Научная статья на тему 'ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ'

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
субъект / социальные представления / профессиональное становление / динамика / ресурсы / позитивные / негативные изменения / subject / social representations / professional development / dynamics / resources / positive / negative changes

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ольхов Владислав Юрьевич, Сизова Лариса Александровна, Тихомиров Михаил Юрьевич, Толочек Владимир Алексеевич

Обсуждаются особенности видения (социальных представления) людей (в том числе, обучающихся в вузе) о перспективах своей профессионально-трудовой жизни с 20 до 65 лет в ситуациях работы в России и за рубежом. Рассматриваются ресурсы и динамика профессионализма в его позитивных (обучаемость, интуиция, физическая и умственная работоспособность) и негативных проявлениях (деструкции, заболевания, кризисы). Констатируются разрывы и не интегрированность разных ресурсов; сравнительно раннее снижение динамики позитивных изменений (с 30–40 лет) и нарастание негативных (с 35–45 лет); более быстрые темпы снижения профессионализма во второй половине жизни в случае работы за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ольхов Владислав Юрьевич, Сизова Лариса Александровна, Тихомиров Михаил Юрьевич, Толочек Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES OF LEARNING AND PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD OF STUDENTS: CURRENT STATUS

The features of the vision (social representations) of people (including those studying at a university) about the prospects of their professional and working life from 20 to 65 years old in situations of work in Russia and abroad are discussed. The resources and dynamics of professionalism in its positive (learning ability, intuition, physical and mental performance) and negative manifestations (destruction, diseases, crises) are considered. Gaps and lack of integration of different resources are stated; a relatively early decrease in the dynamics of positive changes (from 30–40 years old) and an increase in negative ones (from 35–45 years old); a faster rate of decline in professionalism in the second half of life in the case of work abroad.

Текст научной работы на тему «ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ»

взаимодействия с учащимися. Осуществлять это, на наш взгляд, следует не на основе Стандартов, не применимых, к живому, развивающемуся субъекту, а с помощью корректируемых принципов обучения.

Литература

1. Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. - М.: Академия, 2001. - 592 с.

2. Библер В.С. Михаил Михайлович Бахтин, или поэтика культуры. - М: Прогресс, 1991. -

176 с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

4. Выготский Л.С. Проблема доминантных реакций // Проблемы современной психологии. -Л.: ГИЗ, 1926. Т. 2. С. 100-123.

5. Ильенков Э В. Философия культуры. - М., Политиздат, 1991. - 464 с.

б.Овчинникова ТН. Развивающийся человек в меняющемся мире // Психотерапия. 2013. № 4. С. 63-70.

7. Рубинштейн С Л. Человек и мир // Проблемы общей психологии. - М. Педагогика, 1973. -

423 с.

ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА ОБУЧАЮЩИХСЯ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ1

Ольхов Владислав Юрьевич (Москва, Россия), генеральный директор ООО «ИНТЕРКОН». E-mail: vladislavolhoff@yandex.ru

Сизова Лариса Александровна (Краснодар, Россия), кандидат психологических наук, главная медицинская сестра, Научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница № 1 им. проф. С.В. Очаповского. E-mail: sizowala@mail.ru

Тихомиров Михаил Юрьевич (Волгоград, Россия), старший преподаватель, Волгоградский государственный социально-педагогический университет. E-mail: tcmich@mail.ru

Толочек Владимир Алексеевич (Москва, Россия), доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт психологии Российской академии наук. E-mail: tolochekva@mail.ru

Аннотация. Обсуждаются особенности видения (социальных представления) людей (в том числе, обучающихся в вузе) о перспективах своей профессионально-трудовой жизни с 20 до 65 лет в ситуациях работы в России и за рубежом. Рассматриваются ресурсы и динамика профессионализма в его позитивных (обучаемость, интуиция, физическая и умственная работоспособность) и негативных проявлениях (деструкции, заболевания, кризисы). Констатируются разрывы и не интегрированность разных ресурсов; сравнительно раннее снижение динамики позитивных изменений (с 30-40 лет) и нарастание негативных (с 35-45 лет); более быстрые темпы снижения профессионализма во второй половине жизни в случае работы за рубежом.

Ключевые слова: субъект, социальные представления, профессиональное становление, динамика, ресурсы, позитивные, негативные изменения

OBJECTIVES OF LEARNING AND PROFESSIONAL PICTURE OF THE WORLD OF STUDENTS: CURRENT STATUS Olkhov Vladislav Yurievich (Moscow, Russia), General Director of INTERCON LLC. E-mail: vladislavolhoff@yandex.ru

Sizova Larisa Aleksandrovna (Krasnodar, Russia), Candidate of Psychological Sciences Chief Nurse, Scientific Research Institute - Regional Clinical Hospital No. prof. S.V. Ochapovsky. E-mail: sizowala@mail.ru

Tikhomirov Mikhail Yurievich (Volgograd, Russia), Senior Lecturer, Volgograd State Social and Pedagogical University. E-mail: tcmich@mail.ru

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-28-00087: «Профессиональная карьера: ресурсный подход), Институт психологии РАН.

Tolochek Vladimir Alekseevich (Moscow, Russia), Doctor of Psychological Sciences, Professor, Leading Researcher, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. E-mail: tolochekva@mail.ru

Abstract. The features of the vision (social representations) of people (including those studying at a university) about the prospects of their professional and working life from 20 to 65 years old in situations of work in Russia and abroad are discussed. The resources and dynamics of professionalism in its positive (learning ability, intuition, physical and mental performance) and negative manifestations (destruction, diseases, crises) are considered. Gaps and lack of integration of different resources are stated; a relatively early decrease in the dynamics of positive changes (from 30-40 years old) and an increase in negative ones (from 35-45 years old); a faster rate of decline in professionalism in the second half of life in the case of work abroad.

Keywords: subject, social representations, professional development, dynamics, resources, positive, negative changes.

Введение. В круге задач педагогической теории и практики всегда важное место занимали вопросы воспитания и воспитывающего обучения. Динамичная историческая эволюция всех фрагментов социальной действительности, ускоряющаяся на рубеже двух тысячелетий, требует своевременной и опережающей рефлексии, осмысления новых фактов, тенденций, закономерностей. В сфере актуальных задач педагогической теории и практики признается, что с увеличением возраста обучающихся, все большая инициатива в формулировании задач смещается на полюс обучаемого, второго субъекта социальных систем «учитель - ученик», «преподаватель -студент», «руководитель - соискатель».

Системный личностно-развивающий подход, разрабатываемый Л.М. Митиной [1; 2 и др.], ориентированный на изучение психологических закономерностей развития педагога (в аспектах субъектного, профессионального, карьерного, личностного развития), расширяет представления о традиционном «предмете исследований». Новое видение сопряженных проблем задается обозначением новых ориентиров на изучение ключевых сопряженных «линий развития» (субъектного, профессионального, карьерного, личностного); выделением новых взаимосвязанных «сфер развития» человека - субъектного, профессионального, внепрофессионального, личностного; акцентированием его темпоральных аспектов как последовательных «стадий развития» (в онтогенезе, субъектогенезе, профессиогенезе) в продолжение всей трудовой жизни человека. Новые возможности предлагаемого подхода позволяют выявлять содержательные характеристики человека как субъекта и как личности в их единстве и целостности, объединенных в их актуальном взаимодействии, проводить их изучение, вносить коррективы, прогнозировать траектории развития учителя и ученика. И очевидно, что методологические и методические ресурсы системного личностно-развивающего подхода могут быть обращены, ориентированы, специфицированы и в отношении «второго полюса» образовательных систем - на изучение психологических закономерностей развития учащегося, обучаемого (в аспектах его субъектного и личностного развития, в последующем - профессионального, карьерного развития).

Объект, предмет, методы, дизайн исследования. Цель исследования - изучением особенностей видения (представления) обучаемыми перспектив своей профессионально-трудовой жизни. Гипотезы: 1) Особенности представления обучаемыми перспектив своей профессионально-трудовой жизни выступают важными условиями, влияющими на процессы обучения. 2) Социальный опыт субъекта обучения и социальные контексты его жизни выступают важными условиями, влияющими на процессы обучения. 3) Согласованность представлений обучаемых об их будущей профессионально-трудовой жизни и действующих профессионалов выступают важными условиями, влияющими на процессы обучения. Объект исследования: особенностей видения (представления) обучаемыми перспектив своей профессионально-трудовой жизни; предмет: фрагменты профессиональной картины мира субъектов обучения. Методы: психодиагностика (тест-опросник УСК); исследовательская методика («Анкета: динамика профессиональной карьеры»); комплекс методов параметрической статистики (использовался пакет программ обработки данных SPSS-11.5).

В отечественной методологии и философии науки наиболее адекватными понятиями, отражающими изучаемые нами фрагменты социальной действительности, являются введенные

В.С. Степиным [3] понятия «картина мира» и «профессиональная картина мира» (ПКМ). В социальной психологии более полустолетия изучаются социальные представления людей об их окружающей действительности. (Это понятие было введено в активный тезаурус психологии С. Московичи; социальные представления людей широко изучаются в зарубежной и в отечественной психологии). В контексте задач нашего исследования, не обсуждая теоретические и методологические аспекты подхода и основных концепций таких концепций, мы остановимся лишь на освещении отдельных эмпирических результатов.

С учетом ранее полученных результатов [4-8] в нашей исследовательской методике воспроизводились несколько групп наиболее информативных вопросов (также отличающихся высокой надежностью как «пункты» методики): А) Представления о динамике выраженности (развития) профессионально важных качеств (ПВК) в разном возрасте (от 20 до 65 лет и старше): 1) обучаемости; 2) интуиции в профессиональной сфере; 3) физической работоспособности; 4) интеллектуальной работоспособности. Б) Представления о динамике выраженности негативных явлений в разном возрасте (от 20 до 65 лет и старше): 1) профессиональных деструкций; 2) профессиональных заболеваний; 3) жизненных кризисов. Эти вопросы воспроизводились дважды -представляя (прогнозируя, воображая) свои перспективы как профессионала при условии: а) если респондент проживает в России и его профессиональная карьера строится на родине; б) если бы респондент выехал на работу за границу и его профессиональная карьера выстраивается за границей. Пятый блок вопросов (В) формулировался так: «Если бы Вы в продолжение всей профессиональной жизни работали в России, как бы Вы оценили динамику своего профессионализма (от 20 до 65 лет и старше) в профессиях разного типа: 1) «Человек - техника»; 2) «Человек - человек»; 3) «Человек - знак»; 4) «Человек - художественный образ»; 5) «Человек -природа». Шестой блок (Г) был ориентирован на рефлексию респондентами роли в их профессиональном становлении разных «факторов» - родителей, родственников, друзей, членов своей семьи, рабочих коллективов, особенных обстоятельств, науки, искусство, религии. В седьмом блоке (Д) учитывались социально-демографические и служебно-должностные особенности респондентов.

Согласно цели и задачам исследования, предполагалось провести опросы разных социальных групп, разных категорий профессионалов, имеющих разный социальный опыт, образование, профессиональную компетентность, проживающих в разных регионах. В настоящей статье рассматриваются результаты опросов медицинских сестер (75 ч., женщины); частных охранников (68 ч., мужчины) и лиц разных форм занятости, обучающихся заочно в педагогическом вузе (61 чел., мужчины и женщины). Общим для всех трех групп было: уроженцы регионов России; среднее или среднее специальное образование (не высшее), ограниченные возможности карьерного продвижения («вертикальной карьеры»); для второй и третьей выборки: нестабильная занятость, часто - работа не по профессии, ситуативная активность в поисках работы; для третьей - заочное обучение в вузе (то есть активность в построении своей профессиональной перспективы). Рассмотрим социальные представления третьей группы - обучающихся заочно в педагогическом вузе, то есть молодых людей, социальные представления которых еще могут направленно формироваться, корректироваться средствами и формами профессионального образования. (Обратим внимание, что наше исследование проводилось в декабре2021-январе 2022 года, то есть до того переломного времени, когда у многих еще сохранялись представления о жизни и работе на «западе», средствами СМИ формируемые у россиян с начала 1990-х годов).

Социальные представления обучаемых задачи обучения и воспитания. Общим для представителей всех трех выборок было следующее: сходство особенностей социальной «стартовой ниши» (среднее и среднее специальное образование родителей; невысокие их должностные позиции); сложности самореализации в семейной сфере (около половины не состоят в браке, имеют небольшой опыт семейной жизни, не все имеют детей - от 20 до 70 % респондентов). При факторном анализе в разных факторах группируются характеристики опыта субъекта (возраст, стаж работы, стаж семейной жизни, опыт управленческой деятельности); особенности родительской семьи; признания роли окружающих (друзей, родственников, супругов); признания роли руководителей и рабочих коллективов; признания роли факторов социальной макро- и мезосреды (науки, искусства, религии). Иначе, все факторы прямо или косвенно определяющие динамику и

границы профессионального становления субъекта, у наших респондентов разобщены, разделены, не интегрированы.

Для респондентов третьей выборки (работающих и обучающихся в вузе, мужчин и женщин в возрасте 20 - 40 лет)) характерно следующее: представления о сравнительно ранней инволюции компонентов, поддерживающих профессионализм (снижение уровня обучаемости после 30 лет, интуиции в профессиональной сфере после 45, физической работоспособности - 40, умственной - с 30 лет); раннее развитие негативных явлений (профессиональных деструкций, заболеваний, кризисов с 35 - 45 лет). При сопоставлении альтернатив профессиональной карьеры в России и за рубежом, статистически значимых различий почти нет; некоторые различия усиливаются во 2-й половине жизни - после 40-50 лет (согласно оценкам, в случае работы за границей позитивные процессы будут замедляться быстрее, а негативные, напротив, возрастать и усиливаться). Большая разносторонность человека (отраженная в его представлениях о самореализации в разных профессиях) слабо коррелирует с высокими оценками позитивных процессов и отрицательно - с оценками негативных явлений. Надо полагать, что выявленные социальные представления людей не могут не проявляться и в их отношениях к обучению в вузе, в постановке целей обучений, в видении своей дальнейшей перспективе как профессионала.

Заключение. Рабочие гипотезы получили подтверждение. Заявленная нами тема НИР требует последовательного изучения, которое будет продолжено. Социальные представления молодых людей, обучающихся заочно в педагогическом вузе, с одной стороны, могут направленно формироваться, корректироваться средствами и формами профессионального образования, с другой - требуют ориентирования и коррекции программ профессионального обучения. Постулируемые в отечественной психологии принципы развития, активности субъекта в данном «преломлении» проявляют себя в нескольких аспектах: отношения обучаемых к обучению, превалирования прагматических задач, сопряжение задач обучения с планами и возможными перспективами профессионального развития и др. В русле задач многопланового анализа стратегий образования, образовательных инициатив и ресурсов представления обучаемых об их задачах обучения и перспективах как профессионалов являются принципиально важными условиями, детерминирующих внешние и внутренние предпосылки личностно-профессионального развития человека в эпоху радикальных изменений социальных институтов и становления новой реальности.

Литература

1. Митина Л.М Личностно-профессиональное развитие учителя: стратегии, ресурсы, риски. -М.; СПб.: Нестор-История, 2019. - 456 с.

2. Психологические средства преодоления трудностей личностно-профессионального развития и сохранения здоровья субъектов образования / Под ред. Л.М. Митиной. - М.; СПб.: Нестор-История, 2015. - 416 с.

3. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 884 с.

4. Толочек В.А., Денисова В.Г., Журавлева Н.И. Динамика и условия становления субъекта в социономических профессиях // Психологический журнал. 2011. Т. 32, № 6. С. 41-48.

5. Толочек В.А., Денисова В.Г. Динамика профессионального становления в представлениях субъектов: самооценки как самодостаточные эмпирические данные // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 6. С. 26-39.

6. Толочек В.А., Журавлева Н.И. Динамика актуализации ресурсов субъекта на протяжении профессиональной карьеры // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 1. С. 91-107.

7. Толочек В.А. Психология труда. - 3-е изд. доп. - СПб.: Питер, 2021. - 496 с.

8. Толочек В.А. Технологии профессионального отбора. - М.: Юрайт, 2021. - 253 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.