Научная статья на тему 'Заболеваемость сердечнососудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение'

Заболеваемость сердечнососудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
173
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАШИНИСТЫ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / ARTERIAL HYPERTENSION / КАРДИОМИОПАТИЯ / CARDIOMYOPATHY / LOCOMOTIVE DRIVERS / MORBIDITY

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Василенко В.С., Бондарев С.А.

Особенности заболеваемости сердечно-сосудистой системы под воздействием хронического профессионального психоэмоционального стресса изучены на примере машинистов железной дороги. У этого контингента изменения на ЭКГ выявляются в 14,5 % случаев (основными являются желудочковая и наджелудочковая экстрасистолия, а также нарушения процессов реполяризации). Основными заболеваниями ССС, развившимися за годы профессиональной деятельности машинистов, являются по частоте встречаемости эссенциальная артериальная гипертензия, с равной частотой токсическая и калий-дефицитная кардиомиопатии, далее стрессорная кардиомиопатия вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Василенко В.С., Бондарев С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coronary heart disease risk factors in people working under constant professional psychoemotional strain

Specificity of cardio-vascular disorders under constant professional psychoemotional strain was investigated in locomotive drivers. Some changes in the ECG readings were found in 14.5 % of the cases, the main being ventricular and supraventricular extrasystole and repolarization impairment. The most common disorders in the cardiovascular system of the locomotive drivers were essential arterial hypertension (1st place), toxic and potassium deficient cardiomyopathy (2d place), and stressinduced cardiomyopathy as a result of psycho-emotional overstrain.

Текст научной работы на тему «Заболеваемость сердечнососудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение»

© В. С. Василенко, С. А. Бондарев, 2012 г. УДК 616.12-02:616.89-008.48-036.12

В. С. Василенко, С. А. Бондарев

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ СЕРДЕЧНОСОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ У ЛИЦ, ИСПЫТЫВАЮЩИХ ХРОНИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЕ

Санкт-Петербургская педиатрическая медицинская академия

ВВЕДЕНИЕ

Согласно данным литературы, психоэмоциональные перегрузки (хронический стресс с часто повторяющимися психогенными острыми стрессами) являются признанным фактором риска заболеваемости ИБС и смертности от нее [3], поскольку способствуют развитию эндотели-альной дисфункции, субклинических нарушений иммунной системы, гематологических и нейроэндокринных изменений, давая толчок к началу и прогрессированию ате-росклеротического.

Одной из наиболее ярких моделей для изучения профессионального психоэмоционального перенапряжения являются организованные группы профессиональных спортсменов и работников водительской группы, машинистов железнодорожного транспорта. Данное исследование выполнено на примере машинистов железнодорожного транспорта. Помимо ИБС, наиболее часто у машинистов диагностируется повышение АД как проявление гипертонической болезни, что также связывается с переносимым хроническим психоэмоциональным стрессом. Перечисленные заболевания являются следствием стрес-сорных воздействий и встречаются наиболее часто. Однако такие факторы, как психоэмоциональные перегрузки, сменная работа с ночными сменами, гиподинамия, вредные привычки, способствуют развитию кардиальной патологии, непосредственно развивающейся под воздействием стресса. К таким заболеваниям относится стрес-сорная кардиомиопатия [1, 2]. Вместе с тем возможность развития КМП под воздействием хронического психоэмоционального стресса (СКМП ПЭП), несмотря на огромное число доказательств патогенного влияния хронического стресса на сердце, до сих пор остается непризнанной [8]. Однако накопленные клинические данные свидетельствуют о том, что у лиц, работающих в условиях воздействия хронического психоэмоционального стресса, при инструментальном обследовании часто выявляются различные изменения, не укладывающиеся в общепринятые критерии диагностики известной кардиальной патологии и требующие клинической трактовки.

Особенно часто у таких пациентов отмечаются нарушения процессов реполяризации (НПР) и нарушения сер-

дечного ритма (НРС) на ЭКГ [2, 7, 9]. Сказанное позволяет использовать в клинической практике термин «хроническая стрессорная кардиомиопатия» вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения (СКМП ПЭП).

Более 2 % всех смертельных случаев у водителей с регулярным психоэмоциональным стрессом приходится на внезапно развившуюся аритмию [4, 7], вероятно, возникшую вследствие хронической стрессорной кардиомио-патии, что требует дальнейшего изучения.

Такие данные требуют детального углубленного обследования машинистов со своевременной диагностикой кардиальной патологии. Для решения таких задач необходимо представление о распространенности и встречаемости различных заболеваний сердца у машинистов железнодорожного транспорта, а также знание характера осложнений выявляемой патологии.

Целью исследования явились изучение структуры и частоты заболеваний сердечно-сосудистой системы у лиц, регулярно испытывающих хронический психоэмоциональный стресс.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Обследованы 3700 здоровых мужчин, работающих в течение 9,0±5,0 года в профессии машиниста железнодорожного транспорта, в возрасте от 18 до 35 лет (средний возраст -32,5±9,5 года). Стаж работы в профессии машиниста составил 9,0±5,0 года. Весь массив пациентов подвергнут углубленному обследованию однократно равными частями в рамках ежегодного обязательного медицинского обследования всего работающего контингента. У 984 из них (26,5 %) выявлены изменения на ЭКГ в покое с регистрацией постоянных или транзитор-ных нарушений процессов реполяризации, нарушений ритма и проведения, требующих клинической трактовки и углубленного обследования. В результате проведенного обследования 446 человек с изменениями на ЭКГ признаны здоровыми, а у 484 машинистов локомотивного движения с изменениями на ЭКГ был установлен диагноз одного из заболеваний сердечно-сосудистой системы, включенных в МКБ-10. Еще у 53 машинистов локомотивного движения того же возраста выявленные НПР на ЭКГ покоя или клинически значимые аритмии не могли быть объяснены развитием одного из заболеваний сердечно-сосудистой системы, включенных в МКБ-10. Именно они составили основную группу пациентов, в которой было сделано предположение о развитии стрессорной кардиомиопатии вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения.

Критерии исключения из основной группы: заболевания ССС (ИБС, гипертоническая болезнь, миокардиты, врожденные и приобретенные пороки сердца, первичные кардиомиопатии); острые и хронические соматические заболевания; злоупотребление алкоголем и курение; повышенная масса тела; известные причины нарушения электролитного баланса организма.

Критериями включения в основную группу явились профессиональная принадлежность к машинистам локомотивов, данные ЭКГ в покое с регистрацией постоянных или транзиторных нарушений процессов реполяри-зации, нарушений ритма и проведения.

Всем пациентам были выполнены клиническое обследование, ЭКГ в 12 стандартных отведениях в состоянии покоя, при ВЭМ-стресс-тесте, при холтеровском монито-рировании (СМ ЭКГ) на аппарате «Кардиотехника4000»; эхокардиография (ЭхоКГ) на аппарате «Vingmed Vivid Five» (General Electric) в М- и В-режимах, постоянно волновом и импульсном режимах, рассчитывалась фракция выброса по Симпсону.

Полученные в процессе исследования медико-биологические данные обрабатывались c помощью программной системы «Statistica for Windows» (версия 5.11). Выполнялись построение и визуальный анализ графиков и диаграмм разброса данных; определение типов распределений данных; расчет частотных таблиц, как одномерных, так и многоуровневых; расчет элементарных статистик; расчет корреляционных матриц на основе линейной корреляции и непараметрических методов. Доверительные интервалы для частотных показателей рассчитывались с использованием точного метода Фишера.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В настоящем исследовании у 983 обследованных выявлены различные изменения ЭКГ, требующие исключения патологии сердечно-сосудистой системы и решения вопроса о возможности продолжать профессиональную деятельность, что составило 26,5 %. У 310 человек на ЭКГ в покое в 12 стандартных отведениях выявлялись синдром ранней реполяризации (в 104 случаях в сочетании с неполной блокадой правой ножки пучка Гиса, в 48 случаях - с единичной предсердной и в 72 - с единичной желудочковой экстрасистолией), у 240 человек -картина неполной блокады правой ножки пучка Гиса (в сочетании с единичной предсердной экстрасистоли-ей в 36 случаях, с единичной желудочковой экстрасис-толией - в 53), у 120 - единичная предсердная, а у 143 -единичная желудочковая экстрасистолия, менее 5 в минуту. В 30 случаях отмечалась СА блокада в виде однократного эпизода. Было зарегистрировано 446 пациентов с такими ЭКГ-данными, что составило 12,0 % от всех обследованных машинистов.

Особенностью этих 446 машинистов явились результаты ЭКГ-исследования при выполнении стресс-теста и СМ ЭКГ. При выполнении нагрузки картина синдрома ранней реполяризации нивелировалась, СА-блокада, предсердная и желудочковая экстрасистолия не регистрировались, неполная блокада правой ножки пучка Гиса была без динамики. При выполнении СМ ЭКГ у них отсутствовало нарастание степени блокады, не отмечалось нарушений процессов реполяризации ишемического характера, картина синдрома ранней реполяризации нивелировалась при выполнении нагрузок. Количество пред-

сердных и желудочковых экстрасистол не превышало 15 в час. Эпизодов парной экстрасистолии, предсердных или желудочковых тахиаритмий выявлено не было.

У 537 из 3700 обследованных на ЭКГ в состоянии покоя выявлялись изменения в виде частой предсердной и/или желудочковой экстрасистолии (более 5 в минуту), более одного эпизода СА- или АВ-блокады, НПР в виде косонисходящей депрессии сегмента БТ, двугорбого или отрицательного неравностороннего зубца Т. Эту группу из 537 пациентов отличали более частое развитие нарушений ритма сердца и проведения, чем в вышеуказанной группе из 446 человек, а также НПР иного характера.

Наиболее часто на ЭКГ в покое встречались нарушения процессов реполяризации (10 %), желудочковая и наджелудочковая экстрасистолия (9,4 и 6 % соответственно). Клинических проявлений и гемодинамиче-ских нарушений при регистрируемых нарушениях ритма сердца не было. СА-блокада была II степени 1-го типа, АВ-блокада - I степени и II степени 1-го типа. Наджелудочковая тахикардия носила пароксизмальный характер, регистрировалось от 5 до 15 комплексов. Под нарушением процессов реполяризации понимали изменения на ЭКГ не менее чем в двух смежных отведениях с формированием инвертированных или двухфазных зубцов Т, а также подъем или депрессию сегмента БТ.

В рамках проводимого обследования у всех 3700 пациентов был выполнен ВЭМ-стресс-тест с регистрацией ЭКГ в 12 стандартных отведениях. Работоспособность обследованных была в пределах средних значений, максимальное потребление кислорода - 8,9±0,5 МЕТ. Признаков сердечной, коронарной недостаточности при проведении пробы не отмечалось. Наиболее часто на ЭКГ с нагрузкой, аналогично данным ЭКГ в покое, встречались нарушения процессов реполяризации (10,4 %), желудочковая и наджелудочковая экстрасистолия (10 и 5 % соответственно). Как было указано, у 446 человек с редкими НРС и проведения, а также НПР в виде синдрома ранней реполяризации такие ЭКГ-проявления были нивелированы во время ВЭМ-стресс-теста.

Для 537 человек с НПР и НРС более частого характера особенностью ЭКГ при ВЭМ-стресс-тесте было развитие и купирование в ряде случаев нарушений процессов реполяризации, нарушений ритма и проведения в сердце в ответ на нагрузку. Наиболее часто в ответ на нагрузку развивались нарушения процессов репо-ляризации, наджелудочковая и желудочковая экстрасистолия (113, 84 и 37 случаев, изменение на 30,0; 37,0 и 10,6 % соответственно). Чаще купировались желудочковая экстрасистолия, НПР и желудочковая экстрасистолия (33, 27 и 22 случая, изменение на 9,4; 7,2 и 4,0 % соответственно). СА- и АВ-блокады в ответ на нагрузку были купированы у всех пациентов, что свидетельствовало о функциональном характере изменений на ЭКГ (100 %). Купированные в ответ на нагрузочную пробу аритмии сердца расценивались как брадизави-

Частота отклонений ЭКГ от нормы при выполнении суточного мониторирования (п = 3700)

ЭКГ-нарушения Частота

абс. %

Наджелудочковая экстрасистолия 1 301 8,1

Желудочковая экстрасистолия2 423 11,4

Пароксизм альная наджелудочковая тахикардия 3 19 0,5

СА-блокада4 15 0,4

АВ-блокада 5 28 0,7

Нарушения процессов реполяризации 459 12,4

1 - С ЖЭ в 221 случае (73,0 %), с ПНЖТ в 19 случаях (6,0 %), с СА-блокадой в 3 случаях (1,0 %), с АВ-блокадой в 5 случаях (1,6 %), с НПР в 140 случаях (46,5 %); 2 - С ПНЖТ в 9 случаях (2,0 %), с СА-блокадой в 3 случаях (0,7 %), с АВ-блокадой в 8 случаях (2,0 %), с НПР в 384 случаях (91,0 %); 3 - С НПР в 15 случаях (79,0 %); 4 - С НПР в 4 случаях (27,0 %); 5 - С НПР в 7 случаях (25,0 %).

симые. На нагрузочной ЭКГ имелся ряд сочетаний нарушений ритма сердца и проводимости и нарушений процессов реполяризации. В результате изолированные тахизависимые нарушения ритма сердца отмечались в 101 случае (2,8 %). Изолированное развитие НПР выявлено в 50 случаях.

Изолированные брадизависимые нарушения ритма сердца на нагрузке нормализовались в 80 случаях (19 %). Кроме того, в 16 случаях отмечено исчезновение в ответ на ВЭМ-стресс-тест брадизависимых аритмий в сочетании с НПР.

В рамках проводимого обследования у всех 3700 пациентов выполнялось суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру. Его результаты показаны в таблице.

Как видно из данных таблицы, при СМ ЭКГ наиболее часто встречались нарушения процессов реполяризации

,2% 2%1 %

12% |

59%

12%

□ эссенциальная АГ Ш токсическая КМП

И калий дефицитная Цнеустановлен диагноз

■ ревматизм □ миокардит

И ИБС □ ВПС

Рис. 1. Результаты клинического анализа выявленных ЭКГ-нарушений и структура диагностированной кардиальной патологии

(12,4 %), желудочковая и наджелудочковая экстрасисто-лия (11,4 и 8,1 % соответственно).

При клиническом обследовании у 446 человек с редкими изменениями на ЭКГ в покое, при ВЭМ-стресс-тес-те и при СМ жалобы отсутствовали, отклонений от нормы не зарегистрировано. ЭхоКГ-исследование отклонений в размерах сердца не выявило, нарушения клапанного аппарата, глобальной и локальной сократительной способности отсутствовали. Таким образом, 446 пациентов с вышеуказанными ЭКГ-изменениями признаны здоровыми, а сами изменения - клинически незначимыми. Это составило 12,0 % от всех обследованных машинистов.

У 537 пациентов из 984 (54,7 %) отклонения на ЭКГ в большинстве случаев были проявлением каких-либо известных заболеваний сердечно-сосудистой системы. При этом учитывались как отдельные ЭКГ-нарушения, так и их сочетания.

На основании результатов инструментальных и лабораторных были диагностированы следующие заболевания (рис. 1).

Эссенциальная артериальная гипертензия оказалась на 1 -м месте по частоте выявления. ИБС заняла 4-е место по причине профессиональной дисквалификации и увольнения с занимаемой должности при выявлении такого заболевания согласно ведомственным приказам. На 2-м месте оказались токсическая и калийдефицитная кардио-миопатии.

Частота ряда заболеваний, диагностированных при обследовании 3700 машинистов, имела тенденцию к росту. Как видно из рис. 2, у машинистов в течение 5 лет отмечалось достоверное увеличение частоты случаев диагностики артериальной гипертензии и токсической КМП (соответственно 55-71 и 11-18, р<0,05). Остальные заболевания не имели существенной динамики (рис. 2).

При постановке диагноза на 3-м месте по численности оказалась группа пациентов, у которых изменения на ЭКГ нельзя было отнести к известным нозологическим формам. Таким образом, на основании результатов обследования у 53 машинистов диагностированные изменения на ЭКГ не могли быть объяснены каким-либо известным заболеванием. Эти люди считали себя здоровыми, у них не было указаний на какие-либо заболевания, отсутствовали вредные привычки. Однако у всех этих пациентов имелись указания на работу в профессии, связанной с регулярным психоэмоциональным стрессом. С учетом этого сделано предположение о развитии хронической кардиомиопатии вследствие психоэмоционального перенапряжения, согласно известной современной позиции [2, 8].

Среди ежегодно обследуемых на протяжении 5 лет наблюдения машинистов отмечена четкая тенденция к увеличению числа пациентов с вероятным развитием хронической кардиомиопатии вследствие психоэмоционального перенапряжения с 0,16 % в 2003 г. до 0,4 % в 2007 г. среди всей кардиальной патологии. Определен процент этого заболевания среди всей остальной патологии (рис. 3).

n 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2003

2004

2005

2006

2007

-AT

- ревматизм

ТКМП

миокардит

- К-деф КМП -ИБС

2003

20 0 5

2007

Год

Рис. 2. Динамика диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы у машинистов в течение 5 лет

Особенности профессиональной деятельности машинистов создают основу для развития хронического психоэмоционального стресса. Исходя из данных литературы и современных представлений о физиологии стрессорно-го ответа, можно предположить, что развитие таких заболеваний, вероятно, является следствием приспособительных реакций на хронический стресс. Это согласуется с известным положением о нейроэндокринной реализации стресса. Известное положение о возникновении им-муносупрессии в ответ на стрессорное воздействие позволяет объяснить развитие воспалительных заболеваний у обследованного контингента [5, 6].

Все обследованные характеризовались сохраненной работоспособностью, отсутствием активно предъявляемых жалоб. Однако несмотря на это, у 983 из них (26,5 %) на ЭКГ выявлены нарушения ритма, внутри-сердечного проведения и нарушения процессов репо-ляризации.

12,0 % всех машинистов с изменениями на ЭКГ были признаны здоровыми, а отклонения на ЭКГ - нормой.

У 537 пациентов (14,5 % из 3700 человек) были зарегистрированы клинически значимые ЭКГ-нарушения и выявлены различные заболевания ССС. Основными ЭКГ-нарушениями у машинистов явились наджелудочковая экстрасистолия (у 81 из 1000 обследованных), желудочковая экстрасистолия (у 114 из 1000 обследованных), нарушения процессов реполяризации (у 130 из 1000 обследованных). Реже выявлялись СА-блокады (у 40 из 1000 обследованных), АВ-блокады (у 70 из 1000 обследованных) и пароксизмы наджелудочковой тахиаритмии (у 50 из 1000 обследованных). При этом тахизависимые нарушения с учетом сочетаний выявлены в 96 (2,6 %), бради-зависимые нарушения - в 51 (0,5 %) случае. Частота выявления ЭКГ-нарушений нарастала с 0,4 до 2 % за пятилетний период наблюдения.

Из 537 пациентов с ЭКГ-изменениями у 484 (90 %) диагностированы заболевания сердечно-сосудистой системы, верифицированные по МКБ-10, среди которых ведущее место занимали эссенциальная артериальная гипер-тензия (59 %), токсическая кардиомиопатия на фоне

Рис. 3. Динамика выявления СКМП ПЭП у машинистов железнодорожного транспорта

злоупотребления алкоголем (12 %), калийдефицитная кардиомиопатия (12 %), воспалительные заболевания миокарда и эндокарда (4 %), ИБС (2 %). Ведущее место артериальной гипертензии среди всей кардиальной патологии у машинистов железнодорожного транспорта отмечается и в других исследованиях. Так, в работах

A. 3. Цфасмана [4] подчеркивается высокая частота развития эссенциальной артериальной гипертензии у машинистов, связываемая с высоким уровнем хронического психоэмоционального напряжения.

У 53 пациентов с изменениями на ЭКГ (10 % случаев, или 14,3 случаев на 1000) выявленные нарушения ритма и проводимости и нарушения реполяризации были объяснены развитием стрессорной кардиомио-патии на фоне хронического психоэмоционального перенапряжения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вильк, М. Ф. Медицинское обеспечение безопасности движения поездов / М. Ф. Вильк. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : РАПС, 2002. - 294 с.

2. Гаврилова, Е. А. Стресорная кардиомиопатия. Спортивное сердце / Е. А. Гаврилова. - М.: Советский спорт, 2007. - 200 с.

3. Сидоренко, Б. А. Психоэмоциональное напряжение и ише-мическая болезнь сердца / Б. А. Сидоренко / отв. ред. А.И. Сауля. -Кишинев: Штиинца, 1988. - 150 с.

4. Цфасман, А. 3. Внезапная сердечная смерть и ее профессиональные пспекты / А. 3. Цфасман. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МЦНМО, 2003.- 301 с.

5. Ezoe, S. Behavioral lifestyle and mental health status of Japanese factory workers / S. Ezoe / Prev. Med. -1994.-Vol. 23. -№1.- P. 98-105.

6. Grizzlli, G. Physiology of Stress / G. Grizzlli. - Jones and Bartlett Publishers, 2007.- 48 p.

7. Jovanovic, J. The cardiovascular disorders and drivers ability / J. Jovanovic // Medicine and biology. - 1997. - Vol. 4. - № 1. - P. 51-56.

8. Maron, B. J. Contemporary definitions and classification of the cardiomyopathies An American Heart Association Scientific Statement From the Council on Clinical Cardiology, Heart Failure and Transplantation Committee; Quality of Care and Outcomes Research and Functional Genomics and Translational Biology Interdisciplinary Working Groups; and Council on Epidemiology and Prevention /

B. J. Maron [et al] // Circulation. - 2006. - Vol. 113. - P. 1807-1816.

9. Wang, P. D. Coronary heart disease risk factor in urban bus drivers / P. G. Wang / Public Health. - 2001. - Vol. 115. - P. 261-264.

РЕЗЮМЕ

В. С. Василенко, С. А. Бондарев

Заболеваемость сердечно-сосудистой системы у лиц, испытывающих хроническое профессиональное психоэмоциональное перенапряжение

Особенности заболеваемости сердечно-сосудистой системы под воздействием хронического профессионального психоэмоционального стресса изучены на примере машинистов железной дороги. У этого контингента изменения на ЭКГ выявляются в 14,5 % случаев (основными являются желудочковая и наджелудочковая экстрасистолия, а также нарушения процессов реполяризации). Основными заболеваниями ССС, развившимися за годы профессиональной деятельности машинистов, являются по частоте встречаемости эссенциальная артериальная гипертензия, с равной частотой - токсическая и калий-дефицитная кардиомиопатии, далее - стрессорная кардиомиопатия вследствие хронического психоэмоционального перенапряжения.

Ключевые слова: машинисты, распространенность, артериальная гипертензия, кардиомиопатия.

SUMMARY

V. S. Vasilenko, S. A. Bondarev

Coronary heart disease risk factors in people working under constant professional psychoemotional strain

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Specificity of cardio-vascular disorders under constant professional psychoemotional strain was investigated in locomotive drivers. Some changes in the ECG readings were found in 14.5 % of the cases, the main being ventricular and supraventricular extrasystole and repolarization impairment. The most common disorders in the cardiovascular system of the locomotive drivers were essential arterial hypertension (1st place), toxic and potassium deficient cardiomyopathy (2d place), and stress-induced cardiomyopathy as a result of psychoemotional overstrain

Key words: locomotive drivers, morbidity, arterial hypertension, cardiomyopathy.

© Коллектив авторов, 2012 г. УДК 616.13/.16-089.28/.29:620.165.29

В. М. Седов, И. Ю. Сенчик, П. П. Бельтюков, И. А. Кравцова, О. Ю. Николаева, М. А. Моногарова

РАЗРАБОТКА И ИССЛЕДОВАНИЕ СВОЙСТВ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩЕЙ ПРОПИТКИ С АНТИМИКРОБНЫМИ СВОЙСТВАМИ ДЛЯ ФТОРЛОН-ЛАВСАНОВЫХ ПРОТЕЗОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В СОСУДИСТОЙ ХИРУРГИИ

Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. Павлова

Изделия из фторлон-лавсана (нити, ленты, сосудистые заменители) широко применяются в хирургии. Однако синтетические сосудистые протезы из фторлон-лавсана обладают значительной хирургической порозностью, и их использование без герметизирующей пропитки не всегда возможно [6]. Кроме этого, инфицирование синтетического протеза является абсолютным показанием к его замене [2].

Цель исследования: разработка герметизирующей пропитки с антимикробными свойствами для покрытия имплантируемых сосудистых протезов из фторлон-лав-сана и экспериментальное изучение свойств разработанной химической композиции.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

На кафедре общей и биоорганической химии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова была разработана композиция,

состоящая из желатина, глутарового альдегида, глицерина, цефотаксима и метронидазола.

Желатиновая пропитка по своему химическому составу идентична плазмозаменителям на основе желатина, которые успешно используются уже в течение многих лет. Молекула желатина содержит фрагменты а1 и а2 полипептидных цепей коллагена, которые соединены между собой ограниченным числом поперечных связей [3]. Поэтому желатиновые массивы представляют собой «организованный» гель, который имеет множество ячеек, куда «забираются» молекулы цефотаксима, метронидазола и глицерина.

Введение цефотаксима и метронидазола в «организованный» гель желатина, имеющего в своей структуре карбоксильные и электронизбыточные центры, обеспечивает пролонгацию действия антимикробных препаратов за счет иммобилизации в матрицу желатина [4]. Даже будучи заполненными, такие ячейки сохраняют определенную свободу перемещения в пространстве, что обеспечивает практически однородное распределение иммобилизованного вещества [3].

Для получения более прочной связи был использован глутаровый альдегид, который образует олигомеры, сшивающие полипептидные цепи желатина [1].

Включение в пропитку глицерина обеспечивает сосудистому протезу пластичность,так как он выполняет роль пластификатора [3].

Фрагменты сосудистых протезов с пропиткой подвергались стерилизации, которая проводилась четырьмя методами: гамма-облучением, автоклавированием, перок-сидо-плазменным и озонированием [5].

Микробиологические исследования проводились диско-диффузионным методом на кафедре микробиологии, вирусологии и иммунологии СПбГМУ им. акад. И. П. Павлова, в качестве носителя мы использовали одинаковые фрагменты протеза с пропиткой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.