Научная статья на тему 'ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ'

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
24
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Н.Н. Филатов, О.И. Аксенова, И.Ф. Волкова, М.В. Ефимов, А.П. Корниенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper presents data on motor transport pollution of the ambient air. From 1986 to 1996, the number of cars increased from 600,000 to 2,000,000, in Moscow the pollution index rose from 1.0 to 9.0. Motor transport is a source of noise and its proportion in the total noise is as high as 80%. In 1996, the noise threshold was 78-88 dBA. On the whole, the noise levels have increased by 5-6 dBA in the past decade. Experts’ estimates indicate that 70-80% of Moscow inhabitants live in the areas of acoustic discomfort made by transport vehicles. Since the early 1990s, i.e. when the number of transport vehicles began drastically increasing, there has been an increase in the incidence of coronary heart disease and cerebrovascular diseases whose risk factors include noise and atmospheric pollution. Their incidence is on the rise every year, the changes in their rates correlate with increases in the number of motor vehicles and the atmospheric pollution index. The morbidity rates for chronic respiratory diseases in children and adults are presented, they are closely related to the increased number of cars and the higher index of atmospheric pollution. In the past 6 years, the total morbidity in infants of the first year of life has increased by 40%; the incidence of diseases of the nervous system, sense organs, and blood has shown a 1.5-fold increase, that of congenital malformations has twice grown. Poorer health in infants under I year is associated with the health of their mothers exposed to motor transport discharges. The findings strongly suggest that motor transport has an adverse effect on the population of Moscow and support that health of different populations is a criterion of sanitary and epidemiological well-being.

Текст научной работы на тему «ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ»

Гигиена атмосферного воздуха

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1998 УДК 614.72:629.113/.! 151:312.6(470-25)

Н. Н. Филатов, О. И. Аксенова, И. Ф. Волкова, М. В. Ефимов, А. П. Корниенко

ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ КАК КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ ВЛИЯНИЯ АВТОТРАНСПОРТА НА ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ МОСКВЫ

Центр Госсанэпиднадзора в г. Москве

Сложившаяся в Москве экологическая ситуация оценивается как неблагополучная вследствие массированной эмиссии загрязняющих веществ в окружающую среду. Выбросы в атмосферу загрязняют воздушное пространство не только города, но и прилегающих регионов. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха Москвы является автотранспорт. По данным Москомпри-роды [1], количество загрязняющих твердых веществ от автотранспорта составляет 120 кг в год на 1 жителя, доля в суммарном объеме твердых выбросов — свыше 80%, по окиси углерода — 96%, по углеводородам — 98%. Результаты расчетов максимальных концентраций оксида углерода и оксидов азота показывают, что вся территория города подвержена повышенному загрязнению: концентрации вредных веществ достигают уровня 5 ПДКМ р. Высокие концентрации (более 20 ПДКМ р), отмечены в Центральном, Юго-Восточном и Южном округах.

Автотранспорт является также значительным источником шума и занимает в общем шумовом потоке города самый большой удельный вес — до 80%. Уровни шума на основных магистралях города достигают 78—88 дБА. В целом по Москве за минувшее десятилетие уровень шума возрос на 5—6 дБА. В большей части жилых домов допустимые уровни шума значительно превышены, а в домах, расположенных на городских магистралях, они достигают 65 дБА, и более. В жилых помещениях, расположенных на улицах районного значения, уровни шума составляют 55 дБА. По экспертным оценкам, 70—80% москвичей проживают в зонах акустического дискомфорта, создаваемого транспортом.

Длительное воздействие шума на организм человека приводит к развитию утомления, нередко переходящего в переутомление, вызывает нарушения нервно-психической сферы в форме невротического и астенических синдромов в сочетании с вегетативной дисфункцией, сопровождающихся раздражительностью, общей слабостью, головокружением, расстройством сна, ослаблением памяти. Вероятность появления неспецифических реакций при уровне шума 50 дБА составляет 35%, при уровнях шума 70 дБА — 40%, 80 дБА — 72% [4].

Постоянное шумовое воздействие на население города не только вызывает неприятный раздражающий эффект, но и способствует развитию нейроциркуляторного синдрома, преимущественно по гипертоническому типу. Во многих работах отечественных авторов выявлено неблагоприятное

воздействие шума в сочетании с химическими агентами — угнетение естественного иммунитета, повышение заболеваемости [6]. Существенная роль шума отмечена в развитии ишемической болезни сердца [3].

С начала 90-х годов, т. е. с момента стремительного роста количества транспортных средств в Москве, отмечается увеличение заболеваемости населения ишемической болезнью сердца (рис. 1). В 1996 г. частота заболеваний увеличилась в 1,5 раза по отношению к 1986 г. Динамика уровня заболеваемости населения ишемической болезнью сердца коррелирует с динамикой увеличения количества автотранспорта и шумовой нагрузки (г = 0,936; р < 0,05).

В эпидемиологических исследованиях влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения установлена взаимосвязь между распространенностью атеросклероза, в том числе цереброваскулярного атеросклероза, и загрязнением атмосферного воздуха токсикантами органической и неорганической природы. При интенсивном уровне загрязнения атмосферного воздуха наблюдается более раннее, примерно на 10 лет, развитие атеросклероза, особенно у мужчин [7|.

В состав выбросов автотранспорта входят как неорганические, так и органические химические соединения. С динамикой увеличения индекса загрязнения атмосферного воздуха в Москве и увеличения количества автотранспорта [5] совпадает

/200

Г986 1987 /968 1989 /990 /99/ /992 /993 /99Ь Г99£ /996

И / -•— 2

Рис. 1. Связь заболеваемости населения ишемической болезнью сердца с увеличением количества автотранспортных средств в Москве.

Здесь и на рис. 3: по ос» абсцисс — годы наблюдения, но оси ординат: левая ось — показатель заболеваемости на 1000 населения, правая ось — количество автотранспортных средств в тысячах. I — автотранспорт, 2 — заболеваемость.

1 I I I I I I I I I I

/9в6 /987 /988 1989 1990 1991 1992 /993 1994 1995 1996

Ш 1 -М- 2

Рис. 2. Связь заболеваемости населения цереброваску-лярными болезнями с ростом индекса загрязнения атмосферного воздуха в Москве.

Здесь и ил рис. 4: по оси абсцисс — голы наблюдения, по оси ординат: левая ось — показатель заболеваемости на 1000 населения, правая ось — индекс загрязнения атмосферного воздуха. / — индекс загрязнения атмосферного воздуха, 2— заболеваемость.

динамика заболеваемости населения цереброва-скулярными болезнями, частота которых растет из года в год (г = 0,932; р < 0,05), хотя это в значительной мере обусловлено постарением населения Москвы (рис. 2).

По данным НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, вклад загрязнения атмосферного воздуха в развитие заболеваемости населения болезнями органов дыхания составляет в зависимости от возраста до 40% [2]. В Москве в связи с увеличением загрязнения атмосферного воздуха заболеваемость значительно возросла, особенно хроническими формами, как среди детей, так и среди взрослых.

Так, хронические болезни миндалин и аденоидов в 1996 г. стали встречаться у детей в 1,7 раза чаше по сравнению с 1986 г. Что касается взрослого населения, то частота заболеваний хроническим бронхитом в 1996 г. в 1,5 раза выше, чем в 1986 г., динамика увеличения уровня заболеваемости прослеживается с 1990 г. и также совпадает с ростом количества автотранспорта, коэффициент корреляции составляет 0,991 (р < 0,05) (рис. 3).

Выбросы автотранспорта обладают раздражающим действием на дыхательные пути, в основном

и ' 2

Рис. 3. Связь заболеваемости населения хроническим бронхитом с увеличением количества автотранспортных средств в Москве.

за счет альдегидов и кетонов, и играют значительную роль в развитии как острых, так и хронических форм заболеваний. Не исключено, что увеличение заболеваемости населения болезнями органов дыхания аллергической природы — бронхиальной астмой и аллергическим ринитом, также обусловлено воздействием загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспорта, поскольку прослеживается отчетливая взаимосвязь между уровнями заболеваемости и увеличением индекса загрязнения атмосферного воздуха.

Повышенную чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, в том числе к загрязнению атмосферного воздуха и факторам физической природы, как известно, имеют беременные женщины.

В Москве наблюдается рост заболеваемости женщин детородного возраста, увеличение частоты патологии беременности и родов. Значительное число детей рождается с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, с врожденными и наследственными заболеваниями. За последние 6 лет общая заболеваемость детей первого года жизни увеличилась на 40%, в 1,5 раза возросла заболеваемость болезнями нервной системы и органов чувств, болезнями крови (анемии), более чем в 2 раза увеличилась заболеваемость врожденными пороками развития (рис. 4). В определенной мере, развитие неблагоприятных эффектов у детей в возрасте до I года связано с состоянием здоровья матери, подвергавшейся воздействию выбросов автотранспорта.

Рождение здорового потомства, сохранение здоровья детей и репродуктивного здоровья женщин, вышли за рамки медицинской проблемы. Дети первого года жизни стали относиться к группе не только высокого социального, но и экологического риска, во многом обусловленного нерешенными проблемами автотранспортного прессинга.

Последствия загрязнения окружающей среды автотранспортом, с которыми столкнулись крупные города мира, уже пережиты ими 30—40 лет назад, однако, несмотря на введенные защитные меры, к настоящему времени проблема автотранспорта остается актуальной. В большинстве стран приняты законы, ограничивающие загрязнение окружающей среды автотранспортом, выделены государственные дотации производителям эколо-

/986 1987 1988 /989 1990 1991 1992 '993 1994 1995 1996

£2 1 -9- 2

Рис. 4. Связь заболеваемости детей первого года жизни врожденными пороками развития с ростом индекса загрязнения атмосферного воздуха в Москве.

гически чистых автомобилей. По такому же пути целесообразно идти и Москве. Необходимо совершенствовать нормативно-законодательное обеспечение, разработать экономические механизмы, провести нормирование выбросов от всех транспортных средств и другие предупредительные меры. Проблема транспорта в Москве не может быть кардинально решена без пересмотра функционального зонирования территории города, особенно в центральной части. Необходима разработка генерального плана развития города, плана реконструкции и развития дорожно-мостового строительства и др.

Таким образом, приведенные результаты убедительно свидетельствуют о неблагоприятном воздействии автотранспорта на состояние здоровья населения Москвы и подтверждают, что критерием санитарно-эпидемиологического благополучия является здоровье различных категорий населения, что должно в первую очередь приниматься при разработке профилактических мероприятий и принятии государственных решений в области охраны окружающей среды.

Литература

1. Государственный доклад "О состоянии окружающей природной среды Москвы в 1994 году". — М., 1996. - С. 145-147.

2. Кутепов Е. Н. Методические основы оценки состояния здоровья населения при воздействии факторов окружающей среды: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук: М., 1995.

3. Орлова Л. Г. // Гигиенические аспекты снижения шума в районах новой застройки. — М., 1979. — С. 68-72.

4. Осипов Г. Л.. Прутков Б. Г., Шишкин А. И., Караго-дина И. Л. Градостроительные меры борьбы с шумом. - М„ 1975. - С. 99-114.

5. Пупырев Е. И., Беляев Е. П, Мурашкин Г. И. // Проблемы управления качеством окружающей среды городов. - М., 1995. — С. 36-44.

6. Сидоренко Г. И., Можаев Е. А. Санитарное состояние окружающей среды и здоровье населения. — М., 1987. - С. 104-105.

7. Сидоренко Г. И., Кутепов Е. И. //. Гиг. и сан. — 1994. - № 8. - С. 3-5.

Поступила 21.09.97

Summary. The paper presents data on motor transport pollution of the ambient air. From 1986 to 1996, the number of cars increased from 600,000 to 2,000,000, in Moscow the pollution index rose from 1.0 to 9.0. Motor transport is a source of noise and its proportion in the total noise is as high as 80%. In 1996, the noise threshold was 78-88 dBA. On the whole, the noise levels have increased by 5-6 dBA in the past decade. Experts' estimates indicate that 70-80% of Moscow inhabitants live in the areas of acoustic discomfort made by transport vehicles. Since the early 1990s, i.e. when the number of transport vehicles began drastically increasing, there has been an increase in the incidence of coronary heart disease and cerebrovascular diseases whose risk factors include noise and atmospheric pollution. Their incidence is on the rise every year, the changes in their rates correlate with increases in the number of motor vehicles and the atmospheric pollution index. The morbidity rates for chronic respiratory diseases in children and adults are presented, they are closely related to the increased number of cars and the higher index of atmospheric pollution. In the past 6 years, the total morbidity in infants of the first year of life has increased by 40%; the incidence of diseases of the nervous system, sense organs, and blood has shown a 1.5-fold increase, that of congenital malformations has twice grown. Poorer health in infants under I year is associated with the health of their mothers exposed to motor transport discharges. The findings strongly suggest that motor transport has an adverse effect on the population of Moscow and support that health of different populations is a criterion of sanitary and epidemiological well-being.

С КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1998

удк 618.179-02:613.632.4:665.612.3|-092.9

Т. А. Фатеева, Н. П. Сетко, А. А. Стадников

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ МНОГОСЕРНИСТОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА И КОНДЕНСАТА НА РЕПРОДУКТИВНУЮ ФУНКЦИЮ

Оренбургская государственная медицинская академия

Охрана здоровья женщин в условиях современного промышленного производства остается до настоящего времени одной из актуальнейших проблем [6).

В современной литературе приводится все больше фактов, свидетельствующих о том, что химические агенты, присутствующие в воздухе рабочей зоны промышленных предприятий, могут вызывать негативные изменения репродуктивной функции работающих женщин и сказываться на состоянии здоровья их потомства [1, 5, 7, 8].

Прогрессирующее антропогенное воздействие на окружающую среду промышленных поллютан-тов современных предприятий по переработке се-роводородсодержашего природного газа и конденсата в настоящее время создает реальную угрозу состоянию здоровья не только ныне живущих, но и будущих поколений. Вместе с тем удельный вес женщин, занятых в газоперерабатывающей про-

мышленности, довольно велик и составляет около половины работающих. Гигиеническая обстановка при переработке сероводородсодержащего природного газа и конденсата характеризуется рядом неблагоприятных факторов, ведущим из которых является загрязнение воздуха рабочей зоны комплексом химических веществ (сероводород, сернистый ангидрид, углеводороды, смесь природных меркаптанов).

В связи с этим целью настоящей работы явилось исследование влияния многосернистого природного газа и конденсата Оренбургского месторождения на репродуктивную функцию самок белых крыс в условиях эксперимента.

Опыты выполнены на 80 беспородных белых крысах-самках исходной массой 180—210 г. Экспериментальные исследования проведены на основании методических рекомендаций [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.