Научная статья на тему 'Задача управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя прямое управление моментом'

Задача управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя прямое управление моментом Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
323
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Ещин Евгений Константинович

Предлагаются новые алгоритмы управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя с короткозамкнутым ротором и двигателя двойного питания. Приводятся результаты применения алгоритмов управления при работе двигателей в различных режимах. Оценивается качество управления. Илл.2. Библиогр. 5 назв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача управления электромагнитным моментом асинхронного электродвигателя прямое управление моментом»

ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЕ КОМПЛЕКСЫ И СИСТЕМЫ

УДК 622:621.313-83

Е.К.Ещин

ЗАДАЧА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫМ МОМЕНТОМ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ - ПРЯМОЕ УПРАВЛЕНИЕ МОМЕНТОМ

Состояние асинхронного электродвигателя (АД) будем описывать системой дифференциальных связей по [1], определяющих характер изменения фазовых координат с выделением в них управляющих воздействий - проекций вектора напряжения статора и5а, иф на оси неподвижной системы координат а - в для электродвигателя с короткозамкнутым ротором.

dW R

и 1 sa и _^s_ W

^ ~usa т, *sa

dt Ls

dWsn R R

в = UsP_ -RS- Wse + R-KWrp,

dt

LS

dW R R

~dr = _-f Wra+ RksWsa_ p® Wrp,

dWr

rP

R

R

dt

dWsd

— _~jTWrP +~jTksWsP + pm Wra-

dt

dWS

sq

dt

dWrd

— Usd _

- Usq _

R

RLs Rs W L Tsq

J^c,

R

7 Wsd + LSkrWrd + PvWsp,

Ls R

+ RkrWrq _ pvWsa, Ls

dWr

rq

dt

— U _ W + W ^ rq T, 1 rq T T, 'vs-' sq-

rr

Асинхронный электродвигатель с фазным ротором, который может получать питание по цепи ротора (двигатель двойного питания), будем рассматривать в роторной системе координат а-д. Управляющими воздействиями в этом случае принимаем ига, игд - проекции вектора напряжения ротора по осям координатной системы а-д.

Здесь параметры, начинающиеся с Я и индексами 5, г - активные сопротивления обмоток статоров и роторов АД, Ь’5, Ь г - переходные индуктивности статора и ротора, кг, к5 - коэффициенты электромагнитной связи, р - число пар полюсов, со- геометрическая угловая скорость вращения

ротора электродвигателя, ^ Фр, с индексами а,

в, а, д - составляющие потокосцеплений статора и ротора по осям соответствующей системы координат, и5, иг - с индексами координатной системы - составляющие напряжений статора и ротора.

Задача управления АД может рассматриваться как задача минимизации функционала, записанного в интегральной форме и выражающего цель

управления: J —

jVz _M)2

где Mz, M -

о

необходимое и мгновенное значения электромагнитного момента АД. Решение этой задачи с использованием известных методов оптимизации, например, принципа максимума Л.С.Понтрягина позволяет найти новые алгоритмы формирования векторов напряжений статора (в случае управления АД с короткозамкнутым ротором) и ротора (для двигателя двойного питания), обеспечивающих

t

J = inf \(MZ - M )dt .

VU,Ur gU

s r max

Они выглядят так:

_\- итах при (Мz - М)) > итах при (М2 -М)в< 0,

и _{ итах при Мz -М)^за> 0, в | - итах при (М2 - М)а< 0.

Urd —

Umax при (Mz _ M )Wrq > 0>

- Umax при (Mz _ M)Ущ ^ 0

- Umax при (Mz _ M )yrd > 0>

. итах при {Мі - М)%а ^ 0-итах - максимально возможное значение напряжения.

Результаты применения этих алгоритмов для различных режимов работы АД с параметрами:

62

Е.К.Ещин

Годографы концов векторов потокосцеплений____________

Переходные процессы

Примечание

' Ж 1 ЛіКГ ''К '

‘чдвйккй' ■■

-2-1 0 1

Проекция потоко сцепления статора:

Режим пуска с последующей подачей нагрузки (Мс) в виде прямоугольных импульсов (0.3 с) и включение управления электро-

магнитным моментом (0.5 с) при отслеживании момента сопротивления.

Режим пуска с последующей подачей нагрузки (Мс) в виде прямоугольных импульсов (0.3 с) и включение управления электромагнитным моментом (0.5 с) с целью его стабилизации.

Режим пуска с последующей подачей нагрузки (Мс) произвольного вида (0.3 с) и включение управления электромагнитным моментом (0.5 с) при отслеживании момента сопротивления.

Режим пуска с последующей подачей нагрузки (Мс) произвольного вида (0.3 с) и включение управления электромагнитным моментом (0.5 с) с целью его стабилизации.

Изменение формы составляющих потокос-цеплений при переходе (0.5 с) к управляемому режиму.

Д,=0.516, Лг=0.406, Х=1.419, Хг=1.109, Хт=35.0, формирования векторов напряжений обеспечива-

р=2, GD2=0.7 приведены в таблице. ют практически идеальное качество управления во

Следует отметить, что найденные алгоритмы всех в°зможных режимах раб°ты АД (пуск, тор-

Формирование электромагнитного момента в режиме работы на упор

Режим формирования необходимого значения упругого момента в трансмиссии при линейном росте электромагнитного момента

Режим «разгрузки»

трансмиссии с линейным уменьшением электромагнитного момента

Стабилизация электромагнитного момента

Неуправляемый режим

можение, основной технологический) и не относятся к частотному варианту управления.

Управление АД с короткозамкнутым ротором по цепи статора и управление двигателем двойного питания по роторной цепи по результату управления - эквивалентны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ковач К., Рац И. Переходные процессы в машинах переменного тока. -М.-Л.: Госэнергоиздат, 1963. -744 с.

2. Бичай В. Г., Пиза Д. М., Потапенко Е. Е., Потапенко Е. М. Состояние, тенденции и проблемы в области методов управления асинхронными двигателями // “Радіоелектроніка, інформатика, управління” № 1, 2001.

3. F. Bonnet, P.E. Vidal, M. Pietrzak-David. Direct torque control of doubly fed induction machine //Bulletin of the polish academy of sciences. Technical sciences. Vol. 54, No.3, 2006.

4. Усольцев А.А. Частотное управление асинхронными двигателями / СПб: СПбГУ ИТМО, 2006. -94 с.

5. Technical Guide No.1- Direct Torque Control - the world's most advanced AC drive technology. ABB Industry Drives, 1999.

□ Автор статьи:

Ещин

Евгений Константинович -докт. техн.наук, проф.каф. вычислительной техники и информационных технологий

Новые алгоритмы формирования векторов напряжений наиболее близки к алгоритмам управления известным как Direct Torque Control (DTC) [2,3,4,5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.