Научная статья на тему 'ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ ОБУЧЕНИЯ'

ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Физическая активность / индивидуальный график обучения (ИГО) / дистанционное обучение (ДО) / здоровье студентов / студенты / Physical activity / individual training schedule (ITS) / distance learning (DL) / student health / students

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Клюка Данил Ильич, Лихачева Гульнара Таскировна

Исследование анализирует проблему снижения физической активности среди студентов, обучающихся по индивидуальному графику обучения (ИГО). Исследование подчеркивает важность внедрения дистанционного обучения и индивидуальных траекторий обучения для поддержания физической активности и общего здоровья студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Клюка Данил Ильич, Лихачева Гульнара Таскировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TAKING CARE OF THE PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS ON AN INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE

The study analyzes the problem of reducing physical activity among students enrolled in an individual training schedule (ITS). The study highlights the importance of introducing distance learning and individual learning paths to maintain physical activity and overall health of students.

Текст научной работы на тему «ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 378.17

Данил Ильич Клюка1, Гульнара Таскировна Лихачева2

12Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа,

Россия

1 klyuka04@list.ru

2 gulnara2369@mail. ru

Автор, ответственный за переписку: Данил Ильич Клюка, klyuka04@list.ru

ЗАБОТА О ФИЗИЧЕСКОМ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ГРАФИКЕ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Исследование анализирует проблему снижения физической активности среди студентов, обучающихся по индивидуальному графику обучения (ИГО). Исследование подчеркивает важность внедрения дистанционного обучения и индивидуальных траекторий обучения для поддержания физической активности и общего здоровья студентов.

Ключевые слова: Физическая активность, индивидуальный график обучения (ИГО), дистанционное обучение (ДО), здоровье студентов, студенты.

1 2

Danil Ilyich Klyuka , Gulnara Taskirovna Likhacheva

12 Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia

1 klyuka04@list.ru

2 gulnara2369@mail. ru

Corresponding author: Klyuka Danil Ilyich, klyuka04@list.ru

TAKING CARE OF THE PHYSICAL HEALTH OF STUDENTS ON AN INDIVIDUAL TRAINING SCHEDULE

Abstract. The study analyzes the problem of reducing physical activity among students enrolled in an individual training schedule (ITS). The study highlights the importance of introducing distance learning and individual learning paths to maintain physical activity and overall health of students.

Keywords: Physical activity, individual training schedule (ITS), distance learning (DL), student health, students

Актуальность. В настоящее время уровень жизни среднего слоя населения снижается из-за распространения высоких стандартов жизни, развития платных образовательных услуг и увеличения безработицы. Эта ситуация заставляет студентов активно искать возможности для трудоустройства [1], в связи с этим студентам может быть затруднительным, посещение занятий в учебных заведениях в привычном формате. В таком случае, студенты имеют возможность перейти на индивидуальный график обучения (ИГО), который обеспечивает гибкость и позволяет им адаптировать учебный процесс к своим жизненным обстоятельствам. На основе этих входных данных была сформулирована следующая цель исследования: изучить влияние индивидуального графика на качество здоровья студентов.

Несмотря на то, что ИГО и предоставляет гибкость, он может также привести к снижению физической активности студентов. Так как оптимальные возможные режимы двигательной активности, ориентированы на укрепление здоровья и повышение как умственной, так и физической работоспособности. В то же время, в контексте ИГО у студентов отсутствует принудительный стимул посещения занятий по физической культуре. В результате этого, у студентов нередко наблюдается выраженный дефицит самодисциплины, что может оказать негативное воздействие на их физическое и психическое здоровье [2]. Одной из проблем, с которой сталкиваются студенты, является

остеохондроз, вызванный продолжительными периодами сидения и недостатком физической активности. Более того, такой образ жизни может предрасполагать к развитию иных заболеваний, таких как ожирение, проблемы с сердечно-сосудистой системой и даже депрессия. Недостаток физической активности также может сказываться на общем тонусе организма и умственной активности студентов [3].

Параллельно с этим, в поисках физической активности и улучшения физического состояния, многие студенты предпринимают инициативу по занятиям в тренажерных залах. Однако стоит отметить, что подобные занятия часто связаны с выполнением силовых упражнений, проводимых в отсутствие квалифицированного тренера. Это сопряжено с непосредственными последствиями, такими как неконтролируемая интенсивность нагрузок и отсутствие учета индивидуальных противопоказаний, что, в свою очередь, способствует значительно повышенному риску получения спортивных травм [2].

Для решения данной проблемы использовался анализ литературы, охватывающий актуальные исследования и публикации в данной области. В частности, в статье [4] рассматривается решение данной проблематики, которое предполагает ряд мер:

Пересмотреть организацию высшего профессионального образования так, чтобы каждый студент имел возможность настраивать индивидуальную траекторию освоения (ИТО) образовательного материала по дисциплине «Физическая культура».

Включение дистанционного обучения (ДО), которое в совокупности с индивидуальной траекторией освоения образовательного материала позволит студенту эффективно усвоить материал.

Это решение обеспечит гибкость и доступность обучения, способствуя поддержанию физической активности студентов и улучшению их общего здоровья, ведь в таком случае активная позиция будет оставлена за преподавателем, который сможет лично контролировать процесс обучения студента.

Важный фактор оптимизации двигательной активности - самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями. Утренняя гимнастика, физкультурная микро-пауза в учебном труде с использованием специально направленных упражнений, скандинавская ходьба (вид оздоровительной ходьбы со специально разработанными палками), которое является эффективным и легким способом улучшить физическое состояние и функциональные возможности студента.

Такая методика образования сможет стать источником дополнительной мотивации, физического самовоспитания, поскольку именно преподаватель, а не система дистанционного обучения, осуществляет текущую и промежуточную аттестацию студентов.

Основными организационными формами, в случае обучения студента на ИГО с включением ДО и ИТО, включенными в практику, являются: работа с электронными учебниками, просмотр видео-лекций и презентаций, а также изучение как печатных, так и электронных учебно-методических материалов [5]. Но при этом, для того чтобы самостоятельная работа студента была правильно организована и позволяла максимально эффективно усваивать материал, обучающие должны иметь возможность получать консультации от преподавателя в течение учебного года, как в формате личных встреч, так и в письменной форме.

Высокая эффективность экспериментальной учебной программы для вузов с дистанционным обучением (ДО) подтверждена положительным воздействием на физическое и психофизиологическое состояние студентов [5]. Отмечается, что осознанные самостоятельные занятия способствуют лучшему осваиванию материала, так как дистанционное обучение, консультации преподавателя по физической нагрузке дает возможность студентам обучаться самостоятельно, самим искать информацию, следовательно лучше ее обрабатывать и усваивать, также ДО позволяет увеличить общее время занятий физическими упражнениями, так как студент не ограничен временем занятия

Также для эффективного контроля за выполнением спортивных заданий и тренировок, предлагается: для каждого студента скорректировать программу физической подготовки с учетом ИГО, предоставить отобранные методические материалы, а также составить индивидуальное домашнее задание. Контроль может осуществляться непосредственно с использованием информационных средств. Присылать домашнее задание преподавателю через социальные сети или приложение в виде видеозаписей или фотографий. В данном контексте, студентам рекомендуется оставаться в контакте с преподавателем, строго придерживаться правил безопасности, серьезно относится к домашним заданиям и вести «дневник здоровья» [6].

Вывод данного исследования подчеркивает актуальность проблемы снижения физической активности среди студентов, обучающихся по индивидуальному графику обучения (ИГО), в условиях современного общества, где снижение уровня жизни, распространение высоких стандартов жизни и увеличение безработицы могут усложнить доступ к традиционным формам обучения. Исследование показало, что ИГО, хотя и обеспечивает гибкость в организации учебного процесса, также может иметь негативные последствия для физического и психического здоровья студентов.

Анализ выявил, что недостаток физической активности может привести к различным проблемам, включая остеохондроз, ожирение, нарушения сердечно-сосудистой системы, велик риск варикозного расширения вен. Поиск физической активности вне учебной среды может также повлечь за собой повышенный риск получения спортивных травм.

Для решения данной проблемы рекомендуется пересмотреть организацию высшего образования, включая использование дистанционного обучения (ДО) и индивидуальной траектории освоения учебного материала (ИТО), что позволит студентам эффективнее усваивать учебный материал и одновременно поддерживать физическую активность. Контроль за выполнением заданий и тренировок с использованием информационных средств также способствует поддержанию связи между студентами и преподавателями, что может оказать позитивное воздействие на мотивацию студентов и их физическое здоровье. Но собрать на одновременное виртуальное занятие студентов, находящихся на различных спортивных площадках, в разных странах с различными часовыми поясами, оказывается практически невозможно.

Таким образом, разработанные в ходе исследования рекомендации и методики могут содействовать улучшению физического и психического здоровья студентов, обучающихся по ИГО, и обеспечивать более эффективный учебный процесс. Осваивая значительную часть учебного материала самостоятельно, студент может его понять и выучить. Но процесс обучения не будет завершенным без совершенствования собственной мыслительной деятельности, изложения своих мыслей в практической форме.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Мылтасова О.В. Сложности совмещения работы и учебы студентов на примере студентов Уральского региона / О.В. Мылтасова // XXI Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования», 22-23 марта 2018 г., Екатеринбург. - Екатеринбург: УрФУ, 2018. - С. 986-995.

2. Рябенко Е.К. Физическая активность студентов в процессе учебного года // Актуальные исследования. 2022. №50 (129). 4.II. С. 119-126. URL: https://apni.ru/article/5213-fizicheskaya-aktivnost-studentov-v-protsesse (дата обращения: 29.09.2023)

3. Белова А.М. Роль физической культуры в жизни студента // Символ науки. 2023. №3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-zhizni-studenta-5 (дата обращения: 19.09.2023).

4. Димова А.Л. Построение индивидуальной образовательной траектории студентов по физической культуре в вузах с дистанционным обучением // Ученые записки университета Лесгафта. 2008. №6. URL: https://cyberlenmka.ru/artide/n/postroenie-individualnoy-obrazovatelnoy-

traektorii-studentov-po-fizicheskoy-kulture-v-vuzah-s-distantsionnym-obucheniem (дата обращения: 17.09.2023).

5. Каткова Т.В. Внедрение дистанционных образовательных технологий в процесс обучения по индивидуальному графику студентов вуза физической культуры // Концепт. - 2015.

- № 11 (ноябрь). - ART 15387. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm. - ISSN 2304-120X.

6. Овсянникова Т.В. Технология организации дистанционного тренировочного процесса гимнасток // Гуманитарные исследования Центральной России. 2020. №2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-distantsionnogo-trenirovochnogo-protsessa-gimnastok (дата обращения: 30.09.2023).

7. Кочетова С.В. Эффективность использования системы дистанционного обучения студентов в вузе по дисциплине «Физическая культура» // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2019. №9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-studentov-v-vuze-po-distsipline-fizicheskaya-kultura (дата обращения: 01.10.2023).

REFERENCES

1. Myltasova O.V. Difficulties of combining work and study of students on the example of students of the Ural region / O. V. Myltasova // XXI International Conference in memory of Professor L. N. Kogan "Culture, personality, society in the modern world: methodology, empirical research experience", March 22-23, 2018, Yekaterinburg. — Yekaterinburg: UrFU, 2018. — pp. 986-995.

2. Ryabenko E.K. Physical activity of students during the academic year // Actual research. 2022. No.50 (129). PART II. pp. 119-126. URL: https://apni.ru/article/5213-fizicheskaya-aktivnost-studentov-v-protsesse (accessed: 09/29/2023)

3. Belova A.M. THE ROLE OF PHYSICAL CULTURE IN STUDENT'S LIFE // Symbol of Science. 2023. No.3-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-fizicheskoy-kultury-v-zhizni-studenta-5 (accessed: 09/19/2023).

4. Dimova A.L. Building an individual educational trajectory of students in physical culture in universities with distance learning // Scientific notes of Lesgaft University. 2008. No.6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/postroenie-individualnoy-obrazovatelnoy-traektorii-studentov-po-fizicheskoy-kulture-v-vuzah-s-distantsionnym-obucheniem (accessed: 17.09.2023).

5. Katkova T.V. Introduction of distance learning technologies into the learning process according to the individual schedule of students of the University of physical culture // Concept. - 2015.

- No. 11 (November). - ART 15387. - 0.5 pp. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15387.htm . - ISSN 2304-120X.

6. Ovsyannikova T.V. Technology of organizing the remote training process of gymnasts // Humanitarian studies of Central Russia. 2020. No.2 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-organizatsii-distantsionnogo-trenirovochnogo-protsessa-gimnastok (accessed: 30.09.2023).

7. Kochetova S.V. Efficiency of using the system of distance learning of students in higher education in the discipline "Physical culture" // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2019. No.9-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-ispolzovaniya-sistemy-distantsionnogo-obucheniya-studentov-v-vuze-po-distsipline-fizicheskaya-kultura (accessed: 01.10.2023).

Информация об авторах

Д.И. Клюка - студент направления «Информационные системы и технологии»;

Г. Т. Лихачева - старший преподаватель.

Information about the author

D.I. Klyuka - student of the direction «Information systems and technologies»;

G. T. Likhacheva - Senior lecturer.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.