Научная статья на тему 'Задачи гигиенистов в связи с решениями научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР по проблемам учения И.П. Павлова'

Задачи гигиенистов в связи с решениями научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР по проблемам учения И.П. Павлова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
32
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задачи гигиенистов в связи с решениями научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР по проблемам учения И.П. Павлова»

Действительный член АМН СССР проф. Ф. Г. Кротков

Задачи гигиенистов в связи с решениями научной сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР по проблемам учения И. П. Павлова

Закончившаяся 4 июля 1950 г. научная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения академика И. П. Павлова, войдет в историю отечественной науки как событие величайшей важности. Работы сессии имеют огромное значение не только для физиологии и медицины, биологии и психологии, но и для философии, о чем убедительно говорили на сессии акад. Г. Ф. Александров и С. Л. Рубинштейн (Институт философии Академии наук СССР).

Выступления на сессии биологов, медиков, психологов, работников в области физической культуры и спорта показали огромное, поистине, всеобъемлющее значение учения И. П. Павлова для творческого развития, различных областей естествознания и практической медицины.

В постановлении сессии значение классических работ И. П. Павлова для современного естествознания характеризуется следующими словами: «Созданный великим русским физиологом И. П. Павловым естественнонаучный объективный метод изучения жизненных функций организма, а также его оригинальные исследования по физиологии кровообращения, учение о пищеварении и трофической иннервации, в особенности же его гениальное учение о высшей нервной деятельности знаменуют новую эпоху в развитии творческого естествознания».

Учение И. П. Павлова имеет первостепенное значение и для профилактической медицины, о чем говорили акад. К- М. Быков и выступавшие в прениях П. Ф. Здродовский, Ф. Г. Кротков, П. Н. Ласточкин, А. В. Пономарев, Ю. В. Фольборт, Ю. П. Фролов и др.

В основном докладе К- М. Быкова, посвященном развитию идей И. П. Павлова в медицине, был поставлен вопрос, «как повлияла и должна повлиять павловская физиология на главную профилактическую медицинскую дисциплину — на гигиену, включая сюда микробиологию». Рассматривая гигиену как науку, изучающую внешнюю среду «с точки зрения влияния ее на организм человека и на целые коллективы», К. М. Быков указал, что И. П. Павлов и его школа «оперируют в своих исследованиях с целостным организмом». В противовес вирховскому представлению об организме как сумме отдельных клеток, тканей и органов, связанных между собой, как части механизма машины, павловская школа рассматривает организм как единство; «организм не простое целое, а единое целое».

Из этого павловского понимания единства организма вытекает ряд важных для гигиены положений, развитых в докладе К. М. Быкова: 1) единство организма обеспечивается: «во-первых, соединением клеток, тканей, органов и жидкостей в единую массу; во-вторых, гуморальной связью, а главное, в-третьих, нервной системой, которая связывает все органы, ткани и клетки»; 2) все функции организма в их проявлении контролируются высшим отделом центральной нервной системы; 3) пра-

'аильное представление о координирующей роли центральной нервной системы исключает разделение и противопоставление растительной, или ''вегетативной, жизни организма жизни животной, или анимальной. Распространенная среди гигиенистов идеалистическая концепция Биша, не учитывающая координирующей, направляющей роли центральной нервной системы, находится в резком противоречии с основами материалистического учения И. П. Павлова о целостном единстве организма.

Особенно важное значение для гигиены имеет учение И. П. Павлова о взаимоотношениях организма и внешней среды. Создающийся в процессе индивидуальной жизни организма «определенный уровень отношений, известная форма равновесия, организованного корой головного мозга между внешней средой, с одной стороны, и внутренними процессами — с другой», нельзя не учитывать при решении различных гигиенических задач и проведении различных гигиенических мероприятий, поскольку нарушение «установившегося стереотипа вызывает нарушение жизнедеятельности» организма. Гигиенические мероприятия в области труда и отдыха, обоснование норм питания для различных возрастных и профессиональных групп населения должны опираться на павловское учение о динамическом стереотипе.

С позиций учения И. П. Павлова организмы и внешняя среда рассматриваются как единство. Различные элементы внешней среды оказывают на организм различное влияние: одни из них являются индиферент-йыми, другие — воздействуют на организм, вызывая в нем те или иные изменения. Последние получили название факторов внешней среды.

«Можно сказать, — говорит К- М. Быков, — что И. П. Павлов открыл новые факторы внешней среды, до него или совершенно неизвестные, или находившиеся в тени, вне поля зрения научного экспериментального исследования. Именно Павлов открыл, что всякий, ранее ин-диферентный, безразличный для организма элемент внешней среды может при известных условиях сделаться фактором воздействия на организм через центральную нервную систему, через ее рецепторы, причем воздействие в этих условиях нейтральных элементов внешней среды может производить глубокое изменение в организме».

При известных условиях нейтральные для организма элементы внешней среды при воздействии, направленном через кору головного мойга, могут вызывать те или иные изменения в организме. «Это и есть открытые И. П. Павловым условные рефлексы, которые с гигиенической точки зрения можно представить как новые факторы внешней среды», заключает раздел доклада, посвященный вопросам профилактической медицины, К- М. Быков.

Выступавшие в прениях по докладам К. М. Быкова и А. Г. Иванова-Смоленского ученики и сотрудники И. П. Павлова отметили серьезные отступления от павловского учения в области физиологии труда (Ю. В. Фольборт), гигиены труда и физической культуры (Ю. П. Фролов); П. Ф. Здродовский и А. В. Пономарев подчеркнули важное значение павловской физиологии для работ по изучению механизма иммунологической перестройки организма. «Мы, иммунологи,— заявил проф. А. В. Пономарев,— в большом долгу перед И. П. Павловым? мы до сих! пор не сумели претворить его творческие идеи в своей области».

В постановлении сессии, подчеркивается, что «в нашей стране имеются огромные силы научных работников, способных творчески разрабатывать и применять учение И. П. Павлова во всех областях физиологии, медицины, психологии, сельского хозяйства, способных правильно направлять деятельность физиологических и медицинских учреждений страны».

Сессия вынесла ряд решений, направленных к дальнейшему развитию учения И. П. Павлова и укреплению связи его с практикой. Президиуму Академии наук СССР и Президиуму Академии медицинских наук

СССР поручено разработать организационные и научные мероприятия по дальнейшему развитию теоретических основ павловского учения и внедрению его в практику медицины, педагогики, физического воспитания и животноводства.

Особенно важное значение имеет решение сессии о пересмотре планов научной работы по физиологии и медицинским дисциплинам (внутренние болезни, гигиена, психиатрия, невропатология и др.). Новые планы научной работы должны быть основаны на широком развертывании исследований и дальнейшем развитии идей И. П. Павлова.

В области подготовки кадров сессия наметила ряд существенных мероприятий, касающихся Министерства высшего образования СССР и Министерства здравоохранения СССР. Сюда относятся: 1) пересмотр программ по физиологии для университетов, педагогических, ветеринарных и сельскохозяйственных вузов; 2) пересмотр учебных программ основных медицинских дисциплин (включая гигиену); 3) введение обязательного курса основ физиологии (а также патологии) высшей нервной деятельности в университетах, медицинских и педагогических вузах и в институтах усовершенствования врачей; 3) создание новых учебников по физиологии и патологической физиологии для университетов, медицинских, педагогических и сельскохозяйственных вузов; 5) включение в программы подготовки аспирантов медицинских специальностей обязательного курса физиологии.

Сессия поручила Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР проводить ежегодно научные совещания, на которых подвергать деловому и критическому обсуждению работы по вопросам павловской физиологии и в особенности по проблемам физиологии и патологии высшей нервной деятельности.

В заключительном пункте постановления сессии говорится о необходимости широкого обсуждения основных проблем павловского учения на страницах периодических изданий, находящихся в ведении Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, министерств высшего образования и здравоохранения СССР.

Гигиена является одной из отраслей медицинских наук, которая непосредственно занимается изучением теснейшей связи между здоровьем людей и условиями внешней среды, включая социальные факторы. Организм и внешняя среда в их взаимодействии являются основным объектом исследования гигиениста.

Одно из важнейших положений учения И. П. Павлова о неразрывном единстве целостного организма и внешней среды находится в полном соответствии со взглядами основоположников отечественной гигиены, определявших гигиену как науку, изучающую влияние факторов внешней среды на здоровье человека и разрабатывающую на этой основе мероприятия по оздоровлению населения.

Великий русский физиолог И. М. Сеченов писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен». Поэтому в научное определение организма, по Сеченову, должно входить и понятие о внешней среде.

Основным пороком развития гигиенической науки и направления гигиенических исследований за последние десятилетия является отход гигиенистов от изучения влияния внешней среды на здоровье.

Примером этого оторванного от человека изучения внешней среды является увлечение значительной части гигиенистов исследованиями в области загрязнения и самоочищения водоемов и атмосферного воздуха без учета и оценки влияния изучаемого фактора на здоровье человека и санитарные условия жизни населения. Внешняя среда в этих исследованиях рассматривалась с позиций природоведения без учета социальных условий, оказывающих мощное влияние на изменение всех факторов внешней среды.

Необходимость решительной перестройки работ гигиенических институтов Отделения гигиены, микробиологии и эпидемиологии Академии медицинских наук СССР на основе павловского понимания организма и среды была отмечена еще в решении Президиума Академии медицинских наук СССР от 9 сентября 1948 г., т. е. непосредственно после исторической сессии ВАСХНИЛ. Однако процесс перестройки чрезмерно затянулся и не завершился по сие время.

В дискуссии, развернувшейся на страницах журналов «Гигиена и санитария» и «Советское здравоохранение», а также в Отделении гигиены, микробиологии и эпидемиологии Академии медицинских наук СССР система взглядов, согласно которым факторы внешней среды представляются самодовлеющим объектом изучения признана неправильной. Она характеризуется именно отрывом человека от окружающей и влияющей на него внешней среды. Другими словами, речь идет о забвении павловского учения о неразрывном единстве организма и внешней среды, о взаимодействии организма и среды, об интегральной роли центральной нервной системы во взаимоотношениях человека и среды.

Советские гигиенисты получили основные установки о направлении развития гигиенической мысли в программе партии, предусматривающей проведение широких оздоровительных мероприятий в стране в целях предупреждения заболеваний населения. Оздоровление внешней среды, санитарная охрана воздуха, воды и почвы, постановка общественного питания на научно-гигиенических началах — таковы требования программы партии.

Постановление Совета министров СССР от 20. X. 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительстве прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР», является величайшей по своим масштабам программой активной переделки, коренного изменения природных условий и, в частности, климата на огромной территории нашей страны с колоссальным населением.

В связи с реализацией этого постановления важнейшей задачей гигиенических учреждений страны является оказание научно-методической и консультативной помощи местным органам здравоохранения при разработке гигиенических и санитарных мероприятий в районах крупного строительства государственных защитных лесных полос и водоемов.

К числу важных задач гигиенических исследований, начатых в 1949 г., относится и изучение всех изменений факторов внешней среды (в результате воздействия человека), оказывающих или могущих оказать влияние на здоровье населения.

Одной из серьезнейших проблем гигиены в настоящее время является также систематическое изучение реакции организма на длительное воздействие факторов внешней среды малой интенсивности. Сюда относятся хронические интоксикации на производстве, вредное действие пыли и газо?, загрязняющих атмосферный воздух, влияние микроэлементов, воздействие различных компонентов микроклимата на производстве и в быту. Разрешение перечисленных выше задач на основе широкого использования учения об условных рефлексах позволит научно обосновать и осуществить ряд оздоровительных мероприятий, имеющих первостепенное значение для населения городов и промышленных районов.

Применение метода условных рефлексов в гигиенической практике для установления предельно допустимых концентраций летучих химических веществ в воздухе рабочих помещений показало эффективность этого павловского физиологического метода. Использование условных рефлексов в гигиене дает возможность заменить косвенные данные и условно рассчитанные показатели физиологически обоснованными нормативами. Метод условных рефлексов благодаря его высокой чувствитель-

ности может быть применен и к человеку. В качестве примера можно сослаться на изучение и гигиеническую оценку влияния химического фактора внешней среды.

Такого рода исследования особенно важны в тех случаях, когда при длительном воздействии внешних факторов малой интенсивности еще невозможно установить каких-либо клинических проявлений, например, отравления, но когда падает работоспособность и снижается производительность труда вследствие нарушений высшей нервной деятельности.

Однако приведенные примеры представляют лишь часть большой проблемы применения физиологических методов для разрешения важнейших гигиенических вопросов. Длительное влияние внешних факторов относительно слабой интенсивности, характерное для бытовых условий, с одной стороны, и специфический характер воздействия на человека социальных условий — с другой, требуют для своего выявления и оценки с точки зрения значения для здоровья населения таких физиологических и биохимических методов, которыми не располагает ни физиология, ни биохимия. Объясняется это тем, что физиологи и биохимики в своих исследованиях, как правило, не исходили из требований гигиенической науки и санитарной практики.

Представители гигиенической науки, осуществляя перестройку своей деятельности на основе учения И. П. Павлова, заинтересованы в возможно более тесном сотрудничестве с предствителями павловской физиологии.

Совершенно очевидно, что гигиенисты должны быть хорошо ориентированы в вопросах физиологии не только для формирования своего научного мировоззрения, но и для того, чтобы уметь применять физиологические методы для изучения и решения гигиенических проблем.

Учение И. П. Павлова о ведущей роли нервной системы, посредством которой осуществляется связь организма с внешней средой, достигается приспособление организма к изменяющимся условиям внешней среды и «уравновешивание организма с внешней средой», является исходным и для гигиенистов при изучении сложных взаимоотношений между организмом (коллективом) и средой. Непрерывный поток раздражений, поступающих из внешней среды, оказывает мощное влияние на организм, воздействуя на него через нервную систему (кору больших полушарий головного мозга).

Среди больших проблем, стоящих перед советской гигиенической наукой, одно из первых мест занимает проблема акклиматизации. Освоение советскими людьми обширных территорий, находящихся в крайних климатических зонах, предъявляет гигиенической науке требования изучить закономерности процессов акклиматизации с учетом взаимодействия факторов внешней среды и адаптационных приспособлений организма. Рассматривая воздействие факторов внешней среды в процессе акклиматизации как комплексный раздражитель, гигиенист обязан уделить внимание не только объективным физиологическим критериям, но и субъективным переживаниям, играющим столь важную роль в перестройке организма, в приспособлении его к новым условиям обитания и трудовой деятельности. Только исходя из принципов учения И. П. Павлова, гигиенисты могут правильно разрешить проблему акклиматизации как в теоретическом отношении, так и в плане научного обоснования практических мероприятий.

Научное обоснование гигиенических нормативов должно вытекать из комплексного изучения внешней среды и человека или коллектива.

Существующие гигиенические нормативы требуют пересмотра в свете павловского учения о влиянии внешней среды на развитие организма, на приобретение им новых свойств.

Гигиеническое обоснование концентраций вредных веществ во внешней среде должно исходить из учения о длительном воздействии на организм факторов малой интенсивности.

Санитарная профилактика заболеваний населения возможна только на основе тщательного и всестороннего изучения влияния внешней среды на здоровье человека и коллектива.

Особого внимания со стороны гигиенистов требуют такие распространенные болезни, как грипп, гипертония, ревматизм, эндемический зоб, уровская болезнь и др., в возникновении которых роль внешней среды доказана. В задачи гигиенического исследования входит не только установить этиологическую роль различных факторов внешней среды, но и научно обосновать методы предупреждения этих болезней.

Новые задачи, стоящие перед гигиенистами в области изучения факторов внешней среды, требуют вынесения гигиенического исследования за стены лабораторий и широкого использования санитарной статистики. Последняя не должна применяться для учета заболеваемости населения в отрыве от условий жизни, трудовой и общественной деятельности человека. Чистые санитарно-статистические исследования, как правило, отрывают изучаемый объект (человеческий коллектив) от условий внешней среды, на него влияющей. Методологически правильно поставленное са-нитарно-статистическое исследование не может игнорировать такой мощный фактор воздействия на здоровье коллектива, каким является внешняя среда. Оно должно проследить, установить и доказать связь между факторами внешней среды и изменениями в состоянии здоровья коллектива.

Изучение факторов внешней среды как этолопического момента является обязательным не только для гигиенистов, но и для клиницистой: В этой связи уместно привести мнение известного русского клинициста проф. Г. А. Захарьина, который в 1873 г. на торжественном акте в Московском универоитете сказал: «Мы считаем гигиену не только необходимой частью школьного медицинского образования, но и одним из важнейших, если не важнейшим предметом деятельности всякого практического врача. Чем зрелее практический врач, тем более он понимает могущество гигиены и относительную слабость лечения и терапии».

В этих нечасто вспоминаемых нашими врачами словах одного из виднейших русских клиницистов ярко отражено значение профилактики в лечении больного.

Отсюда следует бесспорный вывод о необходимости изучения влияния факторов внешней среды на организм человека и состояние его здоровья и со стороны клиницистов.

В связи с этим нельзя не вспомнить высказывания С. П. Боткина, который писал: «Изучение организма и окружающей природы в их взаимодействии с целью предупреждать, лечить или облегчать — составляет ту отрасль человеческого знания, которая известна под общим именем медицины».

Учение И. П. Павлова о единстве целостного организма и внешней среды ставит перед гигиенистами и физиологами одну общую задачу, которую Ф. Ф. Эрисман определил еще в 1882 г.: «Изучение всех тех явлений природы или факторов социальной жизни, которые так или иначе способствуют нарушению отправлений человеческого организма и следовательно так рли иначе влияют на заболеваемость и смертность народонаселения».

Вице-прёзидент Академии медицинских наук СССР И. П. Разенков в своем вступительном слове призвал участников сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР критически разобрать все, что сделано до сих пор в области разработки павловского ученя, наметить конкретные задачи исследовательской деятельности в связи с запросами социалистического строительства и практики советского здраво-

охранения, создать новые учебные пособия для студентов и врачей. Объединенная сессия Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР, посвященная проблемам физиологического учения И. П. Павлова, не выполнила бы своей основной задачи, если бы в своих решениях не ответила вполне конкретно на поставленные вопросы. Это касается не только физиологии, но и других медицинских дисциплин, среди которых видное место занимает гигиена.

В области научно-исследовательской работы гигиенические учреждения страны и в первую очередь учреждения Академии медицинских наук СССР должны пересмотреть свои планы с позиций павловского учения о взаимоотношениях организма и среды. Во втором пятилетнем плане по науке гигиеническая тематика должна быть сформулирована также в духе павловского учения.

Центральной гигиенической проблемой пятилетнего плана надо считать изучение влияния производственных и бытовых факторов на организм человека и санитарные условия жизни населения, что является частью большой биологической и социальной проблемы «человек и среда». Эта проблема органически связывает вопросы гигиенической теории и санитарной практики. Она не ограничивается изучением влияния внешней среды, она изучает человека в его взаимосвязи с условиями производственной деятельности и бытовыми факторами.

В пятилетний план должна быть включена единая проблема, охватывающая все разделы гигиенической науки, в том числе все виды физического и умственного труда, а также вопросы воспитания (школьная гигиена).

Объединить усилия всех гигиенистов на решение важной, государственного значения проблемы немыслимо при разработке малых тем. Как известно, многотемность планов — самый крупный дефект научного планирования. - 1

В недавно опубликованном постановлении правительства об органах государственной санитарной инспекции говорится о важном значении санитарного надзора. Это постановление выдвигает перед гигиенистами в качестве одной из наиболее актуальных задач научное обоснование гигиенических нормативов как основы санитарного законодательства. Это значит, что санитарная практика должна опираться на научно обоснованные санитарные правила и нормативы. Иначе и быть не может в Советском государстве, где санитарная практика приобрела государственное значение, оказывая серьезное влияние на промышленное и жилищное строительство, планирование городов и сельских населенных мест.

Совершенно очевидна необходимость научно обоснованных санитарных правил и нормативов и притом не импортированных из-за рубежа, а разработанных в СССР, ориентированных на советские условия, так как ни одна страна опытом социалистического строительства пока не располагает.

Следовательно, научное обоснование санитарных правил и нормативов является одной из важнейших задач гигиенических учреждений страны. Задача эта не простая, если учесть многообразие и сложность санитарных вопросов, выдвигаемых ходом социалистического строительства, и отсутствие единого понимания критерия вредности, о чем свидетельствует дискуссия на страницах журнала «Гигиена и санитария».

Однако независимо от той или иной точки зрения всякому гигиенисту очевидно, что только целенаправленное и методологически правильно построенное научное исследование позволит решить вопрос о санитарных нормативах, а заодно и окончить дискуссию о критериях вредности.

В самом деле, как можно вводить в санитарную практику предусмотренные положением о ГСИ установленные нормативы, не изучив предварительно, что полезно и что вредно для человека?

2 Гигиена и санитария, № 9

9

В утвержденном правительством положении о ВГСИ ясно говорится о роли гигиенического исследования в целях научного обоснования санитарных правил и нормативов. Успешное разрешение задач, стоящих, перед гигиеническими учреждениями страны, требует надлежащей методической и методологической вооруженности.

В этой связи нельзя не отметить с чувством глубокого удовлетворения, что в гигиенических работах последнего времени значительное место занимает метод статистического исследования. Вместе с тем нельзя не подчеркнуть, что далеко не везде статистические приемы анализа в отношении влияния факторов внешней среды на человека применимы.

В ряде случаев статистические методы исследования являются слишком грубыми, в частности, при изучении воздействия факторов малой интенсивности. Отсюда вытекает необходимость пополнения методического арсенала гигиенических учреждений новыми приемами исследований.

В постановлении павловской сессии Академии наук СССР и Академии медицинских наук СССР серьезное внимание уделяется подготовке медицинских кадров. Это непосредственно касается и гигиенических кадров. Нет никакой нужды доказывать необходимость тщательного пересмотра и коренной переработки учебных программ по общей и коммунальной гигиене, военной и школьной гигиене, гигиене труда и питания для медицинских институтов и институтов усовершенствования врачей. Совершенно очевидно, что учебные программы по гигиене должны быть также пронизаны духом павловской физиологии. Сказанное относится к учебникам по общей, коммунальной, школьной и военной гигиене. Они должны быть написаны заново на основе павловского учения, в духе идей И. П. Павлова. Для этого нет никакой необходимости писать курс «физиологической гигиены» и вводить в употребление подобный термин. Гигиена должна остаться гигиеной и решать круг свойственных ей задач, не вторгаясь в физиологию. Но гигиенисту необходимо перестроить свое мышление и пересмотреть пути, направление и методы гигиенических исследований в духе учения И. П. Павлова.

Великий естествоиспытатель и мыслитель нашего времени И. П. Павлов создал новую эру в естествознании и медицине. К нашему стыду „ мы с огромным опозданием приступили к разработке и использованию в научной деятельности и в области воспитания молодой научной смены, драгоценного научного наследия И. П. Павлова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.