Научная статья на тему 'Задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы'

Задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
137
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННАЯ АРХИТЕКТУРА / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СЕРВИС / WEB-СЕРВИС / НЕЧЕТКОЕ МНОЖЕСТВО

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Долженко А. И.

Рассматривается постановка и метод решения задачи выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы в условиях неопределенности. В статье предложена модификация постановки задачи о назначениях для случая нечеткой информации с использованием нечетких множеств. Потребительское качество информационных сервисов, необходимых для обслуживания бизнес-процессов, учитывается функций принадлежности бинарного нечеткого множества. В качестве критерия эффективного назначения каждому бизнес-процессу информационного сервиса предложено использовать проекцию нечеткого отношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической информационной системы»

Еще одним техническим принципом аудита является профессиональный скептицизм. Этим принципом аудитор руководствуется на всех стадиях аудиторской проверки. Ему всегда следует принимать во внимание, что независимо от его осведомленности могут существовать обстоятельства, которые могут стать причиной искажения аудируемой отчетности.

Критериями для оценки степени соблюдаемости принципа могут быть, например:

- оценка убедительности полученных в процессе аудита свидетельств и наличия противоречий;

- рассмотрение подозрительных обстоятельств;

- баланс посылок о бесчестности и безоговорочной честности руководства клиента.

Степень соблюдаемости технических принципов аудиторской деятельности может быть определен в соответствии с алгоритмом аналогичным приведенному применительно к этическим принципам.

Рассмотрение и анализ степени выполнимости принципов аудиторской деятельности в разрезе предложенной классификации с точки зрения необходимости их применения при выполнении конкретного аудиторского задания позволит по нашему мнению унифицировать подходы к определению соответствия деятельности аудитора профессиональным принципам, а также степени готовности аудитора к выполнению конкретного задания.

ЛИТЕРАТУРА

1. Восьмая директива Совета министров ЕС от 10 апреля 1984 г. № 84/253 «О порядке утверждения лиц для проведения обязательного аудита финансовой отчетности в странах - членах ЕС». OJ 1984, L 126. П 2. Кодекс этики аудиторов России одобрен Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 31 мая jfl 2007 года

ü 3. Миронова О.А., Азарская М.А. Аудит: теория и методология: Учеб. Пособие. 2-е издание, исправленное.

П

М.: Омега-Л. 2006. 176 с.

4. Постановление Правительства РФ № 696 от 23.09.2002 «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» Z 5. An Act of Senate and House of Representatives of the USA «To protect investors by improving the accuracy CD and reliability of corporate disclosures made pursuant to the securities laws, and for other purposes» at

2 23.01.2002 О

о a

Ф m

0

1 I

О m О

I—

О О CL

о ф

т

0

1

о А)

ДОЛЖЕНКО А.И.

ЗАДАЧА ВЫБОРА ЭФФЕКТИВНОЙ СЕРВИС-ОРИЕНТИРОВАННОЙ АРХИТЕКТУРЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ

I Долженко А.И., РГЭУ «РИНХ», кафедра ЭИиАУ, профессор кафедры экономической информатики ^ и автоматизации управления, к.т.н., доцент, e-mail: doljenkoalex@gmail.com

Рассматривается постановка и метод решения задачи выбора эффективной сервис-ориентированной Ф архитектуры экономической информационной системы в условиях неопределенности. В статье пред-

^ ложена модификация постановки задачи о назначениях для случая нечеткой информации с использо-

Q. ванием нечетких множеств. Потребительское качество информационных сервисов, необходимых для

^ обслуживания бизнес-процессов, учитывается функций принадлежности бинарного нечеткого мно-

>■ жества. В качестве критерия эффективного назначения каждому бизнес-процессу информационного

О сервиса предложено использовать проекцию нечеткого отношения.

О

О Ключевые слова: экономическая информационная система; сервис-ориентированная архитектура;

бизнес-процесс; информационный сервис; web-сервис; нечеткое множество

Коды классификатора JEL: O 31, O 32

При создании современных экономических информационных систем (ЭИС) все чаще используют сервис-ориентированную архитектуру (service-oriented architecture - SOA) [3]. С точки зрения разработчиков экономических информационных систем сервис-ориентированная архитектура - это компонентная модель, в которой разные функциональные единицы приложений, называемые информационными сервисами s (ИТ-сервисами), взаимодействуют по сети посредством интерфейсов [2]. При этом все функции прило-о жений должны быть определены как ИТ-сервисы. В качестве ИТ-сервиса может выступать как целое при-_ ложение, так и отдельные его функциональные модули. ИТ-сервисами могут быть прикладные функции, реализующие определенную бизнес-логику, бизнес-транзакции, состоящие из нескольких функций более низкого уровня, и системные функции, отражающие специфику различных операционных платформ. Как правило, в экономической информационной системе корпоративные бизнес-процессы поддерживаются ИТ-сервисами, реализованными в виде Web-сервисов.

При проектировании ЭИС с использованием концепции SOA при выборе ШеЬ-сервиса используется реестр сервисов (репозиторий), который должен содержать исчерпывающую информацию об их функциональности и интерфейсах. Следует отметить, что в настоящее время не существуют общие требования к содержанию реестра. Это вносит неопределенность в процесс выбора оптимального (эффективного) ИТ-сервиса для конкретного бизнес-процесса, при выполнении ограничений на согласованные уровни обслуживания данного бизнес-процесса. Как отмечается в [2] понятие «лучший» и «выгодный» применительно к ШеЬ-сервисам являются весьма размытыми, не всегда очевидными. Это обосновывает целесообразность построения модели выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры ЭИС на базе теории нечетких множеств [1].

Постановка задачи. Предметная область описывается множеством бизнес-процессов экономического объекта:

__Х = { х1,х2 ,■■■,хг ,■■■,хп }

где х^, I = 1,п - бизнес-процессы.

Для разработчика ЭИС доступны множество ИТ-сервисов:

У ^у^У2,■■■,уу^Ут } где У}, у = 1 , т — ШеЬ-сервис, предназначенные для обслуживания бизнес-процесса.

Возможность предоставления х/ -му бизнес-процессу уу -го информационного сервиса с заданным уровнем обслуживания будем формализовать в виде нечеткого множества В, которое определяется на декартовом произведении множествXи Y, т.е. X х У = {(х,у): х еX,у еУ }. П

Если базовое множество определено на интервале [0,1], то нечеткое множество В задается следующим образом: V(x,у)е X х У задана функция принадлежности Дв (х,у)е [0,1].

Интерпретацией функции принадлежности дв , у^) является субъективная мера того, насколько потребительское качество информационного сервиса у соответствует требованиям об уровне обслуживания для бизнес-процесса х/.

Нечеткое множество В может быть представлено аналитически и в матричном виде.

Аналитически нечеткое множество В задается в следующем виде: °

В = {Дв (х, у У(х, у)} где х е X, у е У. 00

Матричная форма записи нечеткого множества В: □

Ш

Д В у1 ) Д В ^ у 2 ) ■■■ Д В ^ ут ) Д В (х2 , у1 ) Д В (х2 , у 2 ) ■■■ Д В (х2 , у

в =

Дв(хп,у1) ДВ(хп,у2) ■■■ ДВ(хп,у

- если хп = х 2, то (у./1 * у ¡2) V (у;1 = у ¡г);

0 а ш

со ^

1

>

Каждый бизнес-процесс экономической информационной системы может поддерживаться одним или несколькими информационными сервисами из у у, у =1,т, но один и тот же ИТ-сервис не может поддерживать несколько бизнес-процессов, то есть для любых пар (хц ^ уд) и (х/2, ^ уд) реализация подде- °

I

ржки бизнес-процессов информационными сервисами должна соответствовать следующим условиям:

а

- если хп * хг-2, то у}1 * у у 2. о

Корректность выполнения этих условий должна проверяться при построении нечеткого множества В. Для матрицы В это означает, что в каждом столбце только одно значение функции принадлежность

д в х, у у) может быть больше 0. ^

Как правило, в задаче выбора ИТ-сервиса у для бизнес-процесса х/ количество ИТ-сервисов должно о

быть больше количества бизнес-процессов (т > п), в противном случае задача становится тривиальной ¡2

При назначении бизнес-процессу xi ИТ-сервиса у] необходимо учитывать ограничения на потреби- о

тельское качества последнего, которое определяется допустимыми уровнями обслуживания. Такое ограни- ;=

чение сформируем в виде подмножества Д-уровня нечеткого множества В. Введем подмножество Д-уров- ^

ня, где А представляет собой следующий вектор: ®

А = {з1,52,---,8,,■■■,5п}или А = {Зг} 5г е [0,1]] I = Щ, |

Подмножество А-уровня ВА нечеткого множества В определим следующим образом: ^

ВА = {г е X, у у еУ,: V] (Д (с,, у} > 5 г, I = 1, п, у = 1, т)}. |

Уровни 5,, 1 = 1,п задают минимальное значение уверенности, что для бизнес-процесса х/ требования о

к потребительскому качеству в части уровней обслуживания информационным сервисом выполняются. 9

0)

n

о ф

В качестве критерия эффективного назначения каждому бизнес-процессу Xi, i = 1,п информационного сервиса y, j = 1,m, при условии когда перед командой разработчиков ставится задача выбора наиболее эффективных ИТ-сервисов из доступных, будем использовать проекцию ¿х^ бинарного нечеткого отношения Вд , которая имеет следующую функцию принадлежности:

- (х)= sup y) (1)

х Y

Если перед командой разработчиков ставится задача выбора ИТ-сервисов минимально достаточных для обеспечения согласованных уровней обслуживания бизнес-процессов для проектируемой ЭИС, то будем использовать проекцию модифицированного ВМ бинарного нечеткого отношения ВД , которая имеет следующую функцию принадлежности:

(2)

Для корректного выполнения операции на ВД необходимо модифицировать матрицу ВД бинарного

нечеткого отношения путем исключения влияния нулевых значений функции принадлежности д.Вд (xi, yj). Формирование модифицированной матрицы ВМ на основе ВД проведем по следующей формуле:

Дв

м l „ VJ , yj) ДВд(х, yj )> 0;

X, yj )=

СП Матрица ВМ не описывает какое-либо нечеткое множество и введена искусственно для корректного J] выполнения операции inf.

О Таким образом, задача выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры экономической ин-X формационной системы сводится к задаче о назначении для каждого бизнес-процесса xi наиболее эффективного информационного сервиса yj из числа доступных разработчику y = {у y2 y y }. Следует отметить, что нами предложена модификация постановки задачи о назначениях [4] для случая нечеткой

^ информации, то есть с использованием нечетких множеств.

о Алгоритм выбора эффективной сервис-ориентированной архитектуры ЭИС. Алгоритм формирования эффективной сервис-ориентированной архитектуры для нечеткой модели сводится к следующему.

^ Шаг 1. Сформировать множество бизнес-процессов Х предметной области.

□ Шаг 2. На основе обзора данных репозитория определить множество доступных информационных серей висов Y.

О Шаг 3. Предложить эксперту (экспертам) выразить мнение относительно того насколько эффективно

£ хг-ый бизнес-процесс может поддерживаться у^ -м информационным сервисом. Мнение экспер-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| та фиксируется в виде матрицы нечеткого множества В.

о Шаг 4. В соответствии с допустимыми уровнями обслуживания бизнес-процессов Х информационной

ф системы сформировать вектор Д-уровня.

Шаг 5. Построить подмножество Д-уровня нечеткого множества В в виде матрицы ВД.

> Шаг 6. Используя критерий эффективности (1) или (2) определить проекцию или ( ) и наиболее эф-£5 фективную реализацию для бизнес-процесса xi информационным сервисом у (хг- ^ у), которая

задается матрицей ВД . Матриц нечеткого множества вф формируется по следующему пра-0 вилу:

Ид 0, ИД^У] > ИВх X)

2 Ненулевые элементы матрицы определяют назначение Х( -му бизнес-процессу уу -го информационного

£5 сервиса (хг- ^ у), степень уверенности в обеспечении заданного уровня обслуживания для которого харак-

§ теризуется значением функции принадлежности иД(хг,Уу).

со Пример использования нечеткой модели. Описание задачи. Проектируется информационная сис-

£ тема инвестиционной компании, осуществляющая свою деятельность на рынке ценных бумаг. Для инвес-

0 тиционной компании при проведении внутреннего учета сделок на рынке ценных бумаг критически важ-^ ными являются следующие бизнес-процессы (для иллюстративного примера выбран ограниченный круг

1 функциональности внутреннего учета инвестиционной компании): учет клиентов, учет поручений клиентов, учет сделок клиентов.

Для разработчиков ЭИС доступными являются пять ИТ-сервисов, которые могут обеспечить автома-

§ тизацию бизнес-процессов инвестиционной компании. При этом для конкретного бизнес-процесса могут

0 быть использованы один или более информационных сервисов. Перед командой разработчиков информант ционной системы стоит задача выбора наиболее эффективного назначения, обеспечивающего заданное

2 потребительское качество в соответствии с требуемыми уровнями обслуживания, для каждого бизнес-

1 процесса информационного сервиса.

Разработка нечеткой модели. Для моделируемой предметной области определим множество бизнес-процессов:

X = { xl, x2, хз },

где Х1 - бизнес-процесс «Учет клиентов»; Х2 - бизнес-процесс «Учет поручений клиентов»; хз - бизнес-процесс «Учет сделок клиентов».

Множество информационных сервисов, доступных команде разработчиков представляют собой следующее множество:

У = { уьУ2,Уз,у4,У5 }

На основе экспертной оценки возможностей реализации бизнес-процессов конкретными информационными сервисами сформировано нечеткое множество В.

Списочная модель нечеткого множества В(1) имеет следующий вид:

в(1) = {1/(Х1,У2); 0.6/(Х2,У1); 1/(Х2,У5); 0.7/(хз,уз); 0.9/((х*У4))}. Матричная форма записи нечеткого множества В(2) имеет следующий вид:

0 10 0 0

В (2) =

0^6 0 0 0 1 0 0 0^8 0^9 0

Из матрицы В(2) видно, что бизнес-процессы х^ и хз могут быть реализованы различными информационными сервисами (у1 и у5 для х^ и соответственно уз и у4 для хз). С учетом этого имеем четыре альтернативных вариантов построения информационной системы внутреннего учета инвестиционной компании:

1) Х1 ^ У2 Х2 ^ Уl, хз ^ уз;

2) Х1 ^ у2, Х2 ^ У5, хз ^ уз;

3) Х1 ^ у2, Х2 ^ У1, хз ^ у 4;

4) Х1 ^ у2, Х2 ^ у5, хз ^ у4,

Стрелка « ^ » между обозначением бизнес-процесса х/ и информационным сервисов у означает, что бизнес-процесс xi обслуживается информационным сервисом уу.

При проектировании реальных систем количество альтернативных вариантов реализации бизнес-процесса определенным информационным сервисом может быть достаточно большим.

Для сокращения числа рассматриваемых альтернативных вариантов построения информационной системы на базе информационных сервисов используем подмножество Д-уровня ВД нечеткого множества В.

Для рассматриваемого примера требуется задать вектор А = {51,5 2,5 3}, компоненты которого формализуют уверенность эксперта в требуемом уровне потребительского качества, соответствующего согласованному уровню обслуживания, для конкретного бизнес-процесса.

В процессе анализа уровней обслуживания бизнес-процессов эксперты задали следующие значения вектора Д:

51 = 0,9; 52 = 0,8; 51 = 0Д

С учетом заданного значения вектора Д построим подмножество Д-уровня ВД нечеткого множества В.

Матричная форма записи нечеткого подмножества ВД имеет следующий вид:

В результате выделения подмножества Д-уровня ВД нечеткого множества В количество альтернативных вариантов сократилось до двух:

1) х1 ^ у2, х2 ^ у5 , х3 ^ у3;

2) х1 ^ у2, х2 ^ у5 , х3 ^ у4.

Для окончательного выбора структуры информационной системы внутреннего учета инвестиционной компании, в соответствии с постановкой задачи, для выбора ИТ-сервисов наиболее эффективных информационных сервисов из имеющихся или доступных нужно применить критерий выбора в виде (1). В результате получим проекцию втаХ:

В

'X

1 1

0^9

и матрицу, задающую эффективное распределение информационных сервисов для бизнес-процессов внутреннего учета инвестиционной компании:

0 10 0 0 вф1 = 0 0 0 0 1

0 0 0 0^9 0

СП

и ь 0 (□ X СП

а

г

ш

^

о ь

00 □

ш

о

о

I—

ф

I—

^

0 а ф

со ^

1

>

0

1 I Ф ш н О

а о

£ о

0

1_

0

1_

о о

со

О

I—

О

о о.

о ф

Из матрицы вф1 следует, что возможные варианты назначения ИТ-сервисов бизнес-процессам следующие: Х1 ^ у2, Х2 ^ у5, Хз ^ y4,

При выборе информационных сервисов минимально достаточных для обеспечения согласованных уровней обслуживания бизнес-процессов применим критерий выбора в виде (2). Предварительно необходимо преобразовать матрицу ВД к виду ВМ:

о ф

т

0

1

О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.