Научная статья на тему 'Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого развития'

Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ПОДГОТОВКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛОВ РОСТА / THEORY OF LIMITS OF GROWTH / НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / NATIONAL STRATEGY OF STABLE PROGRESS / STABLE PROGRESS / PREPARATION OF BUSINESSMEN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сагинова Ольга Витальевна, Сагинов Юрий Леонидович

В статье обосновывается необходимость введения вопросов устойчивого развития в программы подготовки предпринимателей в рамках самых различных программ бизнес-образования. Предлагаются темы для обязательного включения в программы подготовки предпринимателей, рассматривается возможность изучения вопросов устойчивого развития в различных курсах программы, а не в качестве отдельной дисциплины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сагинова Ольга Витальевна, Сагинов Юрий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Objectives in Training Entrepreneurs in Terms of the Sustainable Development Concept

The article advocates the need for introducing issues of sustainable development into the syllabuses for training entrepreneurs within all sorts of business training curricula. Topics to be included into the business training courses are suggested, and arguments are given in favor of studying sustainable development within various academic disciplines rather than as a separate single subject.

Текст научной работы на тему «Задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого развития»

Сагинова Ольга Витальевна

д-р экон. наук, профессор,

зав. кафедрой сравнительной экономики и предпринимательства saguinova@rea.ru

Сагинов Юрий Леонидович

канд. экон. наук, доцент saginov@yandex.ru

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва

задачи подготовки предпринимателей в контексте концепции устойчивого

развития

_Аннотация

В статье обосновывается необходимость введения вопросов устойчивого развития в программы подготовки предпринимателей в рамках самых различных программ бизнес-образования. Предлагаются темы для обязательного включения в программы подготовки предпринимателей, рассматривается возможность изучения вопросов устойчивого развития в различных курсах программы, а не в качестве отдельной дисциплины.

Ключевые слова: устойчивое развитие, подготовка предпринимателей, теория пределов роста, национальная стратегия устойчивого развития

Концепция устойчивого развития формировалась в ходе постепенного осознания обществом природоохранных, экономических и социальных проблем, оказывающих влияние на состояние природной среды. Это конструктивная реакция общества на наблюдаемые и активно освещаемые в научных публикациях и средствах массовой информации процессы деградации природы под влиянием человеческой деятель-

ности. Идеи о необходимости устойчивого развития еще в начале XX века высказывал В.В. Вернадский, выдвинув концепцию ноосферы, в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы. В наше время началом обсуждения концепции устойчивого развития послужила выдвинутая в начале 1970-х гг. Д. Форрестером, Д. Медоузом [2] теория «пределов роста», предполагающая, что при

сохранении существующих тенденций роста населения в мире, возрастания промышленного производства и, как следствие, увеличения загрязнения окружающей среды и истощения ресурсов планеты наступит так называемая «глобальная катастрофа». Хотя сначала эта теория не имела достаточного количества сторонников и часто подвергалась серьезной критике, с развитием международной интеграции и социально-экономических связей все большее число исследователей и политиков стало понимать и принимать необходимость устойчивого развития общества. Сам термин «устойчивое развитие» («sustainable development») получил широкое распространение с 1987 года, когда был опубликован доклад Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», известный как доклад Г.Х. Брундтланд [1]. В докладе устойчивое развитие определено как развитиие, при котором нынешние поколения удовлетворяют свои потребности, не лишая будущие поколения возможности удовлетворять собственные нужды и потребности. В 1992 г в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию, принявшая так называемую «Повестку дня» [10], которая содержала рекомендации каждой стране разработать национальную стратегию устойчивого развития на основе экономических, социальных и природоохранных планов, обеспечивая их согласованность. Сегодня такая стратегия является обязательной частью самых разных международных программ и мероприятий. Например, разработка такой стратегии вписана в контракт, который Международный олимпий-

ский комитет подписал с Россией как страной проводящей зимние Олимпийские игры 2014 г В России переход к устойчивому развитию (УР) только начинается. Определены стратегические направления охраны природы России (Экологическая доктрина, 2002; Национальная стратегия сохранения биоразнообразия, 2001, и др. [10]), сформированы основы законодательной и нормативной базы по охране окружающей среды; определены стратегические позиции России как «ресурсного донора» планеты, экосистемы которого вносят существенный вклад в поддержание глобальной устойчивости, идет активная подготовка специалистов природоохранного профиля.

Образование и устойчивое развитие

Первые рекомендации по образовательным программам в области устойчивого развития были разработаны ООН параллельно с концепцией устойчивого развития в конце 80-х

идеи о необходимости устойчивого развития еще в начале XX века высказывал В.В. Вернадский,

выдвинув концепцию ноосферы, в основе которой лежит идея гармонизации взаимодействия общества и природы

в России переход к устойчивому развитию только начинается, Определены стратегические направления охраны

природы России, сформированы основы законодательной и нормативной базы по охране окружающей среды

годов XX века. В упоминавшейся выше «Повестке дня ООН» есть отдельная глава 36 «Продвижение образования, общественной осведомленности и подготовки» (Promoting Education, Public Awareness, and Training). Образование в области устойчивого развития, в отличие от других образовательных проектов и направлений, было инициировано извне образовательного сообщества - международными и государственными организациями и министерствами. Связь образования с устойчивым развитием неоднозначна. Нации с самыми высокими показателями образования оставляют на земле наибольший углеродный след1, так как имеют самые высокие показатели потреб-

1 От англ. Carbon footprint, т.е. результаты жизнедеятельности и технологий человека в виде выбросов в окружающую среду, использования энергоресурсов и т.п.

ления на душу населения и наиболее развитое производство. Поэтому задача образования в области устойчивого развития - повысить уровень осведомленности и образованности населения без соответствующего увеличения вредных последствий его деятельности для окружающей среды. Образование может повлиять на устойчивое развитие в следующих направлениях:

- более ответственная и разумная реализация экономических программ - образованные работники с большей ответственностью за состояние окружающей среды (как экологическое, так и социальное) реализуют программы экономического развития;

- принятие взвешенных решений -образованные сотрудники способны разрабатывать и реализовывать так называемые «зеленые программы»2 в самых разных отраслях экономики;

- повышение качества жизни - перечисленные выше факторы ведут к повышению качества жизни региона, страны и в результате всего мира. Вопросам изучения связи образования с устойчивым развитием посвящено немало отечественных научных работ и отчетов различных общественных организаций и комиссий [10]. Однако системы обучения вопросам устойчивого развития в России пока не создано. Существующие в различных российских вузах 12 кафедр, в название которых входит «устойчивое развитие» занимаются (судя по информации, доступной в Интернет)

2 Green programs - программы, ориентированные на производство экологически безопасных энергосберегающих продуктов и услуг, поддерживающих устойчивое развитие

исключительно вопросами экологической безопасности и природоохранных мероприятий. Нам представляется необходимым и актуальным ввести вопросы устойчивого развития в программы бизнес-образования и подготовки предпринимателей. Тем более что и «Повестка дня» ООН рекомендует включение вопросов УР как в программы базового образования школьников, так и в программы профессионального образования, массовые программы, направленные на повышение осведомленности населения и специальные программы переподготовки и повышения квалификации [9].

Устойчивое развитие: концепция и отдельный образовательный курс?

Есть два подхода к рассмотрению вопросов УР в образовательных программах. Их можно «внедрить» или «прикрепить». Под внедрением мы понимаем рассмотрение вопросов УР во всех дисциплинах, где идет речь о принятии управленческих решений, оказывающих влияние на экономические, экологические и социальные аспекты жизни общества. В этом случае УР не становится отдельной изолированной дисциплиной, а рассматривается как концепция, относительно которой проверяются все принимаемые предпринимателем решения. Если же УР вводится в программу в качестве отдельного курса (вариант «прикрепления»), внимание студентов и слушателей будет направлено лишь на актуальность вопросов УР, которые уже не нуждаются в подробном обосновании или пояснении. Современному человеку уже нет необходимости доказывать пагубность загрязнения рек сточными водами, вред использования

пестицидов, опасность социальных конфликтов и т.п. Однако большинство предпринимателей по-прежнему не включают вопросы утилизации их продуктов или влияния их бизнеса на социальную стабильность конкретного региона в свои стратегии развития и бизнес-планы. Включение УР в образовательный процесс в виде отдельной дисциплины не будет способствовать проникновению этих идей во все изучаемые дисциплины, а будет лишь очередной модой, прихотью декана или ректора, которая со временем потеряет свою актуальность и постепенно будет забыта.

Темы для учебных программ и навыки будущих предпринимателей

Для того чтобы понять, какие темы в первую очередь должны включаться в программы подготовки предпринимателей, можно ориентироваться на вопросы, которые ЮНЕСКО реко-

нации с самыми высокими показателями образования оставляют на земле наибольший

углеродный след, так как имеют самые высокие показатели потребления на душу населения и наиболее развитое производство

мендует рассматривать для анализа возможного влияния на окружающую среду различных экономических стратегий и управленческих решений [9]:

1) исторические и современные причины возникновения проблем, на которые направлена программа или решение;

2) масштаб и длительность воздействия данной проблемы на жизнь людей и состояние окружающей среды;

3) возможные последствия и риски предполагаемых решений для окружающей среды;

4) возможные последствия и риски предполагаемых решений для человеческого общества;

5) экономические последствия принимаемых решений;

6) уже реализуемые аналогичные программы и инициативы;

7) существующие препятствия для принятия рассматриваемых решений;

8) социальные ценности (экономические, экологические, политические, нравственные), которые могут быть использованы или нарушены данным решением или программой;

9) группы населения, которые могут пострадать или нести бремя последствий принимаемого решения;

10) политический статус проблемы или предлагаемого решения;

11) связь данного решения с другими вопросами воздействия на окружающую среду и общество;

12) изменения в поведении индивида или общества, которые могут ослабить проблему или способствовать ее решению.

Нетрудно заметить, что большая часть перечисленных тем тесно связаны с вопросами, которые обычно рассматриваются в рамках управления различными предпринимательскими проектами и инициативами, поэтому не будут чужеродными элементами

программ подготовки предпринимателей. Эффективное образование и обучений в области УР предполагает не только передачу определенных знаний, но и развитие навыков. Конечно, конкретный перечень таких навыков зависит от конкретной ситуации, в которой живет и работает предприниматель, но общий перечень необходимых видов навыков должен включать:

- системный подход к анализу как природных, так и социальных систем;

- навыки планирования и прогнозирования;

- умение критически оценивать различные факты и явления;

- способность осуществлять количественный анализ собранной информации;

- использование теоретических знаний на практике и выполнение действий на основе знаний;

- навыки общения и взаимодействия с другими людьми, умение работать в команде;

Перечень необходимых навыков совпадает с требованиями, предъявляемыми новым поколением ФГОС к компетенциям выпускников бизнес программ. Учебная аудитория -наиболее удобное место для обсуждения вопросов бизнес-стратегий и программ развития. Однако большинство дисциплин в программах подготовки предпринимателей направлены на передачу базовых управленческих и экономических знаний, поэтому включение вопросов УР в эти дисциплины не должно быть личным делом конкретного преподавателя, а должно поддерживаться и продвигаться всем вузом, который обеспечивает необходимую учебно-методическую поддержку таких вопросов конкретными рекомендациями, учебными кейсами и т.п.

Таблица 2

Глобальная и локальная перспектива образования

Таблица 1

Области взаимодействия человека и окружающей среды

Окружающая среда Экономика Общество

Ключевые современные проблемы Запасы чистой воды, утилизация отходов Проблемы бедности Изменение моделей потребления

Знания Природные циклы Соотношение спроса и предложения Социальные конфликты

Навыки Сбор,анализ и интерпретация данных Учет основных затрат Критический и ценностный анализ

Ценности Экологическая ценность нетронутой цивилизацией природы Устойчивое экономическое развитие Конфликтующие потребительские, культурные, религиозные и другие ценности

Перспективы Взаимосвязь и взаимозависимость глобальных экологических проблем Анализ вопросов исходя не только из локальных национальных интересов Гуманизм и другие универсальные общечеловеческие ценности

Окружающая среда Экономика Общество

Локальная перспектива - использование удобрений и пестицидов; - использование грунтовых вод; - рост городов; - укрепление берегов рек - туризм; - транспорт; - сфера услуг; - налоги; - права собственности; - миграция рабочей силы - здравоохранение; - образование; - культурное и историческое наследие; - нравственные ценности;

Глобальная перспектива - кислотные осадки; - озоновый слой; - загрязнение воздуха и водоемов; - истощение лесных и рыбных запасов - деятельность ТНК; - международные торговые соглашения; - стоимость жизни - бедность; - использование детского труда; - опасные болезни; - регулирующая роль государства

Тематику учебно-методических материалов можно формировать, исходя из областей взаимодействия человека с окружающей средой и влияния на нее человека и принимаемых им решений: экология, экономика и общество (см. табл. 1 выше).

Образовательные программы в области УР можно рассматривать в локальной и глобальной перспективе (см. табл. 2 выше). Соотнесение двух перспектив помогает выбрать конк-

ретные вопросы УР для включения в ту или иную дисциплину программы.

Заключение

Рассмотрев эволюцию понятия устойчивого развития, мы можем видеть связь концепции с современными требованиями к самым разнообразным предпринимательским проектам, разного масштаба и значимости. Вопросы устойчивого развития целесообразно включать

не как отдельную дисциплину, не связанную с другими составляющими программы подготовки предпринимателей, а как обязательный компонент всех дисциплин, вырабатывающих у предпринимателей навыки учета влияния принимаемых решений на окружающую среду, разработки стратегий бизнеса, исходя из задач и принципов устойчивого развития.

Литература

1. Кудряшева Л.Н. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) / Пер. с англ. - 1989.

2. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя: ИКЦ. - М.: Академкнига, 2007.

3. Система управления устойчивым развитием (Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.sochi2014. com/legacy/ecology/progress/#10.

4. Adam, Frane. The Challenges of Sustained Development: The Role of Socio-Cultural Factors in East-Central

Europe. - New York: Central European University Press, 2005.

5. Baxter, Brian, Barry John, and Dunphy Richard. Europe, Globalisation and Sustainable Development. - London: Routledge, 2004.

6. Bhargava, Vinay Kumar. Global Issues for Global Citizens: An Introduction to Key Development Challenges. -Washington, DC: World Bank, 2006.

7. Cloud, Jaimie; Martin-Kniep, Giselle (eds.) Business and entrepreneurship education for the 21st century. - New York: Department of Education, Office of Brooklyn High Schools, 2004.

8. Huckle, J. and Sterling, S.R. Education for sustainability. - Earthscan. 2006.

9. U N E S C O Education for Sustainable Development in Action Learning & Training Tools N°1. October 2006.

10. Национальное агенство устойчивого развития (Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://green-agency. ru/stranicy-saita/ustoichivoe-razvitie-v-

Olga V. Saginova

Doctor of Econ. Sci., Professor, Head of Department of Comparative Economics and Business, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow Yuri L. Saginov

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Objectives in Training Entrepreneurs in Terms of the Sustainable Development Concept

_Abstract

The article advocates the need for introducing issues of sustainable development into the syllabuses for training entrepreneurs within all sorts of business training curricula. Topics to be included into the business training courses are suggested, and arguments are given in favor of studying sustainable development within various academic disciplines rather than as a separate single subject.

Keywords: stable progress, preparation of businessmen, theory of limits of growth, national strategy of stable progress

Л

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.