Научная статья на тему 'Забытый памятник древнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А.В. Селиванова'

Забытый памятник древнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А.В. Селиванова Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Находки 1888 г. в Старой Рязани / древнерусские перегородчатые эмали / золотые украшения со священными изображениями / Finds of 1888 in Old Ryazan / ancient Russian cloisonne enamels / gold jewelry with sacred images

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лошина Юлия Владимировна, Стерлигова Ирина Анатольевна

Первая публикация золотой пластины с образом Христа, найденной на Старорязанском городище в 1888 г. Форма и размер пластины позволяют предположить, что она могла украшать так называемые сионцы — четырехгранные подвески в виде храмиков, а художественные особенности изображения связывают его с произведениями древнерусских эмальеров первой половины XII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A forgotten monument of ancient Russian cloisonne enamel: small icon from the Old Ryazan collection of A.V. Selivanov

The first publication of a gold plaque with the image of Christ, found at the Old Ryazan settlement in 1888. The shape and size of the plaque suggest that it could decorate the so-called “Zionets” — tetrahedral pendants in the form of a miniature temple. The artistic features of the image connect it with the works of medieval Russian enamellers of the first half of the 12th century.

Текст научной работы на тему «Забытый памятник древнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А.В. Селиванова»

Ю. В. Лошина, И. А. Стерлигова

Забытый памятник древнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А. В. Селиванова

© 2023

УДК 745/749:7.046.3(470.313)

ББК 85.12(2)

Л81

Поступила в редакцию 8.11.2023

Искусство перегородчатой эмали, воспринятое у греков их древнерусскими учениками, по праву считается одним из высочайших достижений Средневековья. Перегородчатым эмалям была отведена важная роль в системе художественных предпочтений домонгольской Руси, разнообразные эмалевые украшения входили в золотой убор знати, который дошел до нас в кладах [Макарова, 1975]. Однако судьба многих добытых из земли произведений сложилась трагически: клады были частично или полностью разграблены, рассеяны или утрачены, предметы, собранные во второй половине XIX в. стараниями Императорской археологической комиссии и осевшие в Эрмитаже, в 1930-е гг. были переданы в Харьков, тогда столицу Украины, и погибли при эвакуации в начале Великой Отечественной войны; единственный памятник древнерусской эмали, имеющий вкладную надпись с датой — крест Евфросинии Полоцкой, — тогда же был похищен из Могилевского исторического музея [Алексеев, 1957, С. 224-244] и, как утверждают украинские исследователи, ныне под спудом хранится в частном собрании в США [Боньковска, 2014. С. 290, 291]. Священных изображений среди уцелевших эмалей немного, хороших воспроизведений, за исключением хранящихся в зарубежных собраниях [Рекагэка, 2011], практически нет.

В Древней Руси производство перегородчатых эмалей полностью зависело от импортных цветных металлов, прежде всего золота (то есть византийских номисм) и стеклянных сплавов, в том числе окрашенных окислами редких металлов. Поэтому облик произведения был обусловлен и квалификацией мастера, и доступностью материалов. Использование золота само по себе является важнейшим маркером художественного качества и принадлежности произведения к византийской технологической традиции, поскольку общий вектор развития древнерусских эмалей на протяжении двух столетий связан

1 2

ил. 1 Пластина с изображением Христа Вседержителя. Золото, перегородчатая эмаль РИАМЗ. Первая половина XII в.

fig. 1 Plaque with the image of Christ Pantocrator. Gold, cloisonne enamel Ryazan Historical and Architectural Museum-Reserve. First half ofthe 12th century ил. 2 Пластина с изображением Христа Вседержителя. Оборотная сторона fig. 2 Plaque with the image of Christ Pantocrator. Reverse side

с упрощением технологии, замены золота на золоченое серебро или медь. Поэтому возможность ввести в научный оборот золотую эмалевую пластину с изображением Христа трудно переоценить.

Маленькая пластина с погрудным образом Христа Вседержителя, хранящаяся в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике (РМЗ КП-1208Д4 А 4 ЗВ-25), выпала из поля зрения исследователей[ил. 121. Предмет этот, именуемый в учетных документах «образком», поступил в музей в 1888 г. благодаря члену Рязанской ученой архивной комиссии А.В.Селиванову.

Алексей Васильевич Селиванов был ученым-краеведом обширных интересов, одним из основателей и «правителем дел» Рязанской ученой архивной комиссии и созданного при ней Рязанского губернского музея. Поступление в музей собранных Селивановым археологических материалов и его личных коллекций монет и книг стало важным этапом в формировании этого собрания, а в конечном итоге — и собрания современного Рязанского музея-заповедника [Гомзин, 2016; Буланкина, 2020].

В 1887 г. А.В.Селиванов был направлен Комиссией в Старую Рязань после сообщения о находке местными жителями «различных старинных серебряных вещей... чтобы произвести на месте открытия вещей раскопки, а также для приобретения найденных предметов для Рязанского музея»1 [ТРУАК, 1888. Т. II. С. 101]. В июне 1887 г. Селиванов сделал доклад о поездке с подробным описанием приобретенных предметов2, в результате ему было поручено провести

1 Находки 1887 г. (клад украшений) хранятся в РИАМЗ: РМЗ КП-1205Д-40 А 1.

2 Позднее находки 1887 г. были описаны и частично опубликованы [Селиванов, 1891. С. 210].

дальнейшие раскопки «по мере возможности и средств». Осенью 1887 г. средства были выделены Императорской археологической комиссией, с условием, что приоритет в исследовании и публикации находок предоставляется РУАК, но Императорская археологическая комиссия оставляет за собой право по мере необходимости обращаться к ним в своих изданиях [Буланкина, 2020. С. 12].

В следующем, 1888 г. А.В.Селиванов закладывает траншеи на городище, на невысоком холме, скрывавшем фундаменты «Борисоглебского храма», которые в XX в. были отождествлены с фундаментами Спасского собора [Гом-зин, 2016. С. 45]. Среди самыхярких находокбыли «серебряная чашка3 и пара серебряных звездчатых привесок»4, бронзовый «идол», кожаный плетеный крест, серебряные и бронзовые украшения [Селиванов, 1888. С. 163-164]. Там же, в разных местах и на разной глубине, А.В.Селивановым были обнаружены монеты, представляющие большой интерес для истории международных связей Рязанского княжества5. Но некоторые предметы, поступившие в Рязанский музей, были куплены тогда же у местных крестьян. В реферате, прочитанном на VIII Археологическом съезде, A.B.Селиванов отметил, что из приобретенного «в особенности интересен обломок золотого предмета с эмальированным изображением Спасителя хорошей Византийской работы» [Селиванов, 1891. С. 34].

Надо думать, что исследователь, прежде всего интересовавшийся нумизматикой, считал монеты, наряду с золотой пластиной, важнейшими поступлениями 1888 г. Для них был изготовлен планшет со специальными углублениями в деревянной основе по размеру монет и золотой пластины, размещенной в центре6. В Рязанском музее-заповеднике хранится сделанная в 1920 г. фотография этого планшета7, на которой эмалевая пластина перевернута, вероятно, из-за позднейшей неправильной маркировки планшета 1ил- 31.

В1895 г., согласно договору с Императорской археологической комиссией, наиболее интересные находки А.В.Селиванова были посланы в Петербург для их изучения Н.П.Кондаковым, готовящим корпус русских кладов. В 1893 г. А.В.Селиванов уехал из Рязани. Возможно, в связи с этим возникла другая

3 Небольшая (диаметр 22 см, высота 3,3 см) серебряная чаша с достаточно примитивным гравированным изображением фантастического оленя — известна только по фотографии [Монгайт, 1955. С. 139, рис. 104 на с. 140]. Она входила в археологическую коллекцию музея, но была исключена в 1956 г. после проведения послевоенной сверки. Звездчатые колты сохранились в собрании Рязанского музея.

4 По другим сведениям, эти (или другие?) подвески были найдены «в обвале бугра». См. примеч.5.

5 Это серебряные джучидская монета с неизвестными выпускными сведениями и немецкий денарий XI в., а также медные монеты: анонимный византийский фоллис и 11 латинских имитаций византийских монет, из который большинство относятся к типу, чеканенному в Константинополе вэпохулатинского владычества [Гомзин, 2016. С. 52].

6 По мнению A.A. Гомзина, этот планшет был описан как таблица XX в каталоге археологического отдела музея РУАК [Уварова, 1891. С. 315. Табл. XX. № 410], но не был воспроизведен [Гомзин, 2016. С. 46-47].

7 РМЗ КП-21968/36.

ил. 3 Планшет с монетами из раскопок А.В.Селиванова 1888 г. на городище Старая Рязань. Фото, 1920. РИАМЗ

fig. 3 Tabletwith coinsfrom the excavations of A.V.Selivanov 1888 at the settlement of Old Ryazan Photo, 1920. Ryazan Historical and Architectural Museum-Reserve

версия происхождения пластины: в сопроводительном письме, направленном в ИАК, указывалось, что эмаль была найдена «на паперти храма в мусоре»8.

Вскоре после находки эмаль была несколько раз упомянута в научной литературе [Селиванов, 1891. С. 34; Уварова, 1891. С. 315. Табл. XX. № 410], а позднее и кратко охарактеризована Н.П.Кондаковым: «Самая замечательная находка представляется... эмалевым образком Спаса, снятым с оклада или иконы, вырезанным в виде киотца уже позднее, и ничем не отличающимся от обычных византийских эмалевых типов XII века... но уже местной работы, что видно вполне по технике рваных контуров, почерневшей эмали и измененным цветам. Издавая здесь точный снимок... этого крохотного эмалевого образка, мы откладываем анализ... всех рязанских находок до следующего выпуска нашего сочинения...» [Кондаков, 1896. С. 137, рис. 83]. К сожалению, второй том «Русских кладов» так и не был издан, Музей РУАК в 1918 г. был национализирован

8 «29 июля 1895 г. Рязанский музей, исполняя желание Императорской Археологической Комиссии отправил небольшой золотой образок Спасителя с остатками эмали и две крупные серебряные височные подвески с черневыми изображениями. Названные вещи найдены во время раскопок, на городище Старой Рязани, образок на помосте храма, в мусоре, вместе с медными византийскими монетами XII века, а серебряные подвески вобвалебугра. Рязанский Музей покорнейше просит Императорскую Археологическую Комиссию известить о получении посылки и возвратить вещи, когда минует надобность в них. Хранитель Рязанского музея Ал.Черепнин. 30 июля 1895 г., Рязань». Помета: «Получено 3 августа». — Архив ГАИМК. Ф. I, Археологическая комиссия. Д.59.1885 г. Л. 183. О возврате присланных предметов: Там же. Л.218.

и в основном передан Рязанскому губернскому историко-художественному музею, его коллекции были частично обезличены, эмаль хранилась в фондах и лишь недавно привлекла внимание одного из авторов данной статьи9.

Так называемый образок представляет собой золотую пластину размером 1,5 х 1,3 см и толщиной 0,5 мм (общий вес 0,94 г, золото 750-й пробы) в форме вытянутого по горизонтали полукруглого киотца с плечиками. Образ Христа погрудный, большая голова окружена нешироким нимбом, ее абрис точно соответствует форме пластины, черты лица крупные, из-за мелкого масштаба глаза переданы обобщенно, волосы гладкие, спадающие надо лбом небольшой космочкой, благословляющая десница Спасителя перед грудью, в левой руке Евангелие с четырехконечным крестом на крышке. Слева и справа от изображения — достаточно большие буквы «1С ХС» под титлами.

Цвета эмали сильно потемнели и проявились только при сканировании пластины с высоким разрешением и последующим высветлением. Светлой (первоначально белой?) эмалью передано личное, рукава креста на нимбе и крышка Евангелия, черной — власы и брада Христа, а также буквы монограммы, синей — нимб и одеяния, красной — уста, контур нимба, крест и обрез Евангелия, клав на правом предплечье. Лотки для изображения и монограмм неглубокие, перегородки неровные, частично заплывшие и незавершенные. На нимбе виден производственный брак — видимо,лоток по краю слева был прочеканен недостаточно глубоко и при шлифовке часть красной эмали ободка нимба исчезла. Полировка поверхности эмали полностью утрачена. В верхней части киотца — криволинейная графья (следы примыкания оправы?), на боковых и нижнем краях — зазубрины и разрыв металла, которые могут быть следами закрепления или, напротив, выламывания пластины. Незначительные утраты эмали есть в нижней части пластины. Однако мнение Н.П. Кондакова о том, что образок вырезан в виде киотца уже позднее, не подтверждается: лотки для полуфигуры Христа и надписей, видные на обороте пластины, соразмерны с ее контурами и не соприкасаются с краями. Следы темной массы в верхней части оборота можно предположительно связать с каким-то клеящим веществом, закреплявшим эмаль в предназначенном для нее киотце — на возможность подобного использования эмалевых пластин указывала еще Т.И. Макарова [Макарова, 1975. С. 11].

Размер и форма пластины позволят предположить, что она являлась вставкой в арочки миниатюрных золотых храмиков, названных Н.П.Кондаковым «сионцами» и связанных им с подвесками, украшавшими венец иконы Богоматери [Кондаков, 1896. С. 96]. Г.Ф. Корзухина выделила «подвески „сион-цы" с перегородчатой эмалью на вставных щитках, со сканью и жемчугом» в особый тип золотых украшений, характерных для кладов, зарытых во время монгольского нашествия [Корзухина, 1954. С. 30. № 17].

9 Эмаль была упомянута в докладе Ю.В.Лошиной «Обзор находок из драгоценных металлов и сплавов на городище Старая Рязань», произнесенном на Межрегиональной археологической конференции «Старая Рязань — 200 лет исследований» осенью 2022 г.

Сионцев в виде четырехгранных купольных храмиков известно несколько, но лишь один из двух, входивших в Старорязанский клад 1822 г., сохранял эмалевые вставки с полуфигурами юных святых. В момент находки клада вставок было две, на них были представлены юные апостолы (?) — одни со свитком и второй с кодексом [Кондаков, 1896. С. 96]. Впоследствии одна из эмалевых вставок была утрачена [Житкова, 2023]. Общий размер сионцев 4* 2,3 см, размер их эмалевых вставок близок к размеру пластины с образом Христа. Как предположила Н.В.Жилина, сионцы являлись частью регалий русских князей, а их форма была связана с тем, что в золотом княжеско-боярском уборе Х11-Х111 вв., испытавшем византийское влияние, разрабатывались «образы христианского креста и церкви — небесного града Иерусалима» [Жилина, 2014. С. 118]. По мнению С.М. Новаковской-Бухман, сионцы восходят к символически значимому прототипу — Гробу Господню в Иерусалиме с сооруженной над ним кувуклией, изображения и описания храма Гроба Господня, передающие его купольное перекрытие и чешуйчатую декорацию верха, сопоставимы с сетчатыми куполками сионцев Старорязанского клада 1822 г., а сами сионцы входили в единый убор с ожерельем из ажурных бусин, выполненных в том же стиле и технологии [Новаковская-Бухман, 2020. С. 20-21].

Н.П.Кондаков предположил, что на четырех гранях сионцев могли быть изображения четырех евангелистов. Если сионцы восходили к образу Небесного Иерусалими, они могли быть украшены и ликом Христа.

На выполненной в 1830-е гг. акварели Ф.Г.Солнцева[ил-4] и архивной фотографии[ил- видно, что на утраченной эмали сионца из Старорязанского клада 1822 г. Евангелие у юного евангелиста Иоанна (?), как и на изображении Христа на пластине, украшено крупным крестом, что было особенно важно для «читаемости» миниатюрных изображений.

Связывать датировку эмалевой пластины с датировкой роскошных золотых украшений Старорязанского клада, обычно относимых к концу XII — на-чалуХШ в., нельзя,эмалевые вставки, подобнодрагоценным камням, могли переходить с одного украшения на другое. Для византийских и древнерусских эмалей клада на основании их стилистических и технологических особенностей выдвигались различные датировки: «конец X», «вторая половина XI» и «не позднее середины XII в.» [Стерлигова, 2021. С. 15-26]. Но можно ли говорить об отражении художественного стиля в столь миниатюрном эмалевом изображении, композиция которого зависела от формы пластины? Ведь в единичных образах Христа и Богоматери, большинство из которых погрудные, долго сохранялись иконографические типы и приемы, а при их создании эмальеры использовали трафареты и лекала как для общего абриса, так и для отдельных деталей [Корзухина, 1946. С. 45-54; Макарова, 1975. С. 53; Пекарская, 2020. С. 293]. Однако сопоставление образа Христа на пластине с рядом византийских

10 Инв. 17.190.2098. Размер медальона4,6 х 5 см, гравированные монограммы и серебряная оправа более поздние.

ил. 4 Сионец с эмалевой вставкой из Старорязанского клада 1822 г. Акварель Ф.Г.Солнцева. Деталь

fig. 4 "Zionets" (pendant in the form of a miniature temple) with enamel insert from the treasure ofthe Old Ryazan, 1822. Watercolor by F.G.Solntsev. Detail ил. 5 Сионец с эмалевой вставкой из Старорязанского клада 1822 г. Фото, кон. XIX в.

fig. 5 "Zionets" (pendant in the form of a miniature temple) with enamel insert from thetreasureofthe Old Ryazan, 1822. Photo, the late 19th century ил. 6 Медальон с изображением Христа Вседержителя. Золото, перегородчатая эмаль XI — первая половина XII в., серебряная оправа — первая четверть XIII в. Музей Метрополитен fig. 6 Medallion with the image of Christ Pantocrator. Gold, cloisonne enamel 11th — first halfof the 12th century, silver frame — first quarter of the 13th century Metropolitan Museum of Art ил. 7 Прорисовкалика и торсаХриста [воспр. по: Pekarska, 2011. P. 163] fig. 7 Drawing the face and torso of Christ

и древнерусских эмалей сходной иконографии делает достаточно убедительной ее датировку первой половиной XII в. Наиболее близкой стилистической аналогией представляется изображение Христа на золотом медальоне из клада, найденного в Киеве, возможно, еще 1842 г.; в начале XX в. медальон попал в собрание Дж.Пирпойнта Моргана и ныне хранится в Музее Метрополитен в Нью-Йорке10 [Рвкагэка, 2011. Р. 162-165][ил- 61 Медальон, как и большая часть эмалей, датировался исследователями достаточно широко: Х1-Х11 вв., однако Л.В. Пекарская справедливо указала на его отличие от произведений второй половины XII в. [Рвкагэка, 2011. Р. 124]. Несмотря на разницу размеров и набор использованных цветов, не только общий силуэт монументальной фигуры Христа, но и рисунок лика с космочкой волос на лбу, оставшейся незаполненной черной эмалью, благословляющей десницы, достаточно хаотичных складок одеяний[ил- 7 эмали медальона можно сопоставить с изображением на пластине из Старой Рязани.

В заключение хотелось бы отметить, что введение в научный оборот еще одной перегородчатой эмали из Старой Рязани позволяет предположить, что эмальеры могли работать и в Рязанском княжестве.

Литература

Боньковська С.М. Сакральна ангюпластика Руси-УкраТни. Священш потири i дискоси. Юнець X — XVI стол1ття Генезис. Типолопя. Художш особливосп. КиТв: Вид. д1м «Киево-Могилянська академия», 2014. 592 с. Буланкина Е.В. Старорязанские клады в собрании музея РУАК//Старая Рязань: крупный городской центр на международных торговых путях. Материалы науч. конф./Ред,-сост. И.Ю.Стрикалов. М.: ИА РАН, 2020. С. 11-13. Гэмзин A.A. Монеты из раскопок А.В.Селиванова 1888 г. на городище Старой Ряза-

ни//КСИА. Вып.245/2. 2016. С.44-56. Жилина Н.В. Зернь и скань Древней Руси. М.: ИА РАН, 2010. 388 с. Житкова Т.В. «Сионцы» из Рязанского клада 1822 года. Новые архивныеданные и уточнение типологии// Между Востоком и Западом. Святой Александр Невский, его эпоха и образ в искусстве: Сб. ст. по материалам междунар. науч. конф.: Москва, 15-18 сентября 2021 года/Гос. институт искусствознания; ЦМиАР. М.: Музей древнерусской культуры и искусства им. А.Рублева, 2023. С.234-239. Кондаков Н.П. Русские клады: исследованиедревностей великокняжескаго периода.

СПб.: Изд. Императорской археологической комиссии, 1896. 214 с. Краткий каталог Рязанского музея. I. Отдел археологический/Сост. А.В.Селиванов. Рязань, 1889. 21 с.

Корзухина Г.Ф. Русские клады IX-XIII вв. М.; Л.: Изд-воАН СССР, 1954.156 с. Корзухина Г.Ф. О технике тиснения и перегородчатой эмали в Древней Руси XI-XII вв.//Краткие сообщения одокладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Вып.XIII. М.: АН СССР, 1946. С.45-54. Монгайт А.Л. Старая Рязань. Материалы и исследования по археологии СССР. №49.

М.: Изд-во АН СССР, 1955. 228 с. Новаковская-Бухман С.М. Образ Гроба Господня в ювелирных изделияхдомонгольской Руси//Старая Рязань: крупный городской центр на международных торговых путях. Материалы научной конференции/Ред.-сост. И.Ю.Стрикалов. М.: ИА РАН,2020. С. 20-22.

ПекарскаяЛ.В. Золотые колты с изображениями святых: манера исполнения и неизвестные особенности стиля//«На одно крыло — серебряная, На другое — золотая...» Памяти Светланы Рябцевой/Под ред. Р.А.Рабиновича и Н.П.Тельнова. Кишинев: Stratum Plus, 2000. С.285-298.

Селиванов A.B. Отчет о раскопках в Старой Рязани//Труды Рязанской ученой архивной комиссии, 1888. Т. III. Рязань: Тип. Губ.правления,1889. С. 159-162.

Селиванов A.B. Дневник раскопок в Старой Рязани//Труды Рязанской ученой архивной комиссии, 1888. Т. III. Рязань:Тип. Губ.правления,1889. С. 162-164.

Селиванов A.B. О раскопках в Старой Рязани и в древнем городке, известном в летописи под именем «Новый городок Ольгов»//Труды Рязанской ученой архивной комиссии, 1890. Рязань: Тип. Губ. правления, 1891. T.V. С. 31-36.

Селиванов A.B. Древности с. Старой Рязани//Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле, 1887 г. / Ред. П.С.Уварова.Т.И. М.:Тип.Э.Лисснераи Ю.Романа,1891. С. 208-212.

Стерлигова И.А. О древнейших перегородчатых эмалях со священными изображениями, созданных на Руси//Вестник сектора Древнерусского искусства. 2021, № 1. С. 12-20.

Труды Рязанской ученой архивной комиссии, 1887. Т. II. Рязань, 1888.

Уварова П.С. Областные музеи//Труды Седьмого археологического съезда в Ярославле, 1887 г./Ред. П.С.Уварова. Т. II. М.: Тип. Э.Лисснера и Ю.Романа, 1891. С.300-315.

Pekarska L. Jewellery of Princely Kiev: The Kiev Hoards in the British Museum and the Metropolitan Museumof Artand Related Material. Monographien92. Mainz: RömischGermanisches Zentralmuseum, 2011. 268 p.

Название статьи

Забытый памятникдревнерусской перегородчатой эмали: «образок» из Старорязанской коллекции А.В.Селиванова

Сведения об авторах

Лошина Юлия Владимировна — заведующая научно-фондовым отделом, Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, Кремль,д.15, Рязань, Российская Федерация, 390000. loshina@mail.ru

Стерлигова Ирина Анатольевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный институтискусствознания, Козицкий пер.,д. 5. Москва, Российская Федерация,125009. irinasterligova@mail.ru

Аннотация

Первая публикация золотой пластины с образом Христа, найденной на Старорязанском городище в 1888 г. Форма и размер пластины позволяют предположить, что она могла украшать так называемые сионцы — четырехгранные подвески в виде храмиков, а художественные особенности изображения связывают его с произведениями древнерусских эмальеров первой половины XII в.

Ключевые слова

Находки 1888 г. в Старой Рязани, древнерусские перегородчатые эмали, золотые украшения со священными изображениями.

Title

A forgotten monument of ancient Russian cloisonne enamel: small icon from the Old Ryazan collection of A.V. Selivanov

Authors

Loshina, luliia VLadimirovna — head ofthe research and fund department, Ryazan Historical and Architectural Museum-Reserve, Ryazan Kremlin, 15, 390000 Ryazan, Russian Federation. loshina@mail.ru

Sterligova, Irina AnatoL'evna — Ph. D., senior researcher, State Institute for Art Studies, Kozitsky pereulok, 5,125009 Moscow, Russian Federation, irinasterligova@mail.ru

Abstract

The first publication of a gold plaque with the image of Christ, found at the Old Ryazan settlement in 1888. The shape and size of the plaque suggest that it could decorate the so-called "Zionets" — tetrahedral pendants in the form of a miniature temple. The artistic features ofthe image connect it with the works of medieval Russian enamellers ofthe first halfofthe 12th century.

Keywords

Finds of 1888 in Old Ryazan, ancient Russian cloisonné enamels, gold jewelry with sacred images.

References

Bonkovska S.M. Sakral'na angioplastika Rusi-Ukràini. Svjashhennipotiri i diskosi. Kinec' X — XVI stolittja Genezis. Tipologija. Hudozhni osoblivosti (Sacrai angioplasty of Russia-Ukraine. Sacred chalices and discos. The end of the 10,h-16,h century Genesis. Typology. Artisticfeatures). Kyiv, Vid. dim "Kievo-Mogilyans'ka akademiya" Publ., 2014. 592 p. (In Ukrainian).

Bulankina E.V. Old Ryazan treasures in the collection ofthe Ryazan scientific archival commission Museum. Staraya Ryazan': krupnyj gorodskoj centr na mezhdunarodnyh torgovyh putyah. Materialy nauchnoj konferencii (Old Ryazan: a large urban center on international trade routes. Materials of the scientific conference), ed. by I.Yu. Strikalov. Moscow, IA RAS Publ., 2020, pp. 11-13 (in Russian).

Gomzin A. A. Coinsfrom A. V. Selivanov's excavations in 1888 at the site of Old Ryazan. Krat-kie soobshcheniya Instituta arheologii (Brief Communications of the Institute of Archaeology), vol.245/2, 2016, pp.44-56 (in Russian).

Kondakov N.P. Russkie klady: issledovanie drevnostej velikoknyazheskago perioda (Russian treasures: a study of antiquities of the Grand Ducal period). Saint Petersburg, Izdanie Imperatorskoj arheologicheskoj kommissii Publ.,1896. 214 p. (in Russian).

Korzukhina G.F. Russkie klady IX-XIII vv. (Russian treasuresof the 9h-13'h centuries). Moscow, Leningrad, lzd-vo AN SSSR Publ., 1954.156 p. (in Russian).

Korzukhina G.F. On the technique ofembossing and cloisonné enamel in Medieval Rus' in the Hth-12th centuries. Kratkie soobshcheniya o dokladah ipolevyh issledovaniyah Instituta istorii material'noj kul'tury (Brief communications on reports andfield research of the Institute of the History of Material Culture), voL. XIII. Moscow,AN SSSR Publ.,1946, pp.45-54 (in Russian).

Kratkij katalog Ryazanskogo muzeya. I. Otdel arheologicheskij (Brief catalog of the Ryazan Museum. I. Archaeological Department), compiled by A.V. Selivanov. Ryazan, 1889. 21 p. (in Russian).

Mongait A. L. Old Ryazan. Materialy i issledovaniya po arheoLogii SSSR (Materials and research on the archeology of the USSR), no.49. Moscow, Izdatel'stvo AN SSSR Publ., 1955. 228 p. (in Russian).

Novakovskaya-Bukhman S.M. The image ofthe Holy Sepulcher in jewelry of pre-Mongol Rus'. Staraya Ryazan': krupnyj gorodskoj centr na mezhdunarodnyh torgovyh putyah. Materialy nauchnoj konferencii (Old Ryazan: a large city center on international trade routes. Materialsofthescientificconference),ed. by I.Yu.Strikalov. Moscow, IA RAS Publ.,2020, pp.20-22 (in Russian).

Pekarska L. Jewellery of Princely Kiev: The Kiev Hoards in the British Museum and the MetropolitanMuseumof ArtandRelatedMaterial. Monographien92. Mainz, RömischGermanisches Zentralmuseum, 2011. 268 p.

Pekarskaya L.V. Golden koltswith images ofsaints: mannerof execution and unknown features ofthe style. "Na odno krylo— serebryanaya, Na drugoe— zolotaya..." Pamyati Svetlany Ryabcevoj ("On one wing — silver, On the other — gold..." In memory of Svetlana Ryabtseva), ed. by R.A. Rabinovich, N.P.Telnova. Chisinäu, Stratum Plus Publ., 2000, pp.285-298 (in Russian).

Selivanov A.V. Aboutexcavations in Old Ryazan and in the ancienttown, known in the chronicles under the name "New Town of Olgov" Trudy Ryazanskoj uchyonoj arhivnoj komissii (Proceedings of the Ryazan Scientific Archival Commission), 1890. T. V. Ryazan: Tip. Gub. pravleniya Publ., 1891, pp. 31-36 (in Russian).

Selivanov A.V. Antiquities of Old Ryazan. Trudy Sed'mogo arheologicheskogo s'ezda v Yaroslavle (Proceedings of the 7th Archaeological Congress in Yaroslavl), 1887, ed. by P.S. Uvarov. T. II. Moscow, tip. E.Lissnera i YU. Romana Publ.,1891, pp.208-212 (in Russian).

Selivanov A.V. Diary ofexcavations in Old Ryazan. TrudyRyazanskojuchyonojarhivnoj komissii (Proceedings of the Ryazan Scientific Archival Commission), 1888. T. III. Ryazan: Tip. Gub. pravleniya Publ., 1889, pp. 162-164 (in Russian).

Selivanov A.V. Reporton excavations in Old Ryazan. TrudyRyazanskojuchyonojarhivnoj komissii (Proceedings of the Ryazan Scientific Archival Commission), 1888. T. III. Ryazan: Tip. Gub. pravleniya Publ., 1889, pp. 159-162 (in Russian).

Sterligova I.A. About the Ancient Cloisonne Enamels with Sacred Images Created in Russia. Vestnik Sektora drevnerusskogo iskusstva (Bulletin of the Russian Medieval Art Department), 2021, no. 1, pp. 12-20 (in Russian).

Uvarova P.S. Oblastnye muzei. TrudySed'mogo arheologicheskogo s"ezda v Yaroslavle (Proceedings of the 7th Archaeological Congress in Yaroslavl), 1887, ed. by P.S. Uvarov. T. 11. Moscow, tip. E.Lissnera i YU. Romana Publ., 1891, pp.300-315 (in Russian).

Zhilina N. V. Zern'i skan'Drevnej Rusi (Grain andfiligree of Medieval Rus'). Moscow, IA RAS Publ., 2010. 388 p. (in Russian).

Zhitkova T.V. Pendants in the form of a miniature temple ("Zionets") from the Old Ryazan treasure ofl822. New archivaldata and clarification ofthe typology. Mezhdu Vostokom i Zapadom. Svyatoj Aleksandr Nevskij, ego epoha i obraz v iskusstve: Sbornik statej po materialam mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii: Moskva, 15-18 sentyabrya 2021 goda (Between East and Wsst. Saint Alexander Nevsky, his era and image in art: Collection of articles based on the materials of the international scientific conference: Moscow, Septem-berl5-18, 2021). Moscow, Muzej drevnerusskoj kul'tury i iskusstva im. A.Rubleva Publ., 2023, pp.234-239 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.