Научная статья на тему 'Задача структурного и параметрического синтеза многоканальной системы измерения воздушных сигналов вертолета на основе струйно-конвективных преобразователей'

Задача структурного и параметрического синтеза многоканальной системы измерения воздушных сигналов вертолета на основе струйно-конвективных преобразователей Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
36
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Масленникова Ю. С., Порунов А. А.

Рассматриваются основные проблемы в области измерения воздушной скорости и аэрометрических углов вертолета, анализируются существующие разработки в этой сфере, их достоинства и недостатки, определяется задача структурного и параметрического синтеза системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Масленникова Ю. С., Порунов А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF STRUCTURAL AND PARAMETRICAL SYNTHESIS OF HELICOPTER MULTICHANNEL AIR SIGNALS SYSTEM BASED ON THE JET-CONVECTION CONVERTERS BASIS

In the article the basic measurement of air speed and aerometric angles of the helicopter problems are considered, existing development in this sphere, their advantages and disadvantages are analyzed, the problem of structural and parametrical synthesis of system is determined.

Текст научной работы на тему «Задача структурного и параметрического синтеза многоканальной системы измерения воздушных сигналов вертолета на основе струйно-конвективных преобразователей»

Информационно-управляющие системы

При реализации проекта по созданию и внедрению производственно-исполнительной системы управления высокотехнологичным производством ЖРД первым этапом работ является разработка структуры проекта и алгоритма оптимального функционального управления производством. Эти фундаментальные вещи ложатся в основу системы, и успех внедрения во многом зависит от того, насколько правильно были учтены все существующие внутрицеховые процессы и возможность их изменения или исключения.

Показательным примером может служить производственно-исполнительная система «Фобос» (см. ри-

сунок). Неоспоримые преимущества системы заключаются в гибкости, которая при минимальных капиталовложениях может быть адаптирована под любое производство. Система легко интегрируется с различными системами класса ERP, SAP R/3, 1С, с системами автоматизированного проектирования технологических процессов. Система «Фобос» является российской разработкой, что дает дополнительные возможности изменения структуры под конкретные задачи производства, а также включения дополнительных модулей интеграции с различными системами.

O. V. Malishev, A. Y. Litvinchuk JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

THE INDUSTRIAL-EXECUTIVE SYSTEM OF THE OPERATIONAL ADMINISTRATION OF HI-TECH MANUFACTURE LRE

The basic positive aspects of introduction of an industrial-executive control system are stated by hi-tech manufacture LRE.

© MajitimeB O. B., ^HTBHHHyK A. ro., 2010

УДК 629.7

Ю. С. Масленникова, А. А. Порунов Казанский государственный технический университет имени А. Н. Туполева, Россия, Казань

ЗАДАЧА СТРУКТУРНОГО И ПАРАМЕТРИЧЕСКОГО СИНТЕЗА МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИЗМЕРЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СИГНАЛОВ ВЕРТОЛЕТА НА ОСНОВЕ СТРУЙНО-КОНВЕКТИВНЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ

Рассматриваются основные проблемы в области измерения воздушной скорости и аэрометрических углов вертолета, анализируются существующие разработки в этой сфере, их достоинства и недостатки, определяется задача структурного и параметрического синтеза системы.

Повышение тактико-технических характеристик современных винтокрылых летательных аппаратов (ВЛА) требует непрерывного совершенствования бортовых средств, позволяющих получать информацию о пилотажных параметрах. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что до настоящего времени большая часть бортовых средств ВЛА заимствована из штатного состава самолетного оборудования, которая не учитывает специфику аэродинамики и режимов полета ВЛА. Поэтому использование этих методов и средств измерения не позволяет измерять воздушную скорость полета вертолета в диапазоне до 70-90 км/ч, а также углы атаки а ± (30-60) угл. град и скольжения в в диапазоне от ±180 угл. град.

Известно множество работ по исследованию и разработке систем измерения воздушных сигналов вертолетов (СВС-В). Основными недостатками разрабатываемых СВС-В являются ограниченный диапазон измерения по скорости и направлению, а также недостаточная чувствительность в диапазоне малых скоростей полета, кроме того, не решена задача компенсации погрешностей. Большая часть систем по-

строена на свободно-ориентируемых аэрометрических приемниках (АМП), содержащих подвижные элементы, что снижает надежность и ограничивает ресурс работы системы.

В КГТУ им. А. Н. Туполева на протяжении нескольких лет ведутся интенсивные работы по созданию системы измерения воздушных сигналов вертолета. Один из вариантов системы состоит из трех измерительных каналов: канала скорости, канала угла скольжения, канала барометрической высоты. Одним из главных достоинств этой системы является использование проточного аэрометрического приемника, принудительно-ориентируемого по вектору воздушной скорости, что позволяет расширить функциональные возможности системы, увеличить диапазон измерения в сторону малых скоростей и уменьшить погрешности измерения. Отличительной особенностью этой системы является также отсутствие подвижных элементов, за счет чего и достигается повышение надежности и снижается влияние механических воздействий. К важным достоинствам принципов построения этой системы относятся также использование проточного аэро-

Фешетневские чтения

метрического приемника, в котором приемные отверстия по полному и дросселированному давлению вписаны во внутрь проточного канала.

Ключевой задачей при разработке системы (см. рисунок) является решение задачи параметрического синтеза, которая состоит в расширении диапазона измерения в сторону малых скоростей, повышении инвариантности информативных сигналов по полному и статическому давлению и сносам потока и сводится к определению параметров звеньев, входящих в структуру канала.

При решении задачи параметрического синтеза была проведена оптимизация параметров основных каналов на основе метода многокритериальной оптимизации с использованием метода Лагранжа.

Представленный метод параметрического и структурного синтеза может использоваться в построении СВС-В не только для задач аэрометрии, но и для определения параметров ветра в авиационной метеорологии, параметров ветрового воздействия на различную специальную технику, причем как наземного, так и надводного базирования.

Функциональная схема трехканальной СВС-В с принудительно ориентируемым аэрометрическим преобразователем: I - канал угла скольжения; II - канал модуля воздушной скорости V и ее составляющих Vx и V^; III - канал баромерической высоты

J. S. Maslennikova, A. A. Porunov Kazan State Technical University named after A. N. Tupolev, Russia, Kazan

THE PROBLEM OF STRUCTURAL AND PARAMETRICAL SYNTHESIS OF HELICOPTER MULTICHANNEL AIR SIGNALS SYSTEM BASED ON THE JET-CONVECTION CONVERTERS BASIS

In the article the basic measurement of air speed and aerometric angles of the helicopter problems are considered, existing development in this sphere, their advantages and disadvantages are analyzed, the problem of structural and parametrical synthesis of system is determined.

© Масленникова Ю. С., Порунов А. А., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.