© Н.А. Тупикова, Н.Е. Тюменцева, И.О. Тюменцев, 2004
ИСТОЧНИКИ. ИСТОРИОГРАФИЯI
ЗАБЫТЫЕ ПИСЬМА МАРИНЫ МНИШЕК Я. САПЕГЕ И ЕГО СОЛДАТАМ
(из РУССКОГО АРХИВА ГЕТМАНА САМОЗВАНЦА) 1
НА. Туликова, Н.Е. Тюменцева, И О. Тюменцев
Трагическая история Марины Мнишек, на несколько дней ставшей царицей Московской и вскоре свергнутой с престола, глубоко взволновала современников и вызывает значительный интерес у потомков. Неслучайно путь дочери Сендомирского воеводы к московскому престолу, полная авантюр отчаянная борьба за утраченную власть и гибель «от тоски» в застенке неоднократно давали пищу для сочинений мемуаристов, романистов и историков. Может показаться, что судьба этой женщины исследована в деталях2, но это впечатление обманчиво. Есть сюжеты, в частности отношения М. Мнишек с гетманом Лжед-митрия II Я. Сапегой и его солдатами, остающиеся недостаточно изученными. Дневник, который в течение всего пребывания Я. Са-пеги в России вели его секретари, и образовавшийся в его канцелярии архив, который нам недавно удалось реконструировать, позволяют пролить свет на эти малоизвестные страницы российской и польской истории.
Переписка между Я. Сапегой и Мниш-ками (т. е. Ю. Мнишеком, воеводой Сендо-мирским, и его дочерью М. Мнишек), как видно из Дневника Я. Сапеги и сохранившихся документов, завязалась летом 1608 г., сразу же после вторжения сапежинских полков в Россию. Отпущенные из России в соответствии с мирным договором от 28 июля (7 августа) 1608 г., Мнишки сделали все от них зависящее, чтобы попасть в Тушино и принять участие в новой самозванческой ин-
триге. Прежде чем явиться в стан Самозванца, Сендомирский воевода и его дочь желали получить гарантии от гетмана, кн. Р. Ру-жинского, возглавлявшего наемное войско Самозванца, Лжедмитрия II, относительно удовлетворения «долгов» первого самозванца. В этой ситуации только что явившееся в Россию сапежинское войско, требовавшее уравнения в правах с наемниками-ветеранами движения Лжедмитрия II, оказалось как нельзя кстати. Секретари Я. Сапеги отметили в Дневнике, что их господин 18(28) августа 1608 г. написал письмо Ю. Мнишку. Уже на следующий день от Сендомирского воеводы был получен ответ и начались прямые переговоры между ними3.
Оба письма не найдены, поэтому об их содержании приходится судить по данным Дневника Я. Сапеги. Предводителю инфлян-дцев, как свидетельствуют записи его секретарей, довольно быстро удалось столковаться с Мнишками относительно дальнейших действий. Отмечая это событие, Я. Сапега даже устроил в честь «царицы» парад своего войска4. А руководители Тушинского лагеря явно попали в чрезвычайно затруднительное положение, поскольку инфляндцы, заполучив Мнишков, могли диктовать им свои условия. Наемникам удалось договориться между собой только к 13—14(23—24) сентября
1608 г., когда Лжедмитрий II и Р. Ружинс-кий устроили банкеты в честь Я. Сапеги и «рыцарства»5. Мнишки остались в Тушинс-
ком лагере на правах членов царской семьи, а Я. Сапега во главе десятитысячного войска отправился в Замосковье к Троице-Сергиеву монастырю. В источниках нет никаких дан-ныгх относительно переписки между Я. Сапе-гой и Мнишками осенью 1608 — летом
1609 г., но каждый раз, когда Я.Сапега ездил по делам в Тушино, он неизменно наносил галантные визиты «царице» Марине.
В январе 1609 г. тушинское руководство решило направить на сейм Речи По-сполитой Ю. Мнишка для того, чтобы любой ценой предотвратить войну между Речью Посполитой и Россией. «Тесть» царика, имевший широкие связи при дворе, обещал добиться у короля и сейма поддержки дела Самозванца, но отнюдь не бескорыстно 6. Лжедмитрию II и боярам пришлось выщать Ю. Мнишку 2 тыс. руб. и согласиться на создание для М. Мнишек особого удела в Калуге 7. Во время сборов послов произошло непредвиденное. Солдаты, узнав, что львиная доля денег, привезенных из Пскова, отдана Ю. Мнишку и его сторонникам, а не им на жалованье, подняли мятеж. Сен-домирский воевода и члены его посольства оказались пленниками солдат, которые не позволяли им выехать из Тушина. Командирам с трудом удалось убедить наемников в том, что воеводу ради общей пользы следует отпустить 8.
Ю. Мнишек смог выехать в Речь Посполитую только 7(17) января 1609 г.9 Через неделю следом отправилось тушинское посольство на сейм во главе с думным дьяком Н.В. Лопухиным. Оно везло письма М. Мнишек к отцу. «Царица» Марина впервые со времени своего появления в России занялась самостоятельной политической деятельностью. Ее письма к отцу, написанные в январе, марте и августе 1609 г., свидетельствуют, что Сен-домирский воевода в гневе покинул стан своего мнимого «зятя», поэтому дочь пыталась выступить посредником между ним и тушинскими властями, чтобы преодолеть возникший конфликт 10. Все усилия Ю. Мнишка склонить общественное мнение Речи Поспо-литой и депутатов сейма к поддержке Самозванца и дочери оказались безуспешными. Сейм поддержал короля Сигизмунда III Вазу и его сторонников, призвавших к завоевательной войне в России.
В сентябре 1609 г. в разгар нарастающего кризиса в Тушинском лагере, ускоренного успехами кн. М.В. Скопина-Шуйского и вторжением королевских войск в Россию, Мари-
на Мнишек впервые выступила как посредник на переговорах между Лжедмитрием II и наемниками. Солдаты, требовавшие у тушинских властей выплаты «заслуженного», сочли ассекурацию, выданную им самозванцем, недостаточной. Аналогичные долговые обязательства была вынуждена дать «царица» (см.: № 1). Однако данные обязательства не смогли остановить распада Тушинского лагеря. В декабре 1609 г. Лжедмитрий II бежал из Тушина, бросив свою супругу на произвол судьбы среди бунтующих солдат.
Утвердившись в Калуге, Лжедмитрий II прислал своей супруге две записки, списки которых нам удалось отыскать в одной из ко-пийных книг в Швеции. В первой записке Самозванец писал: «...тому Бог свидетель, что печалюсь и плачу я из-за того, что о тебе, моя надежда, не ведаю, что с тобою делается, и о здоровье твоем не знаю, хорошо ли, ты же, моя надежда любимая-с, дружочек маленький, не даешь мне знать, что с вами творится. Мой-с дружочек, знай, что за рана у меня, моя-с, больше писать не смею!»11. «Московская царица» с головой окунулась в новую авантюру. Переписка между «супругами» стала оживленной, о чем свидетельствует вторая записка: «...Моя-с птичка любименькая, привели ко мне самого Куровского, князь Петр Урусов привел ко мне, а я, ему не доверяя, отправил его с Бельским, но ты верь, мое сердце»12. Всеми силами «царица» пыталась убедить наемников вернуться на службу к царику, но безуспешно. В феврале 1610 г. М. Мнишек, узнав о намерении кн. Р. Ружинского посадить ее под домашний арест, бежала к Самозванцу. Солдатам она оставила полное гнева послание, в котором обвинила Р. Ружинс-кого и других командиров наемного войска в предательстве, а некоторых солдат — в своеволии. «Московская царица» заявила, что не желает вновь стать шляхтичкой и вместе с мужем продолжит борьбу за престол вместе с теми солдатами, которые сохранили верность делу «царя Дмитрия»13.
Тщательно готовившийся побег едва не провалился. Посланный Самозванцем из Калуги отряд наткнулся на солдат А. Млоцкого и Бобовского и был разгромлен. Не дождавшись надежных проводников, М. Мнишек заблудилась и была встречена 16(26) февраля 1610 г. стражей сапежинцев, которая доставила ее в Дмитров. Я. Сапега и его солдаты встретили царицу с подобающими почестями. Она даже вдохновляла солдат личным примером в боях с правительственными отрядами. 25 февраля
(7 марта) 1610 г., когда обстановка в Дмитрове стала критической, М. Мнишек с помощью сапежинцев выбралась из Дмитрова и уехала к Самозванцу в Калугу.
После дмитровских событий М. Мнишек, судя по ее письмам и записям в Дневнике, явилась одним из главных инициаторов приглашения Я. Сапеги на должность нового гетмана войска Самозванца. Она неоднократно выступала посредником в кризисные моменты взаимоотношений между цариком и его гетманом. Источники свидетельствуют, что связь между Я. Сапегой и М. Мнишек поддерживалась даже после ухода сапежинцев на службу королю вплоть до гибели Самозванца. В источниках упоминаются три письма М. Мнишек Я. Сапеге и 2 письма Я. Сапеги М. Мнишек14. Из них удалось отыскать только два послания М. Мнишек (см.: №° 2—3).
Получив известие о гибели Самозванца 15(25) декабря 1610 г., Я. Сапега тотчас отправился с войском к Калуге. Для переговоров с царицей М. Мнишек, боярами и миром бывший гетман Самозванца направил Латовс-кого и русского сына боярского с письмами. Калужане послов задержали. На следующий день к Калуге безрезультатно ездили Тышкевич и И. Будила. Наконец, 18(28) декабря 1610 г. к Калуге ездил сам гетман, для встечи с которым калужане отпустили Латовского с товарищем. Послы сообщили, что калужане готовы
начать переговоры, но когда сапежинские послы 20(30) декабря 1610 г. выехали на переговоры, калужане на них напали и перебили. В тот же день Я. Сапега получил записку от М. Мнишек, которую она тайно переправила в восковой свече (см.: №° 4). «Царица» умоляла солдат спасти ее от неминуемой гибели. Начались стычки между воинами Самозванца и са-пежинцами 15. Калужане, по всей видимости, не доверяли Я. Сапеге и его солдатам. Они предпочли принести присягу королевичу Владиславу только в начале января 1611 г., когда в город из Москвы прибыл боярин Ю.Н. Трубецкой 16. Я. Сапега и его воины были вынуждены ни с чем уйти в Перемышль 17. С этого момента в источниках не встречается каких-либо данных о контактах между М. Мнишек и Я. Сапегой. Судя по всему, переписка, которая велась на протяжении нескольких лет, окончательно прервалась.
Во время движения земских ополчений М. Мнишек находилась в своем опричном уделе в Калуге, откуда пыталась с помощью И.М. Заруцкого навязать русским людям своего сына Ивана «Дмитриевича», прозванного в стране Воренком. После избрания царем Михаила Романова она бежала вместе с И.М. Заруцким в Астрахань, где с любовником и сыном попала в плен. После жестокой казни И.М. Заруцкого и сына, по свидетельству летописца, «умерла с тоски».
№ 1
10(20) сентября 1609 г.
Ассекурация «царицы» Марины Мнишек наемному войску
Marina z Bozey laski Carowa y Wielka Xi^zna wszystkiej Rusi y innych wielu do Monarchiej Moskiewskiej nalez^cych Panstw y Hord Tatarskich Pani.
Bacz^c wielk^. y gwaltown^. potrzeb^ ktora na Panstwa nasze przypadla za wzruszeniem si§ poddanych naszych przeciwko nam za powodem Wasila Szuiskiego y innych zdrajcow naszych a iego pomocnikow, ze mimo przysi^g^ sw^ przyi^wszy nas za dziedziczn^. Pani^ zdrad^ nad nami uczynili, przyszlo nam ratunku z^dac przeciwko takowym krzywo-przysi^dzcom od zacnego narodu Polskiego, ktorzy bacz^c zelzywosc y krzywd^ dostoienstwa naszego przy sprawiedliwosci si§ S. zastawili z odwazeniem zdrowia y maj^tnosci swoich. Chc^c my tedy aby krwawe poslugi ich nagrod^ sw^. y wdzi^cznosc nasz§ poznaly.
Марина, милостью Божьей Царица и Великая Княгиня всея Руси и других многих, принадлежащих Московской монархии, государств и орд татарских.
Имея в виду великую и внезапную нужду, которая возникла у нашего государства из-за волнения подданных наших против нас под предводительством Василия Шуйского и других предателей наших и его помощников, которые, несмотря на присягу свою нам как наследной государыни, измену нам сотворили, пришлось нам просить помощи против таких клятвопреступников у благородного народа польского, который, принимая во внимание оскорбительность и унижение нашего достоинства, для Справедливости Святой оставил с отвагой свое имущество и не пожалел здоровья своего. Желаем поэтому, чтобы за кровью оплаченные услуги их они благодарность и награду от нас узнали.
Iz na ten czas w tym Panstwie rozerwanym skarby nasze dosyc uczynic ich zoldowi nie mog% obowi^zuiemy si§ onym slowem naszym Carskim zaraz po dostupieniu Stolice naszey w dziesi^ciu niedzielach we wszystkiej zaplacie zoldu ich dosyc uczynic wedlug przypowiednych kosztów darowizny i assecuratyi im danych. A gdziebysmy si§ im nie uiscili w tym czasie zamierzonym tedy wszystk^. Siewiersk^ Ziemi^ y Rzezansk^. z Zamki y z Powiatami do nich nalez^cymi odst^piwszy prawa swego puscic y do uzywania oddac obiecuiemy i przysi^g^. nasz^. utwierdzamy i w tych dzierzawach onym zadnych przeszkód nie czynic obiecuiemy i proucenta wszystkie y uzywanie które by przez ten czas do skutecznej zaplaty swej mieli w zaplaty zoldu ich od nas nie mai^ byc potr^cone. Co my bacz^c za sluszn^. y przystoin^. rzecz aby krwawe poslugi z wielkiej utraty ich które dla nas ponosz^ byly nagrodzone. Tym pisaniem naszym we wszystkiej zaplacie ich usprawiedliwic si§ obiecuiemy.
Dla lepszej wiary piecz^c nasz^ Carsk^. przycisn^c kazalismy i r^k^. wlasn^ podpisalismy. Dan w obozie naszym pod Stolic^ w Panstwach naszych w dzien S. Mateusza Apta. Roku 1609.
Marina Carowa
Окончание
А поскольку на этот час в этом разрушенном государстве казначеи наши денежного довольствия с достаточностью им обеспечить не могут, обязуемся этим словом нашим царским сразу по вступлении в столицу нашу в десять недель всю оплату произвести жалованья их в соответствии с дарованной суммой и охранной грамотой, им данной. А если бы мы не нашли выхода в намеченное время, тогда все Северские и Рязанские земли с замками и уездами, им принадлежащими, отступив от права своего, обязуемся мы отдать им в пользование и присягой нашей подтверждаем, и в тех владениях никаких преград оным обязуемся не чинить, и доходы все, которые бы все это время к конечной выплате они своей имели бы при выплате жалованья их, нами не должны быть вычтены. Что мы считаем необходимым и пристойным, дабы кровью оплаченные заслуги, утраты, которые они из-за нас понесли, были вознаграждены. Этим письмом нашим мы обязуемся все оплатить по справедливости.
Для лучшей веры печать нашу царскую приказали мы поставить, и рукой собственной мы подписали. Дан в обозе нашем под столицей в государствах наших в день Святого Матеуша, 1609 года.
Царица Марина
Примечание. Подлинник не найден. Публикуется по копии первой половины XVII ст.: Stokholm. Riksarkivet. Skoklostersamlingen. Polska brev. E 8597 (335a).
№ 2 7(17) июня 1610 г.
Письмо Марины Мнишек Я.П. Сапеге с приглашением приехать в Калугу
Marina z Bozey laski Carowa i wielka Xi^zna wszitkiei Rusi i innych wielu Panstw y hord Tatarskich do Moskiewskiej Monarchiey nalez^cych etc. etc. etc. Pani.
Mosciwy Panie Sapieha, zdrowia dobrego i wszelakich pociech od Pana Boga Wmci zyczimy.
Sprawy Boze, iako s^. w ludzkich sercach nie poi^te, ze inaczey Bóg rzeczy kieruie nad mniemanie y umyslenie ludzkie, tak tez i szrodki takie posyla ku ozdobie sprawom naszym niespodziane, iuz prawie malo nie na schylku (ze si§ tak mówic musi) wzgl^dem oney laski Bozey, która przedtym z nami byla pod stolecznym Miastem Moskwa z wielkim postrachem nieprzyiaciól naszych, za iakis grzech, i niewdzi^cznosc z Rycerstwa niektórych, rozproszeni bend^c, znowu si§ droga podaie do wi^kszych rzeczy,
Марина, милостию Божией царица и великая княгиня всея Руси и иных великих государств и татарских орд, принадлежащих Московской монархии, и пр., пр., пр. госпожа.
Милостивый пан Сапега! Доброго здоровья и всяческих радостей от Господа Бога Вашей милости желаем!
Дела Божии, что в сердцах людских понимаемые не иначе, как сам Бог направляет мнение и намерения людей, как и средства, посылаемые для содействия делам нашим неожиданно, уже почти на исходе (если можно так выразиться) милостью Божей, которая раньше нам сопутствовала под столичным городом Москвой к великому ужасу неприятеля нашего, а теперь за какие-то грехи наши и из-за неблагодарности некоторых из Рыцарства, разрозненного, снова предстоит начинать путь к большим свершениям,
osobliwie przez WMc, który bend^c nieposzledniejszym promotorem spraw naszych, nie opuszczales nic, co czuinemu wodzowi y Rycerskiemu czlowiekowi nalezy, a co wi^ksza w takich nawalnosciach swieckich, sumienie swe y dusze Bogu czyst^. y po dzis dzien zachowalesz, przybywszy znowu do poslug Cara Jego Mosci Pana naszego Milosciwego. Za prawd^ nie pocitamy to komu inszemu, tylko iakiemusz osobnemu darowi nam od Boga danemu, ze sprawy nasze przez osob§ Wmci (co bendzie u ludzi w podziwieniu) naprawic, albo raczey konczyc y do skutku przywiesc chce. My ile z nas bend^c wdzi^czni ch^ci y zyczliwosci Wmci, chcemy oswiadczyc w krótkie czasie Wmci, co bendzie z wieczn^ slaw% ozdob% pozytkiem Wmci y domu Wmci, tylko do konca b^dz staly. Wryta iest u nas w sercu cnota, wiara y poslugi WMc które wsz^dziej s^. y bend^. slawne zesz si§ WM obral ku poslugom y obronie sprawiedliwosci naszey, pod którey zaslon^ sluz^c inni obludnie dla pozytku wlasnego, koniec mizerny wzieli, czego si§ Boze pozal, ze i dusz§ wiecznie zgubili; sk^d sobie slawy nieslusznie nabydz chceli, zt^d
i nieslawy, zginienie sobie y innym nagotowali. O czym nie chc^c wi^cey pisac, i bend^c my zyczliwosci y przyiazdu WM wdzi^czni, który nas niepomalu uweselil i pocieszyl, rozumiemy, ze u siebi uwazac wi^cey bendziesz zyczliwosc nasz% nizli listowne ofiarowanie. Niech tedy Pan Bóg iako nowego goscia, nowem tez obyczaiem blogoslawi przeciwko nieprzyiaciolom naszym, o czym co godzina wiadomosci czekac bendziemy.
Dluzszym pisaniem WM nie bawi^c, Panu Bogu WMc poruczamy. Dan z Kalugi 17. Junii 1610.
Maryna Carowa.
Nota: Prosz^ tez mego Mosciwego Pana, abys rozkazac raczyl pomóc Kaznodzieiowi tam w sprawach moich.
Adres: .. i Panu Janowi Piotrowi hetmanowi Woiska Mo.., nam zyczliwemu, do r^k J. M.
Окончание
особенно благодаря Вашей Милости, который, будучи ближайшим сторонником дел наших, не утратил ничего, что благородному вождю и человеку рыцарскому следует, а более того, среди такой бури событий совесть свою и душу для Бога чистую и до сегодняшнего дня ты сохранил, прибыв снова в услужение Его Милости царя и Г осударя нашего милостивого. Правда, не объясняем это не чем иным, а только каким-то особым даром, нам от Бога данным, что дела наши посредством лично Вашей Милости (каковой люди восхищаться будут) наладить или скорее завершить и до успешного конца довести он хочет. Мы, кто благодарны желанию Вашей Милости и участливости, хотим кратко сказать о том Вашей Милости, что будет вечной славой, украшением, успехом Вашей Милости и дома Вашего, только до конца будь твердым. Храним в сердце нашем те добродетели, веру и заслуги, которые останутся и будут славными и которые Ваша Милость оказал в служении и защите справедливости нашей, под охраной которой некоторые, лицемерием прикрываясь ради собственной выгоды, конец жалкий приняли, что Богу оказалось угодно, и души навек погубили; откуда себе славу неправедно добыть хотели, отчего, кроме бесславия, погибель себе и другим уготовили. О чем не желая более писать и будучи благодарны доброте и приезду Вашей Милости, который нас весьма утешил и обрадовал, думаем, что к себе чувствовать будешь больше участия нашего, нежели письменные излияния. Пусть Господь Бог как нового гостя снова благословит на борьбу с неприятелями нашими, о чем каждый час известий ждать будем.
Не занимая далее Вашу Милость посланием, поручаем Вашу Милость Господу Богу. Послано из Калуги 17 июня 1610 г.
Царица Марина.
Помета: Также прошу моего
милостивого пана, чтобы приказал казначею помочь там в делах моих.
Адрес: ... и господину Яну Петру
гетману войска Мо..., нам расположенному, в руки Е. М.
Примечание. Подлинник: Oddzial Rxkopisôw Biblioteki Polskiej Akademii Naukowej w Krakowie. Ms. 345. K.167. (Далее — OR BPAN). Написан на 1 л. коричневыми чернилами тем же почерком, что письмо Самозванца 16(26) июня 1610 г., на польском языке. На лицевой стороне в правом углу находится зачеркнутая карандашом цифра старой пагинации, написанная чернилами металлическим пером, — «80» и написанная карандашом цифра новой пагинации — «111». Внизу вслед за подписью рукой М. Мнишек сделана приписка. На обороте в третьем сверху левом прямоугольнике, образованном изгибами пакета, — адрес, заканчивающийся вензелем. В третьем сверху правом прямоугольнике — следы печати.
Первая публикация: Kognowiski K. Zycie J.P. Sapiéhi // Zycie Sapiehôw. Warszawa, 1791. Nota № 7.
№ 3
17(27) сентября 1610 г.
Письмо Марины Мнишек Я. Сапеге с приглашением приехать в Калугу
Marina z Boza laski Carowa i wielka Xi^zna wsitkiei Rusi.
Jakosmy zawsze doznawali WM sobie ch^tliwego w wielkich i pochwaly godnych sprawach, co si§ nieraz oswiadczalo sam^ przewag^. i dzielnosci^. WMci, b^d^c w kozdych terminach szcz^scia naszego, nie bez wielkiey slawy WMci, i wszytkiego ricerstwa, tak i teraz toz sobie obiecuiemy z ofiarowanych obietnic WMci w tym pisaniu, które nas doszlo, ze wrodzona cnota, szczerosc, i powinnosc Szlachecka, która niegdy mieisce miewala w Narodzie Polskim, nie dopusci kazdemu, pogotowiu WMci, na którym wiele nalezy, inakszym si§ stawic, wi^c iesli y obietnice Boskie do którego celu zmierzac b^d^. chcieli, tam i czlowiek przypasc musi, pomni^c na przysi^gi nieraz Panu swemu oddane, w czym niew^tpimy ze szczerosc i sprawiedliwosc nasza, która zawsze byla przed Panem Bogiem, nad rozumienie ludzkie szcz^sliwy koniec wzi^c b^dzie mogla, a teraz czasowi ulegai^c, i cierpliwie wyroku Panskiego, czekai^c mamy za pewny zadatek ofiarowan^ ch^c WM, rozumiei^c to
o WMci, ze sam^ rzecz% iakos zwykl, okazac nam y Carowi Jego Mosci b^dziesz chcial, któremu od Pana Boga przy dobrem zdrowiu pomyslnych pociech doznac winszuiemy.
Dan w Kaludze 28. 9bris Anno 1610. WMsci zyczliwa
Maryna Carowa.
Adres: Uprzeymie Nam milemu Panu Janowi Piotrowi Sapiezie staroscie uswiackiemu i kierepeckiemu Hetmanowi naszemu.
Марина, милостью Божией царица и великая княгиня всея Руси
Как мы всегда считали Вашу Милость охочим до больших и достойных похвалы дел, что не раз подтверждалось превосходством и храбростью Вашей Милости, которые были всякий раз на счастье наше, достигнутое не без великой славы Вашей Милости и всего Рыцарства, так и теперь обещаем себе в высказанных обещаниях В.М. в этом послании, которое до нас дошло, что врожденное благородство, искренность и долг шляхетский, который всегда имеет место в народе польском, не допустит каждому, кто всегда в готовности для Вашей Милости к помощи, которая очень нужна, явиться, ведь если именем Бога обещано к чему, к тому и стремиться человек должен, памятуя о клятве, не раз Господу своему даваемой, в чем мы не сомневаемся, искренность и справедливость наша, которая всегда была перед Господом Богом, по разумению людскому к счастливому концу может привести, а теперь, подчиняясь времени и терпеливо ожидая Божьего решения, мы считаем залогом дарованное Вашей Милостью желание, разумея то о В.М., что, как ты привык, самим делом нам и Царю Его Милости окажешь расположение, в чем желаем при хорошем здоровье от Господа Бога успешных достижений.
Дано в Калуге 28-бря 1610. Вашей Милости с расположением.
Царица Марина.
Адрес: Любезно нам милому пану Яну Петру Сапеге, старосте Усвяцкому и Керепецкому, Гетману нашему передать.
Примечание. Подлинник: OR PBAN w Krakowie Ms. 345. K. 182. Написан на одном листе четким почерком коричневыми чернилами. На лицевой стороне в правом верхнем углу — зачеркнутые карандашом цифры старой пагинации, написанные: гусиным пером — «116», металлическим пером — «92», и новой пагинации, помеченные карандашом, — «182». На обороте во втором сверху левом прямоугольнике, образованном изгибами пакета, тем же почерком, что и письмо, написан адрес, заканчивающийся вензелем. Во втором сверху правом прямоугольнике — следы печати.
Первая публикация: Kognowiski K. Op. cit. Nota. № 12.
№ 4
Около 20(30) июня 1610 г.
Записка Марины Мнишек из Калуги сапежинцамс просьбой о помощи
Wyzwolcie dla Boga! Wyzwolcie, dwie niedzieli nam tylko zostawionych do zycia, pelniscie slawy, nab^dzcie wincey, wybawiai^c nieszcz^sn^. Bog b^dzie wiekuist^. zaplat%
Marina
Спасите ради Бога! Освободите, нам осталось две недели только жить на свете. Полные славы - добудьте еще больше ее, избавляя несчастную. Божья помощь будет вам вечным вознаграждением.
Марина
Приме чание. Оригинал не найден. Публикуется по изданию: Niemcewicz J.U. Dzicie panowania Zygmunta III. Warszawa, 1819. Vol. I. S. 502.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, грант № 00—01—00044а.
2 См.: Гиршберг А. Марина Мнишек. М., 1908; Ульяновский В.И. Российские самозванцы: Лжедмитрий I. Киев, 1993. С. 5—40, 251—257. Совсем недавно вышел выполненный В.Н. Козля-ковым новый, более полный перевод Дневника М. Мнишек, в приложении к которому опубликованы письма М. Мнишек разным лицам и рассказы об ее судьбе мемуаристов-современников. Материалы переписки М. Мнишек и Я. Сапеги в приложения не попали. (См.: [Рожнятовский А.] Дневник М. Мнишек. СПб., 1995).
3 Sapieha J.P. Dziennik 1608 — 1611 rr. // Hirschberg A. Polska a Moskwa w pierwszej polowie wieku XVII. Lwow, 1901. S. 181-182.
4 Ibid.
5 Ibid. S. 187-188.
6 Гиршберг А. Указ. соч. С. 108—114.
7 Nowiny z Moskwy w lutym 1609 r. Отдел рукописей Львовской научной библиотеки Национальной академии наук Украины. Ф. 5. J№ 168. Л.540. (Далее — ОР ЛНБ НАНУ).
8 Maciszewski J. Polska a Moskwa 1603—1618: Opinie
i stanowka szlachty polskiej. Warszawa, 1968. S. 149—162.
9 Рожнятовский А. Указ. соч. С. 133—134.
10 Письмо М. Мнишек к отцу между 7(17) и 16(26) января 1609 г. // Собрание государственных грамот и договоров. М., 1819. Ч. 2, № 171. С. 351—352 (Далее — СГГ и Д); Письмо М. Мнишек отцу 16(26) января 1609 г. // Там же. № 173. С. 353—354.
11 Zal y placz moy Bohu oddai§, ze o ciebie nadzieja moia niewi^rzu co si§ z tob^ dzieie, y o zdrowiu twoim nie wiem jako si§ powodzi, tyz moia nadzieia kochania s druzoczek malenki, nie dajesz mi znac co si§ z wami dzieie moy s przyiaciel znay co za ma rana, moie s wi^coj pisac nie smiem! (Stokholm. Riksarkivet. Skoklostersamlingen. Polska brev. E 8597. (Далее — SRSPB)).
12 Moie s pcztu kohaniczka moie przyniesiono mi sam Kurowskocho, Kni^z Piotr Urusow mi przyniosl, ia iemu nie wierz^cy poslal go z Beiskim wiez^. moie serce. (SRSPB. E 8597).
13 Гиршберг А. Указ. соч. С. 184.
14 См. Sapieha J.P. Op. сй. S. 283, 289, 290, 292—293.
15 Sapieha J.P. Op. tit. S. 292—293.
16 Акты исторические, издаваемые Археографической комиссией (АИ). СПб., 1842. Т. 2. № 317.
17 Sapieha J.P. Op. dt. S. 293.