Научная статья на тему 'Задачи развития IT-инфраструктуры предприятия'

Задачи развития IT-инфраструктуры предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3149
281
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
IT-ИНФРАСТРУКТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ / IT-СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ В ОБЛАСТИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ / СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ / СИСТЕМНЫЙ ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / ENTERPRISE IT INFRASTRUCTURE / ENTERPRISE IT STRATEGY / PRIORITY INITIATIVES IN THE FIELD OF INFORMATION TECHNOLOGY / ENTERPRISE STRATEGIC TARGETS / OPTIMIZATION OF ADMINISTRATIVE PROCESSES / THE SYSTEM PROJECT OF CREATION OF COMPLEX INFORMATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бураков Петр Васильевич, Курочкин Дмитрий Эдуардович

Рассматривается управленческая задача создания надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры предприятия, являющейся основой эксплуатации корпоративных информационных систем, а также тестирования и внедрения новых бизнес-приложений. Решение этой проблемы связано с решением целого комплекса задач, в основе которого лежит формирование IT-стратегии предприятия. Стратегия определяет набор приоритетных инициатив в области информационных технологий, который позволяет согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT PROBLEMS OF THE ENTERPRISE ITINFRASTRUCTURE

Management task of a reliable, modern, adaptive, flexible and functional enterprise ITinfrastructure creation which is the basis of corporate information systems operation, testing and new business applications implementation are discussed. This problem decision is connected with the decision of the whole complex of problems based on enterprise ITinfrastructure formation. The strategy defines a set of priority initiatives in the field of information technology which allows developing an information technological complex of the enterprise in concord, with participation of all divisions, on the basis of uniform requirements for achievement of the enterprise strategic targets.

Текст научной работы на тему «Задачи развития IT-инфраструктуры предприятия»

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

14. Abraham Lempel. On a Homomorphism of the de Bruijn Graph and Its Applications to the Design of Feedback Shift Registers // IEEE Transactions on Computers. - 1970. - V. C-19. - № 12. - P. 1204-1209.

15. Abbas M.Alhakim. A simple combinatorial algorithm for de Bruijn sequences // The American Mathematical Monthly. - 2010. - V. 117. - № 8. - P. 728-732.

Ожиганов Александр Аркадьевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, доктор технических наук, профессор, ojiganov@mail.ifmo.ru Захаров Илья Дмитриевич - Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет

информационных технологий, механики и оптики, аспирант, zakharov_ilya@hotmail.com

УДК 334.02

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ IT-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

П.В. Бураков, Д.Э. Курочкин

Рассматривается управленческая задача создания надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры предприятия, являющейся основой эксплуатации корпоративных информационных систем, а также тестирования и внедрения новых бизнес-приложений. Решение этой проблемы связано с решением целого комплекса задач, в основе которого лежит формирование IT-стратегии предприятия. Стратегия определяет набор приоритетных инициатив в области информационных технологий, который позволяет согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.

Ключевые слова: IT-инфраструктура предприятия, IT-стратегия предприятия, приоритетные инициативы в области информационных технологий, стратегические цели предприятия, оптимизация управленческих процессов, системный проект создания комплексной информационной системы.

Введение

Современные мировые тенденции в развитии информационных технологий (далее IT - Information Technology) кардинально изменяют их роль в развитии бизнеса компаний. Сегодня новая техника и технологии применяются не только для автоматизации сбора и обработки данных, но и для реализации новых идей, новых способов получения конкурентного преимущества. IT становятся незаменимым инструментом достижения стратегических целей и устойчивого развития предприятия. Информационные системы способны своевременно предоставлять необходимую, достоверную и взвешенную информацию, распределенную по основным направлениям финансово-экономической и производственной деятельности компании, пригодную для всестороннего анализа и достаточную для принятия решения.

В настоящее время среди руководителей компаний и менеджеров всех уровней формируется отношение к информационной деятельности как к одной из важнейших для компании. Все больше предприятий понимают необходимость создания и развития надежной, современной, адаптивной, гибкой и функциональной IT-инфраструктуры, представляющей собой комплекс взаимосвязанных систем, оборудования и коммуникационных каналов, объединяющих отдельно стоящие программно-аппаратные комплексы в единую среду взаимодействия.

Особую значимость задача развития IT-инфраструктуры получает для крупных компаний и холдингов, обладающих сложной корпоративной структурой, обусловливающей трудности в работе с корпоративной информацией: постоянно растущий объем документов, появление новых партнеров, необходимость постоянного взаимодействия сотрудников удаленных филиалов и обеспечение выполнения сквозных процессов [1]. IT-инфраструктура для таких предприятий должна удовлетворять требованиям высокой масштабируемости, открытости, интегрируемости, а также поддержки территориально-распределенной работы. Для этого IT-инфраструктура должна включать в себя единое комплексное программное решение, состоящее из модулей управления производством (MRP II, MES, APS), финансами, закупками, снабжением, цепочками поставок, сбытом, качеством, ремонтом и обслуживанием оборудования, конструкторской и технологической подготовкой производства, персоналом, модулей бюджетирования и контроллинга, бухгалтерского и налогового учета, а также OLAP многомерного бизнес-анализа.

Постановка задачи

Эффективное решение проблемы развития IT-инфраструктуры предприятия требует решения целого комплекса задач:

- формирование IT-стратегии предприятия;

- анализ и оценка текущего состояния IT-обеспечения предприятия;

- формирование концепции развития IT;

- подход к реализации концепции развития IT;

- организация работ по реализации концепции развития 1Т;

- технико-экономическое обоснование отдельных проектов информатизации предприятия на основе выделяемых факторов эффективности.

Основной результат

1Т-стратегия - это программа развития информационных систем в соответствии со стратегией развития предприятия, текущими и будущими потребностями бизнеса. При разработке 1Т-стратегии закладываются основные параметры создаваемой информационной платформы, чтобы она отвечала следующим требованиям:

- масштабируемость - система должна учитывать растущие потребности предприятия;

- гибкость - система должна быть легко настраиваемой под изменения внутренних бизнес-процессов и внешней среды;

- стандартизация - различные компоненты системы должны быть совместимыми и соответствовать требованиям информационной безопасности;

- экономическая эффективность - использование того или иного решения должно быть оправдано экономически;

- независимость - заказчик не должен попадать в зависимость от поставщиков решений, при этом не должна возникать необходимость в содержании собственного штата программистов.

Взаимосвязь стратегических целей и задач предприятия и стратегии информатизации может быть выражена следующим образом:

- бизнес-стратегия определяет направления развития основной области деятельности предприятия и причины движения в данном направлении;

- стратегия информатизации идентифицирует 1Т, которые требуются для поддержки и оптимизации бизнес-стратегии, и показывает, как эти технологии и системы могут быть реализованы на предприятии [2].

Таким образом, стратегия информатизации призвана определить набор приоритетных инициатив в области 1Т, который позволит согласованно и скоординировано развивать информационно-технологический комплекс предприятия с участием всех подразделений на базе единых требований для достижения стратегических целей предприятия.

Анализ существующих на предприятии информационных систем осуществляется с целью определения их соответствия функциональным задачам бизнеса на разных уровнях управления, пользовательского окружения, структуры информационных потоков, организации хранения данных и доступа к ним. Целью такой диагностики является определение текущего состояния 1Т-обеспечения для его дальнейшего развития в соответствии с разрабатываемой стратегией 1Т.

Для проведения диагностики должны быть выполнены следующие основные задачи:

- диагностика 1Т-обеспечения основных функциональных бизнес-процессов и инструментов управления;

- анализ 1Т-инфраструктуры;

- характеристика обеспечения информационной безопасности;

- характеристика организационного обеспечения 1Т;

- типологизация и характеристика затрат на 1Т-обеспечение.

Формирование концепции развития 1Т должно базироваться на ряде основополагающих принципов:

- развитие 1Т должно находиться в русле стратегического развития предприятия: 1Т должны быть стратегическим компонентом архитектуры бизнеса предприятия;

- закрепление в архитектуре 1Т структуры деятельности предприятия и содержания ключевых бизнес-процессов этой деятельности;

- удовлетворение приоритетных задач бизнеса: снижение затрат, улучшение управляемости предприятия, финансовая прозрачность, единое информационное пространство;

- защита инвестиций в 1Т: внедрение систем, наименее подверженных риску неопределенности бизнес-стратегии;

- комплексное решение: инвестиции в 1Т должны идти на создание «целостного актива»;

- баланс между текущими и стратегическими задачами: реализация долгосрочных проектов в области 1Т не должна приводить к блокированию текущей работы функциональных подразделений.

Реальная отдача от автоматизации предприятия может быть получена в большой степени за счет оптимизации управленческих процессов на предприятии, управления операционными процессами и управления финансовыми фондами. Следовательно, развитие 1Т предприятия должно идти по четырем основным направлениям:

1. последовательная автоматизация всех операционных процессов, обеспечивающих снижение затрат и улучшение ключевых показателей эффективности бизнес-подразделений предприятия;

ЗАДАЧИ РАЗВИТИЯ 1Т-ИНФРАСТРУКТУРЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

2. развитие корпоративной информационной системы, основанной на интегрированном решении и эффективных процедурах сбора, обработки и предоставления информации;

3. создание инфраструктуры 1Т, удовлетворяющей современным требованиям по уровню надежности и безопасности;

4. повышение эффективности работы пользователей и персонала блока 1Т [3].

Разработка системного проекта по созданию комплексной информационной системы, предполагающего интеграцию действующих и создаваемых компонент (по функциональности, структуре данных, их преобразованию и организации доступа), является основополагающим подходом к реализации концепции развития 1Т. Объем и сроки реализации отдельных проектов определяются по результатам оценки текущего состояния 1Т-обеспечения предприятия, детального анализа результатов и определения направления развития 1Т предприятия. Программа реализации проектов начинается с выполнения комплекса работ по подготовке к внедрению и детальному планированию работ по отдельным задачам автоматизации бизнес-функций в рамках стратегии развития 1Т.

Организация работ по реализации концепции связана с определением ролей и функций подразделений 1Т обеспечения. В организационной структуре департамента 1Т выделены подразделения, отвечающие за развитие 1Т - это отдел управления проектами 1Т. Деятельность этого подразделения строится на проектной основе. Начальник данного отдела формирует необходимое количество проектных команд (по числу проектов по их направлению), в которых собраны сотрудники соответствующей специализации. При этом проектные команды могут формироваться из специалистов, находящихся в административном подчинении у других начальников отделений, в зависимости от специфики каждого конкретного проекта [4].

Управление процессом реализации стратегии 1Т и контроль над ходом и результатами каждого из проектов строятся на основе следующих принципов:

- в службе 1Т должна существовать группа специалистов-аудиторов качества проектов;

- в каждом проекте должен быть контролер качества;

- на предприятии должны быть четко определены и утверждены принципы управления проектными рисками;

- на предприятии должны быть утверждены единые показатели контроля проектных процессов;

- мотивация участников проекта должна быть связана с результатом проекта;

- обязательной является процедура контроля проекта по его завершению;

- должна быть установлена единая частота контрольных процессов;

Технико-экономическое обоснование (ТЭО) - это изучение экономической выгодности, анализ и расчет экономических показателей проекта. Задачей составления ТЭО является оценка затрат на проект развития 1Т-инфраструктуры предприятия и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.

Заключение

Развитие информационно-технологического комплекса предприятия должно осуществляться на основании разработанной 1Т-стратегии. Стратегия обеспечивает унификацию применяемых на предприятии методологий, повышает оперативность реализации изменений в различных аспектах системы управления, в том числе при интеграции новых бизнес-приложений, а также обеспечивает максимальную отдачу от инвестиций в информационные технологии за счет выделения средств на наиболее приоритетные проекты и инициативы в области информатизации. При этом необходимо учитывать, что полная и своевременная реализация 1Т-стратегии развития предприятия требует активного участия руководства, что во многом обеспечит достижение стратегических целей и долгосрочный успех деятельности предприятия во всех областях.

В итоге предприятие получает надежную, гибкую и масштабируемую 1Т-инфраструктуру, позволяющую на качественно новом уровне организовать такие процессы, как управление проектной деятельностью, управление операционной деятельностью, управление рисками, управление продажами, управление финансами и другими бизнес-процессами. 1Т-инфраструктуры повышают эффективность информационно -го обмена между структурными подразделениями предприятия, оперативность принятия решений и реализации возложенных на каждое из таких подразделений задач, что является одним из наиболее значимых факторов успешности предприятия - его рентабельности, прибыльности, конкурентоспособности.

Литература

1. Литвиненко О.А. Концептуальные аспекты системы управления информатизацией предприятия // Научно-технический вестник СПбГУ ИТМО. - 2011. - № 1 (71). - С. 120-123.

2. Гурков И.Б. Стратегия и структура корпорации. - М.: Дело, 2008. - 288 с.

3. Михайлов А. Стратегическое планирование развития системы информационного обеспечения. - М.: Высшая школа международного бизнеса АНХ, 2001. - 134 с.

4. Данилин А., Слюсаренко А. Архитектура и стратегия. «Инь» и «Янь» информационных технологий предприятия. - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2005. - 504 с.

Бураков Петр Васильевич

Курочкин Дмитрий Эдуардович

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, кандидат экономических наук, доцент, pv_burakov@mail.ru

Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, соискатель, d.e.kurochkin@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.