Oriental Renaissance: Innovative, (E)ISSN:2181-1784
educational, natural and social sciences www.oriens.uz
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7 3(6), June, 2023
ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
УЗБЕКИСТАНА
Кенжаев Зармамат Туймуродович
Шахрисабзский государственный педагогический институт Доцент кафедры социальных наук E-mail: [email protected] Тел.: 91 22605 06 Доктор философии Под рецензией У.Тиловова
АННОТАЦИЯ
В статье освещается необходимость совершенствования теоретико-методологических основ разработки государственной экологической политики, обобщения результатов предыдущих этапов, своевременного выявления и объективного изложения проблем отрасли.
Ключевые слова: экологическая политика, экологическое отношение, экологическая деятельность, экологическая культура, экологическая ситуация, экологическая проблема, экологическая мера, экологическая глобализация.
TASKS OF IMPROVING THE ENVIRONMENTAL POLICY OF
UZBEKISTAN
ABSTRACT
The article highlights the need to improve the theoretical and methodological foundations of the development of state environmental policy, generalization of the results of previous stages, timely identification and objective presentation of the problems of the industry.
Key words: ecological policy, ecological attitude, ecological activity, ecological culture, ecological situation, ecological problem, ecological measure, ecological globalization.
ВВЕДЕНИЕ
Глобальные изменения, происходящие в мире, привели к эскалации экологических процессов. Экологические процессы также охватили все сферы жизни общества. Любой уровень развития международных экологических политических отношений, даже если он является диалектическим продолжением предыдущего этапа, функционально имеет свои особенности.
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
Эти особенности проявляются прежде всего в Стратегии национальной экологической политики государств и потенциале интегрирующих институтов в международные отношения. Однако сейчас даже промышленно и информационно развитые страны не располагают достаточной научно -технической базой и финансовыми ресурсами для создания оптимальных экологических условий жизнедеятельности. Более того, в политических кругах стран мирового сообщества по объективным и субъективным причинам различные уровни развития экологического политического мышления оказывают негативное влияние на процесс интернационализации.
АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ
Материалы научных исследований по теоретическим основам экологической политики, в том числе по повышению потребности общества в экологической культуре человека, влиянию экологических отношений на социальные процессы, общепланетарному характеру экологических проблем, изучались специалистами отрасли. Об эффективности экологических отношений и необходимости формирования экологической культуры человека в решении экологических проблем Ф.Мечников, Б.Омонов, Г.А.Очилова, Х.С.Номозов, Ю.К.Манзаров, Б.А.Ачилов [1, 2, 4, 5, 6, 9], научные работы о возможностях развития экологической политики Узбекистана Б.Омонов, У.Г.Тилавов, С.Анализируется в исследованиях мамашакирова [3, 7, 8, 10]. В результатах анализа показаны пути интеграции экологической политики Узбекистана в международную экологическую политику.
МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях глобализации экологических политических отношений разделение труда в мировой природоохранной деятельности национальных государств и их стратегические задачи, динамика действий при переходе от одного этапа к другому, модель реформ и развития становятся разнообразными. Интеграция государств различных регионов в глобальные экологические политические отношения проявляет, как характер, так и направленность их внешней национальной экологической политики. По этой причине Национальная экологическая политика и международные экологические отношения подверглись взаимному сравнительному анализу. В освещении сути статьи использовались такие логические приемы, как анализ, синтез, обобщение, сравнение.
АНАЛИЗ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Дальнейшая эскалация экологической глобализации, усиление влияния ее тенденций на экологическую среду в Узбекистане, приближающаяся к Новому
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
веку, требует совершенствования государственной экологической политики, обобщения существующих проблем в этой области, пересмотра стратегии и тактики их преодоления. Для этого, по нашему мнению, необходимо сконцентрироваться на следующих задачах: Во-первых, необходимо совершенствовать теоретико-методологические основы экологической политики Узбекистана, чтобы вывести ее на новый уровень. Без уточнения определения понятия" экологическая политика", формирования научных представлений о конкретных ее проявлениях, направлениях, направлениях и принципах ее нельзя мотивировать к совершенствованию. Во-вторых, необходимо обобщить результаты предыдущих этапов, чтобы вывести экологическую политику любого государства на новый уровень. Такой подход позволяет выявить и сохранить положительный опыт экологической политики, использовать этот опыт в контексте новых реалий, обеспечить преемственность государственной экологической деятельности. В-третьих, для совершенствования экологической политики необходимо своевременно выявлять и объективно излагать проблемы отрасли, изучать причины их возникновения. Присущая шероховатость проблем экологической политики, взгляд на них из-за лапы могут привести к серьезным социальным последствиям в ближайшем будущем. В-четвертых, существует также необходимость продумать задачи экологической политики на новом этапе, пути их реализации. Четкое определение задач и механизмов их реализации определяет эффективность экологической политики.
Для того чтобы поднять экологическую политику Узбекистана на новый уровень, необходимо прежде всего усовершенствовать ее теоретико-методологические основы, то есть уточнить определение понятия "экологическая политика", сформулировать его проявления, направления, направления и принципы. Мы уже упоминали, что к 70-м годам прошлого века отношения общества и природы стали обостряться. Именно в этот период государственные и политические деятели, ученые и философы начали размышлять о необходимости согласования влияния общества на природу, для чего необходимо систематически осуществлять ряд мер. Эти соображения завершились появлением понятия, представляющего эти меры. Американский политолог Линтон к. Колдуэлл впервые упомянул понятие "экологическая политика". В ранние времена под экологической политикой понимались меры, побуждающие производителя, использующего технологии, загрязняющие природную среду, платить определенный штраф. А в конце прошлого века под этим понятием стали подразумеваться меры, направленные на предотвращение
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
экологических проблем. В наше время понятие" экологическая политика " используется в сравнительно более широком смысле.
Тот факт, что понятие было введено в научный оборот в последней четверти XX века, не означает, что усилия в этом направлении также зародились в этом веке. Продолжалась деятельность, направленная на некоторую координацию и регулирование влияния человека и общества на природу, устранение проблем, вызванных этими отношениями. Эта деятельность была организована, осуществлялась и поощрялась различными субъектами. Например, в качестве проявления экологической политики могут быть охарактеризованы усилия, предпринятые по инициативе активистов махалли с целью контроля за восстановлением пришедших в негодность источников воды с помощью хашара, мерами по ликвидации тех или иных стихийных бедствий, организацией мероприятий, направленных на выщелачивание солончаков, отношением людей к окружающей среде и природным ресурсам. Однако до XX века такая политика носила непрерывный, временный и джузыйский характер. К нашему времени экологическая политика значительно усложнилась как по содержанию, так и по содержанию. Он реализуется рядом объектов в различных направлениях и отраслях на основе различных принципов. Это обстоятельство породило различные проявления, направления, отрасли и принципы экологической политики. Следовательно, сложно представить содержание и сущность современной экологической политики без них.
Современная экологическая политика имеет различные проявления. В частности, деятельность, осуществляемая различными международными организациями на мировом уровне, исполнение документов международного значения, посвященных экологическим вопросам, принято называть общепланетной экологической политикой. В отличие от нее, государственная экологическая политика включает в себя политические, экономические, социальные и правовые меры, осуществляемые органами власти, учрежденными государством уполномоченными общественными организациями и т.п. В целях управления экологической ситуацией на территории страны, регулирования экологических отношений и устранения экологических проблем. Кроме того, когда мы говорим об экологической политике, упоминается ее региональное видение. Под этим понимается, с одной стороны, комплекс мер, осуществляемых государством в целях сохранения экологической обстановки в конкретном регионе, а с другой-экологическая деятельность органов власти в данном регионе, исполнение принятых на
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
местном уровне экологических актов. Также можно говорить о локальной экологической политике. Так называются экологические мероприятия, проводимые в рамках той или иной организации. Эти меры реализуются в целях ограничения негативного воздействия организации или предприятия на окружающую среду.
Все проявления экологической политики, безусловно, имеют актуальное общественное значение. Однако, руководствуясь логикой исследования, мы имеем в виду в своих рассуждениях экологическую политику, проводимую органами государственной власти, политическими институтами, уполномоченными общественными организациями. Кстати, государственная экологическая политика является наиболее значимым и структурно сложным видом экологической политики. Потому что он проводится одновременно вышеперечисленными субъектами в широком масштабе, систематически, непрерывно на основе сложных принципов в нескольких направлениях и областях. Основной целью государственной экологической политики является обеспечение экологической безопасности на территории страны и защита ее экологических интересов.
Экологическая политика государства реализуется в различных сферах. Для достижения намеченной цели в первую очередь необходимо наладить экологическую деятельность общенационального масштаба. Потому что экологическая ситуация в стране не может спонтанно создать свою устойчивость. Экологические отношения в любом обществе требуют регулирования и координации. С другой стороны, экологические проблемы могут быть преодолены только путем обеспечения общенационального единства. Все это восходит к необходимости проведения определенной экологической политики в масштабах общества. Следовательно, экологическая политика, реализуемая в общенациональной сфере, является предварительным условием обеспечения экологической безопасности страны. Чем тщательнее сформулированы цели и задачи, концептуальные подходы и идеи, стратегия и тактика, правовые основы и организационно-институциональные основы этой политики, тем выше уровень ее эффективности.
Однако экологическая политика не ограничивается экологической деятельностью, проводимой на национальном уровне. Экологическая безопасность страны также требует проведения экологической политики в международной сфере. Его основными целями являются защита национальных экологических интересов на международной арене, налаживание экологического сотрудничества с международным сообществом. Важность
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
выражения и защиты экологических интересов нации на международном уровне неоценима. Потому что в условиях нарушения паритета интересов в международных экологических отношениях возникает угроза ущемления национальных экологических интересов. Это обстоятельство диктует необходимость реализации экологической политики государства в международной сфере на основе продуманной программы. Кроме того, сегодня тенденции экологической глобализации оказывают свое влияние на экологическую ситуацию во всех без исключения странах. Необходимо наладить сотрудничество с международным сообществом для их устранения или уменьшения негативных последствий. Эта задача также восходит к вопросу повышения эффективности экологической политики государства в международной сфере.
В социально-политическом опыте стран Центральной Азии, добившихся национальной независимости в конце прошлого столетия, можно увидеть стремление основательно определять цели и задачи, направления и направления государственной экологической политики на основе достижений развитых стран, постоянно совершенствовать ее теоретико-методологические основы. Очевидно, что сегодня все страны стремятся организовать свою экологическую политику на научной основе и опираясь на передовой опыт мирового сообщества для обеспечения экологической безопасности и защиты экологических интересов. Эта практика должна стать программной и в совершенствовании экологической политики Узбекистана.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Теоретико-методологические основы экологической политики Узбекистана составляют научное определение понятия "экологическая политика", цели и задачи, направления и направления, принципы государственной экологической политики, сформулированные на основе гуманистических взглядов и демократических ценностей, национальный и мировой опыт в области охраны окружающей среды. Государственная экологическая политика, опирающаяся на прочную теоретико-методологическую основу, служит обеспечению экологической безопасности страны. Основной целью государственной экологической политики является обеспечение экологической безопасности на территории страны и защита ее экологических интересов. Его основные области включают:
а) в целях охраны экологической обстановки;
б) в целях улучшения экологических отношений;
в) мероприятия, проводимые с целью устранения экологических проблем.
о
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
REFERENCES
1. Омонов Б.Н. Значение религиозных ценностей в формированиикультуры личной экологии. Proceedings of Global Technovation4th International Multidisciplinary Scientific ConferenceHosted from Paris, France February 27th 2021. https: //conferencepublication.com
2. Qilichev F. Shaxs ekologik madaniyatini shakllantirishda diniy qadriyatlarning roli. Fals.f.f.d. (PhD) diss. avtoref. - Toshkent: O'zMU, 2022.
3. Tilavov O'.G'. Global barqaror taraqqiyotda ekologik partiyalarning roli (ijtimoiy-falsafiy tahlil). Fals.f.d. (DSc) diss. avtoref. - Toshkent: O'zMU, 2021.
4. Omonov B.N. Problems And Consequences Of Water Deficiency In Central Asia // Turkish Online Of Qualitative Inquiry (TOJQI) Volume 12, July 2021: 2541-2545. https: //www.toj qi .net/index.php/j ournal/article/view/4680
5. Omonov B.N., Ochilova G.A., Nomozov K.S., Manzarov Y.K., Ochilov B.A. Factors Of The Formation Of Ecological Culture In The Education And Training System. https://www.pnriournal.com/index.php/home/article/view/2880/2583
6. https://www.scopus.com/sourceid/21100216519 984-989
7. Мамашакиров С. Роль социально-политических факторов в формировании экологической активности и ответственности: Автореф. дисс. на соиск. уч.степ.д.филос. н. - Т.: ТашГУ, 1997.
8. Muhiddin Rahim. Global ekologik inqiroz tahdidlari//Tafakkur jurnali. 2014/1. -B.24-35.
9. Omonov B. Ekologik globallashuv va uning O'zbekistondagi ekologik muhitga ta'siri. -T.: "Voris - nashriyot", 2021. 136 b.
10. Omonov B. The use of water resources in the center of environmental policy in the region. The fifth international conference on history and political sciences. ttps://elibrary.ru/tjvied
11. Ochilova C.A., Amonov B.N., Azamova S.A, Manzarov Y.K. Ecological Globalization And Its Social Place In The Globalization System Of Processes. https://sifisheriessciences.com/iournal/index.php/iournal/article/view/1601/1638
12. Омонов Б.Н. Геоэкологическая политика Узбекистана в регионе Приаралья.https://scholar.google.com/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user =4rzyX0YAAAAJ&citation_for_view=4rzyX0YAAAAJ:IjCSPb-OGe4C
13. Омонов Б.Н. Глобализация экологических проблем и ее влияние на судьбы человечестваhttps://scholar.google.com/citations?view op=view citation&hl=ru&us er=4rzyX0YAAAAJ&citation for view=4rzyX0YAAAAJ:YsMSGLbcyi4C
14. Ochilova Guzal Aralovna, Jumayeva Shahlo Suyunovna, Buriyev Isroil Ismoilovich, Elboyeva Shaxnoza Buriniyozovna. Philosophical analysis of the
SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7
3(6), June, 2023
development
of
social
consciousness.
https: //mail .palarch.nl/index.php/j ae/article/view/2706
15. Ochilova G.A.. Yoshlar - Yangi O'zbekistonning ma'naviy elitasi. https://scholar.google.ru/citations?view op=view citation&hl=ru&user=BiF6nfgAA AAJ&citation for view=BiF6nfgAAAAJ:Y0pCki6q DkC
16. Шахло Суюновна Жумаева, Гузал Араловна Очилова. Творческая деятельность и её гуманистические аспекты. https://scholar.google.ru/citations?view_op=view_citation&hl=ru&user=BiF6nfgAA AAJ&citation_for_view=BiF6nfgAAAAJ:qjMakFHDy7sC