Научная статья на тему 'Задачи и функции центрального контрагента'

Задачи и функции центрального контрагента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1735
1118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСЫ / РЫНОК / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ КОНТРАГЕНТ / УПРАВЛЕНИЕ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Уткин В.С.

В статье раскрываются основные функции и решаемые в рамках их выполнения задачи центрального контрагента. Благодаря своему уникальному статусу он выступает, прежде всего, центром концентрации рисков участников. В связи с этим определение функций центрального контрагента представляется крайне актуальным как в свете принятия специализированного законодательства, так и в целях дальнейшего развития деятельности этого важнейшего элемента инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи и функции центрального контрагента»

Центральный контрагент

ЗАДАЧИ и ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО КОНТРАГЕНТА

В. С. УТКИН, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Банки и банковский менеджмент» E-mail: Utkin@nkcbank.ru Финансовая академия при Правительстве РФ

В статье раскрываются основные функции и решаемые в рамках их выполнения задачи центрального контрагента. Благодаря своему уникальному статусу он выступает, прежде всего, центром концентрации рисков участников. В связи с этим определение функций центрального контрагента представляется крайне актуальным как в свете принятия специализированного законодательства, так и в целях дальнейшего развития деятельности этого важнейшего элемента инфраструктуры.

Ключевые слова: финансы, рынок, центральный контрагент, управление, риски.

Институт центрального контрагента (далее — ЦК) — уникальное явление, образование которого продиктовано необходимостью решать несколько ключевых задач развития финансового рынка. Предпосылки создания института ЦК определили его главные функции и перечень решаемых задач. Это такие функции, как управление рисками и повышение эффективности рынка.

Управление рисками — главная и ключевая функция ЦК. Необходимо отметить, что первые центральные контрагенты возникли именно на самых высокорискованных рынках — рынках производных финансовых инструментов. Если рассматривать ЦК с позиции именно института, концертирующего риски, то можно сделать заключение: ЦК начинает «работать» именно в тот момент, когда риски реализовались и необходимо принимать определенные решения и использовать специализированный инструментарий в целях минимизации их влияния на ситуацию на рынке.

В рамках этой функции центральный контрагент решает определенный объем задач, среди которых необходимо отдельно выделить установление требований к участникам и требований к внесению предварительного обеспечения.

Однако не только управление рисками является ключевой задачей ЦК. Важной его обязанностью стало повышение эффективности рынка. Под понятием «эффективность рынка» можно понимать достаточно широкий перечень факторов. Наиболее точное определение им дал один из классиков экономической науки Г. Марковиц, которого представляется целесообразным придерживаться. Марковиц прежде всего выделяет следующие стороны эффективности рынка: информационную прозрачность цен, контрагентов по сделкам и торгуемых инструментов, а также минимальные транзакционные издержки. Перечислив данные критерии, нетрудно заметить, что ЦК оказывает достаточно сильное влияние на эти параметры и, следовательно, — на эффективность рынка. Описание тех задач, которые решает ЦК для повышения эффективности рынка, приведено ниже.

Прежде чем приступить к описанию целей и задач ЦК, необходимо сделать небольшое замечание в отношении их трактования. С точки зрения теории — снижение рисков также можно рассматривать как задачу, которая решается в рамах осуществления функции по повышению эффективности рынка. Однако, учитывая первостепенную роль ЦК в управление рисками, видится целесообразным разделить эти понятия в рамках представленного материала.

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

57

Функции центрального контрагента. Как уже отмечалось, ключевыми функциями ЦК являются:

— управление рисками;

— повышение эффективности рынка.

Определив главные составляющие функционала ЦК, видится необходимым подробно раскрыть сущность каждой из функций, а также дать перечень задач, которые в связи с этим решает ЦК.

Управление рисками. Центральный контрагент выступает центром консолидации рисков и в связи с этим для обеспечения выполнения своей роли в рамках функционала, связанного с управлением рисками, центральный контрагент вынужден решать целый комплекс задач. Группируя эти задачи, можно выделить несколько основных блоков.

Установление требований к допуску и участию в торгах для участников рынка. Требования к допуску и участию в торгах строятся на обеспечении участником соответствия целевых показателей финансового и нефинансового аспектов деятельности. ЦК определяет требования к капиталу участника (качество капитала, его достаточность, ликвидность), к соблюдению обязательных нормативов деятельности, установленных регулирующими органами. Также ЦК может выдвигать требования к качеству активов участника рынка. Помимо показателей, отражающих финансовое состояние участника, центральный контрагент может установить определенные требования к уровню операционных возможностей участника, а также — к используемой им системе управления рисками.

Для оперативного принятия решений в отношении того или иного участника ЦК на постоянной основе анализирует всю совокупность поступающих из различных источников сведений по указанным выше позициям.

Для обеспечения большей эффективности в процессе анализа полученной информации рядом крупнейших ЦК разработаны внутренние системы рейтингования участников. Процесс присвоения рейтингов представляет собой сбор информации об участнике с последующей ее группировкой в зависимости от степени важности (присвоение весовых коэффициентов) и расчет на основе сгруппированных данных итогового значения рейтинга. Данное значение позволяет центральному контрагенту отнести конкретно взятого участника к той или иной группе риска. Помимо повышения эффективности данная система позволяет увеличить скорость проведения анализа, что также крайне важно в работе центрального контрагента.

Задача по установлению требований к участникам и проведение постоянного мониторинга их финансового состояния направлена на ограничение допуска к операциям с ЦК заведомо финансово не стабильных участников. Это способствует снижению кредитного рискам ЦК.

Установление требований по внесению обеспечения участниками торгов. Механизм предварительного депонирования является одним из ключевых инструментов в системе риск-менеджмента любого центрального контрагента. Данный механизм строится на основе установления ЦК ряда расчетных коэффициентов депонирования, которые определяют тот объем средств, который должен быть заблокирован центральным контрагентом под конкретную сделку с конкретным инструментом. Коэффициенты депонирования устанавливаются по каждому инструменту, с которым участники могут заключать сделки с ЦК. Установление коэффициентов именно по инструменту связано с тем, что сам механизм предварительного депонирования направлен на снижение рыночного риска, который реализуется в неблагоприятном изменении цен торгуемых инструментов. Применительно к деятельности центрального контрагента этот риск реализуется в ситуации, когда один участник не может исполнить своих обязательств, но ЦК при этом должен исполнить свои обязательства перед другим участником и по этой причине обязан, реализовав обеспечение участника-дефолтера, привлечь тот инструмент, по которому он имеет обязательства перед добросовестным участником. Таким образом, коэффициент депонирования выражает собой прогнозируемое значение волатильности цен определенного инструмента.

В настоящее время на крупнейших спот-рын-ках практикуется применение моделей расчетов коэффициентов депонирования, которые учитывают норму обеспеченности не для конкретной позиции участника, а по совокупности позиций, то есть применяется портфельный подход. Основной задачей, которую призваны решать такие модели расчета коэффициентов, является снижение требований к обеспечению и тем самым повышение эффективности транзакций с точки зрения издержек участника. Такая модель носит название Standard Portfolio Analysis of Risks (SPAN). Ее автором является Чикагская биржа фьючерсов и опционов.

Механизм предварительного частичного депонирования активов был создан для достижения сразу двух основных целей: минимизировать требования к обеспечению участников, тем самым

снизив их издержки, а также как инструмент управления рыночного риска ЦК. Таким образом, для центрального контрагента механизм предварительного депонирования — это инструмент управления рыночными рисками.

Финансовые ресурсы Цк. Для выполнения своих обязательств перед участниками рынка, а также для покрытия рисков деятельности центральный контрагент должен иметь достаточный объем финансовых ресурсов. К их числу относятся: капитал ЦК, гарантийные фонды (созданные как за счет средств ЦК, так и за счет средств участников), обеспечение участников под заключенные ими сделки. Выполняя свою защитную функцию, капитал ЦК является главным фактором его устойчивости и возможности бизнеса выдерживать негативные рыночные тенденции.

Одним из основополагающих условий поддержания ликвидности баланса ЦК является возможность в короткие сроки аккумулировать на рынках необходимый объем ресурсов для исполнения своих обязательств. С этой целью ЦК надо иметь кредитные линии на межбанковском денежном рынке.

Статус, в котором функционирует центральный контрагент, играет важную роль в вопросах поддержания собственной ликвидности и финансовой устойчивости. В условиях российского финансового рынка ЦК, имеющий статус кредитной организации, как это происходит в случае с Национальным клиринговым центром (НКЦ), позволяет центральному контрагенту получить выход на уже указанный выше межбанковский денежный рынок, а также (это чрезвычайное актуально в условиях нестабильности финансовой системы) иметь доступ к ресурсам и инструментам рефинансирования Банка России.

Говоря о статусе ЦК в форме кредитной организации, необходимо упомянуть, что его финансовая устойчивость как банка поддерживается жестким регулированием и строгими нормативными требованиями Банка России. В частности, наибольший интерес для анализа устойчивости ЦК представляют значения обязательных нормативов, отражающих достаточность капитала и показатель мгновенной и текущей ликвидности.

Наличие в достаточном объеме ликвидных финансовых ресурсов позволяет ЦК эффективно управлять собственным риском ликвидности.

Повышение эффективности рынка. Понятие эффективного рынка в теории базируется на следующих основных постулатах:

— участники рынка совершают операции с минимальными транзакционными издержками;1

— все участники рынка имеют равный доступ к информации о ценах на торгуемые инструменты, а также о контрагентах, с которыми они совершают сделки.

— юридическая конструкция заключаемых сделок прозрачна и понятна участникам рынка (юридические риски минимальны).

Рассмотрим конкретные примеры, которые наглядно демонстрируют как наличие ЦК на рынке может влиять на повышении его эффективности.

снижение издержек участников рынка. Существование на рынке центрального контрагента позволяет использовать при заключении сделок механизм частичного депонирования активов участников рынка. Частичное депонирование позволяет им высвободить значительный объем средств, что способствует снижению их издержек, связанных с упущенными возможностями.

Помимо частичного депонирования наличие ЦК позволяет юридически корректно использовать механизм неттинга обязательств участников рынка. Суть неттинга заключается в зачете встречных однородных обязательств и требований, что позволяет участникам задействовать меньший объем средств в расчетах. Это в свою очередь создает для них условия для более эффективного управления своей ликвидностью.

Помимо косвенных издержек, инструментом снижения которых выступает неттинг, наличие на рынке ЦК позволяет снижать прямые издержки, связанные с необходимостью проведения анализа рисков по операциям с каждым отдельным контрагентом.

информационная прозрачность совершаемых операций. При наличии на рынке центрального контрагента участники рынка могут четко определить своего контрагента по сделкам, поскольку в качестве него выступает ЦК. Данный фактор позволяет участникам рынка корректно и объективно оценивать свои риски при совершении операций, вырабатывать единые подходы к операционным процессам и оптимизировать затраты на совершение операций.

Посредством наличия ЦК одновременно на нескольких рынках возможна унификация стандартов и подходов к операционным процессам, которые происходят на этих рынках. Такая уни-

1 В данном случае под издержками участников понимаются не только прямые издержки (комиссия за торговый, клиринговый или расчетный сервисы) но и косвенные издержки (упущенные возможности вследствие необходимости депонировать большой объем ресурсов в качестве обеспечения).

фикация позволяет снижать операционные риски и повышать эффективность работы рынка.

При рассмотрении вопросов прозрачности нельзя не отметить, что основные позиции в системе управления рисками центрального контрагента являются открытыми для участников рынка. Они могут получить информацию о порядке расчета обеспечения, требованиях к участникам, а также иную важную информацию из официальных документов ЦК, которые являются общедоступными. При этом участники могут принимать участие в развитии системы управления рисками.

Юридическая прозрачность процесса заключения сделок. Участники рынка заключают сделки всегда только с одним контрагентом посредством механизма отрытого предложения (open — offer). При отсутствии ЦК участник рынка не обладает информацией о том, с каким конкретным контрагентом он заключил сделку (если сделки заключаются не в адресном режиме). Такой механизм вступает в определенные противоречия с принятыми нормами закона и создает поле для их нарушения.

Помимо функций и задач, о которых шла речь, видится целесообразным отдельно выделить такую важную роль ЦК, как содействие повышению привлекательности национального рынка для иностранных инвесторов.

В условиях глобализации современного мирового финансового рынка капиталы меняют место своей «дислокации» с огромной скоростью и приходят туда, где национальный рынок отвечает критериям эффективности, где риски минимальны, четко определяемы и управляемы. Как было сказано выше, на развитие и поддержание таких критериев рынка направлена деятельность института центрального контрагента. По своей сути ЦК является производным от упомянутых критериев и призван обеспечивать их выполнение на надлежащем уровне. По этой причине ЦК выступает для национального финансового рынка как один из «знаков качества», оценивая который, участники международного рынка капиталов рассматривают конкретный рынок с точки зрения его приемлемости для осуществления инвестиций.

Такое место ЦК в системе координат любого национального финансового рынка, включая и российский, приобретает особую актуальность в свете необходимости решения задачи создания в Москве международного финансового центра.

Определение функций ЦК в рамках изучения его места и роли является важнейшим этапом научного исследования института ЦК в системе финансового рынка.

Мировой опыт создания и функционирования ЦК уже долгие годы демонстрирует высокую надежность и эффективность этого института, порождая дискуссию в кругах профессионалов финансового рынка относительно формирования излишне беспечного отношения участников к объемам рисков, принимаемых этим институтом наряду с наличием высокой эффективности его функционирования.

Также необходимо отметить, что профессиональное сообщество на данный момент находится на пути определения самого понятия центрального контрагента, которое тоже является дискуссионным.

Эти факторы порождают высокий интерес к ЦК не только со стороны практикующих специалистов, но и со стороны академических кругов.

Список литературы

1. Банк Финляндии: материалы для обсуждения. Осуществление клиринга центральным контрагентом: создание рамочных условий для оценки рисков и выгод. URL: http://www.bof. fi/en/julkaisut/tutkimukset/keskustelualoitteet.

2. Модель построения клиринговой и расчетной системы в США: рабочий документ. По материалам The Depositary Trust and Clearing Corporation. 2007. URL: http://www.dtcc.com/ products/training.

3. Рекомендации для центральных контрагентов Комитета по платежным расчетным системам Банка международных расчетов и Международной ассоциации комиссий по ценным бумагам. CPSS/IOSCO. 2004. URL: http://cbr. ru/publ/main. asp?Prtid=PRS.

4. Шарп У., Александер Г., Бейли Д. Инвестиции. М.: Инфра-М. 1997.

12 марта 2010 года в гостинице «Марриотт Аврора» (Москва, Петровка 11/20) газета The Moscow Times при информационной поддержке Издательского дома «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» проводит конференцию «Закупки и дистрибуция в РФ: актуальные таможенные и налоговые вопросы. Проблемы ценообразования сегодня и завтра» Подробности на www.themoscowtimes.com/conferences/rus/ и по телефону 7 495 234 3223

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.