УДК 371.1
Габитова Э.Р. студент магистратуры Казанский Федеральный Университет
Россия, г. Казань
ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ ФГОС
Аннотация. В статье проанализирована актуальная проблема адаптации первоклассников к образовательной среде школы. Охарактеризованы особенности обеспечено психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации первоклассников к школе.
Ключевые слова: качество образования, адаптация к школе, дезадаптация, профилактика, психолого- педагогическое сопровождение
Gabitova E.R. graduate student Kazan Federal University Russia, Kazan
TASKS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF FIRST-CLASS STUDENTS
ACCORDING TO THE GEF
Annotation. The article analyzes the urgent problem of adapting first graders to the educational environment of the school. Characterized by the features provided psychological and pedagogical support of the process of adaptation of first graders to school.
Keywords: quality of education, adaptation to school, maladaptation, prevention, psychological and pedagogical support
Адаптация первоклассников делится на три этапа. На первом этапе ребёнок впервые в жизни приходит в школу. Этот этап начинается не с первого класса, а с того момента, когда начинает ходить на «нулевые» уроки, на которых они непосредственно готовятся к школе. Обычно, педагоги знакомы с проблемой адаптации детей и стараются провести профилактические работы. На втором этапе ребёнок адаптируется непосредственно уже в школе. Этот этап является самым сложным и длится он примерно 6 месяцев с момента самого первого звонка. Во время третьего этапа педагог или психолог работает со школьниками, у которых замечены признаки дезадаптации, чтобы выявить причины и способы их устранения. Для этого важно понимать, что же такое «дезадаптация». Непосредственно дезадаптация - это нарушения приспособления ребенка к новым условиям, при которых заметно снижаются способности к обучению, а также появляются проблемы в общении со сверстниками, учителями, родителями [2].
Задача педагога и психолога сделать естественный процесс адаптации более интенсивным и безболезненным. Без адаптации невозможно было бы поддержание нормальной жизнедеятельности и приспособления к различным факторам внешней среды. Адаптация имеет большое жизненное значение для организма, позволяя не только переносить значительные и резкие изменения в окружающей среде, но и активно перестраивать свои физиологические функции и поведение в соответствии с этими изменениями, иногда и опережая их. Благодаря адаптации поддерживается постоянство внутренней среды организма.
Каждый ребенок абсолютно по-разному переживает вливание в новый коллектив, и ребенку хочется найти опору, которым становится именно учитель. Поэтому очень важно знать, как дать детям столько заботы и поддержки, сколько бы ему хватило. Учитель не только с помощью индивидуального подхода к каждому, но и с помощью бесед с родителями, в целях выявления какого-либо рода проблем, бесед с учеником, бесед с учеником при присутствии психолога и с помощью многих других подходов в силах помочь ребенку справиться с процессом адаптации [4].
Очень значимый для школьника человек - учитель. Поэтому от того, какой вклад вносит учитель в общении и взаимодействии со школьниками младших классов, очень многое зависит в их успешной и легкой адаптации к школе. Учитель имеет возможность смягчить или ускорить процесс адаптации. Для этого важно объяснить, кого называют школьниками, чем же они отличаются от детишек из детского сада, дать первоклассникам возможность понять, какие правила поведения в школе существуют, и почему нужно их соблюдать.
В соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире.
В связи с требованиям ФГОС начального общего образования переходит от традиционного воспитания на формирование таких качества личности, которые необходимы для жизни в современных условиях мобильного общества. Таким образом, приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Анализ теоретических подходов к изучению школьной адаптации свидетельствует о том, что факторы успешности адаптации первоклассников к школьному обучению рассматриваются без учета характера трудностей, возникающих у детей в начальный период обучения в школе, и способов их преодоления.
ФГОС для улучшения адаптационного периода предлагает проводить диагностический и коррекционный этапы.
В процессе диагностического этапа ставятся различные условия
адаптации первоклассников, проводятся наблюдения с использованием специальных методик, которые направлены на выявление эмоционального состояния в школе и психологического в семье у ребенка. Большую роль в процессе адаптации играют отношения в семье. Если в семье спокойная атмосфера, то малышу будет легче адаптироваться в новой обстановке.
Если ученику тяжело дается прохождение адаптационного периода, то проводится коррекционный этап. Индивидуально для каждого разрабатывается методика, направленная на повышение мотивации, повышающая заинтересованность ребенка учебой [32, 14].
Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей [5, 27].
Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа - дошкольного детства.
Использованные источники:
1. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы [Электронный ресурс]: утв. Правительством Рос. Федерации 29.12.2014. - Режим доступа: КонсультантПлюс. Законодательство
2. Инглик, Т.Н. Изучение готовности первоклассников к обучению в школе / Т.Н. Инглик, Л.Б. Айбазова, P.M. Пеньковская // Материалы международной научно-практической конференции в области экологии и безопасности жизнедеятельности «Дальневосточная весна - 2018». - Комсомольск-на-Амуре: ГОУ В ПО «КнАГТУ», 2018. - С. 129-132.
3. Короткова Ю. А. Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников в период адаптации к школе // Молодой ученый. — 2015. — №13.
— С. 745-748
4. Ледрова М. В. Социально педагогическая работа по адаптации первоклассников к условиям школы // Студенческая наука и XXI век. — 2017.
— № 1(14). — С. 2-2.