Научная статья на тему 'Задача стимулирования рабочих сборочно-кузовного производства ОАО «Автоваз»'

Задача стимулирования рабочих сборочно-кузовного производства ОАО «Автоваз» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Задача стимулирования рабочих сборочно-кузовного производства ОАО «Автоваз»»

ЗАДАЧА СТИМУЛИРОВАНИЯ РАБОЧИХ СБОРОЧНОКУЗОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА ОАО «АВТОВАЗ»

О.В. Павлов, О.Н. Васильева

(Самарский государственный аэрокосмический университет,

Самара)

[email protected]

Введение

В работе исследована действующая система стимулирования рабочих сборочно-кузовного производства АО «АВТОВАЗ», которая включает оплату по тарифу и доплаты за условия труда, выполнение нормированного задания, напряженность норм труда, качество, прочие доплаты [1].

В соответствии с методологией теории активных систем [2, 3] сформулирована математическая модель механизма стимулирования производственных рабочих сборочно-кузовного производства. Модель позволяет исследовать воздействие материального стимулирования на поведение производственных бригад сборочнокузовного производства (агентов).

Целью системы стимулирования является согласование экономических интересов в системе руководство предприятия (центр)-бригады (агенты). В качестве элемента согласования интересов в системе рассмотрена доплата за выполнение нормированного задания. Постановка задачи стимулирования основана на предыдущих работах [4, 5].

1. Постановка задачи стимулирования

Целевая функция /-го агента - производственной бригады работающей на конвейере, рассматривается как разность функции стимулирования рабочего (материального поощрения) и функции затрат. Согласно действующей системе оплаты труда производственных рабочих на предприятии [1] в качестве функции стимулирования выбирается средний норматив оплаты одного нормо-часа работы на конвейере, который рассчитывается:

г г

1 +

т

V V Уі

т

- 0,8

Л ^

а

0о-2 0

® тах, і = 1, п

где Ті - средняя тарифная ставка і-ой бригады (агента), включая доплаты за условия труда и напряженность норм труда, руб.

тхі - технологическая (плановая трудоемкость) і-ой бригады при изготовлении одного автомобиля, час.;

туі - фактическая трудоемкость і-ой бригады при изготовлении одного автомобиля, час;

п - количество бригад, занятых в сборочно-кузовном производстве;

аі - размер доплат за выполнение нормированного задания, в процентах к тарифной ставке.

Целевая функция агента с учетом функции затрат примет вид:

У

(2) /. = И - Т. = Т +

Т уі

( \ Т ■

5-^ - 4

V ту

0

У

Т а —2—® тах г т

у

где уі - коэффициент функции затрат агента (переводит затраты в стоимостное выражение, руб.).

Целевая функция центра (руководства предприятия) представлена как разность дохода от реализации автомобилей и затрат на стимулирование:

(3) ^ = рд - д^ И іт уі = РЧ -

Т + Т ■ 5- 4

Т ■

V V у 0 0

туі ® тах

где р - цена единицы готовой продукции, руб.; q - плановый выпуск автомобилей за определенный период времени, шт.

Ограничениями в системе выступает средняя ставка оплаты часа работы в регионе г. Сформулируем задачу стимулирования:

и ( ( _ Л Л

Т +

Т а

1 г 00

і =1

і =1

=1

(5) Ті +

(6) Т +

-4

(

5 Тхі

Торі

V Суі 0

Г ^

Т ■

5^_ - 4 Т ■

V у 0

аі -

Уі

Т? )2

> Т +

Т

5^_ - 4

V Т

Л

0

Та - % "Т- >0

Ту

У

Та —г > г •

Ту

Важно отметить, что ставка оплаты по тарифу для рабочих рассматриваемого предприятия выше, чем средняя по городу. Следовательно, ограничение (6) выполняется при любых значениях размера доплат за выполнение нормированного задания.

2. Решение задачи стимулирования

Стратегия поведения агента состоит в выборе фактической трудоемкости тхі при известной технологической трудоемкости тхі, в зависимости от тарифной ставки Ті и установленной доплаты аі за выполнение нормированного задания. Решая задачу (5) определим эту зависимость:

(7) гг (а)=-Та—

5Та,Тхі

Проанализируем экономический смысл выражения (7). Фактическая трудоемкость сборки автомашины агентом, оптимизирующая его целевую функцию, обратно пропорциональна тарифной ставке и величине доплат, то есть меньший уровень фактической трудоёмкости агента (более интенсивную работу) центру необходимо компенсировать большей величиной доплат за выполнение нормированного задания.

Для того чтобы фактическая трудоёмкость агента осталась на прежнем уровне, при уменьшении технологической трудоёмкости агента (увеличении интенсивности работы), центру необходимо увеличить величину доплат за выполнение нормированного задания.

Подставив функциональную зависимость (7) в (4), решим задачу определения оптимального размера доплат за выполнение нормированного задания с точки зрения центра. В результате решения задачи (4) получим следующее выражение:

(8) а°р =

5Т V

Таким образом, увеличение ставки оплаты по тарифу (в сумме с доплатами за условия труда и за напряженность норм), которая составляет постоянную часть зарплаты агента, приведет к снижению величины доплат за выполнение нормированного задания (переменной части зарплаты агента).

Зависимость размера доплат за выполнение нормированного задания от технологической (плановой) трудоемкости сборки также, будет обратной. Следовательно, при уменьшении технологической трудоёмкости сборки (увеличении интенсивности работы), центру необходимо увеличить величину доплат агенту за выполнение нормированного задания.

1

Литература

1. Сборник положений по оплате труда работников Волжского автомобильного завода. - Тольятти, 2000. - 128 с.

2. БУРКОВ В.Н., НОВИКОВ Д.А. Как управлять проектами. -М.: СИНТЕГ, 1997. - 188 с.

3. НОВИКОВ Д.А. Стимулирование в организационных системах. - М.: СИНТЕГ, 2003. - 312 с.

4. ПАВЛОВ О.В., ВАСИЛЬЕВА О Н. Математическая модель системы стимулирования рабочих сборочно-кузовного производства АО «АВТОВАЗ» // Наука и образование - 2003: материалы Всероссийской научно-технической конференции (Мурманск, 2-16 апреля 2003 г.): В 5 ч. - Мурманск: МГТУ, 2003.

5. ПАВЛОВ О.В., ВАСИЛЬЕВА О Н. Система стимулирования производственных рабочих АО «АВТОВАЗ» // Наука, бизнес, образование, 2003. Материалы Всероссийской научно - практической конференции. - Поволжский институт бизнеса, Самарский государственный технический университет, 2003.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.