Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3
УДК 378.147
ЗАДАЧИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
И. А. Батранюк Научный руководитель - О. В. Бразговка
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31
E-mail: ira.batranyuk@mail.ru
Рассмотрена возможность использования при обучении по начертательной геометрии задач и примеров, связанных с будущей конструкторской деятельностью в ракетно-космической области.
Ключевые слова: конструкторская деятельность, графическая подготовка, техническая способность, поверхности вращения.
ЗАДАЧИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ В НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ ГЕОМЕТРИИ
I. A. Батранюк Scientific supervisor - O. V. Brazgovka
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ira.batranyuk@mail.ru
The possibility of using problems and examples related to future design activities in the rocket and space field for training in descriptive geometry is considered.
Keywords: design activity, graphic preparation, technical ability, rotation surfaces.
Степень готовности студентов технических специальностей к будущей профессиональной конструкторской деятельности определяется комплексом инженерных знаний, умений и качеств. Инженерная деятельность в широком смысле разнообразна и охватывает различные специализации: технологическую, проектную, конструкторскую, исследовательскую и другие. Во всех специализациях графическая деятельность является базовой в трудовой деятельности, выполняемой инженером, и направлена на разработку и создание машин, механизмов и других объектов, используемых в промышленности [1].
Таким образом, начертательная геометрия значима для будущих инженеров, т. к. она обеспечивает графическую подготовку, включает элементы моделирования и конструирования геометрических объектов, развивает пространственное мышление, технические способности будущих специалистов, что необходимо для специалистов технических отраслей производства, таких как машиностроение, ракетно-космическая отрасль и др.
Важно с начального этапа обучения на технических специальностях в вузе приобретать теоретические знания по будущей профессиональной деятельности. Этому может способствовать включение наряду с традиционными задачами по предметам, например, по начертательной геометрии [2], специальные задачи или примеры, учитывающие тематику будущей специальности. Любой механизм, изделие можно представить как совокупность различных поверхностей, которые изучаются в начертательной геометрии (многогранники,
Секция «Инновационные и здоровьесберегающие технологии в современном образовании»
поверхности вращения, плоскости, кривые линии и др.). При изучении материала, например, по теме «Поверхности вращения» [3], можно использовать реальные изделия (фотографии) по будущей профессиональной деятельности и рассматривать изделие с точки зрения геометрической формы (рис. 1).
Пример поверхности вращения
По нашему мнению, используемые примеры или задачи, связанные с профессиональной деятельностью будут полезны при изучении предметов по специальности.
Библиографические ссылки
1. Активизация творческого мышления при изучении графических дисциплин : монография / И. С. Булатова, В. И. Вялков, В. Ю. Ельцова. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2011. - 139 с.
2. Гордон В. О, Семенцов-Огиевский М. А. Начертательная геометрия : учеб. пособие для втузов. М. : Высш. шк., 2000. - 242 с.
3. Бразговка О. В., Микова О. П. Начертательная геометрия : рабочая тетрадь / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2012. - 84 с.
© Батранюк И. А., 2020