Научная статья на тему 'Зачем переходить к кейсовому обучению?'

Зачем переходить к кейсовому обучению? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАРВАРД / HARVARD / КЕЙС / CASE / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ПРАКТИКА / PRACTICE / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / TEACHER / ПРОБЛЕМА / PROBLEM / САМООБРАЗОВАНИЕ / SELF-EDUCATION / СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ / SITUATION ANALYSIS / СЛУЧАЙ / ТЕОРЕТИЗИРОВАННОСТЬ / THEORIZE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельков Сергей Анатольевич, Кошкин Андрей Петрович, Микрюков Владимир Олегович

Предлагается вариант усиления практической направленности обучения в высших учебных заведениях в период перехода на ФГОС третьего поколения. Для специальности/направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» оптимальным представляется метод кейс-стади (метод ситуационного анализа).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHAT FOR TO PHASE IN CASE-STUDY?

The article suggests the variant of improvement practical orientation of training in higher educational institutions during transition to federal state educational standard of the third generation. The method of case-study (method of situation analysis) is optimal for the specialty "Public and municipal administration".

Текст научной работы на тему «Зачем переходить к кейсовому обучению?»

УДК 342.5; 32:316.752; 32:001.3

С.А. Мельков, А.П. Кошкин, В.О. Микрюков ЗАЧЕМ ПЕРЕХОДИТЬ К КЕЙСОВОМУ ОБУЧЕНИЮ?

Предлагается вариант усиления практической направленности обучения в высших учебных заведениях в период перехода на ФГОС третьего поколения. Для специальности/направления подготовки «Государственное и муниципальное управление» оптимальным представляется метод кейс-стади (метод ситуационного анализа).

Ключевые слова: Гарвард, кейс, мотивация, образование, практика, преподаватель, проблема, самообразование, ситуационный анализ, случай, теоретизированность.

S. Mel'kov, A. Koshkin, V. Mikrjukov WHAT FOR TO PHASE IN CASE-STUDY?

The article suggests the variant of improvement practical orientation of training in higher educational institutions during transition to federal state educational standard of the third generation. The method of case-study (method of situation analysis) is optimal for the specialty "Public and municipal administration".

Keywords: Harvard, case, motivation, education, practice, teacher, problem, self-education, situation analysis, case, theorize.

Проблематизация. Дискуссия о путях развития российского общества и российской системы образования в экспертном сообществе усиливается, что называется «набирает обороты». Высказываются различные, в том числе и весьма радикальные, мысли и предложения. Так, например, в апреле 2013 года в Интернете опубликована статья под названием «Умирающая профессия, или почему вузовское образование бесперспективно в XXI веке» директора по исследованиям и инновациям компании «АйТи» Б. Славина, который в последнее время руководил ИТ-службами на разных российских предприятиях, а также был председателем правления Союза ИТ-директоров России. Автор указанной статьи утверждает, что в самое ближайшее время классические вузы умрут, им на смену придёт сетевое объединение учёных и студентов, а профессорско-преподавательский состав будет обслуживать электронный обучающий контент [4]. Не вступая в дискуссию с автором указанной статьи, заметим, что в научной печати и публицистических источниках излагается немало и иных точек зрения.

На наш взгляд, основная проблема, которую до сих пор не удалось решить органам государственной власти и педагогическому сообществу в сфере образования, заключается в высокой степени теоретизированности российского образования. Однако при этом следует подчеркнуть, что реальные попытки усилить практическую направленность высшего профессионального образования предпринимаются. Так, Федеральный государственный образовательный стандарт по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», в отличие от Государственного образовательного стандарта 2-го поколения, в максимальной степени ориентирует вузы и обучаемых на практическую подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:

- организационно-управленческая;

- административно-технологическая;

- консультационная и информационно-аналитическая;

- проектная;

- научно-исследовательская и педагогическая.

В ФГОС значительно увеличено количество практик и научно-исследовательской работы (особенно в магистратуре), вузы обязуются ежегодно обновлять основные образовательные программы с учётом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы. В связи с этим можно выделить несколько проблем, которые не были решены, да и не могли быть решены при изучении специальности «Государственное и муниципальное управление» в рамках ГОС 2-го поколения. Отметим их тезисно:

1. Низкая степень мотивации сегодняшних студентов к самостоятельному приобретению знаний. Эта проблема продолжает существовать и поныне. Как написала в блоге студентка 2-го курса А. Добротворская: «Активный метод обучения будет полезен студентам для формирования собственного взгляда на проблемы и принятия решений (при этом студент должен осознавать серьёзность последствий принятого решения). Вузы обходятся без таких систем преподавания, отсюда и плохое качество образования» [2].

2. Фактическое отсутствие госзаказа на выпускников большинства российских вузов. Эта проблема в полной мере распространяется на обучаемых в Академии гражданской защиты МЧС России по специальности/направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление».

3. Некоторая часть научно-педагогического состава пока не нацелена на формирование у обучаемых профессиональных навыков. По своим личным наблюдениям заметим, что очень многие педагоги считают лекции оптимальным видом занятий в системе высшего профессионального образования. Например, аспирант из Тулы В. Качалкин замечает, что «... методика кейс-стади имеет ряд положительных аспектов. Она даёт студентам больше свободы в выборе принятия решений, не привязывает учащихся к узкому восприятию материала и шаблонной реакции на ситуацию. Она приближает учащихся к будущей практической деятельности по специальности. Расширяет возможности преподавателя» [2].

4. Во многих российских средних школах уже сегодня игровой метод проведения занятий стал привычным и через некоторое время в вузы страны массово станут приходить студенты, которые будут ждать игровых (ситуационных) методов обучения. Но получат ли они их в современном российском вузе? Это вопрос, на который каждый вуз должен ответить самостоятельно.

5. Процесс обучения во многих вузах России является теоретизированным. Это не секрет и преодоление высокой степени теоретизированности действительно является проблемой образовательного процесса.

В чём преимущества кейса? Во многих странах мира (в т. ч. в некоторых российских вузах) в учебный процесс активно внедрён метод case-study (кейс-стади). Его отличительной особенностью является активная роль обучаемых. Студенты не только являются объектами новых образовательных методик, но и непосредственно сами создают эти методики и их апробируют [1]. Сегодня кейсовый метод трактуется как социопсихологический процесс, позволяющий не только развивать в студентах способность к определению и поиску решения проблемы, но и формировать их умение участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, слушать и воспринимать мнения других.

Например, студент 2-го курса С. Ножка в блоге отметил: «Учитывая, что кейс - это моделирование реальной ситуации, с которой в реальной жизни может столкнуться управленец, то, несомненно, данный метод необходимо внедрять в обучение. Один из плюсов такого метода заключается в том, что эффективность принятого решения может оценить преподаватель и объяснить студенту, что не так. В реальной жизни не достаточно эффективное решение может спровоцировать конфликт или какие-то более серьёзные последствия. Так же, что касается недостаточной мотивации, это действительно так, но, на мой взгляд, ошибки, которые будут совершать студенты во время решения кейсов,

42 -

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

как-то должны повлиять на желание студентов к самообразованию, ведь в будущем можно будет столкнуться с аналогичной ситуацией и уже не будет времени на получение недостающих знаний» [2]. А студентка 2-го курса А. Добротворская полагает, что «... решение кейсов предполагает накапливание опыта в будущей профессиональной деятельности, пусть даже в форме некой деловой игры. Я думаю, что обучение станет эффективным, если предоставить студентам возможность действовать самим» [2].

Как правило, занятия, предполагающие изучение кейсов, проводятся после теоретических занятий (лекций), однако необязательно придерживаться такой последовательности [1]. В этом случае кейс провоцирует интерес к новой теме и обеспечивает дополнительную мотивацию к более последовательному изучению теоретических аспектов проблемы (если студенту нужно изучить теоретический материал, он сам его найдёт и освоит). В рамках специализированных курсов более высокого уровня кейсы являются отличной основой для выдвижения студентами новых научных гипотез (это, на наш взгляд, особенно важно для магистрантов).

Определения кейса. Есть несколько вариантов определения сущности кейса.

1. Кейс - это история, повествующая о некоторых событиях, в результате которых перед участниками вставал выбор между несколькими альтернативами возможного поведения. Иногда для облегчения понимания, это называют случаем.

2. Кейс - это реальное описание ситуации, в которой менеджер или чиновник (лицо, принимающее решение, далее по тексту - ЛПР) должен принять решение.

3. Кейс - это описание реальной ситуации, имевшей место в прошлом, которая обнаруживает проблему и необходимость её выявления, анализа и решения.

В самом общем виде кейс включает:

- описание управленческой ситуации;

- наличие конфликта интересов или проблем;

- наличие нескольких альтернативных вариантов поведения.

В отличие от бизнес-кейсов кейсы по государственному и муниципальному управлению представляют собой описание некоторой ситуации (проблемы), с которой сталкивается государственный орган/организация, а главными действующими лицами являются государственные служащие.

Принципиальные отличия кейсов по государственному и муниципальному управлению (ГМУ):

1. Кейсы по ГМУ предполагают осознание целей существования государственного органа/организации для достижения общественного блага, в то время как бизнес-структуры ориентированы на получение прибыли.

2. Предполагают изучение институциональных и организационных особенностей процессов принятия решений в государственных органах, которые сильно отличаются от аналогичных в бизнесе жёсткой иерархией и субординацией, высокой степенью формализации процедур.

3. Существует необходимость более детально оценивать ценностную сторону принимаемых решений.

4. Необходимость рассматривать госуправление в 2-х измерениях: как деятельность госорганов и как политическую деятельность.

5. Важно учитывать различия в характеристиках ЛПР и их мотивации. Госслужащие и бизнесмены движимы разными целями. Политически правильное решение не всегда является экономически эффективным.

Сравнение методики кейс-стади и традиционных методов обучения:

1. Традиционные методы ориентированы на изучение ЧЕГО-ТО, а метод кейс-стади ориентирован на обучение ЧЕМУ-ТО. То есть в рамках традиционного подхода сердцевиной учебного процесса является передача определённого набора знаний студентам, а кейс-стади выявляет, какие дополнительные возможности открываются перед студентами в результате того, что они чему-то научились.

2. В традиционных методах упор делается на причинно-следственных связях, а метод кейс-стади предполагает созидание, достижение результата. Получается, что в традиционных методах взгляд обращён в прошлое, а в методе кейс-стади он обращён в будущее. Студенты учатся ставить цели, искать пути их достижения, предвидеть возможные последствия.

3. В методе кейс-стади важен сам процесс получения знаний, так как в его ходе студенты приобретают большое количество навыков и умений, тогда как в традиционных методах важен, как правило, только конечный результат.

4. Различаются результаты, на которые нацелены эти методы. Если традиционный в большей степени нацелен на получение знаний, то метод кейс-стади - на выработку собственного мнения и последующее поведение.

5. Различна роль преподавателя. В традиционном методе преподаватель сначала анализирует и интерпретирует исходный материал, а затем преподносит обучаемым, т. е. его роль - это роль наставника, ментора. Применение же методики кейс-стади предполагает, что анализ и интерпретация материала производится самими учащимися. Они также имеют возможность взаимодействовать друг с другом, работая в малых группах и участвуя в дискуссиях. Роль преподавателя при этом - направление и координация этих взаимодействий в соответствии с поставленными образовательными целями. Он должен ставить задачи, предоставлять информацию (кейс), поощрять инициативу и взаимодействие, выявлять успехи и исправлять ошибки.

По опыту преподавания в АГЗ МЧС России (утверждаем это на собственном опыте преподавания таких дисциплин, как «Социология управления», «Основы теории коммуникации» и др.) отметим, что самим студентам активная форма проведения занятий нравится больше, чем роль пассивного слушателя/наблюдателя. Использование Интернета при подготовке к кейсам является необходимостью, поскольку ситуации бывают такими сложными, что без этого не обойтись. В отличие от подготовки докладов на классический семинар, обсуждение вариантов решения кейса не превращается в формальность.

На наш взгляд, использование кейсов в педагогической практике накладывает и ответственность на преподавателей (переработка программы курса, разработка самих ситуаций - кейсов, отличное знание всех теоретических аспектов определённой ситуации и умение, и желание довести эти знания до студентов), а этого хотят далеко не все преподаватели. Правильно и подробно решённый кейс не только развивает творчество у студентов, но и решает массу проблем:

- социализации в студенческом коллективе (все узнают друг друга с иной стороны - как профессионала/непрофессионала);

- лучшего запоминания материала курса (если ситуация, отработанная на кейсе, встретится в управленческой практике, то варианты её решения быстро найдутся);

- мотивации к поиску информации для решения кейса (без самостоятельного обдумывания и изучения как теории, так и вариантов из практики студент не сможет быстро (за 1-2 пары занятий) найти решение кейса), а здесь преподаватель не только на бумаге, но и на практике формирует множество разнообразных компетенций, согласно ФГОС;

- виртуально вовлекает в процесс обучения реальных и потенциальных работодателей (если они предлагают свои собственные проблемные ситуации);

- виртуально вовлекает в процесс обучения выпускников Академии (если они предлагают свои собственные проблемные ситуации);

- виртуально вовлекает в процесс обучения работников органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций; средств массовой информации (если они предлагают свои собственные проблемные ситуации).

Разнообразный опыт Гарварда. Сердцевиной учебной программы Гарвардской школы бизнеса (далее по тексту - HBS), или, как иногда говорят, «кирпичами и скрепляющим раствором» является кейсовый метод. Но в то же время известно, что кейсовый метод обучения появился отнюдь не в HBS. Его впервые ввёл в практику декан Harvard Law School Christopher Columbus Langdell в 1870 г.

Когда Гарвардская школа бизнеса открылась (1908 г.) - кейсовый метод обучения был только идеей первого декана Edwin F. Gay. В его представлении обучение в классе должно было строиться вокруг обсуждения проблем, связанных с управлением бизнесом. В 1911 г. Arch Wilkinson Shaw начал преподавать курс Business Policy, в котором представил классу реальные проблемы, с которыми сталкиваются руководители компаний [3]. Этот метод преподавания называют ещё методом «проблем». Эти презентации стали первыми примерами кейсового метода обучения в HBS. HBS опубликовала свой первый кейс «The General Shoe Company» в 1921 г. Кейс написан помощником декана Clinton Biddle.

Студенты проходят за время обучения в HBS более 500 кейсов, примерно 13-14 кейсов в неделю. Каждый год в HBS создают около 350 кейсов. В среднем на написание одного кейса уходит от 1 до 4 месяцев. В 2008 г. продано 8 240 000 кейсов, в 2007 г. - 7 785 000, в 2006 г. - 7 428 000, в 2005 г. - 6 958 000, в 2004 г. - 6 999 000. Всего за 2004-2008 гг. продано 37 410 000 кейсов. Доходы от продажи кейсов и обучающих материалов (teaching materials) достигли в 2008 г. рекордной суммы в 30 млн $, в 2007 этот показатель составил 26 млн $.

Чемпионом по обучению кейс-методу в HBS считается ныне покойный профессор Chris Christensen - одна из легенд HBS. C. Christensen возвёл этот метод обучения в HBS в ранг искусства. Два главных качества для успешного преподавания кейса в классе - систематическая подготовка и интуиция, т. е. когда и каким образом переходить в кейсе от одного обсуждения к другому. C. Christensen написал сотни кейсов, а также книгу «Education for Judgment: The Artistry of Discussion Leadership and Teaching and the Case Method». В HBS один из профессоров сравнивает кейс-метод с обучением плаванию. На лекции разучивают механизм плавания, теорию, физику и т. д., но Вы так и не побываете в бассейне, пока не закончите институт. В кейсовом методе профессор толкает Вас в бассейн с первого же дня.

Проведённый в HBS в начале 2009 г. опрос среди студентов на тему «Насколько эффективно кейсовый метод помогает Вам в учёбе?» показывает, что 63,3 % студентов кейсовый метод очень помогает, отчасти - 32,7 % студентов, не очень помогает - 2,7 % и плохо помогает - 1,3 %.

Как говорят, в HBS «правильных ответов на вопросы кейса нет, зато есть не правильные». В среднем кейс содержит около 15 страниц. Всего Harvard Business School Publishing содержит более 5 000 кейсов. Harvard Business School Publishing разработал специальный сайт для преподавателей, которые используют кейсы в обучении. Его услугами пользуется более 20 000 человек. В мае 2008 г. HBS приняла решение изменить дизайн кейсов, чтобы сделать их более изящными, литературными, в яркой обложке и продавать их в качестве книг возле касс в магазинах. Подобные кейсы могут предназначаться, например, для домохозяек. В этой связи HBS заключила соглашение с популярной ро-мантисткой Даниэлой Стил (Danielle Steele). Поскольку кейсы пишутся внутри бизнес школ, там

- 45

Научные и образовательные проблемы гражданской защиты - 2013'2

знают, что по разным причинам в кейс не попало. Так как компании, о которых идёт речь в кейсе, подвергают его цензуре.

В HBS проходят занятия по кейсам для детей-выпускников HBS от 10 лет и выше «Kids Case Discussions». Дети 10-14 лет посещают полноценный класс, во время которого рассматривается NeoPets сase, дети от 14 лет - класс с IDEO case. Классы ведут действующие профессора HBS. Во время занятия дети рассматривают и участвуют в обсуждении самых настоящих, неупрощённых гарвардских кейсов.

В HBS часто случается так, что профессор, который ведёт обсуждение кейса в классе, сам является его автором. Так же часто бывает, что главный герой кейса непосредственно присутствует в классе при разборе кейса или отвечает в режиме лайв-видео на вопросы студентов и объясняет, какое решение он принял в реальной ситуации. Кейсовый метод обучения используют в ряде других школ Гарварда - например, в Medical School, Law School и в Kennedy School.

Куда идём? На наш взгляд, педагогический опыт Гарварда вполне подходит Академии гражданской защиты МЧС России по ряду причин.

Во-первых, идея кейсового метода обучения уже обсуждена студенческим сообществом нашей Академии и нашла в ней поддержку. Например, вот что написал в блоге студент 4-го курса А. Лябах: «Помимо альтернативных (указанных в упражнении) решений кейс-метода, хотелось бы иметь возможность разработки собственного решения, причём до того как варианты озвучены. Впоследствии следует обосновать свой вариант решения перед аудиторией и разобрать плюсы и минусы этого решения. Думаю, во время выбора решений аудитория разделится на несколько групп. По разным вариантам решения хотелось бы иметь возможность конструктивного диалога и обоснования своих решений, а не просто озвучивания правильного ответа» [2]. То есть, у студентов нашей Академии есть желание участвовать в создании кейсов и их реализации. Например, студентка 2-го курса К. Глибина написала в блоге: «Мне было бы очень интересно поучаствовать в создании кейсов» [2].

Во-вторых, идея кейсового метода обучения в марте 2013 года была обсуждена на расширенном заседании кафедры государственного и муниципального управления (приняли участие преподаватели кафедры рекламы и связей с общественностью, сотрудники учебно-методического центра и деканы двух факультетов). Очевидно, что научно-педагогический состав в основной своей массе всё же поддерживает идею усиления практической направленности обучения.

В-третьих, идея кейсового метода обучения уже реализуется на занятиях по дисциплине «Социология» и частично при переподготовке специалистов органов информационного обеспечения МЧС России. На наш взгляд, многие занятия, проводимые кафедрой экономики, финансов и менеджмента, по сути, являются игровыми и/или практическими как по форме, так и по содержанию.

В-четвёртых, несколько выпускников факультета заочного обучения (А.В. Прибытко, С.С. Манджиев и А.В. Жуков) уже проектируют собственные кейсы. На наш взгляд, заслуживает поддержки позиция декана факультета заочного обучения А.Ф. Эркина, который полностью поддерживает инициативу внедрения кейсов и сам в настоящее время работает над кандидатской диссертацией по образовательной проблематике. В блоге он написал: «... если правильно и грамотно преподавателем будет сформулирован кейс (проблема), то обязательно появится диалог в учебной аудитории, обучаемые активно будут искать управленческие решения. Роль преподавателя при этих дискуссиях будет главной, ведь он должен будет направлять и координировать обучаемых. Кейсовые методы объединяют теоретические знания и самостоятельную работу слушателей, что повысит их уровень подготовленности. На мой взгляд, кейс - это спор, в котором рождается истина» [2].

Авторы статьи настаивают на том, что обяжут выпускников 2014 и последующих годов в качестве практической апробации дипломного проекта (бакалаврской работы, магистерской диссертации) в обязательном порядке создавать минимум по одному кейсу.

И, наконец, в-пятых, на наш взгляд, значительная часть научно-педагогического состава Академии понимает важность внедрения кейсов в образовательный процесс. Мы считаем, что созданием и использованием кейсов смогут заниматься преподаватели со сформированным «кейсовым» мышлением. Верно написал в блоге кандидат философских наук А.В. Борисов: «Преподаватель, который всего лишь преподаёт, вряд ли сможет успешно работать по новой методике. Преподаватель должен быть «заточен» на практику. Более того, непременно встанет вопрос о пересмотре учебных программ, планов и, страшно подумать, ФГОСов. Решение всего комплекса проблем, которые неизбежно возникнут, невозможно в рамках одной кафедры или вуза. Я думаю, что допустимо рассматривать кейс как частную методику, применение которой позволит активизировать работу студентов и преподавателей, заставит последних думать, развиваться... Однако абсолютизировать кейс нельзя» [2].

Ещё одну любопытную точку зрения высказал в блоге соискатель кафедры ГМУ А.В. Васильев: «... Этот метод может рассматриваться как этап, заполняющий нишу между семинаром и курсовой работой. Он имеет ряд плюсов, которых нет (по крайней мере, в концентрированном виде) в процессе обычного обучения - работа в «команде» при поиске правильного решения, поиск результатов, которые явно не «просматриваются», и самое главное - стимулирование студентов к самостоятельной работе и приложение своих теоретических знаний при работе над конкретной ситуацией. Конечно, внедрение кейс-обучения потребует от преподавательского состава определённых усилий по созданию самих кейсов, но полученный результат с лихвой окупит эти затраты в виде подготовленных специалистов» [2].

Завершая анализ проблемы усиления практической составляющей обучения в Академии гражданской защиты МЧС России по специальности/направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление», сделаем краткие выводы. Даже в условиях отсутствия чёткого государственного заказа научно-педагогический состав может повысить качество обучения по указанной специальности/направлению подготовки. Путь мы видим один - усиление практической направленности процесса обучения.

Считаем разработку и внедрение кейсов в образовательный процесс эффективным методом повышения качества обучения по специальности/направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление». Тем самым можно приблизить образовательный процесс к реальным нуждам и потребностям органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, бюджетных организаций, институтов гражданского общества, организаций общественного сектора, некоммерческих организаций, подразделений по связям с государственными органами и гражданами и иных организаций.

Литература

1. Л.Г. Купряшин и др. Ситуационный анализ (case study) в учебных курсах по государственному и муниципальному управлению и политике: Учебное пособие - М.: Издат. дом «Новый Учебник», 2004.

2. http://www.lawinrussia.ru/node/260791#comments (дата обращения: 08.04.2013).

3. http://hsw-mba.livejournal.com/19645.html (дата обращения: 04.04.2013).

4. http://www.lawinrussia.ru/node/266454 (дата обращения: 18.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.