзорных мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний животных, находятся в компетенции ветеринарных специалистов. Мероприятия включают проведение дезинфекции (обработка против микроорганизмов), дезинсекции (обработка против насекомых), дератизации (обработка против грызунов), дезакаризации (обработка против клещей) животноводческих объектов УИС, вакцинацию и дегельминтизацию животных с учетом эпизоотической ситуации. Контроль состояния здоровья животных и профилактика болезней проводятся с использованием иммунологических, клинических, гематологических, биохимических и гельминтологических исследований.

Таким образом, организация деятельности ветеринарной службы ФСИН России предусматривает комплексный подход к защите здоровья животных, который реализуется в

следующих актуальных на сегодняшний день направлениях:

- «организация и проведение надзорных мероприятий за соблюдением требований законодательства в сфере ветеринарии на объектах, подконтрольных УИС;

- взаимодействие с органами и организациями, входящими в систему государственной ветеринарной службы Российской Федерации;

- организация мероприятий, направленных на обеспечение эпизоотического благополучия, выполнение лечебно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий» [6].

Сохраняя здоровье продуктивных и непродуктивных животных, проводя профилактику зоонозов и антропозоонозов, осуществляя профессиональный ветеринарный контроль за обеспечением потребителя качественными и безопасными продуктами, специалисты ветеринарной службы ФСИН России обеспечивают сохранение здоровья осужденных и подследственных лиц и личного состава УИС. ^

1. О ветеринарии : закон Рос. Федерации от 14.05.1993 № 4979-I (ред. от 13.07.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 24, ст. 857.

2. Сытник С. А. Ветеринарно-санитарное обеспечение войск национальной гвардии Российской Федерации в условиях их формирования (на примере Приволжского регионального командования) : дис. ... канд. ветеринар. наук. Н. Новгород, 2016. С. 22.

3. Сисягин П. Н. Современные проблемы ветеринарной медицины и пути их решения // ZooVet.info. URL: http://zoovet.info/vet-knigi/107-zyvotnovodstvo / selkhoz-nauka-severa/6674-sovremennye-problemy-veterinarnoj-meditsiny-i-puti-ikh-resheniya (дата обращения: 02.02.2017).

4. О тенденциях распространения АЧС в Российской Федерации и Европе в 2016 г. // Россель-хознадзор : [сайт]. 31.01.2017. URL: http://www. fsvps.ru/fsvps/asf/news/19990.html (дата обращения: 02.02.2017).

5. Бякова О. В., Масленникова О. В., Ермолина С. А. Дирофиляриоз - новый зооноз на территории Кировской области // Вятский медицинский вестник. 2014. № 1. С. 19-21.

6. Лойко В. С. Вопросы организации ветеринарного обеспечения деятельности УИС // Пенитенциарная система и общество: опыт взаимодействия : сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф., 11-13 апреля 2016 г. Пермь : ФКОУ ВО Пермский институт ФСИН России, 2016. С. 297-300.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.