Научная статья на тему 'Задачи и структура комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа'

Задачи и структура комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
169
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЯСНОЕ ЖИВОТНОВОДСТВО / ПЕРЕРАБОТКА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЫРЬЯ / ОТЕЧЕСТВЕННОЕ МАШИНОСТРОЕНИЕ / МНОГООТРАСЛЕВОЙ КОМПЛЕКС / СУБФЕДЕРАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТАЯ ПРОДУКЦИЯ / MEAT ANIMAL HUSBANDRY / PROCESSING OF AGRICULTURAL RAW MATERIALS / DOMESTIC ENGINEERING / MULTI-COMPLEX / SUB-FEDERAL LEVEL / ENVIRONMENTAL FRIENDLY PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горнин Леонид Владимирович

Показана актуальность проблемы формирования комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа. Основной проблемой является отсутствие отечественного оборудования для легкой, химической, биоэнергетической и биофармацевтической промышленности, работающих на непищевом сельскохозяйственном сырье, поступающем от мясного животноводства. На основе сравнительного анализа показана зависимость эффективности развития сельского хозяйства от уровня переработки его сырья. На основе анализа производства продукции лёгкой промышленности доказана востребованность сельскохозяйственного сырья на отечественном рынке и необходимость развития отрасли. Через обзор документов, регулирующих развитие лёгкой промышленности, показаны меры её государственной поддержки, применяемые в 2013-2016 гг. Обоснована необходимость отечественного производства оборудования для переработки непищевого сельскохозяйственного сырья, поступающего от мясного животноводства (мясного скотоводства, свино-, козо-, овце-, коневодства и др.) и производства высокотехнологичной продукции. Доказано, что создать материальную базу комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства можно только путём концентрации ресурсов нескольких отраслей и регионов на субфедеральном уровне. К основной задаче комплекса также относится развитие удалённых сельских территорий на основе сбора и переработки сельскохозяйственного сырья, решение которой предполагает стратегическое планирование, координацию организационных и финансовых ресурсов регионов округа по размещению перерабатывающих производств и формированию для них сырьевых зон путем разработки на уровне округа программ развития комплекса в целом и подпрограмм по направлениям, проектам и регионам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OBJECTIVES AND STRUCTURE OF A COMPLEX FOR INDUSTRIAL PROCESSING OF MEAT LIVESTOCK PRODUCTS IN A FEDERAL DISTRICT

The urgency of the problem of forming a complex for industrial processing of meat animal husbandry products of the federal district is shown. The main one is the lack of domestic equipment for light, chemical, bioenergetic and biopharmaceutical industries that work on non-food agricultural raw materials from meat animal husbandry. On the basis of a comparative analysis, the dependence of agricultural development efficiency on the level of processing of its raw materials is shown. On the basis of the analysis of the light industry production, the demand for agricultural raw materials in the domestic market and the need for the development of the industry have been proved. Through an overview of the documents regulating the development of light industry, the measures of its state support used in 2013-2016 are shown. The necessity of domestic production of equipment for processing non-food agricultural raw materials, coming from meat animal husbandry (beef cattle breeding, pig breeding, goat breeding, sheep breeding, horse breeding, etc.), and production of highly technological products is substantiated. It is proved that it is possible to create the material base of the complex for industrial processing of meat animal husbandry production only by concentrating the resources of several industries and regions at the subfederal level. The main task of the complex includes the development of remote rural areas based on the collection and processing of agricultural raw materials, the solution of which involves strategic planning, coordination of organizational and financial resources of the district regions in the location of processing industries and the formation of raw zones for them by elaborating development programs at the district level and subprograms on directions, projects and regions.

Текст научной работы на тему «Задачи и структура комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа»

УДК 338.242.42 Л.В. Горнин

ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА КОМПЛЕКСА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПЕРЕРАБОТКИ ПРОДУКЦИИ МЯСНОГО ЖИВОТНОВОДСТВА ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

Показана актуальность проблемы формирования комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа. Основной проблемой является отсутствие отечественного оборудования для легкой, химической, биоэнергетической и биофармацевтической промышленности, работающих на непищевом сельскохозяйственном сырье, поступающем от мясного животноводства. На основе сравнительного анализа показана зависимость эффективности развития сельского хозяйства от уровня переработки его сырья. На основе анализа производства продукции лёгкой промышленности доказана востребованность сельскохозяйственного сырья на отечественном рынке и необходимость развития отрасли. Через обзор документов, регулирующих развитие лёгкой промышленности, показаны меры её государственной поддержки, применяемые в 2013-2016 гг. Обоснована необходимость отечественного производства оборудования для переработки непищевого сельскохозяйственного сырья, поступающего от мясного животноводства (мясного скотоводства, сви-но-, козо-, овце-, коневодства и др.) и производства высокотехнологичной продукции. Доказано, что создать материальную базу комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства можно только путём концентрации ресурсов нескольких отраслей и регионов на субфедеральном уровне. К основной задаче комплекса также относится развитие удалённых сельских территорий на основе сбора и переработки сельскохозяйственного сырья, решение которой предполагает стратегическое планирование, координацию организационных и финансовых ресурсов регионов округа по размещению перерабатывающих производств и формированию для них сырьевых зон путем разработки на уровне округа программ развития комплекса в целом и подпрограмм по направлениям, проектам и регионам.

Ключевые слова: мясное животноводство, переработка сельскохозяйственного сырья, отечественное машиностроение, многоотраслевой комплекс, субфедеральный уровень, экологически чистая продукция.

Политика импортозамещения на агропродовольственном рынке даёт свои несомненные плоды, но это в меньшей степени касается рынка говядины, что обусловлено не столько финансовыми проблемами (они в условиях мирового кризиса и экономического давления на Россию неизбежны), сколько комплексной организацией экономики на федеральном и субфедеральном уровнях. За годы экономических реформ стал аксиомой тезис о безоговорочном рыночном регулировании и любое усиление государственного воздействия на экономику вызывает относительное непонимание. Однако на такой масштабной территории, какую занимает наша страна, нельзя не учитывать опыт планового ведения хозяйства советского периода, взятый на вооружение западными экономистами. Развиваться сельское хозяйство, как любая другая отрасль экономики, будет только тогда, когда будет иметь устойчивые рынки сбыта. При чем в сбыте нуждается не только пищевая промышленность, но также не пищевое сырье. Однако формировать материальную базу его конкурентоспособной переработки усилиями отдельно взятого региона по меньшей мере бесперспективно. Необходима консолидация усилий многих отраслей и регионов, создание на субфедеральном уровне системы, способной потребить сырьё, производимое на совокупности территорий. Как всякая система, она будет развиваться по общеизвестным законам, а одним из важнейших условий развития является её целенаправленность, достигаемая за счет совокупности задач. Поэтому целью настоящего исследования является определение задач развития комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа как единой системы, исходя из её внутренней структуры и внешних условий.

Для решения этой задачи необходимо рассмотреть структуру самого комплекса. В него автор предлагает включить все отрасли животноводства, производящие мясо и при этом имеющие непищевые отходы - шкуры, шерсть, кости, пух, эндокринное сырье и т. п., которое составляет более 50 % от общего объема туши животного и должно получить последующую промышленную переработку. Основной причиной низких темпов развития сельского хозяйства по сравнению с объемом финансовых ресурсов, направляемых в отрасль, автор считает чрезмерное увлечение в регионах масштабными проектами строительства крупных животноводческих комплексов при низком уровне переработки сельскохозяйственного сырья в целом, производимого на территории. Именно переработка является основным потребителем сельскохозяйственного сырья. Достаточно устойчивая корреляция показывает, что те регионы, где ей уделяется достаточное внимание, имеют более эффективное сельское хозяйство (табл. 1).

Таблица 1

Место округов Российской Федерации в рейтинге по эффективности ведения сельского хозяйства и объемам производства мясопродукции*

Округи Произведено про- Произведено мяса и Произведено кол- Общая Рей-

Российской Федерации дукции сельского субпродуктов пище- басных изделий в сумма тинг

хозяиства в расчете вых убойных живот- расчете на 1 жите- мест по об-

на 1 га сельхозуго- ных в расчете на 1 ля округа(тонн) и щей

дий, тыс. руб. и ме- жителя округа (кг) и место округа сумме

сто округа в рейтинге место округа в рей- в рейтинге мест

по данному тинге по данному по данному

показателю показателю показателю

Центральный 3,294 1 3,8 4 3,774 2 7 2

Северо-Западный 3,086 2 6,4 1 6,400 1 4 1

Южный 2,051 4 2,95 6 2,956 3 13 3

Северо-Кавказский 2,824 3 3,6 5 0,036 6 14 4

Приволжский 1,836 5 4,9 2 0,005 8 15 5

Уральский 1,633 7 2,1 7 0,021 7 21 7

Сибирский 0,096 8 3,98 3 0,399 4 15 5

Дальневосточный 1,823 6 1,5 8 0,152 5 19 6

* Составлено автором [1].

Значение переработки сельскохозяйственного сырья подтверждает практический опыт регионов: в Алтайском крае, например, за 2011-2014 гг. в пищевую и перерабатывающую промышленность инвестировано 12 млрд руб., что обеспечило 6 %-й рост отгрузки товаров собственного производства в отрасли и 8-кратный рост объема валовой продукции сельского хозяйства [2. С. 7]. Поэтому одной из важнейших задач комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства является потребление им сельскохозяйственного сырья именно местного производства, что простимулирует развитие сельского хозяйства, а, значит, обеспечит работу и доход населению сельских территорий. И в этой связи в структуру комплекса, помимо всех видов животноводства, следует включить предприятия всех отраслей экономики, способных решать данную задачу, - комбикормовой, лёгкой, химической, биофармацевтической, биоэнергетической и др.

Переработка сельскохозяйственного сырья для легкой промышленности (шкур и шерсти) даст значительный стимул для развития не только крупных животноводческих комплексов, но и микробизнеса (домашних и фермерских хозяйств), в котором сосредоточено значительное поголовье и крупного, и мелкого рогатого скота: в целом по Российской Федерации крупного рогатого скота -44,6 %, в Сибирском федеральном округе - 52,9 %, в Республике Тыва - 76,5 %, Забайкальском крае - 75,6 %, Республике Бурятия - 73,9 % [3].

Его потенциал развития гораздо выше, чем агропредприятий промышленного типа. Но реализация этого потенциала требует создания в регионах развитой сбытовой системы, включающей заготовительные организации, цехи по первичной обработке шерсти и шкур, их хранению и транспортировке. Это более хлопотное для органов отраслевого управления регионов занятие, чем распределение бюджетных средств между гораздо меньшим числом хорошо организованных сельскохозяйственных предприятий и организаций. Но даже не в этом заключается основная проблема. Даже если в регионе закуп такого сырья и будет организован, реализовать его будет некуда. Кожевенных заводов и обувных фабрик становится всё меньше, техники и оборудования для таких фабрик в стране не производится. Вот и получается, что развиваться сельскому хозяйству некуда, так как возможности потребления его продукции крайне ограничены.

В то же время на потребительском рынке доля продаж продукции отечественной лёгкой промышленности составляет не более 25 % [4], что в два раза ниже нормативов, установленных в стратегии национальной безопасности Российской Федерации. Наши исследования показывают, что в страну ввозится 13,7 % обуви кожаной и 20 % тканей (табл. 2). Хотя за 8 месяцев 2016 г. в целом по отрасли отмечен прирост производства на 4 %, но произошло это впервые за долголетний спад.

16_Л.В. Горнин_

2017. Т. 27, вып. 6 ЭКОНОМИКА И ПРАВО

Таблица 2

Доля импортной продукции в общем товарообороте обуви и тканей на российском рынке

в 2014 г.1

Наименование продукции Общий объем оборота розничной торговли, млрд руб. Стоимость импортной продукции, млрд руб.2 Доля импорта в общем объеме торгового оборота, %

Обувь кожаная 595,8 81,6 13,7

Ткани 61,9 12,4 20,0

1 Составлено автором [1; 5].

2 При среднегодовой стоимости доллара США в 44,0 руб.

В 2015 г. снижение объемов производства в лёгкой промышленности, кроме тканей и замши, продолжилось (табл. 3). Хотя в первые шесть месяцев 2016 г. объем производства более глубокой переработки кожи (от полуфабриката wet blue до кожи crust) составил 15 %.

Таблица 3

Производство продукции предприятия легкой промышленности Российской Федерации*

Наименование продукции 2015 г. Декабрь 2015 г. в % к 2015 г. в % к 2014 г.

декабрю 2014 г. ноябрю 2015 г.

Ткани, млрд кВ. м 4,5 123.1 102,3 114,7

Трикотажные изделия, млн штук 106 101,9 109,0 78,1

Шкуры меховые дубленые или выделанные, млн штук 1,8 42,5 112,7 75,2

Юфтевые кожтовары, млн кВ. дм 30,6 56,7 105,2 84,1

Хромовые кожтовары, млрд кВ. дм 1,9 113,2 122,1 89,3

Замша, млн кВ. дм 236 111,4 94,2 101,1

Обувь, млн пар 90,3 76,7 101,0 83,5

* Составлено автором [6].

Таблица 4

Производство продукции предприятиями легкой промышленности в федеральных округах Российской Федерации*

Ткани Трикотажные изделия Трикотажные чулочно-носочные изделия

Федеральные округа РФ Общий объем производства, 2 млн м Доля округов в общем объеме производства ( %) и место округа в рейтинге по данному показателю Общий объем производства, тыс. шт. Доля округов в общем объеме производства ( %) и место округа в рейтинге по данному показателю Общий объем производства, тыс. пар Доля округов в общем объеме производства ( %) и место округа в рейтинге по данному показателю

Центральный 2904 73,3 1 47294 34,3 1 113659 53,9 1

Северо-Западный 130 3,3 4 5046 3,7 5 43254 20,5 2

Южный 115 2,9 5 42406 30,7 2 913 0,4 7

Северо-Кавказский 15,4 0,4 7 4571 3,3 6 3359 1,6 5

Приволжский 598 15,1 2 23928 17,3 3 40799 19,3 3

Уральский 136 3,4 3 2701 2,0 7 250 0,1 8

Сибирский 58,3 1,5 6 10401 7,5 4 7171 3,4 4

Дальневосточный 0 0,0 8 1421 1,0 8 1808 0,9 6

* Составлено автором [1].

Основная часть предприятий лёгкой промышленности размещена сегодня преимущественно в европейской части России. Наибольший объем продукции производится в Центральном, СевероЗападном и Приволжском федеральных округах (табл. 4).

Производство продукции лёгкой промышленности часто не обеспечивает норму потребления даже для населения собственной территории, что требует развития данной отрасли (табл. 5).

Таблица 5

Производство продукции предприятий легкой промышленности в расчете на одного жителя округа Российской Федерации*

Федеральные округа РФ Производство тканей в расчете на 1 жителя округа (м2) и место округа в рейтинге по данному показателю Производство трикотажных изделий в расчете на 1 жителя округа (м2) и место округа в рейтинге по данному показателю Производство трикотажных чулочно-носочных изделий в расчете на 1 жителя округа (м2) и место округа в рейтинге по данному показателю

Центральный 7,455 3 1,21 2 2,92 2

Северо-Западный 9,390 1 0,36 6 3,12 1

Южный 8,212 2 3,03 1 0,07 7

Северо-Кавказский 1,594 6 0,47 5 0,35 5

Приволжский 2,012 5 0,81 3 1,37 3

Уральский 1,108 7 0,22 8 0,02 8

Сибирский 3,019 4 0,54 4 0,37 4

Дальневосточный 0 8 0,23 7 0,29 6

* Составлено автором [1].

В 2013-2016 гг. лёгкая промышленность получила от государства ряд преференций:

- субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, взятым в 2013-2015 гг. на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению. Возмещается 2/3 суммы процентов: не более 8 % годовых для валютного кредита и не более 2/3 ставки рефинансирования - для рублевого (Постановление Правительства РФ № 687 от 12.08.2013 г.

[7]);

- субсидия на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ: создание новых экономически эффективных и экологически безопасных производств; развитие производства высокотехнологичной продукции; рост производительности труда за счет использования передовых технологий и современного оборудования и создания высокопроизводительных рабочих мест; создание условий для продвижения инновационной российской продукции и технологий на мировые рынки; повышение энергоэффективности и ресурсосбережения (Постановление Правительства РФ № 1312 от 30.12.2013 г. [8]);

- субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным в 2012-2016 гг. на формирование межсезонных запасов для производства товаров легкой промышленности на срок до 3 лет: не более 8 % годовых для валютного кредита и не более 70 % от ставки рефинансирования - для кредита в рублях (Постановление Правительства РФ № 894 от 27.08.2015 г. [9]);

- субсидии на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 20142016 гг. на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (Постановление Правительства РФ №3 от 3.01.2014 г. [10]);

- субсидии из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 гг. на уплату процентов по кредитам, полученным на пополнение оборотных средств и (или) - финансирование текущей производственной деятельности (Постановление Правительства РФ № 595 от 28.06.2016 г. [11]);

- с 18.07.2016 г. по 18.01.2017 г. введён запрет на вывоз в отношении товаров, предусмотренных кодами 4104 11 и 4104 19 ТН ВЭД ЕАЭС (Постановление Правительства РФ № 665 от 12.07.2016 г. [12]);

- субсидии из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах (фиксированная скидка в размере 400 рублей за 1 погонный метр), возникших в результате производства камвольных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах (Постановление Правительства РФ № 857 от 27.08.2016 г. [13]).

Значительные усилия направлены на развитие индустрии детских товаров в рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 г. [14-16].

Но до сих пор отрасль продолжает работать преимущественно на импортном сырье и оборудовании.

Таким образом, второй важнейшей задачей комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства является производство оборудования для лёгкой промышленности и других производств, перерабатывающих сырьё, поступающее от мясного животноводства. Следовательно, в комплекс должны войти предприятия машиностроения, производящие такое оборудование.

Отсутствует взаимосвязь между планами развития сельского хозяйства, пищевой, легкой и химической промышленности даже на уровне региона - каждое ведомство планирует развитие своей отрасли самостоятельно. Поэтому важнейшей задачей комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства является консолидация ресурсов и координация взаимодействия по её переработке на субфедеральном уровне, что значительно сэкономит средства бюджета на выполнение отдельных управленческих функций.

В этой ситуации необходимо вспомнить опыт плановой работы советского периода, когда, основываясь на наличии сырьевых ресурсов сельского хозяйства близлежащих регионов, планировались их переработка и производство необходимых стране товаров народного потребления.

Особенностью современного этапа развития экономики является открытость рынков, регулирование мировой торговли со стороны ВТО (соглашения по сельскому хозяйству, текстилю и проч.). В этой ситуации планы необходимо начинать строить, «отталкиваясь» не от сырья, а, имея его в виду, от потребностей рынка. Причем, как правильно ориентирует сегодня Правительство РФ, продукция должна быть конкурентоспособной не только на отечественном рынке, но и на мировом [17], выгодно отличаясь по качеству, цене и дизайну (если речь идёт о товарах народного потребления, одежде и обуви).

В этой связи необходим анализ мировых рынков как потенциальных потребителей продукции, изготовленной отечественными производителями товаров из сырья мясного животноводства.

Исходя из того, что европейские рынки насыщены непродовольственными товарами собственного производства, а азиатский и африканский рынки пока не располагают высокой покупательной способностью в силу происходящих там политических процессов, наиболее перспективными для российской продукции остаются рынки Китая и в меньшей степени - Индии и Индонезии. Хотя и в Китае, и в Сингапуре, и в Турции широко развито собственное производство изделий из кожи и текстиля. Поэтому расширять своё присутствие на занимаемых ими рынках можно будет только при наличии товаров с совершенно новыми характеристиками, в том числе из органического сырья.

По оценке специалистов Союза органического земледелия, рынок органических продуктов будет расти ежегодно в среднем на 15,5 % в течение 2016-2020 гг. и чаще за счёт восточных стран, так как в Центральной и Восточной Европе органическая сельскохозяйственная продукция производилась в основном для внешних рынков. За 2012-2014 гг. наибольший прирост земель под органическое сельское хозяйство произошёл в странах Восточной Европы: от 78,3 раза - в Болгарии и в 46,4 раза - в Хорватии, до 9,1 раза в Турции и 5,9 раза - в Греции [18].

Российские производители пищевой продукции могут занять до 10-15 % мирового рынка органической продукции, что обусловлено наличием в стране 40 млн га плодородной сельскохозяйственной земли, не получавшей больше 20 лет удобрений и таким образом подготовленной под производство органической продукции. Это сопоставимо с площадью всех органических земель мира вместе взятых (43,1 млн га). В настоящее время Россия производит 1 % от мирового производства органической пищевой продукции [18]. Органической непищевой продукции Россия не производит.

Таким образом, следующую задачу комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства можно сформулировать как производство высокотехнологичной, экологически чистой, конкурентоспособной на мировых рынках продукции. Для этого в состав комплекса необходимо включить современные ткацкие, швейные и обувные фабрики, фабрики по производству фурнитуры, малые предприятия по первичной обработке шерсти и шкур, холодильники и складские помещения, заготовительные организации.

Необходимость производства новой продукции, основанной на инновационных технологиях, требует создания современного отечественного оборудования. Это значит, что одной из задач комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства является проведение научных исследований и создание новых товаров и технологий их производства, нового оборудования. Поэтому в структуру комплекса должны войти многоотраслевые научные учреждения и коллективы, способные решать такие задачи.

Основой, «цементирующей» комплекс, станет однородное сырье, поступающее от мясного животноводства, а организационной основой - межрегиональный менеджмент, роль которого будут частично выполнять администрации федеральных округов, основными функциями которых являются: стратегическое планирование, разработка программ развития комплекса в целом и подпрограмм по направлениям, проектам и регионам и координация деятельности регионов в рамках субфедеральной программы развития комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Создание в округе предприятий, работающих на местном сырье, потребует создания единой логистической и информационной системы, которая войдёт в комплекс промышленной переработки продукции мясного животноводства. Ограничение территории экономического влияния комплекса границами округов обусловлено необходимостью контроля за реализацией соответствующей субфедеральной программы, что будет обеспечено системой контрактов. Но это не значит, что границы будут закрыты, поскольку это невозможно в условиях рыночных отношений.

Наиболее благоприятной для реализации такой масштабной субфедеральной программы территорией является Сибирский федеральный округ, располагающий всеми необходимыми ресурсами для ведения мясного животноводства. Он занимает первое место по площади сельскохозяйственных угодий, четвертое - по доле продукции сельского хозяйства, второе - по численности поголовья КРС, третье - по поголовью овец и коз, производству мяса скота и птицы на убой и шерсти и доле обрабатывающих производств, в структуру которых входит и переработка сельскохозяйственного сырья [1. С. 709-714, 731-732; 3]. Округ располагает обширными запасами земли, воды, необходимой для переработки сырья мясного животноводства, и в состоянии обеспечить себя мясом и продуктами переработки собственного производства, а также осуществить вывоз данной продукции за пределы региона.

Учреждение такого комплекса на территории округа создаст новые рабочие места местному населению и привлечёт сюда новую рабочую силу. Тем самым будут решены и иные государственные задачи - охрана и использование потенциала данной территории. Таким образом, одной из задач комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства является развитие удалённой территории, повышение занятости и доходов её населения.

Выводы

К основным задачам развития комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа следует отнести:

• производство высокотехнологичной, экологически чистой, конкурентоспособной на мировых рынках продукции;

• развитие удалённой территории, повышение занятости и доходов её населения;

• производство оборудования для лёгкой промышленности и других производств, перерабатывающих сырьё, поступающее от мясного животноводства;

• проведение научных исследований и создание новых товаров и технологий их производства, нового оборудования для них;

• консолидацию ресурсов и координацию взаимодействия по переработке продукции мясного животноводства на субфедеральном уровне; стратегическое планирование, разработку программ развития комплекса в целом и подпрограмм по направлениям, проектам и регионам и координация деятельности регионов в рамках субфедеральной программы развития комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства.

В состав комплекса промышленной переработки продукции мясного животноводства федерального округа следует включить:

• отрасли животноводства, производящие мясо и при этом имеющие непищевые отходы - шкуры, шерсть, кости, пух, эндокринное сырье и т. п., которое может получить последующую переработку;

• предприятия отраслей экономики, способных перерабатывать сырьё, поступающее от мясного животноводства - лёгкой, химической, биофармацевтической, биоэнергетической и др. - современные ткацкие, швейные и обувные фабрики, фабрики по производству фурнитуры, малые предприятия по первичной обработке шерсти и шкур, холодильники и складские помещения, заготовительные организации;

• единую логистическую и информационную системы;

• предприятия машиностроения, производящие оборудование для переработки сырья, поступающего от мясного животноводства;

• многоотраслевые научные учреждения и коллективы;

• администрацию федерального округа и созданную при ней систему менеджмента, правительства регионов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: стат. сб. 2015. URL: http://www.gks.ru/

2. Лукьянов А.Н. Роль Алтайского края как особо значимого аграрного субъекта Российской Федерации в продовольственном обеспечении населения страны и импортозамещении на агропродовольственном рынке // Формирование конкурентоспособной экономики АПК региона: теоретический и практический аспекты: материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф. Барнаул, 23-24 сентября 2014 г. / Алтайский отдел ФГБНУ СибНИИЭСХ; под науч. ред. Г.М. Гриценко. Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. С. 3-7.

3. Агропромышленный комплекс Сибирского федерального округа. 2010-2014 гг.: стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю (Алтайкрайстат). Барнаул, 2015. 156 с.

4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утверждена Указом Президента Российской Федерации № 537 от 12 мая 2009 г. // Информационно-правовой портал «Гарант». URL: http://www.garant.ru.

5. Российский статистический ежегодник, 2015 г.: стат. сб. / Росстат, 2015. 728 с. URL: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b15_13/Main. htm

6. Информационный портал Минпромторга. URL: http://minpromtorg.gov.ru/activities/industry/otrasli/legprom/.

7. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой и текстильной промышленности на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2013-2015 гг. на реализацию новых инвестиционных проектов по техническому перевооружению (с изм. и доп.): Постановление Правительства РФ от 12 августа 2013 г. № 687 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70434702/#ixzz4N9Qew6Qy.

8. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по приоритетным направлениям гражданской промышленности в рамках реализации такими организациями комплексных инвестиционных проектов в рамках подпрограммы «Обеспечение реализации государственной программы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (не вступило в силу): Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. № 1312 // Система ГАРАНТ.РУ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70455982/#ixzz4N9VRW9EH.

9. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям легкой промышленности на возмещение части затрат на обслуживание кредитов, привлеченных в российских кредитных организациях в 2012-2016 годах, на цели формирования межсезонных запасов, необходимых для производства товаров легкой промышленности, в рамках подпрограммы «Легкая промышленность и народные художественные промыслы» государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (с изм. и доп.): Постановление Правительства РФ от 27 августа 2015 г. № 894 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71173890/#ixzz4N9SAbC7b.

10. Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях в 2014-2016 гг., на реализацию новых комплексных инвестиционных проектов по приоритетным направлениям гражданской промышленности (с изм. и доп.): Постановление Правительства РФ от 3 января 2014 г. № 3 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70558574/#ixzz4N9TKz3uh.

11. О некоторых вопросах предоставления в 2016 г. субсидий из федерального бюджета организациям промышленности для возмещения части затрат, понесенных в 2015 и (или) 2016 гг., на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», а также в международных финансовых организациях, соз-

данных в соответствии с международными договорами, в которых участвует Российская Федерация, на пополнение оборотных средств и (или) на финансирование текущей производственной деятельности: Постановление Правительства РФ от 28 июня 2016 г. № 595 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71432676/ #ixzz4N9UmsCNa ' '

12. О введении временного запрета на вывоз кожевенного полуфабриката из Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 12 июля 2016 г. № 665 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71442958/ #ixzz4N9XhbOGD.

13. О вопросах предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию потерь в доходах, возникших в результате производства камвольных тканей, предназначенных для изготовления одежды обучающихся (школьной формы) в начальных классах: Постановление Правительства РФ от 27 августа 2016 г. № 857 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/71477128/#ixzz4N9Wg9c7Q.

14. Об утверждении Стратегии развития индустрии детских товаров на период до 2020 года и плана первоочередных мероприятий на 2013-2015 гг. по ее реализации: Распоряжение Правительства РФ от 11.06.2013 г. № 962-р (ред. от 17.02.2014) // Система ГАРАНТ. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 70296478/.

15. О Перечне приоритетных инвестиционных проектов индустрии детских товаров (с изм. и доп.): Распоряжение Правительства РФ от 5 апреля 2014 г. № 544-р // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70634990/ #ixzz4N9aVe9VN.

16. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 // Система ГАРАНТ. URL: http://base.garant.ru/70643464/#ixzz4N9bCXmgG

17. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопр. экономики. 2015. №10. С. 5-29.

18. Роман Гуров: нужен реестр органической продукции. URL: http://agbz.ru/interviews/roman-gurov_-nujen-reestr-organicheskoy-produktsii.

Поступила в редакцию 17.10.17

L.V. Gornin

OBJECTIVES AND STRUCTURE OF A COMPLEX FOR INDUSTRIAL PROCESSING

OF MEAT LIVESTOCK PRODUCTS IN A FEDERAL DISTRICT

The urgency of the problem of forming a complex for industrial processing of meat animal husbandry products of the federal district is shown. The main one is the lack of domestic equipment for light, chemical, bioenergetic and biophar-maceutical industries that work on non-food agricultural raw materials from meat animal husbandry. On the basis of a comparative analysis, the dependence of agricultural development efficiency on the level of processing of its raw materials is shown. On the basis of the analysis of the light industry production, the demand for agricultural raw materials in the domestic market and the need for the development of the industry have been proved. Through an overview of the documents regulating the development of light industry, the measures of its state support used in 2013-2016 are shown. The necessity of domestic production of equipment for processing non-food agricultural raw materials, coming from meat animal husbandry (beef cattle breeding, pig breeding, goat breeding, sheep breeding, horse breeding, etc.), and production of highly technological products is substantiated. It is proved that it is possible to create the material base of the complex for industrial processing of meat animal husbandry production only by concentrating the resources of several industries and regions at the subfederal level. The main task of the complex includes the development of remote rural areas based on the collection and processing of agricultural raw materials, the solution of which involves strategic planning, coordination of organizational and financial resources of the district regions in the location of processing industries and the formation of raw zones for them by elaborating development programs at the district level and subprograms on directions, projects and regions.

Keywords: meat animal husbandry, processing of agricultural raw materials, domestic engineering, multi-complex, sub-federal level, environmental friendly products.

Горнин Леонид Владимирович,

кандидат экономических наук, заместитель министра

финансов Российской Федерации

Министерство финансов РФ

109097, Россия, г. Москва, ул. Ильинка, 9

E-mail: priemnaya_Gornin@minfin.ru

Gornin L.V.,

Candidate of Economics, Deputy Minister of Finance of the Russian Federation

The Ministry of Finance of the Russian Federation Il'inka st., 9, Moscow, Russia, 109097 E-mail: priemnaya_Gornin@minfin.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.