Научная статья на тему 'Забота о семьях военнослужащих Российской империи в XVIII – начале XX в. (на материалах Томской губернии)'

Забота о семьях военнослужащих Российской империи в XVIII – начале XX в. (на материалах Томской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семьи военнослужащих / призрение / пенсии / пособия / military families / charity / pensions / benefits

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Ивановна Дунбинская, Александр Семенович Шевляков

Со времен появления в России профессиональной армии забота о семьях военнослужащих стала постоянной заботой государства. В работе исследуются зарождение и становление системы пенсионного обеспечения семей военнослужащих. Анализируются основные законодательные и нормативные акты, обеспечивавшие государственную помощь семьям военнослужащих, и процесс их реализации в Томской губернии. Выявлены первые томские общественные инициативы, направленные на помощь детям военных, оставшихся сиротам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Care of the families of the Russian empire military services in the 18th – early 20th centuries (on the materials of the Tomsk province)

The army in the life of the Russian state at all times of its existence was of the paramount importance. The presence of modern armed forces made it possible to preserve the independence of the country, ensure the stability of the existence of all spheres of society, and hope for a well organized prosperous future. The combat capability of the army depends not only on its equipment with various types of weapons, its tactical training, experience and wisdom of its commanders, but, in many respects, on the s piritual mood, the desire to defend their Motherland. Love for the Motherland begins with an individual perception of the world: love for the family, father's home, understanding that the family is a part of a diverse and multidimensional world called the Fatherland. Only the extreme situation of an enemy attack on this well organized, beloved world, the threat of its loss, makes you forget about the mortal risk and rush to its defense. That is why it is so important for any military man to know that his fa mily will be saved, taken care of, in case of loss of a breadwinner, children will receive support from the state, they will be given the opportunity to get an education and find their place in this difficult and rather cruel life. The charity system for the families of military men has evolved gradually since the 18th century, since the time of Peter the Great, when a professional army appeared in Russia, and this system has been constantly improved. The amount of assistance to the families of military m en from the state depended on many factors: from the gradual awareness of the need for such assistance by society to the financial and material capabilities of the state. The assistance was provided in accordance with the social origin and military rank d ivision. With the introduction in the country, in 1874, of universal conscription, a completely new system of army recruitment, it was necessary to revise the entire system of supporting families of military personnel. It was necessary to increase sharply the scale of such assistance, for which it was necessary to involve the public, create charitable foundations, use local financial resources, and help of fellow villagers. This was new to the country. In fact, the permanent composition of the army is an of ficer; private soldiers are, in effect, all the male population of the country undergoing military training during military service. The article reveals the main stages of the creation and development of a system of state assistance to the families of sold iers and officers in the country, from the first steps in this direction, taken during the time of Peter the Great, to the systemic legislation of Russia on the care of families of military personnel drawn up by the beginning of the First World War. Based on the materials of the Tomsk province, a specific mechanism for providing assistance to the families of the dead military personnel by the state is investigated, specific figures and facts are given that characterize the amount of this assistance in kind or in cash. Considerable attention is paid to the analysis of the activities of state structures designed to provide charity to military families: the Ministry of Internal Affairs, the Guardianship of Empress Maria Feodorovna, the Alekseevsky Committee, e tc. The example of the Tomsk province reveals public initiatives to help the children of soldiers and officers who died on the battlefields.

Текст научной работы на тему «Забота о семьях военнослужащих Российской империи в XVIII – начале XX в. (на материалах Томской губернии)»

Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91

Tomsk State University Journal of History. 2024. № 91

Научная статья УДК 908

doi: 10.17223/19988613/91/2

Забота о семьях военнослужащих Российской империи в XVIII - начале XX в.

(на материалах Томской губернии)

Татьяна Ивановна Дунбинская1, Александр Семенович Шевляков2

1 Томский государственный педагогический университет, Томск, Россия 2 Томский государственный университет, Томск, Россия 1 [email protected] 2 [email protected]

Аннотация. Со времен появления в России профессиональной армии забота о семьях военнослужащих стала постоянной заботой государства. В работе исследуются зарождение и становление системы пенсионного обеспечения семей военнослужащих. Анализируются основные законодательные и нормативные акты, обеспечивавшие государственную помощь семьям военнослужащих, и процесс их реализации в Томской губернии. Выявлены первые томские общественные инициативы, направленные на помощь детям военных, оставшихся сиротам. Ключевые слова: семьи военнослужащих, призрение, пенсии, пособия

Для цитирования: Дунбинская Т.И., Шевляков А.С. Забота о семьях военнослужащих Российской империи в XVIII - начале XX в. (на материалах Томской губернии) // Вестник Томского государственного университета. История. 2024. № 91. С. 11-23. doi: 10.17223/19988613/91/2

Original article

Care of the families of the Russian empire military services in the 18th -early 20th centuries (on the materials of the Tomsk province)

Tatyana I. Dunbinskaya1, Alexander S. Shevlyakov2

1 Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation 2 Tomsk State University, Tomsk, Russian Federation 1 [email protected] 2 [email protected]

Abstract. The army in the life of the Russian state at all times of its existence was of the paramount importance. The presence of modern armed forces made it possible to preserve the independence of the country, ensure the stability of the existence of all spheres of society, and hope for a well-organized prosperous future.

The combat capability of the army depends not only on its equipment with various types of weapons, its tactical training, experience and wisdom of its commanders, but, in many respects, on the spiritual mood, the desire to defend their Motherland. Love for the Motherland begins with an individual perception of the world: love for the family, father's home, understanding that the family is a part of a diverse and multidimensional world called the Fatherland. Only the extreme situation of an enemy attack on this well-organized, beloved world, the threat of its loss, makes you forget about the mortal risk and rush to its defense. That is why it is so important for any military man to know that his family will be saved, taken care of, in case of loss of a breadwinner, children will receive support from the state, they will be given the opportunity to get an education and find their place in this difficult and rather cruel life.

The charity system for the families of military men has evolved gradually since the 18th century, since the time of Peter the Great, when a professional army appeared in Russia, and this system has been constantly improved. The amount of assistance to the families of military men from the state depended on many factors: from the gradual awareness of the need for such assistance by society to the financial and material capabilities of the state. The assistance was provided in accordance with the social origin and military rank division.

With the introduction in the country, in 1874, of universal conscription, a completely new system of army recruitment, it was necessary to revise the entire system of supporting families of military personnel. It was necessary to increase sharply the scale of such assistance, for which it was necessary to involve the public, create charitable foundations, use

© Т.И. Дунбинская, А.С. Шевляков, 2024

local financial resources, and help of fellow villagers. This was new to the country. In fact, the permanent composition of the army is an officer; private soldiers are, in effect, all the male population of the country undergoing military training during military service. The article reveals the main stages of the creation and development of a system of state assistance to the families of soldiers and officers in the country, from the first steps in this direction, taken during the time of Peter the Great, to the systemic legislation of Russia on the care of families of military personnel drawn up by the beginning of the First World War. Based on the materials of the Tomsk province, a specific mechanism for providing assistance to the families of the dead military personnel by the state is investigated, specific figures and facts are given that characterize the amount of this assistance in kind or in cash. Considerable attention is paid to the analysis of the activities of state structures designed to provide charity to military families: the Ministry of Internal Affairs, the Guardianship of Empress Maria Feodorovna, the Alekseevsky Committee, etc. The example of the Tomsk province reveals public initiatives to help the children of soldiers and officers who died on the battlefields. Keywords: military families, charity, pensions, benefits

For citation: Dunbinskaya, T.I., Shevlyakov, A.S. (2024) Care of the families of the Russian empire military services in the 18th - early 20th centuries (on the materials of the Tomsk province). Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya - Tomsk State University Journal of History. 91. pp. 11-23. doi: 10.17223/19988613/91/2

Российское государство, находясь на стыке двух континентов и на границе двух цивилизаций, издревле ощущало на себе давление Запада и Востока. Вместе с тем Россия смогла создать самобытную, оригинальную культуру, выработала самостоятельный путь развития, что было обеспечено благодаря сохранению независимости, а это без хорошо подготовленной и технически оснащенной современным оружием армии было бы невозможно.

Армейская проблематика в российской исторической научно-исследовательской школе представлена широко и занимает особое место. Предметом изучения является не только разбор военных операций многочисленных войн, которые вела Россия в разные периоды своего существования, но и проблема становления и реформирования армии, забота о статусе военнослужащих и членов их семейств, социально-бытовое обеспечение находившихся на действительной службе и отслуживших. Научными исследованиями в этой области занимаются ученые-правоведы, военные и гражданские историки.

Конечно, тема государственной помощи семьям военнослужащих не могла остаться без внимания исследователей. В работах С.А. Торопкина [1] и П.П. Щербинина [2] прослеживается процесс развития военного сословия в Российской империи, раскрываются его особый социально-правовой статус, положение военного сословия в мирное и военное время, льготы, а также законодательная база, разработанная в XIX - начале XX в. и решавшая проблему оказания помощи семьям погибших на войне солдат и офицеров.

Вопрос материального обеспечения военнослужащих и членов их семей в дореволюционной России через создание экономических обществ анализирует Р.Г. Смелик [3]. Предметом исследования В.В. Феоны-чева [4] стала система социального призрения детей в России в XIX - начале XX в. Заметный вклад в изучение системы охраны материнства и младенчества внесла Г.Л. Микиртичан [5], раскрывшая деятельность Всероссийского попечительства по охране материнства и младенчества накануне и в годы Первой мировой войны.

Безусловно, многие исследования представляют несомненный научный интерес. Однако они чаще всего носят общероссийский характер, выводы нередко не-

достаточно подкреплены конкретным фактическим материалом с учетом региональной специфики. В этом плане исследование процесса оказания помощи семьям военнослужащих на материалах обширной Томской губернии представляется вполне оправданным с целью уточнения общероссийских тенденций и выявления особенностей этого процесса в регионе. Разумеется, актуальность проблемы объясняется и необходимостью на основе глубокого изучения исторического опыта постоянного совершенствования современного российского законодательства в деле обеспечения семей военнослужащих.

Корпус исторических источников, подвергнутый анализу в исследовании, включает как опубликованные нормативные акты Российской империи по вопросам призрения членов семей военнослужащих, так и неопубликованные, хранящиеся в Государственном архиве Томской области. Особый интерес представляют различные циркуляры Министерства внутренних дел, направленные непосредственно Томскому губернатору, с разъяснениями по организации конкретной помощи детям военнослужащих, списки семей, нуждавшихся в помощи, с указанием конкретных денежных сумм и др. Многие архивные документы, использованные в исследовании, впервые вводятся в научный оборот.

Научный принцип историзма предполагает исследование любого исторического явления с точки зрения того, как это явление возникло, какие этапы в своем развитии прошло во взаимосвязи с другими явлениями, что из него получилось и каковы перспективы его дальнейшего развития. В этой связи краткий экскурс в историю проблемы на основе анализа российского законодательства в деле обеспечения семей военнослужащих представляется вполне уместным и оправданным.

Русские вооруженные силы прошли в своем развитии длительный и славный путь от народного ополчения и княжеских дружин до современных Вооруженных Сил Российской Федерации. Известно, что профессиональная постоянная армия появилась в России при Петре I в период Северной войны. В основу комплектования армии был положен рекрутский набор: на службу призывалась молодежь мужского пола из податных слоев населения с 20 до 35 лет, ежегодно по жребию призывалось определенное количество мужчин

(в зависимости от нужд государства в военное и мирное время). С 1705 по 1874 г. было проведено 72 рекрутских набора [2].

Государство полностью обеспечивало армию всем необходимым, служба рекрутов продолжалась пожизненно, пока не искалечат или не убьют. Дворянское сословие обязано было служить государству также пожизненно и, как известно, начинало службу с рядового состава. Впоследствии, во времена Анны Иоан-новны (1730-1740), срок службы для дворян был сокращен до 25 лет, и они стали начинать службу не с рядового, а с офицерского чина, для чего и были учреждены кадетские корпуса (1736).

С появлением постоянной армии государство должно было позаботиться и о семьях военнослужащих, сложивших головы на поле брани. Петр I 13 января 1720 г. утвердил Морской устав, который определял всю жизнь флота, должностные обязанности каждого морского чина, поведение моряков во всевозможных ситуациях. В этом документе государством впервые было законодательно определено содержание вдовы и детей убитого или умершего на службе военного. Вдовы получали ежегодную пенсию - восьмую часть годового жалованья погибшего, если им было более 40 лет или они были «увечные»; вдовы моложе 40 лет получали единовременно годовое жалованье мужа в качестве компенсации за потерю кормильца. Сыновья погибшего военного до 10 лет получали двенадцатую долю годового жалованья отца, а дочери - до 15 лет, если они не имели собственных доходов или их доходы были ниже тех, которые довелось бы получить из казны отцу [1].

С 1720 г. пенсионное обеспечение стало распространяться и на вдов и детей сухопутных офицеров. Что касалось вдов нижних чинов и рекрутов, не оставивших после себя средств к существованию своих семейств, то забота о них была только опосредованной. Они довольно долго пенсий не получали, но государство (в лице Святейшего Синода) выражало свою заботу о них тем, что определяло их либо в монастыри, либо в богадельни для пропитания, если сами о себе они позаботиться не могли в силу преклонного возраста или инвалидности [6].

Некоторые изменения в систему пенсионного обеспечения бывших военнослужащих и их семей были внесены при императрице Елизавете Петровне (17411761). Так, в 1758 г. был разработан устав сухопутных войск, получивший название «Высочайше утвержденные для Комиссариатского Правления Регулы», в основу которого был положен Морской устав, разработанный Петром I; в нем право на получение пенсий вдовами и сиротами убитых нижних чинов было то же. Однако в отношении офицерского состава в устав были включены некоторые уточнения. Теперь пенсионное обеспечение было соотнесено с ранговым и имущественным положением семьи: пенсии назначались наименее обеспеченным семьям. Так, право на получение пенсии имели вдовы и сироты генералов, если их семьи имели до 100 душ крепостных крестьян, семьи штаб-офицеров, если у них было до 50 крепостных, семьи офицеров - до 25. Не имели права на пенсию

вдовы иностранцев, прослуживших в России менее 5 лет, и сироты офицеров-иностранцев [7].

Екатерина II продолжила совершенствование военного законодательства. В 1762 г. она подтвердила Манифест о вольности дворянской, разработанный, как известно, Петром III, в соответствии с которым теперь дворяне сами определяли свое будущее и решали вопрос о службе.

Произошли изменения и в службе нижних чинов. В 1793 г. срок службы сократился до 25 лет, а в 1834 г. -до 20 лет. Рекруту из нижних чинов не запрещалось иметь семью, но в реальности мало кто успевал за время службы обзавестись ею, - слишком опасным и мобильным было армейское существование. Набранные в рекруты крепостные крестьяне становились лично свободными людьми, переходили в категорию солдатского сословия и подчинялись военному ведомству. Кроме рекрутов к военному ведомству относилось и казачье население.

Теперь отставных военных могли устраивать на работу в государственные учреждения. Их также размещали в поселениях на постоянное жительство и давали землю, выдавались деньги на обзаведение хозяйством. Они освобождались от государственных податей и выполнения повинностей, таких как военный постой, им разрешалось подавать прошения без гербового сбора (т.е. без налоговой пошлины в пользу государства) [7].

Во времена Екатерины II был принят целый ряд указов, предусматривавших оказание помощи семьям и вдовам нижних чинов, а затем были разработаны меры, регулирующие пенсионное обеспечение отставных военных высшего офицерского состава. Так, Указ от 14 марта 1763 г. определял солдатских, драгунских и матросских жен в богадельни, вдовам выделялось на содержание от государства по 5 руб., на сыновей и дочерей - по 3 руб. каждому до совершеннолетия. По Указу от 8 апреля 1763 г отставной генералитет получал содержание от государства по 50 тыс. руб. в год [7]. Как видим, разница в поддержке военных была огромной, четко выдерживался ранговый принцип вознаграждения за многолетнюю службу.

В августе 1765 г. впервые были разработаны законодательные акты, предусматривавшие пенсионное обеспечение всех военных, гражданских и морских чинов, которые оставляли службу по выслуге лет. Размер пенсии зависел от получаемого жалованья, указывались лица из ближнего круга родственников, имевшие право на пенсионное содержание [8].

Павел I внес свою лепту в пенсионное обеспечение гражданских и военных чинов, увеличив расходы государства на это до 560 тыс. руб. против 330 тыс., расходовавшихся при его матери [9]. Если вышедший в отставку чиновник возвращался на службу, военную или гражданскую, он мог получать помимо пенсии и жалованье, если пенсия была меньше жалованья, или, наоборот, если жалованье было меньше пенсии, то из пенсии к жалованью добавлялась недостающая часть. Бывали и исключения: по высочайшей милости некоторые чиновники могли получать и жалованье, и пенсию, или при получении выборной должности от дворянства сохранялись и пенсия, и жалованье [10].

В правление Александра I (1801-1825) в разных ведомствах и учреждениях разрабатывались и принимались многочисленные законодательные акты о пенсионном обеспечении, правилах назначения и обеспечения семейств финансовой поддержкой (например, в Горном ведомстве, Академии наук, университетах и пр.).

В это время корректировались и те указы, которые были приняты ранее. Например, по распоряжению Государственного казначея от 11 декабря 1809 г., разосланного по губерниям империи и в Томское губернское правление в том числе, на основе доклада Военного министра относительно пенсионов вдовам генералитета, штаб- и обер-офицеров, убитых в сражениях или от полученных ран умерших, предлагалось: «... вдов, получающих пенсионы, кои будучи бездетны, выйдут опять в замужество, лишать с тем вместе, права на дальнейшее производство оных; но ежели у кого из них остались дети после убитого в сражении, или от ран умершего, то обращать пенсионы по содержанию Высочайшего Указа 15 июля 1807 г. на детей мужеска до 16 летняго возраста, ежели прежде того времени в службе не будут; а женска до выхода в замужество, или до вступления для воспитания, в которое либо Государственное заведение, о чем предлагаю Томской Казначейской Экспедиции для надлежащего сведения и в потребном случае исполнения» [11].

Существовала практика выдачи на замужество единовременных пособий, которые назывались «награждениями», о чем было издано разъяснение Государственного Совета от 13 апреля 1810 г., позже подкрепленное специальным указом Правительствующего Сената о правилах выдачи сиротского жалованья детям штаб- и обер-офицеров от 28 августа 1814 г.

Устанавливалось: «Штаб и обер-офицерским детям женского пола давать до 20 лет вторую на десять долей годового жалованья умершего в военной службе, или убитого их отца, а потом производя годовое окладное жалованье, выдавать замуж; когда же прежде 20 лет замуж идти похотят, то равным образом вышеописанное полное отца их окладное жалованье одинаково выдавать» [12].

Директор Инспекторского департамента подчеркивал, что изложенное в этом постановлении «монаршее призрение простирается на тот единственно случай», чтоб неимущие сироты штаб- и обер-офицеров «не терпели нужды в пропитании себя по бедности, не были подвергаемы самой крайности» [12].

Постановили, что поскольку в замужество можно вступить так быстро, что можно не успеть послать просьбу о единовременном награждении, то устанавливался годичный срок для подачи заявлений о пособии, по истечении которого «лишаются прав к получению оного награждения». Данное решение подписали: Управляющий Военным министерством князь Горчаков, директор князь Гагарин [12].

Выдача пособий требовала установления строгого учета и контроля над составом семьи военнослужащего. Указ Правительствующего Сената (1819) потребовал от губернских правлений составить и предоставить списки солдатских детей женского пола в Инспекторский департамент [13].

В указе отмечалось, что следует отразить сведения о солдатских детях женского пола служащих отцов по разным ведомствам. Кроме того, необходимо было представить именные списки детей женского пола отцов, служащих сторожами, счетчиками, присяжными и в других званиях, коих дети мужского пола поступают в военно-сиротские отделения. В рассматриваемом указе начальник Главного штаба предписывал, чтобы по прилагаемой форме списки были представлены с разделением детей до 6 лет от рождения и от 6 лет до 10 лет с указанием мест их нахождения, семейного положения. В новые списки не должны были входить сироты, лишившиеся отцов или матерей, так как они уже находились на особом учете. С этого времени такой учет становится правилом, обязательным для исполнения на всем пространстве Российской империи.

В Томской губернии дети военных также находились на особом учете. В Государственном архиве Томской области сохранились «Списки детей мужского пола нижних воинских чинов по Томской губернии и г. Томску за 1815 г.» [14]. Из документов видно, что в Томской губернии насчитывалось 385 учтенных сыновей военнослужащих. В Томске на учете состояли 14 детей, в Томском округе - 38 и т.д.

Статус военных в начале XIX в. был уже достаточно определен, забота государства о семьях военнослужащих проявлялась совершенно очевидно. Представители других низших слоев населения нередко изъявляли желание попасть в это сословие. Так, в соответствии с указом императора от 12 февраля 1817 г. Томскому губернскому правлению было разрешено принимать в военно-сиротские отделения детей, не принадлежащих военному ведомству [15]. Устанавливалось, что «детей, коих родственники по бедности не могут воспитать, дозволить принимать в военно-сиротские отделения, на том основании, что свободные люди вольны распоряжаться своими детьми и жизнью. О чем дать знать повсеместно для должного исполнения» [16].

Стать военным означало быть государевым человеком, занять свое место в иерархии государственной службы, т.е. приобрести уважение, признание заслуг и, если повезет дожить до старости, обеспеченную старость, а если убьют, то государство позаботится, не даст умереть от голода домочадцам.

После Отечественной войны 1812 г. в Российском государстве было много проблем: инфляция, необходимость восстановления сожженной Москвы, появление большого количества инвалидов - ветеранов войны. Были введены новые виды налогов, в числе которых закон о 10%-ном вычете с доходов в пользу инвалидов войны, от которого освобождались вдовы и сироты военнослужащих с небольшими доходами (не более 500 руб.) [17]. С тех же, кто получал более этой суммы, вычет оставляли в силе, по существовавшему высочайшему постановлению от 23 марта 1816 г. «пожаловании денег в единовременную награду удерживать со всей суммы в пользу увечных по 10 коп с рубля» [17].

Поскольку единовременные денежные выдачи вдовам и сиротам умерших чиновников, по мнению Управляющего Военным министерством, нельзя считать награждениями, а должно принимать их как посо-

бие, «облегчающее жребий» оставшихся в трудном положении вдов и сирот, то он и полагал с таковых выдач не производить вычета в пользу инвалидов.

В декабре 1827 г. после долгих дискуссий был принят Устав о пенсиях и единовременных пособиях, который систематизировал ранее принятые законодательные акты, касающиеся пенсионного обеспечения государственных чиновников и военнослужащих. В 1833 г. в дополнение к нему было разработано «Положение о пенсиях и единовременных пособиях медицинским, ветеринарным и фармацевтическим чиновникам и нижним чинам, их вдовам и детям», а в 1836 г. - «Положение о производстве в чины и об определении пенсий и единовременных пособий по учебной части Министерства народного просвещения». Отчетливо прослеживается дифференцированный подход государства при разработке пенсионного вознаграждения для работников разных ведомств.

В середине XIX в. в России обсуждался вопрос о том, можно ли отнести полицейских и пожарных к нижним воинским чинам и из каких источников следует производить пособие, следующее по закону, детям нижних чинов полицейских и пожарных команд в городах. Хозяйственный департамент МВД 18 декабря 1863 г. пришел к выводу, что отнести данную категорию лиц к военному сословию нельзя. Они находились на содержании местных органов власти, а, значит и пенсии по потере кормильца должны выплачиваться из городских доходов, «благо, таковое пособие для детей означенных чинов, состоящих на счете города, не может быть значительно», - подчеркнули в Министерстве [18].

Как известно, составной частью великих реформ Александра II была военная (1874), которая изменила принцип комплектации армии, заменила рекрутскую повинность всеобщей воинской. Теперь все граждане мужского пола независимо от социального происхождения обязаны были пройти действительную службу в армии. Срок службы зависел от уровня образования. Освобождались от службы по состоянию здоровья, единственные кормильцы в семье и др. Призыв в армию молодых мужчин, большая часть из которых имела семью: детей, престарелых родителей, других родственников, находившихся у них на иждивении, - породило новую проблему для государства: необходимо было позаботиться об этих семьях.

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была первой, проходившей в условиях осуществления в стране глобальных воинских преобразований, в ходе которых выяснилось, что отнюдь не все составляющие жизни российского общества были отрегулированы. Потребовалось разработать новые правила, определяющие взаимоотношения государства и общества в отношении семей военнослужащих. Правительствующий Сенат 14 июля 1877 г. утвердил Временные правила о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу [19]. Этими правилами, изданными в развитие ст.ст. 35 и 41 Устава о воинской повинности, земства обязывались доставлять женам и детям призванных на службу продовольствие, а города и селения - обеспечивать бесплатное помещение. Призрение отца, матери,

деда, бабки, братьев и сестер (круглых сирот) призванного, если они содержались его трудом, оставлялось на содержании обществ, к которым они принадлежали.

Организовывать население на оказание помощи семьям призванных в армию солдат должны были и земства, а где их не было - губернские распорядительные комитеты, которые приводили свои распоряжения в исполнение через уездные распорядительные комитеты. Семейства выступивших в поход нижних чинов пользовались до возвращения из похода призрением на основании утвержденных императором 25 июня 1877 г. Временных правил о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения [20]. В дополнение циркуляра МВД от 14 июля 1877 г. 30 декабря 1877 г. вышло новое распоряжение МВД, которое было разослано по всем губерниям России. Речь шла «об отпуске из губернского земского сбора сумм, потребных на призрение семейств чинов запаса и ратников, призванных на службу» [21]. Иными словами, заботу о семьях военнослужащих, призванных на службу, центральная власть переложила на местные органы самоуправления.

При этом возникали вопросы о том, из каких сумм губернского земского сбора следует удовлетворять упомянутые расходы, т.е. за счет ли остатков губернского земского сбора, а за недостатком их - из запасной суммы текущего и будущего трехлетия? Переписка МВД с томским губернатором показывает, насколько не продуман был этот вопрос в правительстве [21]. В распоряжении МВД подчеркивалось, что имеют право на призрение из сумм земства только жены и дети призванных на службу; отцы, матери, деды, бабки, братья и сестры призванного остаются на попечении обществ, к которым они принадлежали. Следовательно, забота о родственниках военнослужащего так называемого «второго круга» была возложена на односельчан, которые, как известно, не отличались высокими доходами и при всем желании не могли оказать значительную материальную помощь, что, конечно, вызывало скрытое недовольство всех сторон.

Указ Александра II от 4 февраля 1878 г. конкретизировал меры обеспечения семейств военных чинов, убитых, или без вести пропавших на войне, или же умерших от ран, полученных в сражениях [22]. Было решено соблюдать в отношении к семействам лиц, погибших в Русско-турецкую войну (1877-1878), следующие временные меры. Семействам генералов и офицеров назначались полные оклады из сумм Александровского комитета о раненных. Кроме того, они не лишались пенсий, следующих им из Государственного казначейства и из эмеритальных касс военного и морского ведомств. Семействам нижних чинов определялось обеспечение на основании Временных правил от 25 июня 1877 г. о призрении семейств чинов запаса и ратников государственного ополчения, призванных в военное время на службу.

При МВД учреждалась особая комиссия из представителей министерств и Комитета раненных при участии членов от земских и городских общественных учреждений различных частей империи для составления проекта правил о порядке обеспечения семейств

нижних чинов, убитых, умерших от ран и без вести пропавших на войне [22]. Понятно, что потребовалось время для того, чтобы учрежденная императором систем оказания помощи военнослужащим заработала. На первых порах было много жалоб со стороны населения о неоказании помощи, так как плохо были поставлены учет и контроль всех нуждавшихся в помощи, особенно это касалось семейств нижних чинов.

В циркуляре МВД от 5 марта 1878 г. отмечалось, что из поступивших в последнее время заявлений жен нижних чинов, проживавших в некоторых губерниях, видно, что пособия, определенные им с детьми высочайше утвержденным 25 июня 1877 г. мнением Государственного Совета, или вовсе не выдавались, или отпускались не в положенном размере [23]. Военный министр в циркулярном письме к губернаторам признавал необходимым напомнить местным гражданским властям о принятии мер к обеспечению семейств на основании закона от 25 июня 1877 г. Обращалось особое внимание губернаторов на исправное удовлетворение всех поступавших от упомянутых семейств заявлений об их призрении. «Имею честь покорнейше просить Ваше превосходительство принять все меры к тому, чтобы подведомственные Вам управления и чины выполняли все свои обязанности по этому делу с особенным усердием и без всякой медлительности, оказывая земству и обществам живое содействие во всем, что только потребуется для обеспечения семейств, оставленных призванными на службу» [23].

В циркуляре МВД от 30 марта 1878 г., направленном губернаторам, отмечалось, что многие из просителей вовсе не знали ни о существовании закона, возлагающего на земства, городские и сельские общества обязанность оказывать призрение нуждающимся семействам нижних чинов, ни об учреждениях, принявших на себя заботу об участии таких семейств [24]. Подчеркивалось, что недостаточное распространение в народе сведений о местах и учреждениях, оказывающих вспомоществование нуждающимся семействам воинов, ослабляет благотворительное значение принимаемых правительством и обществами мер к устройству судьбы означенных семейств. В этом контексте Главное попечительство обратилось через газеты к лицам, по своему общественному и служебному положению близко стоящим к народу, с просьбой о содействии делу помощи указанным семействам сообщением им сведений о местах и учреждениях, в которых они могли найти необходимую поддержку и помощь.

К числу лиц, находящихся в наиболее близких отношениях к нуждающимся семействам нижних чинов, принадлежали, как утверждалось, чины полиции и крестьянских учреждений. Исходя из этого, председатель Главного попечительства обратился в МВД с просьбой о том, чтобы оно вменило в обязанность полицейским чинам, членам крестьянских присутствий и волостных управлений разъяснять в случае надобности потерпевшим от войны лицам, куда им следует обращаться с просьбами о помощи [24].

В Государственном архиве Томской области сохранились списки семейств нижних чинов, призванных на действительную службу, от которых поступили хода-

тайства о пособии (1877-1878). Томским местным управлением Общества попечения о раненных и больных воинах было назначено ежемесячное пособие [25]. Из документов следует, что в течение 1878 г. от 99 до 136 томских семей получили пособие по полтора-два рубля ежемесячно [26]. Номинальная денежная сумма в данном случае мало что показывает. Реальная покупательная способность рубля в XIX в. была довольно высокой. Так, фунт (0,4 кг) ржаного хлеба стоил 3 коп., фунт пшеничного хлеба - 10 коп., фунт мяса - 13 коп., десяток яиц - 3 коп., фунт масла - 30 коп., фунт чая -2 руб. 80 коп., пальто - 10-11 руб., костюм - 6-8 руб., приличный обед в трактире - 20-30 коп. [26].

Пособие в 1,5-2 руб., конечно, не могло обеспечить потребности семьи, но позволяло увеличить семейный доход. К тому же большинство призванного на службу населения составляли крестьяне, имевшие собственные хозяйства, которые в основном и позволяли семействам выживать в отсутствие кормильцев. Труднее всего приходилось городским семьям, но единственных кормильцев в семье на службу в армию не призывали и из сельской местности, и из города. На основании удостоверений городского начальства о бедности и действительной нужде в пособии в 1878 г. из семейств нижних чинов, призванных на действительную службу, нуждавшимися в пособии от казны по г. Томску было представлено 85 семейств [27].

О том, какая реальная помощь оказывалась членам семей военнослужащих (из родственников второго круга), может служить представление Каинского окружного исправника, направленное в марте 1878 г. в Томскую казенную палату и губернатору, в котором содержалось ходатайство крестьян Нижнекаинской волости. Крестьяне просили разрешения выдавать 14 семействам нижних чинов, призванных на действительную военную службу, из Бутатовского и Амбаровского хлебоза-пасных магазинов хлеба по 2 четверика на каждого взрослого человека и по 1 четверику на малолетних в месяц. При этом в документе отмечалось, что «так как в Палате нет никакой переписки относительно выдачи пособия семействам нижних чинов, то означенные выше приговоры Казенная палата имеет честь представить на благоусмотрение Вашего превосходительства» [28].

Следует отметить, что даже в начале XX в. требовались постоянные разъяснения местным исполнителям о том, кто из семей призванных на действительную службу имеет право на получение помощи со стороны государства. Томский губернатор летом 1900 г. вынужден был направить специальное распоряжение с разъяснениями по этому поводу [29].

На основании ст. 38 Устава о воинской повинности семейства чинов запаса, призванных на службу, призревались земством, равно как городскими и сельскими обществами на основании следующих правил. Правом на призрение от земства и городских и сельских обществ пользовались только те лица, которые не имели достаточно собственных средств к существованию. Жена и дети призванного на службу лица, к какому бы обществу, сословию или состоянию они ни принадлежали, имели право получать: а) от города или селения,

в котором проживают, - бесплатное помещение с отоплением, если не имели собственного жилища или дарового приюта; б) от земства, в пределах которого находились на жительстве, - продовольствие натурой или деньгами на каждое призреваемое лицо без различия возраста: не менее 1 пуда 28 фунтов муки, 10 фунтов крупы и 4 фунтов соли в месяц.

В дополнение к определенному довольствию земства и общества принимали и другие, возможные по обстоятельствам и средствам, меры для лучшего обеспечения этих семейств. Определение таковых мер предоставлялось ближайшему рассмотрению земских собраний, городских дум, волостных и сельских обществ. Призрение отца, матери, деда и бабки, братьев и сестер (круглых сирот) призванного, если эти лица содержались его трудом, возлагалось на городское и сельское общество, к которому они принадлежали. Общество было обязано знать о названных лицах попечения в порядке, определенном действующими об общем призрении законами. Проживавшие в уездах жены и дети призванных на службу чинов, нуждающиеся в призрении, должны были заявить об этом словесно или письменно: принадлежащие к местным волостям или сельскому обществу - своему волостному старшине, а все остальные - становому приставу. За больных, увечных и малолетних, не имевших возможности заявить о себе лично или через родственников, обязаны были заявлять владельцы домов, в которых они проживали, а в селениях, сверх того, и сельские старосты. Призрение должно было продолжаться до возвращения призванных на службу к своим семействам, но обязательно не долее истечения годичного срока со дня объявления высочайшего повеления о приведении армии на мирное положение.

В тех же губерниях, в которых не было земских учреждений, обязанности земства по призрению семейств чинов запаса, призванных на службу, возлагались на губернские распорядительные комитеты (в Сибири -на губернские управления), которые приводили свои распоряжения в исполнение через уездные распорядительные комитеты. Продовольственное снабжение должно было производиться ежемесячно с обязательным предоставлением документов как о количественном составе семьи, нуждавшейся в призрении, так и о том, что экономическое положение этой семьи, принятой на призрение по неимению собственных средств к существованию, не изменилось. Таким образом, документальный материал показывает, что государство в значительной степени опиралось на выборные местные органы власти, стараясь совместно с ними решать наиболее злободневные проблемы.

Очевидно, что сбор информации о нуждавшихся в помощи семействах призванных на действительную службу проходил трудно, информация была разрозненной, не было выработано единой формы сбора данных. Только к началу XX в. местные чиновники привыкли держать под контролем данный вопрос, информирование вышестоящих органов приобрело систематический и более или менее полный характер.

Рапорт томского уездного исправника от 22 июля 1900 г. томскому губернатору дает исчерпывающую

информацию об обеспечении нуждавшихся семейств продуктами питания. Приведем документ полностью с сохранением стиля и формы рапорта того времени:

«Во исполнение личного приказания имею честь донести ВАШЕМУ СИЯТЕЛЬСТВУ:

В первый призыв текущего года принято на службу запасных нижних чинов из Томска, Колывани и волостей Томского уезда 2 704 чел.;

во второй призыв: из Томска около 400 чел. (точной цифры от г. Полицмейстера, несмотря на просьбу по телефону не получено); Колывани, Нарыма и волостей Томского уезда - 2 213 чел.;

еще ожидается для приема на сборный пункт 155 чел.; всего же будет принято 5 472 запасных нижних чина. Переводя подлежащие к выдаче продукты на деньги по вышепоименованным ценам, выдается семействам запасных, призванных на службу, проживающим в: Томске - по 1 руб. 24 коп., Колывани - 1 руб. 33 коп., пос. Новониколаевский - 1 руб. 35 коп., Спасской волости - 1 руб. 35 коп., Нелюбинской - 1 руб. 38 коп., Семилужной - 1 руб. 51 коп., Ишимской - 1 руб. 34 коп., Ояшинской - 1 руб. 20 коп. на человека в месяц.

Во избежание задержки в выдаче пособия, сим имею честь почтительнейше просить распоряжение Вашего сиятельства об отпуске в распоряжение Комитета не позднее 26 сего июля 6 000 руб.» [30].

Как видно из рапорта, к делу обеспечения семейств нижних чинов к началу XX в. подходили весьма серьезно и основательно, при расчете суммы пособия была учтена даже разница цен в отдельных местечках, наконец, был налажен учет семейств, нуждавшихся в помощи.

Обеспечение семейств мужчин, призванных на службу в армию, постоянно находилось под контролем органов власти, однако не все было гладко в этом деле. Имели место и бюрократизм, и чиновничья волокита, и попытки перенаправить финансы на решение других проблем, о чем свидетельствует обмен телеграммами между Томском и Петербургом в августе 1900 г.

Эта переписка была инициирована Томским губернатором, действительным статским советником князем С.А. Вяземским, который просил МВД выделить дополнительные ассигнования. В ответ управляющий МВД П.Н. Дурново резонно напомнил, что Томской губернии разрешено израсходовать из страхового сбора на призрение семейств запасных чинов до 100 тыс. руб., и эта сумма вряд ли могла быть потрачена к августу 1900 г. [31].

К тому же из Томской губернии поступила телеграммой жалоба (24 августа 1900 г.) от 277 семейств запасных чинов Курбинской волости Змеиногорского уезда, которые заявили военному министру о своем крайне бедственном положении. Управляющий МВД П.Н. Дурново потребовал: «...благоволите немедленно телеграфировать о причинах неподачи своевременной помощи этим семействам вопреки закону и преподанным министерством указаниям» [32].

Томские власти объяснили задержку с выдачей пособий плохой работой почты, задержкой ею денежных переводов и сообщили, что 1 сентября все денежные средства в размере 1 186 руб. 92 коп. переданы в волость в качестве продовольственного пособия для 304 семей (942 чел.) [33]. То есть, как всегда, виновным был признан «стрелочник», а инцидент «замяли».

В отдельной телеграмме томскому губернатору от 4 октября 1900 г. управляющий МВД сенатор П.Н. Дурново писал: «Вашему сиятельству предоставлено расходовать на нужды, вызванные военным положением, во вверенной Вам губернии предполагаемые остатки и запасную сумму губернского земского сбора 32 338 руб. и 100 000 руб., позаимствованные из страхового капитала. Благоволите сообщить по телеграфу точные сведения о том, сколько из упомянутых сумм израсходовано и разассигновано по уездам к 1 октября и на какие надобности» [34].

Кстати, в этом примере, вопреки широко бытующему мнению о деспотичности царского режима, поражают сам факт свободного обращения простых людей с жалобой к военному министру по телеграфной связи и незамедлительная реакция министра внутренних дел П.Н. Дурново на этот факт чиновничьей волокиты.

Русско-японская война (1904-1905) сыграла крайне негативную роль в жизни Российского государства, которое, как известно, переживало в то время структурную перестройку всей жизни общества, осуществляло масштабную модернизацию производственного, финансового, образовательного, культурного, политического секторов страны. Война снизила и без того невысокий материальный уровень жизни населения, обездолила довольно много семей, которые лишились кормильцев, осиротила детей и еще больше актуализировала проблему обеспечения семей военнослужащих.

Российское общество в конце XIX - начале XX в. отличалось политической и гражданской активностью. Трудная жизнь простого народа, а это было совершенно очевидно, вызывала сочувствие и желание оказать ему помощь от различных групп населения.

С началом войны стали появляться общественные инициативы в организации благотворительной помощи нуждающимся семьям военнослужащих.

Так, служащие Томского городского общественного управления обратились к томскому городскому голове с ходатайством об удержании с каждого из их «получаемого жалованья 1% ежемесячно с внесением сих денег в фонд, имеющий образоваться на этот предмет. Вычет ходатайствуем производить, начиная с 1 февраля впредь до окончания военных действий», с расходованием этих денег на помощь семьям призванных на войну с Японией [35].

По свидетельству Городской управы, с февраля по июнь 1904 г. чинами и служащими разных учреждений, частных управлений и торгово-предпринимательских фирм было пожертвовано в пользу семейств нижних чинов 7 398 руб. 30 коп., в Особый приказ Томского городского общественного управления Красного Креста - более 4 тыс. 500 руб. [36].

Отчет Томской городской управы от 5 июня 1907 г. томскому губернатору свидетельствует, что с 3 февраля

1904 г. от разных учреждений, торговых фирм и частных лиц поступило пожертвований непосредственно в кассу Городской управы на призрение семейств запасных нижних чинов, призванных на войну с Японией, 12 211 руб. 20 коп. [37].

Однако частной инициативы, конечно, не хватало, нужна была официальная, систематическая поддержка семей военнослужащих со стороны государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Только 16 июня 1905 г. императором Николаем II был утвержден Главный комитет по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией, названный Алексе-евским, - в честь наследника престола. Председателем комитета был назначен член Государственного Совета П.П. Семенов-Тянь-Шанский.

Алексеевский комитет оказывал помощь семьям лиц, погибших в войну с Японией, а также воинских чинов, погибших при исполнении служебных обязанностей в мирное время. Получали помощь семьи чинов полиции и корпуса жандармов, погибших или пострадавших при беспорядках и покушениях на них, классных и нижних чинов тюремного ведомства, погибших вследствие преступного на них посягательства. Под защитой комитета находились семьи служащих, пострадавших от террористических актов и др.

В состав Алексеевского главного комитета входили представители военного и морского министерств, МВД, министерств народного просвещения и финансов, государственного контроля. Комитет состоял под покровительством Попечительства императрицы Марии Федоровны о семействах воинов.

В заседаниях Алексеевского главного, губернских и уездных комитетов по усмотрению их председателей могли участвовать представители благотворительных обществ и любые лица, которые могли быть чем-либо полезны. Они имели право участвовать в решении дел на равных основаниях с членами комитета.

Губернские и уездные комитеты ежегодно предоставляли Алексеевскому главному комитету сведения о числе детей, подлежащих призрению земского или городского управления. Они проводили назначение пособий свыше 300 руб. в год на воспитание детей офицерских и приравниваемых к ним чинов, осуществляли назначение повышенных пособий детям церковнослужителей, санитаров и нижних чинов и определение в каждом отдельном случае срока производства пособия.

В особых случаях они назначали: пособия на воспитание малолетних братьев и сестер офицерских и нижних чинов и приравниваемых к ним лиц; пособия детям офицерских и нижних чинов и приравниваемых к ним лиц, лишившихся трудоспособности; продление срока выдачи пособий на учение долее установленного возраста, когда лицо, окончившее среднее учебное заведение и поступившее в высшее, лишено всяких средств для продолжения образования [38. С. 109].

В Алексеевском главном комитете сосредоточивались все сведения о числе имевшихся в учебных заведениях вакансий и стипендий. Сведения эти сообщались Алексеевским главным комитетом губернским комитетам для опубликования их в губернских ведомостях.

На губернский комитет возлагались: принятие прошений о назначении пособий и наблюдение за правильным выполнением в губернии и области распоряжений Алексеевского комитета; выделение пособий на проезд детей при определении их в учебные и учебно-воспитательные заведения.

Местные комитеты представляли ежегодные отчеты о расходовании отпущенных им из центра средств.

В Устав общественного призрения 7 июля 1913 г. было включено дополнение «Об обеспечении судьбы детей лиц, погибших в войну с Японией» [38. С. 108114]. Таким детям предоставлялось право на пособия из государственного казначейства. Детям усыновленным, а равно приписанным к мещанским и крестьянским семействам, предоставлялись одинаковые с законными детьми права на означенные пособия.

Право на помощь из средств государственного казначейства имели дети офицерских и нижних чинов армии, флота, пограничной стражи и корпуса жандармов, убитых в войну с Японией или умерших от ран, болезней, вызванных условиями военного времени, но до истечения года со дня объявления высочайшего повеления о приведении армии на мирное положение. Такое же право имели и дети военнослужащих, без вести пропавших на войне.

Дети гражданских чинов всех ведомств, в том числе чинов медицинских, ветеринарных и фармацевтических, а также священнослужителей, имели право на одинаковую с детьми офицеров финансовую помощь из государственного казначейства. Такое же право предоставлялось детям дружинников, добровольцев и служащих по вольному найму или частному договору на военных судах, а также судоводителей, механиков и низших служащих на действующих для надобности войны русских торговых судах. В соответствии с общественным положением семейств они по размерам пособия приравнивались к детям офицерских либо нижних чинов.

В особых случаях денежная помощь предоставлялась малолетним братьям и сестрам (круглым сиротам) офицеров и солдат, если они находились на полном попечении погибших и остались после их смерти без необходимых для существования и воспитания средств.

Детям погибших нижних чинов, санитаров и священнослужителей могло быть назначено пособие на воспитание в возрасте от 6 до 10 лет в размере до 50 руб., и на учение, начиная с 10 лет от роду, в размере до 150 руб. в год. Пособие на учение должно было производиться до окончания курса наук в учебном заведении, для получения образования в котором был повышен размер пособия.

Помощь детям нижних чинов производилась на основании Манифеста от 11 августа 1904 г. [38. С. 108114]. Она заключалась в назначении от казны денежного пособия, содействии к обеспечению первоначального обучения. Сироты нижних чинов, имевшие право на призрение и посещавшие начальные школы, снабжались необходимыми для посещения школы теплой одеждой, обувью и учебными принадлежностями.

Снабжение сирот указанными предметами производилось распоряжением состоящего под августейшим покровительством императрицы Марии Федоровны По-

печительства о семействах воинов, призванных в ряды армий на Дальнем Востоке, за счет находившихся в его распоряжении и отпускаемых Попечительству из казны средств, или на средства общественных, земских и городских учреждений. В случае прекращения деятельности указанного попечительства расходы производились из средств казны через посредство Алексеевского главного комитета. Расход казны на приобретение перечисленных выше предметов не должен был превышать 15 руб. на каждое лицо при поступлении его в школу и мог быть произведен вторично лишь по истечении двух лет непрерывного посещения им школы. Пособие выдавалось на каждого сироту в размере 24 руб. в год [38. С. 114].

Для детей, имевших до смерти их отцов постоянное жительство в городах и оставшихся на жительство в городских поселениях, размер пособия мог быть повышен до 30 руб., а в городах с населением более 150 тыс. человек - до 42 руб. в год.

При назначении пособий круглым сиротам Алексе-евскому главному комитету разрешалось в особо уважительных случаях повышать пособие до 40% против указанных размеров.

Пособие детям нижних чинов производилось до достижения сиротами 16и лет, а в тех местностях, где брачное совершеннолетие наступало ранее означенного возраста, - до достижения этого совершеннолетия. Пособие прекращали выплачивать в случае присуждения лица, имевшего на него право, к тюремному заключению или более тяжкому наказанию [38. С. 115].

Пособие выдавалось матерям либо заведовавшим воспитанием детей лицам вперед в следующие сроки: в сельских местностях и в городах, для которых не было установлено повышенной нормы пособий, - 1 апреля, 1 августа и 1 декабря, а в городах - ежемесячно.

Помощь детям офицерских и приравниваемых к ним чинов заключалась в установлении пособия на воспитание, обучении и путевых расходах, принятии мер к помещению детей в воспитательные и учебные заведения. Дети офицерских и приравниваемых к ним чинов пользовались указанными правами со дня смерти их отцов. Виды и размер пособия определялись сообразно возрасту детей вне зависимости от числа лет, проведенных их отцами на службе, и чинов и должностей, в коих они на службе состояли. На воспитание детей до достижения ими 6 лет выдавалось денежное пособие в размере 75 руб. в год на ребенка, а в возрасте от 6 до 10 лет - в размере 125 руб. в год. По ходатайству матерей или опекунов взамен пособия дети могли быть определены за счет казны на имевшиеся вакансии в приюты и соответствующие возрасту детей учебно-воспитательные заведения.

На обучение и воспитание каждого из детей, достигшего 10 лет, выдавалось пособие в размере 300 руб. в год. В случае помещения детей в учебные заведения, где плата за содержание превышала указанную сумму, пособие могло быть повышено до размера платы, но не свыше 450 руб. в год. Пособие на учение производилось до достижения лицом, получавшим пособие, 18 лет и могло быть продолжено до окончания им среднего образования, но не более чем до достижения 21 года.

Учреждения, ведавшие призрением осиротевших в войну с Японией детей, обязаны были содействовать определению их в соответствующие учебные заведения. Для этого собирались сведения об имевшихся вакансиях в учебных заведениях и принимались меры для облегчения детям предпочтительного доступа в закрытые учебные заведения преимущественно военного ведомства. Для этого в учебных заведениях по соглашению с их начальством открывалось возможное число вакансий и стипендий. Сироты с согласия учебного начальства принимались в учебные заведения сверх комплекта с платой за их содержание из казны. При невозможности помещения детей в закрытые учебные заведения принимались меры для определения их в казенные и частные учебные заведения в качестве приходящих [38. С. 116].

Дети пользовались при первоначальном помещении их в учебное заведение путевым пособием в размере действительной стоимости проезда от места их нахождения до того учебного заведения, в которое они были

Размер пособия был разным. Так, в ведомости Бий-ского уездного комитета по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией, числились 8 чел., получавших пособие от Алексеевского главного комитета, сумма пособий составляла от 8 до 60 руб. (1907) [40]. В 1908 г. в ведомости Бийского уездного комитета по призрению детей лиц, погибших в войну с Японией, числился уже 21 чел., получивший от Алексеевского главного комитета от 8 до 20 руб. пособия [41]. Размер пособия зависел от сумм, выделяемых Алексеевским главным комитетом, разверстанным по губерниям, уездам и местечкам, а также ранговой принадлежности умершего родителя.

Совершенствование российского законодательства в отношении семейств военнослужащих было продолжено после Русско-японской войны и бурных событий революции 1905-1907 гг. Мир стремительно двигался к новому масштабному военному конфликту - Первой мировой войне. Ощущение приближающейся большой войны заставило правительство вновь обратиться к корректировке военного законодательства, расширяя круг лиц, пользующихся привилегиями военнослужащих и их семейств.

Перед началом Первой мировой войны, 25 июня 1912 г., вышел Указ «О призрении семейств нижних

приняты. Окончившим курс среднего учебного заведения и не поступившим вслед за этим за счет казны в учебное заведение высшего разряда выдавалось единовременное пособие из казны в размере 150 руб. на обзаведение. Денежные пособия выдавались матерям, опекунам (попечителям) или их законным представителям и уполномоченным ими лицам не менее двух раз в год и в размере не свыше половины всей суммы пособия.

Выплата пособия прекращалась после поступления на платную правительственную или общественную службу, выхода замуж, определения в воспитательное заведение или казенное учебное заведения на полное иждивение казны или на казенные стипендии, осуждения лица, имевшего право на пособие, к тюремному заключению или более тяжкому наказанию [38. С. 118].

Ниже приведен список сирот нижних чинов Томска, погибших в войну с Японией, состоявших под покровительством Алексеевского главного комитета, которым было назначено пособие с 1 октября 1906 по 1 августа 1907 г. [39] (таблица).

чинов, находящихся на действительной службе в мобилизованных частях армии и флота, в государственном ополчении или в военных дружинах», а также был утвержден Устав о пенсиях и единовременных пособиях, в соответствии с которым правом на призрение за счет казны пользовались нижние чины, утратившие с 1 января 1913 г., как в мирное, так и в военное время, трудоспособность вследствие полученных ими ран, повреждения или болезни, находившейся в причинной зависимости от прохождения ими военной службы, а также семейства этих лиц (вдовы и круглые сироты) [38. С. 125].

Правом на призрение на счет казны пользовались также семейства следующих нижних чинов: призванных на действительную службу при мобилизации - со дня отправления на службу; задержанных по случаю мобилизации на действительной службе долее определенного для службы мирного времени срока; принятых при мобилизации на действительную службу охотниками и добровольцами в государственное ополчение, поступивших на службу в военные дружины и др.

Из состава членов семейств пользовались призрением жена и дети нижнего чина, отец, мать, дед, бабка, братья и сестры, если они содержались трудом военнослужащего.

Список сирот нижних чинов, погибших в Русско-японскую войну

Имена и фамилии матерей, при которых находятся сироты Назначенная сумма Отметка

1. Агафья Филиппова Самойлова, дочь Мария 25 руб. Выдано

2. Анастасия Никитина Епанчинцева, дочь Феодосия 25 руб. Выдано

3. Анастасия Семенова Губанкова,

сыновья: Максим, 25 руб. Выдано

Аркадий, 25 руб. Выдано

дочери: Зинаида, 25 руб. Выдано

Валентина, 25 руб. Выдано

Анна 25 руб. Выдано

4. Матрена Николаевна Уланова,

сын Петр, 25 руб. Выдано

дочь Вера 25 руб. Выдано

5. Надежда Григорьевна Южакова, сын Яков 25 руб.

Итого: 250 руб.

Из коих осталось не выдано Южаковой 25 руб.

Указанные лица имели право на получение продовольственного пособия деньгами. На каждое призреваемое лицо выделялось не менее 1 пуда 28 фунтов муки, 10 фунтов крупы, 4 фунтов соли и 1 фунта постного масла в месяц. Детям, не достигшим 5-летнего возраста, продовольственное пособие выдавалось в размере половины стоимости означенных продуктов [38].

Трудоспособные сыновья и дочери призванных на службу, достигшие 17-летнего возраста, а равно дочери, вышедшие замуж, утрачивали право на призрение. В случае доказанной нетрудоспособности означенных лиц, кроме замужних дочерей, за ними сохранялось право на призрение и по достижении указанного возраста [38. С. 127].

Выдача пособий призреваемым семействам производилась в волостных правлениях в присутствии одного из членов попечительства, и в городских управах. В сельских местностях - четыре раза в год, за три месяца вперед (в марте, июне, сентябре и декабре). В го-

родских поселениях и по прекращении военных действий в сельских местностях - ежемесячно. Оплата производилась за месяц вперед [38. С. 130].

Таким образом, система государственной заботы о семьях военнослужащих в Российской империи динамично изменялась и совершенствовалась, постепенно приобретая поистине фундаментальный характер. Это было важно. Издревле находясь в довольно агрессивном окружении, Россия вынуждена была держать армию в состоянии почти постоянной «мобилизационной готовности». Боеспособность армии во многом определялась и определяется сегодня отношением военных к своей стране, восприятием ее как родной державы, заботящейся о своих сынах, уверенностью воинов в том, что их не бросят в случае ранения и позаботятся о семьях в случае их смерти. В начале XX в. в Томской губернии зародилось и общественное благотворительное движение в этом направлении, получившее позднее широкое распространение.

Список источников

1. Торопкин С.А. Источники права пенсионного обеспечения в России в 1700-1830-х гг. // Исторические, философские, политические и юри-

дические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 8 (58), ч. 1. С 188-191.

2. Щербинин П.П. Дети-сироты и их призрение в период войн России начала XX в. // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные

науки. 2013. Вып. 9 (125). С. 334-341.

3. Смелик Р. Г. Особенности социальной защиты членов семей военнослужащих в дореволюционной России // Личность. Культура. Общество.

2009. № 1 (46-47). С 117-123.

4. Феонычев В.В. Система социального призрения детей в России в XIX - начале XX вв. // Вестник Екатерининского института. 2011. № 2 (14). С.

100-102.

5. Микиртичан Г.Л. Организационные технологии помощи детям в годы Первой мировой войны // Вестник Санкт-Петербургского университета.

Сер. 11. 2014. Вып. 4. С. 212-229.

6. Дуров И.Г. Ветераны армии и флота Петра Великого на инвалидном содержании при Петре II, Екатерине II и Павле I // Меншиковские чте-

ния. 2011. № 2. С. 17-26.

7. Шувалова А.Н. Призрение офицерских и солдатских вдов в Российской империи в XVIII столетии // Фундаментальные и прикладные иссле-

дования в современном мире. 2014. Т. 3, № 7. С. 55-57.

8. Регламент об управлении адмиралтейств и флотов, с приложением должностей интендантского и экипажного департаментов и счетной экс-

педиции : [от 24 авг. 1765 г.] // Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Первое. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 17. № 12.459. С. 233-315. https://nlr.m/e-resЛaw_r/search.php?regim=4&page=233&part=76 (дата обращения: 23.03.2021).

9. О прибавке пенсионной суммы, определенной для удовлетворения находившихся в службе чинов : указ от 18 декабря 1797 г. // Полное со-

брание законов Российской империи. Собрание Первое. СПб. : Тип. 2-го Отд-ния Собств. Е.И.В. канцелярии, 1830. Т. 24. № 18276. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/202-t-24-s-6-noyabrya-1796-po-1798-locale-nil-17530-18301-1830 (дата обращения: 12.04.2022).

10. О правилах производства пенсиона служащим и не служащим Военным и Гражданским Чиновникам : указ от 28 апреля 1798 г. // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 80.

11. Распоряжение от Государственного казначея // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 90. Л. 82.

12. Указ Правительствующего Сената // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 225. Л. 2 об.

13. Указ Правительствующего Сената // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 835. Л. 1, 2.

14. Списки детей мужского пола // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 256. Л. 1-371.

15. Указ о разрешении в военно-сиротские отделения детей // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 505. Л. 1.

16. Указ Правительствующего Сената // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 505. Л. 2.

17. Указ его императорского величества // ГАТО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 850. Л. 1.

18. МВД. Департамент Хозяйственный. О производстве пособий детям нижних чинов // ГАТО. Ф. 3. Оп. 19. Д. 639. Л. 2.

19. Временные правила о призрении чинов запаса // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 5.

20. Указ его императорского величества // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 3.

21. Распоряжение МВД // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 6.

22. Указ его императорского величества // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 59.

23. Циркуляр МВД // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 52.

24. Циркуляр МВД // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 74.

25. Список семейств нижних чинов // ГАТО. Ф. 233. Оп. 1. Д. 879. Л. 137.

26. Что можно купить на рубль: ценность рубля от Петра I до наших дней. Один рубль Николая II // Raritetus. URL: https://www.raritetus.ru/ texts/cho-mozhno-kupit-na-rubl/#odin-rubl-nikolaya-ii (дата обращения: 17.05.2021).

27. Ведомость о семействах нижних чинов // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 62-71.

28. Представление Каинского Окружного Исправника // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 157. Л. 43.

29. Распоряжение Томского Губернатора // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 28-29.

30. Рапорт Томского Уездного Исправника // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 33.

31. Телеграмма Томск-Петербург // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 64.

32. Телеграмма // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 73.

33. Телеграмма в Петербург // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 74.

34. Телеграмма // ГАТО. Ф. 3. Оп. 20. Д. 241. Л. 79.

35. Заявление служащих Томского Городского Общественного Управления // ГАТО. Ф. 233. Оп. 2. Д. 2813. Л. 58.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

36. Дело Томской Городской Управы // ГАТО. Ф. 233. Оп. 2. Д. 2813. Л. 8.

37. Отчет о работе Томской Городской Управы // ГАТО. Ф. 233. Оп. 2. Д. 2813. Л. 62.

38. Свод законов Российской империи, повелением государя императора Николая Первого составленный. Петроград, 1915. Т. 13: Устав об общественном призрении. 254 с. URL: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17825 (дата обращения: 16.03.2021).

39. Список сирот // ГАТО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 4. Л. 2.

40. Ведомость Бийского Уездного Комитета // ГАТО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 4. Л. 110-111.

41. Ведомость Бийского Уездного Комитета // ГАТО. Ф. 217. Оп. 1. Д. 4. Л. 143-144, 163-164.

References

1. Toropkin, S.A. (2015) Istochniki prava pensionnogo obespecheniya v Rossii v 1700-1830-kh gg. [Sources of the Law on Pension Provision in Russia

in the 1700s-1830s]. Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridi-cheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. 8(58-1). pp. 188-191.

2. Shcherbinin, P.P. (2013) Orphans and their charity during the Russian wars in the early 20th century. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya:

Gumanitarnye nauki. 9(125). pp. 334-341. (In Russian).

3. Smelik, R.G. (2009) Osobennosti sotsial'noy zashchity chlenov semey voennosluzhashchikh v dorevolyutsionnoy Rossii [Social protection of family

members of military personnel in pre-revolutionary Russia]. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 1(46-47). pp. 117-123.

4. Feonychev, V.V. (2011) Sistema sotsial'nogo prizreniya detey v Rossii v XIX - nachale XX vv. [The system of social care for children in Russia in the

19th - early 20th centuries]. VestnikEkaterininskogo instituta. 2(14). pp. 100-102.

5. Mikirtichan, G.L. (2014) Organizatsionnye tekhnologii pomoshchi detyam v gody Pervoy mirovoy voyny [organizational technologies for assistance

to children during the First World War]. VestnikSankt-Peterburgskogo universiteta. Ser. 11. 4. pp. 212-229.

6. Durov, I.G. (2011) Veterany armii i flota Petra Velikogo na invalidnom soderzhanii pri Petre II, Ekaterine II i Pavle I [Veterans of the army and navy

of Peter the Great on disability support under Peter II, Catherine II, and Paul I]. Menshikovskie chteniya. 2. pp. 17-26.

7. Shuvalova, A.N. (2014) Prizrenie ofitserskikh i soldatskikh vdov v Rossiyskoy imperii v XVIII stoletii [Care for Officers' and Soldiers' Widows in the

Russian Empire in the 18th Century]. Fundamental'nye iprikladnye issledovaniya v sovremennom mire. 3(7). pp. 55-57.

8. Russia. (1830) Reglament o upravlenii Admiralteystv i flotov, s prilozheniem dolzhnostey Intendantskogo i Ekipazhnogo Departamentov i Schetnoy

Ekspeditsii : [ot 24 avg. 1765 g.] [Regulations on the management of the Admiralty and fleets, with the appendix of the positions of the Quartermaster and Crew Departments and the Accounting Expedition: [dated August 24, 1765]]. In: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Coll. 1. Vol. 17. Law № 12.459. St. Petersburg: The Second Section of His Imperial Majesty's Chancellery. pp. 233315. [Online] Available from: https://nlr.ru/e-res/law_r/search.php?regim=4&page=233&part=76 (Accessed: 23th March 2021).

9. Russia. (1830) O pribavke pensionnoy summy, opredelennoy dlya udovletvoreniya nakhodivshikhsya v sluzhbe chinov: ukaz ot 18 dekabrya 1797 g.

[On the increase in the pension amount determined to satisfy the ranks who were in service: decree of December 18, 1797]. In: Polnoe sobranie zakonov Rossiyskoy Imperii [Complete Laws of the Russian Empire]. Coll. 1. Vol. 24. № 18276. St. Petersburg: The Second Section of His Imperial Majesty's Chancellery. pp. 845. [Online] Available from: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/202-t-24-s-6-noyabrya-1796-po-1798-locale-nil-17530-18301-1830 (Accessed: 12th April 2022).

10. Russia. (1798) O pravilakh proizvodstva pensiona sluzhashchim i ne sluzhashchim Voennym i Grazhdanskim Chinovnikam: ukaz ot 28 aprelya 1798 g. [On the rules for the production of pensions for serving and non-serving military and civil officials: Decree of April 28, 1798]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 90. p. 80.

11. Russia. (n.d.) Rasporyazhenie ot Gosudarstvennogo kaznacheya [Order from the State Treasurer]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 90. L. 82.

12. Russia. (n.d.) Ukaz Pravitel'stvuyushchego Senata [Decree of the Governing Senate]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 225. p. 2 ob.

13. Russia. (n.d.) Ukaz Pravitel'stvuyushchego Senata [Decree of the Governing Senate]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 835. pp. 1, 2.

14. Russia. (n.d.) Spiski detey muzhskogopola [Lists of male children]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 256. pp. 1-371.

15. Russia. (n.d.) Ukaz o razreshenii v voenno-sirotskie otdeleniya detey [Decree on permission to enroll children in military orphanages]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 505. p. 1.

16. Russia. (n.d.) Ukaz Pravitel'stvuyushchego Senata [Decree of the Governing Senate]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 505. p. 2.

17. Russia. (n.d.) Ukaz ego imperatorskogo velichestva [Decree of His Imperial Majesty]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 1. List 1. File 850. p. 1.

18. Ministry of Internal Affairs of Russia. Economic Department. (n.d.) O proizvodstve posobiy detyam nizhnikh chinov [On the benefits for children of lower ranks]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 19. File 639. p. 2.

19. Russia. (n.d.) Vremennye pravila o prizrenii chinov zapasa [Temporary rules on the care of reserve ranks]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 5.

20. Russia. (n.d.) Ukaz ego imperatorskogo velichestva [Decree of His Imperial Majesty]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 3.

21. Ministry of Internal Affairs of Russia. (n.d.) Rasporyazhenie MVD [Order of the Ministry of Internal Affairs]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 6.

22. Russia. (n.d.) Ukaz ego imperatorskogo velichestva [Decree of His Imperial Majesty]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 59.

23. Ministry of Internal Affairs of Russia. (n.d.) Tsirkulyar MVD [Circular of the Ministry of Internal Affairs]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 52.

24. Ministry of Internal Affairs of Russia. (n.d.) Tsirkulyar MVD [Circular of the Ministry of Internal Affairs]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 74.

25. Russia. (n.d.) Spisok semeystv nizhnikh chinov [List of families of lower ranks]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 233. List 1. File 879. p. 137.

26. Raritetus.ru. (n.d.) Chto mozhno kupit' na rubl': tsennost' rublya ot Petra I do nashikh dney. Odin rubl' Nikolaya II [What can be bought for a ruble: the value of the ruble from Peter I to the present day. One ruble of Nicholas II]. [Online] Available from: https://www.raritetus.ru/ texts/cho-mozhno-kupit-na-rubl/#odin-rubl-nikolaya-ii (Accessed: 17th May 2021).

27. Russia. (n.d.) Vedomost' o semeystvakh nizhnikh chinov [List of the families of lower ranks]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. pp. 62-71.

28. Russia. (n.d.) Predstavlenie Kainskogo Okruzhnogo Ispravnika [Report of the Kainsk District Police Officer]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 157. p. 43.

29. Russia. (n.d.) Rasporyazhenie Tomskogo Gubernatora [Order of the Tomsk Governor]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. pp. 28-29.

30. Russia. (n.d.) Raport Tomskogo Uezdnogo Ispravnika [Report of the Tomsk District Police Officer]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. p. 33.

31. Russia. (n.d.) Telegramma Tomsk—Peterburg [Telegram Tomsk-Petersburg]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. p. 64.

32. Russia. (n.d.) Telegramma [Telegram]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. p. 73.

33. Russia. (n.d.) Telegramma vPeterburg [Telegram to St. Petersburg]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. p. 74.

34. Russia. (n.d.) Telegramma [Telegram]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 3. List 20. File 241. p. 79.

35. The Tomsk City Public Administration. (n.d.) Zayavlenie sluzhashchikh Tomskogo Gorodskogo Obshchestvennogo Upravleniya [Statement of employees of the Tomsk City Public Administration]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 233. List 2. File 2813. p. 58.

36. Russia, Tomsk. (n.d.) Delo Tomskoy Gorodskoy Upravy [Case of the Tomsk City Government]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 233. List 2. File 2813. p. 8.

37. Russia, Tomsk. (s.n.) Otchet o rabote Tomskoy Gorodskoy Upravy [Report on the work of the Tomsk City Government]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 233. List 2. File 2813. p. 62.

38. Russia. (1915) Svod zakonov Rossiyskoy imperii, poveleniem gosudarya imperatora Nikolaya Pervogo sostavlennyy [Code of Laws of the Russian Empire, compiled by order of Emperor Nicholas I]. Vol. 13. Petrograd: Gosudarstvennaya tipografiya. [Online] Available from: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/17825 (Accessed: 16th March 2021).

39. Russia. (n.d.) Spisok sirot [List of Orphans]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 217. List 1. File 4. p. 2.

40. The Biysk County Committee. (n.d.) Vedomost' Biyskogo Uezdnogo Komiteta [Statement of the Biysk County Committee]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 217. List 1. File 4. pp. 110-111.

41. The Biysk County Committee. (n.d.) Vedomost' Biyskogo Uezdnogo Komiteta [Statement of the Biysk County Committee]. The State Archive of Tomsk Region (GATO). Fund 217. List 1. File 4. pp. 143-144, 163-164.

Сведения об авторах:

Дунбинская Татьяна Ивановна - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России и методики обучения истории и обществознанию историко-филологического факультета Томского государственного педагогического университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Шевляков Александр Семенович - доктор исторических наук, профессор кафедры истории и документоведения Томского государственного университета (Томск, Россия). E-mail: [email protected]

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Information about the authors:

Dunbinskaya Tatyana 1 - Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of the Department of Russian History and Methods of Teaching History and Social Studies at the Faculty of History and Philology of Tomsk State Pedagogical University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Shevlyakov Alexander S. - Doctor of Historical Sciences, Professor of the Department of History and Documentation of the Tomsk State University (Tomsk, Russian Federation). E-mail: [email protected]

The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 14.04.2022; принята к публикации 12.09.2024 The article was submitted 14.04.2022; accepted for publication 12.09.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.