Научная статья на тему 'Забота об идентичности: непрерывное образование vs исчезновение себя в период метамодерна'

Забота об идентичности: непрерывное образование vs исчезновение себя в период метамодерна Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
660
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАБОТА О СЕБЕ / CARE OF THE SELF / ИДЕНТИЧНОСТЬ / IDENTITY / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / LIFELONG EDUCATION / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ СЕБЯ / EDUCATIONAL PROJECTION ITSELF

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Безрогов Виталий Григорьевич, Пичугина Виктория Константиновна

Статья посвящена вопросам становления и развития педагогических представлений об образовании, проходящем через всю жизнь человека и существенно меняющим его понимание самого себя. В начале третьего тысячелетия такое образование представляет собой особую «заботу о себе» заботу об идентичности в эпоху метамодерна. Истоки такого понимания находятся в Античной эпохе, выдвинувшией на первый план концептуальную идею заботящегося о себе человека, умеющего осуществлять образовательную заботу о собственной идентичности. Генезис и модификация категории «заботы о себе» показаны как опора античных и современных стратегий непрерывности в реализации образовательных маршрутов людьми разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CARE OF IDENTITY: LIFELONG EDUCATION VS DISAPPEARANCE OF ONESELF IN METAMODERN PERIOD

The article is devoted to the formation and development of pedagogical concepts of lifelong education, which significantly changes self-understanding of a human. At the beginning of the third millennium such education is a special “self-care”, that means the care of identity in the era of metamodern. The origins of this understanding are in the ancient era that put forward a conceptual idea of taking care of oneself a person able to carry out educational care of one’s own identity. Genesis and modification of the category of “self-care” are shown as support ancient and modern strategies of continuity in the implementation of educational routes of people of different ages.

Текст научной работы на тему «Забота об идентичности: непрерывное образование vs исчезновение себя в период метамодерна»

УДК 37.013.76

ЗАБОТА ОБ ИДЕНТИЧНОСТИ: НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ VS ИСЧЕЗНОВЕНИЕ СЕБЯ В ПЕРИОД МЕТАМОДЕРНА*

Безрогов Виталий Григорьевич,

Институт теории и истории педагогики, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, г. Москва, Россия. E-mail: v_bezrog@rambler.ru

Пичугина Виктория Константиновна,

Волгоградский государственный социально-педагогический университет, доцент кафедры педагогики, кандидат педагогических наук, доцент, г. Волгоград, Россия. E-mail: Pichugina_V@mail.ru.

Аннотация Статья посвящена вопросам становления и развития педагогических представлений об образовании, проходящем через всю жизнь человека и существенно меняющим его понимание самого себя. В начале третьего тысячелетия такое образование представляет собой особую «заботу о себе» -заботу об идентичности в эпоху метамодерна. Истоки такого понимания находятся в Античной эпохе, выдвинувшией на первый план концептуальную идею заботящегося о себе человека, умеющего осуществлять образовательную заботу о собственной идентичности. Генезис и модификация категории «заботы о себе» показаны как опора античных и современных стратегий непрерывности в реализации образовательных маршрутов людьми разного возраста.

Ключевые понятия: забота о себе, идентичность, непрерывное образование, образовательное проектирование

себя.

Одним из ключевых вопросов последних десятилетий стал вопрос о том, что приходит с окончанием постмодерна и какие черты приобретают науки в стадии «после пост». Выявляя черты, которые исчерпали или, напротив, еще далеко не исчерпали себя в новых реалиях, представители разных научных школ и направлений стремятся понять, на фоне чего проступает метамодерн. Возможно, он проступает не как принципиально новое, но как производное от существующего в постмодерне, который В. Вельш определил как «нарушение границ в социальной и институциональной сферах», начинающееся «разрушением целого, но не с выдачей лицензии на хаотизацию, а в предоставлении широкого выбора дифференций» [3]. Индульгенция на «разрушение целого», выданная постмодерном, распалась на множество позволений, приемлемых для философии, науки, культуры и образования, дарующих многое, только не сохранение индивидом устойчивого стандарта собственного «я». Целенаправленный поиск собственного «я» путем самопознания, саморазвития, самопонимания, самосовершенствования и ряда других «само-» оказался связанным с понятием «забота». М. Хайдеггеру удалось убедительно обосновать то, что существование человека во внешнем мире обусловлено изменениями его внутреннего мира, которые пронизаны особым отношением («заботой») к окружающей реальности и самому себе. Все современные требования к человеку, по Хайдеггеру, продиктованы ключевой заботой о возвращении человека его существу. Она проступает поверх всех повседневных забот: «Сколь бы расколотой... ни казалась повседневность, она... содержит в себе сущее как единство "целого"» [12, с.20].

Согласно Ж. Бодрийяру, современный человек ищет спасения в повседневности и заботится о сохранении своей идентичности, даже когда чувствует себя абсолютно беззаботным в спонтанно меняющемся мире, который утратил точку опоры и оторвался от реальности, разорвав привычную целостность во имя «непрерывного транзита возможностей выбора». По его мнению, современность представляет собой гигантский симулякр, который уже никогда не будет иметь ничего общего с

* Работа над статьей поддержана грантом РГНФ 14-06-00315а. Термином «метамодерн» авторы пытаются определить эпоху, наступающую после периода постмодерна. Мы сформировали данное понятие из термина «метамодернизм», предложенного М. Заварзадехом (см.: Zavarzadeh M.The Apocalyptic Fact and the Eclipse of Fiction in Recent American Prose Narratives // Journal of American Studies, 9:1, 1975. P. 69-83).

реальным, потому что обращен только сам на себя. Все это, по Ж. Бодрийяру, пугает своей невозмутимой непрерывностью и сходством с «тревожной необычностью пустыни» - пространством, где нет человека, «где лишь ветер вздымает песок, где лишь ветру есть дело до песка» [2]. Выстраивая «стратегию реального», Ж. Бодрийяр указал на древнегреческую традицию, в которой презентации всегда противопоставлена симуляция. Симулякры изначально были присущи искусству и выполняли следующую задачу - оправдать неточности, которые неизбежно возникают при художественном отражении реальности. Постепенно симулякры проникли в науку и превратились в искусственные познавательные образы, которые взамен способности примирять человека с неточностями в отражении изучаемой реальности (поскольку в науке таковых быть не должно) обрели способность препятствовать ее адекватному отражению. Подчеркнув, что симуляция, которая ставит познающего в тупик и подменяет истинное ложным, тревожила еще Платона, Ж. Бодрийяр оставил без внимания контекст этой тревоги. Древнегреческий мыслитель отграничивал презентацию от симуляции, сплавляя повседневную и педагогическую реальность и выдвигая на первый план идею о заботящемся о себе человеке - человеке, который в течение всей жизни образовательной активностью препятствует исчезновению себя. Платоновская «забота о себе» привлекает педагогов, уставших от того, что современному человеку достаточно обладать симулякром «непрерывное образование», а не тем, что он «на самом деле» симулирует.

Непрерывное образование vs исчезновение себя: античный проект «заботы о себе»

В диалогах Платона описаны две оппозиционные стратегии, которые включали пути и способы непрерываемости образования для заботящегося о себе человека. В диалоге «Софист» Платон определяет софистов как людей, зарабатывающих себе на жизнь особым искусством - «искусством подражания», которое они перенесли из живописи в педагогику (236Ь-236е). Софист, по Платону, - это «платный охотник за молодыми и богатыми людьми», «торговец своими и чужими знаниями», «чародей», человек, «занятый забавой», «обманщик», «подражатель мудрецу».

Это наставник, который подобен художнику, потому что обладает способностью «творить образы» и «создавать призрачные подобия», искажая реальное. Его ученики, настаивает Платон, никогда не научатся истинной мудрости и должны понимать, что софисты стремятся к «мнимому воспитанию». Конкурентом софистов, Платоном, дана им однозначная оценка: софисты лишь подражают неким истинным наставникам (собственно, мудрецам) и излишне абсолютизируют переход ученика из «дурного состояния души» в «хорошее состояние»: «...вот эту-то видимость некоторые по неопытности называют истинной, я же скажу, что одно лучше другого, но ничуть не истиннее» [9, с. 266]. Платон концентрировался на идее души как таковой, показывая, что выше прагматики хорошего состояния есть кое-что еще. Вопрос, как нам кажется, был шире, нежели просто полемика с раздражавшими философа учителями молодежи об иерархии качеств и возможностей воспитуемых душ. Платон говорит о педагогике софистов как о симу-лякре, в центре которого ученик, умеющий оперировать понятиями, но не знающий их истинного значения. Платон указывает, что ученики софистов принимают сиюминутную «игру слов» о «хорошем состоянии души», которое истиннее ее «дурного состояния», за общий «умственный закон», не достигая глубин образовательного успеха, а теряя самих себя.

Альтернативой софистике Платон демонстрирует педагогику Сократа, который в борьбе с софистами определил сущность «заботы о себе», прививаемой уже взрослому ученику, как способность работать на изменение своих качеств, а не состояний. Платоновский Сократ убеждает собеседников в необходимости «заботы о себе» - особой образовательной деятельности, которая активизирует внутренние резервы того, кто ее осуществляет, и ориентирует на самообновления в течение длительного времени. Такая деятельность под контролем наставника способствует переходу самоконтролирующей души в сомоконтролирующую душу (от «Бото» - тело), угодную как богам, так и другим людям. Это процесс включал в себя, по В.Г. Хлебникову, два шага: «исследование себя с целью определения того, какой должна быть "правильная" диспозиция души», и «определенные действия, направленные на достижение этого "упорядоченного состояния"», поскольку правильная диспозиция для древнего грека - это упорядоченность, соответствие красоты души красе

космоса, гармоничного в своем эстетически красивом порядке мира [13, с. 101]. Сократ вовлекал в диалог любого, кто откликался на этот призыв, вынуждая отвечать на цепочку заранее продуманных вопросов, обнаруживать фрагментарность своих представлений, вступать в противоречие с самим собой, осуществляя направленный интеллектуальный поиск, и тем расширять свои представления о ключевых понятиях («истина», «мудрость», «справедливость» и др.). По Платону, образовательный успех учеников Сократа обусловлен умением проявлять «заботу о себе», т.е. осуществлять образовательную заботу о собственной идентичности. Сократ, как и софисты, предлагал ученикам двигаться от одного состояния души к другому через образование, однако его «заботливая» педагогика давала ориентиры, не позволяющие, чтобы означающее стало более реальным чем то, что оно обозначает. На то, что софисты, в свою очередь, полагали педагогику Сократа симулякром, косвенно указано в диалоге Платона «Горгий». Не Сократ, а Сократу предлагают проявить «заботу о себе». Занимающая значительную часть диалога дискуссия является полемикой о сущности педагогики «заботы о себе». Она разворачивается вокруг обвинения в том, что Сократ не проявляет заботу о важном и не позиционирует себя в городе должным образом. Для платоновского Сократа софисты, подобные Горгию, не в силах понять то, что Сократов жизненный путь и есть подтверждение его способности помочь самому себе и окружающим через «заботу о себе».

Представление о «заботе о себе» как деятельности, направленной на сохранение идентичности, в диалогах Платона связано с двумя стратегиями непрерываемости образования, которые разворачиваются на благо себе и другим. Возникшая в античной педагогической культуре идея заботящегося о себе человека не тождественна современной идее непрерывного образования, но вне идущего от античности дискурса самопреобразования и самоактуализации, как нам представляется, невозможно говорить о непрерывном образовании как феномене XXI века, препятствующем исчезновению себя в эпоху метамодер-на. С одной стороны, «наша» реальность обязана находиться за пределами идей и терминов, сформулированных в Античности, а с другой - представляет собой уникальный сплав мировоззренческих позиций прошлого и настоящего, предопре-

деляющий современное понимание «заботы о себе». Обращение к нему неизбежно актуализирует ряд вопросов: чьей заботой в глазах современного человека является образование на протяжении всей жизни? каким образом забота о себе расширяется до заботы о других, ориентируя теорию и практику непрерывного образования на некий «диапазон заботы»? какое место занимает концепция «заботы о себе» среди концепций, определяющих современность как пространство беззаботных «психологических роботов» (Э. Фромм) эпохи сверза-нятости и потребления?

Непрерывное образование

человека нашего времени:

на перекрестке забот

С одной стороны, «забота о себе» в первоначальном значении не имеет прямых аналогов среди современных понятий и категорий, непосредственно связанных с непрерывным образованием, а с другой -проявляется как некая вневременная категория, апеллирующая к человеку, который должен «не только «быть», но и «знать» о своем бытии, видеть себя со стороны и потому постоянно, непрерывно и бесконечно себя образовывать» [8, с.136]. Все это позволяет говорить о «заботе о себе» одновременно как об одном из самых масштабных проектов в истории педагогики и культуры и как о «редком примере того, как, возникнув, целая огромная область понятий, дискуссий и практик погрузилась в область умолчания и забвения - вплоть до совсем недавнего времени» [5, с.17]. С конца XX в. у разных наук повышается интерес к «заботе о себе». «Второе рождение» во многом является заслугой М. Хайдеггера, П. Адо, М. Фуко. Адо («Духовные упражнения и античная философия», «Что такое античная философия?») и Фуко («Герменевтика субъекта», «Технологии себя» и др.) настаивали на том, что античная «забота о себе» должна рассматриваться как своеобразный ключ к осмыслению явлений и процессов, возникших в разных исторических и социокультурных реалиях, и полемизировали по поводу того, следует ли ставить акцент на «себя» в ущерб «заботе» или, наоборот, на «заботе», но были едины в том, что «забота о себе» - это особое восхождение к субъ-ектности, преображение «непосредственно для самого себя» (М. Фуко) путем особой организации собственной жизни (П. Адо). Особое понимание того, каким образом

осуществляется это восхождение, зафиксировано у Р. Панаттони, определившего «заботу о себе» как индикатор, который показывает колебания нашей идентичности («выше себя» или «ниже себя») и актуальные антропологические координаты по вертикали и горизонтали. По его мнению, главная забота человека заключается в сохранении «Я» между начальной и конечной точкой движения по жизни: стремясь расширить свои горизонты, можно вглядываться в даль и сохранять опору, или подниматься на новую высоту, преодолевая страх падения и утешая себя тем, что все тела иногда падают, даже сами по себе [16, с.283].

В контексте обозначенных античными мыслителями и утвердившихся, пройдя через века, стратегий непрерывности образования, одна из которых в большей степени ориентирует на общественное бытие, а другая - на самобытие, современное движение педагогического маятника от «lifelong education» (акцентуация на интеграции, гибкости и разнообразии в системе образовательных институтов) к «lifelong learning» (акцентуация на потребностях человека в непрерывном обучении) перестает казаться случайным или подвластным лишь моде. Если признать, что «забота о себе» не является данностью и к ней нужно приучать и приучаться, то следует признать и то, что заботящийся о себе человек является особым субъектом педагогической lifelong-реальности. Субъектом, проделывающим над собой серьезную работу, трансформирующим традиционную систему отношений «учитель-ученик» и подозрительно похожим на того самого ученика, которого античные наставники называли заботящимся о себе, хоть он вырастает и движется ныне в совершенно иных социокультурных реалиях. Этот ученик (в широком понимании слова, вне четких возрастных границ, как в античности) стремится самостоятельно выбирать для себя оптимальные образовательные маршруты и делать разумные образовательные выборы. Среди последних могут быть, например, выбор школы или, напротив, выбор получения того или иного образования без привязки к конкретной школе или коллежу [15; 18 и др.]; образовательные выборы студентов, обеспечивающие продолжение или смену профиля образования [6]; или взрослых людей, рассматривающих непрерывность образования в плоскости карьерного и/или личностного роста. С одной стороны, этот уче-

ник принадлежит «цивилизации школ», и непрерывность его образования во многом обусловлена именно школой как одной из главных составляющих системы образовательных институтов, а с другой - стремится органично встроить себя во всё внешкольное, стать учителем самому себе и выйти на иной уровень непрерывности образования. Новый для современности субъект педагогической 1^е1опд-реальности требует нового же образовательного проекта «заботы о себе», центрированного на внешне открытом и свободном диалоге педагога с взрослым учеником и собой как наставником. Не случайно современные исследователи образования П.Т. Уэбб, К. Галсон и В. Пит-тон связывают стратегии образовательных выборов, осуществляемых учениками современной массовой школы в Австралии, Канаде и других странах, со стратегиями «заботы о себе», существовавшими в античной педагогической культуре. Они обсуждают становление «заботы о себе» в процессе выбора субъектом тех или иных учебных программ, определение политики школы в отношении его образовательных выборов [18].

Педагогическая забота между Сциллой ограничения и Харибдой свободы: от выбора к наставлению себя

Иными словами, «забота о себе» в свете непрерывного образования есть поиск, принятие или отсечение возможностей, т.е. последовательность действий, которые позволяют осуществить перевод «альтернатив собственных действий» (Д.А. Леонтьев) в статус свершившихся или несвершивших-ся. Непрерывность образования превращается в непрерывную необходимость выборов в пользу преобразования самого себя или отказа от него. Идея непрерывного образования - это идея непрерывной сознательной работы над собой, которая предполагает возможность выбора-оформления одной или нескольких альтернатив или отказ от выбора и состоявшуюся безальтернативность как некий «нулевой вариант» выбора.

Для древнего грека или римлянина «забота о себе» была связана с о^ит (досугом) - временем заботы по нахождению себя в культуре. Все, что делалось и изучалось свободнорожденным мужчиной в ученом досуге в каждом из возрастов жизни, оценивалось положительно только при

условии, если образовательный выбор был ответственным и понятым, как благо для себя и других. Древнегреческий ученик, где это было возможно, сопровождал наставника в «заботе о себе», копируя образцы мышления и поведения во время работы, отдыха, общения наставника с друзьями и другими учениками. Древнеримский ученик получал право самостоятельно выбирать время и место для «заботы о себе»; он ликвидировал свое незнание самостоятельно, по мере необходимости обращаясь к наставнику, и полностью брал на себя ответственность за осуществление «заботы о себе». Отказ от первой стратегии в пользу второй понятен для современного человека, живущего в постоянном цейтноте, поскольку его «забота о себе» - это гармонизация и ограничение образовательных выборов в условиях стремления к относительной автономности и ревностной защите личного пространства. Выбор в пользу серьезного изучения английского языка и посещения секции плавания, например, делает затруднительным какой-то еще выбор, например, в пользу изучения латыни, посещения литературной студии или психологического тренинга.

Непрерывное образование

для других и самого себя

Современное непрерывное образование - это та точка, в которой рост образовательного потенциала личности осуществляется благодаря тому, что ею осознается (не)соответствие внутренних и внешних образовательных ожиданий, потребностей и способностей. К. Вульф, апеллируя к Ж.-Ж. Руссо и его тезису об истинном «я», которое не полностью внутри нас, обращает внимание на то, что развитие идентичности, как образовательная цель, может быть понята только через оппозицию «я - другой». По его мнению, человек нуждается в Другом, который способен порадоваться его позитивным изменения в себе: «Другой является дополнением к самому себе. <...> Конфигурации Другого разнообразны: чужой, враг, противник, заблуждение, другой пол, призрак, зло, ужас, святой. Происходит наслоение Других и совсем Другого» [4, с.192]. Используя фигуру Другого, ряд современных исследователей трактуют «заботу о себе» как совокупность проявлений чувств и состояний, возникающих в моменты переосмысления отношения к себе и другому

(K. Gulson, E. Pulcini, P.T. Webb, М.Ф. Ла-новский, В.П. Седов и др.). По мнению О.Е. Подолько, «забота о себе» представляет собой «ментальный способ сохранения смысла достоинства, она регулирует границы личности, знаки её значимости, её отношение к миру и к Другому», а также «предполагает авторство, развитую способность личности селективно, осознанно реагировать, контролировать, управлять своей активностью в наличной ситуации» [10, с. 7-8]. В логике древнегреческих мыслителей, это означало осознание того, что существует образование для других и для самого себя (настолько личное и требующее заботы образование, которое даже трудно помыслить чьим-либо, а не своим). Позицию древнегреческих наставников по этому поводу, актуальную потом и в образованных римских кругах, А.С. Колесников формулирует так: «Нужно заботиться о себе не тогда, когда каждый молод и потому что афинское образование неадекватно, но всякий должен заботиться о себе так или иначе, потому что эту заботу нельзя переложить на какое бы то ни было образование» [7, с. 65].

На современном этапе конкретизация категории «забота о себе» осложнена тем, что обыденные трактовки связывают ее с эгоизмом или гедонизмом и не совпадают с научными, которые, в свою очередь, существенно разнятся и малосопоставимы. Поверхностные и оторванные от античного контекста многие современные прочтения «заботы о себе» применительно к сфере обучения оказываются особенно опасными, поскольку подталкивают к «метапато-логическому варианту развития личности» [5, с.298] через доминанту одностороннего образования. Многосторонность «заботы о себе» увязана с заботой о другом, она представляла и продолжает представлять собой одновременно «духовную технику индивидуального самообразования и вполне общественную практику со-образования» [11, с.97]. Вопрос лишь в том, кто именно этот «другой», если «забота о себе» - «исключительно собственное дело. Другой бессилен менять, но способен задать вектор и условия, при которых субъект становится активен, т.е. осуществляет работу над собой» [1]. В античной педагогике «другим» являлся зрелый муж. Он осознавал всю возложенную на него ответственность за становление взрослеющего ученика, которое будет осуществляться под его влиянием и благодаря его заботе.

Переосмысление и соотнесение «заботы о себе» и «заботы о другом» осложнены

тем, что понятие «забота» для современного человека имеет совершенно иную коннотацию. По мнению Е. Пульчини, прежде чем говорить о «заботе о себе», современным исследователям нужно реабилитировать «заботу» и отсоединить ее от тех альтруистических аспектов заботливости, которые в Х1Х-ХХ вв. связывались и продолжают связываться исключительно с женским началом [17]. Пульчини указывает на дисбаланс, который виден при попытке сопоставить античную и современную «заботу о себе»: за сократовской традицией «заботы» стояло прежде всего воспитание мужской самодостаточности и уже во вторую, если не в третью очередь, женской самоотдачи. В современном мире самоотдача и самодостаточность заявлены принадлежностью обоих полов, но этот тезис еще вполне дискусионен. В античной педагогической культуре статус образованного человека являлся мужским статусом, поэтому античные попытки мыслить заботу педагогически связывали ее исключительно с мужским началом, а стереотипные представления о заботе наших дней пока еще не являются полными, если находятся вне полов, ибо излишне склонны наделять «фигуру суверенного субъекта заботы» женскими чертами. Иными словами, забота о себе, расширяясь до заботы о других, ориентирует теорию и практику непрерывного образования на разные диапазоны «заботы» ради сохранения идентичности, одним из которых, например, до сих пор является диапазон сохранения в «заботе о себе» гендерной идентичности, но не мужской, как в античности, а женской.

Непрерывное образование:

забота в беззаботном пространстве

Концепция «заботы о себе» достаточно резко контрастирует с теми концепциями, которые скорее ориентируют на смирение и потерю человеком самого себя, чем на активные действия. По мнению С.С. Хору-жия, дискурс «заботы о себе» - это, прежде всего, «деятельностный, «глагольный» дискурс, он говорит сугубо о том, как «заниматься собой», о действиях человека, и не оперирует никакими отвлеченными понятиями, сущностями» [14, с.96]. Концепции «потери себя» связаны не только с восточными культурами или различными религиозными движениями. В пространстве беззаботных «психологических роботов» (Э. Фромм) современного индустри-

ального и тотального мира также не всегда понятно место непрерывного образования как особой «заботы о себе»: его необходимость не отрицается, но ставится под сомнение, особенно в диктатурах и обществах т.н. «догоняющей модернизации». В мире, утратившем прежние и не нашедшим новые точки опоры, как и в тоталитарном, подозрительным подчас кажется все, что претендует на то, чтобы стать такой точкой, причем точкой самостоятельного выбора. В мире «западного типа» Ж. Бодрийяр критикует «поверхностное исполнение» постиндустриального социума, превращенного в «площадку для игр и поле для авантюр» как некоей перманентной формации, которая бесконечно продуцирует слишком стандартно перелицованных, как-бы-об-новленных индивидов[2]. В этом мире, с его особой непрерывностью, и непрерывность образования должна быть, по-видимому, особой, нестандартной в своей стандартизированности образовательных выборов для того или иного возраста.

В «заботе о себе» как заботе об идентичности сходятся, таким образом, два полюса непрерывного образования: темпоральный/процессуальный (аналитика прерывности/непрерывности времени конструирования самого себя как обучающегося) и пространственный/структурный (аналитика пространства, топология конструирования самого себя как обучающегося в тех или иных средах/условиях). Античные мыслители характеризовали это схождение следующим образом: «забота о себе» рассматривалась ими как образовательный бумеранг, который был запущен в пространстве города и на протяжении всей жизни возвращался к тому, кто ее осуществлял. П.Т. Уэбб и К. Галсон подчеркивают, что «пространственно-временное сжатие», характеризующее современную реальность, напрасно рассматривается вне связи с педагогической реальностью. По их мнению, практики «заботы о себе» - это практики, которые в любом случае требуют определенного усилия от субъекта, чтобы перед ним развернулись во времени те или иные образовательные стратегии в тех местах, которые последовательно или даже параллельно занимает индивид [19, р. 54]. Эти практики, и по нашему мнению, продолжают опираться на генерализирующую идею, которая стояла за античной «заботой о себе», и сущностно связаны с обозначенными в трудах античных авторов стратегиями непрерывности образования. Выбор времен и пространств

у современного индивида по сравнению с античностью и более широк (коммуникативная сеть и спектр возрастных стратегий), и менее широк (институциональ-ность обучения, грани профессий). Непрерывное обучение в большей степени становится путем к своей идентичности, нежели непрерывное самовоспитание, как того ожидали (но дождались ли?) античные мыслители.

В заключение отметим следующее: феномен «заботы о себе» в современной педагогике все чаще связывается с феноменом непрерывного образования, что имеет исключительную важность, поскольку педагогическая реальность стала приобретать черты постмодернистской, страдающей от симулякров и препятствующей заботе человека о собственной идентичности. Античная идея «заботы о себе» существенно повлияла на преломление в разных исторических периодах образовательного идеала, апеллировавшего к присущей человеку потребности не столько в завершении, сколько в пролонгации образования. Древнегреческое понятие «втцвХвга еаитое» позволило охарактеризовать человека, у которого стремление сохранить свою идентичность и найти себя в культуре с возрастом не прекращается, а только набирает обороты. Современное понимание фундаментальной связи между непрерывным получением знания и тем, кто его получает, осуществляя «заботу о себе», парадоксальным образом опирается и на установки, непосредственно зафиксированные в корпусе античных педагогических текстов, и на установки, выработанные в рамках наших «пост-постконцепций», предлагающих свой опыт понимания и осовременивания античного проекта «заботы о себе» в плоскости непрерывного образования.

1. Бабушкина, Д.А. Понимание в структуре «заботы о себе»: обречённость на понимание // Философские и духовные проблемы науки и общества. СПб., 2002. С. 51-57. URL: http://anthro-pology.ru/ru/texts/babushkina/under.html (дата обращения 19.09.2014)

2. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция / пер. А.С. Качалова // URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_ a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения 09.09.2014)

3. Вельш, В. «Постмодерн». Генеалогия и значение одного спорного понятия // URL: http://lib. uni-dubna.ru/search/files/phil_velsh/~phil_velsh. htm (дата обращения 10.09.2014)

4. Вульф, К. Антропология воспитания. М.: Праксис, 2012. 295 с.

5. Иванченко, Г.В. Забота о себе: история и современность. М.: Смысл, 2009. 304 с.

6. Имакеев, В. Образование - личное дело каждого ученика // URL: vogazeta.ru/ivo/info/14178.html.

7. Колесников, А. С. Забота о себе: Алкивиад I и этика образования // Философия истории философии: обязательность и навязчивость исторического: сб. статей. СПб.: СПбУ, 2012. С.62-86.

8. Петрова, Г.И. «Забота о себе»: технология или антропология? // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 2(6). С.136-143.

9. Платон. Софист // Соч. в 4-х т. / под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса. СПб.: Изд-во СПУ: Изд-во О. Абышко, 2007. Т. 2. С. 329-412.

10. Подолько, О.Е. Достоинство: личностное измерение и риск ответственности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тверь: Твер. гос. техн. ун-т, 2011. 26 с.

11. Скомский, Л.В. Духовно-образовательные идеи Античности в свете постметафизической онтологии образования // Вестник ТГУ. 2014. № 378. С. 95-99.

12. Хайдеггер, М. Время и бытие: статьи и выступления. М.: Республика, 1993. 447 с.

13. Хлебников, В.Г. Философская теология античности: аналитический обзор. М., 2005. Сер. Проблемы философии. Ч.1. Досократики, Сократ, Платон, Аристотель. 135 с.

14. Хоружий, С. С. Практики себя и духовные практики: две парадигмы неклассической антропологии // Фонарь Диогена. Проект сине-ргийной антропологии в современном гуманитарном контексте. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 74-239.

15. Kock, R. Education and Training in a Globalized World Society. Conforming - Resistance - Ego-boosting. Frankfurt/Main: Peter Lang, 2006. 259 р.

16. Panattoni, R. Le direzioni di significa to an tropologiche dell 'orizzon tali tа e della ver ticali tа // Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sй fraantico e postmoderno, 2013. № 1. P. 281-289.

17. Pulcini, E. Cura di s^ cura dell 'altro // Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sй fraantico e postmoderno, 2013. № 1. Р. 85-102.

18. Webb, P.T., Gulson K., Pitton V. The neoliberal education policies of epimeleia heautou: caring for the self in school markets // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2012. Vol.32, Iss.5. Р. 1-14.

19. Webb, P.T., Gulson K.N. Policy intensions and the folds of the self // Educational theory, 2013. Vol. 63. № 1. P. 51-67.

References

1. Babushkina, D.A. Ponimanie v strukture «zaboty o sebe»: obrechjonnost' na ponimanie // Filosofskie i duhovnye problemy nauki i obshhestva. SPb., 2002. S.51-57. URL: http://anthropology.ru/ru/ texts/babushkina/under.html (19.09.2014)

2. Bodrijjar, Zh. Simuljakry i simuljacija / per. A.S. Kachalova // URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/ simulacres_et_simulation.shtml (09.09.2014)

3. Vel'sh, V. «Postmodern». Genealogija i znachenie odnogo spornogo ponjatija // URL: http://

lib.uni-dubna.ru/search/files/phil_velsh/-phil_velsh. htm (10.09.2014)

4. Vul'f, K. Antropologija vospitanija. M.: Praksis, 2012. 295 s.

5. Ivanchenko, G.V. Zabota o sebe: istorija i sovremennost'. M.: Smysl, 2009. 304 s.

6. Imakeev, V. Obrazovanie - lichnoe delo kazhdo-go uchenika // URL: vogazeta.ru/ivo/info/14178.html

7. Kolesnikov, A. S. Zabota o sebe: Alkiviad I i jetika obrazovanija // Filosofija istorii filosofii: objazatel'nost' i navjazchivost' istoricheskogo: sb. statej. SPb.: SPbU, 2012. S. 62-86.

8. Petrova, G.I. «Zabota o sebe»: tehnologija ili antropologija? // Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta. 2009. № 2(6). S. 136-143.

9. Platon. Sofist // Soch. v 4-h t. / pod obshh. red. A.F. Loseva i V.F. Asmusa. SPb.: Izd-vo SPU: Izd-vo O. Abyshko, 2007. T. 2. S. 329-412.

10. Podol'ko, O.E. Dostoinstvo: lichnostnoe izme-renie i risk otvetstvennosti: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk. Tver': Tver. gos. tehn. un-t, 2011. 26 s.

11. Skomskij, L.V. Duhovno-obrazovatel'nye idei Antichnosti v svete postmetafizicheskoj ontologii obrazovanija // Vestnik TGU. 2014. № 378. S.95-99.

12. Hajdegger, M. Vremja i bytie: stat'i i vystu-plenija. M.: Respublika, 1993. 447 s.

13. Hlebnikov, V.G. Filosofskaja teologija antichnosti: analiticheskij obzor. M., 2005. Ser. Problemy filosofii. Ch.1. Dosokratiki, Sokrat, Platon, Aristotel'. 135 s.

14. Horuzhij ,S. S. Praktiki sebja i duhovnye prak-tiki: dve paradigmy neklassicheskoj antropologii // Fonar' Diogena. Proekt sinergijnoj antropologii v sovremennom gumanitarnom kontekste. M.: Prog-ress-Tradicija, 2010. S. 74-239.

15. Kock, R. Education and Training in a Globalized World Society. Conforming - Resistance - Ego-boosting. Frankfurt/Main: Peter Lang, 2006. 259 p.

16. Panattoni, R. Le direzioni di significa to an tropologiche dell 'orizzon tali ta e della ver ticali ta // Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sw fraantico e postmoderno, 2013. № 1. P. 281-289.

17. Pulcini, E. Cura di sw, cura dell 'altro // Thaumazein. Cura sui e autotrascendimento. La formazione di sw fraantico e postmoderno, 2013. № 1. P. 85-102.

18. Webb, P.T., Gulson K., Pitton V. The neoliberal education policies of epimeleia heautou: caring for the self in school markets // Discourse: Studies in the Cultural Politics of Education, 2012. Vol. 32, Iss. 5. P. 1-14.

19. Webb, P.T., Gulson K.N. Policy intensions and the folds of the self // Educational theory, 2013. Vol. 63. № 1. P. 51-67.

UDC 37.013.76

THE CARE OF IDENTITY: LIFELONG EDUCATION VS DISAPPEARANCE OF ONESELF IN METAMODERN PERIOD

Bezrogov Vitaliy Grigoryevich,

Institute of Theory

and History of Pedagogy,

Chief Scientific Officer,

Doctor of Education,

Moscow, Russia.

E-mail: v_bezrog@rambler.ru

Pichugina Viktoriya Konstantinovna,

Volgograd State

Social and Pedagogical University, Associate Professor

of the Department Chair of Pedagogy,

Cand. Sc. (Pedagogy),

Associate Professor,

Volgograd, Russia.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

E-mail: Pichugina_V@mail.ru

Annotation

The article is devoted to the formation and development of pedagogical concepts of lifelong education, which significantly changes self-understanding of a human. At the beginning of the third millennium such education is a special "self-care", that means the care of identity in the era of metamodern. The origins of this understanding are in the ancient era that put forward a conceptual idea of taking care of oneself a person able to carry out educational care of one's own identity. Genesis and modification of the category of "self-care" are shown as support ancient and modern strategies of continuity in the implementation of educational routes of people of different ages.

Key concepts: care of the self, identity,

lifelong education, educational projection itself.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.