УДК 343.98
ЗАДАЧИ КРИМИНАЛИСТИКИ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ ОТ НЕЗАКОННОГО УГОЛОВНОГО
ПРЕСЛЕДОВАНИЯ
А.Ю. Головин
Статья посвящена проблемам противодействия незаконному уголовному преследованию бизнеса, в том числе средствами и методами современной криминалистики. В работе отмечены новейшие инициативы по внесению изменений в статью 299 Уголовного кодекса Российской Федерации в части ужесточения ответственности за незаконное уголовное преследование предпринимателей. Сформулированы основные задачи криминалистики, направленные на познание преступной деятельности, состоящей в незаконном привлечении к уголовной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, а также разработке системы методических рекомендаций по раскрытию и расследованию таких преступлений.
Ключевые слова: задачи криминалистики, защита прав предпринимателей, незаконное уголовное преследование, частная криминалистическая методика
Дальнейшее развитие России как сильного и независимого государства предполагает своевременное, эффективное и системное реагирование на существующие глобальные и внутригосударственные вызовы, в том числе в сфере экономики. Неотъемлемым элементом экономического развития и роста является принятие необходимых мер по обеспечению свободы предпринимательства, улучшению делового и инвестиционного климата, поддержке российского бизнеса и защиты его прав.
На важность решения таких задач неоднократно указывал Президент Российской Федерации В.В.Путин. В частности, в своем выступлении на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 года глава российского государства отметил следующее: «Речь идёт о том, чтобы повысить прозрачность, выравнивать отношения государственных структур и бизнеса. Эти отношения должны строиться на понимании и взаимной ответственности, строгом выполнении и следовании законам, на уважении к интересам государства и общества, безусловной ценности института частной собственности. Нужно кардинально снизить возможности для незаконного уголовного преследования. Более того, представители силовых структур должны нести персональную ответственность за неоправданные действия, которые привели к разрушению бизнеса. Считаю, что эта ответственность может быть и уголовной»[1].
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам Петербургского экономического форума, рабочей группой по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства, подготовлен ряд предложений, касающихся усиления ответственности должностных лиц правоохранительных органов за совершение действий, приведших к необоснованному уголовному преследованию
предпринимателей и прекращению ими хозяйственной деятельности. В их числе предложения:
1. О внесении изменений в статью 299 УК РФ «Привлечение заведомо невиновного к уголовной ответственности», предполагающих:
- увеличение наказания за преступление, предусмотренного частью первой этой статьи с пяти до семи лет лишения свободы;
- установление повышенной ответственности в соответствии с частью второй указанной статьи как за уже предусмотренное в действующей редакции деяние, соединённое с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, так и за деяние, повлекшее причинение крупного (превышающего 1 миллион 500 тысяч рублей) ущерба или иных тяжких последствий;
- дополнение указанной статьи частью третьей, предусматривающей уголовную ответственность сотрудников правоохранительных органов наступает в случае незаконного возбуждения уголовного дела, совершённого в целях воспрепятствования предпринимательской деятельности либо из корыстной или иной личной заинтересованности повлекшее прекращение предпринимательской деятельности либо причинение крупного ущерба, и наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет.
2. О внесении изменений в статью 151 УПК РФ в части передачи производства предварительного следствия по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 169 УК РФ «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности», от следователей органов внутренних дел следователям Следственного комитета России.
Основной задачей предлагаемых законодательных новаций названы исключение возможности давления на бизнес с помощью механизма уголовного преследования и, как следствие, оказание положительного влияния на состояние делового климата в стране [2].
Проблема борьбы с необоснованным уголовным преследованием предпринимателей действительно является актуальной и требует скорейшего разрешения. Например, Президент Российской Федерации В.В.Путин в своем ежегодном послании Федеральному Собранию Российской Федерации в 2015 году подчеркнул: «За 2014 год следственными органами возбуждено почти 200 тысяч уголовных дел по так называемым экономическим составам. До суда дошли 46 тысяч из 200 тысяч, ещё 15 тысяч дел развалилось в суде. Получается, если посчитать, что приговором закончились лишь 15 процентов дел. При этом абсолютное большинство, около 80 процентов, 83 процента предпринимателей, на которых были заведены уголовные дела, полностью или частично потеряли бизнес. То есть их попрессовали, обобрали и отпустили. И это, конечно, не то, что нам нужно с точки зрения делового климата. Это прямое разрушение делового климата» [3].
Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю. Титовым в докладе, представленном Президенту России в 2016 году (далее — Доклад), отмечено, что «2015 год характеризуется самым сильным за последние годы давлением уголовного закона на бизнес -
27
возросло число зарегистрированных преступлений, возбужденных уголовных дел, число находящихся под стражей предпринимателей»^].
Как следует из Доклада, в 2015 году правоохранительными органами выявлено 255 250 экономических преступлений (по ст.ст.159-159.6,160,165,169-199.2 УК РФ), возбуждено 234 620 уголовных дел - больше, чем в любой предшествующий год. Для сравнения в 2014 году зарегистрировано 212316 преступлений указанного вида.
При этом число осужденных лиц в 2015 году уменьшилось по сравнению с 2014 годом на 1,5 тысячи - с 36 389 до 34 903.
Не отрицая необходимость борьбы с преступлениями в экономической сфере, в то же время необходимо подчеркнуть, что такого рода деятельность, помимо прочего, должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями закона, уважения и защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, защиты частной собственности и иных основных прав и ценностей в сфере бизнеса, гарантируемых государством.
Как следствие, недопустимы случаи непрофессионального и некачественного подхода сотрудников правоохранительных органов к решению задач выявления и расследования экономических преступлений, обеспечению показателей ведомственной статистики. Случаи же использования служебных полномочий сотрудниками правоохранительных органов в противоправных целях, в том числе коррупционных действиях, хищениях, рейдерстве, выполнения «заказов» на создание помех бизнесу, устранение конкурентов и т.п., сопровождающиеся любой формой давления на субъектов предпринимательской деятельности, должны получать не только свою уголовно-правовую оценку, но также качественно и своевременно выявляться и расследоваться, чему в немалой степени должна способствовать криминалистическая наука.
Изложенное позволяет сделать вывод о необходимости расширения круга стоящих перед современной криминалистикой задач в сфере защиты прав бизнеса.
Стоит отметить, что в криминалистике с начала 90-х годов прошлого столетия проведено немало монографических и диссертационных исследований, посвященных криминалистическому обеспечению расследования преступлений различных видов, посягающих на различные отношения в сфере предпринимательства. Такие исследования были направлены как на изучение криминалистических особенностей преступной деятельности и формирование частных методик расследования, исходя из вида преступных посягательств (например, вымогательства, мошенничества, разбоев и пр.), сфер бизнеса, в которых совершаются такие деяния) (например, преступлений в отношении субъектов малого предпринимательства, в сфере потребительского рынка, в банковской сфере, на рынке ценных бумаг и др.), различных защищаемых законом прав и интересов предпринимателей (жизнь, здоровье, свобода, интеллектуальные права и пр.). Большинство таких исследований, несомненно, имеют научное значение и возможности практического применения, однако не содержат отвечающих потребностям
28
сегодняшнего дня криминалистических рекомендаций по раскрытию и расследованию деяний, состоящих в незаконном уголовном преследовании субъектов предпринимательства.
Не снимают проблему и исследования по популярным в прошлом десятилетии идеям разработки «хозяйственной», «банковской» и тому подобных «криминалистик». Эти идеи, получившие освещение в работах Г.А. Зорина [5,С.21-26], М.В. Жижиной [6], В.А. Гамзы, И.Б. Ткачук [7] и некоторых других авторов, по сути, можно свести к следующему: ряд криминалистических знаний, положений, разработок, технических средств и методов можно и нужно использовать при решении задач обеспечения экономической и иной безопасности предпринимательской деятельности, в том числе и сферах, напрямую не связанных с раскрытием и расследованием преступлений. При этом разработка путей и возможностей такого использования, по мнению сторонников указанной позиции, должна выступать задачей криминалистической науки, а полученные результаты входить в систему криминалистики в качестве специальной отрасли или иного структурного элемента.
Эти идеи уже неоднократно получали критическую оценку с нашей стороны в части отнесения вопросов использования криминалистических знаний и достижений в иных сферах науки и практической деятельности в объектно-предметную область и систему самой криминалистики [8,с.60; 9,с.129]. Не повторяя всех ранее высказанных замечаний в отношении указанных выше позиций, подчеркнем следующее. Возможности использования знаний и достижений современной криминалистики достаточно обширны. Как следствие, результаты криминалистических научных исследований и изысканий могут заимствоваться как другими областями научного знания, так и приспосабливаться к решению практических, прикладных задач в сферах, напрямую не связанных с раскрытием и расследованием преступлений. Однако наличие таких возможностей не делает другие области научных знаний или практической деятельности, допускающих такое заимствование и приспособление, собственно криминалистикой.
Впрочем, приспособление криминалистических знаний и достижений к решению задач экономической безопасности бизнеса практически слабо помогает в защите прав предпринимателей при их незаконном уголовном преследовании.
Итак, на сегодняшний день можно констатировать, что криминалистической наукой пока не разработаны комплексные рекомендации по раскрытию и расследованию преступных деяний, состоящих в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности или ином незаконном уголовном преследовании субъектов предпринимательской деятельности.
Представляется, что в систему специальных задач криминалистики в обозначенной сфере должны войти:
- всестороннее криминалистическое познание преступной деятельности, состоящей в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности
или ином незаконном уголовном преследовании субъектов предпринимательства;
- разработка системы методических рекомендаций по раскрытию, расследованию и предупреждению (частной методики расследования) такого рода деяний.
С учетом анализа пока недостаточно обширной судебной практики по ст. 299 УК РФ, а также используя инструменты научного криминалистического прогнозирования, сформулируем основные направления исследований в рамках указанных задач.
Недобросовестные сотрудники правоохранительных органов, в полномочия которых входит осуществление предварительного расследования по уголовным делам, осуществление оперативно-розыскной деятельности либо надзора за их проведением обладают широкими полномочиями и служебным функционалом, позволяющими осуществлять давление на субъектов предпринимательской деятельности и манипулирование их поведением.
Угроза возбуждения уголовного дела, проведение в отношении субъекта предпринимательства проверочных действий и оперативно-розыскных мероприятий, в том числе получение в ходе объяснений и изъятие финансовой и иной документации о деятельности субъекта предпринимательства, запросы в банковские организации, к контрагентам способна запугать предпринимателей, оказать негативное влияние на ведение бизнеса и получение доходов, испортить деловую репутацию, усложнить взаимоотношения с кредитными организациями, получить огласку в средствах массовой информации.
Проведение подобных проверочных и оперативно-розыскных мероприятий, последующее возбуждение уголовного дела, производство следственных действий, избрание меры пресечения может, в том числе, могло основываться на фальсифицированных данных, явиться результатом проведенной в отношении субъекта предпринимательской деятельности провокации.
В основу уголовного преследования могут быть положены официальные обращения или сообщения органов государственной власти и местного самоуправления, других организаций, находящихся в договорных или иных хозяйственных связях с предпринимателем, граждан, средств массовой информации, даже если при их рассмотрении события или состава преступления в действиях предпринимателя изначально не усматривалось.
После возбуждения уголовного дела (в том числе с квалификацией деяния по статьям УК РФ, предусматривающих наказание в виде лишения свободы), проведения в отношении предпринимателя ряда следственных и иных процессуальных действий, избрания меры пресечения, эффект давления существенно усиливается, делает лицо «более сговорчивым», если именно такая цель изначально преследовалась злоумышленниками. Подобные действия могут предшествовать или сопровождать:
- требования коррупционного характера (например, требование взятки за отказ от возбуждения или прекращение уголовного дела, изменение меры пресечения на более мягкую, снятие ареста с имущества и пр.);
30
- совершение различного рода хищений или их сокрытие при совершении другими лицами;
- совершение действий в интересах третьих лиц;
- предоставление информации, составляющей коммерческую тайну и т.д.
Впрочем, цели преступных действий, состоящих в рассматриваемом
незаконном уголовном преследовании, могут быть и иными — устранить предпринимателя с рынка, фактически отстранить конкретное лицо от руководства бизнесом, дискредитировать его перед партнерами по бизнесу (как корпоративными, так и внешними), акционерами, клиентами, ухудшить за период следствия финансовое положение коммерческого юридического лица (вплоть до прекращения деятельности или банкротства), затруднить участие предпринимателя в хозяйственных и иных спорах, ведущихся в судебных инстанциях, обеспечить «рейдерский» захват имущества субъекта предпринимательства и т.д.
Мотивами и целями совершения рассматриваемых деяний также могут быть месть или «сведение счетов» с конкретным предпринимателем, стремление злоумышленника уйти самому или увести других лиц от уголовной ответственности. Не исключены случаи, когда такие деяния могут быть совершены из-за ложных представлений об интересах службы, стремления обеспечить служебные показатели.
Рассматривая с позиций системно -деятельностного подхода преступные деяния, состоящие в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности или ином незаконном уголовном преследовании, совершаемые в отношении субъектов предпринимательской деятельности, можно сделать вывод, что такие действия могут выступать составным элементом более сложной преступной деятельности.
Одним из ее видов выступает коррупционная деятельность, которую организуют или в которой могут участвовать недобросовестные сотрудники правоохранительных органов. Используя широкие служебные полномочия и инструменты уголовного преследования, ими создаются условия, при которых предприниматель, находясь под подобным давлением и реально воспринимая угрозу привлечения к уголовной ответственности, утраты бизнеса, серьезных имущественных потерь или иных негативных последствий, вынужден принимать навязываемые ему требования коррупционного характера.
Такие способы осуществления коррупционной деятельности могут реализовываться от случая к случаю либо носить постоянный и организованный характер. Как следствие, незаконное уголовное преследование субъектов предпринимательской деятельности может быть составной частью как коррупционной, так и организованной преступной деятельности иной направленности.
Совершение преступных действий рассматриваемого вида может рассматриваться как основная криминальная специализация организованного преступного формирования. Очевидно, что основа (ядро) такого преступного формирования - действующие и/или бывшие сотрудники правоохранительных органов. Организаторами (лидерами) таких формирований могут быть
31
достаточно высокопоставленные сотрудники правоохранительных структур, в том числе в силу должностных обязанностей отвечающие за борьбу с преступлениями в экономической сфере, противодействие коррупции, собственной безопасности и т.п.
Подобные формирования могут совершать преступления, состоящие в незаконном уголовном преследовании предпринимателей, как в собственных криминальных интересах, так и «на заказ».
Конечно, перечисленные направления криминалистического познания рассмотренного вида преступной деятельности носят преимущественно теоретико-прогностический характер. Это обстоятельство предполагает необходимость дальнейших серьезных диссертационных и монографических исследований указанных вопросов с целью формирования криминалистической характеристики таких деяний как системы типовых криминалистически значимых признаков преступлений, состоящих в привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности или ином незаконном уголовном преследовании в отношении субъектов предпринимательской деятельности. Формирование такой криминалистической характеристики позволит не только раскрыть основные элементы рассматриваемой преступной деятельности и структуры корреляционных связей и зависимостей между ними, но и создать научно-информационную основу, необходимую как для разработки системы методических рекомендаций по раскрытия и расследованию таких деяний, так и для использования практическими работниками органов следствия и дознания, в задачу которых входит выявление предателей в своих рядах и пресечение их криминальной деятельности.
При разработке частной криминалистической методики расследования преступлений рассматриваемого вида также необходимо уделить особое внимание тому обстоятельству, что субъектами совершения преступлений рассматриваемого вида являются действующие (реже бывшие) сотрудники правоохранительных органов, обладающие профессиональными знаниями и навыками, опытом в сфере выявления и расследования преступлений. Такие лица, в свою очередь, могут иметь соучастников и коррумпированные связи в различных правоохранительных структурах, органах власти и управления, в том числе на достаточно высоком уровне.
Как следствие, данные обстоятельства должны учитываться при разработке программ и алгоритмов действий органов расследования типовых исходных и последующих следственных ситуациях, тактики проведения тактических операций и отдельных следственных действий. По той же причине очевидную специфику имеют организационные аспекты расследования таких преступлений, осуществления взаимодействия следователя с органами дознания и лицами, обладающими специальными знаниями.
Необходима разработка комплекса приемов и рекомендаций установления и доказывания вины всех соучастников рассматриваемых преступлений, включая их организаторов и заказчиков.
Особое внимание должно уделяться разработке криминалистических рекомендаций по выявлению и нейтрализации потенциально возможного
32
противодействия расследованию такого рода преступлений, обеспечению безопасности потерпевших и свидетелей, сотрудничающих со следствием подозреваемых (обвиняемых), сохранности вещественных и иных доказательств по таким уголовным делам.
Подводя итог сказанному, хотелось бы отметить, что установление уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за необоснованное уголовное преследование предпринимателей выступит важной правовой гарантией защиты прав бизнеса от действий недобросовестных лиц, использующих свои широкие служебные полномочия и возможности для незаконного давления на бизнес, удовлетворения коррупционных аппетитов, выполнения криминальных заказов в рейдерских или иных противоправных целях. Однако только закрепления в уголовном законодательстве нового состава преступления или ужесточения наказания недостаточно. Необходимо обеспечить его применение на практике и реальную защиту бизнеса от необоснованного и незаконного уголовного преследования.
Список литературы
1. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В.В.Путина на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума 17 июня 2016 года// http://kremlin.ru/events/president/news/52178
2. Материалы заседания рабочей группы по мониторингу и анализу правоприменительной практики в сфере предпринимательства от 29 сентября 2016 года// http://kremlin.ru/catalog/keywords/40/events/52985
3. Послание Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации 3 декабря 2015 года//http://www.kremlin.ru/events/president/news/50864
4. Доклад уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Б.Ю.Титова, представленный Президенту России в 2016 году. Раздел 4 «Книга жалоб и предложений российского бизнеса» (с.7)//http://doklad.ombudsmanbiz.ru/pdf/zhaloby16.pdf
5. Зорин Г.А. Теоретические основы криминалистики. Минск, 2000.
6. Жижина М.В. Обеспечение безопасности бизнеса и криминалистика // Криминалистика в системе правоприменения. М., 2008.
7. Гамза В.А.,Ткачук И.Б. Безопасность коммерческого банка: организационно- правовые и криминалистические проблемы. М., 2003.
8. Головин А.Ю. Можно ли считать «банковскую криминалистику» новым направлением развития криминалистической науки // Криминалистические чтения, посвященные 100-летию со дня рождения профессора Б.И. Шевченко. Сборник научных трудов. М., 2004.
9. Яблоков Н.П., Головин А.Ю. Криминалистика: природа, система, методологические основы. М., 2009.
Головин Александр Юрьевич, д-р юрид. наук, уполномоченный по защите прав предпринимателей Тульской области, проф. кафедры правосудия и правоохранительной деятельности, xolovinliila a yandex. ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет
OBJECTIVES CRIMINALISTICS IN PROTECTING BUSINESSES FROM UNLA WFUL
CRIMINAL PROSECUTION A.Y. Golovin
The article deals with the problems of counteraction to illegal criminal prosecution of business, including the means and methods of modern criminology. The work marked the latest initiative to amend article 299 of the Criminal Code of the Russian Federation in the part of tightening responsibility for the illegal criminal prosecution of businessmen. The main tasks of criminology, aimed at knowledge of criminal activity consisting in the illegal criminal prosecution of business entities, as well as the development of a system of guidelines for the detection and investigation of such crimes.
Keywords: criminology problems, the protection of the rights of entrepreneurs, unlawful criminal prosecution, a private forensic technique
Golovin Alexander Yur^evich, Dr. jurid. Sciences., authorized to protect the rights of entrepreneurs, Tula Region, prof. Department of Justice and Law Enforcement, golovintulaqyandex. ru, Russia, Tula, Tula State University
УДК 343.98
ПРОВОКАЦИЯ ВЗЯТКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНО -
РОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е.С. Дубоносов
Рассматривается узкое направление, возможности незаконных провокационных действий со стороны сотрудников оперативных подразделений в процессе выявления фактов взяточничества. Анализируются возможные видов провокационных действий при осуществлении оперативно-розыскной деятельности и причины, способствующие их проявлению, которые следует учитывать при расследовании преступлений. Исследуются провокационные действия при проведении оперативного эксперимента.
Ключевые слова: оперативно-розыскные подразделения, оперативные сотрудники, оперативно-розыскная деятельность, оперативный эксперимент, провокационные действия, выявление и расследование преступлений.
Осуществление оперативными сотрудниками борьбы с преступлениями коррупционной направленности и, прежде всего, с фактами получения взяток может сопровождаться их желанием любой ценой достичь личных показателей
34